Научная статья на тему 'Формирование патриотической культуры школьников как актуальная образовательная задача в условиях современных ценностных трансформаций'

Формирование патриотической культуры школьников как актуальная образовательная задача в условиях современных ценностных трансформаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
845
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПАТРИОТИЗМА / ПАТРИОТИЗМ / СТРУКТУРА ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ / CULTURE OF PATRIOTISM / PATRIOTISM / THE STRUCTURE OF PATRIOTIC CULTURE / TRANSFORMATION OF VALUES / GOALS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Алла Александровна, Нуттунен Елена Александровна

В статье обосновывается актуальность формирования патриотической культуры как основы консолидации российского общества на фоне происходящей в современном российском социуме трансформации ценностных оснований. Поскольку базовая составляющая процесса самоидентификации личности приходится на период школьного обучения, то в связи с этим именно данный период становится значимым для формирования патриотической культуры, представляющей собой высший, системный уровень развития патриотических качеств личности. В статье также приводятся основные направления патриотического воспитания, составляющие вместе, его систему. Кроме того, авторами обосновывается историческое сознание как основа развития патриотической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Patriotic Culture of Students as a Relevant Educational Goal within the Current Transformation of Values

The article substantiates the relevance of formation of Patriotic culture as the basis for consolidation of Russian society against the background of transformation of values occurring in the modern Russian society. As a basic component of the process of self-identification of the individual falls within the period of schooling, it is precisely this period that becomes significant for the formation of patriotic culture, representing the highest system level of development of patriotic qualities. The article also presents the main directions of Patriotic education, constituting its system, and also substantiates the historical consciousness as the basis of the development of patriotic culture.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотической культуры школьников как актуальная образовательная задача в условиях современных ценностных трансформаций»

СЛОВО1 ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ|

1УДК 372.8 ББК 74.26

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

А. А. Мельникова, Е. А. Нуттунен

Аннотация. В статье обосновывается актуальность формирования патриотической культуры как основы консолидации российского общества на фоне происходящей в современном российском социуме трансформации ценностных оснований. Поскольку базовая составляющая процесса самоидентификации личности приходится на период школьного обучения, то в связи с этим именно данный период становится значимым для формирования патриотической культуры, представляющей собой высший, системный уровень развития патриотических качеств личности. В статье также приводятся основные направления патриотического воспитания, составляющие вместе, его систему. Кроме того, авторами обосновывается историческое сознание как основа развития патриотической культуры.

Ключевые слова: культура патриотизма, патриотизм, структура патриотической культуры, трансформация ценностей, задачи образования.

FORMATION OF PATRIOTIC CULTURE OF STUDENTS

AS A RELEVANT EDUCATIONAL GOAL WITHIN THE CURRENT

TRANSFORMATION OF VALUES

A. A. Melnikova, E. A. Nuttunen

Abstract. The article substantiates the relevance of formation of Patriotic culture as the basis for consolidation of Russian society against the background of transformation of values occurring in the modern Russian society. As a basic component of the process of self-identification of the individual falls within the period of schooling, it is precisely this period that becomes significant for the formation of patriotic culture, representing the highest system level of development of patriotic qualities. The article also presents the main directions of Patriotic education, constituting its system, and also substantiates the historical consciousness as the basis of the development of patriotic culture.

Keywords: culture of patriotism, the patriotism, the structure of Patriotic culture, transformation of values, goals of education.

Распад СССР вызвал мощные трансформационные процессы во всех сферах социокультурной жизни страны [1]. Происходящие в настоящий момент модернизацион-ные процессы в России формируют новые об-

щественные отношения, в связи с чем особую актуальность приобретает исследование трансформаций базовых ценностей, происходящих как в социуме, так и в российской культуре [2-6]. Нарастающее социальное расслоение,

деформация духовно-созидательных начал, регионализация сознания обостряют процесс самоидентификации человека в обществе, на практике это носит крайне противоречивый характер [7]. Можно констатировать существование двух полярных тенденций: с одной стороны, маргинализации - отчуждения человека от корневых основ культуры, с другой - национализма, при котором на фоне мнимого патриотизма происходит обособление какой-либо нации, при выраженном дисбалансе ценностно-нормативных моделей национально-культурной самоидентификации.

