Социальное развитие территорий
DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6 УДК 316.6 | ББК 88.5
© Кулакова А.Б.
ПОКОЛЕНИЕ Z: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
КУЛАКОВА АННА БОРИСОВНА
Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]
Статья посвящена осмыслению и анализу характеристик представителей поколения Z на основании современных психологических исследований «цифровых детей». Обосновывается актуальность исследования. Представлен взгляд ученых, которые в качестве объекта изучения рассматривали подрастающее поколение. Изложены положения американских ученых Нейла Хоува и Вильяма Штрауса о теории поколений, которая была ими научно обоснована в 1991 году. Обобщена информация о значимых событиях каждого поколения (Поколение GI, Молчаливое поколение, Бэби-бумеры1, Поколение X, Y и Z), влияющих на формирование ценностей и установок людей данной эпохи. Представлена интерпретация теории поколений в современной России В.И. Пищика. Констатируется, что субъектами современного образовательного процесса сегодня являются представители поколения Z (дошкольники, младшие школьники и учащиеся 5-11 классов общеобразовательной школы). Автором проанализирована специфика и уникальность поколения Z. Выделены наиболее яркие черты современных детей и подростков. Рассмотрена взаимосвязь поколений в контексте их влияния друг на друга. В заключение сделаны выводы о том, что перед современными исследователями из разных научных областей встают непростые задачи по изучению особенностей поколения «цифровых детей» и отслеживанию их трансформации в будущем, использования новых форм, способов и средств психолого-педагогического воздействия, модернизации процесса образования.
Теория поколений, поколение Z, личностные особенности поколения, ценностные установки.
Цитата: Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6
Citation: Kulakova A.B. Generation Z: theoretical aspect. Territorial development issues, 2018, no. 2 (42). DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6
Современное поколение во многом отличается от родителей и прародителей. Уникальность формируется за счет существования в совершенно иных условиях развития и социализации. Сегодняшние дети и подростки родились в реалиях наиболее полной включенности человека в цифровое общество. Персональные компьютеры, легкий и быстрый доступ в интернет, огромные возможности Всемирной сети являются для них составляющими повседневной жизни. Из этого следуют определенные требования к изучению нового поколения, его характеристик, особенностей получения образования, профессиональных компетенций, социализации. Важно понять, как включенность в информационные процессы влияет на установки, ценности и образ жизни, найти различия: очевидные плюсы и угрозы, которые вне зависимости от отношения к ним неизбежны.
Безусловно, система образования не должна остаться безучастной к данной проблематике. Изучение особенностей современного поколения становится все более актуальным, так как и педагоги, и психологи всерьез обсуждают, как учить детей, родившихся в нулевые годы XXI века. Поэтому обучение «цифровых детей» должно нивелировать отрицательные черты представителей, помочь преодолеть трудности в развитии, вызванные нахождением в цифровой среде. А для этого необходим выбор нового, адекватного вызовам современности стиля общения и обучения [1]. Поэтому, чтобы создать актуальную и эффективную систему мер воспитания, образования и социализации молодого поколения, необходимо охарактеризовать портрет современного подростка на основании современных психологических исследований нового поколения [1].
На сегодняшний день существует несколько научных подходов к изучению теории поколений. Объектом педагогических и психологических исследований подрастающее поколение стало с конца XIX века. Ключевое значение имеют подходы Л.С. Выготского и Ж. Пиаже, а также вклад
таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, М.И. Лисина, А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин [2, с. 11].
Теория поколений впервые была научно обоснована и оформлена американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом в 1991 году. Возникла она на стыке экономики, демографии и истории. Ключевым тезисом такой междисциплинарной теории является тот факт, что промежуток времени, в который родился тот или иной человек, влияет на его мировоззрение, на его систему ценностей [3; 4]. Ученые обратили внимание на «конфликт поколений», который вовсе не связан с возрастными противоречиями. Люди, достигая определенного возраста, не приобретают возрастные ценности, характерные для этого периода, так как дети, достигая возраста своих родителей, не становятся такими же, как они, их отношение к жизни все равно другое [5]. В итоге Н. Хоув и В. Штраус обосновали, что каждые 20 лет появляется новое поколение с иной шкалой ценностей и отличным от предшественников поведением. По мнению ученых, доминирующее влияние на формирование ценностей поколения оказывает модель воспитания, принятая в семье, а также такие факторы, как политические, экономические, социальные и технологические события, которые произошли с детьми до 11-12 лет [6; 7; 8]. Именно эти ценности оказывают влияние на поведение человека в течение всей его жизни -на его отношение к работе, взгляды на мир, потребительское поведение и прочее [5].
