Научная статья на тему 'Понятие коррупционного преступления (сравнительный анализ)'

Понятие коррупционного преступления (сравнительный анализ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМА ПРАВА / ЗАКОН / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / CORRUPTION / CRIME / CRIMINAL LAW / A NORM OF LAW / LAW AND THE CRIMINAL CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Любовь Александровна

Статья посвящена проблемам определения коррупционного преступления, его понятию, в соответствии с федеральным законом о противодействии коррупции и Общей частью Уголовного Кодекса Российской Федерации. В результате анализа проекта федерального закона, устанавливающего специальное определение «коррупционного преступления», автор полагает, что новация в уголовном законодательстве не будет реализована на практике, приведет к безнаказанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF CORRUPTION CRIMES (COMPARATIVE ANALYSIS)

The article is dedicated to the definition of the crime of corruption, its concept, in accordance with the Federal law on combating corruption and the General part of the Criminal Code of the Russian Federation. As a result of analysis of the draft Federal law establishing a special definition of «corruption crimes», the author believes that innovation in the criminal law will not be implemented in practice, lead to impunity.

Текст научной работы на тему «Понятие коррупционного преступления (сравнительный анализ)»

ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ

АНАЛИЗ)

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доцент РГГУ, г. Великий Новгород

E-mail: andreeva56@mail. ru

THE CONCEPT OF CORRUPTION CRIMES (COMPARATIVE ANALYSIS)

Lybove A ndreeva

candidate ofjuridical sciences, associate professor of Russian State Humanitarian

University, Veliky Novgorod

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблемам определения коррупционного преступления, его понятию, в соответствии с федеральным законом о противодействии коррупции и Общей частью Уголовного Кодекса Российской Федерации. В результате анализа проекта федерального закона, устанавливающего специальное определение «коррупционного преступления», автор полагает, что новация в уголовном законодательстве не будет реализована на практике, приведет к безнаказанности.

ABSTRACT

The article is dedicated to the definition of the crime of corruption, its concept, in accordance with the Federal law on combating corruption and the General part of the Criminal Code of the Russian Federation. As a result of analysis of the draft Federal law establishing a special definition of «corruption crimes», the author believes that innovation in the criminal law will not be implemented in practice, lead to impunity.

Ключевые слова: коррупция, преступление, уголовное законодательство, норма права, закон, Уголовный кодекс.

Keywords: corruption, crime, criminal law, a norm of law, law and the criminal code.

Впервые в российском законодательстве появилось определение коррупции с принятием Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3]. Понятие коррупции ограничивалось узкой сферой общественных отношений, рассматривающих и оценивающих деятельность должностных лиц государственной и муниципальной службы. В пункте 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273 (далее — Закон о противодействии коррупции) [3], законодатель указал, что «коррупция»:

1. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

2. совершение деяний от имени или в интересах юридического лица.

По мнению автора, в законе «коррупция» определяется путем перечисления противоправных действий (бездействия), являющихся ярким проявлением коррупции, указывается на сущностный признак коррупции — незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды указанному лицу другими лицами, тем самым определены коррупционные квалификационные признаки, а следовательно, сущностное определение коррупции в законе отсутствует. В связи с чем, при конкретизации определения коррупции в Общей части Уголовного Кодекса РФ, криминологическое определение, данное в федеральном законе о коррупции, не могло быть реализовано в конкретной норме Уголовного Кодекса РФ, так как не имело выражение состава преступления: субъектов, объектов, субъективной и объективной сторон.

Это поясняет и то обстоятельство, что ранее коррупция сводилась только к взяточничеству. В настоящее время законодатель внес на обсуждение Государственной Думы РФ проект федерального закона № 292869-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями» [4].

Проект закона № 292869-6 содержит определение коррупционного преступления, а именно в части 1 статьи 141 «Понятие коррупционного преступления» указывает, что коррупционным преступлением признается совершенное с прямым умыслом из корыстных побуждений лицом, подпадающим под признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 или частями первой - четвертой примечания к статье 285 настоящего Кодекса, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания общественно опасное деяние, предусмотренное частью второй и третьей настоящей статьи [4]. Таким образом, в Общей части Уголовного Кодекса РФ, наряду с определением преступления, предлагается внести «особое определение» коррупционного преступления.

Тем не менее, в соответствии со ст.14 УК РФ части 1 «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» [5].

