Научная статья на тему 'Характеристика синтаксических особенностей речевого портрета школьников-подростков'

Характеристика синтаксических особенностей речевого портрета школьников-подростков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1476
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ШКОЛЬНИКОВ / УСТНЫЙ ДИСКУРС / ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ / НОРМА / ANTHROPOCENTRISM / LINGUISTIC PERSONALITY / VERBAL PORTRAIT OF SCHOOLCHILDREN / ORAL DISCOURSE / GRAMMATICAL CATEGORIES / NORM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мамаева Светлана Викторовна, Шмульская Лариса Степановна

Статья посвящена анализу синтаксических особенностей устной спонтанной речи школьников-подростков. Выявлены предпочтения в использовании определенных грамматических конструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of speech syntactic features of verbal portrait adolescents

This article analyzes the syntactic features of spoken spontaneous speech of adolescent students. Preferences in the usage of certain grammatical structures are revealed.

Текст научной работы на тему «Характеристика синтаксических особенностей речевого портрета школьников-подростков»

Заголовки электронных СМИ являются одной из наиболее динамично развивающихся разновидностей текстов массово-информационного дискурса, оперативно реагирующих на изменения, происходящие в различных сферах деятельности социокультурного пространства. Заголовок, на наш взгляд, также выступает одним из средств, оптимизирующих организацию многоплановой информации в тексте СМИ с целью вызвать определенную требуемую реакцию со стороны адресата.

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Проблемы речевых жанров // Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - 416 с.

2. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. - Л.: Лениздат, 1971. - 687 с.

3. Гудкова К.В. Когнитивно-прагматический анализ аргументации в аналитической газетной статье: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. - СПб., 2009. - 28 с.

4. Комаров Е.Н. Ценностные ориентиры в заголовках французских и российских средств массовой информации: Автореф. дис. ... канд. фил. наук / Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград., 2003. - 20 с.

5. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

6. Лазарева Э.А. Заголовок в газете: учеб. пособие для студентов-журналистов. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. - 96 с.

7. Манькова Л.А. Специфика заголовков в различных газетных текстах // Ученые записки СГУ -ТНУ, 2002. - Выпуск № 6 (45).

8. Слышкин Г.Г. От текста к символу. Лингвистические концепты прецедентных текстов в слушании или дискурсе. - М.: Academia, 2000. - 124 с.

9. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века). - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 383 с.

УДК 81.25

Мамаева Светлана Викторовна

Лесосибирский педагогический институт (филиал Сибирского федерального университета)

mamaev@krasmail. ш

Шмульская Лариса Степановна

Лесосибирский педагогический институт (филиал Сибирского федерального университета) lara_sh 19 73@ramЫer. ш

ХАРАКТЕРИСТИКА СИНТАКСИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена анализу синтаксических особенностей устной спонтанной речи школьников-подростков. Выявлены предпочтения в использовании определенных грамматических конструкций.

Ключевые слова: антропоцентризм, языковая личность, речевой портрет школьников, устный дискурс, грамматические категории, норма.

В синтаксисе с наибольшей полнотой раскрываются функциональные аспекты языка. Изучение синтаксического строя речи учащихся, осуществляемое в статике, дает горизонтальные срезы, «позволяющие характеризовать определенный возрастной уровень развития; на основе таких срезов может быть получена модель, отражающая типичные черты, характеристики речи учащегося любого класса» [3, с. 63].

Однако особенности устной речи с ее спецификой в области синтаксиса затрудняют исследование. Трудность анализа синтаксических единиц состоит в том, что очень часто устное спонтанное высказывание сложно расчленить на предложения [2].

Ну короче/мы... / ну.../ там проезжали/ там из другого села/ на Украину/ ну... заехали потом/ поезд чего-то там остановился/ на два дня./ и мы в гостиницу пошли/а там/как номер нам дали/ ну./а папа подумал/и сказал этому сам.//.

Другие отрезки речи свидетельствуют о реальной возможности вычленить предложения.

В свободное время я хожу в художку/ я там рисую/и занимаюсь резьбой по дереву/ еще гуляю/ когда нет художки/книги читаю про этикет/про болезни разные//.

В условиях неофициального общения коммуникация строится таким образом: то, что дано самой ситуацией или ясно из нее, может не получать вербального выражения [1]. Обычно получает вербальное выражение то, что наиболее информативно значимо. Несколько показательных примеров.

(1) Разговор двух девочек в раздевалке перед уроком физкультуры:

- А почему ты ботинки?

- Да порвались / сыро / они у меня промокают// (глагол надеваешь, существительное кроссовки понятные из ситуации не употребляются).

(2) Из разговора на перемене:

Ты запиши / а то проверит / не будет/ тогда -два// (существительные решение, учительница и глагол получишь являются информативно не значимыми).