Следует отметить, что вопрос о реальной научной значимости теории поколений является открытым. На протяжении многих лет в научных кругах разворачивается обширная критика этого подхода, ссылающаяся на спекулятивность и недостаточную эмпирическую обоснованность данной теории [9].
Несмотря на то что изначально теория поколений Штрауса и Хоува была направлена на изучение англо-американской истории, позже она получила широкое распространение во многих странах мира, в том числе и в России.
К российской действительности предложенную модель адаптировали социологи Ю.А. Левада, В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз, психолингвист Е. Шамис и психолог А. Антипов. Они выделили ключевые для российских граждан мировые и локальные события, повлиявшие на формирование поколений (табл. 1) [10].
Согласно данным в таблице, именно эти ключевые события и явления в мире и стране повлияли на мировоззрение отечественных поколений.
Расширяя и уточняя концепцию Н. Хоува и У. Штраусса, доктор психологических наук В.И. Пищик при исследовании социальной психологии ментальности поколений предлагает несколько иную интерпретацию поколений в современной России (табл. 2) [11].
Исходя из периодизации обоих вышеизложенных подходов и в контексте нашего
исследования важно отметить, что представителями поколения Z на сегодняшний день являются дети и молодые люди в возрасте от 0 до 20 лет.
Проанализировав современные источники, можно выделить ряд тенденций в формировании психологических особенностей подростков, современных юношей и девушек как составной части поколения Z.
Информационная эра человечества, характеризующаяся цифровой революцией, возможностью свободно передавать и принимать информацию, иметь мгновенный доступ как к освоенным знаниям, так и к любой информации, привела к изменениям в возрастном развитии нервной системы молодого поколения [12]. Психофизиологическое развитие каждого ребенка подчиняется законам последовательного возрастного развития, каждый этап которого готовит
Таблица 1. Поколения XX века
№ п/п Название поколения Период рождения Основные мировые события, повлиявшие на формирование ценностей
1 Поколение С! («Поколение победителей», «Герои») 1900-1923 гг. Первая и Вторая мировые войны, революционные события 1905 и 1917 гг., электрификация
2 Молчаливое поколение («Книжные дети») 1923-1943 гг. Вторая мировая война, индустриализация, коллективизация, культ личности И.В. Сталина, сталинские репрессии, послевоенный восстановительный процесс, «холодная война», открытия в области техники и технологий
3 Бэби-бумеры («Бумеры») 1943-1963 гг. СССР - супердержава, советская «оттепель», покорение космоса, достижения в медицине, стандартизация образования, «холодная война»
4 Поколение X («Неизвестное поколение») 1963-1984 гг. «Холодная война», война в Афганистане, перестройка, появление СПИДа, «бум» распространения наркотиков
5 Поколение У («Поколение сети», «Поколение Миллениум») 1984-2000 гг. Распад СССР, «лихие 90-е», безработица, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий: мобильные телефоны и интернет, появление брендов
6 Поколение I («Альфа», «Цифровой человек», «Домоседы», «Поколение национальной безопасности») 2000-2020 гг. Век доступности информации, гаджетов, w¡-fi, геймификация, экономический кризис
Источник: Шамис Е., Антипов А. Теория поколений. URL: https://www.psycho.ru/library/2581 (дата обращения 19.01.2018).
