Научная статья на тему 'Методические подходы к изучению младшими школьниками видов простых и сложных предложений'

Методические подходы к изучению младшими школьниками видов простых и сложных предложений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1754
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ / ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Буланова Светлана Юрьевна

Статья посвящена проблеме усвоения учащимися начальных классов различных синтаксических структур простого и сложного предложения. Описанные методические подходы к изучению младшими школьниками синтаксических единиц строятся на основе исследования особенностей синтаксического строя собственной письменной речи детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF MASTERING SIMPLE AND COMPLEX SENTENCES BY PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The article is devoted to the problem of mastering different syntactic structures of simple and complex sentences by primary school students. The described methodological approaches for studying syntactic units by primary school students are based on the research of the syntactic structure characteristics used in writing by students.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к изучению младшими школьниками видов простых и сложных предложений»

УДК 373.3.016+371.311.5+811.161.1’367(045)

БУЛАНОВА Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 61 научной публикации

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ВИДОВ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Статья посвящена проблеме усвоения учащимися начальных классов различных синтаксических структур простого и сложного предложения. Описанные методические подходы к изучению младшими школьниками синтаксических единиц строятся на основе исследования особенностей синтаксического строя собственной письменной речи детей.

Младшие школьники, письменная речь, синтаксические конструкции, простые предложения, сложные предложения

В основе усвоения грамматики, как показывают исследования речи детей, лежат когнитивные предпосылки, связанные как со значением, так и с формой высказывания. Причем, главным является значение, т.к. время и последовательность усвоения отдельных грамматических категорий зависит от их значения. В этом процессе важнейшую роль играет предложение. Именно оно является основной единицей речи как орудия мышления и общения. «Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов, во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых ими элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собою»1. Объемное рассмотрение основных синтаксических

© Буланова С.Ю., 2010

единиц (простого предложения и сложного предложения) стимулируется потребностями обучения русскому языку и необходимостью решения лингвометодических задач. Наиболее оптимальным и целесообразным с точки зрения формирования синтаксического строя письменной речи детей младшего школьного возраста является понимание предложения как многоаспектной синтаксической единицы, характеризующейся совокупностью признаков, среди которых особенно важны структурные и семантические, дополняемые логическими и коммуникативными свойствами. При этом структурно-семантические типы предложений и их разновидности образуют систему, создающуюся их взаимодействием. Осознание этой системы и ее свойств является необходимым условием

овладения младшими школьниками предложением как единицей языка и речи.

Для успешного формирования механизмов речи ребенка должно происходить одновременное становление смысла и синтаксической структуры. Среди синтаксических структур, используемых младшими школьниками в письменной речи, наиболее распространенными являются простые предложения. Именно они составляют синтаксическую базу создаваемых детьми речевых произведений. Изучение видов и особенностей использования младшими школьниками различных синтаксических структур простого предложения осуществлялось в ходе констатирующего эксперимента, к участию в котором было привлечено более 450 младших школьников из 22 классов школ г. Архангельска и Архангельской области. Анализ письменных работ учащихся показал, что подавляющее большинство простых предложений, употребленных второклассниками, имеет прямой порядок слов: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (99%). Восклицательные предложения дети употребляли крайне редко (их количество составило менее 4%). Встречались в сочинениях безличные предложения, неполные предложения (с пропуском главного члена) -7%. Структура предложений, используемых учащимися начальных классов, в большинстве своем простая, однако достаточно часто младшие школьники употребляют в письменной речи осложненные конструкции. Уже во втором классе дети активно используют простые осложненные предложения. Так, 76,2% предложений в сочинениях второклассников простые, однако 25,2% из них были осложнены однородными членами, обособленными членами предложения. Таким образом, синтаксис письменной речи второклассников неоднороден по используемым структурам, но внутри каждой из них не отличается разнообразием.

Анализ письменных работ учащихся третьих классов показал, что структура простых предложений, использованных младшими школьниками, стала разнообразнее. Количество предложений с прямым порядком слов уменьшилось, появились предложения с инверсией (6%). Восклицательные предложения состави-

ли 18%. Количество предложений с однородными членами возросло до 34%. Среди других видов простых предложений можно отметить увеличение количества безличных предложений (21%); появление неопределенно-личных предложений (6%), определенно-личных (1,2%), номинативных (1,2%). По-прежнему в текстах встречались неполные предложения (6%). В целом в сочинениях третьеклассников общее число простых предложений увеличилось до 85,3%. Одновременно стало больше и осложненных конструкций простых предложений (37,2%). Можно сделать вывод, что на третьем году обучения в письменной речи школьников возрастает общее количество простых предложений, при этом их структура усложняется и становится разнообразной: появляются предложения с непрямым порядком слов, номинативные предложения.

