Научная статья на тему 'Становление профессионально значимых качеств будущих специалистов в области физической культуры'

Становление профессионально значимых качеств будущих специалистов в области физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / СТАНОВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / FORMATION / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / INTEGRATIVE / SOCIALLY SIGNIFICANT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистякова Е. Г.

В содержании статьи раскрывается возможность подготовки будущих бакалавров к реализации приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры созданию новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения страны. Существенным фактором подготовки выступает становление профессионально значимых качеств как основы профессиональной компетентности. В статье раскрывается сущность ведущих понятий «становление» «организационные условия», «педагогические условия»; профессионально значимые качества и их интегративные свойства. С учетом специфики профессиональной деятельности определены профессионально значимые качества будущих специалистов в области физической культуры. К ним относятся: работоспособность, толерантность, социальная активность и волевые качества. Представлена совокупность взаимосвязанных мер, обеспечивающих целенаправленное сопровождение процесса становления профессионально значимых качеств бакалавра: ведущие подходы и принципы и адекватные им методы и формы организации образовательного процесса. Особое внимание уделяется участию студентов в социально значимых проектах для различных категорий населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чистякова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL QUALITIES OF TOMORROW'S P.E. TEACHERS

The paper explores the possibility of teaching prospective bachelors to implement the national priorities: creation of a new national framework of physical culture and sports education in Russia. Professional competence is regarded as the crucial factor in formation of professionally significant qualities. The paper clarifies the concepts “formation”, “organizational conditions”, “pedagogical conditions”; professionally important qualities and their integrative properties.Taking into account the specifics of the professional activity, professionally significant qualities of future specialists in the physical culture sphere are defined. P.E. teachers should be energetic, tolerant, socially active, and have a strong will. A set of interrelated measures providing targeted support for the process of formation of professionally significant qualities of bachelors is represented. It includes teaching approaches and principles as well as relevant methods and forms of organization of the educational process. Particular attention is paid to the participation of students in social projects bringing benefit to the local community.

Текст научной работы на тему «Становление профессионально значимых качеств будущих специалистов в области физической культуры»

УДК 377.12

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В

ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Е.Г .Чистякова

PROFESSIONAL QUALITIES OF TOMORROW'S P.E. TEACHERS

E.G.Chistiakova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, chislegen@yandex.ru

В содержании статьи раскрывается возможность подготовки будущих бакалавров к реализации приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры — созданию новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения страны. Существенным фактором подготовки выступает становление профессионально значимых качеств как основы профессиональной компетентности. В статье раскрывается сущность ведущих понятий «становление» « организационные условия », «педагогические условия »; профессионально значимые качества и их интегративные свойства. С учетом специфики профессиональной деятельности определены профессионально значимые качества будущих специалистов в области физической культуры. К ним относятся : работоспособность, толерантность, социальная активность и волевые качества. Представлена совокупность взаимосвязанных мер, обеспечивающих целенаправленное сопровождение процесса становления профессионально значимых качеств бакалавра: ведущие подходы и принципы и адекватные им методы и формы организации образовательного процесса. Особое внимание уделяется участию студентов в социально значимых проектах для различных категорий населения.

Ключевые слова: профессионально значимые качества, становление, организационно-педагогические условия, интегративность, социально значимые мероприятия

The paper explores the possibility of teaching prospective bachelors to implement the national priorities: creation of a new national framework of physical culture and sports education in Russia. Professional competence is regarded as the crucial factor in formation of professionally significant qualities. The paper clarifies the concepts "formation", "organizational conditions", "pedagogical conditions"; professionally important qualities and their integrative properties.Taking into account the specifics of the professional activity, professionally significant qualities of future specialists in the physical culture sphere are defined. P.E. teachers should be energetic, tolerant, socially active, and have a strong will. A set of interrelated measures providing targeted support for the process of formation of professionally significant qualities of bachelors is represented. It includes teaching approaches and principles as well as relevant methods and forms of organization of the educational process. Particular attention is paid to the participation of students in social projects bringing benefit to the local community.

