Научная статья на тему 'Социально-профессиональная мобильность в современном мире'

Социально-профессиональная мобильность в современном мире Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1831
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональная мобильность в современном мире»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

З.И. Александрова СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Вторая половина ХХ века принесла в научное и общественное мировоззрение новое понимание течения жизни. В соответствии с классической картиной мира природа стабильна и детерминированна. В последние десятилетия история природы нашей планеты и социокультурной эволюции человека немонотонна, проходит через закономерную череду кризисов, бифуркаций, катастроф, сменяющихся периодами запрограммированного развития. Каждый человек непосредственно ощущает нестабильность окружающей природы, экономической и социальной жизни. Глобальные мировые изменения являются следствием перехода к информационному обществу, отдалением понятий «культура» и «цивилизация» друг от друга, приводят к нравственно-психологической деформации личности. Для преодоления этих негативных особенностей необходимы совместные усилия всего мирового сообщества, так как перед человечеством стоит новая проблема, проблема сохранения жизни на Земле.

Современный человек приходит в изменяющийся и нестабильный мир в окружении одних объектов, орудий труда, а уходит в окружении принципиально новых. Происходит интенсивное устаревание социальных, профессиональных и психологических компетенций. Освоение новых компетенций требует от личности постоянного изменения себя, проявления гибкости, возможности перемещения в социально-профессиональной структуре общества. Поэтому современной личности важно иметь такое качество как социально-профессиональная мобильность.

Изменение фундаментальных оснований существовавших обществ сопровождалось неоднократной сменой парадигм. Так, для античности было характерно целостное восприятие мира, средневековье утверждало признание божественных законов, индустриальная парадигма базировалась на признании лидирующей роли экономической науки, а современная постиндустриальная парадигма утверждает примат человека, его

сознания в системе источников существования и развития общества.

Образование играет важнейшую роль в истории и судьбах человечества. Современная образовательная парадигма рассматривает человека как главную цель образования; учит анализировать и изучать прошлый опыт, имеет дело с обучающимися, а не с обучаемыми; помогает распознать потребности и мотивы; оказывает помощь и поддержку в саморазвитии; учит формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию; принимать участие в определении собственной образовательной траектории, готовит к непрерывному образованию в течение жизни, учит жить «здесь и теперь». Современная парадигма предполагает сотворение своего собственного образа мира и своего собственного образа в этом мире, учит толерантности, сохранению и развитию индивидуальности; учит постоянной смене ролей; учит быть мобильной личностью в динамичном мире.

Категория «мобильность» интересовала многих отечественных авторов (П.А. Сорокин, Т.И. Заславская, М.Н. Рудкевич, В.Н. Шубкин, Ф.Р Филлипов, И.В. Удалова. Е.Д. Гражданников, Л.Н. Лесохина, Ю.И. Калиновский, Н.Н. Суртае-ва, Е.П. Шарова). Интересно рассмотреть генезис данного понятия.

П.А. Сорокин ввел понятие социальная мобильность, суть которого изменение индивидом или группой лиц места, занимаемого в социальной структуре, либо перемещение из одного социального слоя в другой. Он выделил вертикальную и горизонтальную социальную мобильность.

Вертикальная социальная мобильность - это перемещение индивида или группы в системе социальной иерархии, включающее изменение социального статуса. Вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей.

Горизонтальная мобильность - это перемещение индивида или группы в социальной структуре без изменения социального статуса (перемена религии, гражданства, семьи профессии,

места жительства, места работы). Социальные лифты обеспечивают ускоренное перемещение индивидов в социальной структуре общества. Таковыми являются армия, церковь, школа, собственность, брак. В быстро развивающемся обществе вертикальная мобильность протекает очень интенсивно. Как только высокие статусы заполняются, движение «социальных лифтов» замедляется. Новый высший класс «загораживается» от общества социальными барьерами. Возникает социальная клаузула - замкнутая социальная группа. В этот период наступает стабилизация общества. В период 1989-1992 гг. российские «социальные лифты были активны». Сегодня, чтобы попасть в элиту, необходимы капиталы и возможности, которыми большинство россиян не обладает. В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальный статус - это общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные (национальность, место рождения, социальное происхождение) и приобретенные (профессия, образование). В любом обществе существует иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие наоборот. Престиж -это социальная значимость того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном сознании. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек и системы ценностей, характерной для данного общества. Если престиж некоторых статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, то имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать. Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

Социальная роль фактически представляет собой некий образец поведения, признанный

целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально или иметь неформальный характер. Каждый человек имеет не одну, а целый набор социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности. Несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, личность, тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

Профессиональная мобильность - это изменение группой лиц или индивидом одной профессии на другую. Различают вертикальную профессиональную мобильность (перемещение вверх-вниз в профессионально-квалификационной структуре) и горизонтальную (перемещение без качественного изменения профессии и квалификации).

В 1988 г. И.В. Удалова и Е.Д. Гражданников рассматривали профессиональную мобильность как один из видов социальной мобильности, понимаемой в широком смысле. Под социальнопрофессиональной мобильностью они понимают перемену профессий, сопровождаемую изменением социального статуса. Данные авторы ввели понятие «внутрипоколенная мобильность».

