Научная статья на тему 'Проблема творчества в современной философской и психолого-педагогической литературе'

Проблема творчества в современной философской и психолого-педагогической литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1361
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ПРОЦЕСС / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Елена Владимировна

в статье предложен анализ подходов к пониманию и определению понятия «творчества» с античных времен до нашего времени в рамках философии, педагогики, психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема творчества в современной философской и психолого-педагогической литературе»

Проблема творчества в современной философской и психолого-педагогической литературе Киселева Е.В.

Киселева Елена Владимировна / Kiseleva Elena Vladimirovna - магистрант, кафедра общей и профессиональной педагогики, факультет психологии и педагогики, Челябинский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье предложен анализ подходов к пониманию и определению понятия «творчества» с античных времен до нашего времени в рамках философии, педагогики, психологии.

Abstract: this paper proposes an analysis of approaches to understanding and defining the concept of «creativity» from antiquity to our time in the framework of the philosophy, pedagogy, psychology.

Ключевые слова: творчество, процесс, деятельность. Keywords: creativity, process, activity.

Современное общество характеризуется сложностью, непредсказуемостью протекающих в нем процессов. Центр тяжести общественного производства перемещается с материальных факторов на духовные - знание, информацию, творчество. Объективная потребность современного общества в формировании творческой личности сделала исследование проблемы творчества весьма актуальным.

Понятие «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля. Творчество - есть рождение бытия из небытия, возникновение нечто из ничего - утверждал Платон [4, с.39]. Творчество - комбинация данных нашего сознания - сообщал Аристотель [4, с.152].

В античной культуре деятельность свободного человека (не раба), свободно реализующего свои цели, мыслится как творчество и обозначается как chretis или praxis. Таким образом, способность воплощать личный замысел - это и есть творчество, в отличие от физической деятельности как типового тиражирования предметов, потребляемых другими [4, с.134].

«Начиная с Платона, творчество понималось как индивидуальный акт прорыва к новым сущностям» [4, с. 131]. Во времена Платона, творчество приобрело социальную ценность, искусство было попыткой противопоставления или подражания идеальным формам.

Более широкое определение творчества возникло намного позднее. Значение слова «творю» совпадало во многих языках (в том числе, в старославянском и древнегреческом) с «делаю». Древнерусский корень «твор», означающий вид, наружность, создание, сочетание, что восходит к индоевропейскому «vor», «ver» -«открывать» [3, с.150].

И хотя в большинстве религий присутствовал свой тип мифа о творении (сотворении), современный западный концепт творчества можно проследить от иудейско-христианской философской традиции к идее божественного сотворения физического и человеческого мира. «В рассказе о сотворении мира, данной в Книге Бытия, где созидательные устремления людей подкреплялись идеей их родства с божественной Природой -идея, за которой следовала идея ремесленного воспроизведения божественного труда на Земле. Добровольно связывая себя с верой в Создателя и Его Творение, человек подтверждает свою творческую силу посредством признания этого родства. При этом христианство, направляя ум и устремления человека в будущее, играло решающую роль в раскрытии внутренней способности человека к созиданию» [3, с.135]. Таким образом, на смену способности подражать лучшим образцам, пришли свобода и оригинальность (как право выбора) [3, с.135]. Эти допущения рассматривались на протяжении 1200 лет.

В Средние века появились новые воззрения, творчество рассматривалось как проявление «потустороннего духа» - уникального дара от Бога, проводниками которого являлись люди, способные к созданию шедевров искусства и ремесла. Давление этой традиции стало причиной того, что процесс секуляризации значений того термина был довольно медленным и длительным [9, с.19].

Распространение иного значения термина началось в XVI веке. Возрождение, вернувшись к ценностям греческой цивилизации, характеризовалось возобновлением интереса к искусству, литературе, философии и науке, «появляется более узкий взгляд на творчество, прежде всего как на художественный акт» [4, с.132]. Эпоха Возрождения, проникнутая безграничной верой в возможности человека, рассматривает творчество как создание произведений искусства. Творчество опять стало предметом обсуждений, «в массовом сознании творчество все более тесно связывается с искусством, с созданием новых культурных и художественных образцов и отдаляется от прагматической деятельности» [4, с.132].

Современные значения термина «творчество» возникли из нового гуманистического акцента в теории Ренессанса [9, с.19].

В процессе развития промышленности начинают формироваться методы и способы творческой деятельности. Этому посвящены многие исследования ученых в XVTI-XVTII веках. Вклад в теорию и практику творчества внесли Р. Декарт, И. Ньютон, М. Ломоносов, Д. Локк. Они отрицали врожденные идеи, включая Бога, и различали идеи, полученные из опыта внешнего и внутреннего. «В индустриальную эру для осуществления производственной, коммерческой или любой другой деятельности творчество было необходимо в относительно небольших количествах. Производство товара и услуг требовало исполнителей, совершавших некие действия

по уже заданной схеме, и совсем немного людей, меняющих существующие или создающих принципиально новые схемы» [4, с.132].

