Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ'

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА / ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / TAXATION / TAX CONTROL / DOCUMENTARY CONTROL / TAX AUDIT / DESK AUDIT / FIELD AUDIT / TAX LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симанков А.С.

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством, как с юридических, так и с физических лиц. В статье рассматривается осуществление должностными лицами налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей, установленных законодательством РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX CONTROL OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN ST. PETERSBURG

The main source of revenue for the budget is taxes. Taxes are mandatory payments levied by the state, both from legal entities and individuals. The article considers the implementation of tax control by officials over compliance with tax legislation by taxpayers, as well as the correctness of calculation, completeness and timeliness of making taxes and other payments established by the legislation of the Russian Federation to the relevant budget and state extra-budgetary funds.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ»

УДК 336.225.673

Симанков А. С. студент магистратуры 3 курса факультет экономики и финансов

СЗИУ РАНХиГС научный руководитель: Родионов А.П., к.э.н.

доцент

Россия, г. Санкт-Петербург НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В

САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ

Аннотация:

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством, как с юридических, так и с физических лиц. В статье рассматривается осуществление должностными лицами налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей, установленных законодательством РФ.

Ключевые слова: налогообложение, налоговый контроль, документальный контроль, налоговая проверка, камеральная проверка, выездная проверка, налоговое законодательство.

Simankov A.S., master's student 3rd year, faculty of Economics and Finance

RANEPA Russia, Saint Petersburg Scientific Director: Rodionov A.P. candidate of economic Sciences, associate Professor TAX CONTROL OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN ST.

PETERSBURG

Annotation:

The main source of revenue for the budget is taxes. Taxes are mandatory payments levied by the state, both from legal entities and individuals. The article considers the implementation of tax control by officials over compliance with tax legislation by taxpayers, as well as the correctness of calculation, completeness and timeliness of making taxes and other payments established by the legislation of the Russian Federation to the relevant budget and state extra-budgetary funds.

Keywords: taxation, tax control, documentary control, tax audit, Desk audit, field audit, tax legislation.

За короткий промежуток времени были совершены корректировки в налоговом контроле. С одной стороны, улучшаются автоматизированные

системы контроля, меняются подходы к налоговым проверкам. Однако отметим, что с 2017 года происходит внесение точечного изменения в основной фискальный нормативно-правовой акт РФ — Налоговый кодекс РФ. Такие изменения расширяют полномочия инспекции и вносят неоднозначные трактовки, которые позволяют контролирующим органам на практике пользоваться ими по собственному усмотрению. На данном этапе является важным отслеживание тенденций в налоговом контроле, как в РФ в целом, так и в Санкт-Петербурге, в частности. Требуется знать о двигающихся границах зон налоговых рисков для предотвращения возможных негативных последствий для коммерческой организации. Так как риск уголовной ответственности в налоговой сфере продолжает увеличиваться. Налоговый контроль представляет собой деятельность уполномоченного органа по контролю за соблюдением законодательной базы о налогах и сборах.

К государственным органам налогового контроля относятся Федеральная налоговая служба РФ и ее территориальные органы, государственных внебюджетных фондов, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, - таможенные органы и органы внутренних дел. Отдельные полномочия в сфере налогообложения и налогового контроля переданы Счетной палате РФ и Министерству финансов РФ.

Налоговый контроль проводит должностное лицо налоговых органов в пределах своей компетенции при помощи налоговой проверки, получения объяснения налогоплательщика, налогового агента и плательщика сбора, плательщика страхового взноса, проверки сведений учета и отчетности, осмотра помещения и территории, которые используются с целью извлечения доходов и др.

Выделяют несколько видов налогового контроля. Исходя из категорий проверяемых лиц и специфики форм и методов осуществления, налоговый контроль делится на контроль:

• физических лиц;

• индивидуальных предпринимателей;

• субъектов малого предпринимательства;

• крупнейших налогоплательщиков;

• бюджетных организаций;

• некоммерческих организаций;

• организаций (по видам хозяйственной деятельности).

С учётом выполнения конкретной задачи выделяется контроль:

• учёта организаций и физических лиц, в том числе постановки на учёт и регистрации обособленных подразделений

• достоверности определения налогоплательщиками доходов;

• экономической обоснованности и документального подтверждения расходов;

• правильности определения налоговой базы;

• своевременной и полной уплаты налогов и сборов;

• полноты удержания налогов и отражения в бухгалтерском учёте;

• законности применения различных налоговых ставок;

• правомерности применения налоговых льгот и налоговых вычетов;

• своевременности предоставления налогоплательщиками налоговых деклараций и других документов, необходимых для исчисления налогов;

• исполнения решений и требований налоговых органов.

