Научная статья на тему 'СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К РЕШЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ ВПР, ОГЭ И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К РЕШЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ ВПР, ОГЭ И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
511
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕШЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ / СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР / ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА / ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ильина Татьяна Вячеславовна, Сидорова Елена Владимировна, Швецова Ольга Анатольевна

Цель исследования - обосновать необходимость систематизированного обучения школьников синтаксическому разбору, который является основным инструментом в решении грамматических и пунктуационных задач в проверочных работах разного уровня. В статье проанализированы и обобщены задания разных видов, предполагающие выполнение синтаксического разбора, с которыми сталкиваются учащиеся при написании проверочных и экзаменационных работ. Научная новизна заключается в том, что впервые предпринята попытка определить первостепенную роль синтаксического разбора в подготовке учащихся к решению грамматических и пунктуационных задач в рамках ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. В школьной практике преподавания русского языка заметен разрыв между изучением программного материала и подготовкой к экзаменам. Это означает, что в планировании содержательной стороны уроков следует учитывать требования к выполнению экзаменационных и проверочных работ. В этой связи синтаксический разбор рассматривается нами не только как результат обобщения знаний в области грамматики, но и как источник формирования этих знаний. Системный подход к анализу заданий Всероссийских проверочных работ, Основного государственного экзамена и Единого государственного экзамена по русскому языку поможет учителю выстроить планомерную работу по подготовке учащихся к итоговым испытаниям и соотнести экзаменационные требования с требованиями к изучению программного материала. Результаты проведенного исследования позволяют выработать методические рекомендации для учителей по работе над синтаксическим разбором на уроках русского языка в школе, способствующие более качественной подготовке школьников к прохождению экзаменационных испытаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ильина Татьяна Вячеславовна, Сидорова Елена Владимировна, Швецова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENTENCE ANALYSIS AS A MEANS OF TRAINING STUDENTS FOR COMPLETING GRAMMATICAL AND PUNCTUATION TASKS OF THE ALL-RUSSIAN TEST WORK, THE BASIC STATE EXAMINATION AND THE UNIFIED STATE EXAMINATION IN THE RUSSIAN LANGUAGE

The research aims to substantiate the need for the systematic teaching of sentence analysis to schoolchildren, which is the main tool for completing grammatical and punctuation tasks in test works of different levels. The paper analyses and summarises tasks of various types involving sentence analysis that students have to complete when writing test and examination works. The research is novel in that it represents the first attempt to determine the primary role of sentence analysis in training students to complete grammatical and punctuation tasks within the framework of the All-Russian Test Work (VPR), the Basic State Examination (OGE) and the Unified State Examination (EGE) in the Russian language. In the school practice of teaching Russian, there is a noticeable gap between studying the curriculum material and training for examinations. This means that the requirements for the completion of examination and test works should be taken into account when planning the content aspects of the lessons. In this regard, the researchers consider sentence analysis not only as a result of knowledge summarisation in the field of grammar, but also as a source of formation of this knowledge. A systematic approach to analysing the tasks of the All-Russian Test Work, the Basic State Examination and the Unified State Examination in the Russian language will help the teacher to organise a systematic work on training students for the final tests and correlate the examination requirements with the requirements for studying the curriculum material. The research findings make it possible to elaborate methodological recommendations for teachers for working on sentence analysis in Russian language classes at school, contributing to better training of schoolchildren for passing examination tests.

Текст научной работы на тему «СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К РЕШЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ ВПР, ОГЭ И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

ИЗДАТЕЛЬСТВО

фгротота

ISSN 2782-4543 (online) ISSN 1997-2911 (print)

Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2023. Том 16. Выпуск 1. С. 343-349 | 2023. Volume 16. Issue 1. P. 343-349

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Синтаксический разбор как средство подготовки к решению грамматических и пунктуационных заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

Ильина Т. В., Сидорова Е. В., Швецова О. А.

