Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК'

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговые проверки / форма налогового контроля / виды налоговых проверок / выездные и камеральные налоговые проверки. / tax audits / form of tax control / types of tax audits / on-site and desk tax audits.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амелин С.С.

Налоговые проверки – это ключевой элемент государственного финансового и налогового контроля. Являясь основным инструментом контрольной деятельности налоговых органов, они позволяют детально изучить налоговую документацию налогоплательщиков, проверить правильность, полноту и корректность ее оформления, своевременность уплаты в бюджет налогов и сборов юридическими и физическими лицами, а также выявить противоправные деяния в сфере налогообложения. Настоящая статья посвящена раскрытию понятия «налоговые проверки», определению их сущности и особенностям их проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT, ESSENCE AND FEATURES OF CONDUCTING TAX AUDITS

Tax audits are a key element of state financial and tax control. Being the main tool for the control activities of tax authorities, they allow you to study in detail the tax documentation of taxpayers, check the correctness, completeness and correctness of its registration, timely payment of taxes and fees to the budget by legal entities and individuals, as well as identify illegal acts in the field of taxation. This article is devoted to the disclosure of the concept of "tax audits", the definition of their essence and the specifics of their conduct.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК»

УДК 336.2

Амелин С. С. студент 2 курса магистратуры специальность «Административное, финансовое право» Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет

МФЮА» Россия, г.Москва

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Аннотация. Налоговые проверки - это ключевой элемент государственного финансового и налогового контроля. Являясь основным инструментом контрольной деятельности налоговых органов, они позволяют детально изучить налоговую документацию налогоплательщиков, проверить правильность, полноту и корректность ее оформления, своевременность уплаты в бюджет налогов и сборов юридическими и физическими лицами, а также выявить противоправные деяния в сфере налогообложения. Настоящая статья посвящена раскрытию понятия «налоговые проверки», определению их сущности и особенностям их проведения.

Ключевые слова: налоговые проверки, форма налогового контроля, виды налоговых проверок, выездные и камеральные налоговые проверки.

Amelin S.S.

2nd year master's student specialty "Administrative and financial law"

Accredited private educational institution of higher education "Moscow

financial and legal MFUA university"

Russia, Moscow

THE CONCEPT, ESSENCE AND FEATURES OF CONDUCTING TAX

AUDITS

Annotation. Tax audits are a key element of state financial and tax control. Being the main tool for the control activities of tax authorities, they allow you to study in detail the tax documentation of taxpayers, check the correctness, completeness and correctness of its registration, timely payment of taxes andfees to the budget by legal entities and individuals, as well as identify illegal acts in the field of taxation. This article is devoted to the disclosure of the concept of "tax audits", the definition of their essence and the specifics of their conduct.

Keywords: tax audits, form of tax control, types of tax audits, on-site and desk tax audits.

На сегодняшний день легальное определение термина «налоговая проверка» отсутствует. Налоговый Кодекс Российской Федерации15 (далее - НК РФ) в ст.87 раскрывает эту дефиницию через перечисление видов налоговых проверок, а также через указание целей их проведения. Так, ст.87 НК РФ содержит указание на два вида проверок: камеральные и выездные налоговые проверки, которые имеют единую цель - контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах различными субъектами: налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами.

Вместе с тем, согласно ст.82 НК РФ, налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля посредством которого уполномоченные государственные органы осуществляют контрольную деятельность за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Отметим, что помимо налоговых проверок, НК РФ содержит указания на иные формы налогового контроля к которым относятся получение объяснений от лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, проверка данных учета и отчетности (п.1 ст.82 НК РФ), осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), осмотр документов и предметов, проверяемого лица (ст.92 НК РФ), а также иные формы, предусмотренные НК РФ.16 Фраза о том, что могут быть использованы «иные формы, предусмотренные НК РФ» свидетельствует о двух важных моментах. Во-первых, о том, что перечень форм налогового контроля может содержаться только в НК РФ. Если возникает необходимость в введении новых форм контроля, это может быть осуществлено только путем внесения изменений в действующий НК РФ посредством принятия соответствующего федерального закона. Никакими иными законами или подзаконными актами перечень форм налогового контроля не может быть расширен. Во-вторых, налоговые органы не вправе осуществлять налоговый контроль в каких-либо иных формах, кроме тех, которые предусмотрены в НК РФ.

