Научная статья на тему 'Историко-литературный музей как средство формирования основ патриотической культуры у младших школьников'

Историко-литературный музей как средство формирования основ патриотической культуры у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURE OF PATRIOTISM / PATRIOTISM / TRANSFORMATION OF VALUES / PATRIOTISM OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS / OBJECTIVES OF THE MUSEUM EDUCATION / HISTORY AS THE PATRIOTISM BASIS / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ПАТРИОТИЗМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ЗАДАЧИ МУЗЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИЯ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЗМА / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Алла Александровна, Нуттунен Елена Александровна

Определяя причины актуальности формирования патриотической культуры у школьников, авторы связывают ее с ценностными трансформациями, в результате которых значимым становится поиск консолидирующего фундамента, выступающего объединяющим началом для всех поколений россиян. Таким фундаментом является патриотическая культура. Так как сущностная составляющая процесса самоидентификации личности приходится на школьный период, то актуальным также является более развернутое планирование тех педагогических воздействий, в которые в это время включен ребенок. Исторические знания выступают опорой для формирования патриотических чувств, но поскольку значимым является не просто знание исторических дат и событий, а эмоциональное отношение к ним, то наиболее продуктивно такое отношение формируется не на школьном уроке, а в историко-литературном музее, где на первое место выходит именно эмоциональноличностное восприятие исторических фактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Алла Александровна, Нуттунен Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historico-literary museum as means of formation bases of patriotic culture at younger school students

Determining the reasons of relevance of patriotic culture forming in school students, the authors connect it with values transformations as the result of which the search of the consolidating basis acting as the uniting beginning for all generations of Russians becomes significant. Such basis is the patriotic culture. As the intrinsic component of the process of an individual's self-identification falls on the school period, a more precise planning of this pedagogical impact in which the child is involved at this very time is acute. Historical knowledge acts as a support to form patriotic feelings, however, as not only knowledge of historical dates and events is significant, but also the emotional attitude towards them, such relation is created the most productive not at a school lesson, but in a history-literary museum where emotional and personal perception of historic facts takes center stage.

Текст научной работы на тему «Историко-литературный музей как средство формирования основ патриотической культуры у младших школьников»

► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 372.8:37.013.43 ББК 70.79

историко-литературныи музеи как средство формирования основ патриотической культуры

у младших школьников

HISTORY-LITERARY MUSEUM AS A MEANS OF FORMING THE BASIS OF PATRIOTIC CULTURE IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Мельникова Алла Александровна

Профессор кафедры социальной психологии НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», доктор культурологии E-mail: [email protected]

Melnikova Alla A.

Professor at the Department of Social Psychology, St. Petersburg University of the Humanities and Social Sciences, ScD in Cultural Studies

E-mail: [email protected]

Нуттунен Елена Александровна

Преподаватель литературы СПб ГБП ОУ «Колледж "Звездный"» E-mail: [email protected]

Nuttunen Elena A.

Teacher of literature, "Starlight" College, St. Petersburg

E-mail: [email protected]

Аннотация. Определяя причины актуальности формирования патриотической культуры у школьников, авторы связывают ее с ценностными трансформациями, в результате которых значимым становится поиск консолидирующего фундамента, выступающего объединяющим началом для всех поколений россиян. Таким фундаментом является патриотическая культура. Так как сущностная составляющая процесса самоидентификации личности приходится на школьный период, то актуальным также является более развернутое планирование

Abstract. Determining the reasons of relevance of patriotic culture forming in school students, the authors connect it with values transformations as the result of which the search of the consolidating basis acting as the uniting beginning for all generations of Russians becomes significant. Such basis is the patriotic culture. As the intrinsic component of the process of an individual's self-identification falls on the school period, a more precise planning of this pedagogical impact in which the child is involved at this very time is acute. Historical

тех педагогических воздействии, в которые в это время включен ребенок. Исторические знания выступают опорой для формирования патриотических чувств, но поскольку значимым является не просто знание исторических дат и событий, а эмоциональное отношение к ним, то наиболее продуктивно такое отношение формируется не на школьном уроке, а в историко-литературном музее, где на первое место выходит именно эмоционально-личностное восприятие исторических фактов.

knowledge acts as a support to form patriotic feelings, however, as not only knowledge of

historical dates and events is significant, but

also the emotional attitude towards them, such relation is created the most productive not at a school lesson, but in a history-literary museum where emotional and personal perception of

historic facts takes center stage.

