УДК 796: 378 (045)
Карабанова Оксана Николаевна
старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин и безопасности жизнедеятельности Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева [email protected]
Хабарова Елена Николаевна
старший преподаватель кафедры физического воспитания Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева [email protected]
Методические подходы К РАЗВИТИЮ социально-значимых
КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ
С использованем
СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Oksana N. Karabanova
senior lecturer chairs of the sports disciplines and health and safety Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev [email protected]
Elena N. Khabarova
senior lecturerchairs of the sports disciplines and health and safety Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev [email protected]
Methodological
APPROACHES TO THE development of
SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITIES IN STUDENTS USING A MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Аннотация. В статье рассматриваются социально - значимые качества личности в условиях педагогического образования. Важной и неотъемлемой составной частью государственной социально-экономической политики являются обучение и воспитание студенческой молодежи. Многолетний опыт функционирования физической культуры и спорта в вузах свидетельствует о том, что физкультурно-спортивная деятельность при соответствующей ее организации и проведении может служить эффективным средством воспитания студентов, развития у них социально значимых качеств.
Ключевые слова: социально - значимые качества, личность, культура личности, воспитательная работа, многокультурное образование.
Annotation. The article deals with socially significant qualities of the individual in terms of teacher education. An important and integral part of the state socio-economic policy are training and educating of students. Many years of experience in the functioning of physical culture and sport in universities suggest that sports activities with appropriate organizing and conducting can be an effective means of educating students, development of socially significant qualities.
Keywords: socially significant qualities, personality, culture, educational work, multicultural education.
В социально-экономических условиях произошли негативные изменения в физкультурно-оздоровительной и спортивной работе среди студентов вузов. По данным Правительства Российской Федерации, самая острая проблема, требующая срочного решения - это низкое физическое развитие студенческой молодежи, наличие в ее среде таких пагубных явлений, как наркомания, алкоголизм, курение и т.д.
Увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Эффективность средств физической культуры и
спорта в профилактической деятельности по укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением, особенно среди студенческой молодежи, исключительно высока.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», подписанном Президентом России 29 апреля 1999 года, отмечается необходимость дальнейшего совершенствования системы управления отдельными звеньями физкультурно-спортивного движения в стране, особенно в сфере воспитания молодежи, развития у нее социально значимых качеств. Все вышеизложенное и обусловило актуальность научного исследования.
37
Объект исследования - процесс развития социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта.
Предмет исследования - управление развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта.
Новизна работы заключается в обосновании и разработке поэтапной технологии управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием специально подобранных средств физической культуры и спорта.
Выявлены факторы, влияющие на развитие социально значимых качеств у студентов:
- уровень профессиональной подготовленности преподавателей по физической культуре и спорту;
- наличие физкультурно-спортивного опыта; точное обоснование педагогических целей и задач по воспитанию студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности;
- учет индивидуально-психологических особенностей студентов, их личностного развития, физкультурных интересов и запросов;
- уровень сплоченности студенческого коллектива и тенденции его развития, конфликтность в учебной группе [3, с. 30].
Физическая культура и спорт представляют собой сферу деятельности, в которой происходит интенсивное взаимодействие людей и развитие социально значимых качеств.
А.С. Макаренко придавал большое значение физической культуре и спорту как одному из факторов, создающих коллектив и обеспечивающих развитие социально значимых качеств у человека. Определяя педагогические требования к спорту, А.С. Макаренко писал: «Во-первых, нужно внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти, нужно указывать ребенку и другие стороны деятельности. Во-вторых, нужно вызывать у мальчика или девочки гордость не только своим личным успехом, главным же образом гордость успехом команды или организации».
П.П. Блонский показал воспитательное значение правильно организованных занятий физическими упражнениями и игр, которые способствуют улучшению действий всего коллектива, где личное желание, личный успех уступают место объективным мотивам действий коллективного характера.
