УДК: 316.614 ГРНТИ: 02.41.31
ЦИКЛИЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ В. ШТРАУСА И Н. ХОУВА
A. Т. Ростова
Северо-Кавказский федеральный университет Россия, 357500 г. Пятигорск, пр. 40 лет Октября, 56
ЕЗ Ростова Антонина Тимофеевна - tonik-ra@bk.ru
В статье производится аналитический обзор современных теорий циклического воспроизводства характерных социальных тенденций. В качестве теоретического основания в статье взята за основу теория поколений В. Штрауса и Н. Хоува. Автор исходит из позиции цикличности в смене наиболее широко представленных тенденций, однако учитывает неравномерность социальных трансформаций в современном российском обществе. В центре исследовательского внимания находится поколение, взятое как идеальный тип, но соотносимое с современными реалиями.
Ключевые слова: социальное воспроизводство, поколение, современное общество, преемственность поколений,
B. Штраус, Н. Хоув.
CYCLIC REPRODUCTION OF SOCIAL TRENDS IN THE THEORY OF GENERATIONS OF V. STRAUSS AND N. HOVE
А. 1". Rostova
North-Caucasus Federal University
56 40 Let Oktyabrya Ave., 357500 Pyatigorsk, Russia
El Rostova Antonina - tonik-ra@bk.ru
In the article an analytical review of modern theories of cyclic reproduction of characteristic social trends is made. As a theoretical basis, the article is based on the theory of generations of V. Strauss and N. Hove. The author proceeds from the position of cyclicity in changing the most widely represented tendencies, but he takes into account the unevenness of social transformations in contemporary Russian society. In the center of research attention is a generation, taken as an ideal type, but correlated with modern realities.
Keywords: social reproduction, generation, modern society, continuity of generations, V. Strauss, N. Hove.
Развитие человеческого общества представляет собой циклический процесс. В качестве движущей силы исторических событий выступает смена поколений, о чем в своих трудах говорили такие исследователи, как О. Лоренц, Дж. Милль, О. Конт и т. д. В то же время, согласно альтернативной точке зрения, смена поколений являет собой следствие, а не причину исторического процесса. Впервые эта идея была высказана В. Дильтеем во второй половине XIX века. Сторонники данной концепции считают, что события исторического процесса формируются представителями культурной и политической элиты, а не в масштабах всего социума.
Самым распространенным объектом рассмотрения выступает конфликт отцов и детей - цикл двух поколений, противопоставленных по таким критериям, как «консерватизм - либерализм», «анархия - порядок», «религиозность - атеизм» и т. п. противопоставлениям.
Ряд ученых исследовал исторический процесс как цикл четырех поколений. В качестве примера можно привести такого средневекового арабского исследователя, как Аб-дуррахман ибн Хальдун. В описании его теории история государства представляет собой цикл из четырех поколений - основателя, его сына (продолжателя), внука (имтатора) и правнука (разрушителя). «Дж. Феррари в середине XIX века в описании 110-120-летнего исторического цикла условно назвал эти четыре поколения «предшественниками», «революционерами», «реакционерами» и «завершателями»» [1].
В то же время авторы многообразных трактовок цикличной смены поколений сходятся в том, что здесь существен-
ную роль играет экономика, выступающая причиной или следствием трансформаций социального сознания и настроения. Воспроизводятся и сменяют друг друга здесь не только поколения, но и наиболее общие «тренды» или тенденции.
Как отмечает Ю. М. Плотинский: «Оживление в экономике характеризуется экспансией индивидуализма, стремлением к самореализации, эмансипации и космополитизму. Во время подъема в обществе происходит рост критических настроений. На фазе спада начинает развиваться стремление к активному терроризму и одновременно к пассивному нарциссизму» [2].
На настоящий момент идея цикличности все еще остается в актуальном поле исследователей, переживая своего рода второе рождение.
Демограф и экономист Н. Хоув и историк В. Штраус в 1991 году создали свою теорию поколений. В качестве базы для исследования вневозрастного конфликта поколений ученые провели анализ истории США, обнаружив следующую закономерность: в историческом процессе существуют периоды, когда основная масса людей обладают схожими ценностями. Цикл истории ограничен примерно 80-90 годами - примерная продолжительность человеческой жизни. Этот цикл можно разделить на четыре периода, которые разнятся превалирующим социальным настроением и ценностями. Авторы составили подробное описание собирательного образа американского гражданина со времен Великой депрессии до настоящего времени. Сюда вошли такие поколения, как «потерянное поколение, строите-
34
Juvenis scientia 2018 № 7 | Философские и социологические науки
ли, молчаливое поколение, беби-бумеры, поколение икс и поколение миллениалов» [3].
Социальное поколение, с точки зрения Штрауса и Хоува, представляет собой совокупность рожденных в двадцатилетний временной промежуток людей, которые объединены несколькими критериями: исторический возраст (в данном случае имеется в виду переживание одних и тех же исторических событий в примерно одном возрасте), единство веры и поведенческих моделей, а также чувство причастности к исследуемому поколению.
