АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (19) 2012. с. 93-96.
УДК 37
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МУЗЕЙНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ
Елена Александровна Нуттунен elena@nuttunen. com [email protected] Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов
Ключевые слова: историческая культура, музей, система ценностей, исторический опыт, фальсификация истории
В статье рассмотрены имеющиеся связи исторической культуры с музеями и представлены перспективы их развития. Историческая культура дает нам осознать течение времени, связать настоящее в будущее с прошлым. Проблема формирования исторической культуры рассматривается в контексте
THE PROBLEM OF FORMATION OF THE HISTORICAL CULTURE IN THE MUSEUM SPACE
Elena Nuttunen
Nonstate educational institution of the higher vocational training of the Sankt - Petersburg University of the
Humanities & social Sciences
History culture, historical system, museum, historical experience, the falsification of history
In this article we can see the connections of historical culture with museums and their future prospects of developing. The history culture gives us to understand the flow of the time and to tie up the present with the past and the future. The problem of the formation of historical culture in the context of museum space
В настоящий момент, одной из актуальных проблем культурной политики государства является проблема формирования исторической культуры. Рождающиеся на наших глазах новая информационная цивилизация, которая создает условия для действительно единой, общемировой культуры, становится импульсом и гарантом демократизации культуры. В этой связи культура оценивается как фактор общественных нововведений. Культура немыслима без наследия прошлого, но не только потому, что унаследованные ценности составляют исходную базу для дальнейшего культурного роста общества.
Известный исторический обозреватель Поляков Ю.А. обратил внимание на то, что: «К третьему тысячелетию выявилось, что главная функция каждой науки - защитная. Долгие столетия человек осваивал землю, познавал законы естества, объяснял природные явления, ставил их на службу себе, создавал машины, призванные служить его потребностям за счет ресурсов планеты. Парадокс двадцатого столетия свелся к тому, что наука сотворила опасность для человечества. Гомогенная деятельность, производя невиданные блага и удобства, создала угрозу самому существованию человека. И наука призвана защищать человечество и планету в целом от опасностей, созданной ею же, наукой. Физика должна не просто учить использовать все более эффективно и разумно энергию атома, но защитить человека и Землю от губительных последствий возможного выхода этой энергии из-под контроля. Биология и медицина призваны защитить людей от физической деградации... спасти мировой океан от загрязнения, леса от истребления, реки от высыхания, почвы от эрозии - нет числа этим задачам и проблемам. И каждая жизненно важна для человека. В выполнении защитной функции науки роль гуманитарных дисциплин чрезвычайно велика. Их задача защищать от разрушения ослабленные нравственные ценности, спасаясь от пренебрежения, забвения накопленные человечеством ценности культуры, поддерживать устойчивость психологии. Оборона отнюдь не означает отказа от наступления - на невежество, дилетантство, знахарство, лженауку, на жестокость, безнравственность.» [7, с.112].
На этом фоне, вопросы исторической культуры стали привлекать внимание историков, философов, культурологов, психологов, педагогов, музееведов прошлого и настоящего. Особенности функционирования и развития исторической культуры нашли отражение в трудах Н.А.Бердяева, Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева,
Н.Я.Данилевского, М.Ю.Лотмана, В.М.Межуева. Данные авторы определяют историческую культуру как
важнейший элемент внутренней структуры исторического мировоззрения, позволяющий ориентироваться в мире духовной культуры общества, обеспечивающий мотивацию поведения и деятельности личности.
Принципиальный подход к исторической культуре как к предмету исследования был сделан в коллективном труде историков под руководством Л.П.Репиной, где было представлено комплексное исследование феномена исторической культуры. В частности, в последнее десятилетие под руководством Л.П.Репиной выполнена серия коллективных исследований на эту тему, в которых раскрывается содержание данного феномена и одновременно научного направления на материалах мировой и российской истории. Л.П.Репина связывает появление исторической культуры как предмета исследования, с изучением истории представлений о прошлом. Исследователь делает акцент на исторические мифы, ментальные стереотипы, обыденное историческое сознание, и на историческую память, как на наиболее важные моменты в изучении исторической культуры.
