Научная статья на тему 'Понятие личностного роста в гештальт-подходе'

Понятие личностного роста в гештальт-подходе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1072
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ЗРЕЛОСТЬ / ОСОЗНАВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Т.А., Сойко В.В.

В статье рассмотрено понятие личностный рост, предложена модель личностного роста в групповой тренинговой работе в гештальтподходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие личностного роста в гештальт-подходе»

псахотерапая, кланаческая псахологая и псахоаналаз

УДК 159.99

понятие личностного роста в гештальт-подходе

Т. А. Демидова, В. В. Сойко Херсонский государственный университет Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского

резюме: В статье рассмотрено понятие личностный рост, предложена модель личностного роста в групповой тренинговой работе в гештальтподходе.

ключевые слова: личностный рост, зрелость, осознавание, психологическое здоровье, геш-тальт-подход.

В психологической науке существует достаточное количество теоретических и практических разработок связанных с проблемами личностного роста. Понятие личностный рост уходит своими корнями в работы представителей экзистенциально-гуманистического направления. Личностный рост в теории гештальт-подхода рассматривается и как процесс и как результат. Двойственность такого подхода дает возможность использовать понятие личностный рост как критерий результатов развития и как механизм самого процесса развития. С позиции результата развития личностный рост описывается как психологическое здоровье, зрелость, эмоциональная зрелость. Если рассматривать личностный рост как процесс, то мы столкнемся со ледующими определениями: процесс расширения зон самоосоз-навания, процесс осознавания, духовный рост.

Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознава-ния, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания: 1 Внутреннюю - явления и процессы, происходящие в нашем теле.

2. Внешнюю - внешние события, которые отражаются сознанием.

3. Среднюю - фантазии, верования, отношения [6].

Очень часто человек существует только в одной зоне, «забывая» про другие. Так, чаще всего жители мегаполисов концентрируются на средней зоне и полностью забывают про внутреннюю зону, а внешняя зона достаточно сильно искажена. При этом, подобная особенность будет провоцировать развитие невротических проявлений, снижению эмпатично-сти и рефлексивности. Таким образом, важно, чтобы у человека все три зоны находились в сбалансированном состоянии, чтобы он легко мог переходить из одной зоны осознавания в другую. Это может способствовать глубинному изменению личности и решению ее проблем.

Дж. Энрайт описывает модель личностного роста, в рамках которой клиент рассматривается как соответствующий норме, но у него всегда есть возможность достичь большего. Нормальная личность должна постоянно развиваться и расти - в противном случае наступает застой и постепенная деградация. Отсутствие роста - тревожный признак, и нормой считается постоянное стремление быть выше нормы. Помощь со стороны желательна, но не так уж необходима, поскольку стремление к росту - естественное свойство человека, как и всякого живого существа [5].

Л. Ф. Бурлачук, А. С. Кочарян, М. Е. Жидко говорят о том, что в гештальт-подходе нет усредненных критериев психологического здоровья. Человек, достигший аутентичности, обретает свободу выбора и становится лучшим экспертом для собственной личности [1]. Здоровая личность не обременяется социальными ролями, поскольку они не более чем набор социальных ожиданий относительно себя и других. Зрелая личность не стремится приспособиться к обществу. Здоровый индивид не цепляется за отжившие традиции и привычки - они хоть и служат его безопасности, но, по сути, абсолютно мертвы. Принимая ответственность за свою жизнь целиком и полностью, такие люди дорожат каждым мгновением и стремятся ощутить его свежесть и неповторимость [8].

К. Рудестам пишет о том, что в гештальттеории состояние оптимального здоровья называется зрелостью. Для того чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремление получить поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддерж-

Психотерапия, клиническая психология и психоанализ

ки в самом себе. В гештальттеории речь идет об эмоциональной зрелости. Если индивидуум не достиг зрелости, то он скорее склонен манипулировать своим окружением для удовлетворения желаний, чем брать на себя ответственность за свои разочарования и пытаться удовлетворить свои истинные потребности. Зрелость наступает тогда, когда индивидуум мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих и неадекватности самоподдержки. Ситуация, в которой он не может воспользоваться поддержкой со стороны окружающих и опереться на самого себя, есть тупик. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Если индивидуум не рискует, то у него актуализируются ролевые поведенческие стереотипы, позволяющие манипулировать другими: он может выбрать роль "беспомощного", чтобы остаться зависимым, или роль "глупца", чтобы получить интеллектуальную поддержку [7].

Страх - наиболее частая, но не единственная причина неудач в достижении зрелости. Другой причиной нередко становится родительское попустительство и потакание ребенку в его желании сохранить как можно дольше удобную позицию безответственности и безопасности. Ф. Перлз полагал, что многие родители более всего стремятся дать своим детям все то, чего они сами были лишены. В результате дети предпочитают оставаться как можно дольше в зависимости и позволяют родителям делать для них все что угодно. Многие родители также избегают и боятся фрустрировать детей, но, по убеждению Ф. Перлза, только благодаря фрустрации мы вынуждены обратиться к собственным внутренним ресурсам, активизировать их и тем самым преодолеть то, что нас фрустрирует. Давая слишком много, а фрустрируя слишком мало, родители создают столь безопасную и удовлетворяющую среду для своих детей, что детям, естественно, ничего не остается, как желать, чтобы все оставалось неизменным. Однако Ф. Перлз не обвиняет родителей - дети сами ответственны за эти издержки воспитания, поскольку они используют массу манипулятивных приемов. Обвинять родителей в своих проблемах - значит демонстрировать свою незрелость и попытку избежать принятия ответственности за собственную жизнь, что составляет существенную часть процесса реального взросления [8].