Ряд авторов говорит о необходимости исследования личности в сфере физической культуры и спорта с различных позиций: с точки зрения того, как спорт используется для повышения активности человека, как спорт влияет на совершенствование нравственных качеств, как складываются отношения внутри групп и коллективов и каковы пути улучшения коллективных действий
спортивных команд и т.д.
В работах А.И. Пуни отмечает, что спорт служит, в первую очередь, основной цели воспитания -подготовке людей к труду и защите Родины, способствует формированию идейной направленности личности. Он отмечает, что спортсмен должен обладать высокими социально значимыми качествами, заботиться не только о себе, но и о чести всего спортивного коллектива, чести всех спортсменов, являющихся гражданами нашей страны.
Н.И. Пономарев показывает, что решающим фактором является не характер спортивнотехнического взаимодействия, а уровень педагогического руководства, приводящий к возникновению или, напротив, отсутствию коллективистских отношений в команде, вне зависимости от специфики вида спорта. Он также указывает, что человек, занимающийся спортом, воспитывается как активный общественник, так как решающее значение на формирование личности спортсмена оказывает система общественных связей и отношений, в сфере которых проходит спортивная деятельность.
Обучение неразрывно связано с воспитанием, однако не каждое занятие может оказывать необходимое воспитательное воздействие. Урок физической культуры, спортивная тренировка лишь тогда дают воспитательный эффект, когда их цели, задачи, содержание, организация и методы обучения соответствуют задачам воспитания, способствуют улучшению межличностных отношений, развитию социально значимых качеств.
В.У. Агеевец отмечает, что физическая культура и спорт способствуют формированию у человека таких социально значимых качеств, как сознательная дисциплина, выдержка и самообладание, инициатива и находчивость, умение нести ответственность не только за свои действия, но и за действия своих товарищей, за свой коллектив. Автор указывает, что на формирование духовного облика спортсмена, его моральноволевые качества особенно влияют спортивные игры, которые требуют от занимающихся преодоления трудностей в постоянно меняющейся игровой обстановке, выдержки, оказания помощи товарищам по совместной борьбе за достижение единой цели [1, с. 110].
Необходимо также отметить, что в центре внимания многих российских ученых и педагогов находится проблема взаимосвязи физического и нравственного воспитания.
В своих работах В.В. Белорусова отмечает, что процесс нравственного воспитания спортсменов подчинен общим закономерностям, но в то же время имеет свои особенности. Спортивная деятельность заставляет молодого человека быть ответственным перед своим коллективом, дорожить товариществом, своевременно оказывать им помощь, поддерживать в трудную минуту, помогает преодолевать инфантильность. Совместные действия при занятии спортивной дея-
38
тельностью приучают спортсмена выполнять определенные правила, принятые в коллективе,
Литература:
1. Агеевец В.У. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности / В.У. Агеевец, В.М. Выдрин // Спорт в современном обществе. М. : Физкультура и спорт, 2009. С. 110-123.
2. Александров С.Э. Социальные функции физической культуры как составной части общечеловеческой культуры // Теория и практика физической культуры. 2008. № 11. С. 51-54.
3. Белорусова В.В. Место и направленность методов нравственного воспитания на занятиях по физическому воспитанию / В.В. Белорусова, А.Г. Макаров // Теория и практика физической культуры. 2008. № 12. С. 11-32
учат подчинять личные интересы интересам коллектива [3, с. 20].
Literature:
1. Ageevets V.U. The impact of sport on education of intellectual, moral qualities and social activity of the individual / V.U. Ageevets, V.M. Vydrin // Sport in modern society. M. : Physical culture and sport, 2009. P. 110-123.
2. Alexandrov S.E. Social functions of physical culture as an integral part of human culture // Theory and practice of physical culture. 2008. № 11. P. 51 -54.
3. Belousova V.V. The location and orientation of the methods of moral education in physical training / V.V. Belousova, A.G. Makarov // Theory and practice of physical culture. 2008. № 12. P. 11-32.
39