15 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

16 В научной литературе высказывается мнение, что в п.1 ст.82 НК РФ содержится указание лишь на одну форму налогового контроля, собственно, налоговые проверки, другие же элементы не относятся к формам налогового контроля, а являются их методами - приемами и средствами налогового контроля. То есть понятия «формы» и «методы» что смешиваются. Отмечается, что разграничение между формами и методами, а также их и закрепление на законодательном уровне имеет важное значение для сохранения баланса интересов налогоплательщиков и налоговых органов в процессе осуществления налогового контроля. См: Ильин А.Ю. Юридическое содержание видов, форм и методов налогового контроля // Финансовое право. - 2014. - №1. - С.28-34.

Прежде чем сформулировать понятие налоговой проверки, рассмотрим соотношение двух близких по содержанию терминов -«налоговые проверки» и «налоговый контроль». Специалистами в правовой и финансовой сфере сформулированы два основных подхода по вопросу об их соотношении. Сторонники узкого подхода полностью отождествляют эти термины, считая их равнозначными (Л.В. Спирина, В.А. Тимошенко17), а их оппоненты (Р.Г. Сомоев,18 А.В. Брызгалин19) проводят разграничение рассматриваемых категорий. Ряд авторов полагают, что понятие «налоговая проверка» следует изучать в узком и широком смысле (В.П. Дубровская20). Налоговая проверка в узком смысле - это контрольные действия уполномоченных органов, связанные с законодательством о налогах и сборах, а в широком смысле - это все виды проверок, проводимых налоговыми органами, в том числе, проверки о соблюдении законодательства о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, законодательства о банкротстве, выдача марок для маркировок табака и табачных изделий и др. То есть, налоговые проверки в широком смысле, по мнению автора, это и есть налоговый контроль.

На наш взгляд, наиболее обоснованным является подход, согласно которому термины «налоговые проверки» и «налоговой контроль» соотносятся как часть и целое, первый полностью включается в состав второго. Термин «налоговый контроль» является более широким, объемным понятием и кроме налоговых проверок включает иные способы выражения и организации действий, совершаемых субъектами контроля.

На основе вышеизложенного, понятие «налоговые проверки» раскроем через их основные характеризующие признаки. Итак, налоговые проверки - это 1) одна из основных и наиболее эффективных форм налогового контроля; 2) они осуществляются налоговыми органами и их должностными лицами в пределах своей компетенции (ст.31 -33 НК РФ); 3) осуществляются в порядке, определенном НК РФ (ст.87-89 НК РФ); 4) могут быть камеральными (ст.88 НК РФ), выездными (ст.89 НК РФ) и встречными (ст.93.1 НК РФ); 5) их целью является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах субъектами, обязанными их уплачивать. Перечисленные признаки составляют содержание понятия «налоговые проверки».

В научной и учебной литературе можно встретить разнообразные классификации налоговых проверок. Известно, что любая классификация

17 Тимошенко В.А., Спирина Л.В. Налоговые проверки [Электронный ресурс] Режим доступа: https://onlmeИt.net/book/nalogovye-proverki?yscШ=lqdqaz10k222Ш3363 (дата обращения 20.12.2023).

18 Сомоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения : Учеб. пособие - М. : Приор : Экспертное бюро, 2000. - С.153.

19 Налоги и налоговое право : Учеб. пособие для вузов по экон. и правовым специальностям и направлениям / Под ред. А. В. Брызгалина. - Москва ; Аналитика-пресс ; Екатеринбург : Центр «Налоги и финансовое право», 1997. - с.409.