Ключевые слова: патриотическая культура, патриотизм; трансформация ценностей, патриотизм младших школьников, задачи музейного образования, история как основа

Keywords: culture of patriotism, patriotism, transformation of values, patriotism of primary

school students, objectives of the museum education, history as the patriotism basis.

патриотизма.

Распад Советского Союза и последующий за этим период привел к трансформации многих сфер жизни, формированию новых общественных отношений. В настоящий момент в российском обществе обнаруживаются противоречия между теми ценностями, которые проявляются у молодого поколения, и ценностями, доминирующими у поколений предшествующих [1-3].

Срежессированные по кальке с западных телепередачи, западные кинофильмы и мультфильмы, Интернет - все это задает новые, не характерные для русской культуры ориентиры и приоритеты [4]. Поступающая по коммуникационным каналам разнородная информация приводит к размыванию как базовых ценностей, так и изменению поведенческих стереотипов, регулирующих различные аспекты социокультурной жизни - де-ятельностных [5; 6], гендерных [7; 8], образовательных [9]. Порожденный контраст требует пересмотра и переосмысления тех воспитательных практик, которыми руководствуется в настоящее время образовательная система [10-12].

В связи с такой ситуацией необходимо найти основу, которая бы объединила различные поколения, выступив фундаментом для возрождения присущих нашей культуре ценностей [13]. Такую аксиологическую силу имеет патриотизм, являющийся особой ценностью, способной стать основой духовного единения, гармонизации общества, сохранения его самобытности и своеобразия в многоликом человеческом сообществе, обеспечивая целостность российского народа [14, с. 233-234].

Актуальность такого направления проявлена и в государственных пятилетних программах, направленных на воспитание патриотизма - начиная с 2001 г. и по настоящее время, когда была принята Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Поскольку общественные ценности автоматически не становятся личностными, то задача формирования патриотической культуры состоит в том числе в том, чтобы научить подрастающее поколение понимать и принимать ценности, которые на протяжении многих веков формировали и воспитывали не одно поколение россиян. Многие аспекты исторического опыта отражают развитие ценностных оснований жизни в историческом измерении, и исследователи выявляют взаимосвязь исторического образования ребенка с формированием у него патриотических установок.

Так, Е. Е. Вяземский [15] подчеркивает, что историческое образование способствует формированию у школьников собственных ценностных ориентаций и убеждений, знаний и умений, полезных в социальном общении и гражданском поведении. Однако этим его функции не ограничиваются - выступая базой социальной памяти человечества, без которой нарушается историческая и культурная преемственность, связь времен и поколений, историческое образование является неотъемлемым условием воспитания патриотизма и гражданственности.

Историческое образование повышает продуктивность эмоционально-личностного получения знаний и особенности процессов восприятия у детей младшего школьного возраста [16], которые лучше всего усваивают знания через впечатления наглядно-образного мышления, когда эти знания предстают перед ним в форме чувственного образа. Такая форма организации образовательного пространства находится в музеях [17; 18], где особое значение приобретает реализация принципиального преимущества музея в первичной, достоверной и наглядной информации, которая призвана воздействовать на разум и чувства юных посетителей.

Говоря о пространстве музея, А. у. Зеленко указывал на то, что музей «должен подойти к детям прежде всего методами чувственных восприятий» и что радость ребенка «от первого увиденного, ощупанного, понюханного, испробованного несравненно ярче, чем у взрослых, а потребность в таких ощущениях сильнее» [19, с. 24].

Исследователи Б. Нильсон и Б. Росен подчеркивают, что можно передавать по-разному знание и исторические факты, но именно музей обладает «уникальной возможностью воздействовать на все многообразие человеческих чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, даже вкус, ориентацию в пространстве. Музеи сочетают передачу знаний с эстетическим и эмоциональным воспитанием, они пробуждают в человеке творческое начало, и в этом нет им равных» [20].

Рассматривая формы построения активности школьников в историко-литературном музее в соотнесении с задачей не только как можно полнее использовать музейный культурно-педагогический потенциал, но и сформировать основы патриотической культуры, продуктивным видится обращение к мировому опыту.

Анализ форм организации музейной активности позволяет выделить две модели организации музейной деятельности: американскую и европейскую.