Аннотация. Цель исследования - обосновать необходимость систематизированного обучения школьников синтаксическому разбору, который является основным инструментом в решении грамматических и пунктуационных задач в проверочных работах разного уровня. В статье проанализированы и обобщены задания разных видов, предполагающие выполнение синтаксического разбора, с которыми сталкиваются учащиеся при написании проверочных и экзаменационных работ. Научная новизна заключается в том, что впервые предпринята попытка определить первостепенную роль синтаксического разбора в подготовке учащихся к решению грамматических и пунктуационных задач в рамках ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. В школьной практике преподавания русского языка заметен разрыв между изучением программного материала и подготовкой к экзаменам. Это означает, что в планировании содержательной стороны уроков следует учитывать требования к выполнению экзаменационных и проверочных работ. В этой связи синтаксический разбор рассматривается нами не только как результат обобщения знаний в области грамматики, но и как источник формирования этих знаний. Системный подход к анализу заданий Всероссийских проверочных работ, Основного государственного экзамена и Единого государственного экзамена по русскому языку поможет учителю выстроить планомерную работу по подготовке учащихся к итоговым испытаниям и соотнести экзаменационные требования с требованиями к изучению программного материала. Результаты проведенного исследования позволяют выработать методические рекомендации для учителей по работе над синтаксическим разбором на уроках русского языка в школе, способствующие более качественной подготовке школьников к прохождению экзаменационных испытаний.

EN

Sentence Analysis as a Means of Training Students for Completing Grammatical and Punctuation Tasks of the All-Russian Test Work, the Basic State Examination and the Unified State Examination in the Russian Language

Ilyina T. V., Sidorova E. V., Shvetsova O. A.

Abstract. The research aims to substantiate the need for the systematic teaching of sentence analysis to schoolchildren, which is the main tool for completing grammatical and punctuation tasks in test works of different levels. The paper analyses and summarises tasks of various types involving sentence analysis that students have to complete when writing test and examination works. The research is novel in that it represents the first attempt to determine the primary role of sentence analysis in training students to complete grammatical and punctuation tasks within the framework of the All-Russian Test Work (VPR), the Basic State Examination (OGE) and the Unified State Examination (EGE) in the Russian language. In the school practice of teaching Russian, there is a noticeable gap between studying the curriculum material and training for examinations. This means that the requirements for the completion of examination and test works should be taken into account when planning the content aspects of the lessons. In this regard, the researchers consider sentence analysis not only as a result of knowledge summarisation in the field of grammar, but also as a source of formation of this knowledge. A systematic approach to analysing the tasks of the All-Russian Test Work, the Basic State Examination and the Unified State Examination in the Russian language will help the teacher to organise a systematic work on training students for the final tests and correlate the examination requirements with the requirements for studying the curriculum material. The research findings make it possible to elaborate methodological recommendations for teachers for working on sentence analysis in Russian language classes at school, contributing to better training of schoolchildren for passing examination tests.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20230016

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 License): https://creativecommons.org/Licenses/by/4.0/

Введение

Синтаксис завершает школьный курс русского языка, объединяя знание всех его разделов. Ключевые цели его преподавания можно было бы обобщить следующим образом: обогащение грамматического строя речи учащихся, совершенствование знаний в области синтаксических норм русского языка, освоение синтаксической системы родного языка и ее единиц (словосочетаний, главных и второстепенных членов предложения, простых и сложных предложений), создание основы для формирования пунктуационных навыков. С задачами систематизации знаний учеников в области синтаксиса успешно справляется синтаксический разбор, при этом он является и средством формирования этих знаний.

Освоение синтаксического строя речи связано с грамматическим анализом предложения и текста. Синтаксический разбор - вид теоретического исследования синтаксических коммуникативных единиц, включающих перечисление в определённой смысловой последовательности грамматических дифференцирующих признаков отдельных словосочетаний, предложений и целого текста. При овладении синтаксическими умениями у учащихся развиваются аналитические способности. Сформировавшиеся навыки, как и знания, лежащие в их основе, способствуют развитию более сложных видов умственной деятельности учеников, так как синтаксический разбор относится к аналитическим грамматическим упражнениям.

