Научная статья на тему 'Профессиональная и личностная состоятельность профессионально мобильного современного специалиста'

Профессиональная и личностная состоятельность профессионально мобильного современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная и личностная состоятельность профессионально мобильного современного специалиста»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОБИЛЬНОГО СОВРЕМЕННОГО

СПЕЦИАЛИСТА

Т.Н. Панкова, доцент, к.филол.н., Т.В. Морозова, старший преподаватель, Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Сегодня, в условиях быстро меняющегося содержания знаний, высшая школа реформируется на основе принципов непрерывности, фундаментальности, гуманизации, демократизации, интеграции науки с производством, информатизации для достижения основного результата. Актуальна проблема формирования будущего специалиста - мыслящего, саморазвивающегося, компетентного, деятельного, инициативного, мобильного, способного воспринимать, создавать, осмысливать, внедрять новое. В свою очередь, её решение зависит от изначальной направленности обучения на будущую профессиональную деятельность специалиста, профессиональный рост, его активное участие в преобразовании социальной действительности, саморазвитие.

Переход к политике «открытых дверей», включение РФ в международный рынок рабочей силы, формирование рыночной экономики постепенно приводят к повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов. В сравнении с развитыми странами население России может считаться низкомобильным. В соответствии с этим повышение мобильности населения - как внешней, так и внутренней, является одной из стратегических целей современной государственной политики. При этом возрастает потребность в образовательных программах, включающих возможность междисциплинарных занятий, развития знания иностранных языков и использования новых информационных технологий. На наш взгляд, представляется необходимым и возможным формировать готовность к профессиональной мобильности будущего специалиста еще на этапе профессионального обучения в вузе.

Профессиональная мобильность студентов, а также выпускников высших учебных заведений в настоящее время представляется еще недостаточно изученной с точки зрения соответствия реальной картины вузовского образования потребностям российского и мирового рынков трудовых ресурсов. Особый интерес работников высшей школы вызывает изучение формирования у студентов готовности к профессиональной мобильности, что во многом обусловлено знанием иностранного языка. Знание, уверенное владение иностранным языком, представления о профессиональной мобильности, ее особенностях в различных регионах необходимо каждому специалисту для профессиональной и личностной состоятельности. Именно возможности общения с представителями других культур, знакомство с зарубежным опытом, поиск необходимой информации в иностранных источниках повышают готовность к профессиональной мобильности и, соответственно, увеличивают шансы на профессиональный и жизненный успех. Исследование готовности к профессиональной мобильности студента позволяет определить наиболее часто

востребованные качества личности, знания и умения индивида, систематизировать их и выявить формы, методы и средства их формирования.

Теоретико-методологической основой исследования явились: теория системного (В.Г. Афанасьев, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Кустов, Ю.И. Тарский, Г.П. Щедровицкий), личностно-ориентированного (Ш.А. Амонашвили, Л.Г. Вяткин, Г.И. Железовская, Г.П. Корнев, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская) и деятельностного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн) подходов к организации процесса обучения; теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); положения, раскрывающие общие вопросы методологии педагогической науки, науковедения и понятийного аппарата педагогики (Б.С. Гершунский, Г.И. Железовская, В.В. Краевский); теория проектирования и конструирования образовательного процесса (С.А. Архангельский, B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, В.П. Жуковский, Н.Ф. Талызина); теория творческого развития и саморазвития личности (В.И. Андреев, Л.Г. Вяткин, О.Б. Калинникова, В.И. Щеголь).

Анализ степени разработанности проблемы показал следующие аспекты содержания понятия:

- «профессиональная мобильность» рассмотрены Н.В. Альбрехт, Л.А. Амировой, Ю.И. Калиновским, С.Е. Каплиной, О.М. Белоцерковским, Л.В. Горюновой, Р.Г. Громовой, Л.Н. Лисохиной, М.Л. Максимовой, Л.П. Меркуловой, М.А. Ратниковой и др.;

- «готовность» - А.Г. Асмоловым, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластениным, Л.Ф. Спириным, Ф.В. Бассиным, Е.С. Кузьминым, А.В. Петровским, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядовым, М.И. Виноградовым, Е.П. Ильиным, Н.Д. Левитовым, В.Н. Мясищевым, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкиным, А.А. Ухтомским и др.;

- «профессиональная готовность» студента - Т.Е. Климовой, В.В. Коробковой, Н.Е. Мажар, Е.А. Орловой, Т.А. Ратт, А.И. Санниковой, Л.Т. Черновой, Н.М. Яковлевой.