Таблица 2. Классификация поколений В.И. Пищика
№ п/п Название поколения Описание Период рождения
1 Бэби-бумеры Традиционные - носители традиционной ментальности 1946-1964 гг. (период 18 лет)
2 Неверящее поколение X Переходные - носители переходной ментальности 1965-1983 гг. (период 18 лет)
3 Информационное поколение У Инновационные - носители инновационной ментальности 1984-1999 гг. (период 15 лет)
4 Новое поколение I Постинновационные - носители постинновационной ментальности 2000-2015 гг. (период 15 лет)
Источник: Гаврилова А.В. Социально-психологические особенности ментальности нового поколения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия, психология, педагогика». 2016. Т. 26. Вып. 2. С. 58-63.
его к успешному прохождению следующего. Поток неадаптированной для детского сознания информации, которую приходится потреблять современному школьнику, провоцирует повышенную возбудимость, впечатлительность, неусидчивость, суетливость и, в крайних случаях, - гиперактивность.
Наряду с этим представители поколения Ъ быстро обучаются и также быстро обрабатывают информацию, мгновенно могут переключаться с одного вида деятельности на другой, а также действовать в условиях многозадачности. Владение информацией и возможность ее поиска способствует формированию у молодежи уверенности в себе, в своих силах, формирует точку зрения [12].
Следующей характеристикой, которую выделяют исследователи, является так называемая клиповость мышления, т. е. способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания, например, через ленту теленовостей, небольших статей или коротких видеоклипов [13]. Это подтверждают выводы исследования, опубликованные Сбербанком России совместно с агентством Validata в 2016 году, в котором приняли участие 14 групп с молодежью в возрасте от 14 до 22 лет, 5 групп с родителями, эксперты, 18 онлайн-блогов. Исследование включало в себя интервью с родителями, учителями, самими участниками фокус-групп, а также анализ популярных блогов. Территориальный охват включал такие города, как Москва, Саратов, Барнаул. Исследование являлось качественным, поэтому были выделены определенные состояния, а не цифры. Согласно проведенному исследованию, было выявлено, что молодежь не воспринимает большие объемы информации, предпочтение отдает маленьким «перекусочным» порциям, фрагментам. Результаты исследования выявили, что средний период концентрации внимания представителя поколения Ъ на одном объекте составляет всего восемь секунд. Кроме этого, представители поколения Ъ желают видеть вместо текста иконки, смайлики, картинки, замещающие текст [14].
Такое положение дел объясняет, почему современной молодежи трудно даются многотомные художественные произведения классиков, которыми зачитывались старшие поколения, а литература с тезисным изложением (чек-листы, лайфхаки, пошаговые алгоритмы, дневники, комиксы) пользуется успехом. Представители поколения Ъ взрослеют в мире, в котором возможности не имеют границ, а временной ресурс ограничен. Молодежь адаптировалась, таким образом, к необходимости очень быстро оценивать и фильтровать огромные объемы информации. Восприятие и мышление «цифровых детей» не стало положительным или отрицательным, оно изменилось и приобрело новый формат, удовлетворяющий запросы информационной эры человечества.
При анализе следующих характеристик поколения Ъ можно и далее обращаться к результатам исследования, проведенного Сбербанком России. Они показали, что отношения между представителями поколения Ъ и родителями носят партнерский характер, общение дружественное, отсутствует авторитарное догматическое давление со стороны старших [14]. Такая же тенденция выявлена по результатам многолетнего исследования молодежи, относящейся к поколению X и У, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2016 году. Согласно данным ВЦИОМ 68% опрашиваемых граждан уверены, что молодые люди вполне могут находить общий язык со старшим поколением. Респондентов, считающих, что «старики» и «молодежь» не в состоянии понять друг друга, с годами становится меньше - если в 2004 году их было 42%, то в 2014 году таких пессимистов осталось меньше трети (29%). Только 5% молодых людей оценивают свои отношения с родителями как «прохладные», в то время как у остальных сложились «очень близкие, доверительные» и «дружеские, теплые» [15].
Это обусловлено тем, что взрослые признают превосходство своих детей в некоторых знаниях, умениях и навыках и осознают,
что их, родительское, мнение может быть не авторитетным для детей по некоторым областям знаний. Директор специальных программ ВЦИОМ Елена Михайлова комментирует: «Старшее поколение и молодежь в современном обществе часто меняются ролями: если традиционно молодежь училась у старших, то сегодня более зрелым людям бывает сложно ориентироваться в новых технологиях, разбираться в новых трендах без помощи своих детей. И это - один из факторов стирания границ между поколениями» [15].
