УДК 377.06
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ А.И. Ныриков
В статье рассматривается формирование социокультурной мобильности подростков в психолого-педагогических исследованиях
Ключевые слова: социокультурная мобильность, подростки, формирование
Смена ценностных ориентаций в эпоху глобализации обусловила повышенное внимание к понятию «мобильность», экономическую, политическую, социальную и культурную интеграцию, увеличение числа межкультурных контактов, интенсификацию международного сотрудничества в различных областях и сделала особенно очевидной необходимость подготовки школьников, способных к конструктивному диалогу с представителями иных культур. Именно поэтому для современного образования особое значение приобретает проблема
социокультурной мобильности подростков и развития личности обучающегося как субъекта диалога культур - личности, способной вне зависимости от выбранного языка общения к проявлению себя как представителя родной культуры, стремящейся к постижению другой культуры и готовой к эффективному взаимодействию с ее представителями в ходе межкультурной коммуникации.
Также необходимо отметить, что
Российская Федерация предпринимает
существенные шаги по вхождению в единое
европейское пространство, в частности,
присоединилась к Болонскому процессу. Подписание Болонской декларации создало новые инструменты и инициативы, содействующие реализации целей
формирования общего европейского пространства высшего образования для
повышения мобильности человеческого
капитала. Общая цель всех реформ - повышение мобильности населения стран Европы для перехода от интеграции государств к реальной интеграции самих граждан стран Европейского союза. Потребность установления более тесных связей во всей развивающейся Европе, формирования и укрепления ее
Ныриков Андрей Иванович - ВГТУ, аспирант, преподаватель средней школы, e-mail: [email protected]
интеллектуального, культурного, социального и научно-технологического потенциала
осознается большей частью современного мира. Расширение открытой зоны европейского образовательного пространства предполагает рамки преподавания и обучения, расширяющие мобильность, в том числе делающие
сотрудничество более близким, чем когда-либо
было ранее. Зона европейского высшего образования рассматривается как ключевой путь развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента. Развиваются процессы академической мобильности, студенты и
преподаватели из России едут в Европу учиться и работать. Достижение возможности
трудоустройства с учетом перспективы обучения в течение всей жизни представляется более эффективным через качественное образование, разнообразие подходов и
профилей дисциплин, гибкость
образовательных программ, развитие межспециализационных умений и навыков, таких как коммуникация и языки, способность мобилизовать знания, решать проблемы,
работать в команде и развиваться социально. В этих целях разрабатываются учебные планы, программы межинституционального
сотрудничества, схемы мобильности, совместные программы обучения, практической подготовки и проведения научных
исследований. При этом возрастает потребность в образовательных программах, включающих возможность междисциплинарных занятий, развития знания иностранных языков и использования новых информационных технологий. Экономика, развитие науки и следующие за ней технологии, состояние общества определяют условия, в которых сегодня происходит профессиональное становление будущих специалистов.
Таким образом, подготовка
квалифицированного специалиста,
компетентного, ответственного,
конкурентоспособного, свободно владеющего
знаниями в своей профессиональной области, ориентирующегося в смежных сферах
деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и
социокультурной мобильности выступает сегодня основной целью профессионального образования. Таковы условия, выдвигаемые динамичной социально-экономической сферой. Быстрое совершенствование производственной и непроизводственной сфер на основе новейших информационных технологий создает
потребность в молодых людях, способных нестандартно, по-новому, творчески мыслить. Внутривузовские ориентиры подготовки специалистов должны соотноситься с требованиями работодателей и рынка труда в целом. В соответствии с новой философией образования, специалиста готовят к отраслевому рынку в постоянно усложняющемся постиндустриальном
обществе. Полученный определенный объем теоретических знаний и практических навыков позволит выпускнику сразу включиться в работу на конкретном предприятии или организации. Кроме того, необходимо уметь работать на персональном компьютере на трех уровнях (редакторских, сетевых и профессиональных программ), знать один-два иностранных языка, владеть основами маркетинга, психологическими и
конфликтологическими методиками,
менеджерскими навыками, профессиональными знаниями и умениями. К числу актуальных компетенций относят: навыки управления
информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников); способность решать проблемы; способность принимать решения; способность к критике и самокритике; способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; способность работать в международном контексте; способность применять знания на практике; способность к обучению; способности к адаптации к новым ситуациям; способность к генерации новых идей (творчеству); понимание культур и обычаев других стран; воля к успеху.
