Научная статья на тему 'Понятие поколения и типы его трактовки'

Понятие поколения и типы его трактовки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1662
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / TRANSFORMATIONAL PROCESSES / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / SOCIAL REPRODUCTION / ПОКОЛЕНИЕ / GENERATION / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЯ / THEORIES OF GENERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ростова Антонина Тимофеевна

Проблема социального воспроизводства одна из наиболее интересных и актуальных тем современности, поскольку процессы воспроизводства определяют сохранение общественной структуры перед лицом внешних и внутренних изменений. С учетом того, что современные трансформационные процессы чрезвычайно интенсивны, проблематика воспроизводства общества приобретает особую значимость. Одним из ключевых аспектов социального воспроизводства выступает специфика его субъекта, в качестве которого многие исследователи рассматривают поколение. Одна из основных проблем состоит в том, что понятие поколения является чрезвычайно сложным и имеет ряд трактовок в различных дисциплинах. В статье проводится аналитический обзор основных подходов к трактовке понятия поколения и рассматривается наиболее адекватный вариант терминологического применения понятия «поколение» в контексте тематики социального воспроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of generation and types of its interpretation

Social reproduction is one of the most interesting and current problems of the present since processes of reproduction define maintaining public structure in the face of external and internal changes. Taking into account that modern transformational processes are extremely intensive, the problem of reproduction of society gains the special importance. One of key aspects of a problem of social reproduction is the specifics of its subject, namely: generation, in opinion of many researchers. One of the main problems lies in that the concept of generation is extremely complicated and has a number of interpretations in various disciplines. This paper carries out the state-of-the-art review of the main approaches to interpretation of a concept of generation and explores the most adequate variant of terminological application of the concept "generation" in the context of scope of social reproduction.

Текст научной работы на тему «Понятие поколения и типы его трактовки»

УДК 316.346.36 ББК 60.542.11 Р 78

А.Т. Ростова,

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры физики, электротехники и электроэнергетики Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, г. Пятигорск, тел.: +79283462896, e-mail: rostova_1177@ mail.ru

ПОНЯТИЕ ПОКОЛЕНИЯ И ТИПЫ ЕГО ТРАКТОВКИ

(Рецензирована)

Аннотация. Проблема социального воспроизводства - одна из наиболее интересных и актуальных тем современности, поскольку процессы воспроизводства определяют сохранение общественной структуры перед лицом внешних и внутренних изменений. С учетом того, что современные трансформационные процессы чрезвычайно интенсивны, проблематика воспроизводства общества приобретает особую значимость. Одним из ключевых аспектов социального воспроизводства выступает специфика его субъекта, в качестве которого многие исследователи рассматривают поколение. Одна из основных проблем состоит в том, что понятие поколения является чрезвычайно сложным и имеет ряд трактовок в различных дисциплинах. В статье проводится аналитический обзор основных подходов к трактовке понятия поколения и рассматривается наиболее адекватный вариант терминологического применения понятия «поколение» в контексте тематики социального воспроизводства.

Ключевые слова: трансформационные процессы, социальное воспроизводство, поколение, общество, теории поколения.

A.T. Rostova,

Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor, Aassociate Professor of Department of Physics, Electrical Equipment and Power Industry, Institute of Service, Tourism and Design (Branch) of the North Caucasian Federal University in Pyatigorsk, Pyatigorsk,ph.: +79283462896, e-mail: rostova_1177@mail.ru

CONCEPT OF GENERATION AND TYPES OF ITS INTERPRETATION

Abstract. Social reproduction is one of the most interesting and current problems of the present since processes of reproduction define maintaining public structure in the face of external and internal changes. Taking into account that modern transformational processes are extremely intensive, the problem of reproduction of society gains the special importance. One of key aspects of a problem of social reproduction is the specifics of its subject, namely: generation, in opinion of many researchers. One of the main problems lies in that the concept of generation is extremely complicated and has a number of interpretations in various disciplines. This paper carries out the state-of-the-art review of the main approaches to interpretation of a concept of generation and explores the most adequate variant of terminological application of the concept "generation" in the context of scope of social reproduction.

Keywords: transformational processes, social reproduction, generation, society, theories of generation.