Синтаксис речи четвероклассников в аспекте использования простых предложений характеризуется увеличением предложений с непрямым порядком слов (12%) и восклицательных предложений (20%). Простых предложений в письменной речи четвероклассников становится меньше (78,2%). Число осложненных предложений среди них составляет 32,8%. По-прежнему больше всего наблюдается предложений с однородными членами. Увеличивается количество простых предложений, осложненных обособленными членами (5%) и вводными словами и предложениями, выражающими эмоциональную оценку или выполняющими функцию смысловой организации предложения (3%). В текстах четвероклассников сохраняется тенденция к употреблению безличных предложений (24%), неопределенно-личных (8%), определенно-личных (3%), номинативных (3,1%) и неполных предложений (6,7%). В целом, основные тенденции становления синтаксического строя письменной речи, появившиеся у третьеклассников, сохраняются на четвертом году школьного обучения.

Приведенные данные убедили в необходимости целенаправленной работы над различными структурами простого предложения для реализации синтаксического речевого потенциала младших школьников. Экспериментальное обу-

чение осуществлялось в школах г. Архангельска и Архангельской области, к участию в эксперименте было привлечено 746 учащихся начальных классов.

Поскольку предложения функционируют не только как самостоятельные синтаксические единицы, но и как структурные компоненты конкретного речевого произведения, их изучение происходило на текстовой основе. Анализ предложения в тексте позволял рассмотреть синтаксическую единицу в трех аспектах: структурном, семантическом и коммуникативном. Такой подход обеспечивал переход младших школьников от интуитивного владения языком к осознанному и коммуникативно целесообразному использованию предложений разной структуры и семантики в собственной речи.

Среди текстовых функций предложений важной является функция синтаксического средства межфразовой связи. Так, умелое использование неполных и номинативных предложений помогает обеспечить связность письменного высказывания, что является одним из основных признаков текста. В процессе ознакомления младших школьников с особенностями неполных предложений на первом этапе осуществлялся анализ авторского текста с целью выделения таких предложений и выявления их роли. Учащиеся устанавливали, какие члены предложения пропущены, с какой целью автор использовал неполные предложения в тексте.

На втором этапе младшие школьники сравнивали тексты с полными и неполными предложениями. Учащиеся определяли, чем отличаются фрагменты текстов, в каком из них описание динамичнее, какова степень необходимости сказуемого в неполном предложении. Такие наблюдения помогали ученикам увидеть экспрессивно-выразительную функцию неполных предложений. Одним из видов заданий на данном этапе являлся лингвистический эксперимент, когда младшие школьники восстанавливали пропущенные члены предложения в авторском тексте и делали вывод об отрицательном характере внесенных в текст изменений.

На третьем этапе ученики занимались редактированием текстов, устраняя неоправданные повторы в предложениях путем изменения

их структуры. Выполнение подобных заданий способствовало предупреждению одной из самых распространенных речевых ошибок учащихся начальных классов.

Номинативные предложения достаточно редко встречаются в письменной речи младших школьников, хотя в лингвистике текста считаются распространенным синтаксическим средством межфразовой связи. Такие структуры простых предложений характерны для изображения картин природы, в тексте они часто выполняют функцию начала (зачина). С целью совершенствования синтаксиса письменной речи младших школьников, а также текстовых умений учеников проводились специальные наблюдения над номинативными предложениями в тексте. Младшие школьники выполняли задания на сравнение разных вариантов начала текста и определяли, какой из них точнее отражает тему. Следующим этапом было формирование умения использовать номинативные предложения в собственной письменной речи: ученики создавали тексты по заданному началу. Такая методическая организация усвоения младшими школьниками видов простого предложения способствовала формированию рассматриваемых структур в собственной речи младших школьников.

Сложное предложение, представляя собой более высокую по сравнению с простым предложением синтаксическую структуру коммуникативного порядка, обеспечивает возможность более полного, точного и адекватного выражения мысли в письменном высказывании. Усвоение учащимися начальных классов таких наиболее существенных признаков сложного предложения, как полипредикативность, особая внутренняя структура, смысловая и интонационная целостность, способствует обогащению языкового опыта младших школьников, совершенствованию синтаксического строя их письменной речи.