Фундаментальность подготовки
специалистов с применением их знаний в гражданских отраслях экономики, особенно в сфере высоких информационных технологий, сопряженных с современной инфраструктурой, культурной и технической базой должна сочетаться с постоянным обновлением их знаний и компетенций. Для повышения социокультурной и территориальной
мобильности трудовых ресурсов значимо желание и стремление людей к этому. Например, на Западе человек занимается непрерывным профессиональным образованием на протяжении всей жизни. Это позволяет ему быть уверенным в собственных силах, находить и принимать оптимальное решение в меняющихся жизненных обстоятельствах, быть востребованным в условиях безработицы. Основаниями для претензий индивида на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение служат
полученное им высшее профессиональное образование и сформированные в процессе его получения ценности и выработанный стиль поведения .
В связи с изложенным выше, на наш взгляд, представляется необходимым и возможным формировать готовность к префесышщшьной мобильности будущего
специалиста еще на этапе профессионального обучения в вузе. Анализ основных подходов к содержанию понятия «социокультурная мобильность» и «готовность» является
необходимым для определения категории
«готовность к социокультурной мобильности» у будущих специалистов.
Современные отечественные словари и
энциклопедии содержат следующую трактовку понятия «мобильность» (от лат. - mobilis, фр. -mobile):
1) подвижный, способный к быстрому передвижению;
2) способный быстро действовать, принимать решения.
Соответственно прослеживаются два подхода к трактовке мобильности: первый объясняет ее только с позиций смены должности (карьерный рост), профессии
(внешнее перемещение, движение, переход
индивида или индивидов); второй соотносится с характеристикой его личности (внутреннее присущее свойство, черта).
Сторонники первой точки зрения (Н.Т. Громова, С.С. Фролов) видят проявление
мобильности в процессе перемещения в социальном пространстве, движении между социокультурными группами. И в этом случае они ближе к понятию «социальная мобильность», под которым подразумевают способность личности адаптироваться и
преобразовывать социальную среду, оперативно устанавливать личностные, культурные и деловые контакты в
макросоциуме, проявлять свою социальную компетентность. Перемещение индивидов в социально-профессиональной структуре
общества связано с изменением в их профессиональном статусе, как по горизонтали, так и по вертикали, сменой рода занятий в рамках одного и того же квалификационного ранга, переходом на более сложные и содержательно богатые виды занятий после прохождения определённых ступеней образовательной лестницы. [2]
В соответствии со второй точкой зрения, ряд педагогов и психологов исходят из того, что «мобильность» - это состояние человеческой психики, готовность личности к решению проблем, быстрому принятию решений, мгновенной адаптации к изменяющимся условиям, перестройке деятельности в новых условиях социального и профессионального окружения (О.В. Амосова, Л^. Вершинина, Т.А. Стефановская, А.В. Брушлинский, Р.С. Немов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). В связи с этим утверждается значимость формирования мобильности как качества личности, что является одной из социально востребованных целей обучения и воспитания.
Ю.И. Калиновский предпринял попытку объединить оба значения, определяя «мобильность» как интегративное качество личности, характеризующее ее способность быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной или профессиональной среде под влиянием изменяющихся в природе, культуре или социуме ситуаций и обстоятельств деятельности субъектов (объектов)
взаимодействия.