Keywords: professionally important qualities, formation, organizational and pedagogical conditions, integrative, socially significant activities

Изменения ценностно-целевых установок про -фессионального образования, необходимость реализации приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры (создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания, повышение эффективности физического воспитания в образовательных учрежде-ниях, содействие развитию спорта среди различных социально-демографических групп населения) предо -пределили обновление методологических основ про -фессиональной подготовки специалистов в области физической культуры.

Речь идет о новом субъекте деятельности, ко -торый успешно применяет свою компетентность в

разрешении различных проблем в социально-профессиональном и в личностном контексте. В современных условиях профессиональная деятельность данных специалистов распространяется на широкий спектр социально-образовательных учреждений: детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы, рекреационные и реабилитационные ор -ганизации, вузы и учреждения дополнительного образования для детей и взрослых, а также центры социальной реабилитации, приюты и др.

Очевидно, что усиеншость такой деятельности будет зависеть от сформированное™ профессиональных компетенций, основой и внутренним ресурсом которых выступают профессионально значимые качества (ПЗК) .

Говоря о важности формирования профессионально значимых качеств, исследователи [1, 2] отмечают, что они позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, накладывают заметный отпечаток на весь облик человека, что выражается в профессиональном видении мира, определяет отношение человека к характеру, процессу, направленности и результатам деятельности, определяют продуктивность деятельности.

Группой ученых [3—5] выявлен интегратив-ный характер профессионально значимых качеств, где определяющее значение имеют переходы одних качеств в другие, их комплексирование и взаимообу-славливание; каждое качество, обладая автономностью, взаимодействует с другими в режиме взаимодополнения и взаимокомпенсации. Разделяя данную точку зрения, под профессионально значимыми качествами бакалавра мы понимаем устойчивые интегра-тивные свойства личности, обеспечивающие в условиях изменяющейся социокультурной среды самосовершенствование, саморазвитие и успешное овладение профессиональной деятельностью.

С учетом специфики профессиональной деятельности и интегративности характера профессионально значимых качеств будущих специалистов в области физической культуры нами определены следующие: работоспособность, толерантность, социальная активность, волевые качества.

Необходимо отметить, что при поступлении в вуз будущие специалисты уже обладают определенными качествами личности, которые либо способствуют становлению ПЗК, либо затрудняют этот процесс.

В современных научных исследованиях понятие «становление» трактуется как: развитие наличных индивидуально-психологических, личностных и субъектных качеств человека в процессе профессиональной деятельности [6]; результат взаимодействия усилий индивида и социопрофессиональной сред; процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социальных профессиональных качеств [7]; возникновение, образование кого-либо, чего-либо в совокупности характерных признаков и форм; формирование в процессе развития [8]. Поддерживая обозначенную позицию ученых, понятие «становление профессионально значимых качеств бакалавра» определено нами как целенаправленные позитивные изменения в личностных и профессиональных свойствах, происходящие на основе реализации комплекса организационно-педагогических условий в образовательном процессе вуза и обеспечивающие в дальнейшем высокое качество профессиональной деятельности.

Становление профессионально значимых качеств будущих специалистов достигается в процессе реализации специально созданных в вузе организационно-педагогических условий.

В исследованиях ученых представлены различные виды организационно-педагогических условий: внешние, обеспечивающие сам процесс подго-

товки, и внутренние, ориентированные на субъекта профессиональной подготовки. Общим для них является то, что они носят системный характер, направлены на совершенствование управления взаимодействия участников педагогического процесса при решении конкретных дидактических задач и создание благоприятного микроклимата.

Остановимся на более детальном рассмотрении понятий «организационные условия» и «педагогические условия».

Под «организационными условиями» мы понимаем совокупность взаимосвязанных мер, обеспечивающих целенаправленное сопровождение процесса становления профессионально значимых качеств бакалавра, к которым относим: выделение ведущих подходов, принципов, форм и методов формирования и развития профессионально значимых качеств; интеграцию различных курсов по содержанию и способам деятельности; привлечение студентов к культурно-просветительской, спортивно-массовой и социально-педагогической деятельности.

