законодательства. Судебная практика и комментарии / И.В. Семенова, Г.В. Матвиенко, И.А. Цинделиани. - М.: Эксмо, 2016.
УДК 339.543.3
Непарко М.В. старший преподаватель Аширова Ш.Ш.К. студент 5 курса
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Россия, г. Калуга ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОРЯДОК РАСЧЕТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Аннотация: Таможенные платежи различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди них есть налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (таможенные пошлины и сборы). Таможенные платежи взимаются в момент перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Таможенные пошлины имеют важное значение для экономики Российской Федерации, так как основное предназначение таможенных пошлин - это пополнение государственного бюджета Российской Федерации.
Ключевые слова: Фискальная функция, таможенная пошлина, ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, НДС, акциз, таможенные сборы.
Neparko M. V., senior lecturer Kaluga state University they. K. E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga
Ashirova S.S.K. student
5 year, Kaluga state University they. K. E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga THE CONCEPT, CLASSIFICATION AND CALCULATION OF CUSTOMS PAYMENTS
Abstract: Customs payments differ both in legal nature and in economic content. Among them there are taxes (value added tax, excise taxes) and mandatory non-tax payments (customs duties and fees). Customs payments are collected at the time of movement of goods and vehicles across the customs border of the Russian Federation. Customs duties are important for the economy of the Russian Federation, as the main purpose of customs duties is the replenishment of the state budget of the Russian Federation.
Keywords: Fiscal function, customs duty, import customs duty, export customs duty, VAT, excise, customs duties.
Одной из основных функций таможенных органов Российской Федерации является фискальная функция. Фиском (от латинского fiscus, букв - корзина) в Древнем Риме именовалась военная касса, в которой находились под охраной деньги, предназначенные к выдаче солдатам. С конца первого века до н. э. фиском стали называть частную казну императора, находившуюся под ведением чиновников и пополнявшуюся доходами с императорских провинций. Фискальная функция является одной из значимых налоговых функций на ряду с регулирующей, социальной и контрольной. С помощью фискальной функции формируются финансовые ресурсы государства и создаются материальные условия для его нормального функционирования. Если говорить о фискальной функции с позиции, как о функции налогов, то следует отметить основную ее цель - это обеспечение стабильной доходной базы бюджета, формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, аккумулирование средств в бюджете государства для выполнения целевых и общегосударственных программ. Прочие функции налогообложения являются производными от фискальной функции.
Формирование федерального бюджета осуществляется за счет взымания таможенных платежей- с участников внешнеэкономической деятельности, при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС. Доходы аккумулируются и распределются между бюджетами членов ЕАЭС.
В системе внешнеэкономических связей одним из основных регуляторов являются таможенные платежи, они обеспечивают немалую часть доходов государства, а также определяют роль страны в международном разделении труда.
Необходимым условием стабильного существования государства и важным фактором экономического развития сильного государства является эффективная система таможенных платежей. Основной ролью таможенных платежей является регулирование баланса в торговле и во всей торгово-промышленной деятельности. Одним из основных условий операции внешнеторговой деятельности является уплата таможенных платежей
В российской научной и учебной литературе проводятся часто научные дискуссии по поводу определения «таможенные платежи».
Таможенная пошлина - это обязательный платеж, взымаемый таможенными органами, при процессе перемещения грузов, товаров, транспортных средств, через таможенную границу Российской Федерации, совокупность сумм таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость (НДС), таможенных сборов и акциза.
Таможенные платежи бывают:
— ввозная таможенная пошлина - это обязательный денежный платеж, который взымается таможенными органами, в связи с ввозом на таможенную территорию ЕАЭС и который является инструментом тарифного регулирования
внешнеторговой деятельности;
— вывозная таможенная пошлина - это денежный сбор, который взимается таможенными органами при экспорте товаров, за счет развития экспорта также является средством увеличения доходов государственного бюджета;
— налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз -взимаются, при ввозе товаров на таможенную территорию Союза и регулируются нормами законодательства государств-членов Союза. НДС — является косвенным налогом. Его исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. Акциз — является налогом, который взимаемается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенные сборы - являются обязательными платежами, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также, за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании. По характеру происхождения таможенные пошлины бывают:
— автономные таможенные пошлины (данная пошлина, применяется к товарам, которые происходят из стран и их союзов, которые, не пользуются в данной стране режимом наибольшего благоприятствования, а также, как правило, они являются максимальными по размеру и назначаются постановлением государственных органов страны, в независимости от многосторонних и двухсторонних договоров);
— конвенциальные таможенные пошлины (возникают в процессе переговоров стран по поводу снижения ставок автономных пошлин в замен на взаимные уступки, которые могут заключаться в соглашениях и договорах, а также применяться к товарам происходящим из стран и их союзов, которые, пользуются в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле).
Рассматривая специфичность применения таможенных пошлин их можно классифицировать на:
— антидемпинговые пошлины (пошлины, которые вводятся по решению Правительства Российской Федерации с целью противодействия демпинговому импорту);
— компенсационные пошлины (пошлины, которые также взимаются таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины с целью нейтрализации
воздействия специфической субсидии иностранного государства или союза иностранных государств на определённую отрасль отечественной экономики);
— специальные пошлины (пошлины, которые взимаются таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины с целью ограничения роста ввоза импорта на территорию страны).