Таким образом, ст.14 УК РФ [5] и статья 141 Проекта дополнений и изменений в УК РФ [4] указывают, что преступление и коррупционное преступление являются общественно опасными деяниями, одновременно это разные деяния по своей сущности, а при коллизии норм уголовного законодательства, возможно применение как первого определения, так и второго, что исключает на практике полностью уголовную ответственность коррупционеров.

Статья 141 Законопроекта [4] предлагается ввести в определение «коррупционного преступления» также указание о прямом умысле, из корыстных

побуждений и специальный субъект — лицо, подпадающее под признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 УК РФ или частями первой-четвертой примечания к статье 285 УК РФ.

Следует подчеркнуть, что Глава 3 УК РФ, в частности ст. 14 УК РФ исчерпывающим образом определяет понятие преступления, признаками которого являются: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость. В комментариях к Уголовному Кодексу Российской Федерации разъясняется, что «Деяние — это собирательный термин, обозначающий внешний акт общественно опасного поведения человека».[1]Таким образом, законодатель определяя особое коррупционное преступление, указывает сущность коррупционного деяния, отсылая правоприменителя (судебные и правоохранительные органы) к Особенной части УК РФ. Таким образом, коррупционное преступление, определяется при помощи отсылочной нормы, присутствующей в Особенной части УК РФ.

В определении коррупционного преступления отсутствует критерий общественной опасности, указывающий на его социальную сущность, которые указаны в ст. 2 УК РФ, в том числе особое внимание обращается к личности преступника.

Определение коррупционного преступления не содержит противоправности и наказуемости, а подменяет понятие виновности наличием прямого умысла и корыстными побуждениями. Такая трактовка деяния существенно меняет квалификацию коррупционного преступления, в том числе ссылка на признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 УК РФ или частями первой-четвертой примечания к статье 285 УК РФ, сводят коррупционное преступление к части должностных преступлений. Из этого следует, что отсутствует потребность в определении коррупционного преступления и его значения для Общей части УК РФ.

Автор отмечает, что из определений коррупции обоснованным представляется определение, отмеченное в материалах ООН: «злоупотребление

властью с целью получения личной выгоды» [2]. Данное определение является емкой трактовкой понятия «коррупция», отражает ее суть, то есть злоупотребление для выгоды и, возможно может послужить основой криминологического определения коррупционного проявления, а не коррупционного преступления, двойственность которого с общим понятием преступления очевидна.

Вызывает сомнения и определение «специального субъекта» в понятии коррупционного преступления, так как отсылочная норма к лицу, подпадающему под признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 УК РФ или частями первой-четвертой примечания к статье 285 УК РФ, не охватывают все коррупционных преступлений. Следовательно, часть коррупционных преступлений подпадает под определение, а в некоторых случаях, не может быть признано уголовным преступлением.

Автор полагает, что в соответствии со статьей 14 УК РФ любое лицо, совершившее преступление, должно быть под угрозой наказания, а признак коррупционности, возможно, закрепить в Общей части УК РФ.

Автор отмечает, что определение коррупции должно носить законодательную юридическую конструкцию, которая не исключает правового определения квалифицирующего признака в Особенной части УК РФ, вместе с тем в Общей части ст. 14 УК РФ понятие преступления должно быть единственным.

На практике коррупционные преступные деяния совершаются не только чиновниками, а депутатами и иными выборными лицами (например, руководителями выборных, коллегиальных органов), не связанными ни подчиненностью, ни прямым умыслом либо корыстью, но играющим существенную роль в коррупционной схеме.

Таким образом, введение в юридический оборот понятия «коррупционного преступления» позволит при наличии пробелов в законодательстве: двух определений преступления, виновности, прямого умысла и корыстных

побуждений, исключить уголовную ответственность виновных.

Список литературы:

1. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации [Под ред. В.М. Лебедева] Изд.13-е. — ЮРАЙТ., М, 2013, с. 62—63.

2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // КонсультантПлюс Версия Проф. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http // www/consultant.ru/ (Дата обращения 30.07.13).

3. О противодействии коррупции: федеральный закон [25.12.2008 № 273-ФЗ (в ред. от 21.11.2011 № 329] // КонсультантПлюс Версия Проф. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http // www/consultant.ru/ (Дата обращения 29.07.13).

4. Проект федерального закона №2 292869-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями» //КонсультантПлюс Версия Проф. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http // www/consultant.ru/ (Дата обращения 30.07.13).

5. Уголовный Кодекс Российской Федерации // КонсультантПлюс Версия Проф. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http // www/consultant.ru/ (Дата обращения 30.07.13).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.