Научная статья на тему 'Становление синтаксических структур в письменной речи младших школьников'

Становление синтаксических структур в письменной речи младших школьников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1176
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Буланова Светлана Юрьевна

Статья посвящена проблеме формирования письменной речи детей младшего школьного возраста. Автор анализирует виды и особенности использования различных синтаксических единиц учащимися начальных классов, прослеживает динамику становления синтаксических структур в речи младших школьников, отмечая основные тенденции указанного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SYNTACTIC STRUCTURES IN WRITING OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

This article is devoted to the problem of forming a graphic language in children of primary school age. The author analyzes types and peculiarities of using different syntactic units by primary school children, traces formation dynamics of structures in the speech of primary schoolchildren, specifying the major trends of this process.

Текст научной работы на тему «Становление синтаксических структур в письменной речи младших школьников»

УДК 37:415.6

БУЛАНОВА Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 43 научных публикаций

СТАНОВЛЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУР В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена проблеме формирования письменной речи детей младшего школьного возраста. Автор анализирует виды и особенности использования различных синтаксических единиц учащимися начальных классов, прослеживает динамику становления синтаксических структур в речи младших школьников, отмечая основные тенденции указанного процесса.

Младший школьник, речевое развитие, письменная речь, синтаксическая структура, простое предложение, сложное предложение

Изучение психологами и лингвистами процесса порождения речи показало, что механизмы речи формируются как отражение действительности. Развитие речи и развитие интеллекта - взаимосвязанные задачи, стоящие перед школой. Понимание этой неразрывной связи свойственно методической традиции. К.Д. Ушинский отмечал: «Развивать в детях дар слова значит почти то же самое, что развить в них логичность мышления»1. Грамматическое начало оказывалось в школьной практике обучения родному языку ведущим направлением, так как категории грамматики являются обязательным условием умственного развития учащихся, особенно логического мышления.

Известно, что основной тенденцией речевого развития человека является познавательное, личностное развитие. Современные психологи уделяют большое внимание проблеме взаимоотношения таких психических явлений, как общение и речь. Так, общение понимается как

коммуникативная деятельность, а речь - как средство осуществления этой деятельности, орудие выполнения функции произвольного регулирования, канал связи для получения информации.

Л.С. Выготский сопоставлял письменную, устную и внутреннюю речь. Их формы различаются: письменная речь есть самая многословная, точная, с полным развертыванием подлежащего и сказуемого; устная речь может быть предикативной, внутренняя речь предикативна всегда. Ученый утверждал, что «ребенок овладевает синтаксисом речи раньше, чем он овладевает синтаксисом мысли», что ребенок сравнительно поздно «приходит к овладению логическими операциями, соответствующими тем грамматическим структурам, которые им усвоены уже давно»2.

Т.В. Ахутина, анализируя детскую речь с точки зрения концепции Л.С. Выготского, отмечала, что усвоение языка начинается с овладе-

ния операциями смыслового синтаксирования, суть которого заключается в том, что ребенок выделяет самый значимый для него компонент целостной ситуации. «Этот первый в генетическом плане тип организации высказывания несет в себе первичные пропозиции, в которых выражается “психологическое сказуемое” (по терминологии Л.С. Выготского)»3. Этап семантического синтаксиса, следующий за смысловым, связан с овладением операциями расчленения ситуации на значимые компоненты типа: агент, действие, объект, инструмент и т.д. Становление формально-грамматического субъекта знаменует начало третьего, завершающего этапа овладения формально-грамматическими средствами.

Исследования речи детей показывают, что в основе усвоения грамматики лежат когнитивные предпосылки, связанные как со значением, так и с формой высказывания. Причем главным является значение, так как время и последовательность усвоения отдельных грамматических категорий зависит от их значения. В этом процессе огромную роль играет предложение. Именно оно является основной единицей речи как орудия мышления и общения. «Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов, во все большем усложнении предложений, в отношении количества включаемых ими элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собою»4.

