Научная статья на тему 'Младшее поколение как социально-демографическая категория: теоретический аспект'

Младшее поколение как социально-демографическая категория: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1532
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / МЛАДШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ДЕТИ / ДЕТСТВО / GENERATION / YOUNGER GENERATION / CLASSIFICATION OFGENERATIONS / CHILDREN / CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кондакова Наталья Александровна

В статье рассмотрены научные подходы к понятию «поколение» и его классификация, уточнена социально-экономическая категория «младшее поколение». Понятие «поколение» присутствует во многих сферах науки, затрагивающих проблемы развития общества. Однако единого определения не существует. В основном выбор критерия его описания зависит от целей и задач, которые преследует ученый, а также ограничен областью научного знания, в рамках которого проводится изучение. Исследования проблем развития поколений можно встретить в работах таких авторов, как И.В. Бестужев-Лада, М.Б. Глотов, Б. Дубин, Е.И. Иванова, В.Т. Лисовской, Х. Ортега-и-Гассет, А.П. Рославский-Петровский, К. Маннгейм, В.В. Семенова, Я.С. Улицкий, Б.Ц. Урланис и др. Одним из признаков принадлежности к поколению являются определенные возрастные границы (старшее, среднее, младшее). При этом в научной литературе нет четкого определения категории«младшее поколение». Установлено, что младшее поколение неразрывно связано с таким периодом в жизни человека, как «детство». Однако и здесь возникают проблемы с множеством периодизаций и неоднозначностью определения возрастных границ детства. В результате затруднительным становится проведение сравнительного анализа при использовании достижений ученых в различных областях знаний. В связи с этим автором уточняется понятие «младшее поколение», представляющее собой социально-демографическую группу населения, возрастные границы которой составляют от рождения до 17 лет (включительно). Она состоит из нескольких значительно различающихся по своим характеристикам групп (до 1 года, преддошкольники, дошкольники, младшие школьники, подростки) и отличается от других групп наследственным уровнем здоровья, физиологической незрелостью, материальной зависимостью (на иждивении родителей или государства), составом агентов (сверстники, родители, учителя) и институтов (семья, школа, государство и др.) социализации, потребностями. Необходимость использования данного понятия обусловлена, с одной стороны, возможностью междисциплинарного исследования (например, медико-социологического, экономического), с другой применением научных результатов из различных областей знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Younger generation as a socio-demographic category: theoretical aspect

The article considers scientific approaches to the concept “generation” and its classification and specifies the socio-economic category “younger generation”. The concept “generation” is present in many fields of science dealing with the problems of society’s development. However, there is no single definition. Basically, the choice of the criterion for its description depends on goals and objectives, pursued by the scientist and is limited by the sphere of scientific knowledge. The problems of development of generations have been studied by I.V. Bestuzhev-Lada, M.B. Glotov, B. Dubin, E.I. Ivanova, T.V. Lisovskaya, J. Ortega y Gasset, A.P. Roslavskii-Petrovskii, K. Mannheim, V.V. Semenova, S.I. Ulitskii, B.C. Urlanis, etc. A certain age boundary (older, middle-aged and younger) is one of the featuires of belonging to a generation. The scientific literature has no clear definition of the category “younger generation”. It is found out that the younger generation is inextricably linked with the human life period, such as “childhood”. However, problems arise due to multiple periodizations and ambiguity of the definition of age boundaries of childhood. As a result it becomes difficult to conduct a comparative analysis using the achievement of scientists in various fields of knowledge. In this regard, the author clarifies the concept “younger generation” as a socio-demographic group of the population aged up to 17. It consists of several groups with different characteristics (up to 12 months, pre-preschool children, preschool children, primary school pupils, teenagers) and differs from other groups by hereditary level of health, physiological immaturity, financial dependence (children dependent on parents or the state), composition of agents (peers, parents, teachers), socialization institutions (family, school, state, etc.) and needs. The necessity to use this concept is caused, on the one hand, by the possibility of interdisciplinary research (e.g., medical, sociological, economic) and, on the other hand, by the use of scientific results from different fields of knowledge.

Текст научной работы на тему «Младшее поколение как социально-демографическая категория: теоретический аспект»

Социальные проблемы развития территорий

© Кондакова Н.А.

МЛАДШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ1

КОНДАКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

младший научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: natalirus87@yandex.ru

В статье рассмотрены научные подходы к понятию «поколение» и его классификация, уточнена социально-экономическая категория «младшее поколение». Понятие «поколение» присутствует во многих сферах науки, затрагивающих проблемы развития общества. Однако единого определения не существует. В основном выбор критерия его описания зависит от целей и задач, которые преследует ученый, а также ограничен областью научного знания, в рамках которого проводится изучение. Исследования проблем развития поколений можно встретить в работах таких авторов, как И.В. Бестужев-Лада, М.Б. Глотов, Б. Дубин, Е.И. Иванова, В.Т. Лисовской, Х. Ортега-и-Гассет, А.П. Рославский-Пе-тровский, К. Маннгейм, В.В. Семенова, Я.С. Улицкий, Б.Ц. Урланис и др. Одним из признаков принадлежности к поколению являются определенные возрастные границы (старшее, среднее, младшее). При этом в научной литературе нет четкого определения категории «младшее поколение». Установлено, что младшее поколение неразрывно связано с таким периодом в жизни человека, как «детство». Однако и здесь возникают проблемы с множеством периодизаций и неоднозначностью определения возрастных границ детства. В результате затруднительным становится проведение сравнительного анализа при использовании достижений ученых в различных областях знаний. В связи с этим автором уточняется понятие «младшее поколение», представляющее собой социально-демографическую группу населения, возрастные границы которой составляют от рождения до 17лет (включительно). Она состоит из нескольких значительно различающихся по своим характеристикам групп (до 1 года, преддошкольники, дошкольники, младшие школьники, подростки) и отличается от других групп наследственным уровнем здоровья, физиологической незрелостью, материальной зависимостью (на иждивении родителей или государства), составом агентов (сверстники, родители, учителя) и институтов (семья, школа, государство и др.) социализации, потребностями. Необходимость использования данного понятия обусловлена, с одной стороны, возможностью междис-

1 Исследование выполнено при поддержке РФФИ (проект № 14-06-00120А «Факторы и детерминанты трансформации модели разрыва поколений в современной России»).

