Научная статья на тему 'Понятие "патриотизм" как интегративное качество личности'

Понятие "патриотизм" как интегративное качество личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЁЖЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / "ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА" / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / PATRIOTISM / YOUTH / FORMATION OF PATRIOTISM / "IMAGE OF THE MOTHERLAND" / PATRIOTIC POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коценко В.Н.

Знание истории своей страны, края, города или села, своего народа, собственной семьи помогает определить жизненную патриотическую позицию. Другими словами, это способствует становлению собственной точки зрения, определяющей отношение личности к вопросам патриотического характера. Патриотическая позиция обуславливает и поведение человека. Занимаемые патриотические позиции регулируются социальными нормами и стереотипами. Они могут проявляться в различных социальных сферах в виде прав и обязанностей и представляют собой социальные статусы в связях с другим человеком, коллективом, обществом, государством. Созданные обществом патриотические позиции регулируются механизмами стратификации общества по этим критериям. Ещё одним компонентом патриотизма как интегративного качества являются патриотические идеалы, которые выражаются в патриотических прообразах, понятиях совершенства. Воспитательное пространство образовательных учреждений содержит огромный потенциал для реализации условий, способствующих развитию военно-патриотических чувств и отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коценко В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF ‘PATRIOTISM’ AS AN INTEGRATIVE QUALITY OF PERSONALITY

Knowledge of history of one’s country, region, town, its people, one’s family helps to define a vital patriotic position. In other words, it contributes to formation of their own point of view, which determines the attitude of an individual to the issues of patriotic character. The work shows how the patriotic position determines one’s behavior. Patriotic positions are regulated by social norms and stereotypes. They can be manifested in various social spheres in a form of rights and obligations and represent social statuses in relations with another person, collective, society, state. Patriotic positions created by the society are regulated by mechanisms of stratification of the society according to these criteria. Another component of patriotism as an integrative quality is a patriotic ideal, which is expressed in a patriotic prototype, a concept of perfection. The educational space of educational institutions contains a huge potential for the implementation of conditions conducive to the development of military-patriotic feelings and relations.

Текст научной работы на тему «Понятие "патриотизм" как интегративное качество личности»

ISSN 1991-5497.МИРНАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗ О ВАНИЯ.№3(76)2019

70% 60%% ^^^ 50% ^^^^^ 40% 30% 20% 10% Уровни исслед< 31% сформированности овательских умений

НИЗКИЙ СРЕДНИЙ ВЫСОКИЙ □ Ряд 1

Рис.2.Уровнисформированности исследовательскихумений 10-11классов МБОУ СОШ № 28 г. Грозного

спондентов выделили традиционные формы проведения занятий, осуществляемые посредством обмена опытом, изучение методических материалов, ранее подготовленныхколлегами,рисунок 3.

Таким образом, полученные на констатирующем этапе эксперимента результаты ярко свидетельствуют, что большинство респондентов обладают низким и средним уровнями сформированности исследовательских умений и навыков, и лишь незначительная часть учащихся (8% - 10%) продемонстрировали обладание высоким уровнем исследовательских умений.

В ходе исследования нам удалось выявить ряд педагогических условий, способствующих эффективной реализации целостного процесса формирования

Библиографический список

Рис. 3. Формы занятий, способствующие повышению уровня освоения исследовательских умений

значимых исследовательских умений у учащихся, к которым мы отнесли необходимость реализации обучения с учетом, так называемой зоны творческого развития учащегося, реализацию личностно-ориентированного подхода в процесс формирования исследовательских умений, разработку и организацию трехуровневой системы обучения, наиболее оптимальное сочетание, как репродуктивных, так и творческих задач, логических и эвристических методов, направленных на решение задач, наполнение образовательного процесса разнообразными творческими ситуациями, формирование ситуаций совместного проведения продуктивной деятельности, рациональная диалогизация всего образовательного процесса.

1. Везиров Т.Г. Практическая подготовка магистров педагогического образования с использованием дистанционных образовательных технологий. Материалы Всерос-сийскойдистанционной педагогическойконференции«Актуальныепроблемы современнойпедагогики». 2017: 23 - 29.

2. Гамидов Л.Ш. Формирование исследовательских умений будущих бакалавров в условиях информационно-образовательной среды. Диссертация ... кандидата педа-гогическихнаук.Махачкала,2018.

