Научная статья на тему 'Использование гештальт-подхода в управлении персоналом'

Использование гештальт-подхода в управлении персоналом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3973
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕШТАЛЬТ / МЕТА-ПОТРЕБНОСТЬ / КОНТАКТ / ОСОЗНАВАНИЕ / РЕАЛЬНОСТЬ / ФАНТАЗИИ / ЧУВСТВА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДИАЛОГОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ФИГУРА / ФОН / СОПРОТИВЛЕНИЕ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / A GESTALT / A META-NEED / CONTACT / CONSCIOUSNESS / REALITY / IMAGINATION / SENSE OF RESPONSIBILITY / A DIALOG COMMUNICATION / FIGURE / BACKGROUND / RESISTANCE / MANIPULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семова Алла Александровна

В статье рассматриваются основные положения, принципы и методы гештальт-подхода и их использование в управлении персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF GESTALT-APPROACH IN PERSONNEL MANAGEMENT

The article considers the main provisions of the principles and methods of Gestalt-approach and their use in the management of the personnel.

Текст научной работы на тему «Использование гештальт-подхода в управлении персоналом»

УДК: 338.242.065э ББК: 65.3

Семова А.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ

ПЕРСОНАЛОМ

Semova А.А.

THE USE OF GESTALT-APPROACH IN PERSONNEL MANAGEMENT

Ключевые слова: гештальт, мета-потребность, контакт, осознавание, реальность, фантазии, чувства, ответственность, диалоговое общение, фигура, фон, сопротивление, манипулирование.

Keywords: a Gestalt, a meta-need, contact, consciousness, reality, imagination, sense of responsibility, a dialog communication, figure, background, resistance, manipulation.

Аннотация: в статье рассматриваются основные положения, принципы и методы гештальт-подхода и их использование в управлении персоналом.

Abstract: the article considers the main provisions of the principles and methods of Gestalt-approach and their use in the management of the personnel.

Гештальт-терапия является экспериментальным подходом в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутрилично-стной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом и с окружающими людьми. Поскольку основные идеи и принципы гештальт-метода основаны на законах существования любых живых систем, современный гештальт успешно используется не только при психологическом консультировании и психотерапии, но и в бизнес-менеджменте, в управлении социальными процессами.

Понятие «гештальт» в переводе с немецкого означает образ, фигуру, форму. Под гештальтом мы будем понимать специфическую организацию частей, которая составляет определенное целое. Эксперименты показали, что человеческое восприятие не детерминировано механическим суммированием внешних раздражителей, а обладает своей собственной организацией. В своем восприятии организм выбирает то, что ему важно и интересно. Например, люди пришли работать в организацию. Сотрудник в должности руководителя видит в первую очередь подчиненного, начинающий работник - своего наставника, желающий пообщаться - потенциальных собеседников.

Почему это важно понимать? Дело в том, что за любой фигурой всегда стоит потребность человека. Одна из первых задач в гештальт-подходе - выявить фигуру потребности человека и способ, с помощью которого реализация потребности человеком прерывается. А нераспознанная и неудовлетворенная потребность приводит к внутреннему напряжению, дискомфорту и, как следствие, появлению невротических реакций, депрессии. Желаний у людей может быть много, но базовых мета-потребностей буквально три: безопасность - доверие, близость - автономия и признание.

Восприятие человека устроено таким образом, что значимая фигура выделяется на первый план, будь то образ коллеги, ощущение усталости, боль от удара молотком или слово этого текста. Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими и уходят в так называемый фон.

Открытия в гештальтподходе имели важные философские следствия: человек ответственен за то, что именно он воспринимает и как себя чувствует. Под ответственностью понимается способность работника отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь - за свои желания,

действия, опираться на себя.

Для объяснения человеческого поведения в организации используются идеи гештальтпсихологии, такие как концепция динамики фигуры и фона, представления о целостности человеческого организма и о том, что организм и его окружающая среда представляют собой единое поле, а также на необходимости исследовать вещи такими, какими они представлены в сознании, и идеи экзистенциализма о свободе и ответственности человека.

Работник представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Его нельзя разделить на составные части, например психику и тело. Человек в организации и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм / окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений в организации это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение коллег, которые нас окружают, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.

Поведение индивида согласно теории гештальт-терапии подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма - фигура появляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности - гештальт завершается и разрушается.

