Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ (ТРУДОЕМКОСТЬЮ, ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ, ПРИБЫЛЬНОСТЬЮ, ЦЕНОЙ И ЗАТРАТАМИ)'

ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ (ТРУДОЕМКОСТЬЮ, ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ, ПРИБЫЛЬНОСТЬЮ, ЦЕНОЙ И ЗАТРАТАМИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ / ТРУДОЕМКОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРИБЫЛЬНОСТЬ / ЦЕНА / ЗАТРАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логунова Нина Юрьевна, Смакуев Азамат Джамалович, Арзамасцева Елизавета Андреевна

В статье рассмотрено понятие качества, его взаимосвязь с другими экономическими категориями (трудоемкостью, эффективностью, прибыльностью, ценой и затратами) в современных социально-экономических условиях. Качество является важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность производимого товара или услуги, поэтому вопросы управления качеством в фирме требуют более подробного освещения и тщательного контроля. Качество выпускаемой продукции на производственно-торговом предприятии - важный фактор деятельности в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Логунова Нина Юрьевна, Смакуев Азамат Джамалович, Арзамасцева Елизавета Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF QUALITY AND ITS RELATIONSHIP WITH OTHER ECONOMIC CATEGORIES (LABOR INTENSITY, EFFICIENCY, PROFITABILITY, PRICE AND COSTS)

The article considers the concept of quality, its relationship with other economic categories (labor intensity, efficiency, profitability, price and costs) in modern socio-economic conditions. Quality is the most important factor determining the competitiveness of a product or service, therefore, quality management issues in a company require more detailed coverage and careful control. The quality of products manufactured at a manufacturing and trading enterprise is an important factor in the activity in the market conditions, because it ensures the expansion of market segments, the prosperity of the enterprise, profit growth.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ (ТРУДОЕМКОСТЬЮ, ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ, ПРИБЫЛЬНОСТЬЮ, ЦЕНОЙ И ЗАТРАТАМИ)»

Научная статья

УДК 338.487

doi: 10.47576/2313-2086_2022_2_43

ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ (ТРУДОЕМКОСТЬЮ, ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ, ПРИБЫЛЬНОСТЬЮ, ЦЕНОЙ И ЗАТРАТАМИ)

Логунова Нина Юрьевна

Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, logunina@yandex.ru

Смакуев Азамат Джамалович

Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, smakuev91@mail.ru

Арзамасцева Елизавета Андреевна

Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, 190083@stud.rguk.ru

Аннотация. В статье рассмотрено понятие качества, его взаимосвязь с другими экономическими категориями (трудоемкостью, эффективностью, прибыльностью, ценой и затратами) в современных социально-экономических условиях. Качество является важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность производимого товара или услуги, поэтому вопросы управления качеством в фирме требуют более подробного освещения и тщательного контроля. Качество выпускаемой продукции на производственно-торговом предприятии - важный фактор деятельности в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли.

Ключевые слова: качество; экономические категории; трудоемкость; эффективность; прибыльность; цена; затраты.

Для цитирования: Логунова Н. Ю., Смакуев А. Д., Арзамасцева Е. А. Понятие качества и его взаимосвязь с другими экономическими категориями (трудоемкостью, эффективностью, прибыльностью, ценой и затратами) // Прикладные экономические исследования. 2022. № 2. С. 43-50. https://doi.org/10.47576/2313-2086_2022_2_43.

Original article

THE CONCEPT OF QUALITY AND ITS RELATIONSHIP WITH OTHER ECONOMIC CATEGORIES (LABOR INTENSITY, EFFICIENCY, PROFITABILITY, PRICE AND COSTS)

Logunova Nina Yu.

Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, logunina@

yandex.ru

Smakuev Azamat J.

Russian State University named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art),

Moscow, Russia, smakuev91@mail.ru

Arzamastseva Elizaveta A.

Russian State University named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art),

Moscow, Russia, 190083@stud.rguk.ru

Abstract. The article considers the concept of quality, its relationship with other economic categories (labor intensity, efficiency, profitability, price and costs) in modern socio-economic conditions. Quality is the most important factor determining the competitiveness of a product or service, therefore, quality management issues in a company require more detailed coverage and careful control. The quality of products manufactured at a manufacturing and trading enterprise is an important factor in the activity in the market conditions, because it ensures the expansion of market segments, the prosperity of the enterprise, profit growth.

Keywords: quality; economic categories; laboriousness; efficiency; profitability; price; expenses.

For citation: Logunova N/ Yu., Smakuev A. J., Arzamastseva E. A. The concept of quality and its relationship with other economic categories (labor intensity, efficiency, profitability, price and costs). Applied economic research, 2022, no. 2, pp. 43-50. https://doi.org/10.47576/2313-2086_2022_2_43.