Становление грамматической системы у детей происходит таким образом, что сначала усваиваются более общие грамматические категории. Так, например, М.М. Кольцова отмечала, что характерным этапом развития детской речи является то, что первые фразы ребенка совершенно стереотипны и представляют собой воспроизведение словосочетаний, наиболее часто повторяемых окружающими людьми. Для речи более старших детей также свойственны стереотипность и нерасчлененность, только у них это более крупные, соответствующие некоторым законченным текстам речевые образования. Даже младшие школьники испытывают серьезные трудности, когда речь идет

о делении текстов на отдельные смысловые части. Задача кратко пересказать какой-нибудь текст, что требует выделения основных моментов содержания и отделения их от разного рода менее существенных деталей, часто решается ими с трудом. Развитие речи ребенка идет от фиксированных неразбиваемых словосочетаний к свободному комбинированию слов, от воспроизведения целостных текстов к оперированию их элементами5.

Формирование и формулирование мысли предполагает знание языковых средств и правил их использования. Н.И. Жинкин выделял три группы таких правил: логические, семантические и грамматические (морфологические и синтаксические): «Синтаксическое правило должно появляться сразу, как некоторая законченная схема сочетания слов, только при этом условии произойдет операция отбора элементов с решетки морфем»6. При незнании синтаксического правила операция отбора осуществится неправильно. Семантические правила определяют сочетаемость слов по их значению, по принципу понятийной сочетаемости, а логические правила отражают предметные отношения.

Таким образом, механизмы речи ребенка формируются как отражение действительности, при этом происходит одновременное становление смысла и синтаксической структуры.

Поскольку письменная речь младших школьников лучше всего актуализируется и функционирует в условиях словесного творчества, то для получения объективных данных о видах и особенностях использования учащимися различных синтаксических структур в качестве вида деятельности нами было выбрано сочинение детьми текстов повествовательного характера, а также повествований с элементами описания и повествований с элементами рассуждения. Темы для сочинений отбирались с опорой на жизненный опыт ребенка: «Как я играю зимой на улице», «Зимние игры на улице», «Зимние забавы», «Первые шаги весны в нашем городе», «Весенние приметы в лесу», «Мой школьный день», «Мое домашнее животное». В эксперименте участвовали 458 учащихся 2-4-х классов школ г. Архангельска и Ар-

Как видно из табл. 1, уже во втором классе дети активно используют в письменной речи простые осложненные предложения. Так, 76,2% предложений в сочинениях второклассников простые, однако 25,2% из них были осложнены однородными членами, обособленными членами предложения. Данные об использовании младшими школьниками простых предложений с разными видами осложнений в письменной речи приведены в табл. 2.

Такой вид осложнения, как однородные сказуемые по частоте употребления в письменной речи второклассников стоит на первом месте -21%. В жизни детей большую роль играет двигательная активность, а поскольку значительное количество сказуемых выражаются глаголами, обозначающими разные виды движения, то они и преобладают в речи младших школьников. К тому же предложения с однородными сказуемыми наиболее характерны для русской речи в целом. С психологической точки зрения, ребенку легче описать один объект во всех его проявлениях, то есть подчинить ряд однородных членов (в данном случае сказуемых) общему главному слову, чем объединить несколько объектов совместным действием.

Таблица 1

Использование младшими школьниками простых предложений в письменной речи (%)

Класс Количество простых предложений Количество простых неосложненных предложений Количество простых осложненных предложений

2 76,2 51 25,2

3 85,3 48,1 37,2

4 78,2 45,4 32,8

Таблица 2

Использование младшими школьниками простых предложений с разными видами осложнений в письменной речи (%)

Класс Количество простых предложений, осложненных однородными членами Количество простых предложений, осложненных обособленными членами Количество простых предложений с другими видами осложнений

2 24 1,2 -

3 34 2 1,2

4 24,8 5 3

хангельской области. Младшие школьники писали сочинения в классе, после краткого обсуждения темы, без специальной лексической подготовки, анализа языковых средств и т.п.

Объем письменного высказывания свидетельствует о степени развития письменной речи в целом, поэтому количество предложений, использованных в сочинении, учитывалось в качестве одного из параметров. Анализ показал, что объем текстов, создаваемых младшими школьниками, увеличивается от класса к классу, однако у детей одного возраста он может значительно отличаться. В связи с этим во внимание принимался средний показатель, который определялся как отношение количества всех предложений к количеству текстов, созданных детьми данного возраста.

Так, второклассники в своих сочинениях использовали от двух до восьми предложений. При этом средний объем текста составил четыре предложения. Их структура в большинстве своем простая, однако достаточно часто младшие школьники употребляли в письменной речи осложненные конструкции. В табл. 1 приведены соответствующие данные.