Важную роль в освоении синтаксических конструкций играет первый этап, на котором начинается формирование представлений учащихся о существенных признаках такой синтаксической единицы, как сложное предложение. Определяя оптимальное время начала целенап-

равленных наблюдений над сложным предложением, мы исходили из того, что младшие школьники пользуются сложными синтаксическими конструкциями в собственной письменной речи на разных этапах обучения. Так, в сочинениях второклассников сложные предложения составляют примерно четвертую часть, а в некоторых случаях могут заполнять весь объем письменного высказывания. Среди видов сложных предложений более половины составляют сложносочиненные предложения. Сложноподчиненных предложений почти в два раза меньше. Бессоюзные сложные предложения встречаются довольно редко.

Иная ситуация наблюдается на третьем году обучения. Доля сложных предложений в письменной речи учащихся третьих классов уменьшается в полтора раза. Хотя среди них по-прежнему представлены разные виды (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения), однако меняется их количественное соотношение. Происходит перестройка внутренней структуры синтаксиса письменной речи младших школьников в аспекте использования сложных предложений: начинают преобладать сложноподчиненные предложения, реже употребляются сложносочиненные предложения, их количество становится сопоставимым с возросшим числом бессоюзных сложных предложений. Такие особенности свидетельствуют о глубинных изменениях психических процессов, обеспечивающих овладение речью, о развитии логического и абстрактного мышления детей. При этом в письменной речи третьеклассников увеличивается общее количество простых предложений. Анализируя данный факт, отметим, что третий год обучения - важный этап освоения синтаксической теории. Программный материал насыщен синтаксическими понятиями, однако практически все они связаны с простым неосложненным предложением или простым предложением, осложненным однородными членами. Тексты упражнений учебников по русскому языку также содержат в большинстве своем указанные выше синтаксические конструкции. В итоге синтаксис письменной речи третьеклассников становится менее сложным, хотя простые пред-

ложения характеризуются более четкой структурой и многообразием видов. Большей упорядоченностью внутренней структуры отличаются и сложные предложения. Они становятся разнообразнее, более точно передают мысль, однако многие сложные предложения содержат ошибки. Таким образом, возросшие возможности младших школьников в освоении синтаксического строя речи не реализуются в полной мере.

Формирование у детей умения использовать сложные предложения в письменной речи основывается, прежде всего, на понимании грамматического значения данной синтаксической единицы, которое определяется двумя особенностями: каждая из частей строится по той или иной схеме простого предложения и имеет самостоятельную предикативность, объединение частей сложного предложения составляет се-мантико-структурное единство. Такие существенные признаки предложения, как смысловая и интонационная законченность присущи всему сложному предложению, а не его компонентам. Интонация служит для объединения частей сложного предложения в одно целое. Это относится в равной степени к сложносочиненным, сложноподчиненным и бессоюзным сложным предложениям: при произнесении на стыке образующих их частей отсутствует характерное для простого повествовательного предложения понижение голоса. Таким образом, в ритмомелодическом отношении сложное предложение существенно отличается от сочетания рядом стоящих независимых предложений. Признание сложного предложения как «целостного синтаксического выражения единой сложной мысли» приводит к выявлению его грамматической специфики - отсутствию механического объединения простых предложе-ний2. Все это определяет необходимость рассмотрения сложного предложения не как конструкции, состоящей из двух и более простых предложений, а как одного предложения, имеющего в своем составе несколько частей.

Усвоение младшими школьниками сложного предложения как структурно-семантического целого в ходе экспериментального обучения начиналось с этапа анализа, на котором осуще-

ствлялось наблюдение над синтаксическими конструкциями в структуре микротекста. Анализу подвергались все основные виды сложных предложений, однако происходило это в определенной последовательности. Сначала анализировались тексты, включавшие сложносочиненные предложения с союзами «и», «а», т.к. данные конструкции более употребительны в собственной речи детей. Кроме того, богатые синонимические средства, которые имеют сложносочиненные предложения, усиливают развивающий речевой потенциал данной синтаксической конструкции. В процессе анализа осуществлялось выразительное чтение текста с соответствующим интонированием простых предложений и сложносочиненного предложения. Затем третьеклассники выделяли синтаксические единицы и определяли главные члены в каждом предложении. В ходе обсуждения выяснялось, что в одном из предложений две основы, т.е. данное предложение состоит из двух частей. На этом этапе было важно еще раз обратиться к интонированию такого предложения и проанализировать содержащуюся в нем мысль, чтобы подчеркнуть семантическое и интонационное единство этой синтаксической конструкции.