© Мамаева С.В., Шмульская Л.С., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012

89

В состав анализируемых нами предикативных единиц включались только бесспорные. Как показал анализ, в устной спонтанной речи школьники-подростки используют разнообразные виды синтаксических конструкций.

Известно, что для устной речи характерно использование, в основном, простых неполных (эллиптических) предложений, так как это «отражает действие одного из фундаментальных законов языка - закона экономии речевых усилий» [4, с. 405]. В речи школьников такие предложения тоже имеют место и используются, как правило, при ответе на вопрос либо в ситуации диалога, когда адресат и адресант имеют общие фоновые знания о предмете разговора. Эта особенность подчеркивает возрастной аспект нашего исследования.

(1) Я вот побывал в Красноярске/ еще в Хакасии/ там в деревне Московской/ еще в Саяногорс-ке/ да/ у нас там бабушка живет/ и больше/ кажется/ нигде//.

(2) Традиции?../я не знаю/ вроде как никаких/ каждый день разный/ никуда не ходим/редко когда в гости/тоска./к нам ходят//.

(3) Мне в другие страны неинтересно/ там другие просто национальности/ в Москву бы/ у нас там родственники/ Кремль красивый/ ночью//.

Характерным является обилие односоставных предложений. Наблюдается тяготение к использованию определенных разновидностей односоставных предложений: определенно-личных, неопределенно-личных, безличных и отчасти инфинитивных. Эти типы конструкций разнятся по количеству наполнения их реальными речевыми произведениями.

Анализ экспериментальных материалов позволил представить процентное соотношение данных типов синтаксических конструкций: безличные предложения - 45%: (1) Ну/мне вот запомнилось/ короче там/родственников понаехало/мы встретились у магазина. / путешествий много на фотографиях/много ваще//. (2) Брату моему/ему 18 лет исполнилось/ в институте учится//. (3) Я вся обгорела на солнце/у меня были ожоги/ было смешно//. (4) Я люблю бывать в Красноярске/ там красиво/ интересно/ большие дома/ магазины// . (5) Меня /что-то/ часто спать тянет//. (6) Нравится бейсбол/ потому что необычно/ интересно//; определенно-личные предложения - 40%:

(1) Чаще всего отдыхаю/делаю уроки/общаюсь с подружками/ хотела бы на один день в Париж//.

(2) Все обсуждаем/ что произошло в жизни//.

(3) Иногда хожу по магазинам/ чаще/ к подругам/ смотрю кино//. (4) Люблю Новый год/ день рождения/ потому что всегда дарю и получаю подарки//; неопределенно-личные предложения - 10%, инфинитивные предложения - 5%.

Неопределенно-личные конструкции встречаются намного реже, чем определенно-личные. Скорее

всего, это связано с тем, что в беседе адресат старается выразить свою точку зрения, свою позицию, исходя из темы разговора. А для подростков тем более характерна высокая степень эгоцентричности в речевом поведении: (1) Пришли/сказали/ что урока не будет/ уже четверть кончается/а оценки еще не выставили//.(2) А то как часто поступают/ пришли/намусорили/все испоганили/ за собой ничего не убрали/ и спокойно ушли/ это же и есть проблема//. (3) Если бы его застукали/ что он курит/ плохо бы ему пришлось//.

Немногочисленны в речи школьников и инфинитивные предложения. Чаще всего они употребляются, когда школьник хочет особо подчеркнуть, выделить, сконцентрировать внимание на чем-либо: (1) Как решать/ я точно не знаю/ но в мире много ученых/ которые могут придумать//. (2) Я не думал об этом/ нам еще учиться и учиться//.

(3) Скоро нам уезжать из этого города/ а мне здесь нравится//.

Наблюдения за спонтанной речью показали, что школьники, как правило, пользуются общепринятыми обращениями по личным именам - по отношению к сверстникам чаще всего сокращенными формами собственных имен на -а, -я, усеченными и квалитативными личными именами, прозвищами (обычно при известной близости и в неофициальной ситуации) (примеры 1-4). По отношению к взрослым - именем и отчеством (узуальное, предписываемое этикетом обращение к старшему по возрасту или малознакомому лицу): (1) Тань/мы с тобой баловаться будем?// (2) Олесь/я тебя сейчас съем// (3) Филиппок/ пошли в коридор/ поговорим//. (4) Серый/ чтоб завтра же диски принес//. (5) Елена Михаловна/ скажите ему/ пусть отстанет от меня//. (6) Наталья Семеновна/ мы в поход завтра пойдем?//

Роль обращений могут выполнять местоимения, междометия, различные нарицательные существительные, что тоже является узуальным при общении школьников друг с другом. Таким образом, выбор формы обращения, смена форм по отношению к одному адресату в пределах дискурса позволяет младшим подросткам осуществлять разнообразные прагматические тактики общения: (1) Пацаны/ пошли скорей на улицу//. (2) Девки/ пошли те все отсюда/ чё тут сидите?// (3) Ты/ давай/ вали с моего места//. (4) Эй/ чё плохо слышишь/ пошел/я сказал//.

