Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ'

ПОНЯТИЕ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
сложное предложение / простое предложение / текст / процесс обучения.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Мамедов Бахрам Джафар Оглы

Согласно предметной программе, в методических материалах для 9 классов общеобразовательных школ отмечается, что учащиеся должны уметь демонстрировать владение языковыми правилами, различать виды сложных предложений, использовать слова и словосочетания в различных синтаксических задачах. , использовать знаки препинания в сложных предложениях, в неопосредованной речи. Для достижения этих целей, связанных с овладением языковыми правилами, как преподавателю, так и учащимся, несомненно, необходимо овладеть понятием сложного предложения. Чтобы иметь полную информацию о сложном предложении, необходимо знать, что сложное предложение – это синтаксическая единица, образованная соединением двух и более простых по смыслу и грамматике предложений. Такие предложения сложным образом выражают отношение людей к объективной действительности. В статье говорится о методике обучения моделям сложного предложения в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ»

ПОНЯТИЕ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ

МАМЕДОВ БАХРАМ ДЖАФАР ОГЛЫ

старший преподаватель, доктор философии по филологии Азербайджанский Государственный Педагогический Университет

Аннотация. Согласно предметной программе, в методических материалах для 9 классов общеобразовательных школ отмечается, что учащиеся должны уметь демонстрировать владение языковыми правилами, различать виды сложных предложений, использовать слова и словосочетания в различных синтаксических задачах. , использовать знаки препинания в сложных предложениях, в неопосредованной речи. Для достижения этих целей, связанных с овладением языковыми правилами, как преподавателю, так и учащимся, несомненно, необходимо овладеть понятием сложного предложения. Чтобы иметь полную информацию о сложном предложении, необходимо знать, что сложное предложение - это синтаксическая единица, образованная соединением двух и более простых по смыслу и грамматике предложений. Такие предложения сложным образом выражают отношение людей к объективной действительности.

В статье говорится о методике обучения моделям сложного предложения в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: сложное предложение, простое предложение, текст, процесс обучения.

Согласно учебной программе предмета, в методическом пособии для учителей 9 классов общеобразовательных школ отмечено, что учащиеся должны уметь демонстрировать владение правилами языка, различать виды сложных предложений, употреблять слова и словосочетания в разных вариантах. синтаксические задачи, использовать знаки препинания в сложных предложениях, в неопосредованной речи. Для достижения этих целей, связанных с овладением языковыми правилами, как преподавателю, так и учащимся, несомненно, необходимо овладеть понятием сложного предложения. Чтобы иметь полную информацию о сложном предложении, необходимо знать, что сложное предложение - это синтаксическая единица, образованная соединением двух и более простых по смыслу и грамматике предложений. Такие предложения сложным образом выражают отношение людей к объективной действительности.

Сложные предложения не только состоят из простых предложений, но и исчерпываются по смыслу и интонации. В таких предложениях важно иметь две грамматические основы. Иногда создается впечатление, что сложные предложения сложны только грамматически, но если обратить внимание, то становится ясно, что сложность в сложных предложениях бывает не только грамматической, но и смысловой. Предложения, составляющие компоненты сложных предложений, собственно, условно называются предложениями, поскольку предложения, выступающие сторонами, понимаются на основе единой единицы.

Грамматическое значение может зависеть и от образования различных отношений между составными частями. Например, мы можем ясно увидеть это среди придаточных сложных предложений. Здесь М.А. Уместно вспомнить размышления Алиева по поводу сложного предложения. М. А. Алиев в своей работе «Подчиненные сложные предложения и их характеристики» отмечает, что образование придаточного сложного предложения происходит по схеме простое краткое предложение — простое широкое предложение — простое предложение с развернутыми членами — сложное предложение без подчинённое-сложное предложение с подчинённым (1. стр. 15) Азизхан Танриверди придерживается также мнения, что историю развития подчинённых сложных предложений следует вести от простого предложения к сложному: «.. .Образование простых и сложных предложений и представление

истории развития следующим образом является точным по всем параметрам: Простое предложение-сложное предложение без подчинительно-зависимого сложного предложения."