Другими словами, российское общество находится в состоянии ценностной переакцентировки, в результате которой выросло новое поколение молодых людей с совершенно иными ценностными ориентациями и мировоззренческими установками. Хотя при определении этих новых установок среди исследователей отсутствует единство экспертных оценок (одни говорят об отсутствии потребности в высоких культурных и духовных ценностях, падении интереса к знаниям о культуре, равнодушном отношении к истории, национальным традициям [8], в то время как другие утверждают, что это не так и моральный уровень современной молодежи высок [9]), но в самом наличии изменений в ценностной сфере сомнений у исследователей нет [10].

Однако не только распад СССР и последующие за этим социальные преобразования способствуют трансформации ценностей. При возросшем влиянии телевидения, Интернета, рекламы и других коммуникационных каналов можно констатировать: поступающая по этим каналам информация нередко несет иные ценностно-смысловые посылы, чем те, которые характерны для традиций нашей культуры [11]. Осознавая данную ситуацию [12], педагоги стараются ей противостоять [13; 14], но без систематизации усилий по такому противостоянию эффект будет далек от желаемого. Поступающая по коммуникационным каналам разнородная информация приводит как к размыванию базовых ценностей, так и изменению поведенческих стереотипов, регулирующих различные аспекты социокультурной жизни - гендерных [15], деятельностных [16], образовательных [4; 5].

В связи с этим возникает потребность в формировании тех ценностей, которые могли бы сыграть консолидирующую роль, объединяя различные поколения, выступив основой для возрождения присущих нашей культуре ценностей. Такую аксиологическую силу имеет патриотизм, являющийся особой ценностью, способной стать основой духовного единения, гармонизации общества, сохранения его самобытности и своеобразия в многоликом человеческом сообществе, обеспечивая целостность российского народа [17, с. 233-234].

Однако совершенствованию педагогических практик препятствует тенденция ориентироваться на западные нормы и стандарты поведения, отворачиваясь от собственного накопленного педагогического опыта, его принципов и подходов к организации педагогического процесса, на основе ценностей патриотизма и гражданственности. К сказанному выше можно добавить противоречивое отношение средств массовой информации к истории, культуре, традициям российского народа, что также сыграло негативную роль в формировании у молодежи ценностного отношения к таким понятиям, как «любовь к Родине» «гражданственность», «патриотизм». Можно констатировать: указанные социальные изменения значимо повлияли на чувство патриотизма, приведя постепенно к утрате традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим актуализируется потребность в формировании патриотической культуры молодежи, в развитии целостной научной теории формирования патриотизма, что предполагает научный анализ факторов, влияющих на формирование и развитие патриотизма как социокультурного феномена.

Актуальность темы подтверждают государственные программы, направленные на воспитание патриотизма, такие, как Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»; Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011-2015 годы»; «Национальная Стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственная

Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», а также принятые комплексные программы федерального, регионального и местных уровней.

Подводя итог развития страны на рубеже XX - XXI вв., Правительство Российской Федерации в своем постановлении отмечало, что «экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания... Получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства» [18].

Итак, для новой российской государственности, с одной стороны, характерно осознание недостаточной эффективности предпринимаемых мер в сфере патриотического воспитания, с другой - сформировалось представление о патриотизме как факторе национальной самоидентификации, интегрирующей основе, стабилизирующей общество.

