Бухгалтер и закон
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА О НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРКАХ
О. И. СЛОБЦОВА, заместитель директора по проектам ООО Аудиторско-консалтинговая фирма «Экспертный центр «Партнеры»
В письме от 13.09.2012 № АС-4-2/15309 (далее — Письмо АС-4-2/15309) ФНС России подготовила обзор практики по вопросам, возникающим при осуществлении мероприятий налогового контроля у инспекторов, которые касаются организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Управлениям по субъектам РФ ФНС России указала на необходимость довести это письмо до нижестоящих налоговых органов.
Самым актуальным вопросом Письма № АС-4-2/15309 стал п. 9, в котором налоговые органы признают правомерным проведение выездных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей, которые в течение последних 3 лет были исключены из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).
Так, индивидуальный предприниматель после уведомления о назначении проверки будет обязан предоставить налоговым органам все документы, связанные с получением доходов от предпринимательской деятельности.
При этом можно предположить, что при непредоставлении физическим лицом документов для проверки налоговая база может быть рассчитана по доходу индивидуального предпринимателя, занимающегося аналогичным видом деятельности. Поэтому свои права бывшие налогоплательщики смогут отстоять только в судебном порядке.
В части положительной тенденции для налогоплательщиков можно отметить п. 21 Письма № АС-4-2/15309, в котором налоговое ведомство разъяснило, что оно не против предоставления для
выездной проверки копий документов в виде заверенной подшивки, а не каждого листа отдельно.
Надо отметить, что Минфин России в письме от 11.05.12 № 03-02-07/1-122 разъяснил, что заверена должна быть копия каждого документа по отдельности. Это в разы увеличивало работу бухгалтера при подготовке документов для проверки.
В пункте 21 Письма № АС-4-2/15309 рассмотрена ситуация при предоставлении копий первичных документов в виде заверенной пачки при выездной проверке. Однако налоговые органы против представления заверенной пачки копий документов по требованию для целей камеральной проверки. Они по-прежнему настаивают, что в таком случае необходимо заверять каждый лист, и при выявлении нарушений, налогоплательщику не избежать штрафных санкций по ст. 126 Налогового кодекса РФ (НК РФ), поскольку будет считаться, что налогоплательщик не представил документы по требованию.
О правомерности требования дополнительных документов, не поименованных в Налоговом кодексе РФ. На практике налоговые инспекции часто выставляют требования о предоставлении налогоплательщиками в качестве документов, дающих право на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость (НДС):
— регистры бухгалтерского учета с обязательным отображением всех уровней аналитического учета;
— договоры, заключенные с покупателями и поставщиками;
— счета-фактуры выданные (отраженные в книге продаж);
— выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам;
— бухгалтерскую отчетность;
— расшифровки отдельных строк декларации.
В связи с этим налоговое ведомство указывает
на следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ.
Напоминаем, что налогоплательщик по требованию налогового органа обязан предоставить подтверждающие документы в следующих случаях:
1) при использовании налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ): при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие их право на пользование льготами;
2) по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ): по представленной декларации налоговые органы вправе запросить документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых;
3) подтверждение ставки 0 % по НДС при экспорте (ст. 165 НК РФ);
4) при заявлении суммы НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ): если в декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению, то потребуются документы, подтверждающие правомерность применения вычетов.
При этом, как подчеркивают налоговые органы, при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
Налоговая проверка не может начаться ранее представления налоговой декларации в
инспекцию ФНС России. В соответствии с пп. 1, 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение 3 мес. со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. При этом проверка налоговой декларации не может начаться до получения налоговым органом налоговой декларации или расчета по налогу.
Поэтому начало 3-месячного срока проведения проверки связано с моментом получения налоговым органом налоговой декларации.
На основании п. 3 ст. 100 НК РФ в акте камеральной налоговой проверки указываются даты начала и окончания такой проверки. Если декларация отправлена по почте, то датой начала проверки будет дата получения декларации налоговым органом, а не дата ее отправки.
Налоговый орган не вправе требовать первичные документы при отсутствии противоречий и ошибок в декларации. При рассмотрении ситуации, в которой налоговый орган затребовал у индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, копии всех первичных документов за год, налоговое ведомство ответило следующее.
Как установлено пп. 3, 4 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
При этом налогоплательщик вместе с пояснениями относительно выявленных ошибок вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.11.2008 № 7307/08, налоговый орган указал, что в случаях, когда при проведении камеральной налоговой проверки не выявлено ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет.
О неправомерности истребования отчетов или аналитических справок (обобщений), не являющихся первичными бухгалтерскими документами. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, пени.
На основании подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
Поскольку различные справки, планы уплаты, анализы финансово-хозяйственной деятельности и т. д. не являются первичными бухгалтерскими документами, то налоговые органы не вправе их истребовать.
О сведениях, содержащихся в реестрах таможенных деклараций. В силу подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС представлять в налоговые органы вместо таможенных деклараций их реестры, при этом данной нормой НК РФ перечня сведений, отражаемых в указанных реестрах, не предусмотрено.