По мнению основателя проекта «ИиОепе-гайопэ - Теория поколений в России», автора книги «Теория поколений: необыкновенный Икс», Евгении Шамис, при описании портрета поколения Ъ следует обратить внимание на поколение X, так как именно они выступают родителями большинства «цифровых детей». Е. Шамис отмечает, что для родителей^ характерно «профессиональное родительство»: они с раннего возраста оценивают способности ребенка, стараются максимально развить его кругозор, потенциал, интеллект через всевозможные кружки, секции, языковые студии, спортивные сообщества, путешествия, форумы, книги, спектакли, игровые комнаты, развивающие занятия и т. д., а потом делают основательный выбор - чем ребенку заниматься. Такой профессиональный подход к процессу воспитания у родителей^ основан на двух ценностях их поколения - это ценность профессионализма и ценность детства [16].
Ценность профессионализма обусловлена тем, что родителей^ не устраивают неэффективные программы развития их детей и своего родительства. Поэтому они активно включаются в процесс разработки новых, удовлетворяющих их требованиям программ, поиска альтернатив в развитии своих детей. Огромное количество стартапов в области образования за последние 15 лет является наглядным доказательством этого.
Ценность детства Е. Шамис связывает с тем, что у поколения X было настоящее, свободное, наполненное событиями детство. Поэтому детство воспринимает-
ся поколением X как архиважный период жизни. Именно поэтому его представители гиперответственно стараются дать лучшее детство своим детям. Кроме этого, они компенсируют занятость своих родителей -беби-бумеров, которые в их детстве были постоянно на работе.
С учетом условий воспитания поколения Ъ родителями X можно сказать, что, с одной стороны, дети X растут в дружественной и доверительной атмосфере. Они знают, что их родители сделают для них все возможное, чтобы они были счастливы, могут поделиться своими удачами или проблемами и сами участвуют в важных семейных вопросах. Молодежь уважает родителей, усваивает ценность семьи, умеет выстраивать отношения, она стала внутренне более свободной, осознанной, умеет рефлексировать и обладает более развитым эмоциональным интеллектом. С другой стороны, гиперопека родителей X оказывает влияние на формирование потребительского отношения к обществу и окружению, эгоцентризм и инфантилизм у детей поколения Ъ.
На наш взгляд, обе точки зрения имеют право на существование, но мы склоняемся более к тому, что современное поколение действительно дружит со своими родителями и это благоприятно скажется на их личностном развитии и будущем становлении. Один из тезисов теории поколений гласит, что ценностью становится то, что в дефиците [7; 17]. Соответственно, поколение Ъ, погруженное в виртуальное общение, носящее фрагментарных характер и игнорирующее любую духовную связь между людьми, социальные сети, растущее в профиците электронных устройств, испытывает недостаток живого общения, межличностной непосредственной коммуникации. Духовное общение становится ценностью современной молодежи, отсюда и желание быть в дружеских отношениях внутри семьи, а также ценность и значимость семьи в целом.
Из этого следует тенденция, характеризующая современных подростков: жить сегодняшним днем, получать удовольствие и
выполнять работу, которая приносит удовольствие, радость и хороший доход, но не занимает много времени [14]. Молодежь не ориентирована на долгосрочную профессиональную карьеру, 8-часовой рабочий день и желание быть трудоголиком. Поколение Z живет в бесконечном и быстро меняющемся потоке информации, в окружении социальных сетей и рекламы, которые призывают и культивируют жизнь по принципу «здесь и сейчас». Поэтому современные дети думают о ближайшем будущем, живут одним днем и не задумываются о дальних перспективах.
