Научная статья на тему 'Характеристика понятия "социально-значимые качества личности"'

Характеристика понятия "социально-значимые качества личности" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11846
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF PERSONALITY / SOCIAL ACTIVITY / SOCIAL RESPONSIBILITY / INITIATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабанова Оксана Николаевна, Трескин Михаил Юрьевич, Хабарова Елена Николаевна

Цель исследования: разработка формирования социально-значимых качеств личности учащихся. Гипотеза исследования: раскрыто содержание понятий «социально-значимые качества личности», что позволит более обоснованно разработать программу формирования социально-значимых качеств личности учащихся; выявленные педагогические условия будут способствовать эффективному формированию социально-значимых качеств личности учащихся. В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования сформулированы задачи исследования: уточнить содержание понятий «социально-значимые качества личности»; разработать модель формирования социально-значимых качеств личности учащихся; выявить и обосновать педагогические условия формирования социально-значимых качеств личности учащихся. Формирование и развитие социально-значимых качеств личности процесс сложный, многоаспектный, многофакторный и достаточно длительный. Л. И. Божович подчеркивает, что личностной зрелости человек достигает лишь будучи взрослым. Однако все эти качества начинают формироваться очень рано, представляя собой на каждом возрастном этапе особое качественное своеобразие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карабанова Оксана Николаевна, Трескин Михаил Юрьевич, Хабарова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT "SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF PERSONALITY"

The purpose of the study: the development of the formation of socially significant qualities of the personality of students. The hypothesis of the study: the content of the concepts of "socially significant qualities of the personality" is revealed, which will allow to develop a program of formation of socially significant qualities of the personality of students more reasonably; the revealed pedagogical conditions will promote effective formation of socially significant qualities of the personality of pupils. In accordance with the purpose, subject and hypothesis of the study, the objectives of the study are formulated: to clarify the content of the concepts of " socially significant qualities of the person»; to develop a model for the formation of socially significant qualities of students ' personality; to identify and justify the pedagogical conditions for the formation of socially significant qualities of the personality of students. The formation and development of socially significant personality traits is a complex, multifaceted, multifactorial and rather long-term process. L. I. Bozhovich emphasizes that a person reaches personal maturity only as an adult.

Текст научной работы на тему «Характеристика понятия "социально-значимые качества личности"»

УДК 37.013(045)

старший преподаватель Карабанова Оксана Николаевна

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Трескин Михаил Юрьевич

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Хабарова Елена Николаевна

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ»

Аннотация. Цель исследования: разработка формирования социально-значимых качеств личности учащихся.

Гипотеза исследования:

- раскрыто содержание понятий «социально-значимые качества личности», что позволит более обоснованно разработать программу формирования социально-значимых качеств личности учащихся;

- выявленные педагогические условия будут способствовать эффективному формированию социально-значимых качеств личности учащихся.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования сформулированы задачи исследования:

- уточнить содержание понятий «социально-значимые качества личности»;

- разработать модель формирования социально-значимых качеств личности учащихся;

- выявить и обосновать педагогические условия формирования социально-значимых качеств личности учащихся.

Формирование и развитие социально-значимых качеств личности - процесс сложный, многоаспектный, многофакторный и достаточно длительный. Л. И. Божович подчеркивает, что личностной зрелости человек достигает лишь будучи взрослым. Однако все эти качества начинают формироваться очень рано, представляя собой на каждом возрастном этапе особое качественное своеобразие.

Ключевые слова: социально-значимые качества, качества личности, социальная активность, социальная ответственность, инициативность.

Annotation. The purpose of the study: the development of the formation of socially significant qualities of the personality of students.

The hypothesis of the study:

- the content of the concepts of "socially significant qualities of the personality" is revealed, which will allow to develop a program of formation of socially significant qualities of the personality of students more reasonably;

- the revealed pedagogical conditions will promote effective formation of socially significant qualities of the personality of pupils.

In accordance with the purpose, subject and hypothesis of the study, the objectives of the study are formulated:

- to clarify the content of the concepts of " socially significant qualities of the person»;

- to develop a model for the formation of socially significant qualities of students ' personality;

- to identify and justify the pedagogical conditions for the formation of socially significant qualities of the personality of students.

The formation and development of socially significant personality traits is a complex, multifaceted, multifactorial and rather long-term process. L. I. Bozhovich emphasizes that a person reaches personal maturity only as an adult.

Keywords: socially significant qualities of personality, social activity, social responsibility, initiative.

Введение. Проблема формирования социально-значимых качеств личности широко исследуется в психолого-педагогической литературе. Так, вопросам формирования и развития социально-значимых качеств личности посвящены работы отечественных педагогов (Т. А. Бурцева, Л. Ю. Гордин, Н. Б. Русских, В. А. Сластенин и другие) [1, с. 91].

В словаре по педагогике качества личности определяются как «сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде» [3, с. 15].

Качества личности - это обобщенные свойства личности: четыре основные подструктуры динамической функциональной структуры личности (направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства) и две на них наложенные (характер и способности.