Значение синтаксического разбора на уроках русского языка невозможно переоценить. Работа над анализом предложения занимает в обучении языку центральное место, так как усвоение всех уровней языка взаимосвязано и реализуется на основе принципа межуровневых и внутриуровневых связей. Именно поэтому в ВПР разных классов синтаксическому разбору отводится отдельное задание. Анализ синтаксических особенностей словосочетаний и предложений (простых и сложных) лежит в основе ряда заданий ОГЭ и ЕГЭ. Решение пунктуационных проблем связано исключительно с пониманием особенностей организации предложений разных типов, единиц разных уровней, их признаков. Актуальность исследования очевидна: синтаксический разбор является основным методом систематизации знаний по грамматике родного языка. Начинается знакомство учащихся с синтаксическим разбором ещё в начальных классах и продолжается все годы школьного обучения. Понимание особенностей, закономерностей этого вида анализа позволяет решить самые сложные задачи в проверочных работах всех видов. В настоящей статье даётся оценка данным возможностям синтаксического разбора.

Задачи исследования:

- рассмотреть историю возникновения, развития и современного состояния метода синтаксического разбора в школьной практике изучения русского языка;

- определить роль синтаксического разбора на уроках русского языка в школе, проанализировав учебный комплекс для 5-9-го классов под редакцией М. М. Разумовской и дав оценку работе над синтаксическим анализом на уроках в общеобразовательных школах;

- описать возможности применения синтаксического разбора при подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ;

- разработать методические рекомендации для учителей по работе над синтаксическим разбором на уроках русского языка в школе, способствующие более качественной подготовке школьников к прохождению экзаменационных испытаний.

Исследование проводилось с опорой на общенаучные теоретические и эмпирические методы (индуктивный, дедуктивный, анализа, синтеза, абстрагирования), а также на частнонаучные методы лингвистического наблюдения и описания.

Теоретическая база сформировалась на основе работ выдающихся методистов и педагогов XIX-ХХ вв., а также современных специалистов в области методики преподавания русского языка. В трудах Ф. И. Буслаева (1867), К. Д. Ушинского (1974), П. Н. Полевого (1884), В. П. Шереметевского (1881) обосновывается необходимость изучения грамматики в школе. Освоить грамматику, то есть логику родного языка, помогают разборы, так как любое знание должно быть доведено до совершенства путем разборов и наблюдения над языком. В работах педагогов и ученых XX-XXI вв.: А. В. Текучева (1963), М. Т. Баранова, Т. А. Костяевой, А. В. Прудниковой (1984), В. В. Бабайцевой, В. М. Шаталова, Г. К. Лидман-Орловой (1985), Ж. В. Грачевой, Е. В. Сидоровой (2012; 2022), Е. А. Ереминой (2008), Т. В. Ильиной, Е. В. Сидоровой (2012; 2014; 2016), Ф. Алексеева (2020), О. Д. Ушаковой (2022) -представлены методические рекомендации по проведению всех видов разборов и приведены их схемы, дополненные лингвометодическими комментариями.

Практическая значимость статьи заключается в том, чтобы на основе предложенных методических рекомендаций и современных учебных и учебно-методических пособий, представленных в публикации, помочь учителям систематизировать работу по подготовке учащихся к итоговым испытаниям по русскому языку.

Основная часть

Синтаксический разбор наряду с другими видами грамматических разборов прочно закрепился в практике преподавания русского языка с середины позапрошлого века благодаря Ф. И. Буслаеву (1867), последователи которого были убеждены в том, что любое теоретическое знание необходимо совершенствовать с помощью упражнений. По мнению авторитетного методиста XX в. А. В. Текучева (1963), «грамматический разбор

как прием обучения принадлежит к самым распространенным в старой школе методическим приемам обучения русскому языку» (с. 21).

В «Учебном плане преподавания русского языка и словесности» (Журнал Министерства народного просвещения. 1873. Ч. CLXVII) грамматический разбор был обязательным упражнением, однако следует учесть, что в тот период он представлял собой интеграцию синтаксического и этимологического (морфологического) анализов. Подробное описание грамматического разбора и системы упражнений для его выполнения можно найти в книге П. Н. Полевого (1884) «Методика преподавания русской грамматики в младших классах средних учебных заведений». Педагог предлагает переходить от частичного разбора к полному, от устного к письменному, опираясь на принципы последовательности и постепенности в изучении языкового материла. На завершающем этапе систематизации знаний, по убеждению П. Н. Полевого, необходимо использовать таблицы с планом разбора.

