Научная статья на тему 'Понятие "социально значимые мотивы молодежи"'

Понятие "социально значимые мотивы молодежи" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ МОТИВЫ / SOCIALLY SIGNIFICANT MOTIVES / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Н.С.

В статье рассматривается понятие «социально значимые мотивы молодежи». Анализируются трактовки этого понятия учеными и педагогами. Воспитание социально-значимых мотивов молодежи в педагогике рассматривается с позиций нравственного, гражданственного и патриотического воспитания, что определяется доминирующей значимостью названных аспектов в структуре поведения, детерминированного социально-значимыми мотивами. Воспитания социально-значимых мотивов поведения молодежи в учреждениях культуры ценностная основа данного процесса становится условием применения наиболее эффективных научных подходов, способствующих эффективной и системной организации воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of "socially important motives of youth"

The article discusses the concept of "socially important motives of the youth." Studies the interpretation of this concept by scientists and educators. Education of socially important motives of young people in pedagogy is considered from the standpoint of moral, civic and Patriotic education, as determined by the dominant importance of the mentioned aspects in the structure of behavior, deterministic socially significant motives. Education of socially important motives of young people in cultural institutions value the basis of this process becomes a condition for the use of the most effective scientific approaches that contribute to effective and systematic organization of educational activities.

Текст научной работы на тему «Понятие "социально значимые мотивы молодежи"»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 3, 2017: 377-385

Понятие «социально значимые мотивы молодежи»

Н.С. Гребенникова

Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д.7 Moscow State Institute of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: 787natalia@mail.ru

Ключевые слова: социально значимые мотивы, молодежь, педагогика, социально-культурная деятельность, личность, социально-значимые качества. Key words: socially significant motives, youth, pedagogy, socio-cultural activity, personality, socially significant qualities.

Резюме: В статье рассматривается понятие «социально значимые мотивы молодежи». Анализируются трактовки этого понятия учеными и педагогами. Воспитание социально-значимых мотивов молодежи в педагогике рассматривается с позиций нравственного, гражданственного и патриотического воспитания, что определяется доминирующей значимостью названных аспектов в структуре поведения, детерминированного социально-значимыми мотивами. Воспитания социально-значимых мотивов поведения молодежи в учреждениях культуры ценностная основа данного процесса становится условием применения наиболее эффективных научных подходов, способствующих эффективной и системной организации воспитательной деятельности.

Abstract: The article discusses the concept of "socially important motives of the youth." Studies the interpretation of this concept by scientists and educators. Education of socially important motives of young people in pedagogy is considered from the standpoint of moral, civic and Patriotic education, as determined by the dominant importance of the mentioned aspects in the structure of behavior, deterministic socially significant motives. Education of socially important motives of young people in cultural institutions value the basis of this process becomes a condition for the use of the most effective scientific approaches that contribute to effective and systematic organization of educational activities. [Grebennikova N.S. The concept of "socially important motives of youth"]

Современное российское общество сталкивается со все возрастающим количеством социальных, политических, экономических, идеологических и иных вызовов, которые определяются как особенностями нынешнего этапа цивилизационного развития России и мира, так и политическим контекстом последних лет. Ни для кого не секрет, что стране, обладающей настолько обширными ресурсами, как наша,

неизбежно приходится сталкиваться с зачастую агрессивными действиями конкурентов на мировой арене, что, с одной стороны, в полной мере объясняет непрекращающийся поток внешних идеологических влияний, формирующих в гражданах России толерантное отношение к ситуациям, прямо или косвенно вредными для страны, а с другой - ставит перед образованием и культурой нашей Родины задачи воспитания таких граждан, которые могли бы ответственно и социально зрело функционировать в подобных условиях.

Понятие «социально-значимые мотивы молодежи» рассматривается в отечественной науке в основном с двух позиций: педагогической и психологической. Педагогическая психология как отрасль научно-педагогического знания, объединяет особенности дефиниций названных наук-источников применительно к задачам нравственного воспитания подрастающих поколений.