Важно отметить, что сложилась теоретическая база исторической культуры, которая нам позволяет сделать вывод о меняющейся природе исторического сознания, профессии историка, и об изменении общественного статуса самой исторической науки. Хотелось бы привести в этой связи необыкновенно точное и емкое высказывание на этот счет современного британского историка К.Хилла: «Мы сформированы нашим прошлым, но с нашей выгодной позиции в настоящем мы постоянно придаем новую форму тому прошлому, которое формирует нас» [12, с.29].
Сегодня произошли изменения в представление о прошлом, о роли исторической концепции, которая интерпретирует исторические тексты исходя из новых современных предпосылок. «В результате крутого переворота в историографии последней трети XX века появилось и новое отношение к документам, в том смысле, что последние не отражают, а интерпретируют прошлую реальность, и поскольку реконструкция прошлого в таких условиях - цель недостижимая, задача историографии - конструируя искомое прошлое, помочь индивидам обрести собственную идентичность. Именно это время характеризуется активным обращением историков к проблемам памяти» [8, с.4].
Отмечается множество альтернативных версий отдельных событий и исторического процесса в целом, что обусловило интерес к феномену «историческая культура». Возникла необходимость разносторонне осмыслить ее сущность, выявить условия ее сохранения, определить ее пути формирования у подрастающего поколения.
В течение нескольких десятилетий историческая культура российского народа была существенно деформирована. Это происходило под влиянием исторических процессов, сформировалась новое представление о прошлом, результатом которого стала утрата важнейшей части духовной культуры нации. Из памяти народа оказались вычеркнутыми сложившиеся веками элементы традиционной национальной культуры, что привело к забвению прошлого и разрыву преемственности поколений. Этим обстоятельством может выражаться необходимость, для современного общества осознание исторической культуры, как фактора становления параметров образа жизни, возможность осознать течение времени, связать настоящее и будущее с прошлым. Односторонний взгляд на историю с точки зрения тех или иных социальных слоев или групп, и недооценка роли социально-культурной деятельности музеев в формировании исторической культуры резко актуализируют данную проблему. Поэтому указ Президента России Д.А.Медведева от 15 мая 2009 года, о создании комиссии по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России, сделал еще более актуальным вопрос формирования исторической культуры подрастающего поколения.
Основным содержанием представления об исторической культуре является целостное, духовно осмысленное переживание нашим современником кульминаций исторического бытия, индивидуального и общественного самовоплощения, иными словами - главные исторические и культурные факты истории в их современном осмыслении и переживании. Все это является предметом нашей веры, обеспечивающее жизнедеятельность, конкретное представление об идеальных началах бытия, о предназначении и самореализации человека и общества, о различных объектах и аспектах культуры и общества. Это целая система верований, которая имеет непосредственное отношение к человеку, к его жизни, дает средства и задает способ существования и ориентации в мироздании, культурной самореализации. Преемственность в истории - это, прежде всего отношение к накопленному опыту человечества, где историческое знание отражает объективную историю с силой историзма, который помогает правильно объяснять прошлое и его соотношение с настоящим.
В этой связи А.И.Клюкина отмечает «Вовлечение индивида в мир культуры как непреложный атрибут общества и государства проявляет свои особенности во всех исторических эпох. Меняются способы, приемы и формы социализации и инкультурации, обновляются и приобретают новые краски методики деятельности институтов воспитания, образования и культуры и, в частности, музеев, однако само освоение природного и национально - культурного наследия в процессе общекультурного развития и в ходе социального становления поколения происходит неизменно во всех обществах» [4, с.248].
Образование через наследие помогает понять значение и место истории в настоящем, создает образ события или эпохи, помогает понять свою идентичность. Это в значительной мере берет на себя музей, музейные экспозиции, памятные места и экскурсии. Музей призван в своих экспозициях иллюстрировать соответствие исторических событий, знаний. Он отбирает, хранит и экспонирует реальные свидетельства
человеческой цивилизации. Так, по мнению А.Панарина, главный кризис современной России - это кризис не социальный и не экономический, а кризис идентичности [6].