Интересными представляются результаты эмпирического исследования А.В. Гаври-ловой, проведенного посредством методики измерения типа ментальности (В.И. Пищик). Было выявлено, что у представителей «цифрового поколения» преобладает инновационный тип ментальности, которому присущи такие социально-психологические характеристики, как независимость от группы, нестабильность, индивидуализм [18]. Респонденты охарактеризовали свое поколение индивидуалистичным, разобщенным, самостоятельным, открытым переменам, устремленным в будущее, склонным к риску, своевольным и не доверяющим власти и авторитетам. При взаимодействии современные дети стремятся помочь и поддержать партнера, способствовать его развитию и благополучию [18, с. 62].
Так, результаты исследования доминирующей ментальности позволили нам дополнить портрет и социально-психологические особенности, присущие поколению Z.
В продолжение анализа ведущих характеристик современных детей обратим внимание на еще один важный аспект теории поколений - цикличность. То есть поколения, которые следуют друг за другом, например, поколения X и У, имеют отличные друг от друга ценности и установки, а вот поколения-«прадеды» находят свое отражение в поколениях-«правнуках». Цикл смены поколений по теории составляет приблизительно 80 лет. Исходя из этого предыдущее воплощение Z - это «молчаливое по-
коление», или «книжные дети», родившиеся в период с 1923 по 1943 год. «Молчаливое поколение» формировалось в условиях опасного сталинского послевоенного мира. Поэтому свое детство они проводили за книгами, уходя от реальности в совершенно другой идеальный художественный мир. Подобную ситуацию мы наблюдаем сейчас. Поколение Z живет в условиях преодоления глубокого экономического кризиса, возможного ожидания террористических актов, в условиях роста информации о криминале, несчастных случаях, эпидемиях. Они так же, как и поколение-«прадеды», ищут возможность чувствовать себя полноценными свободными личностями. Мир виртуальной реальности удовлетворяет эту потребность, для современных детей он становится более естественным и понятным [20]. По данному аспекту существуют развернутые дискуссии специалистов разных областей знаний на предмет: хорошо это или плохо, к чему это может привести, каков дальнейший прогноз? Однозначного мнения на сегодняшний день не существует, но очевидным становится тот факт, что интернет играет значимую роль в жизни современной молодежи. Он формирует взгляды, образ жизни, интересы, замещает телевидение, обучает, дает возможность онлайн-общения и т. д. Дети и подростки лучше разбираются в технике, чем в человеческих эмоциях и поведении. По мнению доктора психологических наук, кандидата медицинских наук психотерапевта М. Сандомирского, если на человека предшествующих поколений оказывала большое влияние коммуникация «человек-человек», то для нового поколения, скорее всего, виртуальная коммуникация будет преобладать над реальной. В своем интервью он говорит о явном противоречии, которое возникает по этой причине. Современная молодежь стремится все меньше общаться друг с другом, но при этом общается все больше. Они меньше общаются в социальной реальности и все больше -в реальности виртуальной. Такая тенденция, по мнению ученого, приводит к аути-
зации «поколения будущего». Уточним, что под аутизмом автор понимает не расстройство личности, а его доклиническую форму. Аутизация в этом контексте выступает как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгородиться от мира [20; 21].
Затрагивая вопрос о ценностях поколения Z, стоит отметить, что ценности даже самых старших представителей изучаемого нами поколения находятся еще в процессе формирования. Наряду с этим обратим наше внимание на результаты, полученные в ходе социологических исследований нравственного состояния современной молодежи. Так, проведенные учеными Института социологии РАН опросы выявили достаточно тревожную ситуацию в отношении формирования нравственных ценностей современного поколения. Больше половины юношей и девушек, участвовавших в исследовании (59% в возрасте от 18 до 25 лет), допускают нарушение моральных принципов и норм для того, чтобы добиться успеха в жизни, поскольку современный мир жесток [22]. Если конкретизировать форму допущения, то 45% молодежи осуществили бы на практике сознательный обман для достижения своей цели. То есть, с одной стороны, молодое поколение отрицает устойчивые моральные принципы, устои, ценности предшествующих поколений, имеет вольную позицию на средства и методы для достижения своих целей, но, с другой стороны, оправдывает свое поведение обстановкой в стране и сложностью окружающего социума.
