Научная статья на тему 'Цели психологического консультирования в гештальт подходе'

Цели психологического консультирования в гештальт подходе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2024
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОЗНАВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Т.А., Сойко В.В.

В статье рассматриваются цели психологического консультирования в гештальт подходе: реализации потенциала и внутренней инегрированности личности, обогащение и расширение осознавания в процессе взаимодействия консультант клиент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели психологического консультирования в гештальт подходе»

emotional and volitional features in adolescents with autoaggressive behavior

Aymedov K. V. Odessa State Medical University, Odessa, Ukraine

The purpose of this study was to investigate emotional - volitional features in teenagers with a penchant for the autoagressive behavior. The study involved 176 adolescents aged 13 to 17 years. Among them, 114 teenagers had a history of auto-aggressive behavior (AB) in the form of suicidal thoughts, intentions and attempts, they are the main group. In the control group included 62 teenagers who were students of secondary school and had no previous inclination to autoagressivnogo behavior. The study revealed that the majority of adolescents with a history of a tendency to have high levels of AB as personal and reactive anxiety. This may explain the tendency to perceive a threat to their self-esteem and ability to live in a vast range of situations and react very severe state of anxiety, prevents adaptation and socialization.

Keywords: auto-aggressive behavior, adolescence, emotional sphere.

УДК 159.9; 37.048.44

цели психологического консультирования В ГЕШтАЛьт подходе

Т. А. Демидова, В.В. Сойко Херсонский государственный университет

Крымский государственный медицинский университет им. С. И. Георгиевского

резюме: В статье рассматриваются цели психологического консультирования в гештальт подходе: реализации потенциала и внутренней инегрированности личности, обогащение и расширение осознавания в процессе взаимодействия консультант - клиент.

Ключевые слова: осознавание, интеграция, целостность, гештальттерапия.

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе, неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы [6].

А. Н. Елизаров выделяет цели психологического консультирования в зависимости от того подхода, в рамках которого психолог предпочитает работать. Таким образом цель психологического консультирования определяется как оказание психологической помощи (Ю. Е. Алешина); появление у клиента черт зрелой личности (Р. Кочюнас); прояснение клиенту причины и следствия жизненных ситуаций (Н. Н. Обозов); культурно-продуктивная личность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения (Г. С. Абрамова); достижение высших степеней диалогического общения, когда можно зафиксировать момент самообнаружения личности в максимально искреннем обсуждении значимых личностных проблем (А. Ф. Копьев); разрушение полярности оценочной позиции (С. А. Капустин); решении клиентом своих психологических проблем (П. П. Горностай, С. В. Васьковская); адаптация к жизни за счет активации жизненных

ресурсов (В. Ю. Меновщиков) [3].

Любой вид консультирования не может быть свободен от теоретической модели желаемых или возможных изменений, которые претерпевает клиент в процессе работы с консультантом. Любая модель подразумевает существование и постулирование ряда возможных конструктивных целей процесса оказываемой психотерапевтической, психологической и других видов помощи [1].

Гештальттерапия в настоящее время - одно из самых динамично развивающихся и эффективных направлений психотерапии. Она может быть представлена как синтез идей экзистенциализма, гештальтпсихологии, психоанализа и телесной терапии, но по сути она представляет собой совершенно самостоятельную и целостную систему идей и практических методов, завоевавшуюв мире много сторонников [7].

Ф. Перлз, П. Гудман и Р. Хефферлин разработали психотерапевтический подход под названием «гештальттерапия», в котором важная роль тводилась применению гештальт-психологии в психотерапии. Внимание уделялось проблемам осознания, существования цельной личности в творческом контакте с ее окружением, перестройки сенсорных способностей индивидуума. Система психотерапии Ф. Перлза разрабатывалась с целью объединения принципов гештальт-психологии, фрейдовских структур, взглядов В. Райха и принципов общей семантики. Сторонниками гештальт-психологии были сделаны два важных вклада в теорию консультирования. Это принципы перцепционной организации и феномен инсайтного научения. Гештальт-психологи постулируют, что психологическая структура личности имеет тенденцию смещаться в сторону целостности. Это означает, что индивидуум стремится привести свое восприятие к простому и завершенному организационному виду, чтобы избежать напряжения, вызываемого дезорганизацией [12].

Сторонники гештальт-психологии подчеркивают влияние на организм «поля», то есть факторов его окружения. К. Левин, может быть, не задумывался о приложении своей теории в области психологических консультаций, однако он сформулировал несколько концепций, особенно ценных для консультантов. К. Левин называет свою теорию «топологической»теорией личности, так как использует математическую модель для описания психологического поля индивидуума. Он изображает взаимодействия личности в психологическом поле с помощью терминов теории поля, таких как вектор (направление) и валентность (притягательная сила). Он рассматривает динамическую систему личности, складывающуюся из взаимозависимых подсистем, что составляет заметный контраст с системой личности у З. Фрейда, в большей степени связанной с историей жизни клиента.