Описывая историю становления синтаксического разбора как одного из основных приемов обучения грамматике, нельзя обойти вниманием пособия Г. Д. Рыбалки (1894 г.), П. Бракенгейма (1895 г.), Н. М. Яро-шенко (1897 г.), основные положения которых подробно освещены в статье В. А. Телковой (2012) «Синтаксический разбор в трудах методистов буслаевской школы». Так, П. Бракенгейм предложил использовать графические обозначения и схематическое описание почленной структуры предложения. Н. М. Ярошенко, в свою очередь, выстроил систему выполнения синтаксического разбора в виде вопросно-ответной формы.

С критикой схоластического грамматического разбора в свое время выступали И. И. Срезневский (1860-1861) и В. П. Шереметевский (1881), однако в своей общей форме он просуществовал до середины ХХ века. В 1963 г. была опубликована книга А. В. Текучева «Грамматический разбор в школе», где синтаксическому разбору отводится особое место, в 1980-е годы неоднократно переиздавался справочник для учащихся «Русский язык» М. Т. Баранова, Т. А. Костяевой, А. В. Прудниковой (М.: Просвещение, 1984), в котором можно найти все образцы синтаксического разбора. Настольной книгой для учителей стало пособие В. В. Бабайцевой, В. М. Шаталова, Г. К. Лидман-Орловой «Виды разборов на уроках русского языка» (Изд-е 2-е, перераб. М.: Просвещение, 1985).

Учебно-методические пособия по методике преподавания русского языка, вышедшие в последние десятилетия, дают возможность познакомиться с видами грамматических разборов и трудностями их проведения (Грачева, Сидорова, 2012, с. 222-242; 2022, с. 255-263; Ильина, Сидорова, 2012; 2014; 2016).

Современная школа активно использует опыт предшественников и внедряет его в преподавание русского языка в условиях реализации обновленного федерального государственного образовательного стандарта (Нормативные документы. URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm). Достаточно обратиться к учебному комплексу для 5-9-го классов под редакцией М. М. Разумовской, чтобы получить полное представление о современных схемах синтаксического анализа словосочетаний и предложений:

Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс: в 2-х ч. М.: Дрофа, 2020. Ч. 2.

Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В. Русский язык. 6 класс: в 2-х ч. М.: Дрофа, 2020. Ч. 2.

Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В. Русский язык. 7 класс. М.: Дрофа, 2019.

Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В. Русский язык. 8 класс. М.: Дрофа, 2019.

Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В. Русский язык. 9 класс. М.: Дрофа, 2019.

Так, в 5-м и 6-м классах ученикам необходимо определить в словосочетании главное и зависимое слова, задать соответствующий вопрос, отметить, какими частями речи выражены компоненты словосочетания, указать средства их грамматической связи. План синтаксического анализа простого предложения в 5-м и 6-м классах состоит из пяти позиций: 1) характеристика предложения по цели высказывания, 2) характеристика предложения по эмоциональной окраске, 3) определение грамматической основы и частеречной принадлежности главных членов предложения, 4) характеристика предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов, 5) характеристика предложения по наличию осложняющих элементов (обращений, однородных членов). План синтаксического анализа сложного предложения отличается последними тремя позициями: 4) указать вид сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное), 5) составить схему сложного предложения, 6) разобрать каждую часть предложения по членам.

В 7-м классе схема синтаксического анализа словосочетания не отличается от схем анализа в 5-м и 6-м классах. При разборе простого предложения расширяется список осложняющих конструкций за счет обособленных определений, выраженных причастным оборотом, и обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом. Схема анализа сложного предложения остается без изменений.

В 8-м классе при анализе словосочетания необходимо назвать его тип по главному слову (глагольное, именное и наречное), определить способ связи компонентов (согласование, управление, примыкание), указать средства связи (окончание, предлог, по смыслу). По сравнению с предыдущими схемами разборов несколько изменяется план анализа простого предложения: требуется доказать, что предложение простое, определить его строение (двусоставное или односоставное: определенно-личное/неопределенно-личное/безличное/назывное), отметить, является ли предложение полным или неполным, расширяется список осложняющих конструкций (вводные слова и конструкции, уточняющие члены). При разборе сложного предложения по сравнению с ранее описанным анализом следует указывать наличие разных видов связи между частями, разбирать каждую часть по схеме простого предложения. В справочных материалах учебника представлен также разбор предложения с прямой речью, предполагающий определение прямой речи и слов автора, составление схемы предложения и объяснение постановки знаков препинания.