Следует отметить, что идентичность представляет собой сложное, многослойное понятие, выступает как система. Она содержит и включает в себя духовную, моральную, культурную, национальную, политическую идентичности. Гражданская идентичность в значительной мере берет на себя, так называемое образование наследием, которое осуществляется через формирование исторической культуры. Радиус феномена исторической культуры вбирает в себя деятельность различных агентов социализации: семья, школа, государство, а также различные учреждения культуры, одним из которых является краеведческий музей. Опираясь на национально-культурные раритеты, музей может вовлечь индивида в мир ожившей истории и вызвать высокие чувства сопричастности к значимым событиям минувшего времени.
Тот факт, что общение зрителя с «вещью» осуществляется в конкретной ситуации музея, имеющей как «реальные пространственные, так и столь же жестко заданные социокультурные измерения, - такой факт не может не влиять на само это общение: он задает этому общению нужные данной культуре параметры и функции. Значение музея как инструмента приобщения человека к «культурному коду» трудно переоценить. Соблюдения правил «культурного кода» гарантирует индивиду принадлежность к культурной (социальной, этнической, религиозной) общности». Отсюда ознакомление с наглядными свидетельствами прошлого порождает важное ощущение, что все имеет историю, а отсюда рождается вкус к истории и развивается интерес и обращение к прошлому.
В XXI веке музеи России, единственные организации, которые сохранили в себе созидающие качества и которые проявляют себя одними из ведущих в современной цивилизации. Музеи накопили немалый опыт в демонстрации ценностей отечественной истории и культуры, в передаче национальнокультурных традиций народов России. Они так же способствуют формированию исторического сознания, развитию исторической памяти, воспитанию патриотизма и позволяют в полном объеме решить задачи исторической культуры.
Это позволяет сделать ряд важных выводов:
1. Музей любого профиля может быть включен в единую систему историко-культурного и патриотического воспитания. Опираясь на свои уникальные возможности хранения раритетов, содержащих первичную информацию по отечественной и культуре, музей способен помочь семье, школе и иным социальным институтам в деле формирования гражданина и патриота.
2. Эффективность историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности находится в прямой зависимости от способности сконцентрировать внимание посетителей на наиболее важных, стержневых событиях и фактах, предопределивших дальнейшее развитие общества; преодолеть статичность экспозиции, раскрыть отечественную историю в ее динамике и с учетом причинно -следственных связей; активно содействовать преодолению негативного влияния псевдонаучной литературы, пропаганды национализма, мистицизма, религиозного и иного экстремизма, подменяющих подлинную гражданственность и патриотизм.
3. Главное преимущество музея как института историко-культурного и патриотического воспитания проявляется в том, что, используя эффект первичности, достоверности и наглядности экспонируемых ценностей истории и культуры, он может обеспечить относительную завершенность воспитательного процесса [5].
Музей может и должен являться активным строителем чувства идентичности у индивида, именно на основе своих научных разработок, а не представления обыденного варианта различных «историй». Очевидно, что кризис исторической науки и отсутствие единой методологии привели к тому, что музей остался единственным местом, где можно получить объективное историческое знание. В этом состоит его реальное предназначение. Музей это особое место в мировой культуре, моделирующее ее историю и эволюцию, фиксирующее неумолимый бег времени, сохраняющее память о прошлом и созидающее уникальные возможности для диалога эпох, культур, народов в контексте развития современной культуры. Знания действительной истории - ключ к познанию настоящего и предвидению будущего.