На выбор обращений влияет степень близости разговаривающих, различия в общественном положении собеседников, а также пол, возраст, условия коммуникативной ситуации.

Анализ синтаксических конструкций по структуре показал, что для устной речи школьников достаточно высока частотность использования разных видов сложных предложений [Черкашина, 1996]. Как отмечает М.Р. Львов, наиболее активный при-

90

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012

100,00%

80,00%

60,00%

40,00%

20,00%

0,00%

га

□ 60,30%

□ 20,10% □ 19,60%

СПП ССП БСП

Диаграмма 1.

рост употребления сложных предложений приходится на 5-7 классы, так называемый «пик интенсивности» [3, с. 67].

В русле нашего исследования интерес представляет соотношение типов сложного предложения в устной речи школьников-подростков. Анализ полученных материалов представлен в диаграмме (за 100% принято общее количество сложных предложений, где СПП - сложноподчиненное предложение, ССП - сложносочиненное предложение, БСП -бессоюзное сложное предложение).

Сложноподчиненное предложение, в сравнении с другими типами сложных предложений, представляет собой наиболее внутренне связанную, более гибкую конструкцию, оно богато выразительными возможностями. Именно поэтому в устных речевых произведениях школьников данный тип занимает первое место по частотности употреблений: (1) Любимое мое занятие/разговаривать по телефону/ потому что можно узнать что-то новенькое от подружек//. (2) Хочу быть парикмахером или стилистом/ это так классно/ когда создаешь прически и образы//. (3) Я согласна с Машей/ что модный человек одевается со вкусом//.

(4) Этот человек всегда поступает так/ как велит сердце//.

Используются предложения и с несколькими придаточными, особенно когда главная и придаточная часть связаны между собой союзным словом -местоимением-прилагательным, которое выполняет не только замещающую, но и характеризующую функцию: (1) Не буду дружить с предателем/который врет все время/ который ничего не хочет делать для дружбы/ который никаких хороших поступков не хочет делать/ который сбегает/ который оставляет друга в беде//. (2) Модный человек/это тот/ который ставит из себя много/ который модно одевается//. (3) Я бы хотела узнать/ как люди появились/ как они жили раньше/ что будет в далеком будущем/ когда нас уже не будет//.

Как подчеркивают исследователи (М.Р. Львов, Г.Г. Инфантова), союзное слово который становится почти единственным унифицированным средством связи придаточного определительного с главным предложением, характерным для данного возраста.

Анализ сложноподчиненных предложений показал, что употребление придаточных разных видов неодинаково: чаще всего используются придаточные определительные, изъяснительные, временные, на втором месте придаточные причины, условия, цели, на третьем - места, образа действия. М.Р. Львов считает, что именно для этого школьного возраста характерен «пик разнообразия выбираемых учащимися придаточных» [3, с. 69]. Видимо, тяготение школьников-подростков к различным проявлениям подчинительных отношений в речи обусловлено не только условиями умственного развития, но и стремлением показаться более взрослыми, а значит, и выражающимися более «виртуозно».

Наличие сложносочиненных и бессоюзных предложений по своему количественному составу примерно одинаково (20,1% и 19,6% соответственно): (1) Мне нравится мультики смотреть/у нас есть канал мультиков/ и я очень люблю их смотреть//. (2) Иногда мой брат приводит своих друзей/ но я ему не разрешаю//. (3) Люблю брата лу-пасить/я свою злость на нем испытываю/ а потом он на мне//. (4) Мне запомнилось/ как я в Анапу ехала на поезде/ кто-то подложил камень/ мы пошатнулись.//. (5) В лесах люблю бегать/ потому что там расслабляешься/ягоды можно собрать/ грибы//. (6) Я бы не стала дружить с этой/ например./у нас девчонка есть на легкой атлетике/ она все время нарывается/ вот с ней бы я не стала дружить//.

Но особенностью этих предложений является то, что в их структурах усиливаются признаки, сближающие их со сложноподчиненными предложениями. Сочинение и бессоюзие как способы связи простых предложений сочетаются с подчинением, как следствие этого, нарушается равноправие компонентов, и возникают отношения зависимости между ними (ср. ...У нас девчонка есть на легкой атлетике/ она все время нарывается/ вот с ней бы я не стала дружить// и .У нас девчонка есть на легкой атлетике/ которая все время нарывается/ поэтому с ней бы я не стала дружить//). Это еще раз подтверждает тенденцию к увеличению числа сложноподчиненных предложений в устной речи школьников.