Воспитание социально-значимых мотивов молодежи в педагогике рассматривается с позиций нравственного, гражданственного и патриотического воспитания, что определяется доминирующей значимостью названных аспектов в структуре поведения, детерминированного социально-значимыми мотивами.

Основываясь на представлениях о социально-значимых мотивах поведения молодежи таких авторов, как А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.Д. Шадриков и др., можно сказать, что социально-значимые мотивы поведения - это формируемые в процессе воспитания внутриличностные факторы поведения, определяющие способность человека плодотворно взаимодействовать с обществом на благо обществу и себе. Педагогическая специфика подобной дефиниции заключается в том, что акцент в ней делается не на индивидуально-психологическую роль социально-значимых мотивов поведения, а на процесс и средства их воспитания, что определяется прикладными педагогическими задачами воспитательной деятельности.

Большинство педагогов-теоретиков - В.А. Сластенин, И.П. Подласый и т.д., относят воспитание социально-значимых мотивов поведения к сфере нравственного воспитания.

С точки зрения педагогики, социально-значимые мотивы поведения молодежи характеризуются следующими особенностями:

- они отражают представления общества и государства об общественном благе и демонстрируют спектр отношений, в пределах которого деятельность человека является общественно полезной;

- социально-значимые мотивы поведения не являются стабильной данностью в масштабах общественной формации, меняясь и корректируясь соответственно представлению большинства о роли и месте человека в обществе;

- социально-значимые мотивы поведения не являются в полной ере ригидной структурой и в масштабах данной личности, испытывая на себе воздействие общества, они претерпевают изменения в связи с трансляцией обществом своих ценностей индивиду, и динамикой осознания им социальных отношений;

- социально-значимые мотивы поведения - объект воспитательной деятельности, направленной на их выработку или коррекцию;

- воспитание социально-значимых мотивов поведения требует применения адекватных педагогических средств и технологий, позволяющих эффективно добиваться поставленных задач;

- воспитание социально-значимых мотивов поведения происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее эффективно оно осуществляется в детстве и юности;

- человек, живущий в обществе, испытывает на себе как конструктивные, так и деструктивные нравственные воздействия, в связи с чем воспитание социально-значимых мотивов поведения должно опираться на учет всего многообразия факторов, способных как повысить, так и снизить эффективность этого процесса.

Для педагогической теории социально-значимых мотивов поведения молодежи особое значение представляет комплекс концептуальных идей деятельностного подхода и теории способностей, разрабатывавшихся такими выдающимися отечественными учеными, как А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский,

Б.М. Теплов и другие. В соответствии с идеями деятельностного подхода в трактовке А.Н. Леонтьева, любая целенаправленная деятельность обладает своими мотивами, делающими ее осознанной и планомерной. Не имея мотивов, хотя бы косвенных, осуществлять деятельность невозможно. Таким образом, деятельностный подход ставит мотивы в положение одного из главных детерминирующих факторов деятельности, а в случае социально-значимых мотивов - социально-значимой деятельности.

В педагогической психологии проблема воспитания социально-значимых мотивов поведения молодежи исследовалась такими учеными, как Б.С. Братусь, В.К. Вилюнас, В.А. Иванников, М.Ш. Магомед-Эминов, А.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе и многие другие. Согласно исследованиям названных авторов, социально-значимые мотивы поведения -это, в первую очередь, внутрипсихические образования, имеющие систему сложных взаимосвязей с иными компонентами психики - ценностями, установками, опытом, задатками и т.д.

Педагогический подход, наоборот, характеризуется применением методов и технологий, ориентированных на значительные группы, начиная от группы в детском саду или класса в школе, и заканчивая обществом в целом, что, безусловно, также требует известной опоры на методы индивидуализации обучения и воспитания. Данная проблема исследовалась такими отечественными педагогами, как В.П. Беспалько, A.A. Кирсанов, М.Н. Скаткин, И.Э. Унт, И.С.Якиманская и другими, определившими баланс «группового-индивидуального» в современной педагогике. При том, что объективно индивидуализировать педагогический процесс в полной мере невозможно, большинством педагогической общественности в наши дни признается право на существование и применение личностно-ориентированного подхода, гуманистического подхода, индивидуальных образовательных и воспитательных траекторий.