Данное понятие присутствует в работах С.В. Нужновой, Е.Г. Неделько, однако, мы считаем, проблема формирования готовности к профессиональной мобильности исследована еще недостаточно.

Необходимость исследования проблемы формирования готовности к профессиональной мобильности обусловлено некоторыми противоречиями:

- между высоким уровнем требований современного общества к профессиональной мобильности студентов и недостаточным вниманием к проблеме ее формирования в образовательном процессе вуза;

- между необходимостью овладения высоким уровнем готовности к профессиональной мобильности студентов и недостаточной разработанностью теоретико-прикладных основ этого процесса.

Основой изучения такого феномена как профессиональная мобильность современных специалистов явились работы П. Сорокина, Э. Дюркгейма, М. Вебера в которых заложен функциональный подход к анализу профессиональной мобильности как социальному явлению. В работах А. Шюца, М. Шелер раскрывается феноменологическое виденье этой категории.

Отечественные ученые в своих исследованиях рассматривали

профессиональную мобильность как предмет социальной стратификации советского общества. В работах Т.И. Заславской, Р.В. Рывкиной, В.Г. Подмарковой разработана методология анализа трудовой карьеры и исследование механизмов смены труда. В работах И.О. Мартынюк, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова были освещены такие проблемы как профессиональное самоопределение выпускников вузов, поиск работы, адаптация на рабочем месте, повышение квалификации. Психологические аспекты профориентации, трудовой деятельности детально проработаны в исследованиях Е.А. Климова. Последние десятилетия ознаменовались новым социокультурологическим подходом к исследованию социальных явлений, в том числе и к подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования, этому посвящены работы В.М. Розина, Н.Г. Багдосарьян. В работах О.А. Иконникова, А.Г. Здравомыслова проведен анализ основных проблем высшего профессионального образования в контексте социологической парадигмы.

Социальная мобильность как перемещение индивидов, социальных групп определяется в работах С.Э. Крапивенского, С.С. Фролова, Ю.А. Карповой, А.А. Гераськовой, Л.В. Кансузян. «Культурная мобильность», «социокультурная мобильность» стали предметом исследований П.К. Анохина, И.В. Василенко, Г.Б. Кораблева. Особенности и характеристики профессиональной мобильности рассмотрены в трудах О.М. Дудиной, П.М. Ратниковой, Ю.И. Калиновского, Н.И. Томина, О.В. Амосовой. Изучены и описаны механизмы возникновения и развития конструкторской мобильности человека в исследованиях Н.Ф. Хорошко. А.Т. Коньков разделяет профессиональную мобильность на межгенерационную и внутригенерационную. Л. Амирова и З. Багишев рассматривают категорию профессионально-педагогической мобильности как целевую установку высшего образования.

Проанализировав исследования ученых, следует отметить, что мобильность рассматривается ими и как качество личности и как процесс, т.е. имеет двусторонней характер. Дуальность такой категории как «мобильность» характеризуется тем, что человек может быть мобильным, если он обладает определенными личностными и профессиональными качествами, но его мобильность может, провялятся только в деятельности и говорить о степени и уровне мобильности человека следует только при условии ее реализации в деятельности.

Следует отметить, что результатом современного профессионального образования выступает способность выпускников к профессиональной мобильности нового типа - мобильности как основе веры людей в себя и свое будущее, в свои силы и возможности. Мы считаем, что такое понятие как «профессиональная мобильность специалиста» определяется не только его способностью менять свою профессию, место и род деятельности, но и умением принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а так же способностью быстро осваивать новую образовательную, профессиональную, социальную и национальную среду.

Опираясь на социологический подход и рассматривая профессиональную

мобильность как процесс движения индивидов между группами профессиональной структуры общества, необходимо отметить тот факт, что социальные субъекты полностью или частично изменяют свой профессиональный статус. Профессиональный статус индивида представляет собой определенное положение человека в профессиональной структуре общества. Сформировать в адаптационной вузовской среде социальную компетентность и помочь выпускнику в адаптации к смене своего социального и профессионального статуса возможно при условии включения в образовательный процесс информационных, коммуникационных, организационных компонентов. В связи с этим можно выделить основные задачи высшего профессионального образования в условиях его глобализации и модернизации. Во-первых, образование призвано подготавливать специалистов способных легко обучатся, быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности, заинтересованных в своем непрерывном образовании и совершенствовании. Таким образом, в процессе профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования необходимо развивать их адаптационные способности, а также умения и навыки самообучения. Во-вторых, образование должно сформировать у будущего специалиста такие личностные структуры и способности, которые позволили бы ему самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать вектор своего карьерного роста.