циплинарного исследования (например, медико-социологического, экономического), с другой - применением научных результатов из различных областей знаний.

Поколение, младшее поколение, классификация поколений, дети, детство.

Сегодня в науке широко используются междисциплинарные исследования, которые предполагают изучение одного и того же объекта во взаимодействии различных дисциплин. Так, понятие «поколение» присутствует во многих сферах науки, затрагивающих различные вопросы развития общества. Проведенный анализ показал, что выбор критерия его описания зависит от целей и задач, которые стоят перед учеными, и детерминировано областью научного знания, в рамках которого проводится изучение.

Одним из основных признаков принадлежности к поколению являются определенные возрастные границы (старшее, среднее, младшее). Мы задались целью уточнить дефиницию «младшее поколение» и дать ее характеристику как социально-экономической категории. Ведь именно младшее поколение (дети и подростки) - это социально-демографическая группа населения, в которой сосредоточен потенциал, обеспечивающий экономическое, социокультурное и мо-дернизационное развитие общества.

Для достижения поставленной цели обратимся к более подробному анализу понятия «поколение» и его классификации. Существуют различные подходы к определению понятия «поколение». Проведенный анализ множества дефиниций позволил выделить несколько подходов (табл. 1). При их детальном изучении можно проследить, что один и тот же ученый определяет «поколение» с точки зрения различных аспектов, что еще раз подтверждает неоднозначность данной категории.

В демографии наряду с понятием «поколение» часто используется термин «когорта». При этом оба эти понятия не отли-

чаются строгостью и единством. Так, «когорта» определяется как совокупность людей, у которых в один и тот же период произошло определенное демографическое событие: рождение, достижение совершеннолетия, заключение брака, призыв на военную службу и т. д. Таким образом, интервал времени для выделения когорты может быть от одного года до нескольких лет. При этом «поколение» определяется как совокупность людей, родившихся в течение некоторого календарного периода. И в этом случае данная совокупность людей также составляет когорту [2].

Отличие социологического подхода от демографического в толковании терминов когорты и поколения состоит в том, что в первом случае данные термины используются для обозначения возрастной группы, объединенной спецификой исторической локализации. Возрастные когорты и поколения рассматриваются как группы, отражающие разные стадии человеческой жизни с точки зрения социализации, а также наличия определенных социокультурных и общественных связей внутри и между возрастными группами [2].

В демографии также принято выделять реальное и условное поколения. К реальному поколению относятся ровесники, т. е. люди, родившиеся в один временной период; к условному - совокупность современников разного возраста, живущих в одно и то же время. Именно данные по реальным поколениям используются для расчета его длины, которая вычисляется как разность между средним возрастом родителей и средним возрастом детей. Однако на практике такой подход редко применим, т. к. сведения, необходимые для вычислений, можно получить толь-

Таблица 1. Различные подходы к пониманию понятия «поколение»

Подход Трактовка понятия «поколение» в рамках подхода Авторы

Демографический Совокупность людей, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастную структуру общества. Я.С. Улицкий, И.С. Кон, В.А. Борисов, А. Лотка, Ю.Р. Вишневский, Л.Л. Рыбаковский

Генеалогический Степень родства внутри семьи, т. е. бабушка, мать, дочь могут рассматриваться как представители старшего, среднего и младшего поколений родственников. В.А. Борисов, В.Т. Лисовский, Л.Л. Рыбаковский

Историко-культурный Совокупность людей, объединенных общими историческими событиями, духовно-нравственными ценностями, интеллектуальными ориентациями или настроениями. И.Г. Яковенко, Х.Ортега-и-Гассет, К. Маркс, Ф. Энгельс, М.Б. Глотов, В.Т. Лисовский, Дж. Вико, И.С. Кон

Экономический Результат институализации общества в отдельные возрастные группы, зависящий от присущих им особенностей последовательного прохождения через основные этапы жизненного цикла (получение образования, период занятости, пенсионный возраст). К. Маркс, Ф. Энгельс, M. Kohli

Социологический Совокупность людей определенных возрастных групп, для которых характерны схожие условия социализации и общие характеристики жизненного опыта. K. Mannheim, Л.Ю. Пушнина, М.Б. Глотов, Ю.Р. Вишневский, Б. Дубин

Социально-демографический Воспроизводящие одна за другой возрастные группы людей (дети, молодежь, взрослые, пожилые), которые в разные периоды своей жизни имеют различную социальную ценность. М.Б. Глотов, Е.И. Иванова, Б.Ц. Урланис

Источники: Иванова Е. И. Проблема поколений и воспроизводство населения: теоретические подходы и реальность // Социс. - 2012. - № 4. - С. 42-53; Борисов В. А. Энциклопедический социологический словарь / общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. - М. : ИСПИ РАН, 1995. - 939 с.; Иванова Е. И., Смирнова Е. А. Риск конфликта между поколениями в современной России: семья, общество, государство»: итоговый научный отчет. - М., 2003. - 29 с.; Кон И. С. Поколение // Большая советская энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1975; Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Сочинения. - 2-е изд. - Т. 3. - М. : Просвещение, 1984. - С. 44-45; Улицкий Я. С. Демографическое понятие поколения (Часть первая - аналитическая) // Проблемы демографической статистики: сб. статей под ред. академика В. С. Немчинова. Ученые записки по статистике Академии наук СССР (том специальный С-1). - М. : Госстатиздат, 1959. - С. 19-56; Урланис Б. Ц. История одного поколения. Социально-демографический очерк. - М. : Главная редакция социально-экономической литературы, 1968. - С. 35-36; Mannheim K. The Problem of Generations // Essays on the Sociology of Knowledge. - London, 1952. - P. 292.