В американской модели основной упор делается на интерактивность: ребенок осваивает предметную действительность и социальную реальность через непосредственное соприкосновение, взаимодействие с ней. Основой для развития такого направления явилась теория интеллекта Ж. Пиаже, в которой манипуляции с предметами выступают базой для

формирования интеллекта у ребенка. В музее такого типа ожидаются не просто экспозиции, а «участвующие экспозиции», в которых главным критерием ценности экспоната становится его способность к обогащению детских представлений о мире, расширению возможностей общения с ним, облегчению включения в социальную реальность. Интерактивная концепция, с ее упором на самостоятельность, автономность, собственную деятельную активность согласуется с характерной для американской культуры ярко выраженной индивидуалистической установкой, ключевой фразой для которой в детском возрасте является «Я сам»: думаю, действую, принимаю решения. Безусловно, такая концепция противоречит традиционным ценностям русской культуры [21, 22].

Что касается европейской модели, то в ней, наряду с интерактивностью, значимо проявлена идея погружения в историческую реальность, ощущение культурного контекста. У экспонатов - собственная музейная, а не только образовательная ценность, через соприкосновение с которой дети открывают свою сопричастность отечественной истории и культуре. Одним из направлений организации работы с детьми в европейских историко-литературных музеях является параллельность экспонатов, когда наряду с исторически и культурно ценностными вещами располагаются экспонаты, сделанные руками детей и отражающие их восприятие событий. Таким образом формируется идея взаимосвязи культуры, организуется фундамент для возникновения у ребенка ощущения личной причастности к событиям истории своей страны.

Расширение именно европейской модели наиболее соответствует формированию основ патриотической культуры, создавая для нее эмоционально-личностную основу. При развитии такой модели историко-литературный музей не просто «хранит и показывает» -он создает условия активного приобщения к истории.

Примером такого интерактивного патриотически направленного занятия являются проводимые в музеях «Письма с фронта» и «Книга памяти». В первом случае детей знакомят с подлинными письмами фронтовиков, обсуждают с ними эти письма, а затем ребенок пишет сам - кто-то родственникам, кто-то - сверстникам, а кто-то -безымянному адресату. В своем письме школьник старается отразить эмоции, мысли, чувства, возникающие у человека в трудные или переломные моменты жизни. В Вологодском историко-краеведческом музее проводятся занятия «Книга памяти», в ходе которых школьники знакомятся с книгой, в которую занесены фамилии всех погибших в годы Великой Отечественной войны вологжан. Читая ее, ребенок находит своих однофамильцев или даже родственников, а затем начинает восстанавливать (или выстраивать) историю своей семьи, что приводит к формированию чувства сопричастности подвигу предков, гордости за них, самоуважения [23].

Таким образом, через активное изучение истории происходит приобщение ребенка к важнейшим историческим этапам и событиям его малой Родины, к природе его родного края, явлениям общественной жизни, науки и искусства. Эмоционально-личностное освоение младшими школьниками этой информации в пространстве музея, на наш взгляд, становится фундаментом, на котором у них формируются основы патриотической культуры.

Список источников и литературы

1. Мельникова, А. А. Политика глобализации и глубинные основания культур [Текст] / А. А. Мельникова // Политика и общество. - 2013. - № 11. - С. 1340-1345.

2. Рыжова, Н. И. Ценности и смыслы в эпоху глобализации [Текст] / Н. И. Рыжова, О. И. Ставцева // Вопросы культурологии. - 2013. - № 12. - С. 6-12.

3. Башмакова, Н. И. Актуальность аксилогизации профессиональной подготовки современных специалистов в условиях трансформации ценностей [Текст] / О. Н. Громова, Н. И. Рыжова // Наука и школа. - 2016. - № 1. - С. 37-46.

4. Курцева, З. И. Культурное ядро: трансформация в сфере современной коммуникации [Текст] / З. И. Курцева // Преподаватель XXI век. - 2015. - № 1. - С. 171-178.

5. Мельникова, А. А. Архетипы лидера и глубинные основания культуры: лингво-культурологическое исследование [Текст] / А. А. Мельникова, Л. Я. Круглянская // Общество. Среда. Развитие. - 2013. - № 1 (26). - С. 194-197.

6. Мельникова, А. А. Представления о деятельности в русской ментальности: аспект языкового анализа [Текст] / А. А. Мельникова // Вопросы культурологии. - 2009.

- № 11. - С. 70-73.

7. Мельникова, А. А. Взаимосвязь оснований русской культуры и гендерных архетипов в контексте цивилизационной динамики [Текст] / А. А. Мельникова, Л. Я. Круглянская // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов.

- 2014. - № 2-2. - С. 131-133.