В современном социальном дискурсе, в связи с чрезвычайной интенсификацией трансформационных процессов на уровне структуры общества [1; 295] и его культурной среды [2; 118], одной из достаточно острых проблем является социальное воспроизводство, при анализе которого ставится вопрос о поколении как субъекте воспроизводства. При этом имеет место двойственность: с одной стороны, понятие поколения рассматривается как нечто очевидное, не требующее пояснений (с чем, в частности, связано употребление термина без каких-либо дополнительных уточнений или развернутых дефиниций). С другой же стороны, понятие поколения обладает существенной долей по-лисемичности, что позволяет вольно трактовать (и, соответственно, употреблять) его в зависимости от контекста и исходных целей исследователя [3; 173]. Несмотря на то, что разработке проблемы посвящено достаточно много исследовательской литературы, можно провести первоначальное разделение обозначенных работ на те, которые приписывают поколению (как некой самоочевидной данности) определенные свойства, и те, которые содержат в себе прояснение самого предмета высказывания. Исследований второго типа намного меньше.

Для того чтобы проиллюстрировать затруднения, возникающие при употреблении термина «поколение», достаточно отметить, что оно отражает и средний временной промежуток от рождения человека и до момента появления у него собственных детей, и социальную группу, объединенную по критерию времени рождения, и представителей определенного уровня генеалогического древа (например, бабушки и дедушки человека) [4; 265]. В последнем случае разница в возрасте представителей одного выделяемого поколения может составлять 4050 лет, что заметно больше, нежели традиционно рассматриваемые

хронологические рамки времени рождения представителей одного по-коленческого среза. Наконец, существуют научные теории, рассматривающие в качестве определяющего критерия при выделении поколения социокультурную и историческую определенность группы людей, наличие у них сходного исторического и культурного опыта.

Перечисленные выше примеры трактовки термина «поколение» не исчерпывают весь спектр теоретических подходов, направленных на его раскрытие. Вместе с тем, уже на примере рассмотренных способов его понимания становится видно, что простое употребление термина вне контекста, однозначно указывающего на теоретическую приверженность исследователя, способно привести к существенным затруднениям.

Таким образом, мы наблюдаем сложную ситуацию: с одной стороны, понятие поколения широко востребовано в исследовательской среде, с другой - его значение не прояснено. Это является свидетельством актуальности теоретических разработок, направленных на классификацию основных подходов к объективации поколения как социального феномена.

Здесь следует сделать важное уточнение. Проблема поколения в различных ее трактовках (преемственность социальных традиций, конфликты поколений, диалог поколений и т.д.) входит в предметную область широкого ряда гуманитарных дисциплин, при этом исследование проблемы поколения реализуется как на уровне внутридисциплинар-ных разработок, так и на уровне комплексных междисциплинарных исследований. Что касается вну-тридисциплинарных исследований, справедливо высказывание о том, что в рамках узких гуманитарных дисциплин существуют сложившиеся традиции определения отдельных проблем и явлений, что снимает необходимость терминологического

уточнения, кроме тех случаев, когда термин употребляется нестандартно. Кроме того, в отдельных случаях термин «поколение» употребляется в смысловой связке с другим термином, указывающим на конкретную теоретическую традицию. Так, например, смысловая связка «поколение Х» указывает на теорию Хоува-Штрауса и обозначает социальную общность людей, чье рождение приходится на период с 1963 по 1983 гг. Вместе с тем, в ситуациях, когда речь идет о формировании комплексных междисциплинарных исследований, необходимость соблюдения концептуальной точности актуализируется в особенной мере. Здесь следует сделать важное уточнение: в современной исследовательской практике формирование комплексных, системных исследований представляет собой логичный этап развития системы знания, ориентированный на отражение исследуемых предметных областей не на абстрактно-идеализированном уровне, но во всей полноте факторов, определяющих состояние предмета исследования и сфер, на которые он, в свою очередь, оказывает влияние.

Обратимся к основным теориям, отражающим содержательную сторону понятия «поколение». В первую очередь, следует обратить внимание на генеалогический подход, в котором понятие поколения рассматривается с точки зрения родовой соотнесенности людей друг с другом и, соответственно, с учетом характера родственных связей и отношений. В результате, например, общие дети супружеской пары, даже при условии серьезного расхождения в возрасте (более 20 лет), рассматриваются как представители одного поколенческого среза. Чем более дальние «колена» рода рассматриваются, тем выше может быть хронологическое расхождение в периодах жизни представителей одного генеалогического поколения. Это связано с тем, что репродуктивные возможности могут сохраняться на

протяжении десятилетий, что определяет возможность кумулятивного объединения разницы во времени рождения представителей различных генеалогических ветвей (при условии, что в одной из них присутствуют «ранние дети», а в другой -«поздние»). Генеалогический подход имеет достаточно узкую представленность в плане практической применимости. Так, например, может иметь значение факт общности членов семейной группы, получавших специфическое воспитание у конкретных родителей, однако при более существенном хронологическом удалении экспликация знания из факта принадлежности людей к одному поколению в роду становится проблематичной.