Процесс трансформации наблюдается и в отношении понимания ответственности как морально-этической ценности. З. Бауман отмечает, что ответственность для современной молодежи приобретает краткосрочный, инструментальный характер. Представители поколения Z предпочитают избегать ответственности или минимизировать ее долю как по степени, так и по времени [23]. Так, по мнению Н. Зоркой, мо-
лодежь делает выбор в пользу высокооплачиваемой работы, но не связанной с высокой ответственностью [24]. Ввиду того что ответственность предполагает самостоятельность в принятии решений и выборе, то, по словам доктора философских наук Н.Н. Зарубиной, у молодых людей «наблюдается повышенная склонность к неоправданному риску и недооценке возможностей негативных последствий на фоне перспектив обретения сиюминутных преимуществ - удовольствия, выгоды, высокой оценки со стороны окружающих. Этим обусловлена любовь молодежи к экстремальным развлечениям, опасным формам времяпрепровождения» [22, с. 253].
Инструментальную ценность представляют для поколения Z такие категории, как образование и профессионализм. Это значит, что процесс качественного получения знаний, умений и навыков у молодежи уступает его результату - сдаче экзаменов и получению диплома, а профессия сама по себе не вызывает интереса и рассматривается ими как ресурс для достижения успеха в будущем, как инструмент, позволяющий занять «высокодоходную экономическую нишу» [22, с. 255].
Обращение к проблематике ценностей поколения Z позволил нам отразить только некоторые тенденции в формировании взглядов современной молодежи. Но уже этих выводов достаточно, чтобы понять разность во взглядах старших поколений и представителей Z. Для современной молодежи традиционные образцы, представляемые старшими поколениями, уже не могут служить однозначными ориентирами в принятии решений по принципиальным вопросам [22].
Обобщив и проанализировав материалы последних лет по изучению современного поколения Z, следует отметить, что эта тема вызывает большой интерес со стороны ученых разных областей: педагогики, психологии, маркетинга, философии, менеджмента, экономики и т. д. Исследования по данному вопросу ведутся. Они разноплановые, многоаспектные, рассматривающие
различные характеристики образа жизни и ценности. Наряду с этим не сформировано единой теоретико-методологической базы для изучения современного поколения, ощущается недостаток полевых исследований, дающих актуальные срезы населения по различным группам и характеристикам. В частности, остаются малоисследованными именно младшие возрастные группы детей и подростков, получающие образование. Несмотря на это, мы предприняли попытку обобщить существующие характеристики поколения Ъ.
Подводя итог, можно сделать вывод, что современные дети - это поколение, которое быстро отреагировало на запросы времени, адаптировалось к новым условиям жизнедеятельности [10]. Перед современными исследователями из разных научных об-
ластей возникает непростая задача по изучению «цифровых детей» и отслеживанию их становления в будущем. Наряду с этим следует отметить, что перед педагогами и психологами стоят серьезные задачи, связанные не только с углублением знаний об особенностях настоящего поколения, но и с нахождением форм, способов и средств психолого-педагогического воздействия, модернизации самого процесса образования [6]. Исходя из этого мы предполагаем, что новое поколение требует качественно нового подхода и в обучении. Перспектива дальнейшего исследования видится в анализе мер педагогического влияния на представителей поколения Ъ и определении наиболее эффективных и подходящих для молодежи форм и методов работы, применимых в условиях современного образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безрукова С.Б. Психологические особенности современного поколения. URL: https://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2016/05/23/psihologicheskie-osobennosti-sovremennogo (дата обращения 15.01.2018).
2. Методики исследования базовых характеристик участников современного образовательного процесса / М.Р. Мирошкина [и др.]. М., 2015. 95 с.
3. Лумпиева Т.П., Волков А.Ф. Поколение Z: психологические особенности современных студентов. URL: http://ea.donntu.org:8080/handle/123456789/21748 (дата обращения 22.01.2018).
4. Кондакова Н.А. Младшее поколение как социально-демографическая категория: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2015. Вып. 7 (27). URL: http://vtr.vscc.ac.ru/ article/1519/full (дата обращения 19.01.2018).
5. Зайцева Н.А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 2 (3). С. 220-236.