3. Садулаева Б.С., Усманов С.Р. Информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональной подготовке будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2017; 2 (63): 257 - 259.

References

1. Vezirov T.G. Prakticheskaya podgotovka magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. Materialy Vserossijskoj distancionnoj pedagogicheskojkonferencii«Aktual'nyeproblemysovremennoj pedagogiki». 2017: 23 - 29.

2. Gamidov L.Sh. Formirovanie issledovatel'skih umenij buduschih bakalavrov v usloviyah informacionno-obrazovatel'noj sredy. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2018.

3. Sadulaeva B.S., Usmanov S.R. Informacionnye i telekommunikacionnye tehnologii v professional'noj podgotovke buduschih pedagogov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 2 (63): 257 - 259.

Статья поступила в редакцию 09.06.19

УДК 371

KosenkoV.N., postgraduate,GzhelStateUniversity (Elektroizolyator,Russia), E-mail: kotsenko.vsv@gmail.com

THE CONCEPT OF "PATRIOTISM" AS AN INTEGRATIVE QUALITY OF PERSONALITY. Knowledge of history of one's country, region, town, its people, one's family helps to define a vital patriotic position. In other words, it contributes to formation of their own point of view, which determines the attitude of an individual to the issues of patriotic character. The work shows how the patriotic position determines one's behavior. Patriotic positions are regulated by social norms and stereotypes. They can be manifested in various social spheres in a form of rights and obligations and represent social statuses in relations with another person, collective, society, state. Patriotic positions created by the society are regulated by mechanisms of stratification of the society according to these criteria. Another component of patriotism as an integrative quality is a patriotic ideal, which is expressed in a patriotic prototype, a concept of perfection. The educational space of educational institutions contains a huge potential for the implementation of conditions conducive to the development of military-patriotic feelings and relations. Key word: patriotism, youth, formation of patriotism, "image of the motherland", patriotic position.

В.Н. Коценко, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: kotsenko.vsv@gmail.com

ПОНЯТИЕ «ПАТРИОТИЗМ» КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ

Знание истории своей страны, края, города или села, своего народа, собственной семьи помогает определить жизненную патриотическую позицию. Другими словами, это способствует становлению собственной точки зрения, определяющей отношение личности к вопросам патриотического характера. Патриотическая позиция обуславливает и поведение человека. Занимаемые патриотические позиции регулируются социальными нормами и стереотипами. Они могут проявляться в различных социальных сферах в виде прав и обязанностей и представляют собой социальные статусы в связях с другим человеком, коллективом, обществом, государством. Созданные обществом патриотические позиции регулируются механизмами стратификации общества по этим критериям. Ещё одним компонентом патриотизма как интегративного качества являются патриотические идеалы, которые выражаются в патриотических прообразах, понятиях совершенства. Воспитательное пространство образовательных учреждений содержит огромный потенциал для реализации условий, способствующих развитию военно-патриотических чувств и отношений.

Ключевые слова: патриотизм, молодёжь, формирование патриотизма, «образ Отечества», патриотическая позиция.

Постепенная утрата нравственного сознания, а также девальвация духовных ценностей в молодёжной среде актуализируют вопросы патриотического воспитания. Получают широкое распространение такие нравственные качества

личности, как равнодушие, цинизм, агрессивность, эгоизм, национализм, неуважительное отношение к социальным институтам и государству в целом. Происходит разрушение не только семейных, но и национальных традиций, утрата

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 3 (76) 2019

толерантности, которые нивелируют само понятие патриотизма. Наступательная вестернизация, оказывающая влияние на мировоззрение и стиль мышления подрастающего поколения, приводит к размыванию нравственных основ и традиционных ценностей.

Консьюмеристическое отношение к жизни, пропагандирующее лёгкость бытия и постоянный поиск развлечений и удовольствий, снижает аксиологическую значимость патриотических чувств молодых людей. Подобная примитивизации внутренней, духовной жизни личности приводит к активному росту правонарушений, совершаемых подростками. Формальное отношение или же недостаточность внимания к проблемам формирования духовно-нравственных ценностей в общем, и патриотизма в частности, влечет за собой негативные процессы в обществе. А именно - распространение неформальных молодёжных субкультур, ограничивающих кругозор личности и обостряющих беспочвенные конфликты. Данные факты свидетельствую об острой актуальности проблемы формирования патриотизма как интегративного качества личности.