Таким образом, современная постановка вопроса о патриотизме как значимой социокультурной ценности определяется, во-первых, разрушением традиционной идеологии российского общества, в которой одной из составных частей была стратегия воспитания патриотизма; во-вторых, инновационными процессами в современной России, в связи с чем прежние формы и методы патриотического воспитания молодежи отчасти являются устаревшими. В то же время нельзя полностью игнорировать традиционные для нашей культуры подходы к этому вопросу, помня о том, что воспитание занимало ведущее место в на-

следии классиков отечественной науки и культуры - М. В. Ломоносова, И. И. Бецкого, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Д. С. Лихачева и других, труды которых значимы для нас и сегодня. В-третьих, постановка вопроса о научном поиске эффективных путей воспитания патриотизма молодежи обусловлена тем, что формирование патриотизма в настоящий момент является отчасти стихийным процессом. По этой причине возникает необходимость выявить проблемные вопросы, аспекты проблемы, требующие решения или препятствующие формированию современной российской идентичности молодежи и патриотизма как ее социокультурного воплощения. Решение этой проблемы предполагает создание системы корректирующих воздействий на этот процесс. Соответственно, актуальной задачей становится проведение научных исследований в названной области.

Задаче воспитания патриотизма посвящали свои труды М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, М. Е. Салтыков-Щедрин, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлин-ский, А. В. Луначарский, Н. С. Крупская и другие классики отечественной культуры и педагогики. Что касается более поздних исследований, то педагогическую основу гражданско-патрио-тического воспитания личности мы находим в работах Ш. А. Амонашвили, В. В. Дьяченко, Б. Т. Лихачева, Л. И. Мищенко, Л. В. Кокуевой, Г. X. Полевой, Г. Н. Филонова, Д. Т. Жовтун, Б. В. Дубина; рассмотрению различных аспектов гражданского и патриотического воспитания посвящены работы И. И. Болдырева, О. Г. Володина, В. А. Кобылянского, В. И. Лу-товинова, Н. Д. Никандрова, Е. Е. Вяземского, И. В. Следзевского и др. Не обошли своим вниманием исследователи и изучение того, как процессы глобализации и осознание мульти-культурности мира влияют на формирование патриотизма у школьников, - об этом работы З. Т. Гасанова, Ш. И. Исмаилова, А. Н. Каньшина, А. М. Ковалева, Н. П. Косолапова, В. А. Никоно-ва, Л. С. Рубан, В. И. Слободчикова, Ф. Ф. Хари-сова, И. Ф. Харламова, О. Ю. Стреловой и др.

В то же время надо иметь в виду, что патриотизм в отдельности не образует особой формы общественного сознания. Для того чтобы патриотическое чувство стало основой социальной

интеграции, необходимо сформировать именно патриотическую культуру, где культура рассматривается как высший уровень развития чего-либо, в данном случае патриотических качеств личности. Являясь частью культуры социального действия, патриотическая культура в этом смысле не просто ценностное отношение к Родине, но способ взаимодействия людей, направленный на ее защиту.

В целом патриотическая культура определяется как структура стабильных компонентов патриотического сознания, в которые входят как образы, представления, убеждения, так и поведенческий компонент - стереотипы действия, поведенческие сценарии. Значимой характеристикой этой структуры является направленность субъекта на участие в непосредственной патриотической деятельности. В качестве основных черт патриотической культуры выделяют такие, как: «многомерность; ориентация на взаимодействие социальных инноваций и исторической памяти; преемственность поколений; общественная субъективность; органическая целостность высшего типа» [19].

Патриотически ориентированные знания, ценности, нормы составляют ядро патриотической культуры, стабильную часть, которая определяет поведенческие проявления и дея-тельностные сценарии личности. Поскольку формирование этого ядра как основы для создания культуры происходит в детстве, то, соответственно, задача формирования основы патриотической культуры является целью, которая должна охватить весь образовательный процесс, пронизывая все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

• осознание школьниками нравственной ценности причастности к судьбе отечества, его прошлому, настоящему и будущему;

• сохранение национальной самобытности, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;

• ощущение ответственности за сохранение духовного, промышленного, научного и культурного потенциала России.

Перечислим основные направления формирования патриотической культуры.

Духовно-нравственное направление включает устойчивость и органичность ценностей патриотизма в структуре духовного мира личности, осознание школьниками высших ценностей, идеалов и ориентиров, умение критически осмысливать получаемую информацию, видеть правильную значимость тех или иных событий в истории, в деятельности исторических личностей, уметь выделять аксиологическую составляющую социально значимых процессов и явлений реальной жизни, - причем с позиции наших базовых национальных ценностей [18; 20].