6. Арцимович И.В. Современное поколение: вызовы обществу или времени // Интерактивная наука. 2017. № 12. C. 119-121.
7. Антипов А. Времена года и времена жизни // Russian Valley. URL: http://rugenerations. su/2009/04/30/времена-года-и-времена-жизни (дата обращения 22.01.2018).
8. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. С. 94-97.
9. Нечаев Н.Н., Дурнева Е.Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36-45.
10. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений. URL: https://www.psycho.ru/library/2581 (дата обращения 19.01.2018).
11. Гаврилова А.В. Социально-психологические особенности ментальности нового поколения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия, психология, педагогика». 2016. Т. 26. Вып. 2. С. 58-63.
12. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Продуктивная педагогика. 2015. № 8 (56). С. 2-9.
13. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посв. 120-летию со дня рождения С.Л. Рубин-
штейна «Психология человека в современном мире». Том 5 «Личность и группа в условиях социальных изменений» / отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С.110-112.
14. 30 фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка и Validata // Янгспейс. 2017. № 11. Режим доступа: http://youngspace.ru/faq/sberbank-issledovanie-molodezhi (дата обращения 16.01.2018).
15. Поколение Selfie: пять мифов о современной молодежи // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3265. 13.12.2016. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115996 (дата обращения 15.01.2018).
16. Шамис Е. «Ослабь хватку» или «Профессиональное родительство» поколения X. URL: https:// rugenerations.su (дата обращения 12.01.2018).
17. Brooks D. What's the Matter With Kids Today? Not a Thing. The New York Times. Nov. 5. 2000. URL: http://www.nytimes.com/2000/11/05/books/what-s-the-matter-with-kids-today-not-a-thing.html (accessed 23.01.2018).
18. Пищик В.И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности // Социальная психология и общество. 2011. № 2. С. 80-88.
19. Мирошкина М.Р. Разные поколения - разный педагогический подход // Школьные технологии. 2014. № 2. С. 8-20.
20. Чумаков В. По материалам беседы с Е. Шамис и А. Антиповым // Коммерческий директор. 2007. № 11 (23). С. 56-61.
21. Сычев А. Поколение Z: те, кто будет после: интервью с Марком Сандомирским. URL: http://hr-portal.ru/article/pokolenie-z-te-kto-budet-posle (дата обращения 16.01.2018).
22. Зарубина Н.Н. Этика ответственности современной российской молодежи // Социология. URL: https://mgimo.ru/files/234861/soc_zarubina.pdf
23. Бауман З. Текучая современность / пер. с англ.; под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
24. Зоркая Н. Современная молодежь: к проблеме «дефектной» социализации // Вестник общественного мнения. 2008. № 4 (96). С. 17-19.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Кулакова Анна Борисовна - младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: +7(8172) 59-78-37.
Kulakova A.B.
GENERATION Z: THEORETICAL ASPECT
The article is devoted to the understanding and analysis of the characteristics of the representatives of Generation Z on the basis of modern psychological research of "digital children". The relevance of the research is proved. The author presents the view of scientists who consider the younger generation as the research object. The article presents the concepts of the generational theory of American scientists Neil Howe and William Strauss, which was scientifically grounded in 1991. We summarize the information about significant events of each generation (Generation GI, Silent Generation, Baby Boomers, Generation X, Y and Z) affecting the formation of values and attitudes of people of this era. The interpretation of the generational theory in modern Russia developed by V.I. Pischik is presented. It is stated that the subjects of the modern educational process today are representatives of Generation Z (preschoolers, primary school children and
secondary school pupils in 5-11th grades). The author analyzes specific and unique features of Generation Z identifying the most striking features of modern children and adolescents and considering the interrelation of generations in the context of their influence on each other. The author concludes that modern researchers from different scientific fields face difficult tasks to study the features of the generation of "digital children" and monitor their transformation in the future, use new forms, methods and means of psychological and pedagogical influence, and modernize the educational process.
Generational theory, Generation Z, personal characteristics of te generation, values.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Kulakova Anna Borisovna - Junior Research Associate at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-37.