Научная статья на тему 'Формирование исторической культуры и социализация детей младшего школьного возраста в краеведческом музее'

Формирование исторической культуры и социализация детей младшего школьного возраста в краеведческом музее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / МУЗЕЙ / АГЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуттунен Елена Александровна

В данной статье рассматриваются социализация детей младшего школьного возраста в краеведческом музее. Выделено приоритетное направление в социализации школьника-формирование исторической культуры в краеведческом музее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование исторической культуры и социализация детей младшего школьного возраста в краеведческом музее»

УДК 372.3/.4+316.3/.4+908

Нуттунен Елена Александровна

Старший преподаватель кафедры социально-культурных технологий СПбГУП, аспирантка кафедры социально культурных технологий СПбГУП, elena@nuttunen.com, Санкт-Петербург

формирование исторической культуры и социализация детей младшего школьного ВОЗРАСТА В КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются социализация детей младшего школьного возраста в краеведческом музее. Выделено приоритетное направление в социализации школь-ника-формирование исторической культуры в краеведческом музее.

Ключевые слова: Формирование исторической культуры, социализация, историческое сознание, музей, агент социализации.

Nuttunen Elena Aleksandrovna

Senior lecturer in socio-cultural technologies SPbUHSS, postgradute department ofsocialculturaltehcho logiesSPbUHSS, elena@nuttunen.com, St. Peterburg

THE FORMATION OF THE HISTORICAL CULTURE AND SOCIALIzATION OF PRIMARY SCHOOL AGE CHIDREN IN THE MUSEUM

Abstract. This article discusses the socialization of primary school age children in the museum. Allocated to priority in the socialization ofstudent-formation history of culture in the museum.

Keywords: Formation of historical culture, socialization, historical consciousness, the museum,

the agent of socialization.

Воспитанию молодого поколения на протяжении многих веков, уделяется пристальное внимание. В различные периоды истории на ведущие институтами и аспектами социализации становились семья, государство, педагоги, а также различные учреждения: детские клубы, театры, дворцы, кружки. Одним из таких учреждений является музей, деятельность которого направлена на формирование у школьников определенной системы ценностей, системы взглядов с целью адаптации их к жизни в современном обществе. Формирование исторической культуры в краеведческом музее, есть управление процессом социализации детей младшего школьного возраста, который заключается в целенаправленном влиянии на интеллектуальное, духовное и культурное развитие. В этом возрасте ребенок погружается в социальное пространство окружающей среды, где закладываются основы его формирования как личности, сущностью которого является процесс взросления и вхождения его в социальный мир взрослых.

Социализация представляет собой многоаспектный процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром. Социализацию имеет смысл рассматривать как двухсторонний процесс в силу единства спонтанного и целенаправленного влияния на все процессы становления человека как субъекта общественных отношений.

Социализация младших школьников характеризуется новизной социального статуса ребенка, впервые вступившего в систему ответственных взаимосвязей. В этот период начинает формироваться собственное видение отношений, свои критерии оценок поступков и поведения окружающих, возникает требовательность и избирательность в отношениях со сверстниками, развивается познавательное отношение к социальному миру. Социализация детей осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого является различные аспекты социальной культуры.

Историческая культура воспитывается под влиянием множества факторов и является с одной стороны, компонентом личност-

ной идентичности ребенка, а с другой - результатом его социализации. Формирование исторической культуры это ступень к историческому сознанию, которое, в свою очередь, во многом предопределяет духовную жизнь человека, и в первую очередь его гражданские качества. Особое место в формировании исторического сознания, исторической культуры принадлежит музейным учреждениям, которые хранят и экспонируют достоверные, первичные источники познания истории и культуры. Опираясь на национально-культурные раритеты, музеи могут воссоздать исторические реалии, вовлечь человека в мир ожившей истории, вызвать высокие чувства сопричастности к значимым событиям минувшего времени.