20 Дубровская В.П. Организация и методика проведения налоговых проверок : учеб. пособие / В.П. Дубровская, Н.В. Свиридова, Ф.К. Туктарова. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. - С.29-30.

является условным делением на виды. Она позволяет сгруппировать изучаемое явление по какому-либо признаку для его более детального теоретического и теоретико-прикладного исследования. В качестве критериев классификации могут выступать различные факторы, например, метод проведения проверки (сплошные, выборочные), место ее проведения (камеральные, выездные), объем проверки (целевые, комплексные, выборочные), цель проведения (контрольные, обычные), способ организации (плановые, внеплановые) и другие. Условность любой классификации в том, что она не находит соответствующего нормативного подкрепления, то есть законодательство не содержит указаний на перечисленные критерии классификации и виды налоговых проверок.

Действующий НК РФ предусматривает два основных вида налоговых проверок: камеральная (ст.88 НК РФ), выездная (ст.89 НК РФ). Выделяется также и встречная (ст.93.1 НК РФ) налоговая проверка, однако, в перечень основных проверок, указанных в ст.87 НК РФ, она не включается. Кроме этого, не применяется сам термин «встречная налоговая проверка». Причина в том, что по ее результатам не выносится решения, которое должно быть исполнено налогоплательщиком. Тем не менее, мероприятия по истребованию документов или информации у третьих лиц о налогообязанном лице или по его конкретной сделке, указанные в ст.93.1 НК РФ, фактически являются встречной налоговой проверкой.

Цель указанных мероприятий состоит в проверке реальности существования контрагентов налогоплательщика по сделкам, которые интересуют налоговые органы; в проверке реальности совершенных им операций; сверке информации об этих операциях у налогообязанного и у его контрагента. В случае выявления расхождений у проверяемого лица и его контрагента, анализируется, насколько они повлияли на налоговую базу проверяемого. Если она уменьшена, то результаты проверки становятся доказательством его вины в совершении правонарушения. Также они могут стать основанием для проведения налоговых проверок у контрагента.

Встречные налоговые проверки могут осуществляться как при проведении камеральной и выездной налоговой проверки, так и после их завершения. В первом случае допускается приостановление выездной проверки на время осуществления запросов по встречной налоговой проверке. Согласно письмам Минфина России от 09.10.2012 №03 -02-07/121 и от 08.10.2012 №03-02-07/2-136,22 налоговые органы могут требовать

21 Об истребовании у контрагента информации о персональных данных его работников (штатное расписание, приказы о направлении в командировки) (Письмо Минфина России от 09.10.2012 N 03-0207/1-246) // Текст письма опубликован «Официальные документы» (приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2012, N 39.

22 О представлении в налоговые органы документов (информации), истребуемых у кредитных организаций по основаниям, предусмотренным ст. 93.1 НК РФ (Письмо Минфина России от 08.10.2012 N 03-02-07/2136) // В данном виде документ опубликован не был.

любые документы, касающиеся деятельности проверяемого лица и предмета проверки: договоры, счета-фактур, накладные и пр.

Письмом Минфина России от 23.11.2009 №03 -02-07/1-51923 предусматривается, что они могут быть затребованы в любом количестве за любой период, то есть не только за проверяемый, но и за более широкий временной промежуток.

Сравнение камеральных и выездных налоговых проверок позволяет сделать вывод, что они отличаются как по субъектам проведения (камеральные проводятся территориальными налоговыми органами, а выездные - налоговыми органами всех уровней), так и по объектам. Объектом камеральных проверок являются финансово-хозяйственные операции за отчетный период, а объектом выездных - весь проверяемый период, но не более 3-х лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (ч.2 п.4 ст.89 НК РФ). Правило о 3 -х летнем периоде является общим. Действующим НК РФ могут быть установлены и другие периоды. Например, в отношении участников регионального инвестиционного проекта, выездная налоговая проверка может быть проведена за период не превышающий 5 (пять) лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (п.2 ст.89.2 НК РФ).