ко в результате переписи населения или специальных обследований. При этом, для того чтобы точно определить длину поколения, необходимо чтобы все женщины данного поколения завершили процесс деторождения. Поэтому для анализа происходящих демографических процессов используют данные по условным поколениям, которые публикуются в официальной текущей статистике. Условность заключается в том, что реально такого поколения не существует, но при демографических расчетах предполагается, что на протяжении жизни совокупности современников интенсивность различных демографических процессов в каждом возрасте у них такая же, какая имеет место в анализируемый календарный период [17].

Демографический подход к определению понятия «поколения» основан не только на статистическом исчислении его длины, но и на связи длины поколения с другими важными демографическими показателями (темп роста населения, брачность, размер семьи и др.). Так,

американский демограф Альфред Лотка в своих исследованиях показал, что между длиной поколения, числом детей в семье и ростом населения существует тесная связь, и изучение общественного явления необходимо проводить с учетом происходящих социально-экономических тенденций [6].

Можно говорить о том, что «поколение» является базовым по отношению к таким понятиям, как «ровесники» (рожденные в один год), «сверстники» (имеющие схожий образ жизни), «когорта» (объединенные одним важным событием), «современники» (живущие в один исторический период времени), «соратники» (объединенные участием в одних исторических событиях) [19].

Понятие «поколение» тесно связано с возрастом, интервал которого для тех или иных целей исследования определить бывает достаточно сложно. Наиболее полно раскрыл понятие «возраст» И.С. Кон (попытался учесть все возможные трактовки), который выделил три системы отсчета [11]:

1. Индивидуальное развитие. В рамках данной системы автор выделяет биологический, социальный и психический возраст2.

2. Социально-возрастные процессы и структура общества («возрастная стратификация», «возрастные группы», «поколение» и т. д.).

3. Возрастной символизм, т. е. отражение возрастных процессов и свойств в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей («обряды», «стереотипы» и т. п.).

Анализ отечественных исследований подтвердил, что именно возраст лежит в основе многих классификаций поколений. Так, в отечественной науке первую классификацию поколений в XIX веке предложил демограф А.П. Рославский-Петровский, который в основе типоло-гизации положил возрастные интервалы всего жизненного цикла человека (табл. 2). В свою очередь Б.Ц. Урланис поделил всю структуру населения с позиции экономики, разделив жизнь человека на три этапа. На первом этапе человек получает от общества материальные и нематериальные блага, на втором этапе создает материальные и духовные ценности, отдает обществу больше, чем потребляет сам. Третий этап жизни (наступает после окончания трудовой деятельности) характеризуется «потреблением без производства», когда человек

2 Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Психический возраст - путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Социальный возраст - путем соотнесения уровня его социального развития с тем, что статистически нормально для его сверстников (Кон И. С. Ребенок и общество. - М. : Academia, 2003. - С. 74).

живет за счет тех стоимостей, которые были созданы им ранее в период трудовой деятельности [23].

При этом поколение характеризуется целой совокупностью социальных факторов (уровнем социально-экономического развития общества, уровнем образования, политико-идеологическими факторами и т. д.).

Наиболее интересным и современным является ценностный подход в классификации поколений. Так, в 1991 году американскими учеными - экономистом, демографом Нейлом Хоувом и историком Вильямом Штраусом - была создана «теория поколений». В основе данной теории лежат ценности людей, которые родились в определенный исторический период и испытывают влияние одних и тех же событий (политических, экономических, социальных, технологических). При этом поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался в возрасте до 12 - 14 лет. Особенно влияют на установки и поведение те модели, которые присутствовали в его семье. Временной промежуток, за который рождаются представители одного поколения, составляет около 20 лет, длительность одного цикла - 80 - 90 лет [8; 20; 26].

В 2003 - 2004 гг. команда под руководством Евгении Шамис (координатор проекта Rugenerations) и Алексея Антипова адаптировала данную «теорию поколений» к России и выделила основные поколения и ценности, повлиявшие на формирование конкретного поколения [20].

Таким образом, одним из основных признаков принадлежности к поколениям являются определенные возрастные границы (старшее, среднее, младшее). В рамках нашего исследования в качестве объекта будем рассматривать ту часть населения - младшее поколение, которое неразрывно связано с таким периодом в жизни

Таблица 2. Примеры классификации поколений

Автор Год Суть классификации Источник

Без привязки к конкретному историческому периоду

А.П.Рославский-Петровский XIX в. Выделил три поколения: подрастающее (малолетние: от рождения до 5 лет; дети: от 5 до 15 лет), цветущее (молодые: от 15 - 30 лет; возмужалые: 30 - 45 лет; пожилые: 45 -60 лет) и увядающее (старые: 60 - 75 лет; долговечные: 75 - 100 лет; столетние: от 100 и более лет) Рославский-Петровский А. П. Исследование о движении народонаселения в России. - СПб. : «Вестник императорского русского географического общества», 1853. - Ч. VIII. - Кн. 3. - С. 26.