Центральной идеей в учении Штрауса и Хоува выступает идея смены периодов кризиса и подъема. Для кризисных периодов характерны крупные потрясения, характеризующиеся преобразованием социальных институтов и поведения общества. В моменты подъемов происходит культурное и религиозное обновление общества, внутренний мир трансформируется, системы социальных ценностей и индивидуальное поведение преобразуются.
В то же время авторы отмечают следующую тенденцию: «Во время кризисов крупные угрозы стимулируют стремление к консенсусу в обществе, формируют этику самопожертвования и ценность сильного институционального порядка. Во время подъемов преобладает этика индивидуализма, а институциональный порядок подвергается нападкам с точки зрения новых социальных идеалов и духовных парадигм. Этот парадоксальный вывод составляет суть концепции рассматриваемых авторов» [1].
Таким образом, согласно теории Штрауса и Хоува, существует закономерность смены поколений, фундаментом которой выступает чередование подъемов и кризисов. Исследователи также вводят понятие доминантного поколения - это поколение, период взросления представителей которого приходится на момент кризиса или подъема, что, несомненно, оказывает непосредственное влияние на всю их дальнейшую жизнь, их ценностные установки и модели поведения. Доминантному поколению Штраус и Хоув противопоставляют рецессивное - поколение, переживающее кризис или подъем в детском возрасте, что диктует их зависимость в восприятии и оценках.
В своих трудах Штраус и Хоув также предлагают следующую классификацию социальных архетипов: пророки, кочевники, герои и художники. Представители каждого архетипа схожи по возрасту становления личности (а также влияющих на этот процесс исторических событий), что также сказывается на формировании базовых установок по отношению к культуре, семье, риску. В рамках определенного архетипа представители обладают схожими ценностями и гражданской позицией. «В сущности, поколения, сформированные благодаря одинаковому опыту ранней жизни, имеют похожие коллективные характеристики и следуют схожим жизненным траекториям» [1].
Цикличность архетипов исследователи объясняют тем, что более молодое поколение стремится к компенсации чрезмерных или непонятных им черт людей, находящихся у власти, - представителей старшего поколения. Соответственно, формируется противоположный архетип. «Одно поколение не похоже на поколение, воспитавшее его, а имеет больше общего с поколением, воспитавшим поколение родителей», - отмечают Штраус и Хоув [3].
Рассмотрим, какими чертами исследователи наделяют типы поколений выведенной ими классификации.
«Художники» - рецессивное поколение, представители которого рождаются после спада, во время кризиса. В этот
момент социальные и политические схемы упрощаются под давлением серьезных угроз, что приводит к стремлению достигнуть общественного консенсуса. Большую ценность в глазах данного поколения приобретают активные социальные институты, этика и индивидуальность зачастую приносятся в жертву с целью выживания. Дети этого поколения обычно взрослеют под чрезмерной опекой родителей. Этот архетип характерен для поколений 1923-1943 годов рождения («молчаливые»), а также 2001-2020 годов рождения («поколение Z»).
Доминантное поколение в классификации Штрауса и Хоува получило название «пророки». К нему авторы относят людей, родившихся после кризисов, когда социальная жизнь находилась в процессе восстановления и формировались новые общественные порядки. Представители этого поколения в молодости представляются пылкими, а в зрелости - ориентированными на социальные ценности. Поколение «пророков» вносит вклад преимущественно в сферу мировоззрения, религии и ценностей. Это принципиальные моралисты, воины идеалов, которые побуждают к принесению жертв за эти идеалы. В качестве примера Штраус и Хоув приводят поколение 1943-1963 годов рождения, прозванное «бэби-бумерами». Их активная фаза жизнь как раз и пришлась на 1983-2000 года, когда в обществе происходила смена ценностей и приоритетов, а также ломка привычного жизненного уклада.
Следующее поколение, названное исследователями «странниками», появляется во время социального подъема, становления и утверждения новых духовных ценностей и идеалов. В такие моменты молодежь атакует существующие социальные порядки. Такие периоды чередования подъемов и спадов в обществе придают поколению «странников» специфические черты: быстрое взросление, отчужденность, а в зрелые годы - прагматичный стиль руководства. В качестве примера исследователи приводят так называемое поколение «Икс», 1964-1984 годов рождения, представители которого отличаются реализмом, проницательностью и прагматикой и индивидуализмом в решении проблем.
Наконец, четвертое поколение - поколение «героев» -включает в себя представителей, родившихся после социального подъема. Для эпохи формирования личности в это время характерен индивидуальный прагматизм, политика невмешательства и самонадеянность. В качестве отличительных черт поколения «героев» исследователи выделяют их триумфальную молодость (в сфере коллективных побед), а также успехи в политической деятельности в зрелом возрасте. Их вклад наиболее ценен в благоденствие общества и в технологический прогресс. Именно «героями» активно организуются социальные институты. В качестве примера можно привести поколения «строителей» 1903-1923 годов рождения, а также поколение 1983-2003 годов рождения, прозванное «миллениалами».