В 9-х классах общеобразовательных школ обучение сложным предложениям начинается с 4-й темы второго раздела «Успех и общество», предусмотренной в учебнике азербайджанского языка для 9-го класса, - «Первый учёный-химик, представивший Азербайджан в Европе» (3 . стр. 60). Правда, цель методического пособия состоит в том, чтобы «учащиеся выразили личностное отношение к услышанным идеям, смогли кратко изложить свои мысли, дать оценку идеям в тексте, интерпретировать смысл новых слова» (4. с. 88), но 5-я тема, относящаяся к этому тексту, непосредственно сложная. посвящена обучению предмету предложений. Цель, поставленная в отношении 5-й темы в методическом пособии, также имеет отношение к теме. В связи с этим учащиеся должны строить тексты различной формы с использованием языковых единиц, уметь отличать сложные предложения от простых, данных в тексте.

В ходе преподавания предмета учитель-предметник может установить мотивационный этап урока, коллективно выполнив 14-е задание. Условие 14-го задания, данное в учебнике, следующее: «Обосновать, что выделенные предложения в тексте (3.л.60) являются простыми предложениями. Как можно изменить структуру этих предложений?» (3. стр. 63) В тексте «Первый учёный-химик, представивший Азербайджан в Европе» выделены такие предложения: «В то время Баку стал крупным центром нефтяной промышленности. Как и сейчас, тогда внимание всего мира было приковано к этому древнему восточному городу» (3. с. 60). Можно предположить, что учащиеся сначала будут превращать заданные простые предложения в придаточные сложные предложения. Можно предположить, что некоторые студенты интерпретировали эти предложения так: «В то время Баку стал крупным центром нефтяной промышленности, как и сейчас, тогда внимание всего мира было приковано к этому древнему восточному городу». они превратят его в подчинительное сложное предложение в виде В это время учащиеся получат первоначальное представление о сложном предложении. Это, в свою очередь, вызовет определенные вопросы у участников-студентов. Можно предположить, что один из учеников, превращающий два предложения в одно сложное предложение, обратится к учителю с таким вопросом: «Учитель, что означает сложное предложение?» учитель, которому удалось создать этот вопрос, должен интерпретировать научную информацию о сложном предложении на странице 64 учебника, используя созданную им научную основу.

Используя информацию о сложном предложении в учебнике, учитель должен объяснить учащимся, что сложное предложение образуется в результате соединения двух и более простых по смыслу и грамматике предложений. Среди учащихся, слушающих это разъяснительное занятие, «Что означает сочетание двух простых предложений?» ; «Что подразумевается под грамматическим сочетанием двух простых предложений?» Если это вызывает вопросы типа, то учителю следует обратить внимание, что два предложения, значения которых не совпадают, не могут быть объединены в сложное предложение. Например: «Когда он увидел меня, он замер от удивления, корзина в его руке упала на землю. Упомянутое нами предложение можно написать на доске и сказать учащимся, что первое предложение в этом сложном предложении вызвало появление второго предложения. Кроме того, следует интерпретировать вопрос, заданный учащимися о грамматической связи. Следует отметить, что между этими двумя предложениями существует связь подчинённости. В это время следует интегрировать ее в тему синтаксических связей, преподаваемую в 8 классе, следует показать, что эти предложения не зависят друг от друга в плане грамматической связи, можно легко восстановить границу между предложениями путем поставьте точку после первого предложения и снова превратите предложения в простые. Даже в качестве примера учитель может написать на доске пример придаточного сложного предложения и объяснить, например: «Оказалось, что жители села сегодня не пришли в поле»,

(2. с. 435).

и объяснить, что в этом примере после Первое предложение «Оказалось, что..» не используется для разделения предложений, так как возникнет вопрос «Что было известно?»