Б.Ц. Урланис 2 пол. XX в. Классифицировал структуру населения на следующие возрастные интервалы: дора-бочий период (ясельный возраст: до 2 лет; дошкольный возраст: 3 - 6 лет; школьный возраст: 7 - 15 лет), рабочий период (юность: 16 - 24 лет; зрелость: 25 - 44 лет; поздняя зрелость: 45 - 59 лет), послерабочий период (пожилой возраст: 60 - 69 лет; ранняя старость: 70 - 79 лет; глубокая старость: 80 и более). Урланис Б. Ц. История одного поколения. Социально-демографический очерк. -М. : Главная редакция социально-экономической литературы, 1968. - С. 40.

Нейл Хоув, Вильям Штраус 1990-е гг. XX в. Авторы смену поколений сравнили с временами года: «осень» (Герои) - деятельные, уверенные в себе борцы, не столько создающие новые ценности, сколько отстаивающие существующие; «зима» (Приспособленцы) - неуверенные, одинокие, лишенные внутреннего «стержня», предпочитающие приспосабливаются к существующей системе; «весна» (Идеалисты) - революционеры, оптимисты, создающие новое светлое будущее; «лето» (Реакционеры) - непостоянные, циничные, разочарованные в реалиях выстроенной системы, отвергающие моральные ценности. Теория поколений в России: Основы Теории Поколений: опНпе-проект [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rugenerations.su

С привязкой к конкретному историческому периоду

Е. Шамис, А. Антипов XXI в. Поколения: 1) GI или Победителей (1900 - 1923 г.р.); 2) Молчаливое (1923 - 1943 г.р.); 3) Беби-Бумеров (1943 - 1963 г.р.); 4) Х, или Неизвестное (1963 - 1983 г.р.); 5) Y/Игреки, или Миллениум, Сети, Next (1983 - 2003 г.р.); 6) Z (2003 - 2023 г.р.). Чумаков В. За Икса не отвечаю // Идея Икс. - 01 ноября 2008. - С. 12-21.

Ю.А. Левада XX в. Поколения XX в.: 1) революционного перелома (1905 - 1930 гг.); 2) «сталинской» мобилизационной системы (1930 - 1941 гг.); 3) военного и послевоенного периода (1941 -1953 гг.); 4) «оттепели» (1953 - 1964 гг.); 5) «застоя» (1964 - 1985 гг.); 6) «перестройки» и реформ 1990-х годов. Левада Ю. А. Поколения ХХ века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2001. - № 5 (55). - С. 7-14.

Л.А. Седов XXI в. Периодический закон смены политических поколений с 17-летним циклом перемен: 1917 год - ленинская гвардия, которую сменяет сталинская (1934 - 1937 гг.). В 1951 -1956 гг. происходит вытеснение сталинистов умеренными (в стиле борьбы с «культом личности») антисталинистами. В 1986 году на смену приходит тоталитаризм. Далее следует перестройка 1985 - 1988 гг. В 2002 году к власти приходит путинская элита. Седов Л. А. Поколенческий прогноз // Общественные науки и современность. -2011. - № 1. - С. 78-85.

человека, как «детство». Анализ научной литературы не позволил сформулировать четкого определение понятия «младшее поколение», одновременно с этим возникли проблемы с множеством периодизаций и с неоднозначностью определения возрастных границ детства.

Биология и медицина определяет детский возраст до 18 лет, где каждому периоду соответствуют определенные анатомо-физиологические особенности организма и степень приспособленности к условиям окружающей среды. Наиболее распространенной является схема возрастной периодизации выдающегося российского педиатра Н.П. Гундобина, согласно которой весь детский возраст подразделяется на следующие периоды [1]:

I. Период внутриутробного развития (антенатальный период):

1. Фаза эмбрионального развития (0 - 2 месяца);

2. Фаза плацентарного развития (3 - 9 месяцев).

II. Период новорожденности (от рождения до 10-го дня жизни).

III. Период грудного возраста (с 10 дней до 12 месяцев).

IV. Период молочных зубов:

1. Преддошкольный (с 1 года до 3 лет);

2. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет).

V. Период отрочества или младший школьный возраст (с 7 до 12 лет).

VI. Средний или подростковый возраст (с 12 до 15 лет).

VII. Старший школьный или юношеский возраст (с 14 до 18 лет у девочек, с 15 - 16 до 19 - 20 лет у мальчиков).

В медицинской статистике при изучении заболеваемости и инвалидизации

возрастные границы детей дифференцируется от рождения до 28 дней (новорожденные), от 0 до 14 лет (дети), от 15 до 17 лет (подростки).

В демографии категория «дети» используется при определении коэффициентов рождаемости, смертности, демографической нагрузки населения, возрастной структуры населения, особенностей репродуктивного поведения [24] и др. В статистико-демографическом подходе детство представляет собой социально-демографическую общность, объединенную по возрасту и обеспечивающую его воспроизводимость. Так, с позиции воспроизводства населения 14 лет является верхней границей, отделяющей детей от взрослых, и нижней принятой ВОЗ границей репродуктивного возраста (15 - 49 лет).

В официальной статистике, предоставляющей информацию о происходящих демографических и социально-экономических процессах в обществе, принято деление населения на однолетние и пятилетние возрастные группы. Так, стандартная возрастная группировка, которая применяется в международной практике и была введена для обеспечения сопоставимости результатов различных исследований, использует пятилетние возрастные интервалы: 0 лет, 1 - 4 года, 5 - 9 лет, 10 - 14 лет, 15 - 19 лет и т. д.