В педагогике социально-значимые качества трактуются как качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях (Т. А. Бурцева, И. О. Гапонов, Н. Б. Русских).

Социально-значимые качества личности - это совокупность значимых свойств, позволяющих личности включаться в систему общественных отношений и многообразных форм деятельности.

Социально-значимые качества формируются в обществе и им обусловлены. Они определяют личностное в человеке, так как каждый человек зависим от общества, в котором он живет. Таким образом, социально-значимые качества - это качества, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем. Социально-значимые качества личности формируются в ходе социализации как качества, которые не даются от природы или наследственностью.

Изложение основного материала статьи. Анализ научной литературы и результатов ряда исследований (Т. А. Бунакова, Т. А. Бурцева, Н. Б. Русских и другие) позволил нам выделить следующие социально-значимые качества личности: социальная активность, направленность на самореализацию в деятельности, ответственность, самостоятельность, инициативность.

Под социальной активностью мы понимаем важнейшую сферу и особый уровень активности человека. Разные авторы по-разному трактуют понятие социальной активности, порой противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности (Г. М. Андреева, Л. И. Анцыферова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и другие) [2, с. 37].

По мнению Г. М. Коджаспировой, активность - «деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; она проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении, формируется под воздействием среды и воспитания», а познавательная активность есть «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями» [2, с. 14].

Социальная активность представляет собой действия, способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, обладающей просоциальной ценностью. В результате осуществляется выход за пределы непосредственно данной ситуации, осознается социальный смысл решения общественной задачи, идет процесс соотнесения с ней собственного «Я» личности, доминирует внутренняя мотивация, выражающая позицию субъекта. В итоге человек принимает на себя определенные обязательства, становится субъектом ответственности и добивается значимых результатов.

Социально-значимым качеством личности является направленность на самореализацию в деятельности.

Деловая направленность характеризуется высокими требованиями к собственной личности, умением организовывать дела таким образом, чтобы в выигрышном положении оказывался как сам индивид, так и социум.

Эмоциональная направленность личности характеризуется склонностью переживать по любому поводу. Такой человек, чаще всего, отзывчив и неравнодушен к состоянию других людей. Способность к сопереживанию у него развита в достаточно большой степени, поэтому к нему часто обращаются за советом те, кто в данный момент в этом сильно нуждается. Люди данного типа отличаются повышенной впечатлительностью, эмоциональной неустойчивостью.

Социальная направленность личности характеризуется повышенной внимательностью к внешнему миру, людям. Такие личности всегда замечают, что происходит вокруг них, вникают в суть социальных изменений. Как правило, люди этого типа не могут жить вне общества.

Необходимым социально-значимым качеством личности, на наш взгляд, является ответственность.

По мнению Г. М. Коджаспировой, ответственность - «качество личности, проявляющееся в различных формах контроля личности над своей деятельностью, отражающего социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга, исполнении ролевых обязанностей, готовности дать отчет за свои действия» [2, с. 229].

Ответственность представляет собой определенность, надежность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат, который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков (действий). Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих.

Ответственность - это умение объяснить и показать, как ты добился этого результата, это способность разрешить какую-либо проблему, исходя из моральных принципов.

Под социальной ответственностью понимается объективная необходимость отвечать за нарушение социальных норм. Она выражает характер взаимоотношений личности с обществом, государством, коллективом, другими социальными группами и образованиями - со всеми окружающими ее людьми.

В основе социальной ответственности - общественная природа поведения человека: поскольку он не может существовать вне общества, следовательно, его интересы и потребности могут быть реализованы только благодаря взаимодействию с обществом в целом и с отдельными его представителями в частности.

Важным социально-значимым качеством личности является инициативность [2, с 222].

Инициативность рассматривается как предпосылка развития человека и как результат воспитания. Смыслом воспитательной деятельности, направленной на формирование инициативности, является помощь в строительстве собственной личности посредством созидательной деятельности.

Способность личности к инициативе, самостоятельным начинаниям, активности, предприимчивости и сформированная потребность в деятельности и образует личностное качество - инициативность.

Инициатива есть почин, предприимчивость в выдвижении и реализации какой-либо новой идеи. В педагогическом словаре инициатива трактуется как «внутреннее побуждение к самостоятельным, активным новым формам деятельности или руководящая роль в каких-либо действиях» [1, с. 101].

Выводы. Итак, под инициативой можно понимать способность человека самостоятельно и сознательно брать на себя решение какой-либо общественной задачи и проводить ее в жизнь.

Важным социально-значимым качеством личности является самостоятельность - общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу; это способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны.

Инициативность, как социально-значимое качество личности, есть ее интеллектуальное и волевое свойство, черта характера, синоним активности и способности к самостоятельной деятельности.

Литература:

1. Бурцева, Т. А. Формирование социально-значимых качеств личности студента во внеаудиторной деятельности вуза: Дис. канд. пед. наук / Т. А. Бурцева. - Кострома, 2005. - 139 с.

2. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. - Ростов н/Д.: МарТ, 2005. - 448 с.

3. Битинас, Б. П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Б. П. Битинас, Л. И. Катаева // Педагогика. 2003. - № 2. - С. 10-15.

УДК 159.922:34

кандидат педагогических наук, доцент Карева Галина Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет» (г. Брянск); кандидат психологических наук, доцент Гарбузова Галина Владимировна

ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет» (г. Брянск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В

ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, цель которого — определение комплекса педагогических условий формирования правовой культуры студентов в области физической культуры. Совокупность результатов, полученных в ходе теоретического анализа, позволили выявить противоречие, определить степень значимости, актуальности проблемы исследования и сформулировать необходимый комплекс педагогических условий, содействующий интенсификации правового мышления и формирование правовой культуры у студентов высшей школы. Данные, полученные в ходе апробации предложенного нами комплекса педагогических условий формирования правовой культуры студентов по физической культуре наглядно свидетельствуют об его эффективности, что позволяет говорить о достаточно высокой практической значимости представленного исследования.

Ключевые слова: правовая культура, студенты, педагогические условия, правовые знаний, правовое поведение, критерии.

Annotation. The article presents the results of the study, the purpose of which is to determine the complex of pedagogical conditions for the formation of legal culture of students in the field of physical culture. The set of results obtained in the course of theoretical analysis allowed to identify the contradiction, to determine the degree of importance, relevance of the research problem and to formulate the necessary complex of pedagogical conditions, contributing to the intensification of legal thinking and the formation of legal culture in high school students. The data obtained during the testing of the proposed complex of pedagogical conditions for the formation of legal culture of students in physical culture clearly demonstrate its effectiveness, which suggests a sufficiently high practical significance of the study.

Keywords: legal culture, students, pedagogical conditions, legal knowledge, legal behavior, criteria.

Введение. Культура как социальный феномен, обладающий большим потенциалом и широким спектром как прямого, так и опосредованного воздействия, способна оказать существенное влияние на содержательную составляющую и непосредственно на характер жизнедеятельности человека. На современном этапе развития общества, характеризуемом становлением правового государства достаточно остро стоит задача формирования правовой культуры у студенческой молодежи, как наиболее профессионально-квалифицированной и культурной части социума [2, 6], способной определять общий уровень правовой культуры общества в целом в целях обеспечения эффективного функционирования государственных законов [1, 3, 7].

Актуальность обозначенной нами проблемы обусловлена растущим противоречием, выявленном нами в ходе анализа литературных источников по теме исследования и педагогической практике реализации учебного процесса в системе высшего образования, а именно, между всё возрастающим объемом правовой информации и возможностью ее отображения в учебном процессе.

Наиболее оптимальный путь разрешения указанного противоречия мы видим в разработке и внедрении в образовательный процесс Вуза инновационных форм обучения и комплекса педагогических условий, реализация которых содействовала бы его устранению [10, с. 152-153]. Данное утверждение основано на том, что экстенсивное развитие системы высшего образования в настоящее время невозможно за счет увеличения структурных единиц содержания и количества часов, отводимое на их усвоение.

Таким образом, нами была выдвинута гипотеза, что интенсификация правового мышления у студентов высшей школы, характеризуемое умением в условиях ограниченного временного периода приобретать максимальный объем правовой информации, посредством организации комплекса педагогических условий способна оказать положительное воздействие на формирование правовой культуры студентов Вуза.

Целью настоящего исследования стало определение комплекса педагогических условий формирования правовой культуры студентов в области физической культуры.

Изложение основного материала статьи. Анализ данных, представленных в литературе в контексте темы исследования, правовая культура с точки зрения педагогических знаний представлена недостаточно [5, 9, 10]. В этой связи разработка педагогических условий, выступающих в качестве важной составляющей организации деятельности, содействующей формированию и развитию правовой культуры студенческой молодежи — важная задача теории и практики образовательной системы.

С формированием правовой культуры происходит приобретение социального опыта, составляющими компонентами которого являются юридические, гражданские, экономические, политические права и обязанности, в результате чего студенты постепенно превращаются из объекта в субъект педагогической деятельности [8, с. 78].

В этом случае наблюдается процесс демократизации формирования правовой культуры студентов, который может быть представлен в виде педагогического процесса, включающий в себя три уровни. Первый — начальный уровень, второй — необходимый уровень и завершающий третий — высокий уровень, который выступает в качестве завершающей стадии формирования правовой культуры у студентов [8, с. 82].

Теоретический анализ научных и научно методических источников по теме настоящее исследования показал, что среди факторов, способных повлиять на формирование правовой культуры студенческой молодежи, основными являются:

1) ценностные ориентации, действующие в системе «обучаемый — право — социум»;

2) содержательное наполнение, гармоничное соотношение и преемственность структурных компонентов правового образования;

3) педагогическая ориентированность, направленная на приобретение студентами профессиональной компетентности и развитие правосознания [4, с. 18].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.