Понятие «мобильность» включает в себя понятие «социокультурная мобильность» (Ю.И. Калиновский). Социокультурная мобильность неразрывно связана с социумом, сферами подготовки и образования. Мобильность, на формирование которой можно влиять, является одним из важных свойств личности в расширении жизненных шансов.
Действительно, в современном обществе глобализация расширяет социальную мобильность специалистов с высшим образованием, как горизонтальную, так и вертикальную. Однако в то же время всё большее влияние на социальную мобильность оказывают социокультурная мобильность и компетентность, такие их компоненты, как коммуникативная компетентность,
функциональная грамотность, социальная
ответственность, экологическая
информированность и т.д. Сформированность у
специалистов данных профессиональных компетенций и адаптивно важных качеств
призвана обеспечить их мобильность в условиях рыночных отношений. Отдельные
содержательные характеристики
социокультурной мобильности коррелируются с характеристиками социальной мобильности. На самом деле в социальной среде раскрывается биологическая, психическая, интеллектуальная, духовная, социальная индивидуальность человека, в связи с тем, что при этом имеет возможность развиваться каждая из трёх компонентов его жизнедеятельности: получение информации, трудовая деятельность,
творчество, мобильность. Человек преодолевает барьеры в учебном познании, отделяющие его от других (в их числе выделяют
информационный, методический,
методологический и аксиологический), что служит развитию социокультурной
мобильности. [1]
Существующее понятие «социокультурная мобильность» личностное качество, значимое для социализации будущего специалиста -подразумевает под собой способность личности реализовать свою потребность в определенном виде деятельности, соответствующую ее склонностям и возможностям с пользой для общества, умело переходить от одного уровня профессиональной деятельности к другому, т.е. расширяя или углубляя ее характер или уровень, проявлять свою профессиональную
компетентность.
Социокультурная мобильность
рассматривается учеными как качественная характеристика специалиста, способность (выраженная в умениях) личности быстро и эффективно реагировать на изменения в профессиональной сфере его
жизнедеятельности, перестраивать
(корректировать) сообразно этому свои действия. Она позволяет направить внутренние личностные ресурсы на решение актуальных профессиональных задач в соответствии с быстро меняющимися запросами современного производства и тенденцией интеграции в мировое экономическое и образовательное пространство. Данная психологическая готовность специалиста позволяет решать широкий круг производственных задач, оперативно, быстро перестраиваться в зависимости от ситуации. Социокультурная мобильность зависит от подготовленности специалиста не к одному виду деятельности, а к различным; к участию в деятельности различных социальных общностей с
существующими в них правилами; к координации различных типов деятельности при сохранении своего «я» одновременно в различных социальных общностях и, в конечном счете, влиянию на развитие этих общностей; к созданию в случае практической необходимости новых социальных общностей и проектированию соответствующих им видов деятельности.
Возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда предполагает владение системой обобщенных профессиональных способов и умение эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в смежных областях производства и сравнительно легко переходить от одной деятельности к другой. Кроме того, необходим также высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, готовность к оперативному отбору и реализации оптимальных способов выполнения различных заданий в области своей профессии для совершения оптимальных действий по преобразованию общества или его сферы средствами ведущей деятельности в соответствии с содержанием профессиональной ситуации. В условиях быстрых изменений техники и технологии производства социокультурная мобильность выступает важным компонентом квалификационной структуры специалиста. В связи с этим социокультурная мобильность включает
развитое аналитическое мышление,
политехнизм деятельности, умение выделить значимое в результате труда, перенести ранее известный способ деятельности с типовыми объектами на конкретные рабочие ситуации или из одной ситуации в другую, а также стремление к глубинному знанию основ явлений, процессов, умение действовать обобщенно (с типовыми процессами) и с конкретными объектами, эффективно и полезно. Содержательно-деятельностная
специфика социокультурной мобильности определяется направлением и квалификацией, которую специалист получает в вузе (экономист, медик, юрист, инженер и др.), и должна отвечать социальному запросу.