В экономической науке, а также при исследовании уровня жизни семей с детьми (расчет прожиточного минимума, потребление основных продуктов питания, размер детских пособий и т. д.) употребляется понятие «население моложе трудоспособного возраста» (0 - 15 лет).

С юридической точки зрения ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет [18]. Вместе с этим в Уголовном кодексе РФ выделяется отдельно категория несовершеннолетних, к которым относятся лица, которым ко времени со-

вершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет [21].

В психологической науке детство -это период от рождения до появления возможности включения во взрослую жизнь (подросткового периода). Согласно принятой периодизации в психологии, детство охватывает: 1) младенчество -от рождения до одного года; 2) раннее детство - от 1 до 3 лет; 3) дошкольный возраст - от 4 до 6 - 7 лет; 4) школьный младший возраст - от 6 - 7 до 10 - 11 лет [16]. Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.

С точки зрения педагогики детство -это этап развития человека, который предшествует взрослости и характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций [14]. В советской педагогике детство рассматривалось как подготовка к взрослой жизни и передача накопленного опыта и знаний от старших поколений к младшим. В современной педагогике -это период жизни человека, имеющий собственную субкультуру, и ребенок выступает как субъект жизни, культуры, способный к культурному саморазвитию и самоизменению, которому необходимо обеспечить условия для его социализации и культурной идентификации [4; 15]. Верхние границы детства в педагогике размыты и колеблются от 12 до 16 лет или до времени окончания средней школы.

В социологии А.А. Бесчасная определяет детство как период жизни человека от рождения до 12 лет, т. е. до начала периода активного полового созревания, формирования мировоззрения и появления возможностей выполнения общественно необходимой деятельности, подверженной самоконтролю и ответственности [3]. Здесь автор попытался учесть несколько взглядов, имеющихся на этот вопрос, со-

единив данные биологических, психологических, педагогических, юридических и других наук.

Одним из главных успехов социологии в конце 1980 - 1990-х годов стало появление социологии детства, которое послужило толчком к изучению детей как самостоятельной социально-демографической группы населения. Наиболее известным стал международный проект «Детство как социальный феномен» под руководством датского социолога Е. Квор-трупа [|. Quortrup]. Основными направлениями исследования были социально-экономические, демографические и политические проблемы, такие как положение детей в семье, социография детства, положение детства в системе взаимоотношений между поколениями, экономика детства (что дети получают от общества и каков их собственный вклад в экономическое развитие), правовой статус детей и т. д. Результаты работ публиковались в подробных национальных отчетах, описывающих социальное положение детей в некоторых странах мира (Канаде, Дании, Германии, Греции, Италии, Швеции, США, Югославии и др.) [9].

Одним из направлений социологии детства, которое развивается в России, является социография детства. Цель данного направления - построение социального профиля детства, анализ динамики количественных и качественных показателей, выявление тенденций развития, определение факторов риска и принятие мер по их преодолению [25].

Возрастная периодизация, основанная на социальных принципах, которая отражает государственную политику по отношению к детям, сложившийся опыт учебно-воспитательной работы детских и подростковых учреждений, систему медицинского обслуживания и другие социальные направления, нашла свое отражение при изучении состояния здоровья подраста-

ющего поколения и выявления факторов риска [12]. Основными периодами данной периодизации являются: возраст до года, преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет), дошкольный возраст (3 - 7 лет), младший школьный возраст (7 - 10 лет), средний школьный возраст (11 - 14 лет), подростковый возраст (15 - 17 лет).

Данная возрастная периодизация, на наш взгляд, при изучении положения детей является чрезвычайно важной, поскольку выделенные периоды жизни ребенка отличаются по анатомо-физиологи-ческим и социально-психическим признакам, которые нужно учитывать при воспитании и развитии ребенка. При этом существуют критические периоды детства, которые характеризуются наибольшей чувствительностью организма ребенка к воздействию как внутренних (биологических), так и внешних (социальных) факторов. К таким периодам относятся: до года (особенно первые шесть месяцев), возраст начала обучения (7 лет), младший школьный возраст, подростковый возраст [12].

Учеными установлено, что для каждого возрастного периода характерен специфический набор факторов, определяющих здоровье. В младенчестве и раннем возрасте преобладает воздействие медико-биологических и социальных факторов (плохое здоровье родителей, низкий уровень гемоглобина в период беременности, курение матери во время беременности, условия труда будущей матери, не соответствующие санитарным нормам, характер вскармливания младенца). В дошкольном и раннем школьном возрасте более значимыми становятся факторы среды обитания, образа и уровня жизни семьи (уровень жизни семьи, комфортность жилищных условий, экологические условия в районе постоянного проживания, уровень социально-гигиенической грамотности и здоровьесберегающей активности родителей) [27].

Таким образом, понятие «детство» и возрастные границы данного феномена в разных науках трактуются по-разному, что создает трудности при комплексном изучении проблем детей (табл. 3). Одновременно с этим затруднительным становится и проведение сравнительного анализа при использовании достижений ученых в различных областях знаний.

Исходя из этого, для отображения целостной картины младшего поколения, получения более углубленных и научно обоснованных знаний, выявления важных закономерностей необходима интеграция смежных наук в изучении данной категории населения. Например, при исследовании заболеваемости, смертности, инвалидности детского населения, а также причин, их обусловливающих, необходимо привлекать социологический аппарат, который позволит учитывать экономические, экологические, психологические условия жизни ребенка, образовательный и культурный уровень родителей.