В зависимости от способов взимания таможенных платежей, таможенные пошлины также классифицируются на:
— адвалорные;
— специфические;
— комбинированные.
Рассмотрим адвалорную ставку таможенных пошлин (от латинского определения ad valomer — от стоимости), которая рассчитывается в процентной составляющей от таможенной стоимости товаров. Адвалорная ставка используется при определении вывозных таможенных пошлин и импортного тарифа. Адвалорная пошлина всегда рассчитывается в национальной валюте той страны, в которой она взымается. Основным плюсом адвалорной ставки является то, что она эффективнее других позволяет поддерживать достоверный уровень тарифной защиты в период ценовых колебаний. К преимуществам данного способа относится простата в расчете. Адвалорные ставки в большинстве стран применяются относительно оборудования и машин. Согласно правилам Всемирной торговой организации, всем ее членам рекомендовано.использовать именно этот вариант таможенных пошлин.-Повышение или. понижение адвалорной ставки. таможенной пошлины на определенные виды товаров производят для защиты интересов производителей.. Применение адвалорных пошлин позволяет увеличить объем таможенных сборов в условиях. устойчивого повышения. цен на мировом рынке, для большей части импортируемых товаров. Формула исчисления:
Ш=(ТС*Сп)/100, (1)
ТП - сумма таможенной пошлины, руб.;
ТС - таможенная стоимость, руб.;
Сп - ставка таможенной пошлины, %.
Таможенная специфическая пошлина - это инструмент выполнения двух основных функций: защитной (протекционистской), ограждающей от нежелательной конкуренции отечественного создателя продукта, и фискальной - наполняющей бюджет страны. Сумма, специфической таможенной пошлины не зависит от цены экспортируемого или импортируемого на таможенную территорию Союза товара. Она взимается при доминировании фискального таможенного тарифа и позволяет получать на таможне фиксированный уровень налогообложения. Специфическая пошлина является относительно легким способом сбора таможенной
пошлины таможенными органами, которым в этом случае нужно знать только физический объем прибывающего в страну импорта, а не определять его стоимость. Однако специфическая пошлина имеет один фундаментальный недостаток - она не учитывает инфляционных изменений в ценах товаров, что особенно важно при долговременном инфляционном росте цен. Формула исчисления представлена ниже:
Тп=К * Сп * (Ке/Кв), (2)
где, К - количество ввозимого товара, шт., м, кг и т. д.;
Сп - ставка таможенной пошлины, евро;
Ке - курс евро, установленный ЦБ РФ на дату, предъявления декларации товаров (ДТ), руб.;
Кв - курс валюты, в которой определена таможенная стоимость, установленный ЦБ РФ, на дату, предъявления декларации товаров, руб.
Комбинированные таможенные пошлины - это включающая в себя вышеперечисленные виды исчисления размеров таможенных пошлин - то есть сочетают оба вида, таможенного обложения - специфическую и адвалорную ставку.
Несмотря на то, что ФТС уделяет обостренное внимание сфере таможенных платежей, её развитию и совершенствованию, до сих пор в сфере администрирования таможенных платежей существует множество нерешённых проблем. К наиболее существенным из них относятся: уменьшение размеров таможенных платежей путем занижения таможенной стоимости товаров; снижение объёмов перечисляемых таможенных платежей в государственный бюджет Российской Федерации; несоответствие статистических данных об объёмах поступающих в федеральный бюджет таможенных платежей, предоставляемых различными государственными органами.
Для предотвращения уменьшения размеров таможенных платежей путем занижения таможенной стоимости товаров таможенные органы должны осуществлять более тщательную проверку документов, использовать прямые доказательства в качестве оснований для признания таможенными органами недействительности документов, а при наличии соответствующих оснований запрашивать дополнительные
подтверждающие документы у участника ВЭД. В свою очередь, введение системы тотального контроля также сыграет немаловажную роль в борьбе с занижением таможенной стоимости товаров. Она позволит следить за перемещением товаров по всему ЕАЭС, выявлять компании, занижающие размер таможенных пошлин и налогов, а также их бенефициаров.
Таким образом, таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей. В Российской Федерации фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно
высоким, именно поэтому исключить всевозможные случаи недополучения казной таможенных доходов.
Использованные источники:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2018) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28165/ (дата обращения 12.03.2018);
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 215315/ (дата обращения 05.03.2018);
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 31.01.2018) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (с изм. и доп., вступ. в силу 24.03.2018) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 133133/ (дата обращения 11.02.2018);
4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 №30 (ред. от 13.12.2017) «О мерах нетарифного регулирования» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 178556/ (дата обращения 07.03.2018);
5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 (ред. от
14.11.2017) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» [Электронный ресурс] URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_70913/ (дата обращения
04.03.2018);
6. http://customs.ru - Сайт Федеральной таможенной службы.