Исследователи (С. Н. Иконникова, В. Исаченко, В. Лисовский, В. П. Максаков-ский, М. Б. Пиотровский, Л. М. Шляхтина и др.) рассматривают музей как культурный центр и социальный инструмент. Музей включен в педагогический процесс общества. Невозможно рассматривать процесс социализации ребенка в отрыве от использования культурно-исторических знаний, культурно-исторической среды где проживает и воспитывается ребенок как личность. Учитывая роль музеев в воспитании личности, необходимо осмысленно подходить к организации и включенности ребенка в этот социум. Классик педагогической науки К. Д. Ушинский, активно развивал идею применения наглядности в обучении, именно это послужило стимулом для создания школьных музеев. Как отмечал Л. С. Выготский, труды которого, подтверждают концепцию социализации детей в музее, что для школы является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться. Зона ближайшего развития и определяет ближайшим образом, каковы возможности ребенка в смысле овладения тем, чем он еще не владеет под руководством, с помощью, по указанию, в сотрудничестве [3]. В русле нашего исследования учение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития важно. Работа с детьми в музее, строится так, чтобы школьники сами старались открывать мир музея для себя. В музее есть уникальная возможность наглядного постижения истории и культуры на материалах экспозиции и фондов музеев,

формирования у подрастающего поколения целостного представления о вековых традициях культуры русского народа, богатства духовной жизни. Отношение к культурноисторическому пространству, способствует приобщению к истории культуры, а через них и к общественной жизни в целом, что и приводит к взаимодействию ребенка с социумом, а в целом ребенок учиться жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Таким образом, у школьника происходит адаптация в социально-культурном пространстве через апробацию традиционных форм поведения в музейном пространстве, ориентация на исторические ценности как условие понимания и закрепления поведенческих тенденций личности.

Феномен исторической культуры влияет на процесс социализации ребенка, который возможен при условии построения определенной системы воздействия на ребенка с целью формирования исторической культуры. Одна из основных функций музея трансляция накопленного опыта новым поколениям. Музей стремится обеспечить успешную социализацию личности, передавая ей культурный опыт и ценности для полноценного выполнения различных социальных ролей. Сегодня музейное пространство должно способствовать формированию духовного образа своего «Я»; открытости собственного внутреннего мира ребенка, в представление возможности детям разобраться в знании таких понятий, как прекрасное и безобразное, добро и зло, когда ребенок познает ценности и антиценности.

Таким образом, социализирующая роль деятельность краеведческого музея заключается в следующем.

1. Музей представляет собой центр средоточия материальных свидетельств (документов) развития истории, культуры или природы, которые став музейными предметами, несут в себе подлинную (аутентичную) информацию, имеющую большое научное и культурное значение.

2. Музей один из центров научно-исследовательской деятельности региона, так как отбор, исследование и использование музейных предметов в качестве экспонатов требует серьезной исследовательской деятельности и полученные результаты часто

являются научными открытиями (пусть местного характера), проливающими свет на развитие культурных или природных процессов, происходящих в «пространстве музея».

3. Музей - это учреждение культурного представительства региона, так как представленные в экспозиции музейные экспонаты являются образцами культурного наследия. В свою очередь, музейные экспозиции есть новая культурная реальность, в которой оказываются аккумулированными культурные нормы, доминирующие в данном обществе в данное время, а деятельность музейных сотрудников осуществляется с учетом их профессиональной культуры.

4. Документальная, научная и культурная ценность музея дают возможность считать его и образовательно-воспитательным центром, осуществляющим процесс передачи культурных норм, лучших традиций, опыта поколений с учетом тех требований, которые общество выдвигает в различные исторические периоды[8, с. 44].

С точки зрения коммуникативного межличностного взаимодействия в музее дети младшего школьного возраста проходят этапы социализации, через принятие исторической информации и социальных ролей исторических персонажей. Опыт и уроки истории служат целям освоения настоящего и прогнозирования будущего.

Школьник социализируется через функциональное использование ценностей истории. Таким образом, функции исторической культуры в процессе соции заключаются в:

• выработке социального самопознания различных общностей людей, превращение индивида в личность. В индивидуальной памяти проявляется часть исторического сознания;

• социальной потребности общества в создании условий для культурного, социально-этнического самоопределения народов -общезначимая социальная память;

• социальном воспитание через образцы социально-значимого поведения.