По времени осуществления налоговый контроль подразделяется на:

• предшествующий;

• текущий;

• последующий.

Цель предшествующего контроля - предупреждение возможных последствий от действий налогоплательщика. Он осуществляется путём разъяснений и пояснений отдельных спорных норм налогового законодательства.

Цель текущего контроля - проверка текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика. Как правило, это осуществляется в ходе камеральной проверки, когда проверяется налоговая отчётность за истекший налоговый период.

Цель последующего контроля - выявление нарушений налогового законодательства за истекшие налоговые периоды. При этом, в отличие от текущего налогового контроля, в случае выявления нарушений возможность корректировки налоговой отчётности налогоплательщиком не предусматривается. Последующий контроль производится посредством проведения выездных налоговых проверок.

В зависимости от процедуры проведения налоговый контроль может подразделяться на документальный контроль и контроль исполнения.

Документальный контроль - это проверка налоговой и бухгалтерской отчётности и документов, представленных налогоплательщиком. Он осуществляется в процессе камеральной и выездной налоговой проверки.

Контроль исполнения - это объективная и систематическая проверка фактических данных (документов) для оценки работы хозяйствующего субъекта, полноты исполнения возложенных на него функций. Примером такого контроля является фактический контроль (инвентаризация, экспертная оценка, визуальное наблюдение).

По характеру контрольных мероприятий налоговый контроль можно разделить на плановый и внезапный. В первом случае контроль подчинён определённому планированию, а во втором - осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный. Первоначальными контрольные мероприятия признаются проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Заметим, что статья НК РФ, которая вступила в действие 19 августа 2017 года, имела множество дискуссий. Статья очень напоминает положения Пленума ВАС РФ и вносит некоторую четкость в требования для получения налогоплательщиками прав на снижение налоговой базы. На данном этапе с помощью представленной нормы на законодательном уровне четко закрепляется, что налогоплательщик для учета суммы расходов или применения вычета должен соблюдать одновременно следующие моменты:

• недопущение искажения в учете и отчетности, которое снижает налоговую базу;

• единственная цель сделки - не должна быть связана с неуплатой и (или) зачетом (возвратом) сумм налога;

• сделку должно исполнять лицо, с которым заключается договор или лицо, которому обязательство передается по договору или закону.

Также на сегодняшний день НК РФ запрещается налоговому органу ставить под сомнение расходы налогоплательщика по сделке с контрагентом, отказывать ему в вычете только из-за того, что первичную документацию подписало неустановленное или неуполномоченное лицо контрагента или контрагентом нарушена налоговая законодательная база. Конечно, это является положительным моментом для коммерческих организаций.

Рассмотрим также некоторые моменты в части ответственности налогоплательщиков за действия непрямого контрагента.

На практике чаще всего налоговые органы предъявляют претензию проверяемым налогоплательщикам. Претензия связана с контрагентом второго, третьего и т.д. звена. Но заметим, что при отсутствии доказательства подконтрольности спорного контрагента проверяемому налогоплательщику инспекции требуется исследовать и доказывать недобросовестность действий собственно налогоплательщика по выбору контрагента и обстоятельств, которые говорят о невыполнении соответствующей хозяйственной операции контрагентом налогоплательщика (по первому звену). Иными словами, налоговые органы не могут возложить на налогоплательщиков отрицательные последствия в связи с недобросовестностью контрагентов второго и последующих звеньев цепочки перечисления денег по банковским выпискам. На это указывает ФНС России в марте 2017 года.

Должная осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов на сегодняшний день является столь же важной, как и ранее. Также

налоговыми органами предъявляются новые требования к должной осмотрительности. К примеру, инспекция обращает внимание на отсутствие у коммерческой организации сведений о способе получения информации о контрагенте, отсутствие рекламы в СМИ, рекомендаций партнера, сайта контрагентов и т.п.

Также необходимо быть готовым к тому, что инспекцией могут быть запрошены документы и сведения относительно предпринятого действия при осуществлении выбора контрагента. К примеру, документация, фиксирующая результат поиска, мониторинга и отбор контрагентов, результат мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), анализа и оценки потенциального контрагента, документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный контроль за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.), деловую переписку. Таким образом, коммерческие организации Санкт-Петербурга должны уделять достаточно внимания должной осмотрительности.

