Образование вообще и профессиональное образование, в частности, должно помочь человеку не столько в освоении конкретных знаний и умений, сколько в обретении «смысловой картины мира». Знания, умения и навыки, также как и сами профессии, - это лишь средства для нахождения своего места в мире и обществе, для самореализации. Поэтому особое внимание уделяется новой образовательной парадигме, которая утверждает, что образование должно быть опережающим, то есть готовить к жизни в современном информационном обществе, где царит интеллектуальная, религиозная, межнациональная толерантность и единое образовательное пространство; а также общедоступным. Благодаря этим тенденциям в развитии современного образования может быть обеспечена социальнопрофессиональная мобильность населения.
Библиографический список
1. Калиновский Ю.К. Введение в андрагогику Мобильность педагога в образовании взрослых / Под ред. А.А. Макарени. - М.: Вита-Пресс, 2000. - 287 с.
2. Онушкин В.Г., ОгаревЕ.И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. -СПб.; Воронеж: Российская академия образования Институт образования взрослых, 1995. - 232 с.
3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учебн. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2005. - 496 с.
4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация, Общество / Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
5. Чередниченко Г.А. Молодежь России: Социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования). - СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. - 504 с.
С.М. Амелюшкина ПОНЯТИЕ «ТВОРЧЕСТВО»: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Становление понятия «творчество» прошло долгую историю. В разные периоды развития человечества, ученые, философы неоднозначно относились к трактовке понятия «творчество», его сущности и источниках. С древнейших времен эта проблема волновала умы великих мыслителей.
В эпоху античности философы предлагали две противоположенные концепции трактовки данного понятия. Аристотель рассматривал творчество, как человеческую способность, человеческое ремесло. В начале XX века немецкий ученый Г. Мейер высказал предположение, что аристотелевская вселенная создается по образу и подобию человеческого произведения искусства, и мир устроен, как художественное творение [6]. Аристотель ориентируется на человеческое творчество как на образец, отрицая божественность акта творения. Иная точка зрения была у Платона. Связывая понятие «творчество» с представлениями о творении мироздания, Платон подчеркивает универсальность данного понятия, его божественную сущность. «Всякий переход из небытия в бытие - это творчество». [15] Он впервые обратил внимание на акт вдохновения, как части творческого процесса.
В эпоху Средневековья религия доминирует в общественном сознании, что оказывает влияние на многие философские взгляды. Так, понятие «творчество» многие философы рассматривают, как акт божьей воли. Данная интерпретация исходит из теистической концепции, согласно которой Бог - это творец всего. В поддержку данной концепции выступал философ средневековья Иоанн Скот. Он разделил всю природу на 4 вида: творящая, но не сотворенная (Бог); творящая и сотворенная (идеи в Боге); сотворенная, но не творящая (вещи в пространстве и времени); не творящая и не сотворенная (Бог, как цель и конец всех вещей). Но, существовали и другие концепции. Фома Аквинский придерживался пантеистической трактовки. Он стремился подчеркнуть постоянное участие Бога во всех актах творения [13, с. 90].
Эпоха Возрождения создает новое направление в философии. Предметом философии становится земная жизнь человека, его деятельность. Возрастает ценность человека, появляется понятие «уникальности личности». Мир и человек -творение Бога. Предназначение человека в творческой жизнедеятельности. Только в творческом деянии человек обретает возможность наслаж-
© С.М. Амелюшкина, 2008
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008
39
даться этим миром [13, с. 98]. Появляется новая концепция - антропоцентризм (учение о свободе человека Пико дела Мирандола). Человек должен сделать себя сам в условиях свободного, творческого выбора. Творчество рассматривается, прежде всего, как искусство в широком смысле слова. Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту творчества.
Ученые и философы эпохи Нового времени по-разному трактуют понятие «творчество». Так, Гете в «Фаусте» в поэтической форме выражает мысль о творческом характере человека. «Только творчество наполняет жизнь человека особым смыслом и позволяет ему радоваться жизни, не цепляясь за ее ценности» [14]. Ф. Бэкон считал, что человек сможет творить, если будут устранены духовные стереотипы. Т. Гоббс видел в творчестве, прежде всего фантазию, и духовную свободу, а человека рассматривал как творца культуры, создателя многообразных искусственных тел. Г. Гегель также поддерживал идею о творческой активности человека. «Творчество - это духовная деятельность, результатом которой является созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры» [3].
На рубеже ХІХ-ХХ веков появляется новое направление - философия жизни, которое стало основой для нового подхода в рассмотрении понятия «творчество» - экзистенционального. Экзистенциалисты признавали интуитивную природу творчества. Для них творчество было синонимом жизни. Бергсон обосновал свою концепцию «Творческая эволюция». Он видел основание мира в «жизненном порыве», обеспечивающем его эволюцию. Жизненный порыв это потенциал космоса, реализующего себя через творчество человека. Таким образом, он рассматривал творчество как непрерывное рождение нового. «Жизнь - это поток творчества во времени» [13, с. 197].
В философии Ф. Ницше проблема творчества связана с теорией сверхчеловека. Только сверхчеловек может обладать способностью к творчеству. Для Ф. Ницше творчество - это подлинное бытие. Это то, что создает порядок. Оно проявляется не только в переоценке ценностей, но и, прежде всего, в вере и любви [8, с. 25]. Ф. Ницше подчеркивал взаимозависимость творчества и спонтанности, считая спонтанность движущим началом творчества.
