УДК35.072.6
Оболадзе Л.П. студент ВСФ ФГБОУВО
«Российский государственный университет правосудия
Научный руководитель: Власова Е.Л.
Россия, г. Иркутск
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
Аннотация: В статье рассмотрены теоретические аспекты налогового контроля. Перечислены основные формы налогового контроля, применяющиеся в России. Отмечено, что от организации и эффективности проведения налогового контроля во многом зависит результативность всей налоговой системы.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговая проверка, камеральная поверка, выездная проверка, налоговый мониторинг.
Oboladze L.P. student of the VSF FGBOUVO Russian State University of Justice Научный руководитель: Vlasova E.L.
Russia, Irkutsk
FEATURES OF TAX CONTROL IN RUSSIA
Abstract:the article discusses the theoretical aspects of tax control. The main forms of tax control used in Russia are listed. It is noted that the effectiveness of the entire tax system largely depends on the organization and efficiency of tax control.
Keywords:tax control, tax audit, desk audit, field audit, tax monitoring.
Актуальность исследования особенностей налогового контроля определена тем, чтона сегодняшний день современный этап социально -экономического развития России требует проведения налоговой политики, учитывающей как необходимость стимулирования экономической деятельности государства, так и возможность налогоплательщика выплачивать в виде налогов определенную сумму денежных средств, необходимую для формирования бюджетов. Необходимость соблюдения налоговой дисциплины, обеспечения устойчивых бюджетных доходов, привели к формированию такого направления государственного контроля,
как налоговый контроль. От организации и эффективности работы данного механизма во многом зависит результативность всей налоговой системы.
В первой частиНалогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) [1] заложены основы налогообложения, в целом, и налогового контроля, в частности. Именно НК РФ регламентирует порядок осуществления налогового контроля, отвечает насущным вопросам в этой области. В соответствии со ст. 82 НК РФ «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ» [1].
Налоговый контроль — процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, путем применения налоговых санкций. Контроль предусматривает выявление отклонений, фактически достигнутых объектом управления результатов за определенный период времени от запланированных, а также принятие мер, направленных на предотвращение выраженных отклонений.
Ведущей и наиболее действенной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговые органы проводят следующие виды проверок налогоплательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
— камеральные налоговые проверки;
— выездные налоговые проверки.
Камеральная проверка — это вид налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов и взносов налогового законодательства. Правила ее проведения регламентируются статьей 88 НК РФ [1].
Камеральная налоговая проверка проводится на территории налогового органа без участия налогоплательщика. Налоговые инспекторы проверяют представленную первичную или уточненную декларацию либо расчет. При этом налогоплательщик может даже и не знать, что инспекторы начали проверку, но, если в отчетности обнаружат ошибки, налоговые органы обязаны его об этом известить.
Следует отметить, что Минфин России разработал проект Федерального закона от 03.09.2020 «О внесении изменений в статьи 80 и 88 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового администрирования)» [2], по которому у налоговых инспекторов появится новое основание, чтобы потребовать документы к отчетности, и новые причины приостановить и возобновить камеральную проверку [4].
Федеральная налоговая служба (далее — ФНС) получит полномочия требовать документы и пояснения по операциям, которые не подлежат
налогообложению или освобождены от налогообложения. Действующая редакция п. 6 ст. 88 НК РФ позволяет запрашивать документы и пояснения по льготам — преимуществам, которых лишены другие налогоплательщики (п. 1 ст. 56 НК РФ).
Отметим, что в настоящее время действует правило: когда до окончания камеральной проверки налогоплательщик представляет уточненную декларацию, проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается проверка уточненной. Если инспекторы направят налогоплательщику сообщение о том, что отчетность не принята, камеральная проверка завершится в тот же день. После этого ФНС возобновит проверку ранее представленной декларации. В новом п. 4.1 ст. 80 НК РФ пропишут случаи, когда инспекторы откажут в приеме налоговых отчетов, например, если выяснят, что декларацию подписал тот, у кого не было соответствующих полномочий. В новом п. 9.1 ст. 88 НК РФ пропишут норму, как в этом случае пройдет камеральная проверка.