Письмом ФНС России от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650@, до территориальных органов доведены методические рекомендации для налоговых и следственных органов в сфере установления в ходе проверки обстоятельств, говорящих об умысле в действиях должностного лица налогоплательщика.

Представленный документ на данном этапе является важным для налогоплательщика, потому что здесь раскрываются серьезные намерения налоговых и следственных органов, включающие в себя создание прозрачного бизнеса с помощью уголовного наказания лица, умышленно уклоняющегося от уплаты налога. Если налогоплательщик его внимательно изучит, взвесит положение дел в своей организации — где возможны криминальные действия, а где имеет место законная экономия на налогах, т.е. обоснованная налоговая выгода, то можно заранее подготовиться к проверке и избежать некоторых претензий со стороны налогового органа. Главной целью приведенного документа является повышение эффективности работы налоговых органов в сфере выявления и доказывания случая умышленного уклонения от налога. Если будет доказан умысел, штраф за неуплату налогов будет равняться 40% от суммы недоплаты. Также умышленное уклонение от уплаты налогов, связанное с крупными размерами, может вполне повлечь уголовную ответственность виновных должностных лиц коммерческой организации.

Неуплата или неполная уплата налога и сбора может стать результатом как виновного деяния (умышленное и по неосторожности), так и деяния, квалифицирующегося в качестве невиновного. К примеру, на основании этих Рекомендаций, непреднамеренные арифметические или технические ошибки при исчислении сумм налога не связаны с признаком виновности.

Если лица, совершившие налоговое преступление не осознавали противоправный характер собственных действий (бездействия), хотя должны были и могли это осознавать, такое преступление может быть

признано совершенным по неосторожности. Это происходит вследствие низкой квалификации бухгалтера, его временной нетрудоспособности и пр. Однако здесь требуется отметить, что личностные и профессиональные качества сотрудников коммерческой организации Санкт-Петербурга не освобождают их от штрафов, предусмотренных п.1 ст. 122 НК РФ в размере 20 % от неуплаченных сумм. Таким образом, незнание законов не освобождает от ответственности.

Отметим и схему уклонения от уплаты налогов в коммерческих организациях Санкт-Петербурга. Схем на практике применяют достаточное количество. Самые популярные представлены ниже:

• необоснованное применение налоговой льготы, льготной налоговой ставки;

• подмена одного вида договора другим для извлечения налоговой выгоды;

• дробление бизнес-структуры для того, чтобы применить спецрежим;

• фиктивная сделка с однодневками и аффилированными компаниями для того, чтобы завысить расходы организации или занизить ее доходы.

Для того, чтобы раскрыть эти схемы, требуется применять различные формы в налоговом контроле. Самая эффективная форма - это налоговая проверка, которая может быть камеральной или выездной (табл. №1). Первая проводится лишь в стенах налоговой инспекции. Чаще всего, сведения проверяют в автоматическом режиме. И если всё в порядке, то о завершении проверки налогоплательщику не сообщается (исключением является НДС, который заявлен к возмещению). Если возникает вопрос, от налогоплательщика ожидают исправления. В этой ситуации может начаться 2-ой этап камеральной проверки.

Таблица №1 - Сведения о проведении камеральных проверок в РФ и Санкт-Петербурге на 01.01.2019г. 124_

Наименование показателей Количество Дополнительно начислено платежей, тыс. рублей Из графы 2 налогов

А 1 2 3

РФ 67 889 196 55 659 611 36 678 972

Санкт-Петербург 4 047 929 1 846 700 1 274 364

При проведении выездной проверки существуют следующие нюансы, о которых организации должны помнить:

• проводится она только после того, как соответствующее решение будет принято руководителем налоговой инспекции;

124 Данные по формам статистической налоговой отчетности. ФНС. [Электронный ресурс]

• при этом составляют документ, где указывается название организации, причина и период проверки, совокупность налогов, которые заинтересовали инспектора и состав комиссии;

• документ отравляют налогоплательщику для ознакомления (не сделать это - означает нарушение регламента);

• выездную проверку проводят в офисе проверяемой коммерческой организации, однако лишь в той ситуации, если там есть помещение, где можно размещать группу проверяющих инспекторов;

• если такое помещение отсутствует, руководитель коммерческой организации обязан заранее сообщить об этом, в этой ситуации анализ документов проводят в налоговой инспекции;

• если организация поменяла фактический адрес, но в ЕГРЮЛ еще не успела внести новые сведения, проверку разрешают провести инспектору по прежнему месту нахождения;

• в рамках выездной проверки дозволяют проверять как один налог, так и несколько.