Историко-краеведческое направление основывается на системе мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, формирует интерес к изучению исторического прошлого на основе мировоззренческих ориентаций школьника, развивает ценностное осмысление исторических событий [21; 22]. Убеждение в продолжении национального прошлого и идентификация с ним, увековечение национальных героев, событий национальной истории - революций, военных побед, мирного созидательного труда - все это должно входить в задачи патриотического воспитания. Чтобы у учащихся родилось чувство гордости за свою причастность к свершениям предшествующих поколений, на уроках необходимо «больше рассказывать о вкладе россиян в мировую культуру, науку; раскрывать всю сложность процесса формирования российского государства, ставшего общей ценностью для прошлых поколений и поколения нынешнего; осмысливать причины кризисов российской государственности в прошлом и пути их преодоления, давать с позиций патриотизма оценку действиям политиков не только прошлого, но и настоящего» [17, с. 276-277]. Такая направленность создает уверенность у школьника в целостности, преемственности сущностного содержания исторического процесса в России, заложит чувство гордости за величие Родины.

Гражданско-правовое направление - это

структура, элементами которой выступают направленные на развитие правовой культуры и законопослушности мероприятия, развиваю-

щие также способности человека отстаивать свою гражданскую позицию, национальную идею. Они предполагают освоение политической информации, заинтересованность в изучении сегодняшней ситуации, воспитание готовности выполнить конституционный долг, служа своему народу и Родине [23].

Социально-патриотическое направление предполагает активизацию основ нравственности, духовного развития личности, формирует мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятия, связанных с деятельностной жизненной позицией школьника, при которой проявление чувств благородства и сострадания выражается в проявлении заботы о людях пожилого возраста, о нуждающихся в помощи.

Культурно-патриотическое направление предполагает понимание культурного многообразия через развитие творческих способностей учащихся путем приобщения через правильное отношению к литературе, музыкальному фольклору, устному народному творчеству, через знакомство с обычаями и традициями русского народа [24].

Военно-патриотическое направление ориентировано на формирование у школьника патриотического сознания на принципах поликультурности, сочетающие идеи служению Отечеству, формирование интереса к изучению русской военной истории, воинских традиций. В этом контексте у нас имеются существенные педагогические наработки, которые в настоящий момент активно включаются в систему патриотического воспитания школьников [25].

Таким образом, формирование патриотической культуры молодежи - сложный социокультурно обусловленный системный процесс. Содержанием этого процесса является формирование гражданской позиции личности, воспитание уважения к культуре и традициям своей страны, формирование патриотических представлений, нравственных чувств и качеств личности школьников.

Патриотическая культура предполагает сформированность соответствующих историко-культурных и гражданско-патриотических знаний, умений, ценностных ориентиров, навыков поведения в обществе. Для эффективности воспитания патриотической культуры молодежи значимо осмысление традиционных

основ российского общества в разных историко-культурных контекстах, формирование представлений о тесной взаимосвязи истории отечества и истории своей семьи, истории родного края, о преемственности между культурой прошлого и культурой современности. Названные факторы способствуют тому, чтобы школьники осознали связь изучаемого материала со своей реальной жизнью, что позволит сформировать ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины - России, к своей малой родине, своей семье в контексте истории страны.

Эти компоненты в своей совокупности являются основой для формирования исторического сознания школьников, которое рассматривается нами как значимый фактор оптимизации и эффективной реализации процесса формирования их патриотической культуры, выступая ее системным основанием.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахиезер, А. С. Модернизация в России и конфликт ценностей [Текст] / А. С. Ахиезер, Н. Н. Козлова, С. Я. Матвеева. - М.: ИФ РАН, 1994. 250 с.

2. Мельникова, А. А. Политика глобализации и глубинные основания культур [Текст] / А. А. Мельникова // Политика и общество. - 2013.

- № 11. - С. 1340-1345.

3. Рыжова, Н. И. Ценности и смыслы в эпоху глобализации [Текст] / Н. И. Рыжова, О. И. Ставцева // Вопросы культурологии. - 2013.