Кроме этого, у камеральной и выездной проверки различные основания проведения - для проведения первой не требуется какого-либо специального разрешения (п.2 ст.88 НК РФ), а для проведения второй -необходимо решение руководителя налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ). Они отличаются по продолжительности проведения - камеральная не может длиться более 3-х месяцев со дня, следующего за датой представления декларации или расчета в ФНС (п.2 ст.88 НК РФ), выездная - не более 2-х месяцев, однако, срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях - до 6-ти месяцев (п.6 ст.89 НК РФ) со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки. В ходе камеральной проверки проверяется налоговая документация налогообязанного лица, а в ходе выездной - правильность исчисления налогов и своевременность их уплаты (п.4 ст.89 НК РФ).

Главное же отличие между камеральными и выездными налоговыми проверками состоят в месте их проведения и используемых мероприятиях. Если камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа и может использовать только те мероприятия, которые не связаны с нахождением на территории налогоплательщика (проверка первичных или уточненных налоговые декларации), то выездная проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика и может использовать весь комплекс мероприятий, предусмотренных НК РФ. Так, во время

23 Об истребовании при проведении камеральной проверки выписок по счетам в банке и документов у контрагентов за период, превышающий период, за который представлены декларации (Письмо Минфина РФ от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519) // В данном виде документ опубликован не был.

выездной налоговой проверки налоговые органы имеют право истребовать документы, как у проверяемого, так и у его контрагентов (ст.93, 93.1, 93.2 НК РФ), осуществлять выемку документов и предметов (94 НК РФ), проводить осмотры помещений (ст.92 НК РФ), допрашивать свидетелей (ст.90 НК РФ), проводить экспертизы с привлечением специалистов (ст.95, 96 НК РФ).

Анализ статистических данных, приведенных на официальном сайте ФНС России, позволяет сделать вывод, что в 2023 году количество камеральных и выездных налоговых проверок увеличилось по сравнению с предыдущим годом. В том числе увеличилась эффективность их проведения. Так, на 01.10.2023 общее количество камеральных проверок составило 39 688 541, выездных - 3 973, доначисления по обоим видам проверок составили более 300 млрд. руб. За весь предыдущий 2022 год, общее количество камеральных налоговых проверок - 7 665 385, выездных

- 2 352, доначисления более 218 млрд. руб.24 Из приведенных данных видно, что годовые показатели предыдущего года, ниже, чем показатели на начало IV квартала этого года. Это касается как количественных показателей, так и показателей эффективности проведения проверки. Несомненно, что количество камеральных налоговых проверок напрямую зависит от числа налогоплательщиков и поданных налоговых деклараций, следовательно, в 2023 году их было значительно больше. Увеличение числа выездных налоговых проверок свидетельствует о росте количества организаций, в декларациях которых выявлены нарушения по результатам отбора в соответствии с критериями концепции планирования выездных налоговых проверок, определенными Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования

25

выездных налоговых проверок». 25

Раскрывая вопрос о сущности налоговых проверок, отметим, что как и всякая суть любого явления и (или) процесса, сущность налоговых проверок состоит в их содержании. Содержание налоговых проверок - это последовательность совершения взаимосвязанных и взаимозависимых процедур (действий), направленных на достижение конечного итога (результата), который и является запланированной целью процесса проверки. То есть налоговая проверка - это всегда активное действие, акт налоговых органов, и в то же время - это процесс (последовательность процедур, действий), осуществляемый налоговыми органами. Посредством налоговых проверок фактические данные об уплате налогов и сборов в бюджет страны сопоставляются с данными налоговых деклараций,

24 Статистика и аналитика ФНС России // Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ (дата обращения 20.12.2023).

25 Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок // В данном виде документ опубликован не был.

направленных налогообязанными субъектами в налоговые органы, в результате чего достигается конечная цель - контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах этими лицами.