Между тем, как отмечает И.А. Алёхин, проблема патриотического воспитания студенческой молодёжи в системе высшего образования не нова. Она имеет свою давнюю историю, связанную с развитием политики, культуры, экономики и так далее, что формирует содержание и направленность патриотического воспитания граждан [1].

В понимании «патриотизма» мы опираемся на термин, данный О.Е. Чуйковым, который выделяет в нём такую характеристику индивида, которая свидетельствует о принятии человеком национально-культурных ценностей своего народа и страны [2].

Говоря о таком качестве личности, как патриотизм, нужно отметить, что оно выражается не только в его мышлении и чувствах, но также и в поступках, поведении, и даже привычках. Интегративность патриотизма как личностного качества состоит в объединении множества сходных качеств, формирующихся на его основе.

Одним из таких качеств является патриотическое сознание личности. Процесс его формирования может быть представлен как целенаправленное воспитательное воздействие на сознание личности, т. е. на психическую активность человека как существа социального [3]. Говоря о формировании патриотического сознания, мы понимаем определённое влияние на формирующуюся систему взглядов, норм, мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, основанных на любви к Отечеству. Целесообразность поступков и мотивация поведения человека при различных обстоятельствах обусловлена степенью сформирован-ности патриотического сознания, которое, в свою очередь, определяет его целостное отношение к своей стране, государственной политике, долгу Отечеству, внутренней потребности совершать поступки на благо Родины [4].

В процессе формирования патриотического сознания личности можно выделить несколько аспектов.

Онтологический аспект предполагает отражение в сознании человека тех общественных событий, которые касаются социального пространства в области жизнедеятельности личности в процессе её развития.

Гносеологический аспект нацелен на освоение культурно-исторического опыта развития страны и выражается в совокупности представлений о продуктах культуры, сформированности идеалов и символов, а также разнообразных феноменов духовности.

Аксиологический аспект ориентирован на интериоризацию человеком выработанных обществом ценностей, преломленных через призму духовности личности. Данная сторона процесса формирования патриотического сознания проявляется в личностном понимании и принятии общественно-культурной значимости материальных объектов, социально-политических и духовных образований.

Аксиологический и гносеологический аспекты процесса развития патриотического сознания находятся в неразрывном единстве, формирующим субъективные образы социальной системы, в которой существует человек. Так формируется «образ Отечества», содержащий личностно-значимый оценочный компонент, отражающийся в сознании человека в виде социальных чувств и духовных переживаний.

Можно сказать, что в патриотическом сознании сочетаются знания о собственных генетических истоках с ценностно-смысловым осмыслением общественных явлений. Этому качеству личности присуща готовность к созиданию и защите родной страны.

Тесно взаимосвязано с патриотическим сознанием национальное самосознание личности. Исследовавшие русское национальное сознание Т.И. Бонкало и Е.А. Петрова рассматривают его как особенное социально-психологическое явление понимания личностью своей и другой национальности, а также мыслей, чувств и действий, связанных с эмоциональным осознанием собственной принадлежности к определенной этнической общности [5]. Говоря о национальном самосознании, нужно отметить, что оно проявляется как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Единство происхождения народа находит отражение в осознании национальной общности и самобытности. Если человек понимает и принимает свою принадлежность к определенной этнической общности, осознает её уникальное своеобразие, то можно сказать, что он обладает национальным самосознанием. Оно выражается в осознании отличительных особенностей своей общности. Этому сопутствует процесс одновременного объединения людей внутри этноса. Субъективно национальное самосознание может выражаться в

эмоционально-чувственном переживании человеком целостности и уникальности единства своей индивидуальности с конкретной нацией.