Среди предложений, использованных в текстах второклассниками, 23,8% составляют сложные. Это были сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения и сложные синтаксические конструкции, включавшие предложения с разными видами связи. Среди сложных предложений преобладают сложносочиненные с союзами «и», «а» (56,2%). Сложноподчиненных предложений почти в два раза меньше - 29,6%. Чаще всего в их структуру входят придаточные предложения времени или изъяснительные. Бессоюзные сложные предложения встречаются довольно редко (8,9%), и только 5,3% составляют сложные синтаксические конструкции с разными видами связи.

Речь учащихся пока еще синтаксически бедна, поэтому предложения часто однообразны по конструкции и по использованным лексическим средствам. В целом, синтаксис письменной речи второклассников неоднороден по используемым синтаксическим единицам и структурам, но внутри каждой из них не отличается разнообразием. Среди видов простых предложений преобладают простые неосложненные с прямым порядком слов и простым глагольным сказуемым. Для осложненных простых предложений характерно наличие однородных членов, которые являются сказуемыми.

В третьем классе объем письменных речевых произведений младших школьников возрастает. Третьеклассники в своих сочинениях использовали от трех до тринадцати предложений. При этом средний объем текста составил восемь предложений. Стала разнообразнее структура простых предложений. Школьники начали шире использовать различные виды однородных членов: подлежащие, сказуемые, определения, обстоятельства, дополнения. Из табл. 2 видно, что процент предложений с однородными членами вырос до 34. По-прежнему среди однородных членов больше всего сказуемых (24%), увеличилось количество дополнений (5,2%). В письменной речи дети употребляют прямые и косвенные дополнения. Реже в качестве однородных членов выступают подлежащие (2%), обстоятельства образа дей-

ствия, места и времени (1,8%), согласованные определения (1%). Среди осложненных простых предложений стали чаще встречаться предложения с обособленными членами (2%), появились предложения с водными словами (1,2%). В целом в сочинениях третьеклассников общее число простых предложений увеличивается до 85,3% (табл. 1). Одновременно увеличивается и количество осложненных конструкций простых предложений (37,2%). Соответственно уменьшается доля сложных предложений (14,7%). Хотя в сочинениях по-прежнему представлены разные их виды (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения и сложные синтаксические конструкции), однако изменилось количественное соотношение данных предложений. Этот факт требует осмысления. Третий год обучения -важный этап освоения синтаксической теории. Программный материал насыщен синтаксическими понятиями, однако практически все они связаны с простым неосложненным предложением или простым предложением, осложненным однородными членами. Тексты упражнений учебников по русскому языку в большинстве своем также содержат указанные выше синтаксические конструкции.

На третьем году обучения происходит перестройка внутренней структуры синтаксиса письменной речи младших школьников, в ней начинают преобладать сложноподчиненные предложения (43,9%), виды придаточных предложений становятся несколько разнообразнее. Сложносочиненных предложений становится меньше (27,7%), их количество сопоставимо с возросшим числом бессоюзных сложных предложений (22,3%). По-прежнему немного сложных синтаксических конструкций (6,1%). Возрастает общее количество простых предложений, но при этом их структура усложняется и становится разнообразной: появляются предложения с непрямым порядком слов, увеличивается количество разных типов сказуемых, отмечается появление неопределенно-личных и определенно-личных предложений. Осложненных простых предложений становится больше, они сохраняют тенденцию преобладания одно-

родных сказуемых, при этом можно отметить появившееся разнообразие рядов однородных членов, в которых представлены все основные члены предложения. Количество осложненных конструкций простых предложений значительно увеличивается.

К четвертому году обучения средний объем текстов, создаваемых младшими школьниками, возрастает до десяти предложений. Учащиеся используют в сочинении от трех до шестнадцати предложений. Синтаксис речи младших школьников в аспекте употребления простых предложений характеризуется наличием предложений с непрямым порядком слов (12%). Сохраняется тенденция к использованию разнообразных форм сказуемых: составных глагольных (9,1%), составных именных, в том числе с пропущенной связкой (24,5%). Как видно из табл. 1, простых предложений в письменной речи четвероклассников становится меньше (78,2%), количество простых осложненных среди них составляет 32,8%, по-прежнему чаще всего это предложения с однородными членами (табл. 2). Разнообразны виды употребленных детьми однородных членов предложения: сказуемые (11,2%), дополнения (6,2%), подлежащие (3,2%), обстоятельства (3%), определения (1,2%). Становится больше простых предложений, осложненных обособленными членами (5%) и вводными словами и предложениями, выражающими эмоциональную оценку ИЛИ ВЫПОЛНЯЮЩИМИ функцию СМЫСЛОВОЙ организации предложения. Количество таких предложений невелико (3%), но их наличие свидетельствует о качественных изменениях в синтаксисе письменной речи младших школьников.