Педагогическая психология рассматривает воспитание социально-значимых мотивов поведения молодежи в связи со следующими аспектами данной проблемы:

- структурой и факторами поведения - это изучали такие ученые, как В.Г. Асеев, В.Е. Баранов, П.М. Якобсон, И.В. Имедадзе и другие;

- формированием системы социальных отношений личности - Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев;

- широким контекстом социализации личности -Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, В.П. Зинченко;

- ценностной составляющей мотивации в различных видах деятельности - С.Г. Вершловский, Г.С. Сухобская, Ю.Н. Кулюткин;

- формированием мотивации к обучению - B.C. Ильин, А.К. Маркова, Г.И. Щукина и др.

Определением мотивов, особенностей мотивационного процесса, структуры мотивационной сферы человека, занимались такие исследователи, как В.Г. Асеев, Л.В. Бороздина, А.А. Файзуллаев, Х Хекхаузен, Ш.Н. Чхартишвилли, П.М. Якобсон, и другие. Изучение мотивации к различным видам деятельности входило в число научных приоритетов таких ученых, как Н.Н. Акулина, Л.И. Божович, А.Ю. Кондратенко, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Ф.М. Рахматуллина. Исследованием формирования и процессов развития мотивационной сферы личности человека занимались Н.Н. Власова, М.Р. Гинзбург, М.Ю. Кистяковская, М.И. Лисина, Ю.Е. Плотникова.

Суммируя представления названных концептуальных оснований о процессе воспитания социально-значимых мотивов поведения молодежи, можно утверждать, что воспитание социально-значимых мотивов поведения обладает следующими характеристиками:

- определяет моральные качества взрослеющего человека как члена коллектива и общества;

- формирует возможности оценки своего призвания и выбора профессиональной сферы деятельности;

- формирует характер и установки личности;

- создает основы гуманного взаимодействия между отдельными личностями и личностью и обществом в целом;

- акцентирует задатки и способности, позволяет развивать их сообразно потребностям индивида, общества и культуры.

Воспитание социально-значимых мотивов поведения молодежи может реализовываться как компонент, включенный в единый образовательно-воспитательный процесс, так и отдельно, являясь центральным звеном воспитания (Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик). Это позволяет центрировать воспитательный процесс вокруг данного аспекта, являющегося, безусловно, одним из наиболее значимых и определяющим большую часть социальных отношений индивида.

В случае включенности воспитания социально-значимых мотивов поведения в единый педагогический процесс, возникает необходимость развития и укрепления этой составляющей специальными формами педагогической поддержки (Т.В. Анохина), основывающейся на социально-активной позиции педагогического сообщества, учитывающей актуальные проблемы общества.

Воспитание социально-значимых мотивов поведения молодежи - относительно новая область педагогики. По мнению ведущих педагогов, исследующих проблематику воспитания -Д.С. Батарчука, С.Н. Федоровой и других, оно является эффективным инструментом создания гуманного социального климата. Педагогика должна помочь приобщиться к культуре и жизни общества через понимание социальных процессов, активно-деятельностное включение в них. Таким образом, можно сказать, что воспитание социально-значимых мотивов поведения молодежи предназначено повышать

результативность образования и воспитания в настоящих условиях интенсивной социальной и культурной динамики.

Все вышеназванное в полной мере характеризует задачи современной отечественной педагогики, которая в аспекте воспитательного воздействия на молодежь должна главным образом ориентироваться на насущные социальные нужды и на специфику самой современной российской молодежи.