Одним из направлений развития современной науки выступает изучение возможностей компетентностного подхода к определению требований к выпускнику профессионального образовательного учреждения.

Компетентностный подход в образовании охватывает наряду со знаниями и навыками, такие категории как способности, готовность к познанию, социальные навыки. Компетентностный подход позволяет раскрыть желаемый результат образования через совокупность различного вида компетенций. Опираясь на компетентностный подход, мы можем подставить целостную картину становления профессиональной мобильности специалиста, через развития определенных компетенций.

Социально-коммуникативные компетенции, обеспечивающие готовность будущего специалиста к социализации в современном демократическом обществе, к работе с новыми информационными технологиями, к осуществлению своей профессиональной деятельности в неоднородных группах людей, адаптироваться к новым ситуациям.

Образовательные компетенции, обеспечивают готовность будущего специалиста к научному, системному познанию мира, к овладению навыками самостоятельного освоения знаний и повышения своей квалификации или смене профессии, поддерживать свой профессионально-творческий и социальный потенциал в условиях научно-технического прогресса, к самосовершенствованию, к самообразованию.

Общенаучные компетенции, обеспечивают высокий уровень базовых общих знаний и общих знаний по профилю специальности, способность адаптироваться к изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности.

Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции, обеспечивают успешность ценностно-смысловой ориентации специалиста в мире, готовность и стремление познать и совершенствовать самого себя, готовность будущего специалиста к общественно одобряемой продуктивной деятельности и способствуют осознанию необходимости непрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на протяжении всей жизни, определению ценностей, необходимых для того, чтобы жить в условиях сложного демократического общества, овладение высоким уровнем педагогической культуры.

Данные компетенции и являются основной составляющей профессиональной мобильности специалиста.

Анализируя особенности современного исторического развития (постоянные перемены, изменения, взаимопроникновение различных областей деятельности и знаний, движение в направление единства понимания всех сторон жизни на Земле) А. Кочеткова выделила две основные тенденции в условиях действия которых, и происходит данное развитие. Первый связан с перемещением мировых процессов в сторону хаоса, что детерминирует становление новых семантических основ жизнедеятельности человека. Второй характеризуется отказом от технократического восприятия протекающих перемен, стремлением к гармоничному постижению происходящего. Именно эти тенденции и привели к тому, что устоявшиеся требования к качеству специалиста не соответствуют меняющимся условиям жизни и деятельности. Творчество становится неизменным атрибутом жизни и деятельности каждого человека, т.е. способности, знания и навыки, заложенные в человеке, приобретают иное значение, определяющее место современного специалиста в развитии страны, общества. Соответственно изменяются требования к качеству образования, среда, в которой должна вестись профессиональная подготовка должна быть изоморфна среде, в которой будет реализовываться творческий потенциал специалиста. Таким образом, происходит смена модели образования основанной на трансляции знаний на модель образования «ориентированную на трансляцию принципов работы в условиях ученого незнания» [1], что в наибольшей степени связано со становлением личности современного специалиста.

Современный человек живет и действует в среде с высокой степенью «турбулентности», что определяет уровень непредсказуемости направления перемен. Соответственно в таких условиях специалист, эффективно действующий должен обладать рядом качестве, которые выступают на первый план: креативность мышления и быстрота принятия решений, способность к частой обучаемости и умение приспосабливаться к новым обстоятельствам, устойчивость к фрустрациям внешней и внутренний среды организации, умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства. Высокая степень адаптивности при деятельности в «турбулентной среде» характеризует мобильного специалиста, т.е. специалиста способного решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя.

Непрерывность и скачкообразность характеризуют перемены, происходящие в современном мире и в системе образования в частности, именно

они и оказывают сильное влияние на людей. Это обусловливает процесс разделения людей на тех: кто обладает высокой устойчивостью к изменениям, но не склонны к адаптации; кто не способен к адаптации и не может противостоять переменам; кто способен к адаптации и изменениям, но скорость необходимая для адаптации достаточно высока, что замедляет ее; кто способен адаптироваться и быстро изменяться, способны к быстрому обучению, самообучению.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что современное образование призвано помочь современным специалистам быть устойчивей к изменениям и быть более способным к активной адаптации на основе самообучения и обучения.

Таким образом, мы видим, что второй составляющей профессиональной мобильности специалиста выступает его готовность к переменам. Именно от степени готовности специалиста к переменам он принимает решения о смене места работы, профессии, образования и т.д. Человек, переоценивая свой багаж знаний, принимает решение о его изменении или об отказе от какой-то его части. «Желание измениться» означает, что человек готов внести существенные изменения в свою жизнь и деятельность без чьего-либо вмешательства или давления.