- № 12. - С. 6-12.

4. Башмакова, Н. И. Актуальность аксилогиза-ции профессиональной подготовки современных специалистов в условиях трансформации ценностей [Текст] / Н. И. Башмакова, О. Н. Громова, Н. И. Рыжова // Наука и школа. - 2016. - № 1. - С. 37-46.

5. Громова, О. Н. Ценностные ориентиры как основа духовной составляющей профессиональной деятельности специалиста в условиях трансформации современного социума [Текст] / О. Н. Громова, Н. И. Рыжова, В. Н. Чайка // Преподаватель XXI век. - 2014. -№ 4. - С. 20-31.

6. Мельникова, А. А. Архетипы лидера и глубинные основания культуры: лингво-культуроло-гическое исследование [Текст] / А. А. Мель-

никова, Л. Я. Круглянская // Общество. Среда. Развитие. - 2013. - № 1 (26). - С. 194-197.

7. Мерзлякова, В. Альтернативные модели успешности в современной культуре: даун-шифтинг [Текст] / В. Мерзлякова // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. - 2008. - Т. 96, № 4. - С. 33-42.

8. Зоркая, Н. Современная молодежь: к проблеме «дефектной» социализации [Текст] / Н. Зоркая // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2008. - Т. 96, № 4. - С. 8-22.

9. Горшков, М. К. Современная молодежь: тенденции социализации [Текст] / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2009. - № 6. - С. 6-14.

10. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты [Текст] / под ред. М. К. Горшкова. - М.: ИНАБ № 4, ИС РАН, 2007.

11. Мельникова, А. А. Универсалии цивилизации vs. глубинных оснований русской культуры: причины противостояния [Текст] / А. А. Мельникова // Общество. Среда. Развитие. -2012. - № 4 (25). - С. 294-296.

12. Курцева, З. И. Культурное ядро: трансформация в сфере современной коммуникации [Текст] / З. И. Курцева // Преподаватель XXI век. - 2015. - № 1. - С. 171-178.

13. Иванова, С. М. Оценка достоверности информации, найденной в сети Интернет [Текст] / С. М. Иванова // Преподаватель XXI век. - 2015. - № 4. - С. 54-61.

14. Никитенко, З. Н. Подготовка учителя иностранного языка к духовно-нравственному воспитанию младших школьников [Текст] / З. Н. Никитенко // Преподаватель XXI век. -2016. - № 1. - С. 112-121.

15. Мельникова, А. А. Взаимосвязь оснований русской культуры и гендерных архетипов в контексте цивилизационной динамики [Текст] / А. А. Мельникова, Л. Я. Круглян-ская // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 2-2 (40). - С. 131-133.

16. Мельникова, А. А. Представления о деятельности в русской ментальности: аспект языкового анализа [Текст] / А. А. Мельникова // Вопросы культурологии. - 2009. - № 11. - С. 70-73.

17. Иванова, С. Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России [Текст] / С. Ю. Иванова. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 300 с.

18. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 16 февраля 2001 г. № 122 [Текст].

- М., 2001.

19. Ружа, В. А. Патриотическая культура и ее измерения [Электронный ресурс] / В. А. Ружа // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 6. - Режим доступа: http:// sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/6/ruzha.pdf (дата обращения: 17.10.2016).

20. Мельникова, А. А. Онтология национальной ментальности и синтаксис языка [Текст] / А. А. Мельникова // Человек. - 2009. - № 2.

- С. 137-142.

21. Клочкова, Н. В. Формирование базовых национальных ценностей обучающихся в рамках модернизации педагогического образования [Текст] / Н. В. Клочкова, Н. А. Чепур-нова, М. Ю. Шляхов // Преподаватель XXI век. - 2016. - № 2. - С. 133-143.

22. Чеканцева, З. А. Коллективная память и история [Текст] / З. А. Чеканцева // Преподаватель XXI век. - 2015. - № 4. - С. 229-240.