Программой школьного русского языка 9-го класса (Русский язык. 9 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2016) предусмотрено изучение сложного предложения, поэтому изменения в схеме синтаксического разбора касаются только синтаксического анализа сложного предложения: 1) определить тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, 2) выделить грамматические основы и охарактеризовать их с точки зрения наличия главных членов (двусоставные, односоставные с указанием вида), определить, является предложение простым или сложным, 3) определить средства связи (союзная (сочинительная, подчинительная) или бессоюзная, с разными видами связи), 4) составить схему предложения (горизонтальную или вертикальную), 5) (как дополнительное задание) проанализировать составные части сложного предложения по схеме простого. В справочных материалах уточняется, что в сложном предложении необходимо определять главные и придаточные части, типы придаточных, давать характеристику средствам связи, объяснять тип подчинения.

Представленный нами подробный анализ схем синтаксического разбора словосочетаний и предложений в разных классах позволяет оценить систему подготовки учеников к выполнению заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

В ВПР в 5-8-м классах синтаксический разбор является самостоятельным заданием. В зависимости от программы школьникам предлагаются для синтаксического анализа разного рода конструкции. Так, например, в 5-м классе для разбора дают простые двусоставные предложения с небольшим набором второстепенных членов: В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся. Утренний вет..р шурш..т и воз..т..ся (в)саду. Отец бе..шумно з..кидывает удоч..ки. Хозяйки в..рили (из)рябины г..рьковатое в..рен..е (Сдам ГИА: решу ВПР. Русский язык для 5 класса. URL: https://rus5-vpr.sdamgia.ru/) (школьникам необходимо вставить пропущенные буквы и знаки, раскрыть скобки). Обязательное условие синтаксического разбора подобных предложений - наличие простого глагольного сказуемого и разнообразных второстепенных членов: дополнений, определений, обстоятельств. Обычно данное задание не вызывает затруднений у школьников.

В 6-м классе предложения для синтаксического разбора обычно осложнены однородными членами: Соб..раешь ягоду и (не)дума..шь о времени, о других делах. Красные искры унося(тьс/тс)я в небо и остывают. Петька и Мишка устало пл..лись по пусты..ому берегу моря (Сдам ГИА: решу ВПР. Русский язык для 6 класса. URL: https://rus6-vpr.sdamgia.ru/). А также появляются односоставные предложения: Соб..раешь ягоду и (не)ду-ма..шь о времени, о других делах. Кроме того, в ВПР для 6-го класса представлены пунктуационные задания, решение которых напрямую зависит от понимания структуры предложения. Так, постановка тире в 7-м задании непосредственно связана с определением грамматической основы: необходимо найти предложение, в котором ставится тире, а большинство из них предполагает постановку тире между подлежащим и сказуемым: Жить Родине служить. Транспорт великое изобретение. Роса на траве след ночного тумана. В редких случаях учащимся нужно поставить тире в предложениях с прямой речью: Как здесь красиво! говорят ребята. Предложения для синтаксического разбора в ВПР 7-го класса, как правило, осложнены однородными или обособленными членами: Вода в Зее заметно посв..тлела открывая люб..пытному глазу свои тайны. Машины всё убыстряя хо(т/д) двигались к остр..ву (Сдам ГИА: решу ВПР. Русский язык для 7 класса. URL: https://rus7-vpr.sdamgia.ru/). Анализ обособленных членов позволяет включить в ВПР задания, связанные с пунктуационным оформлением оборотов (задания 7, 8). Успешное решение пунктуационных задач прямо коррелирует с пониманием особенностей использования осложняющих элементов.