Таким образом, анализ синтаксического строя речи школьников показал, что особенностью речевого портрета младших подростков является отражение в их речи индивидуального «речевого почерка», а также использование типизированных синтаксических конструкций, освоенных в данном возрасте.

Библиографический список

1. Инфантова Г.Г. Экономия сегментных средств в синтаксисе современной русской разговорной речи: Дис. ... д-ра филол. наук. - Л., 1975.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012

91

2. Казеко Т.Н. Специфические синтаксические конструкции устной речи: Дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 1989.

3. Львов М.Р. Речь учащихся средней школы // Русский язык в школе. - 1982. - № 1. - С. 46-49; № 6. - С. 63-67.

4. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. - М.: Флинта: Наука, 2003.

5. Черкашина Е.А. Сложноподчиненное предложение в речи младших школьников: Дис. . канд. филол. наук. - Таганрог, 1996.

УДК 81

Мощева Светлана Васильевна

кандидат филологических наук Ивановский государственный химико-технологический университет

[email protected]

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕКСТОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ФОНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются фонетические средства оформления печатного рекламного текста, играющие важную роль в организации текстов прозы и поэзии.

Ключевые слова: рекламный текст, экспрессивные средства, фонетические выразительные средства, логическое и эмоциональное усиление высказывания.

Могущественной силой языка, его способностью воздействовать на челове-. ка, формируя у него определенный образ и побуждая к действиям, человечество пользуется достаточно давно. Очевидно, что язык из орудия коммуникации превращается в орудие воздействия на сознание личности. Данная особенность языка активно эксплуатируется современными СМИ. Так, в рекламных текстах используется вся палитра способов оказания речевого воздействия, направленных на раскрытие потенциальных возможностей слова, сообщающих ему силу, способную вызвать у целевой аудитории именно ту реакцию, на которую рассчитывает рекламист. Важно уточнить определение современной рекламы, поскольку факт ее перемещения в пространство массовой коммуникации повлек за собой и изменение ее функциональной нагрузки. Очевидно, что реклама вышла за рамки экономической информации и стала важнейшим средством формирования такого социального феномена, как образ жизни. Социальная природа рекламной коммуникации дает ей возможность отражать все нюансы бытия социума и формировать целесообразную парадигму человеческих отношений в контексте различных социально-политических явлений окружающей действительности.

Анализ рекламного материала позволяет нам констатировать, что значимой типологической чертой рекламного дискурса является имитация (отображение) объективных изменений развития языка и общества, которые проявляются на всех уровнях языковой структуры (фонетическом, морфологическом, синтаксическом, лексико-семантическом, фонетико-орфографическом). Фонетические средства, применяемые в рекламе, являясь значимой составляющей структуры языка, изучены достаточно фрагментарно.

Цель данного анализа заключается в выявлении фонетических особенностей оформления печатного рекламного текста, то есть в установлении конкретно-языковых и типологических характеристик англо- и русскоязычного печатного рекламного текста (РТ).

Анализ англоязычного и русскоязычного рекламного материала дает основание утверждать, что явление аллитерации (в широком понимании -повтор согласных или гласных звуков в начале близкорасположенных ударных слогов) достаточно характерно для печатных РТ. Отметим, что аллитерация используется в качестве приема создания определенного эмоционального тона, соответствующего содержанию высказывания, а также является действенным выразительным средством. В ходе исследования нами выявлено, что англо-и русскоязычная реклама прибегает к данному приему («Jaguar ... Don’t dream, drive it»; «Fresh Fast Fabulous»; «Gotta Gets Some Gold»; «Возрождение легенды! Восьмая высотка!»; «Чай ‘Брук Бонд’ - Будь на высоте!»; «Предлагаем услугу ‘Дневной Дозор ’ для детей очень занятых родителей»).

Явление консонанса - повтора конечных согласных, к которому прибегают копирайтеры при оформлении РТ, можно проследить на нижеследующих примерах печатной рекламы («Beanz Meanz Heinz» - реклама «Heinz baked beans» (в том числе используются приемы сознательно ошибочного, но фонетически созвучного написания «beanz -meanz» и паронимической аттракции); «No dibs, dabs, and splatters» - реклама дезодоранта; «КНОРР - вкусен и скорр» - реклама приправы «Кнорр» (в том числе наблюдаются обращение к рифме и сознательной ошибке в слове «скор»).

Повтор ударных гласных внутри строки или фразы, называемый ассонансом (вокалической ал-

92

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012

© Мощева С.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.