В начале ХХ века серия теоретических работ посвящена структуре творческого процесса (М. Беренс, У. Джемс, Б.А. Лезин, П.К. Энгельмейер). В 20-30-х годах XX веке исследованием творчества занимались преимущественно психологи и физиологи (Ф.Ю. Ленинсон-Лессинг, Г.Уоллес). Изучению теории творчества посвятили свои работы А. Адлер, Дж. Келли, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, и др.

Со второй половины 50-х годов феномен творчества разрабатывается на различных уровнях. Проблемы творчества, творческой деятельности в конце второй половины ХХ века исследовали: философы - Г.С. Батищев, В.И. Белозерцев, Г.А. Буш, Г.А. Давыдов, Л.А. Пьянкова, А.Г. Спиркин, М.Ф. Фатхуллин и др.; психологи - Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Я.А. Я.А. Пономарев, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.; педагоги - Л.К. Веретенникова, В.А. Горский, Г.Д. Кириллов, Б.И. Коротяев, С.А. Новоселов, М.Н. Поволяева, В.Д. Путилин, Г.П. Скамницкая, А.П. Тряпицына, Г.А. Ушаков, Т.И. Шамова, Е.Н. Яковлева и др.

«Творчество, - как пишет Я.А. Пономарев, чрезвычайно многообразное понятие. Количество его определений приближается к числу авторов, затрагивающих данную проблему» [11].

С точки зрения современного философа А.А. Горелова: «Творчество - объективный процесс, происходящий в субъективности человека и опосредованный его свободой» [3, с.156].

Творчество - это не только имманентно присущая человеческому мышлению способность, но и сфера приложения его внутренних интеллектуальных усилий, направленных как на познание, так и на преобразование действительности, на созидание нового практически во всех сферах деятельности [3, с.132].

Применяя философский подход, и понимая мир как хаос в его бесконечном движении, авторы монографии так описывают творческий процесс: «Разум человеческий пытается остановить, замедлить бесконечные скорости переменных хаоса и перевести мысль в устойчивое мнение, где наши идеи взаимосвязаны и упакованы в причинно-следственные связи, в правила в сходства вещей и их взаимодействий. Нам хочется укрыться от хаоса под «зонтиком» мнения, «зонтиком» повседневности в своей понятливости и обыденности. Творчество - есть попытка прорезать «зонтик» мнения и выйти в «открытый космос», что делает художник, философ и ученый» [4, с.159].

Таким образом, на основе вышеуказанных существенных признаков, определяющих подход к проблеме творчества философов, заключаем, что его характерной чертой является новизна результата деятельности, задача творца «создание новых форм бытия, новых воплощений идеальных начал, таящихся в его духе» [3, с.156].

Сегодня творчество - глобальная теоретическая проблема психологии, по отношению к которой не будет преувеличением сказать, что в ней, в особом преломлении отражаются все узловые проблемы психологии. Так в творчестве задействованы когнитивные процессы: интеллект, память, внимание и т.д. Однако, задействованы они особым образом - творчество предполагает, как бы особый «режим», в котором все когнитивные процессы функционируют по-другому: интуиция оттесняет логику, бессознательное - сознание [7, с.7].

В зарубежной литературе XX века традиционно выделяют три основные подхода к понятию «творчество»: психоаналитический подход, где творчество рассматривается как результат внутриличностных конфликтов (А. Адлер, З. Фрейд, К. Юнг), психометрический подход, изучающий творчество как продуктивный способ мышления (А. Айзенк, Дж. Гилфорд, Е. Торренс, М. Резнулли) и экзистенциально-гуманистический, при котором творчество рассматривается как реализация естественного творческого потенциала личности (Дж. Бюджентал, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм, М. Чиксентмихайи и др.).

Интересы отечественных психологов чаще сосредоточены на более прикладных темах: связь творчества и развития (Л. С. Выготский, Я.А. Пономарев и др.), связь творчества со структурой личности (Б.Г. Ананьев, В.М. Козленко, С.Л. Рубинштейн, и др.), возможности развития креативности, в частности творческого мышления (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин и др.).

«Творчество, по мнению российского психолога Я.А. Пономарева (1976), - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых, меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм» [11, с.43].

В.А. Моляко (1989) констатирует, что «в психологическом аспекте под творчеством следует понимать процесс создания, открытия чего-либо нового, ранее для этого конкретного субъекта неизвестного» [8, с7].

Таким образом, в психологии творчество рассматривается двояко: как психологический процесс и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее в этот процесс. «Специфика результатов творчества заключается в их новизне, оригинальности, а также в преобразовании явлений, вещей, процессов действительности» [2, с.13].