После того, как учитель напишет на доске придаточное сложное предложение и даст сравнительное объяснение, хорошо бы представить упрощенный вариант этого предложения. Например, «Выяснилось, что жители села не пришли в поле (новость)». Это позволит учителю объяснить разницу между простыми и сложными предложениями. При объяснении сложного предложения части сложного предложения составляются из простых предложений - учителю, дающему объяснение, хорошо бы интегрировать тему «Виды простых предложений по лицам», преподаваемую в 8 классе, и показать, что Части сложного предложения состоят из всех типов простых предложений, которые могут быть выражены человеком. Чтобы объяснить эту мысль, педагог может написать на доске такое примерное предложение «Гостей пригласили к столу, все сели за стол» и показать, что первое предложение этого подчинительного сложного предложения является неопределенно-личным, широким, повествование, второе предложение простого предложения в зависимости от человека и представляет собой определенное личное, широкое, повествовательное предложение.

Следует отметить, что в методическом пособии рекомендуется осуществлять интеграцию путем «объяснения грамматико-семантических особенностей иностранного языка, слов и выражений» (3. С. 90). На наш взгляд, интеграция на уроке более эффективна, если она внутрипредметная или межпредметная.

На более позднем этапе урока учитель может озвучить исследовательский вопрос. Представим, что учитель спрашивает: «Какова роль сложного предложения в нашем языке?» сформулировал исследовательский вопрос. Учитель, обращающийся к классу с таким исследовательским вопросом, может направить учащихся индивидуально к заданиям 15 на стр. 64 и 16 на стр. 65 учебника для проведения исследования.

В упражнении 15 учебника даны 5 предложений и предлагается различать в тексте подчеркнутые предложения.

В тексте пронумерованы и подчеркнуты предложения:

"1. Осенью 1978 года он стал студентом Вюрцбургского университета, Германия.

"2. В этих письмах Мовсум бек рассказывал своему учителю о своем образовании, достигнутых результатах, планах на будущее, а также спрашивал о настроении своих бывших одноклассников: Наджафа бека Вазирова и Аскера Аги Горани.

"3. Напомним, что после окончания Бакинского Реального училища эти два человека начали учиться в Сельскохозяйственной академии Петровского-Разумовского в Москве и стали известны как активные авторы газеты "Акинчи".

4. В своем письме Х. Зардаби он писал, что уже выбрал город Лейпциг на следующий

год.

"5. В 1883 году 26-летний азербайджанец Мовсум-бек Ханларов успешно защитил докторскую диссертацию в Учёном совете Страсбургского университета и получил степень доктора химических наук» (3.л.61).

Учащиеся, проводя исследование по 15-му заданию, определят, что первое из приведенных в тексте предложений просто по структуре, конкретное, широкое; второй — простой по строению, однородный законченный, однородный, однородный, широкий, определенная личность; третье и четвертое предложения имеют по структуре подчинительное сложноподчиненное предложение; и последнее предложение - пятое предложение - это предложение, связанное с подчиненной причиной и следствием с точки зрения структуры. Исследование, проведенное по данной задаче, позволит учителю определить знания учащихся о простых и сложных предложениях, выявить их умение дифференцировать предложения по их структуре.

На 66 странице учебника дан текст «Рассказ о дереве». К этому тексту относятся 6-я и 7-я темы методических материалов (3. с. 92-93). В 6-й теме, рекомендованной в методических материалах, цель - связать идеи текста с жизненными событиями, дать оценку идеям,

выдвинутым в тексте; В 7-й теме цель - отличить придаточные и придаточные сложные предложения друг от друга. Цель поставлена правильно, поскольку учащиеся уже имеют научную информацию о строении сложного предложения из предыдущей темы, где учащимся не составит труда выбрать сложное предложение. Однако у учащихся нет знаний, чтобы выбирать придаточные и самостоятельные сложные предложения, поэтому учителю следует объяснить правила на странице 71 учебника, а затем ввести исследовательский вопрос. На 71 странице учебника дано следующее правило о сложном предложении:

«Компоненты, составляющие сложное предложение, взаимодействуют друг с другом. Связь между такими предложениями различна. Итак, эта связь создается либо равенством, либо зависимостью одного предложения от другого. В связи с этим сложные предложения делятся на две части:

1) придаточные сложноподчиненные предложения 2) придаточные сложноподчиненные предложения

Работать — жизнь, а думать — свет (В. Гюго) — сложное предложение без придаточного.