Далее анализу подвергались микротексты, включавшие сложноподчиненные предложения. Наблюдения над семантикой грамматических отношений при знакомстве со сложноподчиненным предложением являются продолжением работы над значениями, которые стали известны учащимся при изучении словосочетаний. Внимание к семантике сложноподчиненного предложения - это внимание к выражаемой в предложении мысли, к точному ее пониманию. Изменения в семантике связаны с изменением структуры предложения, поэтому работа над семантикой сложноподчиненного предложения тесно связана с работой над структурой предложения. Главным структурным элементом сложноподчиненного предложения являются союзы и союзные слова. Именно изменение этого компонента ведет нередко к проявлению тонких смысловых нюансов в выражении мысли, которые младшие школьники часто не понимают и не умеют выразить.

Среди видов сложноподчиненных предложений на этапе анализа рассматривались предложения с придаточными времени и причины. Они относятся к сложноподчиненным предложениям расчлененной структуры, в которых придаточная часть распространяет обычно всю главную3. Такие предложения чаще используются младшими школьниками в собственной письменной речи. Кроме того, анализировались тексты, в которых были сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Хотя они относятся к структурам с нерасчлененной связью, но, поскольку придаточная часть относится в главной к словам со значением речи, мысли, чувства, такие предложения являются достаточно частотными в речи детей и должны быть включены в материал для наблюдений. В процессе анализа учащимися конструкции сложноподчиненного предложения особое внимание обращалось на подчинительную связь между его частями, которая раскрывалась в результате постановки вопросов от одной части к другой. В такой работе помогала актуализация знаний младших школьников о связи слов в словосочетании и сравнение смысловых отношений, реализуемых в структуре сложноподчиненного предложения и словосочетания. Эти наблюдения обеспечивали не только осознание учащимся структурно-семантических особенностей рассматриваемого вида предложений, но и способствовали установлению связей между единицами разных уровней при изучении синтаксиса. При отборе видов сложноподчиненных предложений для этапа анализа учитывались также средства связи между частями предложения и взаимное расположение главной и придаточной частей. Поскольку младшие школьники уже имели представление о функции союзов, наблюдая над сложносочиненными предложениями, то анализу подвергались сложноподчиненные предложения, части которых были связаны при помощи союзов, и выделение данного средства связи происходило без труда. С точки зрения внутренней структуры, предпочтение отдавалось конструкциям, где главная часть предшествовала придаточной, чтобы не осложнять на первоначальном этапе процесс сопоставления двух видов сложного предложения.

Наблюдения над бессоюзными сложными предложениями осуществлялись после анализа сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, т.к. данный вид предложения более сложен для осознания младшими школьниками. Однако его анализ позволяет показать младшим школьникам возможность выражения достаточно сложной мысли с множеством смысловых оттенков в одном предложении. Определяя, какие синтаксические структуры бессоюзных сложных предложений целесообразно рассмотреть на этапе анализа, мы остановились на предложениях с общим значением перечисления. Они могут состоять из двух и более частей, заключать в себе сообщение об одновременности или последовательности фактов, явлений, событий4. Части бессоюзной конструкции такого вида образуют однотипный ряд синтаксических звеньев одного целого, что облегчает восприятие и осознание детьми данного сложного предложения. В ходе наблюдений специальное внимание уделялось интонированию бессоюзного сложного предложения с целью формирования у третьеклассников пред-

ставления о семантическом единстве синтаксической конструкции. Также в процессе анализа происходило сопоставление союзных и бессоюзных конструкций сложного предложения, выявлялись их сходство и различие. При этом подчеркивалось, что все рассмотренные синтаксические единицы выражают более сложную мысль, отличаются наличием двух (или более) грамматических основ, имеют свои средства связи между частями (союзы и интонацию, или же только интонацию). Этап анализа завершался обобщением представлений третьеклассников о видах сложных предложений и упражнениями в распознавании изучаемых синтаксических конструкций в микротекстах.

Таким образом, реализация в обучении методических подходов, основанных на данных об особенностях синтаксического строя письменной речи учащихся, не только способствует совершенствованию представлений детей о существенных признаках предложения как единицы синтаксиса, но и обеспечивает формирование рассматриваемых структур в собственной речи младших школьников.

Примечания

1 ГвоздевА.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. С. 336.

2 Поспелов Н. С. О грамматической природе сложного предложения // Вопросы синтаксиса современного русского языка. М., 1950. С. 332.

3 Белошапкова В.А. Сложное предложение в современном русском языке. М., 1987.

4 ВолгинаН.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1973.

Bulanova Svetlana

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF MASTERING SIMPLE AND COMPLEX SENTENCES BY PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The article is devoted to the problem of mastering different syntactic structures of simple and complex sentences by primary school students. The described methodological approaches for studying syntactic units by primary school students are based on the research of the syntactic structure characteristics used in writing by students.

Контактная информация: e-mail: bulanovasv@mail.ru

Рецензент - Воюшина М.П., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой детской литературы Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.