В ходе исследований и экспериментов гештальт-психологи заметили, что люди склонны формировать в своей жизни однотипные негативные ситуации. Феномен назвали незавершенный гештальт. В жизни любого сотрудника можно также легко увидеть многократно повторяющиеся однотипные неприятные ситуации. Например, деспотичный или «твердолобый» начальник, или кому-то все

садятся на шею, а кто-то хронически одинок, замкнут, отвержен. Так вот, принцип незавершенных ситуаций заключается в том, что психика не может успокоиться, сохраняет напряжение до тех пор, пока не разрешит проблему. То есть человек сам провоцирует воспроизведение неприятных ситуаций с тайной целью -наконец их разрешить. Незавершенная ситуация - это источник хронического напряжения, откачивающий нашу жизненную энергию. Самое лучшее, что можно сделать, это завершить / закрыть / разрешить ситуацию.

Базовым понятием гештальт-подхода является понятие контакта. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, также как в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.

Нередки случаи в организации, когда в диаде менеджер - подчиненный выстраиваются отношения сверху, то есть свысока, высокомерно или снизу, заискивающе. В гештальт-терапии взаимодействие строится по принципу диалога, то есть, равных позиций. Это честный разговор двух равных уникальных людей. Кажется, что и ничего особенного, однако по данным исследований, такой разговор имеет положительный эффект для личностного и профессионального развития работника и для организации в целом. Навык диалогического разговора помогает установить, наладить гармоничные отношения, разрешить трудности как в организации, так и в семейной жизни.

Степень осознавания происходящего в реальной жизни ведет к тому, что человек начинает лучше понимать, что происходит, как и какое участие в этом принимает он сам. Он получает возможность взять на себя ответственность за свой вклад в происходящее с ним

и тем самым приобрести роль активного участника происходящего и способность лучше контролировать и управлять этим. Что, в свою очередь, улучшает способность к адаптации к жизни и ее изменениям.

Осознавание не только дает ключ к пониманию настоящего, знаменитого "здесь и теперь", но позволяет узнать, как в настоящее вплетается влияние незавершенных ситуаций прошлого, в том числе детства, перепроживание и завершение которых позволяет изменить устоявшиеся привычки, ставшие основой нашего характера.

Обращение фокуса внимания к внутренним потребностям и чувствам человека дает возможность познать собственную уникальность и присущие только данному человеку стиль и особенности, то, что нужно именно ему в этом мире. Позволяет найти собственный путь вместо следования шаблонам и стереотипам, принятого в том или ином обществе.

Однако в организации у работающего персонала гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде.

Огромное количество человеческих проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и, зачастую, ложными представлениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать. Такие ложные представления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностей организма - процесс формирования и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы и поведение меняется само по мере роста осознания.

Все актуальное для человека всегда происходит в настоящем, здесь и сейчас, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет

интенсифицировать процесс осознания, а значит, здесь и сейчас, в любой момент пребывания в организации есть возможность разрешить сложные конфликтные ситуации. Нет большой необходимости вспоминать, что было вчера, месяц или год назад. Прямо здесь и теперь по позе, взгляду, голосу, словам, выбору тем разговора, эмоциональному фону, который создает сотрудник, можно обнаружить актуальные травмы, внутренние конфликты, незавершенные ситуации, телесные болезни человека.

Феноменологический подход в геш-тальт-терапии реализуется через то, что менеджер с уважением относится как к субъективному опыту работника, обратившегося за поддержкой, так и к своему личному субъективному опыту. Он не вкладывает какого-либо определенного значения в переживания и поведение клиента, в процессе осознавания работник сам обнаруживает их значение.

Главная цель применения гештальт-подхода в процессе взаимодействия менеджера по персоналу и работника - достижение возможно более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также, насколько возможно полного осознавания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений.

В результате использования методов гештальт-терапии в работе с персоналом приобретается способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Такой сотрудник становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций, другими словами, он научается стоять на собственных ногах.

Процесс научения осознаванию является длительной, кропотливой работой. Это связано с тем, что осознавание не всегда приятно, а зачастую болезненно и мы стремимся прерывать его. «Враг развития - фобия боли», - говорил Фридерик Перлз, основатель гештальтподхода. Требуется время, чтобы проработать все необходимые избегания сознавания. Однако определенные

положительные результаты можно получить и при участии персонала в краткосрочных терапевтических консультациях или интенсивных групповых тренингах.