Ставя перед собой задачу целенаправленного развития патриотического сознания и национального самосознания, нельзя игнорировать роль имеющихся у человека патриотических знаний. А именно знаний фактов культуры и истории страны, народа, этноса, которые личность воспринимает как события своей истории, своей культуры. В данном контексте также уместно говорить о знании лучших традиций российского народа, о героических подвигах и борьбе не только в военное, но и в мирное время, о талантливых людях нашей страны, о нравственных качествах сынов Отечества. На степень сформированности патриотических знаний указывает знание и положительное отношение к геральдике родной страны: гербу, флагу, гимну. Подрастающему поколению нужно передать знания и глубинного смысла геральдических символов нашей Родины. Примером могут служить аксиологические смыслы, заложенные в цветовой гамме флага Российской Федерации, символизирующих миролюбие, веру и верность народа своему Отечеству, а также силу и пролитую кровь в борьбе за независимость нашей Родины.

Знание истории своей страны, края, города или села, своего народа, собственной семьи помогает определить жизненную патриотическую позицию. Другими словами, это способствует становлению собственной точки зрения, определяющей отношение личности к вопросам патриотического характера. Патриотическая позиция обуславливает и поведение человека. Занимаемые патриотические позиции регулируются социальными нормами и стереотипами. Они могут проявляться в различных социальных сферах в виде прав и обязанностей и представляют собой социальные статусы в связях с другим человеком, коллективом, обществом, государством. Созданные обществом патриотические позиции регулируются механизмами стратификации общества по этим критериям.

Еще одним компонентом патриотизма как интегративного качества являются патриотические идеалы, которые выражаются в патриотических прообразах, понятиях совершенства.

Патриотические ценностные ориентации как составляющая часть патриотизма в целом вплетены в ценностно-смысловой и мотивационный ряд других ценностей: общечеловеческих, социоцентрических или конкретно-социальных, индивидуальных. Ценностные ориентации не могут находиться в постоянной статичности, им присущ динамический характер. На них оказывает влияние множество факторов в процессе социализации личности и усвоения ею общественного опыта. Патриотические ценностные ориентации находятся в неразрывном единстве с патриотическими установками и убеждениями. Предрасположенность человека к определённого рода общественно-патриотической активности указывает на его патриотические установки. А на основе приобретенных знаний формируются патриотические убеждения человека. Эти убеждения, с психологической точки зрения, можно представить как осознаваемые мотивы и потребности, побуждающие совершать определенные действия в соответствии с патриотическими ценностными ориентациями. Личностное отношение человека к собственным поступкам, действиям, поведению связано с твердой уверенностью в подлинности патриотических принципов, которыми он руководствуется в жизни. Упорядоченная таким образом совокупность философских, политических, культурно-ценностных и иных взглядов и убеждений выступает как мировоззрение человека.

Затрагивая понятие мировоззрения, мы понимаем его, во-первых, как систему мышления, в которой каждый предмет, каждая концепция, каждое эмоционально-личностное переживание и разнообразные отношения, с которыми мы сталкиваемся в жизни, имеют свое место в определенной всеобъемлющей и взаимосвязанной смысловой структуре. Во-вторых, как особый способ освоения мира, который познается с точки зрения взаимоотношений с ним человека. В-третьих, как совокупность ценностных ориентаций, верований и убеждений. Патриотическая ориентированность миропонимания интегрируется в систему определенных взглядов и идеалов. Такие мировоззренческие принципы и идеалы непосредственное влияют не только на отношение человека к окружающим его людям и миру в целом, но и к самому себе как личности.

Формирование патриотически ориентированного мировоззрения как составной части патриотизма можно рассматривать с различных позиций. Так зарубежные исследователи S. Miedema и G. Bertram-Troost анализируют данное качество в образовательном, политическом, духовно-нравственном аспектах [6]. Мировоззрение человека начинает закладываться с детства. При этом оно формируется стихийно, испытывая влияние множества факторов, таких как средства массовой информации, различные социальные институты. Целенаправленно же патриотически ориентированное мировоззрение личности можно сформировать в процессе воспитания и обучения.

Патриотически ориентированное мировоззрение проявляется в социально-позитивных проявлениях: патриотическом отношении и поведении. Деятель-ностный аспект патриотизма является определяющей, т.к. именно социально-позитивная патриотическая деятельность преобразует чувственные переживания в конкретные социально-значимые поступки.

Таким образом, кризисность морального состояния общества и патриотического мировоззрения молодёжи свидетельствуют о нерешенности и обострении проблемы воспитания патриотизма. Современное образование и педагогическое сообщество всерьез обеспокоено развитием социальных событий. Перед обществом на данном историческом этапе стоит важнейшая задача организа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.