Таким образом, при рассмотрении понятия «младшее поколение» мы предлагаем придерживаться нескольких подходов:

- стратификационного, когда младшее поколение выступает как социально-демографическая группа, ограниченная

возрастными рамками (от 0 до 17 лет), а также состоящая из нескольких значительно различающихся по своим характеристикам группам (до 1 года, пред-дошкольники, дошкольники, младшие школьники, подростки);

- психофизиологического, когда младшее поколение соотносится с периодом жизни человека «детством» и является объектом исследования развития человека от рождения до полового созревания;

- генеалогического - степень родства и выполнение определенных ролей внутри семьи (дети);

- социально-психологического, когда рассматривается развитие и становление индивида в социуме;

- экономического - уровень экономического благополучия и соотнесение с определенным положением в экономических отношениях.

Руководствуясь вышесказанным, под младшим поколением мы понимаем социально-демографическую группу населения, возрастные границы которой составляют от рождения до 17 лет (включительно). Она состоит из нескольких значительно различающихся по своим характеристикам групп (до 1 года, преддошколь-ники, дошкольники, младшие школьники,

Таблица 3. Изучение «детства» в различных научных дисциплинах

Наука Основные аспекты предмета изучения Возрастные границы детства

Медицина Физическое развитие. Физиологические особенности и патологии развития. Здоровый образ жизни. Здоровье матери и ребенка. Медико-санитарное обслуживание. до 18 лет

Медицинская статистика Заболеваемость. Инвалидность. Смертность. Диспансеризация. новорожденные, младенчество, дети (0 - 14 лет), подростки (15 - 17 лет)

Демография Воспроизводство населения. Возрастная и гендерная структура. Семья (структура, потребность в детях и т. д.). 0 - 14 лет

Экономика Трудовой резерв общества. Уровень жизни. 0 - 15 лет

Юриспруденция Обеспеченность интересов и прав детей. Уровень правовой защищенности. Безнадзорность, беспризорность. до 18 лет

Психология Общие закономерности психического развития в онтогенезе. Установление возрастных периодов развития и причин перехода от одного периода к другому. до 12 лет

Педагогика Методы обучения и воспитания. Обучение талантливых детей и детей с ограниченными возможностями. до 12 - 16лет

Социология Социализация детей. Семья (взаимоотношения, воспитание и т. д.). до 18 лет

Социография Демография. Материальное положения семей. Здоровье. Образование и досуговые услуги. Девиантно-криминальные проявления. Социальная поддержка детей. до 18 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подростки) и отличается от других групп наследственным уровнем здоровья, физиологической незрелостью, материальной зависимостью (на иждивении родителей или государства), составом агентов (сверстники, родители, учителя) и институтов (семья, школа, государство и др.) социализации, потребностями.

Как было оговорено выше, в зависимости от целей, которые преследует ученый, данное определение носит рекомендательный характер и более применимо при изучении описанной группы населения в области демографии, здоровья, социологии детства, экономики, здравоохранения, нежели чем в философии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов, А. А. Смертность детского населения России [Текст] / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий. -М. : Литтерра, 2007. - С. 14.

2. Беляева, Л. А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России [Текст] / Л. А. Беляева // Социс. - 2004. - № 10. - С. 31.

3. Бесчасная, А. А. Проблема возрастной периодизации в социологии детства [Электронный ресурс] / А. А. Бесчасная // Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена. - 2007. - № 41. - Т. 8. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/ problema-vozrastnoy-periodizatsii-v-sotsiologii-detstva

4. Бондаревская, Е. В. Образование в поисках человеческих смыслов [Текст] / Е. В. Бондаревская, Л. В. Бетин, Н. Б. Волчегурская. - Ростов н/Д, 1995. - С. 15.

5. Борисов, В. А. Энциклопедический социологический словарь [Текст] / общ. ред. академика РАН Осипова Г. В. - М. : ИСПИ РАН, 1995. - 939 с.

6. Иванова, Е. И. Проблема поколений и воспроизводство населения: теоретические подходы и реальность [Текст] / Е. И. Иванова // Социс. - 2012. - № 4. - С. 42-53.

7. Иванова, Е. И. Риск конфликта между поколениями в современной России: семья, общество, государство: итоговый научный отчет [Текст] / Е. И. Иванова, Е. А. Смирнова. - М., 2003. - 29 с.

8. Исаева, М. А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува [Электронный ресурс] / М. А. Исаева // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 3. - Режим доступа : http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2011/3

9. Кон, И. С. Детство как социальный феномен [Текст] / И. С. Кон // Журнал исследований социальной политики. - 2004. - № 2. - Т. 2. - С. 151-174.

10. Кон, И. С. Поколение [Текст] / И. С. Кон // Большая советская энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1975.

11. Кон, И. С. Ребенок и общество [Текст] / И. С. Кон. - М. : Academia, 2003. - С. 74.

12. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков [Текст] : учебник для вузов / В. Р. Кучма. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 480 c.

13. Маркс, К. Немецкая идеология. Сочинения [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Т.3. -М. : Просвещение, 1984. - С. 44-45.

14. Педагогика периода дошкольного детства [Текст] : учебное пособие / Е. В. Гончарова, Т. А. Дер-гунова, Н. Л. Жмакина и др.; под общ. ред. Е. В. Гончаровой. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - С. 7.

15. Поддубная, Т. Н. Социальная защита детства как педагогическая категория [Электронный ресурс] / Т. Н. Поддубная // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и Психология. - 2010. - № 1. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/journal

16. Психологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.psychologist.ru/ dictionary_of_terms/index.htm?id=527

17. Рыбаковский, Л. Л. Демография [Электронный ресурс] / Л. Л. Рыбаковский. - Режим доступа : http://rybakovsky.ru/uchebnik2a13.html

18. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/ popular/family

19. Социологический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Г. В. Осипова. - М., 1998. - С. 311.