В письменной речи учащихся четвертого класса увеличивается количество сложных предложений (21,8%). Соотношение видов сложных предложений сохраняет тенденции, обозначившие себя в текстах третьеклассников. Чуть увеличивается количество сложноподчиненных (48,2%) и бессоюзных сложных предложений (23,7%), уменьшается число сложносочиненных предложений (21,8%). Среди видов придаточных в сложноподчиненных пред-

ложениях встречаются изъяснительные, времени, причины, определительные, цели, условия, уступки. Количество сложных предложений с разными видами связи невелико (6,3%). Следует отметить наличие не только бинарных, но и многокомпонентных конструкций сложных предложений, большее разнообразие используемых сочинительных и подчинительных союзов, изменение в сторону увеличения степени распространенности простых предложений в составе сложного.

Таким образом, основные тенденции становления синтаксического строя письменной речи, появившиеся у третьеклассников, сохраняются на четвертом году школьного обучения. Количество простых предложений в текстах четвероклассников несколько уменьшается, однако их структурное разнообразие сохраняется и усиливается в аспекте используемого порядка слов, типов сказуемых, видов предложений с одним главным членом. По-прежнему большая часть простых предложений - это простые осложненные, среди которых преобладают предложения с однородными членами. Усиливается тенденция к употреблению разнообразных видов однородных членов. Усложняющийся синтаксис письменной речи отражает объективные процессы развития мышления ребенка в процессе познавательной деятельности, формирование его языковой компетенции, становление младшего школьника как языковой личности7.

Приведенные данные демонстрируют ряд синтаксических процессов. Прежде всего они показывают, что простое предложение в речи ребенка наполняется второстепенными членами, усложняется, его структура становится разнообразнее. Это следствие освоения учащимися связей как между самими предметами, действиями, признаками, так и единицами языка, их обозначающими. Объем создаваемых детьми письменных речевых произведений постепенно возрастает, отражая увеличение объема оперативной памяти и внимания, а также совершенствование синтаксических умений учащихся. Соотнося данные динамики употребления младшими школьниками видов сложных

предложений, можно сделать вывод, что третий год обучения является особым периодом в общем процессе формирования синтаксиса письменной речи младших школьников. Он связан с глубинными изменениями психических процессов, обеспечивающих овладение речью, с развитием логического и абстрактного мышления детей.

В целом, процесс формирования синтаксического строя речи детей младшего школьного возраста не идет по одной линии, сохраняя какое-либо подобие прямой преемственности в

усвоении учащимися синтаксических структур, ему присущ противоречивый, эволюционно-инволюционный характер. Особенности использования младшими школьниками различных синтаксических конструкций в собственных высказываниях отражают восприятие детьми окружающей действительности, взаимодействие с ней, а также свидетельствуют о глубинных изменениях в психических процессах, обеспечивающих овладение речью, о дальнейшем развитии логического и абстрактного мышления детей.

Примечания

1 Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка// Избр. пед. произведения/ сост. Н.А. Сундуков. М., 1968. С. 191.

2 Выготский Л.С. Мышление и речь// Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 109.

3 Ахутина Т.В., Наумова Т.Н. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция Л.С. Выготского II Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983. С. 200.

4 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. С. 336.

5 Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. Л., 1980.

6 Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. С. 357.

1 Буланова С.Ю. Особенности формирования лингвистической и языковой компетенций младших школьников при изучении синтаксиса II Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Гуманиг. и соц. науки». 2008. № 2. С. 87-93.

Bulanova Svetlana

FORMATION OF SYNTACTIC STRUCTURES IN WRITING OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

This article is devoted to the problem of forming a graphic language in children of primary school age. The author analyzes types and peculiarities of using different syntactic units by primary school children, traces formation dynamics of structures in the speech of primary schoolchildren, specifying the major trends of this process.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент - Воюшина М.П., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой детской литературы Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.