В то же время исследователи отмечают, что подобное деление на поколения не является универсальным для глобального общества. Например, в Европе, по сравнению с Америкой, разделение на поколения смещается на 5-10 лет. Это можно объяснить прежде всего такими историческими событиями, как Вторая мировая война, которая нанесла Европе и России значительно больший урон, чем Америке и другим континентам. «Люди дольше приходили в себя: отсюда смещение поколенческих рамок, и с более поздними социальными изменениями, в том числе в институте семьи,
и со временем и скоростью проникновения Интернета» [4].
Наиболее ярко теория поколений Штрауса и Хоува может быть проиллюстрирована молодежными субкультурами. Применительно к субкультурам СССР и России можно отметить следующее проявление концепции Штрауса-Хоува.
В качестве примера поколения архетипа «художник» можно привести субкультуру стиляг, распространившуюся в 1950-1960-х годах на территории СССР. Под влиянием западной массовой культуры, которая начала проникать в Союз из-за приоткрытого железного занавеса, сложился определенный образ жизни молодых людей - преимущественно выходцев из среднего и высшего социальных классов (интеллигенция, партийные работники). Для детей партийных работников страсть к западной культуре служила маркером элитарности, «инаковости». В то же время для представителей других, более бедных слоев населения, субкультура стиляг стала психологической защитой от царившей в послевоенное время нищеты и разрухи. Основными признаками стиляг стало безразличие к политике, нормам господствующей морали. Это был своего рода стихийный протест против унификации, навязывания стереотипным поведенческих моделей, однообразия в стиле жизни, творчестве, одежде.
Стиляг в конце 1960-х годов сменила субкультура хиппи, которая, согласно классификации Штрауса-Хоува, относится к категории «пророков». Хиппи стали своего рода реакцией на господствующие идеи тоталитаризма и бюрократизма. В момент кризиса и войн государство начинает усиливать свою роль и роль социальных институтов. В этот момент активная часть социума стремится к освобождению от ин-ституционализма и расширению влияния индивида. Движение хиппи имело серьезное влияние на мировую культуру. Именно субкультура хиппи породила такие социальные тенденции, как феминизация общества, сексуальная революция, расовая толерантность, пацифизм и т. п. Хиппи стали зачинателями экологических движений, защитниками
ЛИТЕРАТУРА
прав животных, прародители антиглобалистских идей.
За поколением «пророков» - хиппи - последовало поколение «странников» - готическая субкультура конца 70-х годов XX века. В основе субкультуры готов лежал интерес ко всему сверхъестественному, в первую очередь - к темной эстетике. Так выражался культ индивидуальности. Суть готической идеологии заключена в декадентстве, почитании боли и страданий. «Готику определяют как декадентскую эклектику из положений буддизма, экзистенциализма, романтизма, символизма, сюрреализма, ницшеанства, постмодернизма и проч., замешенную на мистике и оккультизме, сменившую нигилизм» [5].
На сегодняшний момент актуализировалась эпоха «героев». Что касается господствующих субкультур, то их существует огромное множество. В первую очередь продолжают существовать и развиваться в той или иной степени все предыдущие субкультуры. В то же время приобретают широкое распространение среди молодежи политические и общественно значимые движения. Это иллюстрирует объяснение эпохи «героев» авторами классификации. В момент, когда общество переживает кризис, а социальные институты ослабляются, обществу для возрождения требуются «герои», характерными чертами которых выступают стремление к объединению сил, так как социальные проблемы возможно решить лишь сообща.
«Поколение «миллениума» склонно к командной игре при том, что оно живет в виртуальной среде, общается посредством компьютера через виртуальные сети вроде Fаcebook. Сеть используется именно как инструмент создания сообществ» [1]. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что в представленной концепции речь идет об обобщенных идеальных типах. В проекции на ситуацию в современном российском обществе стоит отметить неравномерность воспроизводства социальных тенденций и констатировать одновременность существования различных типов поколений.
1. Исаева М.А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 290-295.
2. Модели социальных процессов: учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю. H. Гаврильца, А. В. Полетаева. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Логос, 2001. 296 с.
3. Strauss, W., Howe, N. The Fourth Turning: An American Prophecy - What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. -N. Y. : Broadway Books, 1997.
4. Альбац Е. Они выросли в циничной среде. Историк Нейл Хоув // The New Times, 2011. URL: http://newtimes.ru/articles/detail/33302.
5. Левикова С.И. О готах, готике и больном российском обществе // Общественные науки и современность. 2006. № 4. С. 155-165.
Поступила в редакцию 13.07.2018