Ф. Перлз предположил, что для достижения зрелости и принятия ответственности за себя взрослый человек должен тщательно проработать все свои невротические уровни. Первый уровень называется уровнем "клише". На этом уровне мы действуем стереотипно и неаутентично. Далее открывается "искусственный" уровень, где доминируют роли и различные игры. Здесь мы манипулируем другими, пытаясь получить ту поддержку, в которой, по собственным предположениям, нуждаемся. Под "искусственным" уровнем лежит уровень "тупика", который характеризуется отсутствием поддержки со стороны окружения и неадекватностью самоподдержки. Мы стремимся избегать этого уровня так же, как стремимся избегать любой боли, поскольку в ситуации "тупика" чувствуем себя потерянными, обманутыми и фрустрированными. Вслед за уровнем "тупика" идет уровень "внутреннего взрыва", или "смерти". Только дойдя до этого уровня, мы затрагиваем свое истинное "Я", свою личность, которая до этого была "похоронена" под различными защитами. Ф. Перлз утверждал, что взаимодействие с уровнем "внутреннего взрыва" приводит к "внешнему взрыву" - проявлению истинного "Я" [7].

Гештальт- подход, по описанию Эдварда У. Л. Смита, представляет собой один из путей личностного роста. Поэтому особое внимание в нем уделяется реализации полученного опыта, проживанию этого воплощенного опыта, а также выбору в пользу роста путем того изменения, которое нашло воплощение в полученном опыте. Раскрытие индивидуальности происходит "здесь и сейчас" в процессе осознавания. Главная цель гештальт-терапевта, заключается в том, чтобы помочь клиентам осознать, в каком звене цикла они прерывают его, как они это делают и какой механизм прерывания контакта побуждает их к этому [4].

Дж. К. Зейга и В. М. Мьюниона также считают, что процесс гештальттерапии посвящен переживанию, ориентированному на личностный рост. Наибольшую пользу от такого подхода получат клиенты, проявляющие хотя бы умеренное желание больше узнать о себе и получающие удовольствие от работы над собой, экспериментированию и занятиям, требующим самодисциплины. Личностный рост происходит благодаря опыту в условиях повышенного осознавания. Методика заключается в феноменологическом наблюдении за прохождением клиентом цикла. В тот момент, когда клиент прерывает цикл, мы помогаем ему осознать происходящее и сделать выбор [4].

Личностный рост в практике гештальт-подхода является одновременно и достоинством, и недостатком. Достоинство заключается в том, что мы можем сосредоточить все свои усилия на развитии человеческого потенциала. Таким образом, облегчается переход от уровня дисфункции к уровню обычного функционирования. При таком подходе рост пред-

полагает осознавание и как метод, и как критерий. Однако развитие осознавания требует времени. В некоторых других видах психотерапии, для того чтобы эффективно устранить симптомы и нежелательное поведение, нет необходимости прибегать к осознаванию [4].

С. Глэддинг определяет личностный рост в гештальт- подходе как духовный, который заключается в завершении задач прошлого, чтобы человек мог достичь внутренней инегрированности личности. Духовный рост включает в себя интеграцию эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов человека. Главная задача - это примирение полярностей в человеке [3].

И. В. Вачков считает, что личностный рост в гештальт-подходе заключается в разблокировании самосознания и помощи человеку в достижении зрелости, т. е. в умении находить источники поддержки в самом себе. Западные исследователи констатируют высокую эффективность гештальтметодик в расширении осознания самих себя. В тренингах развития самосознания используется богатый теоретический и практический опыт гештальт-подхода в целях пробуждения спонтанности участников, их творческих потенциалов. Умение быть собой, принятие своей личности, открытие своего Я не только для себя, но и для других - это то, что так необходимо любому человеку [2].

А. А. Осипова считает, что личностный рост в гештальт-подходе происходит благодаря снятию блокировок, пробуждению потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности. Личностный рост заключается в следующем: обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания, смещение локуса контроля вовнутрь; поощрение независимости и самодостаточности; обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их. В гештальтте-ории различают механизмы нарушения процесса саморегуляции: интроекцию; проекцию; ретрофлексию; дефлексию; конфлуенцию, профлексию, эготизм. В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фраг-ментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами часто выступают дихотомии: мужское - женское, активное - пассивное, зависимость - отчужденность, рациональность - эмоциональность [6].