Все музейные учреждения обладают достаточным потенциалом в формировании исторической культуры, будь это литературный, исторический, художественный, естественнонаучный и т.д. Историкокультурный потенциал музея, в первую очередь, проявляется в том, что выступает одним из ведущих институтов современной цивилизации, который отбирает, хранит и в доступной форме экспонирует реальные свидетельства поступательного развития природной среды и высокие образцы человеческого творчества. Эталоны нравственных идеалов, отраженных в литературе, живописи, скульптуре, и иных жанрах искусства. Это позволяет видеть конкретные ориентиры личностного развития, при этом на каждом этапе исторического развития сохраняется значимость многих общечеловеческих черт, которые веками передаются из поколения в поколение [4].
Безусловно, включение музея в формирование исторической культуры - дело непростое и проходит в несколько этапов:
1. Формирование представления об историческом времени и его движении. В музее, где связь времен предстает в своем конкретном предметном выражении, есть возможность научить как бы видеть историю,
представлять все то, что стоит за предметом, понимать, что предметы вчерашнего, да и сегодняшнего дня -определенные звенья в цепи времени.
2. Формирование представлений об изменчивости и преемственности системы ценностей. Поскольку в музейном предмете осуществляется связь с ценностными ориентациями людей той или иной эпохи, в музее можно проследить историческую изменчивость системы ценностей определенного времени, определенного класса. Особенно важно подчеркнуть, что привнося ценности прошлого в современное общество, музей способствует и формированию системы новых ценностей на их основе.
3. Передача знаний о происхождении и особенностях определенных этнических групп, в частности, путем популяризации и непосредственного включения современных людей в старинные обряды, ритуалы, традиции, подлинное назначение которых состоит в поддержании и развитии нравственных, морали [11, с.20].
Всем известно, что прошлое не исчезает бесследно. Оно прорастает в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего развития в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи. К сожалению, на сегодняшний день мы имеем целое поколение, которое выросло с представлением искаженной подачи исторической действительности. Бытовое переосмысление отечественной истории совершалось при участии художественной литературы, исторической публицистики, средств массовой информации. Появились новые мифы о прошлом, функция которых заключается в искажении общего сознания в пользу определенных политических соображений. Популярность идеи музея как места для дискуссий и активного диалога характерна сегодня для значительного числа посетителей разного культурного и социального уровня. Сегодня получать исторические знания в музеях надежнее, чем в учебниках, литературе, СМИ, кино и телевидение. Прослеживается мотивация большинства посетителей -это получение исчерпывающей информации об истории страны, ее желание видеть читаемые экспозиции и внятные тексты, т.е. посетитель направлен за достоверными источниками, фактами, направлен на диалог, который ему зачастую не хватает.
Таким образом, историческая культура - это отбор фактов в соответствии с определенными ценностями, а музей и музейная коммуникация основана на непосредственном соприкосновении с памятниками истории и культуры, что связано с теорией отражения. Формирование исторической культуры необходимо рассматривать как элемент воспитания активной жизненной позиции личности, как этап осмысления своей социальной принадлежности, условием которого является формирование самооценки и определение социальной роли в обществе.
Литература
1. История и память: Историческая культура Европы до начала нового времени / Под ред.
Л.П.Репиной.- М.: Кругъ, 2006.- 398с.
2. Историческая наука: вопросы методологии. М.: Мысль 1986. - 230с.
3. Калугина Т.Л. Художественные музеи как феномен культуры. - М.,2008.- 198с.
4. Клюкина А.И. Естественнонаучные музеи в духовной жизни России.- СПб, 2009. - 387с.
5. Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества.СПб., 2004.- 380с.
6. Панарин А.С. Россия в цивилизованном пространстве. М., 1995.-176с.
7. Поляков Ю.А. Историческая наука: люди и проблемы. М.,2004.- 336с.
8. Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания. - М.,2003.-300с.
9. Савельева И.М. Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история в 2т. СПб, Наука,2003. - 456с.
10. Тишков В.А. Новая историческая культура / В.А.Тишков. - М., Изд-во МГ0У,2011. - 60с.
11. Юхневич М.Ю.Художественный музей в образовательном процессе. СПб,1998.- 200с.
12. Hill C. History and the Present L, 1989.p.100.