23. Кьюид, М. Ценностный ряд как актуальный базис правовой составляющей профессиональной культуры педагога [Текст] / М. Кью-ид, О. Н. Громова, В. Н. Чайка, Н. И. Рыжова, З. А. Залялютдинова // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы межд. научно-практической конференции, г. Барнаул, 13-15 окт. 2014 г. / под ред. М. П. Тыриной. - Барнаул, АлтГПА, 2014. - С. 127-130.

24. Рыжова, Н. И. Творческое наследие академика Д. С. Лихачева как основа духовно-нравственного развития современных школьников [Текст] / Н. И. Рыжова, Е. П. Ефимова, Н. А. Зинкевич // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№ 5. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/111-10379 (дата обращения: 17.10.2016).

Слово предоставляется

25. Богданов, И. В. Условия взаимодействий организаций физической культуры в освоении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на примере Мурманской области [Текст] / И. В. Богданов, В. П. Манухин // Преподаватель XXI век. - 2016. - № 1. - С. 209 -229.

26. Мельникова, А. А. Непрерывное образование от «Силиконовой долины»: выявление культурно-смысловых идей при анализе видеоряда [Текст] / А. А. Мельникова // Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - № 2 (10).

- С. 80-102.

REFERENCES

1. Akhiezer, A. S., Kozlova N. N., Matveeva S. Ya. Modernizatsiya v Rossii i konflikt tsen-nostey. Moscow: IF RAN, 1994. 250 p.

2. Melnikova A. A. Politika globalizatsii i glubin-nye osnovaniya kultur. Politika i obshchestvo.

- 2013, No. 11, pp. 1340-1345.

3. Ryzhova N. I., Stavtseva O. I. Tsennosti i smys-ly v epokhu globalizatsii. Voprosy kulturologii.

2013, No. 12, pp. 6-12.

4. Bashmakova, N. I., Gromova O. N., Ryzhova N. I. Aktualnost aksilogizatsii professionalnoy podgotovki sovremennykh spetsialistov v us-loviyakh transformatsii tsennostey. Nauka i shkola. 2016, No. 1, pp. 37-46.

5. Gromova O. N., Ryzhova N. I., Chayka V. N. Tsennostnye orientiry kak osnova dukhovnoy sostavlyayushchey professionalnoy deyatelnosti spetsialista v usloviyakh transformatsii sovre-mennogo sotsiuma. Prepodavatel XXI vek.

2014, No. 4, pp. 20-31.

6. Melnikova A. A., Kruglyanskaya L. Ya. Arkhetipy lidera i glubinnye osnovaniya kultu-ry: lingvo-kulturologicheskoe issledovanie. Obshchestvo. Sreda. Razvitie. 2013, No. 1 (26), pp. 194-197.

7. Merzlyakova V. Alternativnye modeli uspesh-nosti v sovremennoy kulture: daunshifting. Vest-nik obshchestvennogo mneniya: Dannye. Analiz. Diskussii. 2008, Vol. 96, No. 4, pp. 33-42.

8. Zorkaya N. Sovremennaya molodezh: k probleme "defektnoy" sotsializatsii. Vestnik ob-shchestvennogo mneniya. Dannye. Analiz. Dis-kussii. 2008, Vol. 96, No. 4, pp. 8-22.

9. Gorshkov M. K., Sheregi F. E. Sovremennaya molodezh: tendentsii sotsializatsii. Monitoring

obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsialnye peremeny. 2009, No. 6, pp. 6-14.

10. Molodezh novoy Rossii: obraz zhizni i tsennostnye prioritety. Moscow: INAB No. 4, IS RAN, 2007.

11. Melnikova A. A. Universalii tsivilizatsii vs. glu-binnykh osnovaniy russkoy kultury: prichiny protivostoyaniya. Obshchestvo. Sreda. Razvitie. 2012, No. 4 (25), pp. 294-296.

12. Kurtseva Z. I. Kulturnoe yadro: transformatsiya v sfere sovremennoy kommunikatsii. Prepodavatel XXIvek. 2015, No. 1, pp. 171-178.

13. Ivanova S. M. Otsenka dostovernosti informa-tsii, naydennoy v seti Internet. Prepodavatel XXI vek. 2015, No. 4, pp. 54-61.