Если труд - жизнь, то и мышление - свет.-подчиненное сложное предложение

Как видно из предложений, в обоих предложениях имеются две грамматические основы. В 1 -м предложении между сторонами установлено равенство, а во 2-м предложении выражаемые мысли являются зависимыми, поэтому оно является подчинительным сложным предложением. Среди компонентов неподчинительного сложного предложения используется подчинительное, а среди компонентов придаточного сложноподчиненного предложения — подчинительный союз и условный суффикс. (3. стр. 71)

Исследовательский вопрос может быть представлен учащимся следующим образом:

- Каковы признаки сложного предложения?

Для проведения исследования учащимся может быть поручено решение задачи 14 на стр. 70 учебника.

Задание 14 также требует от учащихся применить свои научные знания о сложном предложении. Условие задачи следующее:

«Сгруппируйте выделенные в тексте сложные предложения следующим образом:

1) Предложения равны:

2) Между предложениями имеется зависимость:

- обоснуйте свои идеи.

- Синтаксически проанализируйте выбранные вами предложения.» (1. с. 70).

Знакомясь с текстом «Повесть о дереве», мы видим, что некоторые из отмеченных

предложений являются подчинительными, а другие — подчинительными сложными предложениями.

В тексте выделяются подчинительные сложные предложения:

1. «Да, ты не ошибся, я переношу тебя в мир дерева».

2. «В этот час начинается разговор, темы сменяют одна другую».

3. «Пользуется ли светом горящей свечи один человек, или вокруг него собираются несколько людей».

В тексте выделяются подчинительные сложные предложения:

1. «Кто знает, сколько историй вы выслушали к этому времени, и сколько историй вы услышали».

2. «Но я уверен, что никто из вас никогда не слышал историю о дереве».

3. «Я сказал одинокий, потому что вокруг меня не видно ни одного дерева».

4. «Не думайте, что мы всегда чего-то ждем от людей, потому что находимся в своей тени» (3. с. 66-67).

Здесь учащиеся определят, что первые три из дифференцированных сложных предложений являются подчинительно-равноправными, а четвертое - подчинительным сложноподчиненным предложением. Учащиеся, разделяющие сложные предложения на две группы — подчинённые и самостоятельные, смогут определить, привлекая к синтаксическому

анализу составные части этих предложений, что части сложных предложений происходят от определённых личных предложений по типам простых. предложения по лицу; По цели и интонации команда и повествование организуются из предложений. В ходе синтаксического анализа по членам предложения учащиеся закрепляют лингвистические знания, полученные в младших классах, путем выявления как главных, так и второстепенных членов.

В это время они придут к упомянутому нами выводу, применив озвученные учителем правила о характеристиках сложного предложения.

При работе со сложным предложением учитель и учащиеся должны иметь четкое представление о знаках препинания. Требование восстановить знаки препинания в условии задания также возникло из этой необходимости. Когда учащиеся будут знать, что запятая служит разделителем среди знаков препинания, для обозначения границы между предложениями, для определения интонации, определить определенное предложение будет относительно легко.

ССЫЛКИ

1. М.А. Алиев «Подчинительные сложные предложения и их характеристики», «Маариф», Баку, 1992 г.

2. А. Танриверди, Историческая грамматика азербайджанского языка, «Наука и образование», Баку, 2017 г.

3. Гаджиев Т., Бекташи С., Й. Гусейнова, учебник по предмету «Азербайджанский язык» (как язык обучения) для 9 классов общеобразовательных школ, Баку, «Восток-Запад», 2020 г.,

4. Джавадова С. «Методические материалы для 9 класса общеобразовательной школы» Баку, «Восток-Запад» 2020,

5. Азербайджанский язык, Государственный экзаменационный центр, Баку, «Абитуриент» 2019.

6. Г. Кязимов "Синтаксис современного азербайджанского языка" Баку, "Унс" 2000г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.