Педагогические условия выступают как совокупность объективных возможностей в деятельностном образовательном процессе (содержание, формы, методы и педагогические приемы, направленные на решение конкретной задачи). К ним мы относим: создание субъект-субъектных отношений; реализацию контекстно-модульного обучения; доминирование рефлексивных и творческих форм работы; участие студентов в социально-педагогическом проектировании.

С целью определения динамики становления ПЗК выявлены уровни (низкий, средний, высокий), которые, с одной стороны, выступают как фиксация конкретного результата, а с другой — как регулятор или корректор реализации определенных форм и методов, позволяющих активизировать процесс становления профессионально значимых качеств бакалавров.

Становление профессионально значимых качеств достигалось за счет реализации на учебных занятиях контекстно-модульного обучения, интеграции содержания и способов деятельности, а также доминирования рефлексивных и творческих форм работы:

— использования дискуссий, проблемных и рефлексивных семинаров («Ценностные ориентации физической культуры»);

— учебно-деловых игр («Разработка плана проведения физкультурно-оздоровительного мероприятия», «Круговая тренировка на уроках для детей младшего школьного возраста» и др.);

— разбора педагогических ситуаций;

— включения студентов в исследовательскую и проектную деятельность и т.п.

Это позволило сформировать работоспособность (выражается в инициативности, энергичности, логичности и оперативности мышления) и волевые качества (проявляются в целеустремленности, инициативности, самообладании и упорстве).

Формируемые в учебной деятельности профессионально значимые личностные качества бакалавров проявлялись и корректировались в процессе воспитательной работы со студентами.

С целью идентификации студентов с требованиями профессии, реализации ведущих подходов и принципов проводились конкурсы — «Фитнес-мастер» и проектов дворовых спортивных площадок; круглые столы с приглашением специалистов по физической культуре; стажерская практика в качестве помощника тренера, инструктора тренажерного зала, инструктора по фитнесу (групповые программы) в спортивных клубах и учреждениях дополнительного образования; встречи с ведущими спортсменами и ветеранами спорта; посещение музея спорта и многое другое. Участие студентов в данных мероприятиях позволило им адаптироваться к новым условиям, способствовало формированию эмоциональной устойчивости и профессиональной самостоятельности.

Создание субъект-субъектных отношений обеспечивали тренинги позитивного самовоспитания и уверенного поведения, развития межличностных отношений, самопрезентации; организация праздников «Посвящение в студенты», «День кафедры», «День студента» и др.

Формирование и развитие таких профессионально значимых качеств, как толерантность и социальная активность, осуществлялось в процессе организации общественных и социально значимых мероприятий для различных категорий населения, привлечения студентов к культурно-просветительской, спортивно-массовой и социально-педагогической деятельности:

— участие в акции «Добровольцы — детям» по оказанию поддержки детям-инвалидам и воспитанникам интернатных учреждений;

— организация ряда физкультурно-спортивных мероприятий в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями;

— участие в организации Фестиваля воскресных школ, городской спартакиады «Будь здоров» (для граждан пожилого возраста и инвалидов);

— судейство соревнований муниципального и областного уровня и др.

В процессе социального взаимодействия и общения у будущих специалистов формировались такие качества, как оптимизм, гуманность, эмпатия, ответственность, справедливость и др.

Благодаря реализации организационно-педагогических условий образовательный процесс обогатился внедрением педагогических технологий и приемов активизации мыслительной и творческой деятельности студентов; вовлечением их в исследова-тельско-проектную деятельность, направленную на развитие личности студента, его творческой самореализации как в профессиональном, так и в личностном планах; привлечением студентов к социально-значимой деятельности с различными группами населения; созданием субъект-субъектных отношений между всеми участниками процесса; участием студентов в реальных практико-ориентированных научных исследованиях.

Становление профессионально значимых качеств будущих специалистов позволяет сформировать профессиональные компетенции, необходимые для реализации государственной политики в области

физической культуры, направленной на создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения страны.

