Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
налоговый контроль / налоговая проверка / камеральная поверка / выездная проверка / tax control / tax audit / desk audit / field audit

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Контиева А.А., Пешкова А.А.

Анализируются понятия налогового контроля и налоговой проверки. Рассмотрены особенности проведения камеральных и выездных налоговых проверок. Проведен анализ законопроекта, касающийся налоговых проверок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONDUCTING TAX CHECKS

The concepts of tax control and tax audit are analyzed. The features of conducting office and field tax audits are considered. The analysis of the draft law concerning tax audits has been carried out.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК»

УДК 35.072.6

Контиева A.A.

студент Пешкова А.А. студент

ВСФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» Научный руководитель: Власова Е.Л., к.п.н.

доцент Россия, г. Иркутск

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Аннотация: Анализируются понятия налогового контроля и налоговой проверки. Рассмотрены особенности проведения камеральных и выездных налоговых проверок. Проведен анализ законопроекта, касающийся налоговых проверок.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговая проверка, камеральная поверка, выездная проверка.

Kontieva A.A.

student Peshkova A.A. student

VSF FGBOUVO Russian State University of Justice

Scientific adviser: Vlasova E.L.

Russia, Irkutsk

FEATURES OF CONDUCTING TAX CHECKS

Abstract: The concepts of tax control and tax audit are analyzed. The features of conducting office and field tax audits are considered. The analysis of the draft law concerning tax audits has been carried out.

Keywords: tax control, tax audit, desk audit, field audit.

Актуальность исследования налоговых проверок обусловлена тем, что на данном этапе развития налоговой системы России законодатель сформировал правовую основу реализации налоговых отношений. В части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) [1] заложены основы налогообложения, в целом, и налогового контроля, в частности. Именно НК РФ регламентирует порядок осуществления налогового контроля, отвечает насущным вопросам в этой области. В

настоящее время именно налоговому контролю принадлежит главная роль в общей системе государственного финансового контроля, так как налоги выступают основными фискальными и регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Ведущей и наиболее действенной формой налогового контроля являются налоговые проверки. При этом камеральная проверка может быть проведена в налоговом органе, а выездная — по фактическому месту нахождения налогоплательщика.

В соответствии со ст. 82 НК РФ «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ» [1].

Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

Проанализируем особенности проведения камеральной и выездной налоговых проверок.

Камеральная проверка — это вид налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов и взносов налогового законодательства. Правила ее проведения регламентируются статьей 88 НК РФ [1].

Камеральная налоговая проверка проводится на территории налогового органа без участия налогоплательщика. Налоговые инспекторы проверяют представленную первичную или уточненную декларацию либо расчет. При этом налогоплательщик может даже и не знать, что инспекторы начали проверку, но, если в отчетности обнаружат ошибки, налоговые органы обязаны его об этом известить.

Условно можно выделить три этапа камеральной проверки.

Первый этап — сдача отчетности по налогам и взносам в инспекцию.

Второй этап — непосредственно сама камеральная налоговая проверка. На этом этапе налоговики проверяют соответствие показателей внутри декларации, а также сравнивают их со значениями вашей отчетности за предыдущие периоды, чтобы отследить значительные отклонения.

Третий этап — оформление результатов ревизии.

Минфин России разработал проект Федерального закона от 03.09.2020 «О внесении изменений в статьи 80 и 88 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового администрирования)» [2], по которому у налоговых инспекторов появится новое основание, чтобы потребовать документы к отчетности, и новые причины приостановить и возобновить камеральную проверку [3].

Федеральная налоговая служба (далее — ФНС) получит полномочия требовать документы и пояснения по операциям, которые не подлежат налогообложению или освобождены от налогообложения. Действующая редакция п. 6 ст. 88 НК РФ позволяет запрашивать документы и пояснения по льготам — преимуществам, которых лишены другие налогоплательщики (п. 1 ст. 56 НК РФ).

В новом п. 4.1 ст. 80 НК РФ пропишут случаи, когда инспекторы откажут в приеме налоговых отчетов. Например, если выяснят, что декларацию подписал тот, у кого не было соответствующих полномочий. В новом п. 9.1 ст. 88 НК РФ пропишут норму, как в этом случае пройдет камеральная проверка.

Сейчас действует правило: когда до окончания камеральной проверки налогоплательщик представляет уточненную декларацию, проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается проверка уточненной. Если инспекторы направят налогоплательщику сообщение о том, что отчетность не принята, камеральная проверка завершится в тот же день. После этого ФНС возобновит проверку ранее представленной декларации.

По общему правилу продолжительность камеральной налоговой проверки не может превышать трех месяцев со дня, следующего за датой представления декларации или расчета в ФНС. Особые сроки — у камеральной налоговой проверки по НДС, срок камеральной проверки декларации по НДС зависит от того, когда отчетность представлена.

Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, имеет свои особенности.

Представители налоговых органов не могут находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, будет проводиться по месту нахождения налогового органа.

Проведя анализ проведения камеральной проверки, следует рассмотреть выездную проверку, которая включает и элемент документальной проверки расчетов.

Выездная налоговая проверка проводится на основе решения руководителя инспекции. По общему правилу решение о проведении выездной проверки принимает налоговая инспекция по местонахождению организации или ИФНС, уполномоченная проводить выездные проверки на территории региона (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ) [1].

Сроки и порядок проведения выездной проверки прописаны в статье 89 НК РФ. По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок отсчитывают со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и до дня, когда проверяющие составили справку о проведенной проверке (п. 6, 8 ст. 89 НК РФ [1].

Руководитель инспекции вправе приостановить проверку. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.

Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

— запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;

— получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;

— провести экспертизу;

— перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.

Общий срок приостановления ревизии не может превышать шести месяцев. Таким образом, иногда проверка по факту проводится в течение гораздо более значительного времени, чем планируется заранее.

Стоит отметить, что налоговое законодательство устанавливает ряд ограничений на проведение выездных проверок. Так, по общему правилу налоговая инспекция не может провести в организации повторную выездную проверку (абз. 1 п. 5 и абз. 3 п. 7 ст. 89 НК РФ) [1].

Выездная налоговая проверка всегда начинается с того, что проверяющие из состава тех, кто отражен в решении о проверке, предъявляют представителям организации данное решение и свои служебные удостоверения. Только после этого сотрудники инспекции получают доступ к месту проверки.

Во время выездной проверки ФНС вправе:

— истребовать документы у проверяемой компании и ее контрагентов;

— изымать документы у налогоплательщика;

— проводить осмотры помещений;

— допрашивать свидетелей;

— проводить экспертизы с привлечением специалистов;

— инвентаризировать имущество проверяемой организации.

При выездной налоговой проверке инспекторы могут запросить у проверяемой организации пояснения, если найдут значительные расхождения в документах и информации. На практике инспекторы

используют два варианта, чтобы получить дополнительные данные, -вызывают на допрос в инспекцию ФНС в качестве свидетелей или запрашивают пояснения у проверяемой организации (ст. 90 НК РФ) [1].

Таким образом, налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах. В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные и выездные, при этом камеральная проверка может быть проведена в налоговом органе, а выездная — по фактическому месту нахождения налогоплательщика.

В заключении отметим, что в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

Использованные источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.

2. Проект Федерального закона от 03.09.2020 «О внесении изменений в статьи 80 и 88 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового администрирования)» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

3. Минфин России: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения: 25.04.2021).

4. Федеральная налоговая служба: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nalog.ru/rn38/ (дата обращения: 25.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.