Научная статья на тему 'Современные проблемы воспитания социально-значимых мотивов поведения молодежи: прикладной аспект'

Современные проблемы воспитания социально-значимых мотивов поведения молодежи: прикладной аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / МОЛОДЕЖЬ / YOUNG PEOPLE / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / INSTITUTIONS OF CULTURE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / SOCIAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Н. С.

В статье рассматриваются социальные и педагогические проблемы воспитания социально-значимых качеств личности молодежи как в целом, так и в учреждениях культуры в частности, анализируется компонентная структура социально-значимых мотивов и ценностных смыслов личности, средства их воспитания и коррекции в условиях деятельности образовательной инфраструктуры и учреждений культуры. Автором доказывается важность применения в воспитательной деятельности концепции ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры профессора А.Д. Жаркова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of upbringing of socially important motives of youth: applied aspect

The article discusses the social and pedagogical problems of education of socially significant qualities of the personality of young people, both in General and in cultural institutions, in particular, analyzes the component structure of socially significant motifs and value of personality, its education and correction in the educational infrastructure and cultural institutions. The author proves the importance of educational activities the concept of value-oriented, active-active approach to holistic technological process in cultural institutions Professor A.D. Zharkov.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы воспитания социально-значимых мотивов поведения молодежи: прикладной аспект»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 2, 2017: 131-136

Современные проблемы воспитания социально-значимых мотивов поведения молодежи: прикладной аспект

Н.С. Гребенникова

Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д.7 Moscow State Institute of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: 787natalia@mail.ru

Ключевые слова: педагогика, социально-культурная деятельность, молодежь, учреждения культуры, личность, социально-значимые качества. Key words: pedagogy, socio-cultural activities, young people, institutions of culture, personality, social qualities.

Резюме: В статье рассматриваются социальные и педагогические проблемы воспитания социально-значимых качеств личности молодежи как в целом, так и в учреждениях культуры в частности, анализируется компонентная структура социально-значимых мотивов и ценностных смыслов личности, средства их воспитания и коррекции в условиях деятельности образовательной инфраструктуры и учреждений культуры. Автором доказывается важность применения в воспитательной деятельности концепции ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры профессора А.Д. Жаркова.

Abstract: The article discusses the social and pedagogical problems of education of socially significant qualities of the personality of young people, both in General and in cultural institutions, in particular, analyzes the component structure of socially significant motifs and value of personality, its education and correction in the educational infrastructure and cultural institutions. The author proves the importance of educational activities the concept of value-oriented, active-active approach to holistic technological process in cultural institutions Professor A.D. Zharkov. [Grebennikova N.S. Modern problems of upbringing of socially important motives of youth: applied aspect]

Современное российское общество сталкивается с целым комплексом проблем и опасностей, связанных с недостаточной эффективностью воспитательной работы, направленной на формирование личности социально-активной, ответственной молодежи. Фактически, начиная с лет Перестройки и до недавнего времени, в нашей стране практически отсутствовала организованная и сквозная система воспитательной работы, проявлявшейся лишь эпизодически, усилиями отдельных

энтузиастов, действующих по призванию и с глубоким осознанием значимости воспитательной работы, направленной на содействие становлению личности патриота, гражданина и просто порядочного человека. Длительное время дефицита, низкого уровня жизни, постоянно крепнувший поток информации, пропагандировавшей лишь потребительские ценности, создали условия, в которых практически не могла сложиться личность морально здорового молодого человека, не озабоченного одним лишь индивидуально-эгоистическим интересом. Все это проявляется и в наши дни.

Общество, не контролирующее процесс воспитания подрастающих поколений, обрекает себя на доминирование центробежных сил, разрушающих организованную социальную систему. Воспитание новых поколений - задача, являющаяся приоритетной для любой социальной системы, желающей сохранить себя и не быть подверженной стихийным или внешним воздействиям. Как правило, осознание этого приходит достаточно поздно - тогда, когда разрушительные тенденции уже проявились в полную силу.

Социально-педагогической проекцией данного состояния является нарастающее внимание к задачам восстановления и воссоздания систем воспитательной работы с молодежью, которые были бы способны обеспечивать воспроизводство поколений ответственных граждан и патриотов, людей, чьи мотивы поведения являются действительно социально-значимыми.

В возрастной группе молодежи, которая определяется обычно границами 15 - 25 и даже более лет (Волков, Добреньков, Кадарин, Савченко, Шаповалов, 2001), традиционно присутствуют такие мотивы поведения, как:

- самоутверждение;

- самореализация;

- обособление от доминирования старших;

- увлечение теми возможностями, которые в более юном возрасте были им не доступны, и которые особенно остро переживаются сейчас (Шагдурова, 2013).

Названные мотивы, в случае отсутствия целенаправленной воспитательной работы, способны

сформировать личность, целиком и полностью индифферентную социально-значимым задачам деятельности, важным обществу в целом.

Во избежание этого, еще до конца не сформированная личность молодого человека, должна соприкасаться с действенной воспитательной системой, способной обеспечить моральный рост личности, а не просто подавлять естественные, но трудноуправляемые тенденции стихийного развития. В работах таких исследователей, как И.А. Филиппова (1969), Е.С. Ганич (2003), подробно рассматриваются проблемы построения целостного комплекса воспитательных средств, направленных на стимулирование социально-значимых мотивов поведения молодежи. К числу таких мотивов можно отнести:

- осознание себя частью общества, культуры и государства, чувство сопричастности им;

- осознание своего призвания к виду деятельности, интересной и полезной не только данному человеку, но и его среде, его народу и родной культуре;

- наличие гражданско-патриотических ценностей;

- общая гуманистическая установка личности;

- отвержение морально неполноценных идей и ценностей;

- стремление к самореализации в коллективе, сочетающей личную и общественную пользу.