Гештальт-терапия является универсальным психологическим методом, который применим в организации к персоналу, стремящемуся к личностному росту и улучшению коммуникации. С помощью гештальт-метода можно помочь персоналу сделать свою личную и профессиональную жизнь более наполненной ощущениями и более осмысленной. Он учит людей не только думать о жизни, но и переживать ее во всех ее проявлениях, открывать в себе все новые и новые ресурсы, видеть и чувствовать новые грани окружающего мира и своей личности. Поэтому гештальт - это не просто психотерапевтический метод, а стиль жизни, постепенно преображающий ее.

Как было сказано выше, гештальт-терапия базируется на теории контакта. Эта теория объясняет взаимодействие человека со средой в процессе реализации его потребности. Человек в состоянии регулировать свои взаимоотношения с окружающей средой, регулировать границу контакта. От этого зависит, насколько эффективно человек будет удовлетворять свои потребности.

Психологические трудности у человека возникают при прерывании контакта, нарушениях, подвижках контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным. В гештальт-терапии описано несколько форм нарушения взаимодействия между индивидом и его окружением, при которых энергия, направленная на удовлетворение потребностей организма в ходе его контакта со средой, оказывается направленной ошибочно или вообще рассеянной.

Формы нарушений называются механизмами прерывания контакта. Эти механизмы могут прерывать реализацию потребностей человека, что ведет к психологическому дискомфорту, о причинах которого человек часто и не догадывается. Но бывает так, что они же защищают его от неприятных переживаний и способствуют выживанию в постоянно меняющихся, нередко жестких и опасных условиях окружающей среды

Выделяют следующие механизмы

прерывания контакта.

При таком механизме прерывания контакта как слияние человек в организации не может разграничить свои потребности, чувства, желания и потребности окружающих. Он не может выделить и четко наметить границы контакта, не всегда осознает границы своей и чужой ответственности. Очень часто окружающие, обнаружив такие особенности человека, успешно используют их в своих целях, заставляя реализовывать свои желания и потребности.

Наверняка каждому встречались такие добровольные «помогальщики», у которых на себя, на свои желания, даже элементарно времени не остается. И обычно такие «добрые» люди глубоко несчастны. Это только гипертрофированные коммунистические лозунги громко провозглашали, что, мол «дело каждого - дело народа», или наоборот. А в реальной жизни такое положение вещей очень некомфортно.

Хотя бывают ситуации, когда именно слияние выполняет приспособительную функцию, способствует выживанию. Например, если бы новорожденный ребенок и его мать не находились в слиянии - ребенок бы не выжил. Потребности новорожденного малыша в данном случае не разграничиваются с потребностями матери. Возможно, этот механизм взаимодействия можно рассматривать как конструктивный и в период адаптации нового и молодого работника к неизвестным организационным условиям. Но, это скорее исключение из правил.

Интроекция как механизм прерывания контакта характеризует поведение работника как пассивное. Такой человек принимает те убеждения, которые ему предлагает среда, не прилагая никаких усилий для того, чтобы определить свои собственные потребности и желания. Окружающая среда в лице родителей, учителей, коллег и других доброжелателей усиленно объясняет ему - «должен», «надо», «всегда», «никогда» и прочее. «Девушка должна поскорее выйти замуж и родить!» А если она мечтает вначале окончить университет, сняться в кино, покорить Эверест (нужное подчеркнуть), и только в случае исполнения этих желаний будет счастлива? «Мужчина должен...» Чего он там должен - посадить дерево и построить дом? А если он хочет по-

строить не дом, а корабль, и отправиться на нем в кругосветное путешествие?

«Проглатывая» чужие обобщения, цели и ценности, работник в этом случае рискует лишить себя счастья. Интроект - это что-то, что мы услышали от значимых людей и «съели», не разжевывая. И можем до конца жизни быть уверенными в том, что «врать нельзя», «злиться плохо». Но, бывает же, ложь во благо, когда, скажем, психотерапевт хранит тайну клиента и даже на прямой вопрос: «А был у Вас такой-то?» ответит: «Я такого не знаю». И несчастны люди, «съевшие» интроект «злиться плохо» и неспособные постоять за себя, даже если их ущемляют в самых исконных их правах.

С другой стороны, интроекты бывают полезные. На этом механизме строится вся система выживания и воспитания ребенка в раннем возрасте, например. Невозможно объяснить пятилетнему ребенку, какое отношение лично к нему имеет сила притяжения и закон Ньютона. Но можно дать ему интроект «Нельзя становиться на подоконник!» Это очень поможет в деле выживания ребенка. В организации мастер объясняет новичку важность использования правил техники безопасности, что позволяет предостеречь от негативных последствий.