1. Андреева Л.А. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего военного специалиста // Социальные и педагогические технологии в школе и вузе / Под ред. Н.Ф.Масловой. Орёл: Изд-во ОГУ, 1998. С.46-50.

2. Серый А.В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально значимых качеств психологов-практиков // Вестник Кемеровского Государственного Университета. 2005. №2 (22). С.160-164.

3. Сластёнин В.А., Асадуллин Р.М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2005. №5. С.3-19.

4. Гуцыкова С.В. Структура личностных характеристик специалистов с различной успешностью деятельности // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. №19. С.40-42.

5. Поваренков Ю.П. Проблема индивидуального психологического содержания профессионально важных качеств субъекта труда // Ярославский педагогический вестник. 2008. №1 (54). С.34.

6. Дружилов С.А. Становление профессионализма как процесс профессионального развития человека [Электронный ресурс] // Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма. URL: ШрЛЛт^Ьйоу.ги/агйскв/регвоп/категории-становление-и-развития-пр. (дата обращения: 03.10.2012).

7. Александрова М.В. Теоретико-методологическое обоснование закономерностей становления профессиональной карьеры педагога // Вестник Новгородского государственного университета. 2006. №39. С.75-77.

8. Большой толковый словарь русского языка / Сост. С.А.Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. С.126.

References

1. Andreeva L.A. Didakticheskie igry kak sredstvo razvitiya professional'no znachimykh kachestv budushchego voennogo spetsialista [Didactic games as a method to develop professionally significant qualities of a prospective military expert]. Maslova N.F. (ed.). Sotsial'nye i pedagogicheskie tekhnologii v shkole i vuze [Social and educational technology in schools and universities]. Orel, OSU Publ., 1998, pp. 46-50.

2. Seriy A.V. Osmyslennoe otnoshenie k professional'noy deyatel'nosti kak uslovie razvitiya professional'no znachimykh kachestv psikhologov-praktikov [Sensible attitude to the profession as a crucial factor for developing professional qualities of psychologists]. Vestnik Ke-merovskogo Gosudarstvennogo Universiteta — Bulletin of Kemerovo State University, 2005, no. 2 (22), pp. 160-164.

3. Slastenin V.A., Asadullin R.M. Formirovanie lichnosti uchitelya kak sub"ekta pedagogicheskoy deyatel'nosti [The teacher's personality as a subject of teaching activity]. Siberian pedagogical magazine, 2005, no. 5, pp. 3-19.

4. Gutsykova S.V. Struktura lichnostnykh kharakteristik spetsialistov s razlichnoy uspeshnost'yu deyatel'nosti [Structure of personality characteristics of specialists with different success rate]. Vestnik Universiteta (Gosudarstven-nyy universitet upravleniya) — Bulletin of University (State University of Management), 2011, no. 19, pp. 40-42.

5. Povarenkov Y.P. Problema individual'nogo psikhologicheskogo soderzhaniya professional'no vazhnykh kachestv sub"ekta truda [Issues of psychological content of professionally important qualities of a person]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik — Yaroslavl pedagogical bulletin, 2008, no. 1 (54), p. 34.

6. Druzhilov S.A. Stanovlenie professionalizma kak protsess professional'nogo razvitiya cheloveka [Formation of professional excellence as a process of human development]. Individual'nyy resurs cheloveka kak osnova stanovleniya professionalizma [Individual human resource as a basis for

development of professionalism]. Available at: http://druzhilov.ru/articles/person/ KaTeropHH-CTaHOBJieHHe-H-pa3BHTHa-np. (assessed: 03.10.2012).

7. Alexandrova M.V. Teoretiko-metodologicheskoe obosno-vanie zakonomernostey stanovleniya professional'noy kar'ery pedagoga [Theoretical and methodological grounds for for-

mation of the teacher's career], Vestnik of NovSU, 2006, no. 39, pp. 75-77.

8. Kuznetsov S.A. (comp.). Bol'shoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian Language]. Saint Petersburg, Norint Publ., 1998, p. 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.