Именно они могут составить мотивационную опору личности, ответственно существующей в обществе.

Наиболее важным с процессе воспитания социально-значимых мотивов поведения молодежи является ориентирование молодежи на социально-значимые ценности, представляющие личностные смыслы с максимальной эффективностью влияющие на поведение человека в обществе. Однако, далеко не все смыслы влияют одинаково на поведение человека - только базовые, ставшие личностными установками, могут быть названы ценностями - так считают такие исследователи, как Г. Крайг (2000).

Воспитание социально-значимых ценностей - сложный и многогранный процесс. Он требует привития следующих позитивных ценностных смыслов: родная культура; родной народ; родной язык; семья; дети; профессиональное призвание;

самореализация, и многие другие.

Эти ценностные смыслы - определяющие по отношению человека к важнейшим компонентам социальной практики. Именно эти смыслы и должны найти отражение в структуре социально-значимых мотивов поведения, в связи с чем применение ценностно-ориентированного подхода является наиболее эффективным путем реализации теоретических установок процесса воспитания социально-значимых мотивов поведения молодежи.

Одновременно необходимо сформировать и отторжение от таких смыслов, как ложь, агрессия, стяжательство, эгоизм, замкнутость, жадность и тому подобных негативных качеств личности, которые столь часто определяют поведение человека.

Социально-значимые ценностные смыслы,

функционирующие в психике человека, особенно имеющего уже осмысленный и ощутимый социальный опыт, представляют собой неоднозначный объект воспитательной педагогической деятельности, что определяет важность выбора косвенных средств воспитания. Поэтому те и особенно те элементы педагогической инфраструктуры общества могут быть эффективны в данном процессе, которые могут реализовывать косвенное воспитательное воздействие. Вот почему учреждения культуры являются значимым субъектом воспитательной работы.

Ценностно-ориентированный подход наиболее легко применим в педагогических ситуациях, не привязанных к какой-либо форме организованных инфраструктурных педагогических практик, так как выработка ценностей является достаточно непредсказуемым процессом. Другими словами, при том, что ценностно-ориентированный подход может и должен использоваться в любых педагогических условиях, применение данного подхода в контексте социально-культурной и культурно-досуговой деятельности оправдано самим качественным своеобразием данных практик. Соответственно, ценностно-ориентированные культурно-досуговые программы могут быть средством воспитания социально-значимых мотивов поведения молодежи.

Культурно-досуговая и социально-культурная

деятельность вызывает живой интерес у представителей практически всех поколений, но именно у молодежи как возрастной группы, ищущей развлечений, игровой активности, деятельность учреждений культуры особенно востребована -естественно, при соблюдении условия содержательного соответствия программы интересам молодежи. Поэтому применительно к выработке социально-значимых качеств личности молодежи потенциал учреждений культуры особенно востребован.

В подобном контексте приобретает особое значение концептуальные идеи доктора педагогических наук, профессора А.Д. Жаркова (1998) о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры , может быть построена модель воспитательной работы с молодежью, направленная на выработку социально-значимых качеств личности в учреждениях культуры любого типа. Важными компонентами такой модели могут и должны быть ценностно-ориентированные культурно-досуговые программы, косвенно направляющие молодежь на те социально-значимые мотивы и действия, которые являются наиболее актуальными в современных культурных, социально-экономических и политических реалиях.

Воспитание социально-значимых мотивов поведения молодежи в условиях организаций социально-культурной сферы представляет собой технологическую задачу, выходящую за рамки собственно педагогики - сюда подсоединяются и режиссура, и социальная психология, и многочисленные практико-ориентированные методики реализации

художественно-творческой деятельности.

Сформировать ценностно-мотивационную сферу молодого человека в условиях учреждений культуры и досуга -многогранная задача, требующая подлинно творческого подхода к ее реализации. При ее решении могут и должны использоваться все возможные средства культурно-досуговой деятельности - театрализации, культурно-просветительские программы, творческая самодеятельность, любительский театр, группы по интересам и многое, многое другое. Главным в этом

процессе является ориентирование смыслового ядра любого средства воспитания на социально-значимые ценностные смыслы, что должно стать непротиворечивой системой комфортно воспринимаемых молодежью воспитательных средств.

ЛИТЕРАТУРА

Воспитательные технологии XXI века. - В сб. Материалы III Республиканской заочной научно-практической конференции (Улан-Уде, 25 февраля 2013 г.). М-во образования и науки Респ. Бурятия, АОУ ДПО РБ «Республиканский ин-т кадров упр. и образования», Центр маркетинга, менеджмента и правового сопровождения, Каф. педагогики и психологии; отв. ред. А.Ч. Шагдурова. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2013. 115 с.

Ганич Е.С. 2003. Проблема воспитания социальной активности студентов педагогических вузов в отечественной педагогике: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург. 14 с. Гребенникова Н.С. 2016. Мотивационное развитие молодежи в театральном коллективе учреждения культуры. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 5. № 3: 348-354. Жарков А.Д. 1998. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб.

пособие для студентов вузов культуры и искусств. М.: МГУКИ. 247 с. Коротков В.М. 1983. Общая методика учебно-воспитательного процесса: учебное пособие для слушателей ФПК директоров школ и студентов пед. ин-тов. M.: Просвещение. 224 с. Крайг Г. 2000. Психология развития. СПб.: Питер Бук. 992 с. Социология молодежи: Учебное пособие. Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадарин, И.П. Савченко, В.А. Шаповалов. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 576 с.

Филипова И.А. 1969. Формирование общественной активности школьников-подростков как социально-педагогическая проблема. Челябинск. 320 с.

Получена / Received: 14.02.2017 Принята/Accepted: 22.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.