14. Nikitenko Z. N. Podgotovka uchitelya inostran-nogo yazyka k dukhovno-nravstvennomu vos-pitaniyu mladshikh shkolnikov. Prepodavatel XXI vek. 2016, No. 1, pp. 112-121.

15. Melnikova A. A., Kruglyanskaya L. Ya. Vzai-mosvyaz osnovaniy russkoy kultury i gen-dernykh arkhetipov v kontekste tsivilizatsion-noy dinamiki. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologi-ya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014, No. 2-2 (40), pp. 131-133.

16. Melnikova A. A. Predstavleniya o deyatelnosti v russkoy mentalnosti: aspekt yazykovogo analiza. Voprosy kulturologii. 2009, No. 11, pp. 70-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ivanova S. Yu. Patriotizm v sisteme sotsiokul-turnykh tsennostey sovremennoy Rossii. Stavropol.: Izd-vo SGU, 2003. 300 p.

18. Gosudarstvennaya programma "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2001-2005 gody". Utverzhdena postanovle-niem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii 16 Feb 2001, No. 122. Moscow, 2001.

19. Ruzha V. A. Patrioticheskaya kultura i ee izme-reniya. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). 2012, No. 6. Available at: http://sisp.nkras.ru/e-ru/is-sues/2012/6/ruzha.pdf (accessed: 17.10.2016).

20. Melnikova A. A. Ontologiya natsionalnoy men-talnosti i sintaksis yazyka. Chelovek. 2009, No. 2, pp. 137-142.

21. Klochkova N. V., Chepurnova N. A., Shlyakhov M. Yu. Formirovanie bazovykh natsionalnykh tsennostey obuchayushchikhsya v ramkakh mod-ernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya. PrepodavatelXXIvek. 2016, No. 2, pp. 133-143.

22. Chekantseva Z. A. Kollektivnaya pamyat i isto-riya. Prepodavatel XXI vek. 2015, No. 4, pp. 229-240.

23. Kyuid M., Gromova O. N., Chayka V. N., Ry-zhova N. I., Zalyalyutdinova Z. A. Tsennostnyy ryad kak aktualnyy bazis pravovoy sostavlyay-ushchey professionalnoy kultury pedagoga. In: Modernizatsiya professionalno-pedagogichesk-ogo obrazovaniya: tendentsii, strategiya, zaru-bezhnyy opyt: materialy mezhd. nauchno-prak-ticheskoy konferentsii, g. Barnaul, 13-15 Oct 2014. Barnaul, AltGPA, 2014. Pp. 127-130.

24. Ryzhova N. I., Efimova E. P., Zinkevich N. A. Tvorcheskoe nasledie akademika D. S. Likh-acheva kak osnova dukhovno-nravstvennogo

razvitiya sovremennykh shkolnikov. Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya. 2013, No. 5. Available at: http://www.science-education. ru/111-10379 (accessed: 17.10.2016).

25. Bogdanov I. V., Manukhin V. P. Usloviya vzaimodeystviy organizatsiy fizicheskoy kultu-ry v osvoenii Vserossiyskogo fizkulturno-sport-ivnogo kompleksa "Gotov k trudu i oborone" (GTO) na primere Murmanskoy oblasti. Prepodavatel XXI vek. 2016, No. 1, pp. 209 -229.

26. Melnikova A. A. Nepreryvnoe obrazovanie ot "Silikonovoy doliny": vyyavlenie kulturno-smyslovykh idey pri analize videoryada. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2015, No. 2 (10), pp. 80-102.

Мельникова Алла Александровна, доктор культурологии, профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов e-mail: [email protected]

Melnikova Alla A., ScD in Culturology, Professor, Social Psychology Department, Saint-Petersburg humanitarian University of trade unions e-mail: [email protected]

Нуттунен Елена Александровна, преподаватель литературы, СПб ГБ ПОУ г. Санкт-Петербург Колледж «Звездный»

e-mail: [email protected]

Nuttunen Elena A., teacher of literature, St. Petersburg, College „Zvezdny" e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.