Основной спектр тем по синтаксису приходится именно на программу 8-го класса, что отражается и в заданиях ВПР. Так, для синтаксического разбора предлагаются предложения с разными видами осложнений, грамматическая основа в таких конструкциях не представлена классическим вариантом подлежащего и простого глагольного сказуемого: Что можно увид..ть в Мещерском крае? Вынуть же из(под) гусениц мину вмёрзшую в сл..жавшийся весе(н/нн)ий снег и землю казалось (не)возможным (Сдам ГИА: решу ВПР. Русский язык для 8 класса. URL: https://rus8-vpr.sdamgia.ru/).

Стоит обратить внимание на то, что в ВПР 8-го класса большинство заданий связано с синтаксическим анализом: поиск грамматической основы (задание 12), определение типа односоставного предложения (задание 13), работа с вводными словами (задание 14), нахождение обособленных членов (задания 15, 16), поиск предложения по схеме (задание 17). Понимание логики синтаксического анализа любого предложения позволит решить все эти задания.

Экзаменационная работа по русскому языку в 9-м классе (ОГЭ) включает 3 задания, связанные с синтаксисом (№ 2, 3, 4). Второе задание - «Синтаксический анализ» - проверяет владение большим объемом знаний в области синтаксиса: характеристика предложения по цели высказывания, простое и сложное предложение, грамматическая основа предложения, тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), подлежащее, выраженное словом и синтаксически неделимым словосочетанием, двусоставное и односоставное предложение, типы односоставных предложений, распространенное и нераспространенное предложение, полное и неполное предложение, обособленные члены предложения, средства связи частей сложного предложения, типы придаточных, типы подчинения.

В общем виде второе задание ОГЭ выглядит следующим образом: к тексту из 5 предложений дается 5 утверждений, которые соответствуют или не соответствуют истине. Например: 1. «Предложение 1 - простое побудительное». 2. «В предложении 2 грамматическая основа - переполняют мир». 3. «В сложном предложении 3 первая

часть представлена односоставным безличным предложением». 4. «В предложении 4 содержится 2 (две) грамматические основы». 5. «Предложение 5 структурно неполное» (ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько. М.: Национальное образование, 2022. С. 5). Данное тестовое задание говорит о том, что школьный синтаксический разбор является основой для его выполнения. Он суммирует знания по синтаксису и позволяет подготовиться ко всем вариантам заданий, представленных во второй части ОГЭ.

Четвертое экзаменационное задание также носит название «Синтаксический анализ». Для его выполнения требуется знание синтаксического разбора словосочетания. Ученикам нужно заменить словосочетание, построенное на основе согласования, управления или примыкания, синонимичным словосочетанием, построенным с помощью указанного в задании способа связи. Например: «Замените словосочетание "край волшебства", построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование» (ОГЭ. Русский язык, 2022, с. 6). Учащиеся должны знать строение словосочетания, определять его главный и зависимый компоненты, их частеречную принадлежность, так как при трансформации главное слово остается неизменным, к новому способу связи «подстраивается» зависимое слово. Выполнение этого задания было бы невозможным без основательно проработанного синтаксического анализа словосочетания.

С синтаксическим разбором связано и третье задание ОГЭ «Пунктуационный анализ», которое предполагает правильную постановку знаков препинания с опорой на все пунктуационные правила, изучаемые в школьном курсе русского языка. Выполнение этого сложного задания невозможно без крепких знаний синтаксиса русского языка, а именно: определения грамматической основы предложения, разбора его по членам, установления обособленных членов предложения (определений, обстоятельств, дополнений), выделения однородных членов предложения, различения простых и сложных предложений, квалификации придаточных предложений и т.д.

Всё перечисленное выше можно сказать и о пунктуационном блоке заданий в ЕГЭ (№ 16-21) (ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько, Р. А. Дощинского. М.: Национальное образование, 2023). Эти задания требуют знания синтаксического анализа предложения, понимания смысловых отношений между частями сложного предложения и между отдельными членами предложения. Авторы тестов ЕГЭ по русскому языку предлагают следующий ряд грамматических тем:

1) простое предложение с однородными членами предложения и сложносочиненное предложение (задание 16);

2) предложения с обособленными членами (задание 17);

3) предложения с вводными словами и обращениями (задание 18);

4) сложноподчинённые предложения с разными типами придаточных. Особую трудность представляют сложные предложения с определительными придаточными, в которых смысловые границы могут быть сдвинуты на несколько слов от союзного слова «который» (задание 19);

5) предложения с однородным/последовательным/параллельным неоднородным подчинением придаточных и стечением союзов (сочинительного и подчинительного или двух подчинительных) (задание 20);

6) запятая, двоеточие, тире в простых, сложных предложениях и в предложениях с прямой речью (задание 21) (ЕГЭ. Русский язык, 2023). Принцип построения заданий в ЕГЭ соответствует плану работы над синтаксическими и, как следствие, пунктуационными темами в среднем звене школы.