Получение объяснения представляет собой еще одну форму контроля. Закон позволяет сотруднику ведомства вызывать нарушителей, выслушивать их пояснения, если какие-либо сведения, ими предоставленные, вызывают подозрения или окажутся неверными. Стоит отметить, все показания «обвиняемых» заносят в протокол.

Контроль может выражаться и в качестве проверки данных учета и отчетов. Инспекторы могут направлять предпринимателю список той документации, которую они хотели бы посмотреть. Предоставить ее требуется в течение 10 дней с даты получения такого требования. Если проверка является выездной, инспектор затребует проведение инвентаризации (процедуру регламентирует приказ Минфина).

Еще одни способом для выявления возможного нарушения является осмотр помещения, которое используется для получения доходов. К примеру, сдача его в аренду. Проведение данной процедуры регламентирует 92 статьей НК РФ: в присутствии понятых. На основании обстоятельств, могут применять фото- и/или видеосъемку.

При проведении проверки инспектор пользуется следующими контрольными методами: документальный; фактический.

У всех методов существуют собственные приемы. Так, применяя первый, сотрудники налоговой пользуются формальной и арифметической проверкой, дают юридическую оценку или проводят экономический анализ. При применении второго метода, инспекторы должны вести учет налогоплательщиков, выслушивать показания свидетелей, проводить инвентаризацию, привлекать эксперта, если в этом существует необходимость.

Если результат проверки вызывает недовольство, закон позволяет ее обжаловать. Однако изначально требуется обратиться в вышестоящую

инстанцию, которая сможет назначить вторичную проверку. Если в этой ситуации останется разногласие, налогоплательщик может подать иск в суд. Закон окажется на стороне истца, если тот сможет доказать, что инспектор, к примеру, выходил за рамки камеральной проверки. Стоит отметить, он имеет право только проверять документацию (список содержится в 88 статье НК РФ), в том числе и декларации. И еще одна особенность. Камеральная проверка длится 3 месяца. Инспектор запрашивает документацию, которая содержит сведения, подтверждающие или опровергающие нарушение. Она будет иметь юридическую силу, даже если налогоплательщик ее предоставит только после завершения камеральной проверки.

Если проверяют декларацию НДС с возмещением, то инспектор не может требовать документацию по тем операциям, что не облагаются приведенным налогом или освобождены от него. Если необходимо предоставление пояснения, то в данной ситуации его подают в электронном формате. Это требование стало действовать в конце января 2017 г. Пояснения на бумажном формате не принимают. Более того, налогоплательщики рискуют получить штраф - 5-20 тысяч рублей.

Таким образом, существуют различные методы и формы налоговых проверок. У всех методов есть собственные нюансы. В отдельных ситуациях инспектор позволяет себе нарушить правила их проведения. Здесь организация может обжаловать результат проверки, обратившись в вышестоящую инстанцию.

Использованные источники:

1. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3824.

2. Бухгалтерский и налоговый учет : учебник / Э.Ч. Цыденова, Л.К. Аюшиева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 399 с.

3. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / В.Р. Захарьин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 336 с.

4. Налоговое администрирование: Учебник / Дорофеева Н.А., Брилон А.В., Брилон Н.В. - М.:Дашков и К, 2016. - 296 с.

5. Налоговое администрирование и контроль : учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Л. И. Гончаренко. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2019. - 448 с.

6. Налоговый контроль. Налоговые проверки : учебное пособие для магистратуры / под ред. О. В. Болтиновой, Ю. К. Цареградской. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. - 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: Монография / Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 270 с.

8. Налоговый учет: Учебное пособие / Малис Н.И., Толкушкин А.В. -М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 576 с.

9. Данные по формам статистической налоговой отчетности. ФНС. [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru/rn78/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 01.03.2019).

10.Налоговый контроль 2017-2018: взгляд проверяющего органа. Правовест аудит. [Электронный ресурс] URL: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovyy-kontrol-2017-2018-vzglyad-proveryayushchego-organa/ (дата обращения: 01.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.