В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев (1995 г.) и другие рассматривают социальную мобильность как свойство социальных субъектов, выраженное в их способности быстро и адекватно модифицировать свою деятельность при возникновении новых обстоятельств. Термин также обозначает процесс изменений в социальной структуре населения. В контексте образовательной проблематики употребляется в двух смыслах:

- перемещение индивида в социально-профессиональной структуре общества, связанное с изменениями в их образовательном статусе.

Подразделяются на два вида: а) горизонтальные перемещения - смена рода занятий в рамках одного и того же квалификационного ранга; б) вертикальные - переход на более сложные и содержательно богатые виды занятий после прохождения очередных степеней образовательной лестницы;

- личностное качество, приобретенное в процессе учебной деятельности и выраженное в способности легко и быстро осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и выполнения нестандартных задач. Социально мобильным в данном контексте называют индивида, обладающего гибкостью, способностью к изменениям, умеющего оперативно реагировать на вызов времени. Уровень социальной мобильности зависит от качества полученного образования, поэтому не обязательно коррелирует с его формальным уровнем. Здесь уже качественно меняется содержание понятия социальная мобильность, к процессу перемещения в структуре общества присоединяются личностные качества.

В 1998 г. Л.Н. Лесохина выявила противоречие между категориями социальная мобильность и компетентность (профессионализм). В своих исследованиях она отмечает, что «с одной стороны, это смена позиций, обусловленных внешними обстоятельствами, например, отсутствие рабочих мест в регионе, бытовой неустроенностью». А с другой стороны, «социальная мобильность, понимаемая как внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в саморазвитии». У автора остается убеждение в достаточной независимости этих понятий.

Точка пересечения социальной мобильности и компетентности лежит в области динамики современной жизни. По мнению Ю.К. Калиновского (2000 г.), «если в ситуации стагнации социальная мобильность в определенном смысле противоречит компетентности или, по крайней мере, эти категории могут никак не соприкасаться, то в динамическом обществе сама ситуация подталкивает их друг другу». Ю.К. Калиновский видит прямую связь между образованием и мобильностью: чем образованнее человек, тем он мобильнее.

Молодежь оказывается в эпицентре всего, что происходит в социуме. Профессиональное и жизненное самоопределение юношества происходит

сегодня в жестких условиях. Кардинальные изменения в социально-экономической системе общества расширили для выпускников средних школ, ССУЗов и ВУЗов спектр возможных путей жизненного выбора после окончания учебного заведения. Если в советский период выпускники, главным образом, должны были реализовывать полученные профессиональные знания в соответствующей сфере народного хозяйства, и это было законодательно закреплено обязательным распределением выпускников, то теперь они имеют полную свободу выбора в определении своего будущего. Кроме субъективного желания при планировании своего будущего, существует давление внешних обстоятельств, прежде всего мак-ро- и мезофакторов. Свобода обретения занятия и статуса не является самоцелью. Она является непременным условием развития и максимальной самореализации личности, выступает условием сочетания способностей индивидов и потребностей общества. Реальный выбор занятия и статуса отражает особенности воздействия внешних условий.

Современная образовательная парадигма отмечает недостаточность квалификационного подхода в сфере образования, так как возникли и набирают силы следующие тенденции: произошли принципиальные изменения почти во всех профессиях, появились новые профессии, возросла роль горизонтальной мобильности в течение трудовой жизни, изменился стиль жизни на различных уровнях. Требуется повышение адаптации человека к постоянным изменениям социальных и экономических условий жизни и деятельности, поэтому рассмотрение социально-профессиональной мобильности необходимо осуществлять во взаимосвязи с компе-тентностным подходом.

Компетентностный подход позволяет перейти в сфере образования от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания; «снять» диктат объекта труда (но не игнорировать его); положить в основание стратегию гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач; поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса; увязать более тесно цели образования с ситуациями применимости на современном рынке труда; ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие

профессиональных и жизненных ситуаций. Таковы цели компетентностного подхода.

В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, психологическую готовность. Выделяют следующие виды компетенций: «ключевые компетенции», «ядерные компетенции», «деятельностные компетенции», «персональные компетенции», «социальные компетенции», «политические компетенции», «компетенции, касающиеся жизни в поли-культурном обществе», «компетенции, определяющие владение письменным и устным общением (владением несколькими языками)», «компетенции, связанные с возникновением информационного общества», «компетенции, реализующие возможность учиться в течение всей жизни» и др.

Профессиональная компетентность - совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям труда. Формирование профессиональной компетентности осуществляется в трех направлениях: изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения; изменение личности субъекта; изменение соответствующей установки по отношению к субъекту деятельности.

А.К. Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых означает зрелость человека в профессиональной деятельности:

- специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

- социальная компетентность - владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;

- личностная компетентность - владение способами личностного самовыражения и самораз-

вития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

- индивидуальная компетентность - владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореабилитации.