Одним из аспектов влияния теории К. Левина для консультирования является значение помощи клиенту в увеличении проницаемости его внутриличностных барьеров, для того чтобы он не страдал от их изолирующего действия в случае их ригидности. Еще одна задача консультанта - помогать клиенту ставить себе цели в разумных пределах. Это нужно для того, чтобы уменьшить его фрустрацию, обусловленную препятствиями, возникающими на пути к цели, то есть выработать реалистичный «уровень притязаний».

Исходя из теории К. Левина, принципиальные цели консультанта могут быть следующими: расширить жизненное пространство индивидуума так, чтобы он мог жить более гибко, помочь ему удалить препятствия, которые мешают в достижении его целей и снизить ригидность внутриличностных барьеров, чтобы он мог почувствовать свободу и непринужденность [12].

Фриц Перлз, Лаура Перлз и Поль Гудмен верили в то, что задача терапии состоит не в том, чтобы просто избавить людей от тягостных чувств и установок, таких как низкая самооценка и чувство вины, но также и помочь им попытаться охватить более широкий круг устремлений. Конечная цель для них состоит в обучении не только удовлетворению потребностей, но и проявлению активности в мире, движению в нем. Обучившись музыке и танцам, Лаура Перлз интуитивно включила использование выразительности и возможностей тела в список того, на что должно быть направлено саморазвитие. Пол Гудмен, вдохновленный своей страстью к социальным переменам, еще расширил область исследования, включив в нее поведение человека в обществе. Таким образом, базовая модель фигуры-фона оказалась расширена настолько, что включала в себя весь спектр взаимоотношений индивида с его окружением. Осознавание рассматривалось в качестве основания процесса развития, и гештальт-терапия могла с тем же успехом быть названа «изучением человека, основанным на гештальтистской модели фигуры-фона» [8].

С точки зрения А. А. Осиповой целью гештальттерапии является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствую-

щих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента. Основная цель - помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные: обеспечение полноценной работы актуального самоосоз-навания; смещение локуса контроля вовнутрь; поощрение независимости и самодостаточности; обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их [10].

С. Глэддинг говорит о том, что цели гештальттерапии хорошо определены. Они включают сосредоточение на «здесь-и-сейчас» и на осознании непосредственного опыта. Геш-тальт-подход своей целью считает помощь клиенту в завершении задач прошлого, чтобы тот мог достичь внутренней инегрированности личности. Эта цель связана с осуществлением духовного роста. Духовный рост включает в себя интеграцию эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов человека. Главная задача -это примирение полярностей в человеке. В целом гештальт-терапевты подчеркивают значение действия, подталкивая своих клиентов полностью переживать свои чувства и действия [2].

Р. Нельсон-Джоунс считает, что главная цель гештальт-консультанта - помочь клиенту перестать постоянно нуждаться в поддержке со стороны окружающей среды и перейти к независимости. Клиенты, обратившиеся к гештальт-консультанту впервые, заинтересованы, главным образом, в решении своих проблем. Гештальт-консультанты помогают клиентам не только находить поддержку в самих себе при решении текущих проблем, но и жить более «подлинно». Для того чтобы клиенты были самостоятельными, они должны находиться в контакте со своими организмическими экзистенциальными центрами (я - это то, чем я являюсь). Люди, которые находятся в контакте со своим организмическим «Я» или со своими чувствами, являются самоактуализирующимися, или самостоятельными [9].

Д. Зинкер описывает следующие индивидуальные цели: интеграция полярностей; обогащение и расширение осознания; достижение контакта с собой и другими; обучение тому, как обеспечивать самоподдержку, вместо того чтобы искать поддержки у других; достижение ясного понимания собственных ограничений, перевод инсайта в действие; приобретение готовности узнать о себе нечто новое, благодаря участию в креативных экспериментах; обучение тому, как плавно проходить через цикл осознание- волнение - контакт без столкновения с какими-либо серьезными препятствиями [5].