8. Тельнюк, И. В. Гендерный подход в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников: теоретические и прикладные аспекты [Текст] / И. В. Тельнюк, В. А. Худик. - СПб.: Изд-во СПбАППО, 2004. - 156 с.

9. Громова, О. Н. Ценностные ориентиры как основа духовной составляющей профессиональной деятельности специалиста в условиях трансформации современного социума [Текст] / О. Н. Громова, Н. И. Рыжова, В. Н. Чайка // Преподаватель XXI век. - 2014. - № 4. - С. 20-31.

10. Кьюид, М., Ценностный ряд как актуальный базис правовой составляющей профессиональной культуры педагога [Текст] / М. Кьюид, О. Н. Громова, В. Н. Чайка, Н. И. Рыжова, З. А. Залялютдинова // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Барнаул, 13-15 октября 2014 г. / под ред. М. П. Тыриной. - Барнаул, АлтГПА, 2014. - С. 127-130.

11. Мельникова, А. А. Непрерывное образование от «Силиконовой долины»: выявление культурно-смысловых идей при анализе видеоряда [Текст] / А. А. Мельникова // Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - № 2 (10). - С. 80-102.

12. Клочкова, Н. В. Формирование базовых национальных ценностей обучающихся в рамках модернизации педагогического образования [Текст] / Н. В. Клочкова, Н. А. Чепурнова, М. Ю. Шляхов // Преподаватель XXI век. - 2016. - № 2. - С. 133-143.

13. Мельникова, А. А. Онтология национальной ментальности и синтаксис языка [Текст] / А. А. Мельникова // Человек. - 2009. - № 2. - С. 137-142.

14. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [Текст]: утв. постановлением Правительства Российской Федерации 16 февраля 2001 г. № 122. - М., 2001.

15. Вяземский, Е. Е. Как сегодня преподавать историю в школе [Текст]: пособие для учителя [Текст] / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 1999. - 110 с.

16. Худик, В. А. Роль эмоций в социализации личности старшего дошкольника [Текст] / В. А. Худик, И. В. Тельнюк // Детский сад: теория и практика. - 2014. -№ 4 (40). - С. 96-103.

17. Нуттунен, Е. А. Музей в системе формирования исторической культуры [Текст] / Е. А. Нуттунен // Человек и образование. - 2011. - № 3. - С. 40-44.

18. Нуттунен, Е. А. Современность и музей в контексте новых форм сотрудничества [Текст] / Е. А. Нуттунен // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М., 2015. - № 3. - С. 129-130.

19. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. -368 с.

20. Нильсон, Б. Экология человека и культурно-исторические музеи [Текст] / Б. Ниль-сон, Б. Росен // Museum. - 1989. - № 160. - С. 50.

21. Мельникова, А. А. Универсалии цивилизации vs. глубинных оснований русской культуры: причины противостояния [Текст] / А. А. Мельникова // Общество. Среда. Развитие. - 2012. - № 4 (25). - С. 294-296.

22. Рыжова, Н. И. Творческое наследие академика Д. С. Лихачева как основа духовно-нравственного развития современных школьников [Электронный ресурс] / Н. И. Рыжова, Е. П. Ефимова, Н. А. Зинкевич // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=10379 (дата обращения: 12.11.2016).

23. Ордуханян, Л. И. Формирование патриотизма у студентов средствами музейной педагогики [Текст] / Л. И. Ордуханян: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2004. - 191 с.

References

1. Melnikova A. A. Politika globalizatsii i glubinnye osnovaniya kultur. Politika i ob-shchestvo. 2013, No. 11, pp. 1340-1345.

2. Ryzhova N. I., Stavtseva O. I. Tsennosti i smysly v epokhu globalizatsii. Voprosy kul-turologii. 2013, No. 12, pp. 6-12.

3. Bashmakova N. I., Gromova O. N., Ryzhova N. I. Aktualnost aksilogizatsii profes-sionalnoy podgotovki sovremennykh spetsialistov v usloviyakh transformatsii tsen-nostey. Nauka i shkola. 2016, No. 1, pp. 37-46.

4. Kurtseva Z. I. Kulturnoe yadro: transformatsiya v sfere sovremennoy kommunika-tsii. Prepodavatel XXI vek. 2015, No. 1, pp. 171-178.

5. Melnikova A. A., Kruglyanskaya L. Ya. Arkhetipy lidera i glubinnye osnovaniya kul-tury: lingvo-kulturologicheskoe issledovanie. Obshchestvo. Sreda. Razvitie. 2013, No. 1 (26), pp. 194-197.