Молодежь - это самая мобильная часть общества, и она восприимчива к различным воспитательным воздействиям, конструктивным и не только. Культура современной молодежи -это смесь советской и постперестроечной культуры, а также -культуры современности, имеющей значительное количество отличий от вышеназванных. Элементы мировоззрения,

культурные ценности молодежи перемешиваются, и молодой человек не знает как себя вести в меняющемся мире, при взаимодействии с представителями других культур и этносов. Проблема кроется еще и в том, что раньше воспитывали дух патриотизма с детского сада, а сейчас статус патриотического воспитания заметно снижен. В советское время каждый ребенок, каждый молодой человек знал дату начала и окончания Великой Отечественной войны, знал гимн своей страны. Сейчас же больше половина школьников и молодежи не знают о своей стране ровным счетом ничего. В школах, не говоря уже о детских садах, слишком мало внимания уделяется патриотическим ценностям и ценностям культуры своей Родины. Нынешний молодой человек знает только название своей страны, но не ее историю.

И тем более сложным является выработка подлинно широкого взгляда на проблему интеграции себя в жизнь своего народа, общества, государства, на вопросы взаимодействия представителей разных культур и народов в современном обществе. Большинство молодых людей стремятся во всём следовать моде, а мода, как известно, переменчива, далеко не всегда создает благоприятные ориентиры для нравственного развития.

В условиях реформирования отечественного образования, развития новых хозяйственных и социальных отношений, педагогические и социокультурные проблемы воспитания социально-значимых мотивов поведения молодежи качественно меняются и приобретают все большее значение. Современное российское общество испытывает на себе такие ранее незнакомые вызовы, как миграция, межнациональные конфликты, экспоненциальный рост разнородной информации из СМИ и Интернет, в связи с чем, безусловно, должно быть усилено внимание к нравственному и мультикультурному воспитанию подрастающих поколений, которым предстоит жить в совершенно новых условиях. В современном российском обществе еще не решена проблема, связанная с недостатком предоставления в образовании и культуре знаний о задачах социального развития, что связано как с недостаточной политико-экономической грамотностью населения, так и с

отсутствием целостной программы воспитательной работы в масштабах государства.

В подобных условиях воспитание социально-значимых мотивов поведения молодежи представляет собой задачу, ориентированную главным образом на формирование активного, ответственного, отношения к своей роли в жизни общества. Как показывает абсолютное большинство педагогических исследований проблемы воспитания социально-значимых мотивов поведения молодежи, нравственный, или же этико-формирующий аспект данного процесса представляет особое значение в качестве детерминанты мотивационной сферы. Ценностные ориентиры личности, те смыслы, которые наполняют содержанием отношение человека и общества, представляют собой наиболее значимую и фундаментальную часть системы внутренних факторов поведения, в связи, с чем развитие и коррекция ценностной составляющей личности является центральным звеном процесса воспитания социально-значимых мотивов поведения молодежи.

Применительно к педагогическим задачам воспитания социально-значимых мотивов поведения молодежи в учреждениях культуры ценностная основа данного процесса становится условием применения наиболее эффективных научных подходов, способствующих эффективной и системной организации воспитательной деятельности. В педагогической науке практически каждый подход - гуманистический, личностно-ориентированный, компетентностный,

культурологический, деятельностный и т.д., так или иначе связан с выработкой личностных ценностей, без чего невозможно закрепление любого образовательного или воспитательного результата. Но аксиологический, или ценностно-ориентированный подход является специально спроектированным на выработку ценностей, развитие и коррекцию ценностно-мотивирующей сферы человека, в связи с чем он приобретает особое значение для настоящего исследования.

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев Б.Г. 1968. Человек как предмет познания. I.: Изд-во Ленингр. ун-та. 339 с.

Божович Л.И. 1972. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. с. 7-44. - В сб. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика. 352 с. Бондаревская Е.В. 1980. Формирование нравственного сознания старших

школьников. Автореф. дис. . д-ра пед. наук. Ленинград. 39 с. Выготский Л.С. 1956. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во

АПН РСФСР. 519 с. Гребенникова Н.С. 2016. Мотивационное развитие молодежи в театральном коллективе учреждения культуры. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 5(3): 348-354. Леонтьев А.Н. 1975. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 304 с. Рубинштейн С.Л. 1973. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 424 с.

Получена /Received: 21.06.2017 Принята/Accepted: 27.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.