И. Польстер и М. Польстер утверждают, что основная задача гештальттерапии заключается в том, чтобы в действии восстановить самоощущение и распознать свою индивидуальность, а не хранить верность неподвижным стереотипам [11]. Гештальт подход меняет представление о том, что чем больше мы пытаемся быть тем или чем мы не являемся, тем в большей степени мы остаемся такими же. Согласно парадоксальной теории изменений А. Бейссера, личностные изменения происходят тогда, когда мы осознаем, кто мы такие, вместо того чтобы осознавать, кем мы не являемся. Важно, чтобы клиент принял то, кем и чем он является, а не стремился стать тем, кем он «мог бы быть». То, чем мы являемся, становится точкой отсчета для выбора нашего пути [5].

Гэри Йонтеф выделяет единственную цель гештальт-терапии - это осознавание. Она состоит в расширении осознавания определенной области бытия, а также увеличении возможностей клиента автоматически при необходимости использовать навыки осознавания. Если основоположники гештальт-терапии считали его содержанием, то более поздние последователи видят в нем процесс. Однако и в качестве содержания, и процесса осознавание по мере продолжения терапии способствует углублению уровня «лечебного» воздействия. Оно включает в себя осведомленность об окружающей среде, ответственность за осуществляемый выбор, знание о себе, принятие своей личности и способность к контакту.

Обычно, на начальном этапе терапии клиенты главным образом озабочены разрешением своих насущных проблем. Поэтому задачей гештальт-терапевта становится прояснение, каким образом они поддерживают себя, справляясь с этими ситуациями. Посредством усиления саморегуляции и самоподдержки гештальт-терапия способствует разрешению клиентом проблем. По мере продолжения терапии оба ее участника начинают больше внимания уделять общим проблемам личности. На завершающем этапе успешного курса терапии львиная доля работы уже направляется самим клиентом, и он оказывается способным интегрировать решение проблемных ситуаций, личностные проблемы, отношения с терапевтом и способы, используемые им для осознавания [4].

Д. Кори обозначает цели гештальт терапии, которые могут быть достигнуты в группе: обучение тому, как ясно и прямо просить о том, чего хочешь или в чем нуждаешься; обучение тому, как эффективно справляться с межличностными конфликтами; обучение тому, как передавать поддержку и энергию другим людям; приобретение способности бросать

вызов себе и другим, преодолевая ограничения безопасного и известного; формирование общности, которая основывается на доверии, что позволяет осуществлять работу на более глубоком и осмысленном уровне; обучение тому, как предоставлять друг другу обратную связь; обучение тому, как использовать свои ресурсы в группе и ресурсы самой группы, вместо того чтобы взваливать все руководство на консультанта [5].

Э. Невис определяет цель организационного консультирования в гештальт-подходе -это помощь в осознании препятствий к росту и нахождении новых творческих решений, способствующих гармоничному функционированию организации. Задача консультанта, работающего с организациями в традициях гештальт-подхода, заключается в том, чтобы развить у клиента (как некоторой системы) способности, необходимые для понимания и практического применения модели цикла изменения и таких важных в этом цикле функций, как сознавание, контакт. Цель вмешательства консультанта - полностью пройти и завершить цикл изменения. Концепция цикла изменений может использоваться как инструмент оценки, позволяющий установить, что способствует или сдерживает процесс изменений. Гештальт-теория цикла изменений и управления процессом изменений придает объем деятельности оргконсультанта, позволяет выстроить и предложить организации систему вмешательств в каждом конкретном случае, придает смысл отдельным организационным мероприятиям. Концепция цикла изменений налагает некоторую структурную определенность на континуум непрерывных жизненных процессов организации [8].

Знание целей психологического консультирования дают возможность осознать широкий диапазон использования гештальт подхода в работе психолога - индивидуальное, групповое и организационное консультирование. Гештальт-терапия предоставляет большую, чем в других терапевтических системах, спонтанность и свободу действий для консультанта. Эта спонтанность консультанта подразумевает большую свободу сознательного выбора клиента. Базовое предположение гештальт-терапии заключается в том, что индивид может самостоятельно справляться со своими жизненными проблемами, особенно если он полноценно осознает то, что происходит с ним и вокруг него. Поскольку человека окружает множество конкретных проблем, человек находит множество способов, чтобы избежать их решения, и тем самым препятствует своему личностному росту. Гештальт-терапия оказывается наиболее полезной для клиентов, открытых для работы над самоосознаванием и стремящихся к естественному доминированию этого процесса в их жизни.

Список литературы

1. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Речь, 2001.- 352 с

2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд.- СПб.: Питер, 2002.- 736с.

3. Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования.- М.: Ось-89, 2003.- 336 с.

4. Йонтеф Г. Осознавание, диалог и процесс в терапии.- М.: Московский Гештальт Институт, 2002.-100с.

5. Кори Д. Теория и практика группового консультирования.- М.: Эксмо, 2003.- 640 с.

6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования.- М.: Академический проект, 1999.- 240 с.

7. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии.- М.: Академия, 2002.- 208 с.

8. Невис Э. Организационное консультирование.- СПб.: Пирожкова, 2002.- 224 с.

9. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования.- СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 464с.

10. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002.- 510 с.

11. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. М.: Класс, 2004.- 272с.

12. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии.- СПб.: Сова; М.: Эксмо, 2002.- 624 с.

Ц1Л1 ПСИХОЛОГ1ЧНОГО КОНСУЛЬТУВАННЯ В ГЕШТАЛЬТ П1ДХОД1

Т. А. Демидова, В.В. Сойко Херсонський державний ушверситет

резюме: У статп розглядаються щл психолопчного консультування в гештальт шдходк реа^зацп потенщалу i внутршньо! iнегрiрованностi особистосп, збагачення i розширення осознавания в процеа взаемоди консультант - клieнт.

Ключовi слова: усвщомленням, штеграцш, щ^сшсть, гештальттерапiя.

OBJECTIVES COUNSELLING GESTALT APPROACH

T. A. Demidova, V. V. Soyko Kherson State University

Resume: This article discusses the purpose of counseling in Gestalt approach: realizing the potential and internal inegrirovannosti personality enrichment and expansion of awareness in the interaction process consultant - client.

Keywords: awareness, integration, integrity, Gestalt therapy.

УДК: 616.517:616.89-008 ВИВЧЕННЯ Р1ВНЯ САМООЦ1НКИ ХВОРИХ НА ПСОР1АЗ

I. В. Онищенко Одеський нащональний медичний уншерситет

Резюме. В статп наведено дан експериментального медико-психолопчного дослдження самооцiнки хворих на псорiаз. Наголошуеться, що наявнiсть хронiчного захворювання, зо-крема дерматологiчного, супроводжуеться штенсивною психотравмуючою складовою, яка поеднуе наявшсть високого рiвня соматичного та психоемоцшного дистресу, зниження адаптивносп хворо! людини, усвщомлення загрози порушення соцiального функщонування та зниження якостi життя пащента в ц1лому

Ключовi слова: псорiаз, самооцiнка.

Постановка проблемы. Вплив хвороби на психшу р1зниться в залежноси вщ наслщюв, яю захворювання спричиняе у жиги людини [1]. Наявшсть хрошчного захворювання, зокрема дерматолопчного, супроводжуеться штенсивною психотравмуючою складовою, яка поеднуе наявшсть високого р1вня соматичного та психоемоцшного дистресу, зниження адаптивносп хворо! людини, усвщомлення загрози порушення сощального функщонування та зниження якосп життя пащента в щлому [5]. Актуальшсть та важливють дано"! проблеми обумовлена ме-дичними, психолоичними та психосощальними наслщками захворювання для дерматолоичного пащента, а також необхщшстю створення та вталення комплексних терапевтичних програм, яю б враховували не т1льки медичну складову проблеми, але й дозволяли корегувати порушення в емоцшно-вольовш, особистюнш сферах, а також в сфер1 сощального функщонування хворого на псор1аз [2, 6]. Вищенаведене й обумовило логжу та оргашзащю даного дослщження.

Матерiали та методи дослщження. За умови шформовано! згоди на базi Одеського мiського шкiрно-венерологiчного диспансеру обстежено 183 хворих, якi мали соматичний дiагноз псорiаз. Дослiдження було проведено з дотриманням принцип1в бюетики та деонтологи на протязi 2010-2014 рр. Хворим було оголошено тему та мету науково! роботи, також в ходi бесщи неодноразово пщкреслювалось, що участь пацiентiв в даному дослiдженнi е цiлком добровiльною i конфiденцiальною. Пацiентам надавалось право не вiдповiдати на будь-яке питання, а також перервати опитування, нiчого не пояснюючи. Проте вщповда на ва пи-тання, якi вважались прийнятними, повиннi бути максимально достовiрними.

Серед загально! кiлькостi обстежених для учасп в подальшiй роботi було вдабрано 114 осiб - основна група (ОГ). Даш 69 респонденпв були вилученi з подальшо! статистично! обробки щодо умов формування репрезентативно! за стажем роботи, вшом та статтю вибiрки. В якостi контрольно! групи (КГ) було вдобрано 62 умовно здорових дослщжених, вiдповiдного вшу та стата.

В даному дослiдженi брали участь лише та особи, як вiдповiдали всм наведеним ниж-че критер1ям включення:

- були здатш прочитати i усвщомити данi, наведет в шформованш згодi для учасп у дослiдженнi, а також розумми шструкци, наведенi у психологiчних тестових методиках;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.