Отдельные элементы генеалогической теории, в частности акцентуация внимания на репродуктивном возрасте, дали толчок к развитию демографического понимания поколения. В демографии применяются два принципиально различных подхода к определению поколения, получивших выражение в терминах реального поколения и гипотетического (условного) поколения. Под реальным поколением понимается общность людей, родившихся в один сравнительно небольшой временной промежуток (выбор интервала условен, но редко берется в расчет интервал свыше 5 лет). Эти люди рассматриваются как когорта (общность людей, обладающих сходными признаками) и обозначаются в демографической теории как ровесники. В качестве условного поколения в демографии принято рассматривать совокупность людей, проживающих в один и тот же исторический момент (например, заставших завершение Второй мировой войны или проживающих в настоящее время). Эту группу людей принято называть современниками. При этом в демографии существует понятие длины поколения, характеризующее средний временной промежуток от рождения и до появления потомства.

Этот показатель используется для оценки динамики демографических процессов и зачастую рассматривается в соотнесенности с показателями средней продолжительности жизни.

Следует обратить внимание на то, что рассмотрение длины поколения как временного интервала имеет существенную значимость при исследовании процессов социального воспроизводства, поскольку речь идет, фактически, о дискретно определяемом шаге в передаче социальных ценностей, моделей поведения и деятельных установок. Иными словами, момент трансформации социальных ценностей во многом связан с тем, каким образом изменяется процесс их передачи и само содержание воспитательного процесса. И здесь интервал между рождением и вступлением в роль родителя, фактически, представляет собой меру изменения общества.

В различных странах усредненный показатель демографической длины поколения различается, что связано с культурными характеристиками общества, уровнем принятия идеи равноправия полов, законодательными нормами, определяющими допустимый возраст вступления в брак, и т.д. В силу расхождения реального возраста рождения детей и минимально допустимого этот показатель составляет в среднем 25-30 лет.

Анализируя применимость демографической трактовки понятия поколения в рассмотрении социального воспроизводства, следует обратить внимание на два момента. С одной стороны, в теоретическом плане знание демографических характеристик общества имеет значение для понимания воспроизводственных процессов, с другой - носителями общественной структуры и социального мировоззрения как объекта воспроизводства могут быть представители различных возрастных групп. В данном отношении имеет значение внешняя определенность

личностного развития, что свидетельствует как о значимости социально-исторических условий в момент наиболее интенсивного развития (детство и молодость), так и об их значении в актуальный временной период, независимо от возраста членов общества. По этой причине рассматриваемые способы трактовки поколения представляют теоретический интерес, однако могут быть изучены как самостоятельная теория, выраженная понятийно без обращения к концепту «поколение» (на уровне понятий «современники» и «сверстники»).

Что касается социологической теории поколений, следует отметить, что в ней ведущая роль отводится процессам социализации и трансляции социальных установок, а также возрастным показателям, определяющим наибольшую активность в обществе. В результате происходит условное выделение возрастных групп, рассмотрение которых производится в рамках обобщения специфики временных периодов их социального становления. По этой причине поколение рассматривается широко - как совокупность людей, родившихся на протяжении длительного исторического промежутка. Одновременно с этим анализируется диалог поколений как процесс передачи социальных установок в процессе воспитания. При этом под поколениями в данном случае рассматриваются идеализированные носители роли «транслятор социальных ценностей» и «реципиент ценностных установок», выделяемые преимущественно в рамках функциональных процессов в семье и образовательных учреждениях.

Одной из наиболее распространенных теорий, отражающих периодизацию поколений, является теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса, объединивших отдельные элементы социологического исследования проблемы поколе -ний и концептуальные моменты, присущие демографическому их

рассмотрению [5; 94]. Их периодизация предполагает условное деление членов общества на группы по критерию включенности в двадцатилетние условные периоды, характеристики которых рассматриваются в соотнесенности с социальными качествами представителей поколения. Размер выделяемых промежутков не является произвольным и отражает не столько рационализацию, переносимую на исторический процесс, сколько представляет собой результат обобщения эмпирического материала, собранного по представителям различных возрастных групп. Хоув и Штраус основываются на идее взаимосвязи исторических условий развития личности и ее социальных характеристик, и в этом отношении их теория представляет собой обобщенную концептуализацию идеи социокультурной детерминированности личности. Выделяемые исследователями возрастные группы - «Победители» (1903-1923 г.р.), «Молчаливое поколение» (1923-1943 г.р.), «беби-буме-ры» (1943-1963 г.р.), «Неизвестное поколение» (1963-1983 г.р.), «Поколение сети» (1983-2003 г.р.). Каждая из рассматриваемых возрастных групп обладает специфическими характеристиками, связанными с особенностями исторического этапа, на который приходится их социальное становление. Так, например, специфика возрастной группы «победителей» рассматривается в контексте участия в Первой мировой войне (с учетом победы большинства европейских государств и США), характеристики «молчаливого поколения» - с необходимостью преодоления социальных проблем экономического и социально-политического характера (Великая Депрессия, социальная неустроенность населения и т.д.).