По нашему мнению, соотнесение понятий «мобильность», «социальная мобильность» и «социокультурная мобильность» можно представить следующим образом (рисунок).
Сегодня наличие необходимой
специалисту социокультурной мобильности обусловлено существующей ментальной, психической и мотивационной готовностью студентов к приобретению данного качества и сложностью его формирования. Проведя анализ работ отечественных исследователей, посвященных изучению данного вопроса, нам представляется возможным выделить несколько подходов к трактовке понятия «готовность» личности.
Соотношение понятий «мобильность», «социальная мобильность» и «социокультурная
мобильность»
В рамках данного исследования в фокусе находятся умения докладчика, необходимые для успешного проведения публичного, в том числе презентационного выступления, в условиях межкультурного общения. В связи с - этим представляется оправданным использование понятия «социокультурные умения публичной речи», отражающего характер и специфику деятельности - подготовку и проведение публичного выступления в условиях межкультурного взаимодействия. Под
социокультурными умениями публичной речи в рамках данного исследования понимаются интегративные умения докладчика, которые позволяют осуществлять подготовку и проведение выступления с учетом социокультурных особенностей,
характеризующих сопоставимые типы
публичных выступлений в двух культурах, и с учетом различий, обусловленных
общепринятыми нормами, традициями, стереотипами и идеалами публичных выступлений, существующих в культуре докладчика и целевой аудитории.
В настоящее время понятие «социокультурные умения» рассматривается как структурный компонент социокультурной компетенции в отношении различных видов речевой деятельности (В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, М. Canale, М. Swain, S.Savignon, van J. Ek). Так, В.В. Сафонова под социокультурными умениями понимает умения осуществлять социокультурный анализ изучаемых типов текстов, характерных для повседневно-бытовой, деловой, научной и профессиональной сфер общения; выбирать приемлемый в социокультурном плане стиль речевого поведения в условиях межкультурной коммуникации; создавать социокультурные портреты участников межкультурной коммуникации. [3]
Таким образом, опираясь на исследования, посвященные вопросам формирования умений, необходимых для подготовки и проведения публичного выступления, работы
отечественных и зарубежных авторов, направленные на решение проблемы повышения уровня социокультурной компетенции обучающихся, в рамках данного исследования были выделены три группы социокультурных умений публичной речи: когнитивные (умение анализировать информацию социокультурного характера с целью создания социокультурного портрета целевой аудитории; умение планировать содержание и структуру выступления с учетом социокультурных норм построения публичных выступлений, существующих в культуре целевой аудитории), операциональные (умение осуществлять эффективную коммуникацию на всех этапах публичного выступления, учитывая стереотипы и идеалы вербального и невербального поведения целевой аудитории; умение использовать формулы традиционного речевого этикета; умение минимизировать социокультурные погрешности, характерные для русских студентов, выступающих с речью в условиях межкультурного общения) и оценочно-рефлексивные (умение анализировать публичное выступление представителей родной культуры с целью выявления социокультурных погрешностей, которые могут вызвать недопонимание и/или привести к нарушению коммуникации в условиях межкультурного общения; включая умения самоанализа; умение оценивать вербальное и невербальное поведение представителей родной и иноязычной культуры в ходе проведения публичного выступления).
Литература
1. Калиновский, Ю. И. Праксиология
педагогического исследования [Текст]: монография / Ю. И. Калиновский; Соликамский государственный
педагогический институт. - 2-е изд., испр. и доп. -Соликамск : ГОУ ВПО «СГПИ», 2008.
2. Фролов С.С. Методы управления социальными процессами в трудовых коллективах. М., 1987
3. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: Дис. д-ра педагогические науки, 2002
Воронежский государственный технический университет
SOCIAL AND CULTURAL COMPITENCE FORMATION OF THE STUDENTS SCHOOL IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCHES A.I. Nyrikov
The paper gives information about social and cultural competence formation of the students school in psychological and pedagogical researches
Key words: social and cultural competence, formation, researches