Сущность налоговых проверок составляют также их объект и предмет. Научным сообществом не сформулировано единой точки зрения по поводу того, что является объектом и предметом налоговых проверок. Высказываются разные мнения, например, что объект налоговых проверок - это совокупность всех налоговых отношений по формированию денежных доходов государства и муниципальных органов власти (В.П. Дубровская,26) либо, что это действия (или бездействия) лица, которого проверяют по конкретному учету или совершению операций с объектами налогообложения, по соблюдению порядка уплаты налогов и сборов и правомерному использованию льгот (А.А. Ногина27).

Мы же полагаем, что объектом налоговых проверок являются общественные отношения по соблюдению норм законодательства о налогах и сборах, а предметом - полнота, правильность, достоверность, обоснованность их исчисления и своевременность уплаты.

Выше было отмечено, что любая налоговая проверка - это процесс, административная процедура, которая при этом детально регламентируется Главой 14 НК РФ. Она обладает спецификой по сравнению с другими административными процедурами, совершаемыми государственными органами власти, поскольку имеет специфические цели, основания, круг участвующих субъектов и др. Спецификой является и то, что она осуществляется в сфере налогообложения и направлена на контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов и сборов соответствующими субъектами.28

При проведении налоговых проверок особенно важно, чтобы были неукоснительно соблюдены все процедурные и процессуальные нормы их назначения, проведения, вынесения решений, в противном случае, результаты налоговых проверок могут быть оспорены в вышестоящий налоговый орган в порядке досудебного урегулирования налогового спора, а в последующем и в суде и стать основанием для их отмены (абз.1 п.14 ст.114 НК РФ). Так, лицу, в отношении которого проводится проверка, должна быть предоставлена возможность участвовать лично или через своего представителя в процессе рассмотрения материалов проверки, должна быть предоставлена возможность давать объяснения (абз.2 п.14

26 Дубровская В.П. Организация и методика проведения налоговых проверок: учеб. пособие / В.П. Дубровская, Н.В. Свиридова, Ф.К. Туктарова. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. - С.30.

27 Налоговый контроль: вопросы теории / О.А. Ногина. - СПб.: Питер. 2002. С. 105.

28 Зимулькин М.И. Понятие существенности нарушения процедурно-процессуальных норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах при назначении выездной налоговой проверки [Электронный ресурс] // Налоги и налогообложение. - 2021. - №2 - С.62. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-suschestvennosti-narusheniya-protsedumo-protsessualnyh-norm-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-o-nalogah-i-sborah-pri?ysclid=lqez59xods67553488 (дата обращения 20.12.2023).

ст.114 НК РФ). Проверяемое лицо должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения руководителем (или заместителем) налогового органа материалов дела (п.40 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №5729).

Отметим, что оспаривание действий и решений налоговых органов при осуществлении ими налоговых проверок, в том числе связанных с нарушением порядка их назначения, с нарушением формы и содержания конечных решений налоговых органов, достаточно частое явление.

Представляет интерес рассмотреть недавнее судебное разбирательство, в котором положительное решение, вынесенное судом, обусловлено нарушением процедурных норм налоговым органом при принятии им решения о проведении выездной проверки.

Итак, решением Арбитражного Суда Волгоградской области по делу №А13-11821/2023 от 12 декабря 2023 года,30 решение налогового органа о проведении выездной налоговой проверки признано неправомерным. Суть спора в том, что налоговый орган принял решение о проведении выездной налоговой проверки Общества в тот же день, когда это юридическое лицо было снято с учета в этом налоговом органе и поставлено на учет в другом, о чем была сделана соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Общество обратилось в суд, оспорив это решение. Суд, принимая положительное решение, сослался на п.9 Приказа Минфина России от 29.12.2020 №329н.31 Суд указал, что день внесения записи об изменении адреса организации в ЕГРЮЛ одновременно является и днем снятия организации с налогового учета в прежнем налоговом органе. В настоящее время ЕГРЮЛ ведется в электронной форме, поэтому любые вносимые в него изменения осуществляются автоматически с 00 час. 00 мин. соответствующей даты. Причем это не зависит в какой час были зарегистрированы изменения в течении этих суток, регистрация изменений будет выполнена в 00 час. 00 мин этого дня. Следовательно, вынесение налоговым органом решения о проведении выездной проверки по прежнему адресу в тот же день, что и день внесения записи о смене юридического адреса в ЕГРЮЛ, означает, что организация в этот день находится на учете в двух налоговых органах одновременно, что является незаконным, недопустимым и противоречит

29 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации // Документ опубликован не был.