Французский экзистенциализм (А. Камю, Ж.-П. Сартр) дает свою интерпретацию понятия «творчество». А. Камю говорил о преобладание «абсурдных страстей» в творчестве. «Творчество отражает тот момент когда рассуждения прекращаются и на поверхность вырываются абсурдные страсти» [12, с. 289].
В начале XX в. в философии формируется онтологический подход к трактовке понятия «творчество». Основная идея - человек - существо эволюционирующее и творчески самоопределяющееся. Эти мысли высказывали Э. Фромм, Н.А. Бердяевым, В.И. Вернадским и др.
Н.А. Бердяев определял творчество не как деятельность по «перераспределению» материи, но как процесс обновления духа, выработки качественно нового отношения личности к себе и миру объектов [10].
Г. С. Батищев рассматривал творчество на основе деятельностного подхода. Для него творчество в первую очередь - это высшая форма активности. «Современный здравый смыл определяет творчество не иначе, как через деятельность, присоединяя к ней признак новизны» [2, с. 152].
XX век внес свои коррективы в трактовку понятия «творчество».
Так, К. Маркс поддерживал идею о том, что творчество есть сознательная, целенаправленная предметно-практическая деятельность общества по преобразованию окружающей действительности и самого себя.
З. Фрейд утверждал, что различного рода психические процессы человека не исчезают в нем бесследно, а лишь затушевываются, «вытесняются» на некоторое время в сферу бессознательного. Согласно З. Фрейду, в основе творческого вдохновения лежит так называемое «вытесненное бессознательное». Творчество - это один из способов избавления человека от сексуальной энергии по средством катарсиса (очищения) [5].
Творчество, как самоактуализацию личности рассматривали такие ученые как А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Н. Роджерс. Н. Роджерс считает, что творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта [9]. Есть последователи данного подхода и в отечественной психологии. Р. М. Грановская рассматривает творчество как социально-приемлемый и поддерживаемый способ самоактуализации; как способ получения удовольствия; как способ преодоления внутренних противоречий [4].
40
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008
Отечественная теория и практика внесла свой вклад в становление понятия «творчество». Работы С.Л. Рубинштейна способствовали утверждению представлений о творчестве как о результате сознательной деятельности субъекта. Сторонником деятельностного подхода выступает и Ю.А. Миславский, который говорит о том, что творчество - это деятельность, выполняющая функцию обеспечения своеобразного иммунитета к трудностям и разрушающим последствиям неудач [7]. В.А. Сластенин и Л.К. Веретенникова считают, что «творчество» рассматривается в науке как деятельность, результатом которой является создание нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью. «Творчество - высшая форма активности человека и в то же время его характеристика, свидетельствующая о высоком уровне развития такого интегрального качества, как творческий потенциал личности» [11, с. 27]. Следует так же отметить позицию В.И. Андреева, который трактовал творчество, как вид человеческой деятельности, характеризующийся рядом существенных необходимых признаков, которые всякий раз проявляются не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве [1, с. 49].
Личностный подход развивается в исследованиях Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лей-теса и др. и базируется на утверждение о том, что творчество имеет целеполагающийся характер и является функцией интеллекта.
В результате этого краткого теоретического обзора рассматриваемой проблемы можно выделить следующие подходы к трактовке понятия «творчество»:
1. Пантеистический подход. Творчество, как акт божий воли (Платон, Августин, Иоанн Скот).
2. Деятельностный подход. Творчество, как высшая форма активности (К. Маркс, С.Л. Рубин-стейн, В.А. Сластенин, Ю.А. Миславский).
3. Экзистенциальный подход. Творчество, как интуитивный порыв.
4. Синкретический подход. Творчество, как проявление ритма Вселенной (А.А. Потебня, Д.Б. Лезин).
5. Диалектический подход. Творчество, как атрибут материи (Я.А. Пономарев и др.).
6. Личностный подход. Творчество, как функция интеллекта (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес).
Библиографический список
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 237 с.
2. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 464 с.
3. Гегель Г. Наука логики. Т. 3. - М., 1971. -С. 214-218.
4. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. - СПб.: Речь, 2006. - С. 253-262.
5. ИринаВ.Р., НовиковА.А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. - М.: Наука, 1978. - 145 с.
6. Лосев А. Ф. История античной эстетики Аристотель и поздняя классика. // История античной эстетики. Т. IV - М.: Искусство, 1975. - 395 с.
7. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. - 1988. - №>3. - С. 70-75.
8. Ницше. Введение в понимание его философствования / Под ред. А.А. Ермаковой. - СПб.: Фонд Университет «Владимир Даль», 2004. -С. 23-30.
9. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1990. - .№1. - С. 164-168.
10. Савинцев В.И. Проблема времени в персонализме Н.А. Бердяева: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Калининград, 2006. - 16 с.
11. Сластенин В.А., Веретенникова Л.К. Формирование творческого потенциала школьников. Учебное пособие. - М.: Магистр, 1999. - 95 с.
12. Сумерки Богов / Общ ред. А.С. Яковлева. -М.: Изд-во полит. лит., 1989. - 398 с.
13. Философия для аспирантов / Под ред. И.И. Кального. - СПб.: Изд-во «Лань», 2001. - 512 с.
14. ФроммЭ. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - С. 375-414.
15. ЯковлевА.Я. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. - 2003. -№6. - С. 142-154.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008
41