Несмотря на высокую привлекательность подобного подхода, следует обратить внимание на то, что в нем определение поколений реализуется через анализ внешней ситуации, и

рассмотренная теория поколений отражает не столько моменты преемственности и социального воспроизводства, сколько момент соответствия социокультурной ситуации и характеристик поколения. Таким образом, реализуется повышенная акцентуация на адаптивной стороне индивидуального развития, в то время как момент преемственности исследуется менее подробно. Еще одной проблемой в использовании данной теории является то, что она сформирована в результате анализа ситуации в США и, соответственно, отражает социальные закономерности, присущие американской социальной среде. Разница в культуре, скорости протекания общественных процессов, длительности циклов демографического воспроизводства, а также ряд различий социально-исторического характера позволяют судить, как минимум, о необходимости корректировки данной теории в соответствии с российскими условиями, а как максимум - о необходимости формирования самостоятельной периодизации.

Анализ существующих подходов к трактовке понятия поколения свидетельствует о том, что его применение в большинстве случаев ин-струментарно и осуществляется в соответствии с исходными задачами научных разработок. Необходимость построения адекватной теории поколений предполагает не столько выбор из спектра существующих подходов, сколько выражение интенции, лежащей в их основании. На частном уровне было выявлено противоречие между различными способами определения поколения - как совокупности людей определенного возраста, как временного промежутка, выражающего шаг в биологическом воспроизводстве, как современников и, наконец, как обладающих сходными социальными характеристиками людей, чье развитие приходится на определенный исторический этап. Это противоречие связано с тем, что имеет место выражение частных

аспектов общей идеи, связанной с необходимостью выражения процесса социального воспроизводства в категориях тождества и различия. Фактически, основные затруднения в характеристике поколений связаны с попыткой выделения дискретных социально-исторических элементов в континуальном процессе становления общества.

Люди являются носителями общественной структуры, что проявляется на уровне складывающихся динамических отношений и социального мировоззрения, носителями которого они являются. В этом смысле исследование поколения -это установка на отражение единства исторического, культурного и демографического аспекта развития общества. И здесь важно понимать, что значимость процесса биологического воспроизводства как основы демографического подхода связана с тем, что социальное мировоззрение не передается от предков

к потомкам в неизменном виде, оно подвержено рефлексивному осмыслению и сопоставлению с окружающей социокультурной данностью. В конечном итоге, именно различия в социальном мировоззрении, а не возрастной фактор, являются ведущим моментом в определении поколения. И здесь пластичность мировоззрения представителей младшей возрастной группы и устоявшийся характер мировоззрения зрелых людей выступают как фактор, определяющий «границы поколения», которые в ряде случаев достаточно условны.

Таким образом, по генетическому принципу поколение можно рассматривать как эпоху, выраженную и закрепленную в мировоззрении, носителями которой являются отдельные люди, что определяет неразрывную связь содержательного аспекта поколения (характеристики эпохи) и его носителей (представители поколения).

Примечания:

1. Нарыков Н.В. К вопросу об определении факторов интенсификации современных политических процессов // ИСОМ. 2014. № 6-1. С. 295-298.

2. Тужба Э.Н. Глобализация культуры: основные измерения и последствия // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2011. Т. 15, № 1. С. 118-123.

3. Печаткина О.В. Содержание и объем многозначного слова // Вестник КГУ. 2009. № 4. С. 173-177.

4. Исаева М.А. Поколение // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 265-268.

5. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1). С. 94-97.

References:

1. Narykov N.V. On the problem of determination of the factors for the intensification of modern political processes // ISOM. 2014. No. 6-1. P. 295-298.

2. Tuzhba E.N. Globalization of culture: the main dimensions and consequences // Proceedings of St Petersburg State Institute of Psychology and Social Work. 2011. Vol. 15, No. 1. P. 118-123.

3. Pechatkina O.V. The content and volume of a multi-meaning word // KSU Vest-nik. 2009. No. 4. P. 173-177.

4. Isaeva M.A. Generation // Knowledge. Understanding. Skill. 2011. No. 1. P. 265-268.

5. Ozhiganova E.M. Theory of generations of N. Hove and V. Strauss. Possibilities of practical application // Business education in the knowledge economy. 2015. No. 1 (1). P. 94-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.