20. Теория поколений в России: Основы Теории Поколений: online-проект [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://rugenerations.su

21. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 № 63-Ф3 [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=174173

22. Улицкий, Я. С. Демографическое понятие поколения (Часть первая - аналитическая) [Текст] / Я. С. Улицкий // Проблемы демографической статистики: сб. статей под ред. академика В. С. Немчинова. Ученые записки по статистике Академии наук СССР (том специальный С-1). - М. : Госста-тиздат, 1959. - С. 19-56.

23. Урланис, Б. Ц. История одного поколения. Социально-демографический очерк [Текст] / Б. Ц. Урланис. - М. : Главная редакция социально-экономической литературы, 1968. - С. 35-36.

24. Филиппова, А. Г. Детство в отечественной и зарубежной социологии: субъект-объектный & диахронически-синхронический подходы [Текст] / А. Г. Филиппова // Социологические исследования. - 2013. - № 6. - С. 91-99.

25. Филиппова, А. Г. От государственных докладов о положении детей к социографии детства [Текст] / А. Г. Филиппова // Ученые записки. - 2010. - № 1-2. - С. 98-102.

26. Чумаков, В. За Икса не отвечаю [Текст] // Идея Икс. - 01 ноября 2008. - С. 12-21.

27. Шабунова, А. А. Здоровье населения в России: состояние и динамика [Текст] : монография / А. А. Шабунова. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2010. - 408 с.

28. Mannheim, K. The Problem of Generations [Text] / K. Mannheim // Essays on the Sociology of Knowledge. - London, 1952. - P. 292.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кондакова Наталья Александровна - младший научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: natalirus87@yandex.ru. Тел.: (8172) 59-78-10.

Kondakova N.A.

YOUNGER GENERATION AS A SOCIO-DEMOGRAPHIC CATEGORY: THEORETICAL ASPECT

The article considers scientific approaches to the concept "generation" and its classification and specifies the socio-economic category "younger generation". The concept "generation" is present in many fields of science dealing with the problems of society's development. However, there is no single definition. Basically, the choice of the criterion for its description depends on goals and objectives, pursued by the scientist and is limited by the sphere of scientific knowledge. The problems of development of generations have been studied by I.V. Bestuzhev-Lada, M.B. Glotov, B. Dubin, E.I. Ivanova, T.V. Lisovskaya, J. Ortegay Gasset, A.P. Roslavskii-Petrovskii, K. Mannheim, V.V. Semenova, S.I. Ulitskii, B.C. Urlanis, etc. A certain age boundary (older, middle-aged and younger) is one of the featuires of belonging to a generation. The scientific literature has no clear definition of the category "younger generation". It is found out that the younger generation is inextricably linked with the human life period, such as "childhood". However, problems arise due to multiple periodizations and ambiguity of the definition of age boundaries of childhood. As a result it becomes difficult to conduct a comparative analysis using the achievement of scientists in various fields of knowledge. In this regard, the author clarifies the concept "younger generation" as a socio-demographic group of the population aged up to 17. It consists of several groups with

different characteristics (up to 12 months, pre-preschool children, preschool children, primary school pupils, teenagers) and differs from other groups by hereditary level of health, physiological immaturity, financial dependence (children dependent on parents or the state), composition of agents (peers, parents, teachers), socialization institutions (family, school, state, etc.) and needs. The necessity to use this concept is caused, on the one hand, by the possibility of interdisciplinary research (e.g., medical, sociological, economic) and, on the other hand, by the use of scientific results from different fields of knowledge.

Generation, younger generation, classification ofgenerations, children, childhood.

REFERENCES

1. Baranov A. A., Al'bitskii V. Yu. Smertnost' detskogo naseleniya Rossii [Mortality of Child Population of Russia]. Moscow : Litterra, 2007, p. 14.

2. Belyaeva L. A. Sotsial'nyi portret vozrastnykh kogort v postsovetskoi Rossii [Social Portrait of Age Cohorts in Post-Soviet Russia]. Sotsis [Sociological Studies], 2004, no. 10, pp. 31.

3. Beschasnaya A. A. Problema vozrastnoi periodizatsii v sotsiologii detstva [Problem of Age Periodization in the Sociology of Childhood]. Izvestiya Rossiiskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta Im. A.I. Gertsena [IZVESTIA: Herzen University Journal of Humanities and Sciences], 2007, no. 41, vol. 8. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-vozrastnoy-periodizatsii-v-sotsiologii-detstva

4. Bondarevskaya E. V., Betin L. V., Volchegurskaya N. B. Obrazovanie v poiskakh chelovecheskikh smyslov [Education in Search of Human Senses]. Rostov on Don, 1995, p. 15.

5. Borisov V A. Entsiklopedicheskiisotsiologicheskiislovar' [Encyclopedic Sociological Dictionary]. Edited by RAS Academician Osipov G. V. Moscow : ISPI RAN, 1995. 939 p.

6. Ivanova E. I. Problema pokolenii i vosproizvodstvo naseleniya: teoreticheskie podkhody i real'nost' [Problem of Generations and Population Reproduction: Theoretical Approaches and Reality]. Sotsis [Sociological Studies], 2012, no. 4, pp. 42-53.