Следующая форма прерывания контакта - проекция. В этом случае происходит «приписывание» другим собственных упорно непризнаваемых мыслей и чувств. Человек фантазирует о том, что думают, чувствуют, хотят другие и искренне верит в свои фантазии. «Все меня не любят, все хотят меня обмануть» - приблизительно такова проекция собственного неприятия мира окружающих и недоверия к людям. Жить с такой установкой, мягко говоря, неприятно. Однако проекция может и помочь нормальному общению, возникновению сострадания, сочувствия, например.

Ретрофлексия является таким механизмом прерывания контакта, при котором человек направляет на себя ту энергию, чувства, действия, которые были направлены на самом деле на другого, на окружающий мир. Как крайнюю форму направления злости, агрессии на самого себя рассматривают самоубийство. Это происходит в случае, когда человек не может или не хочет

осознать причины, источник и объект своих истинных переживаний. Полезная же функция ретрофлексии состоит в некотором временном самоограничении, сдерживании в зависимости от ситуации. Например, в предоставлении себе времени на оценку последствий реализации своей потребности перед тем, как дать начальнику в глаз.

В ходе такого механизма прерывания контакта как эготизм также нарушается контакт со средой. Ведь человек в таком случае не позволяет своим чувствам, мыслям, своей энергии выйти наружу. Человек поддерживает слишком непроницаемую границу с окружающей средой. В момент желанного события он сдерживает себя, не отдается полностью этому событию, превращаясь в «человека в футляре» и теряя при этом часть своего удовольствия, рождая неполноту и незавершенность. Однако иногда необходимо и уметь сдержать свои истинные чувства.

Дефлексия - это механизм защиты, при котором энергия рассеивается на посторонние разговоры о погоде и природе, шутки, банальные общие фразы, перемещение разговора в другое русло. Человек как бы «промахивается» в удовлетворении потребности. «Воды нет, но я принес сушки».

Полезна дефлексия в случаях, когда необходимо дипломатично снять напряжение, «слить» негатив. Однако в таком случае поведение человека, его отношения не приводят к желаемому результату, энергия тратится не на достижение цели, не на решение проблемы, а просто сливается на сторону.

Человеку неприятны, например, отношения с начальником. Механизмы прерывания контакта как механизмы психологической защиты - это реакция на взаимоотношения с окружающей средой. Проблемы возникают, когда эти механизмы становятся невротическими, когда возникает фиксация и теряется осознавание. Начальник - козел, но сказать-то ему это нельзя. В результате несчастный подчиненный, злясь на начальника, постоянно грызет ногти, к примеру, переводя невысказанную агрессию на себя, зарабатывает гастрит, и выплескивает злость на ребенка. А нужно осознать ваши чувства, вашу реакцию на окружающих, и найти время и место, чтобы «выгрузить» эту эмоцию (да заведите вы портрет начальни-

ка, чтобы тушить об него окурки!).

Сводная таблица, представленная ниже, позволяет составить представление об особенностях трех составляющих личности: шизоидная, невротическая, нарцисстическая. В этом подходе анализируется три фактора, три со-

Таблица 1 - Сводная таблица составляющих .

ставляющих личностных реакции. Наверняка каждый человек знает ситуации, в которых его переживания и поведение соответствовали одному из трех описанных патологических типов. Только степень выраженности этих нарушений у каждого своя (таблица 1).

Шизоидный тип личности Невротический (пограничный) тип личности Нарцистический тип личности

Качества личности Уход, аутичность. Фрагментарность, раздробленность Беспомощность, нуждаемость Грандиозность или ничтожество

Незавершенные задачи развития Привязанность Шизоиды не знают как устанавливать привязанность. ("В контакте я могу быть разрушен или поглощен") Отделение Как быть отделенным от других и как сохранить себя отдельным и индивидуальным Эмпатическая индивидуализация Человек не знает как сочувствовать и сопереживать другому человеку

Избегаемый опыт Уничтожение Поглощение (Боится быть уничтоженым.) Удерживает дистанцию, уходит от конфликта и избегает. Слияние Покинутость. Боится быть оставленным. Нарушает дистанцию в сторону сближения, заканчивает предложения другого, стремиться удержаться в слиянии Уничтожение (очень страшно встретиться с фактом, что его жизнь и его действия не имеют значения для других)