6. Melnikova A. A. Predstavleniya o deyatelnosti v russkoy mentalnosti: aspekt yazyko-vogo analiza. Voprosy kulturologii. 2009, No. 11, pp. 70-73.

7. Melnikova A. A., Kruglyanskaya L. Ya. Vzaimosvyaz osnovaniy russkoy kultury i gendernykh arkhetipov v kontekste tsivilizatsionnoy dinamiki. Istoricheskie, filosof-skie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i prak-tiki. Tambov, 2014, No. 2-2, pp. 131-133.

8. Telnyuk I. V., Khudik V. A. Gendernyy podkhod v organizatsii samostoyatelnoy deyatelnosti starshikh doshkolnikov: teoreticheskie i prikladnye aspekty. St. Petersburg: Izd-vo SPbAP-PO, 2004. 156 p.

9. Gromova O. N., Gromova O. N., Ryzhova N. I., Chayka V. N. Tsennostnye orientiry kak osnova dukhovnoy sostavlyayushchey professionalnoy deyatelnosti spetsialista v usloviyakh transformatsii sovremennogo sotsiuma. Prepodavatel XXI vek. 2014, No. 4, pp. 20-31.

10. Kyuid M., Gromova O. N., Chayka V. N., Ryzhova N. I., Zalyalyutdinova Z. A. Tsen-nostnyy ryad kak aktualnyy bazis pravovoy sostavlyayushchey professionalnoy kul-tury pedagoga. In: Modernizatsiya professionalno-pedagogicheskogo obrazovaniya: tendentsii, strategiya, zarubezhnyy opyt. Proceedings of International Scientific-Practical Conference, Barnaul, 13-15 Oct 2014. Barnaul, AltGPA, 2014. Pp. 127-130.

11. Melnikova A. A. Nepreryvnoe obrazovanie ot "Silikonovoy doliny": vyyavlenie kulturno-smyslovykh idey pri analize videoryada. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2015, No. 2 (10), pp. 80-102.

12. Klochkova N. V., Chepurnova N. A., Shlyakhov M. Yu. Formirovanie bazovykh natsionalnykh tsennostey obuchayushchikhsya v ramkakh modernizatsii peda-gogicheskogo obrazovaniya. Prepodavatel XXI vek. 2016, No. 2, pp. 133-143.

13. Melnikova A. A. Ontologiya natsionalnoy mentalnosti i sintaksis yazyka. Chelovek. 2009, No. 2, pp. 137-142.

14. Gosudarstvennaya programma "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2001-2005 gody": utv. postanovleniem Pravitelstva Rossiyskoy Federat-sii 16 Feb 2001 No. 122. Moscow, 2001.

15. Vyazemskiy E. E., Strelova O. Yu. Kak segodnya prepodavat istoriyu v shkole: posobie dlya uchitelya. Moscow: Prosveshchenie, 1999. 110 p.

16. Khudik V. A., Telnyuk I. V. Rol emotsiy v sotsializatsii lichnosti starshego doshkol-nika. Detskiy sad: teoriya i praktika. 2014, No. 4 (40), pp. 96-103.

17. Nuttunen E. A. Muzey v sisteme formirovaniya istoricheskoy kultury. Chelovek i obra-zovanie. 2011, No. 3, pp. 40-44.

18. Nuttunen E. A. Sovremennost i muzey v kontekste novykh form sotrudnichestva. Ak-tualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. Moscow, 2015, No. 3, pp. 129-130.

19. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla. Moscow: Progress, 1990. 368 p (In Russian).

20. Nilson B., Rosen B. Ekologiya cheloveka i kulturno-istoricheskie muzei. Museum. 1989, No. 160, pp. 50.

21. Melnikova A. A. Universalii tsivilizatsii vs. glubinnykh osnovaniy russkoy kultury: prichiny protivostoyaniya. Obshchestvo. Sreda. Razvitie. 2012, No. 4 (25), pp. 294-296.

22. Ryzhova N. I., Efimova E. P., Zinkevich N. A. Tvorcheskoe nasledie akademika D. S. Likhacheva kak osnova dukhovno-nravstvennogo razvitiya sovremennykh Shkolnikov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013, No. 5. Available at: http://www. science-education.ru/ru/ article/ view?id=10379 (accessed: 12.11.2016).

23. Ordukhanyan L. I. Formirovanie patriotizma u studentov sredstvami muzeynoy pedagogiki. PhD Dissertation (Education). Vladikavkaz, 2004. 191 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.