30 Решение Арбитражного Суда Волгоградской области по делу № А13-11821/2023 от 12 декабря 2023 года. Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/7aa5996f-e4cf-43f8-9b9e-aa119e7f2e25/42a7535b-í3a5-44cd-a7e5-c9ebed238a3d/A13-11821-2023_20231212_Reshenie.pdf?isAddStamp=True (дата обращения 20.12.2023).

31 Приказ Минфина России от 29.12.2020 N 329н (ред. от 01.09.2022) Об утверждении порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей (Зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2021 N 63622) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 26.05.2021.

основным принципам налогового законодательства (в т.ч. о запрете двойного налогообложения).

Подчеркнем, что раньше подобные дела решались не в пользу налогоплательщика, то есть если налогоплательщик оспаривал решение о проведении выездной налоговой проверки, вынесенное, когда он фактически находился на учете в двух налоговых органах, суды приходили к выводу, что никаких процессуальных нарушений со стороны налогового органа нет. (Определение ВС РФ от 11.11.2014 №304-КГ14-3165 по делу №А81-1520/201332). Установление судом факта того, что решение о проведении налоговой проверки в отношении общества в день его снятия с налогового учета в одном налоговом органе и постановке на учет в другом налоговом органе, не считалось нарушением прав налогоплательщика и не было препятствием для проведения выездной налоговой проверки. Для судов определяющее значение имел не день изменения местонахождения организации и снятия его с налогового учета, а момент внесения регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Поэтому, если налоговый орган выносил решение о проведении выездной налоговой проверки в промежуток времени с момента изменения местонахождения и до момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, то такое его решение признавалось законным.

В судебной практике известны случаи, когда лицо обращалось в суд с иском признать незаконным бездействия налоговых органов, в связи с несвоевременным снятием и постановкой на налоговый учет, если в результате такого бездействия, предыдущий налоговый орган успевал принять решение о проведении выездной налоговой проверки. Однако, такие споры также решались не в пользу налогоплательщика. Так, Постановлением Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа №Ф02-1863/2016 от 22 апреля 2016 года по делу №А78-7426/2015,33 суд отказал Индивидуальному предпринимателю Н. в иске о признании незаконным бездействием налогового органа, который внес изменение о месте жительства ИП в ЕГРИП с нарушением установленных сроков. Отказывая в удовлетворении иска, суд отметил, что дата внесения в ЕГРИП сведений о месте жительства ИП не может влиять на правоотношения предпринимателя, связанные с проведением выездной налоговой проверки.

Подчеркнем, что рассмотренное нами, недавно принятое решение о признании незаконным решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки лица в день его снятия с налогового учета и постановки на налоговый учет в другом налоговом органе, положительно скажется на

32 Определение ВС РФ от 11.11.2014 №304-КГ14-3165 по делу №А81-1520/2013). Режим доступа: https://www.garantrUproducts/ipo/prime/doc/70697510/?yscШ=lqm3gИp8f682025082 (дата обращения 20.12.2023).

33 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.04.2016 N Ф02-1863/2016 по делу N А78-7426/2015 // Документ опубликован не был

правах налогоплательщиков. Оно позволит устранить существующий на сегодняшний день недостаток при вынесении налоговыми органами подобных решений, а в целом будет способствовать совершенствованию их организации и проведения. Хотелось бы, чтобы вышестоящими судебными инстанциями была сформулирована соответствующая правовая позиция, что позволило бы сформироваться единообразной судебной практике по этому вопросу.