По общему правилу продолжительность камеральной налоговой проверки не может превышать трех месяцев со дня, следующего за датой представления декларации или расчета в ФНС. Особые сроки — у камеральной налоговой проверки по НДС, срок камеральной проверки декларации по НДС зависит от того, когда отчетность представлена.
Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика. Выездная налоговая проверка физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, имеет свои особенности.
Сроки и порядок проведения выездной проверки прописаны в статье 89 НК РФ. По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях —до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок отсчитывают со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и до дня, когда проверяющие составили справку о проведенной проверке (п. 6, 8 ст. 89 НК РФ [1].
Стоит отметить, что налоговое законодательство устанавливает ряд ограничений на проведение выездных проверок. Так, по общему правилу налоговая инспекция не может провести в организации повторную выездную проверку (абз. 1 п. 5 и абз. 3 п. 7 ст. 89 НК РФ) [1].
В настоящее время в большей степени используются камеральные проверки, поскольку выездные проверки достаточно затратные и сложно выполнимые на практике, но они все ровно применяются.
Также отметим, что уже более 6 лет назад,а именно, с 01.01.2015 налогоплательщикам, отвечающим установленным в законе критериям, предоставляется возможность перейти на особую форму налогового контроля —налоговый мониторинг.
Налоговый мониторинг —одна из форм налогового контроля, которая осуществляется в виде электронного информационного взаимодействия и применяется наряду с камеральными и выездными проверками. Ее предметом выступает проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.
Отличительной особенностью налогового мониторинга является то, что в период его проведения организация обеспечивает налоговому органу доступ к своим документам (информации), являющимся основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета (абз. 1, 2 п. 6 ст. 105.26 НК РФ). То есть инспекция в режиме реального времени сможет видеть данные бухгалтерского и налогового учета организации, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов [5].
Следует отметить, что на практике встречается такое понятие, как встречные налоговые проверки, несмотря на то, что такого термина нет в нынешней редакции НК РФ, однако на практике встречные налоговые проверки проводятся инспекциями и правоохранительными органами довольно активно.Понятие «встречная налоговая проверка» в действительности существовало, но до 01.01.2007, когда из абз. 2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок, суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации.
Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в НК РФ введена новая ст. 93.1, она предусматривает запрашивание информации и документов о налогоплательщике и по конкретным сделкам. При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше.
В целом, правильно организованный налоговый контроль позволяет существенно снизить количество налоговых ошибок и, тем самым, свести до минимума размеры штрафных санкций по результатам проверок налоговыми органами, а также обеспечивает предприятию стабильную основу для работы [3].
В России на сегодняшний день существует тренд на усиление государственного контроля за экономической деятельностью организаций.
Основной формой государственного контроля в этой сфере является налоговый контроль. Несмотря на неудачные попытки внедрения налогового контроля в прошлом, сегодня это направление является приоритетом развития налоговых органов. Внедрение безналичных денежных отношений и развитие информационных технологий позволяют осуществлять контроль за операциями средств физических лиц и организаций с минимальными затратами. Кроме того, совершенствование законодательства в части налогового контроля позволяет уменьшить количество налоговых правонарушений, увеличить собираемость налоговых поступлений, что не может не оказывать влияния состояние бюджета.
Таким образом, в настоящее время именно налоговому контролю принадлежит главная роль в общей системе государственного финансового контроля. Налоговый контроль регулируется НК РФ, полностью охватывая всю систему налогообложения, ведущей и наиболее действенной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Необходимость налогового контроля заключается в уменьшении, а по возможности, полного исключения правонарушений налогового законодательства.
Использованные источники:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 17.02.2021)// Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
2. Проект Федерального закона от 03.09.2020 «О внесении изменений в статьи 80 и 88 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового администрирования)» // Справочно -правовая система КонсультантПлюс.
3. Валиева А.Р. Налоговый контроль как основная форма государственного контроля / А.Р. Валиева // В сборнике: Научный диалог: Экономика и менеджмент. Сборник научных трудов по материалам XXII международной научной конференции, Казань. - 2019. - С. 4-5.
4. Минфин России: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения: 05.05.2021).
5. Федеральная налоговая служба: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nalog.ru/rn38/ (дата обращения: 05.05.2021).