В краеведческом музее процесс социализации ребенка осуществляется в основном на примерах истории и может быть осуществлен только на смысловом понимании исторических реалий, в ориентации на исторические ценности.

Известно, что общественные ценности автоматически не становятся личностными,

и задача музея в том и состоит, чтобы научить подрастающее поколение понимать и принимать ценности, которые на протяжении многих веков формировали и воспитывали ни одно поколение россиян. Многие аспекты исторического опыта отражают развитие ценностных оснований жизни в историческом измерении.

Таким образом, через активное освоение музейного пространства можно приобщить ребенка к важнейшим историческим этапам и событиям его малой Родины, к природе его родного края, к явлениям общественной жизни, науки и искусства. Усвоение ценностных ориентаций в музее обеспечивает становление индивидуальности школьника, которая проявляется в качествах человека, в его позициях, нормах, регулирующих его социальное поведение. Через исторические персонажи, через образы, созданные литературой и искусством, школьник стремится познать свое «я», окружающих его людей, сформировать свою линию поведения, приобрести жизненный опыт.п. Г. Постников выделяет различные виды деятельности по накоплению, изучению, систематизации исторических фактов, которые формируют историческую культуру в контексте социализации школьника:

• Первое направление связано с включением учащихся в различные виды деятельности по накоплению, изучению, систематизации исторических фактов. Это может быть создание музейного кружка, сбор устных свидетельств и создание исторических источников, участие в исторических конкурсах и олимпиадах.

• Второе направление связано с показом значимости истории для понимания современной общественно-политической жизни и активного участия в ней. Для его реализации необходимо показать школьникам, что история учит анализировать социально-экономические проблемы на каждом этапе развития общества, выясняет зависимость сегодняшнего дня от вчерашнего и будущего от современности.

• Третье направление связано с детализацией важных исторических фактов, показом духовного мира личностей и мотивации их существенных поступков. Для этого можно использовать методы художественной и научно-популярной литературы, концентриру-

ющей внимание на исторических личностях. Это и будет наиболее глубокий анализ истории, одновременно дающий возможность не только понять, но и эмоционально пережить исторические события [6, с. 145-146].

Резюмируя выше сказанное, можно предположить, что краеведческий музей имеет больше возможностей в предоставлении доказательной базы, которая не только вербальна, но и творчески преобразована через квазиисторическую обстановку музейных залов, мифологичную глубину истории. В этой связи краеведческий музей выступает для ребенка концентрированным, наглядно-образным выразителем особенностей местной культурно-исторической среды и воспитывает понимание важности каждого изучаемого события.

Современная парадигма образования определила в качестве приоритетной цели -формирование исторической культуры детей младшего школьного возраста. Сегодня остаются неразрешенными проблемами как социокультурное и социальное воспитание детей. Благодаря коммуникативной деятельности школьника в краеведческом музее происходит гармонизация мира ребенка в культурно-исторической среде, что способствует накоплению социального опыта и социализирует ребенка.

Таким образом, формирование исторической культуры в контексте социализации младшего школьника является результатом, отражающим способность ребенка к успешной жизнедеятельности в качестве субъекта общественных отношений.

Библиографический список

1. Блюхер Ф. Н. Философские проблемы исторической науки. - М., 2004. - 197с.

2. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. -М., 2004. - 196 с.

3. Выготский Л. С. Лекции по психологии. -СПб.: СОЮЗ, 1997. - 144 с.

4. Клюкина А. И. Естественнонаучные музеи в духовной жизни России. - СПб., 2009. - 540 с.

5. Мухаев Р. Т. Социология. - М.: Про-спект,2012. - 176 с.

6. Постников П. Г. Профессиональное поведение учителя истории в контексте технологической культуры: монография - Нижний Тагил: Нижнетагильский госуд. социально-пед. академия, 2011. - 168 с.

7. Фролов С. С. Общая социология: учебник -Москва: Проспект, 2011. - 384 с.

8. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика: учеб. -пособие. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2009. - 183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.