Таким образом, в результате проведенного исследования выявлено, что отсутствие четких законодательных дефиниций и ясных теоретических концепций, в отношении изученных в настоящей статье терминов (налоговые проверки, налоговый контроль, и их соотношение), в целом негативно сказывается на изучении их природы, сущности и содержания. Полагаем, что необходимо создавать теоретическую базу для последующего более точного формулирования этих понятий, с целью внесения предложений по их законодательному совершенствованию, чтобы дать их четкое определение. Предлагаем дополнить п.1 ст.87 НК РФ определением, которое бы содержало все признаки этой категории, выявленные ранее. Налоговые проверки - это одна из основных и наиболее эффективных форм налогового контроля, осуществляемые налоговыми органами и их должностными лицами в пределах своей компетенции, в порядке, определенном настоящим НК РФ.

При проведении и организации налоговых проверок в целях обеспечения их законности, объективности особенно важно соблюдение всех процессуальных и процедурных норм, регулирующих процесс их назначения (надлежащее извещение лица в отношении которого проводилась проверка о месте и времени рассмотрения руководителем (или заместителем) налогового органа материалов дела) и проведения (возможность проверяемого лица лично или через представителя участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, давать объяснения и др.)

Использованные источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

2. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок // В данном виде документ опубликован не был.

3. Приказ Минфина России от 29.12.2020 N 329н (ред. от 01.09.2022) Об утверждении порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей (Зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2021 N

63622) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 26.05.2021.

4. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации // Документ опубликован не был

5. Определение ВС РФ от 11.11.2014 №304-КГ14-3165 по делу №А81-1520/2013). Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70697510/?ysclid=lqm3glip8f682 025082 (дата обращения 20.12.2023).

6. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.04.2016 N Ф02-1863/2016 по делу N А78-7426/2015 // Документ опубликован не был

7. Решение Арбитражного Суда Волгоградской области по делу № А13-11821/2023 от 12 декабря 2023 года. Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/7aa5996f-e4cf-43f8-9b9e-aa119e7í2e25/42a7535b-í3a5-44cd-a7e5-c9ebed238a3d/A13-11821-2023_20231212_Reshenie.pdí?isAddStamp=True (дата обращения 20.12.2023).

8. Дубровская В.П. Организация и методика проведения налоговых проверок: учеб. пособие / В.П. Дубровская, Н.В. Свиридова, Ф.К. Туктарова. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. - 286 с.

9. Зимулькин М.И. Понятие существенности нарушения процедурно -процессуальных норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах при назначении выездной налоговой проверки [Электронный ресурс] // Налоги и налогообложение. - 2021. - №2 - С.60-69. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-suschestvennosti-narasheniya-protsedurno-protsessualnyh-norm-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-o-nalogah-i-sborah-pri?ysclid=lqez59xods67553488 (дата обращения 20.12.2023).

10. Ильин А.Ю. Юридическое содержание видов, форм и методов налогового контроля // Финансовое право. - 2014. - №1. - С.28-34.

11. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие для вузов по экон. и правовым специальностям и направлениям / Под ред. А. В. Брызгалина. - Москва; Аналитика-пресс; Екатеринбург: Центр «Налоги и финансовое право», 1997. - 600 с.

12. Налоговый контроль: вопросы теории / О.А. Ногина. - СПб.: Питер. 2002. - 159 с.

13. Сомоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения: Учеб. пособие -М.: Приор: Экспертное бюро, 2000. - 170 с.

14. Тимошенко В.А., Спирина Л.В. Налоговые проверки [Электронный ресурс] Режим доступа: https://onlinelit.net/book/nalogovye-proverki?ysclid=lqdqaz10k222103363 (дата обращения 20.12.2023).

15. Статистика и аналитика ФНС России // Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] // Режим доступа: gov.ru/m77/related_activities/statistics_and_analytics/ (дата обращения 20.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.