В основе абсолютно всех перечисленных заданий ЕГЭ лежит выделение грамматической основы. Это универсальное правило нельзя игнорировать. Следующим обязательным этапом выполнения пунктуационных заданий является установление связей между словами. Разбор по членам предложения - путь к определению осложняющих элементов и конструкций, грамматически не связанных со структурой всего предложения.

Особое внимание следует уделить работе над грамматическими нормами (задание 8 ЕГЭ). Несколько ошибок, которые учащийся должен уметь определять, связано именно с пониманием организации предложения. Так, например, ошибки в построении предложения с однородными членами связаны с чётким представлением о том, что такое однородность. Чтобы разобраться, в чём заключается ошибка в следующих и подобных им конструкциях: В этой девушке Николай с первого момента знакомства увидел не только прекрасную потенциальную жену, мать его будущих детей, но и своего лучшего друга. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию (ЕГЭ. Русский язык, 2023) - надо не только знать признаки однородных членов и опираться на знаки препинания и интонацию перечисления (как часто делают учащиеся), но и помнить об особенностях их употребления. С понятием «однородные члены» школьники знакомятся ещё в начальных классах и часто анализируют его в среднем звене и старших классах, однако ошибки в предложенных выше примерах замечают редко. То же самое можно сказать и об ошибках в предложениях с причастным и деепричастным оборотами. Работа с данными конструкциями кажется школьникам трудной.

В связи с этим стоит порекомендовать педагогам уделять больше внимания работе над синтаксическим разбором простого осложнённого предложения. Так, например, учащимся необходимо не только уметь верно квалифицировать обособленные члены, но и понимать их роль в предложении, активно использовать в собственной речи, анализировать их в речи писателей (при работе с художественным текстом). При изучении вводных конструкций стоит уделить внимание их многообразию и роли в предложении. Вводные элементы, как и вставные конструкции, - факт речи, а не языка, поэтому их следует правильно использовать как в письменной, так и в устной формах ее функционирования.

Всё вышеизложенное позволяет сформулировать следующие методические рекомендации, которые будут полезны практикующему учителю:

1. Синтаксический разбор, наряду с другими видами разборов, необходимо проводить на каждом уроке русского языка (безусловно, с учетом типа урока и его тематики) в полной или частичной форме.

2. Синтаксический разбор всегда должен сопровождаться подробным анализом членов предложения и их частеречной принадлежности.

3. Пунктуационный анализ - важный итог синтаксического разбора простых осложнённых предложений и многокомпонентных предложений. Поскольку ученик должен уметь расставлять знаки препинания по ходу письма, следовательно, объяснение пунктограмм в предложении должно предварять его грамматический анализ.

4. Обязательным элементом синтаксического разбора должна быть схема предложения.

5. При выполнении любого упражнения по русскому языку рекомендуем подчеркивать все члены предложения и над каждым словом подписывать его частеречную принадлежность. Такая работа может показаться утомительной, но она чрезвычайно плодотворна, так как ученики, даже слабые, начинают безошибочно определять все части речи, правильно подчеркивать все члены предложения и, как следствие, квалифицировать синтаксические конструкции и объяснять постановку знаков препинания.

6. При выполнении любого пунктуационного задания и заданий, связанных с квалификацией грамматических ошибок, необходимо подчеркивать грамматические основы, что позволяет ученикам видеть структуру предложения и оценивать его правильность.