Е. Н. Шутенко говорит о том, что для того чтобы обрести подлинное сознание своего «Я», человеку необходимо преодолеть свое «Я», выйти за пределы ограниченности рамками своего индивидуального существования и обратиться, посвятить себя чему-то большему, чем собственное «Я», - делу, обществу, культуре, Богу и т. д. Причем такое посвящение должно быть осознанным и свободным. Именно на этом пути человеку открываются истинные, сущностные аспекты его личности, перспективы и горизонты личностного самоопределения и самостроительства, возможности продуктивного и осмысленного существования. Отмеченная закономерность выступает базовой и отправной идеей, лежащей в основе построения ведущих прикладных моделей и терапевтических практик психологической работы по развитию сферы самосознания личности. В гештальттерапии центральной линией становится обеспечение целостности и гармонизация структуры «Я» посредством широкого обращения и поиска новых связей «Я» личности с окружающим природным и социальным пространством [9].

Таким образом, используя понятие личностный рост в теории гештальт-подхода можно построить вполне логичную модель индивидуальной и групповой работы по развитию самосознания личности. Гештальттерапевт имеет возможность выбирать, какому из предложенных этапов оказать предпочтение в первую очередь:

0 работа с осознаванием уровней прерывания цикла контакта (пре-контакт, контакт, полный контакт, пост-контакт) и механизмами прерывания цикла контакта (слияние, интроекция, проекция, ретрофлексии, дефлекция, профлексия, эготизм); 0 работа по координации равновесия между внутренней, внешней и средней зонами осознавания;

0 работа с прохождением уровней развития аутентичного состояния: уровень фальшивых отношений, фобический уровень, уровень тупика, уровень имплозии, уровень эксплозии; 0 работа с принятием ответственности;

0 работа с поиском внутренних и внешних ресурсов в поддержке самого себя; 0 работа с осознанием своих истинных потребностей и со свободой выбора в удовлетворении или нет своих потребностей; 0 работа с примирением полярностей и интеграции эмоциональных, познавательных и

поведенческих аспектов человека; 0 работа творческим приспособлением и обретением спонтанности;

Клиническая психиатрия и психофармакотерапия

0 работа по осознанию своих эмоций.

Необходимым условием реализации данной модели индивидуальной и групповой работы по развитию самосознания личности является практическая разработка каждого из предложенных этапов, что является целью нашего дальнейшего исследования.

Список литературы

1. Бурлачук Л. Ф., Кочарян А. С, Жидко М. Е. Психотерапия. - СПб.: Питер, 2007. - 480 с.

2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. - М: Ось-89, 1999. - 176 с.

3. Глэддинг С. Психологическое консультирование. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.

4. Зейга Дж. К., Мьюниона В. М. Психотерапия - что это? Современные представления. - М.: Класс,

2000. - 432 с.

5. Калина Н. Ф. Основы психотерапии. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. -272 с.

6. Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М.: Сфера, 2002. - 510 с.

7. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 1998. - 384 с.

8. Соколова Е. Т. Психотерапия: теория и практика. - М.: Академия, 2006. - 368 с.

9. Шутенко Е. Н. Развитие самосознания личности как проблема психологической теории и практи-

ка/Знание. Понимание. Умение. № 1, 2012. - С. 196-204.

ПОНЯТТЯ ОСОБИСТ1СНОГО ЗРОСТАННЯ у ГЕШТАЛЬТ-П1ДХОД1

Т. А. Демидова, В. В. Сойко

Резюме: У статп розглянуто поняття особиспсне зростання, запропонована модель особиспсного зростання у груповш треншговш робота у гештальтпщход^

KAroHOBi слова: особиспсне зростання, зрЫсть, усвщомлення, психолоичне здоров'я, гештальт-пщхд.

THE CONCEPT OF PERSONAL GROWTH IN GESTALT-APPROACH

T. Demydova, V. Soyko

Summary: The article deals with the concept of personal growth, we propose a model of personal growth in group training in Gestalt approach.

Key words: personal growth, maturity, awareness, mental health, Gestalt approach.

УДК616.89-008.48:159.923:615.851-055

вплив тяжкого соматичного захворювання на с1м'ю хворого (погляд кр1зб призму психоонкологн)

М. В. Маркова, I. Р. Мухаровсъка, О. В. Пюнтковсъка Харшвська медична академ1я тслядипломно! освгти

Резюме. Соматичне захворювання, в особливосп онколоичного профмю - це потужний стрес для пащента та його сш1. Родина намагаеться перебудувати свое функщонування, що спричиняе дестабШзащю навть у ресурсних та добре адаптованих сiмейних системах. Однак питання психологiчноi допомоги для близьких онкохворого залишаються менш висвгтленими у порiвняннi з пацiентами. Особливим роздiлом е надання психологiчноi допомоги у сферi дитячоi психоонкологи. Встановлення онкологiчного захворювання у дитини постае не тiльки в медичному, але i психологiчному та психосощальному аспектах.

Новiтнi здобутки онкологiчноi практики з трендом пщвищення ймовiрностi видужан-ня, ставлять перед медичною психолоиею завдання розробки не лише медичноi та медико-психологiчноi допомоги тд час лiкування, але i реабмгтаци, в тому числi психореабiлiтацii,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.