7. Ivanova E. I., Smirnova E. A. Riskkonflikta mezhdu pokoleniyami vsovremennoiRossii: sem'ya, obshchestvo, gosudarstvo: itogovyi nauchnyi otchet [Risk of Generational Conflict in Modern Russia: Family, Society, State: Final Scientific Report]. Moscow, 2003. 29 p.

8. Isaeva M. A. Pokoleniya krizisa i pod"ema v teorii V. Shtrausa i N. Khouva [Generation of the Crisis and the Rise in the Theory of W. Strauss and N. Howe]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2011, no. 3. Available at: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2011/3

9. Kon I. S. Detstvo kak sotsial'nyi fenomen [Childhood as a Social Phenomenon]. Zhurnal issledovanii sotsi-al'noipolitiki [Journal of Social Policy Studies], 2004, no. 2, vol. 2, pp. 151-174.

10. Kon I. S. Pokolenie [Generation]. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [Great Soviet Encyclopedia]. Moscow : Sovetskaya entsiklopediya, 1975.

11. Kon I. S. Rebenokiobshchestvo [Child and Society]. Moscow : Academia, 2003, p. 74.

12. Kuchma V. R. Gigiena detei ipodrostkov: uchebnik dlya vuzov [Hygiene of Children and Adolescents: Textbook for Universities]. Moscow : GEOTAR-Media, 2007. 480 p.

13. Marx K., Engels F. Nemetskaya ideologiya. Sochineniya [German Ideology. Essays]. Edition 2, vol. 3. Moscow : Prosveshchenie, 1984, pp. 44-45.

14. Goncharova E. V., Dergunova T. A., Zhmakina N. L. Pedagogika perioda doshkol'nogo detstva : ucheb-noe posobie [Pedagogy of the Preschool Period of Childhood : Textbook]. Under general editorship of E. V. Goncharova. Nizhnevartovsk : Izd-vo Nizhnevart. gumanit. un-ta, 2008, p. 7.

15. Poddubnaya T. N. Sotsial'naya zashchita detstva kak pedagogicheskaya kategoriya [Social Protection of Children as a Pedagogical Category]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i Psikhologiya [Bulletin of Adygea State University. Series 3: Education and Psychology], 2010, no. 1. Available at: http://cyberleninka.ru/journal

16. Psikhologicheskii slovar' [Psychological Dictionary]. Available at: http://www.psychologist.ru/dictio-nary_of_terms/index.htm?id=527

17. Rybakovskii L. L. Demografiya [Demography]. Available at: http://rybakovsky.ru/uchebnik2a13.html

18. Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.1995 №223-FZ [Family Code of the Russian Federation of December 29, 1995 No, 223-FZ]. Spravochno-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus [Reference Search System Consultant Plus]. Available at: http://www.consultant.ru/popular/family

19. Sotsiologicheskii entsiklopedicheskii slovar' [Sociological Encyclopedic Dictionary]. Under editorship of G. V. Osipov. Moscow, 1998, p. 311.

20. Teoriya pokolenii v Rossii: Osnovy Teorii Pokolenii: online-proekt [Theory of Generations in Russia: Foundations of Theory of Generations: Online-Project]. Available at: http://rugenerations.su

21. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (UK RF) ot 13.06.1996 № 63-FZ [Criminal Code of the Russian Federation (CC RF) of June 13, 1996 No. 63-FZ]. Spravochno-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus [Reference Search System Consultant Plus]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=174173

22. Ulitskii Ya. S. Demograficheskoe ponyatie pokoleniya (Chast' pervaya - analiticheskaya) [Demographic Concept of a Generation (Part One - Analytic)]. Problemy demograficheskoi statistiki: sb. statei pod red. akademika V. S. Nemchinova. Uchenyezapiskipo statistikeAkademii naukSSSR (tom spetsial'nyiS-1) [Problems of Demographic Statistics: Collection of Articles under Editorship of Academician V S. Nemchinov. Scientific Notes on Statistics of the Academy of Sciences of the USSR (Special Volume S-1)]. Moscow : Gosstatizdat, 1959, p. 19-56.

23. Urlanis B. C. Istoriya odnogo pokoleniya. Sotsial'no-demograficheskii ocherk [History of One Generation. Socio-Demographic Profile]. Moscow : Glavnaya redaktsiya sotsial'no-ekonomicheskoi literatury, 1968, pp. 35-36.

24. Filippova A. G. Detstvo v otechestvennoi i zarubezhnoi sotsiologii: sub"ekt-ob"ektnyi & diakhronich-eski-sinkhronicheskii podkhody [Childhood in Russian and Foreign Sociology: Subject-Object and Diachronic-Synchronic Approaches]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 2013, no. 6, pp. 91-99.

25. Filippova A. G. Ot gosudarstvennykh dokladov o polozhenii detei k sotsiografii detstva [From Governmental Reports on the Situation of Children to Sociographie of Childhood]. Uchenye zapiski [Scientific Notes], 2010, no. 1-2, pp. 98-102.

26. Chumakov V. Za Iksa ne otvechayu [I do not Responsible for X]. Ideya Iks [X Idea]. November 1, 2008, pp. 12-21.

27. Shabunova A. A. Zdorov'e naseleniya v Rossii: sostoyanie i dinamika: monografiya [Health of Population in Russia: State and Dynamics : Monograph]. Vologda : ISERT RAN, 2010. 408 p.

28. Mannheim K. The Problem of Generations. Essays on the Sociology of Knowledge, London, 1952, p. 292.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kondakova Natal'ya Aleksandrovna - Junior Research Associate at the Department of Living Standards and Lifestyle Studies. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of SocioEconomic Development of Territories of Russian Academy of Science. 56A, Gorky Street, Vologda, Russia, 160014. E-mail: natalirus87@yandex.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.