В Порядке представления реестров таможенных деклараций, утвержденном приказом Минфина России от 21.05.2010 № 48н, такой перечень сведений также отсутствует.
С учетом изложенного реестр таможенных деклараций, представляемый в налоговые органы в целях документального подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС, должен содержать сведения об экспортируемых товарах, которые позволят обосновать правомерность применения нулевой ставки по конкретным поставкам товаров, а налоговым органам осуществить контроль по таким операциям и не допустить неправомерное применение нулевой ставки налога.
Ответственность банка за несвоевременное представление сведений об открытии (закрытии) счета в случае объективной невозможности передать указанные сведения в электронном виде. В случае отсутствия технической возможности передать в налоговый орган сообщение в соответствии с п. 1 ст. 86 НК РФ в электронном виде
через территориальное учреждение Банка России рекомендуется незамедлительно сообщить в налоговый орган о таком факте, о причинах задержки направления указанного сообщения в электронном виде, представить соответствующее сообщение на бумажном носителе.
О проверках физических лиц. Статьей 89 НК РФ предусмотрено проведение выездной налоговой проверки физического лица, в том числе не являющегося индивидуальным предпринимателем. Предметом выездной налоговой проверки является, в частности, своевременность уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ).
В рамках такой налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — физические лица обязаны в течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающих уплату (удержание) налогов, к которым относятся и документы, подтверждающие право налогоплательщика на использование налоговых льгот.
Документы, которые были истребованы в ходе выездной налоговой проверки, представляются налогоплательщиком — физическим лицом в соответствии со ст. 93 НК РФ.
Права налогоплательщика на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки установлены подп. 15 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 101 НК РФ. В соответствии с этими правами неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.
Поэтому, если физическое лицо заявило ходатайство в налоговый орган о переносе рассмотрения материалов проверки в связи с его болезнью, то такое ходатайство должно быть учтено руководителем налогового органа и на основании этого принято решение о переносе сроков не более чем на 1 мес.
О проверке ликвидируемого юридического лица при реорганизации. Согласно п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.
Налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юридического лица, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении налоговой проверки.
В соответствии с п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В силу положений п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Поэтому после внесения записи в ЕГРН о прекращении существования юридического лица налоговый орган не может проводить налоговую проверку такого юридического лица.
Об ознакомлении индивидуального предпринимателя после исключения его из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о назначении проверки. Выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании ст. 89 НК РФ проводятся на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25.12.2006 САЭ-3-06/892@), которая предусматривает ознакомление лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, с таким решением.
Однако в НК РФ и в указанном выше приказе ФНС России не установлен порядок ознакомления лица с таким решением, поэтому, физическое лицо может быть ознакомлено о проведении проверки как лично под роспись, так и путем направления решения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
При этом в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
О вынесении решения о проведении вы -ездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя в случае изменения его места жительства. Согласно п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки инди-
видуального предпринимателя выносит налоговый орган по месту жительства этого лица.
По общему правилу постановка на учет физического лица по новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства физического лица.
Датой снятия с учета индивидуального предпринимателя является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (п. 4 Правил ведения ЕГРН, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110).
Налоговый орган, осуществляющий постановку на учет (снятие с учета) индивидуального предпринимателя, обязан выдать ему уведомление о постановке на учет в налоговом органе (уведомление о снятии с учета в налоговом органе).
Таким образом, в случае изменения места жительства индивидуального предпринимателя, до момента внесения записи в ЕГРИП о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства этот индивидуальный предприниматель состоит на учете в указанном налоговом органе и решение о проведении проверки выносит налоговый орган по прежнему месту его жительства (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.04.2012 № ВАС-3753/12).
О проверках организации при снятии с учета. Если 26.07.2011 организация снялась с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения, то налоговый орган правомерно вынес решение о назначении проверки 25.07.2011 по прежнему месту нахождения организации.
Это коррелирует с нормой пп. 3.6.1, 3.6.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения индивидуального номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденных приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178, в соответствии с которой организация считается снятой с учета по прежнему месту нахождения и одновременно поставленной на учет в налоговом органе по новому месту нахождения с даты внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица.
Поэтому до дня внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения налоговый орган, в котором состоит на учете организация, вправе вынести решение о проведении проверки.
Истребование документов (информации) у иных лиц на основании статьи 93.1 Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст. 93 .1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) у контрагента, у участников сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), или располагающих информацией о конкретной сделке, при этом перечень иных лиц является открытым. Этими лицами могут быть и работники организации и работающие по договорам гражданско-правового характера и т. д.
Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ физическое лицо, получившее требование, исполняет его в течение 5 дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Причем при непредставлении информации к нему применяются меры ответственности по ст. 129.1 НК РФ.
О сроках представления возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. В соответствии со ст. 101 НК РФ материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены в течение 10 дней со дня истечения срока для предоставления возражений, и этот срок может быть увеличен до одного месяца, в том числе для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы и т. д.).
Пунктом 2 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что проверяемое лицо вправе до вынесения решения ознакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
При этом срок для ознакомления проверяемого лица с материалами по результату дополнительных мероприятий налогового контроля определяется руководителем (заместителем руководителя) налогового органа с учетом фактических обстоятельств, включая количество указанных материалов и их объем.
Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ отсутствие письменных возражений проверяемого лица не лишает его права давать свои объяснения на любой стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
Решения по результатам проверки и наложение ареста на имущество в один день. Действия должностных лиц налогового органа ФНС России признала правомерными, когда по результатам выездной налоговой проверки вынесено решение
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и в тот же день, до вступления в силу этого решения, вынесено решение о принятии обеспечительных мер, которыми налогоплательщику запрещено совершать любые действия, направленные на отчуждение (передачу в залог) земельных участков.
В соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ обеспечительные меры могут быть приняты руководителем (заместителем руководителя) налогового органа до вступления в силу решения о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов.
О проведении выездной налоговой проверки физического лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иными актами законодательства о налогах и сборах.
При этом утрата статуса индивидуального предпринимателя не предусмотрена в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога (п. 3 ст. 44 НК РФ).
Таким образом, положения НК РФ не содержат запрета на проведение выездных налоговых проверок физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Конституционный Суд РФ в определении от 25.01.2007 № 95-О-О указал:
— налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат организации и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов;
— налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 44 НК РФ.
Поэтому налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус индивидуальных предпринимателей, за период их деятельности в качестве индивиду-
ального предпринимателя, но не более чем за 3 года после вынесения решения о проведении проверки.
О допросе свидетелей в периоде приостановления проверки. В силу подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
При этом в соответствии с п. 9 ст. 89, п. 1 ст. 93.1 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки НК РФ не установлен, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля.
Поэтому, налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа.
Причем НК РФ не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участия представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.
Об истребовании документов у контрагентов после составления справки об окончании налоговой проверки. На основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию), в том числе при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля по соответствующим формам (приказ ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@).
Поэтому, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
В соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, и использовать ее в рамках любой налоговой проверки.
О праве налогоплательщика на предоставление возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. Рассмотрена ситуация, при которой открытому акционерному обществу (ОАО) не было дано право представить возражения с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были получены существенные доказательства вины ОАО, путем проведения почерковедческой экспертизы.
В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, выносит решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не только по результатам рассмотрения акта налоговой проверки, других материалов налоговой проверки, но и материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Несмотря на то, что в НК РФ не установлен специальный срок для подготовки возражений и их рассмотрения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, полагаем, что в силу п. 2 ст. 101 НК РФ налоговым органом должно быть обеспечено до вынесения соответствующего решения ознакомление лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
О составлении справки и акта по окончании дополнительных мероприятий налогового контроля. Оформления справок или акта после проведения всех дополнительных мероприятий налогового контроля НК РФ не предусматривает.
Однако на основании п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая про-
верка, вправе до вынесения решения о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ознакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
Право проверяемого лица на ознакомление с документами, составленными по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, и подготовку возражений обеспечивается соответствующей обязанностью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом срок для ознакомления определяется руководителем налогового органа с учетом фактических обстоятельств, включая количество указанных материалов и их объем.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 101 НК РФ отсутствие письменных возражений проверяемого лица не лишает это лицо права давать свои объяснения на любой стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
О форме акта выездной налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ акт выездной налоговой проверки должен быть составлен уполномоченными должностными лицами налогового органа по установленной форме, которая утверждена приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.
Ни приказом ФНС России, ни НК РФ не предусмотрено обязательное указание в акте выездной налоговой проверки подстрочных пояснений.
Порядок представления документов, запрашиваемых по месту нахождения налогового органа в рамках выездной налоговой проверки.
Пунктом 1 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что выездная налоговая проверка может проводиться как на территории налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ истре-буемые налоговым органом документы представляются налогоплательщиком в налоговый орган в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу (подп. 29, 30 п. 2.1
Государственного стандарта Российской Федерации «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (ГОСТ Р 51141-98), утвержден постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28).
Учитывая цели представления в налоговые органы копий документов налогоплательщика, их дальнейшее использование в контрольной работе, в том числе в качестве доказательственной базы, может применяться существующее в деловой практике заверение многостраничных документов, как каждого отдельного листа копии документа, так и про-шитие многостраничного документа и заверение его в целом. При этом в случае заверения копии документа в целом необходимо учитывать толщину пачки и материал прошития ее (шпагат, бечевка и т. д.).
Кроме того, при прошивке многостраничного документа необходимо:
— обеспечить возможность свободного чтения текста документа, всех дат, виз, резолюций и т. д.;
— исключить возможность механического разрушения (расшития) пачки при изучении копии документа;
— обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой (в случае необходимости представления копии документа в суд);
— осуществить последовательную нумерацию всех листов в пачке и при заверении указать общее количество листов в пачке.
Автор полагает, что данные разъяснения Письма № АС-4-2/15309 помогут налогоплательщикам и инспекторам налоговых органов при проведении налоговых проверок прийти к согласию и снять необоснованные претензии.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 110.
5. Об утверждении Порядка представления реестров таможенных деклараций: приказ Минфина России от 21.05.2010 № 48н.