Пугающая эмоция Ужас (уничтожения, несуществования, смерти) Подавленность -депрессия. Чувство стыда

Защиты Дефлексия (уклонение) Проекция Интроекция Конфлюенция Отрицание проблем (дефлексия) Проекция (экстернализм -это не я, а мое окружение) Эготизм

Отношения с другими Избегание отношений Зависимые от других Обесценивание отношений

Поведение в терапии Заторможенное Интеллектуализирован-ное (сдерживание чувств) Отреагирование в разных формах - в первую очередь, разные эмоциональные выражения Обесценивание Сдерживание (Удерживать себя в рамках взаимодействия с терапевтом)

Терапевтическая установка Если есть такой страх, то важно быть мягким, осторожным и не навязывать свое направление Мягкость Ненавязчивость Оставить место для его собственной жизни Собственные суждения + поддержка Твердая Поддерживающая Конфронтируюшая Сохраняя поддержку, показать пациенту как он закрыт в грандиозной системе, он не верит в то, что его могут поддержать Интерпретация нарцисти-ческой потребности Принятие

Все три составляющих личности - шизоидная, невротическая и нарцистическая -существуют у каждого человека, независимо от возраста, пола, вероисповедания, статуса, должности. И в том случае, если у работника находит выражение лишь "нарци-стическая часть" - она обращается к "нарци-стической части" менеджера. Это происходит, поскольку обращение и запрос формулируется на языке этой части. Если менеджер вступает в диалог в том качестве, в котором его провоцирует подчиненный, то происходит фиксация одного из способов выражения, фиксация одной из трех личностных характеристик. Согласно приведен-

ным выше рассуждениям это "психопатиза-ция" подчиненного, что приводит к потере эмоциональной подвижности, к "замораживанию" и тем самым препятствует осозна-ванию себя и развитию личности. В том случае, если менеджер сохраняет гибкость и в ответ на рационализацию подчиненного (как проявление шизоидной составляющей), обращается к невротической части и поддерживает проявление и переживание тревоги или депрессии. В этом случае возможным становится реальный контакт менеджера со своим подчиненным, подразумевающий возможность участия всех составляющих личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Перлз, Ф., Гудмен, П. Теория гештальттерапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. - 384 с.

2. Перлз, Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии / Пер. с англ. М. Папуша. - М., 2009. - 240 с.

3. Гингер С., Гингер А. Гештальт - терапия контакта / Пер. с фр. Е.В. Просветиной. -СПб.: Специальная литература, 2009. - 287 с.

4. Робин, Ж.-М. Гештальттерапия. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. - 63 с.

5. Лебедева, Н.М., Иванова, Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2008. - 560 с.

6. Погодин, И.А. Психотерапия в эпоху постмодерна / Гештальт гештальтов: ЕвроАзиатский вестник гештальттерапии. - Выпуск 1. - 2007. - Москва, 2007. - С. 26-37.

7. Погодин, И.А. Диалоговая модель гештальт-терапии: сборник статей. В 2 т. Т 1. Философские и методологические основания диалоговой психотерапии / И.А. Погодин. -Минск, 2009. - 105 с.

8. Погодин, И.А. Диалоговая модель гештальт-терапии: сборник статей. В 2 т. Т 2. Сущность диалоговой психотерапии: практические и прикладные аспекты / И.А. Погодин. -Минск, 2009. - 102 с.

9. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2011. - 572 с.

10. Левин, К. Теория поля в социальных науках: Пер. с англ. - СПб.: Сенсор, 2008. -

368 с.

11. International Glossary of Gestalt Therapy / S. Ginger. - Paris: FORGE, 1995. - 171 p.

12. Польстер, И., Польстер, М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики / Пер. с англ. А.Я. Логвинской. - М.: Независимая фирма «Класс», 2009. - 272 с.

13. Зинкер, Дж. В поисках хорошей формы: гештальт-терапия с супружескими парами и семьями / Пер. с англ. А.Я. Логвинской. - М.: Независимая фирма «Класс», 2012. - 320 с.

14. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / Пер. с франц. Под ред. И.С. Вдови-ной, С.Л. Фокина. - Спб.: Ювента, Наука, 2012. - 606 с.

15. Гингер, С. Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям. - М.: ПЕР СЭ, 2012. - 320 с.

16. Хайдеггер, М. Бытие и время. - СПб.: Наука, 2012. - 451 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.