В связи с тем, что понятие творчества в педагогике очень широкое и многогранное, В.Л. Иноземцев (1997) выделяет пять групп определений творчества, предложенных различными авторами: [5, с.49].

1. творчество как всеобщая форма развития;

2. творчество как форма труда;

3. творчество как форма создания нового;

4. творчество как реализация внутреннего мотива деятельности;

5. творчество как мировоззрение.

Исследователи (Л.К. Веретенникова, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук и др.) рассматривают сущность творчества, через личность, ее характеристики.

В.Л. Иноземцев творчество определяет, как деятельность, он отмечает, что творчество обладает индивидуальностью, оно не воспроизводимо как в своем процессе, так, как и в результате [5, с.51].

Анализируя работы отечественных и зарубежных ученых В.А. Осипов в диссертационном исследовании (2010) резюмирует следующие: «Творчество - многомерное понятие, характеризующееся в целом степенью активности и областью приложения, обладающее такими отличительными чертами, как неповторимость, оригинальность, уникальность» [10].

Ряд авторов (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин. И.Ф. Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности. А.Т. Шумилин [12] выделяет следующие признаки творчества:

- Творчество - деятельность, заключающаяся в производстве существенно - новых общественных ценностей: способов деятельности, материальных и духовных продуктов.

- Оригинальность - используются нестандартные способы, средства.

- Создание новых полезных комбинаций из элементов существующих предметов, способов, средств путем комбинирования.

- Органическая связь с познанием действительности. Создавая новые ценности, человек опирается на имеющиеся знания и одновременно расширяет их. Акт творчества является одновременно и актом познания. Два основных пути познания - это раскрытие существующих закономерностей из-за отражения действительности и в процессе преобразования действительности, в творчестве.

- Главным содержанием творчества является формулировка и решение проблем, возникающих как противоречия на пути удовлетворения потребностей человека.

- Творчество является формой развития общества, среды, культуры.

- Творчество - это высший вид деятельности, форма развития и родовая сущность и признак человека.

- Творчеству присуще единство идеального и материального.

«Вокруг слова «творчество» выросла сложная паутина значений и ассоциаций. Нити этой паутины связывают концепции возвышенного и земного, необычного и заурядного. Одни считают этот термин уникальным, достаточно редким или даже наделяют его мистическим смыслом, другие превращают его в нечто избитое и даже банальное» - пишут в своей книге английские ученые К. Негус и М. Пикеринг [9, с.18].

Понятие «творчество» неоднозначно, многогранно и изучается многими разделами науки. Существуют различные подходы к пониманию и определению понятия «творчества». Этот феномен исследуется в рамках философии, социологии, педагогики, психологии и т.д.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что все исследователи проблемы творчества, независимо от принадлежности, к какой - либо отрасли знаний, единодушно отмечают общие свойства, характерные для творчества - индивидуальность, неповторимость, новизну и оригинальность.

В самом общем плане творчество можно представить как «способность, обусловленную внутренними для личности факторами, факторами, т.е. нематериальными стремлениями, имеющими в своей основе получение удовлетворения от деятельности, а своим результатом - развитие самой личности индивида» [1,с. 39].

Литература

1. Инновационная модернизация России: политические очерки / под ред. Ю.А. Красина. М.: Институт социологии РАН, 2011.253 с.

2. Кленовая Н.В. Развитие творческих способностей старшеклассников при обучении их иностранному языку: коммуникативный подход. Монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогор.гос. ун-та, 2010, 70 с.

3. Князева Е.Н. Природа креативности в зеркале креативности природы. Эпистемология креативности/Отв. Ред. Е.Н. Князева.-М.: «Канон+»РООИ «Реабилитация», 2013. - 520с.

4. Креативная лаборатория: диалог творческих практик: Монография/Ред.-сост. О.А. Карлова. - М.: Академический Проспект, 2009.-476с.-(Технологии культуры).

5. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под ред. д.т.н., проф. В.В. Попова, акад. РАО Ю.Г. Круглова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 319 с.: ил.

6. Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография / Под ред. Проф. М.М. Кашапова, доц. Т.Г. Киселевой, доц. Т.В. Огородниковой. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. - 392 с.

7. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности / Пер. с фр. - М.: «Когито-Центр», 2009. - 215с. (Университетское психологическое образование).

8. Моляко В.А. Психологическая готовность к творческому труду. -К.: Т-во «Знание» УССР, 1989. - 48 с

9. Негус К., Пикеринг М. Креативность. Коммуникация и культурные ценности/Пер. с англ. - Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2011. - 300с.

10. Осипов В.А. Педагогическое содействие формированию творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: автореф. диссер. ...канд. пед. наук: 13.00.01/ Осипов Владимир Александрович, Ижевск, 2010. http://v4.udsu.ru/science/abstract.

11. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.

12. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества: Монография. - Москва: Высш. шк., 1989. - 143 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.