Только соединение данных четырех составляющих может дать полный образ современного профессионала.

В условиях перехода к рыночной экономике радикально изменяются требования к специалистам, работающим в различных сферах общественного производства. Особенно большое место отводится таким качествам профессионала, как профессиональная самостоятельность, мобильность, способность к сотрудничеству. Любопытно, что еще в 1920-1930 гг. в России шли дискуссии о политехническом образовании. В основе данного подхода лежала идея К. Маркса о «гармонично развитом индивиде» как антитезе «узкому специалисту». Н.К. Крупская в работе «Выбор профессии» (1932 г.) писала: «Мы не мыслим человека навеки прикрепленного к одной профессии». В.И. Ленин отмечал, что даже «даже самые простые рабочие» обязательно должны иметь к своей профессии «добавление образовательного и политехнического минимума», иначе они будут отставать от развивающегося производства и не смогут стать полноценными членами общества, так как будут объектами шантажа и манипуляций со стороны различных политических «прихвостов». К сожалению, этим идеям не суждено было реализоваться, так как вопреки теоретическим разработкам тоталитарная система быстро стала готовить именно «узких специалистов» («профессиональных кретинов» - по К. Марксу).

Российскому обществу сегодня требуется способность быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. Россия нуждается в активных, профессионально-мобильных личностях, способных гарантировать процветание общества и повышение качества жизни в стране. Для того чтобы наша страна не утратила интеллектуальный и культурный потенциал, не превратилась в сырьевую базу и источник дешевой рабочей силы, требуется устойчивое движение общества к постиндустриальной цивилизации с помощью новых стратегических реформ, смены системы ценностей, внедрения наукоемких и информационных технологий.

Образование вообще и профессиональное образование, в частности, должно помочь человеку не столько в освоении конкретных знаний и умений, сколько в обретении «смысловой картины мира». Знания, умения и навыки, также как и сами профессии, - это лишь средства для нахождения своего места в мире и обществе, для самореализации. Поэтому особое внимание уделяется новой образовательной парадигме, которая утверждает, что образование должно быть опережающим, то есть готовить к жизни в современном информационном обществе, где царит интеллектуальная, религиозная, межнациональная толерантность и единое образовательное пространство; а также общедоступным. Благодаря этим тенденциям в развитии современного образования может быть обеспечена социальнопрофессиональная мобильность населения.

Библиографический список

1. Калиновский Ю.К. Введение в андрагогику Мобильность педагога в образовании взрослых / Под ред. А.А. Макарени. - М.: Вита-Пресс, 2000. - 287 с.

2. Онушкин В.Г., ОгаревЕ.И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. -СПб.; Воронеж: Российская академия образования Институт образования взрослых, 1995. - 232 с.

3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учебн. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2005. - 496 с.

4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация, Общество / Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

5. Чередниченко Г.А. Молодежь России: Социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования). - СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. - 504 с.

С.М. Амелюшкина ПОНЯТИЕ «ТВОРЧЕСТВО»: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Становление понятия «творчество» прошло долгую историю. В разные периоды развития человечества, ученые, философы неоднозначно относились к трактовке понятия «творчество», его сущности и источниках. С древнейших времен эта проблема волновала умы великих мыслителей.

В эпоху античности философы предлагали две противоположенные концепции трактовки данного понятия. Аристотель рассматривал творчество, как человеческую способность, человеческое ремесло. В начале XX века немецкий ученый Г. Мейер высказал предположение, что аристотелевская вселенная создается по образу и подобию человеческого произведения искусства, и мир устроен, как художественное творение [6]. Аристотель ориентируется на человеческое творчество как на образец, отрицая божественность акта творения. Иная точка зрения была у Платона. Связывая понятие «творчество» с представлениями о творении мироздания, Платон подчеркивает универсальность данного понятия, его божественную сущность. «Всякий переход из небытия в бытие - это творчество». [15] Он впервые обратил внимание на акт вдохновения, как части творческого процесса.

В эпоху Средневековья религия доминирует в общественном сознании, что оказывает влияние на многие философские взгляды. Так, понятие «творчество» многие философы рассматривают, как акт божьей воли. Данная интерпретация исходит из теистической концепции, согласно которой Бог - это творец всего. В поддержку данной концепции выступал философ средневековья Иоанн Скот. Он разделил всю природу на 4 вида: творящая, но не сотворенная (Бог); творящая и сотворенная (идеи в Боге); сотворенная, но не творящая (вещи в пространстве и времени); не творящая и не сотворенная (Бог, как цель и конец всех вещей). Но, существовали и другие концепции. Фома Аквинский придерживался пантеистической трактовки. Он стремился подчеркнуть постоянное участие Бога во всех актах творения [13, с. 90].

Эпоха Возрождения создает новое направление в философии. Предметом философии становится земная жизнь человека, его деятельность. Возрастает ценность человека, появляется понятие «уникальности личности». Мир и человек -творение Бога. Предназначение человека в творческой жизнедеятельности. Только в творческом деянии человек обретает возможность наслаж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.