Заключение

Можно сделать вывод о том, что роль синтаксического разбора как инструмента в решении грамматических и пунктуационных задач велика. Многочисленные задания в проверочных и экзаменационных работах разного уровня не будут вызывать затруднений, если учащиеся с начальной школы усвоят принципы и логику синтаксического разбора, начиная с общей информации о предложении и заканчивая схемой и объяснением постановки знаков препинания. Правильное определение грамматической основы, анализ второстепенных членов, осложняющих конструкций, понимание типов связи между частями в многокомпонентных предложениях и т.д. позволяют решать грамматические и пунктуационные задания легко и быстро.

Синтаксический разбор как универсальная работа по грамматике не только развивает способности к анализу предлагаемого для изучения материала, но и помогает справляться с грамматическими и пунктуационными заданиями в проверочных и экзаменационных работах. Выделяя в разборе различные признаки и по этим признакам квалифицируя синтаксические явления, учащиеся формируют аналитические способности. Кроме того, понимание грамматических законов родного языка служит условием интеллектуального развития подрастающего поколения, основным критерием которого является степень осознанности всех логических операций при выполнении грамматического анализа предложения.

В дальнейшем планируется продолжить исследование роли других видов разборов (например, морфологического, морфемного, словообразовательного) в решении сложных лингвистических задач при выполнении ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Источники | References

1. Алексеев Ф. Русский язык. Все виды разбора: фонетический, морфологический, по составу. М.: АСТ, 2020.

2. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Изд-е 2-е. М.: Издание братьев Салаевых, 1867.

3. Грачева Ж. В., Сидорова Е. В. Методика преподавания русского языка в школе: уч.-метод. пособие. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного педагогического университета, 2012.

4. Грачева Ж. В., Сидорова Е. В. Современный русский язык для современной школы: уч.-метод. пособие. Воронеж: ИД Воронежского государственного университета, 2022.

5. Еремина Е. А. Виды разбора на уроках русского языка. 5-11 классы: уч. пособие. М.: Паритет, 2008.

6. Ильина Т. В., Сидорова Е. В. Синтаксис простого и сложного предложений. Система упражнений по синтаксису: уч.-метод. пособие. Воронеж: ИД Воронежского государственного университета, 2016.

7. Ильина Т. В., Сидорова Е. В. Синтаксис простого предложения в школе и вузе: уч.-метод. пособие. Воронеж: ИПЦ Воронежского государственного университета, 2012.

8. Ильина Т. В., Сидорова Е. В. Синтаксис сложного предложения в школе и вузе: уч.-метод. пособие для вузов. Воронеж: ИД Воронежского государственного университета, 2014.

9. Полевой П. Н. Методика преподавания русской грамматики в младших классах средних учебных заведений. СПб.: Д. Д. Полубояринов, 1884.

10. Срезневский И. И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1860-1861. Т. 9.

11. Текучев А. В. Грамматический разбор в школе. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963.

12. Телкова В. А. Синтаксический разбор в трудах методистов буслаевской школы // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2012. № 5.

13. Ушакова О. Д. Все виды разбора по русскому языку. 5-9 классы. М.: Литера, 2022.

14. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М., 1974.

15. Шереметевский В. П. Начатки науки о родном языке // Филологические записки. 1881. № 3.

16. Ярошенко Н. М. Как делать синтаксический разбор. Кишинев: Тип. А. Попова, 1897.

Информация об авторах | Author information

RU

Ильина Татьяна Вячеславовна1, к. филол. н., доц. Сидорова Елена Владимировна2, к. филол. н., доц. Швецова Ольга Анатольевна3, к. филол. н., доц. 1 2 3 Воронежский государственный университет

EN

Ilyina Tatiana Vyacheslavovna1, PhD Sidorova Elena Vladimirovna2, PhD Shvetsova Olga Anatolyevna3, PhD 1 2' 3 Voronezh State University

1 [email protected], 2 [email protected], 3 sее[email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 13.12.2022; опубликовано (published): 31.01.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова (keywords): решение грамматических и пунктуационных заданий; синтаксический разбор; Всероссийская проверочная работа; Основной государственный экзамен; Единый государственный экзамен; обучение русскому языку в школе; completing grammar and punctuation tasks; sentence analysis; All-Russian Test Work; Basic State Examination; Unified State Examination; teaching Russian at school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.