Третьей составляющей профессиональной мобильности является активность личности. Современное профессиональное образование в России построено по принципу преемственности образовательных программ, где образовательная программа вуза, выстроенного с опорой на достигнутое и с ориентацией на развитие, есть продолжение образовательного маршрута человека. Профессиональное становление и личностное становление обучающегося в вузе осуществляется посредством его собственной активности. При этом активность выражается и как работа над преобразованием себя, так и над преобразованием окружающей действительности. Как считает М.Л. Соколова [2], активность проявляется в способности ставить достижимые цели, реализовывать свою программу, несмотря на обстоятельства, препятствующие достижению цели.

В структуре готовности студентов к профессиональной мобильности, под которой мы понимаем интегративное качество личности, выражающееся во внутренней установке студента на изменение вида и/или места профессиональной деятельности, проявляющееся в самоанализе и самооценке, в стремлении и способности профессионально развиваться, добиваться успеха, Считаем целесообразным выделять следующие компоненты:

- ценностно-мотивационный: а) мотивы (интерес к приобретаемой профессии, стремление добиться успеха в профессиональной деятельности; понимание значимости принимаемых профессиональных решений, совершаемых действий; побуждение активно участвовать в социально-экономической жизни и т.д.); б) ценности (профессионализм, постоянный профессиональный рост и повышение качества жизни, самообразование и саморазвитие, творчество, интеллектуальная и эмоциональная гибкость, успешная адаптация к постоянно меняющимся условиям, коммуникабельность);

- когнитивный (знания, умения, навыки, квалификация, присущая специалисту, благодаря которым он оказывается в состоянии выполнять

определенного рода трудовые функции, умение понимать профессиональные задачи, оценивать их значимость, составлять и реализовывать программу личностного и профессионального самообразования и развития);

- деятелъностный (совокупность умений и навыков ориентирования в информационном потоке, анализа информации, владения современными методами и средствами связи, практические умения и навыки общения в социуме, навыки эффективного общения, сотрудничества, адаптации, социальная смелость, творчество, умение организовать свою работу, самопрезентации и выражения своего мнения);

- рефлексивный (анализ значимости мотивов и достижимости целевых установок, изменения условий профессиональной деятельности, соотношения возможностей специалиста и внешних условий, самооценку и адекватность оценивания своих поступков, анализ содержания самообразования, соответствующих умений и профессиональных действий, стрессоустойчивость).

Факторы готовности к профессиональной мобильности можно представить в виде двух групп:

1) к внутренним относим темперамент, склонность к риску, возраст, здоровье, уверенность в собственных силах, в высоком качестве своей профессиональной подготовки, убеждения, в соответствии с которыми система жизненных ценностей включает профессиональный рост и саморазвитие личности, семейное положение;

2) к внешним - общественные установки (господствующие в социуме ценности), условия и оплата труда, его престижность, изменения в структуре рынка труда, определенная жизненная ситуация, в которой находится тот или иной человек.

Критериями и показателями сформированности готовности к профессиональной мобильности студентов являются:

- мотивационно-ценностный компонент: критерии - мотивы саморазвития, социально-экономической активности, ценности (профессионализм, профессиональный рост); показатели - сформированные мотивы и ценности, в том числе профессионального успеха;

- когнитивный компонент: критерии - знания в профессиональной сфере, представления о современных мировых социально-экономических процессах; показатели - объем знаний, высокая успеваемость;

- деятельностный компонент: критерии - умения и навыки выполнения индивидуальных и групповых учебных упражнений, активное участие в различных проектах; показатели - решение учебных задач (индивидуально и в составе групп), активность участия в проектах;

- рефлексивный компонент: критерии - самоанализ; стрессоустойчивость; показатели - адекватная самооценка своих знаний, умений, деятельности.

С учётом разнонаправленности выделенных нами факторов и возможного их позитивного, нейтрального или негативного влияния на готовность специалиста к профессиональной мобильности, представляется необходимым осуществлять образовательный процесс в определенных, сознательно создаваемых педагогических условиях. Придавая вышеназванным факторам

позитивную направленность, преподаватель может активно и эффективно способствовать формированию профессиональной мобильности современного специалиста.

Список использованной литературы

1. Кочеткова А. Формирование человеческого капитала (системно -концептуальный подход) / А. Кочеткова // Alma mater Вестник высшей школы. -2004. - № 11. - С. 17-21.

2. Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных

маршрутов студентов в вузе: Дисс..... канд. пед. наук, / М.Л. Соколова. -

Архангельск, 2001 - 202 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.