Проблема повышения качества в развитых странах мира занимает передовые позиции в вопросах обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг, в построении новых отношений между производителями и потребителями, удовлетворении потребностей и социальных интересов. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях экономического кризиса, сопровождающегося распадом экономических связей, снижением производства, утратой позиций на внутреннем и внешнем рынках. Стоит отметить, что более успешными странами в решении указанных вопросов стали те, где проблема качество становилась национальной идеей, носила всеобщий характер [2].

Качество продукции является одним из важнейших факторов успешной деятельности любого производственно-торгового предприятия. Сейчас во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции, каждый человек хочет обладать продуктом, кото-

рый удовлетворит его потребность на все 100 %. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности для абсолютно всех компаний, представляющих свои товары или услуги на рынке [5].

Качество часто оценивается степенью удовлетворения требований (запросов, нужд, желаний) потребителя. Изучение содержания качества и особенностей формирования системы управления качеством представляет на сегодняшний день большой интерес, ведь от этого зависит и прибыльность производственно-торгового предприятия [14].

Сейчас на рынке представлено огромное количество производственно-торговых предприятий, производящих схожие товары, поэтому каждому производителю важно выпускать продукты высокого качества, чтобы быть конкурентоспособным. Все это обусловливает актуальность темы данной работы.

Качество - это то, что рынок таковым считает, и рассматривать его необходимо с одной единственной точки зрения: готов ли за это платить потребитель, чтобы закрыть свой запрос, будет ли ему полезен производимый товар или услуга. Поэтому основной задачей производителя становится обеспечение максимального соответствия главных характеристик создаваемого товара конкретным заявленным потребностям. Таким образом, в рыночных условиях качество следует понимать как степень удовлетворения конкретной потребности клиента [11].

Активное повышение качества продукции является характерным для ведущих компаний. Качество продукции является комплексной характеристикой деятельности производственно-торгового предприятия [6].

Рассмотрим понятие качества и его взаимосвязь с другими экономическими категориями. Одним из важных аспектов является взаимосвязь «качество - трудоемкость». Концепция качества показывает необходимость комплексного и системного подходов. Наиболее частая ошибка руководителей при оценке производительности своей организации заключается в том, что они рассматривают лишь показатели объема производства [7]. Из двух факторов, влияющих на производительность, то есть доходов и расходов, мы склонны концентрироваться в основном на доходах и затратах только в прямом смысле, пытаясь получить наибольшую выгоду для себя, не думая о людях, которые будут пользоваться произведенными товарами или услугами. Однако опыт производственно-торговых предприятий, добившихся наибольшего успеха (а они неизменно являются и наиболее производительными), показывает, что качество является важнейшим элементом затратного компонента, без которого невозможно существование организации в топ-листе.

Между качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость. Повышение качества способствует росту эффективности производства, приводит к снижению затрат и увеличению доли предприятия на рынке. Производство высококачественных товаров может повлиять не только на увеличение прибыли отдельного предприятия, но и на подъем экономики в целом. Чем качественнее производится продукция, тем

больше довольных потребителей, тем лучше для всего экономического сектора страны. Чем качественнее производитель удовлетворяет потребности своего потребителя, тем выше шанс у него стать лидером рынка в своей отрасли и привлечь большее количе -ство потребителей.

Исследование проблемы «качество - эффективность», особенно на низших уровнях управления, имеет большое теоретическое и практическое значение. Не менее важно обозначить аспект «качество - прибыльность» [9].

Ключевой целью производственно-торгового предприятия в условиях рыночной экономики является получение прибыли, поэтому управленческий состав предприятия должен четко представлять себе взаимозависимость между качеством производимой продукции и итоговой прибыли. Таким образом, не только предприятие будет получать прибыль в денежном эквиваленте, но и потребитель, получивший качественный продукт.

Предлагаем рассмотреть, как качество влияет на прибыль производителя. Эту взаимосвязь можно разделить на два основных направления: если улучшается качество продукции - увеличивается доход (выручка) и соответственно прибыль, при этом себестоимость остается неизменной, расширяется сбыт, и объем продаж возрастает; прибыль возможно увеличить, если снизится себестоимость, а доход останется неизменным (но тут есть риск потери качества).

По данным проведенных исследований, в вопросах, которые связаны с повышением прибыли, рекомендуется уделять больше внимания улучшению функциональной пригодности товаров, а значит, более полному удовлетворению потребностей покупателей и росту доверия [17]. Это приведет к большему сбыту, а также к увеличению потока желающих приобрести товар или услугу. В области деятельности, связанной с затратами, рекомендуется обращать внимание на затраты на обеспечение стоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, а также затрата на техническое обслуживание, издержки вследствие простоя и ремонтных расходов, а также возможные затраты на утилизацию. Отметим, что экономия на сырье может привести еще к большим

убыткам, так как повышается риск брака и прочих производственно-торговых проблем, которые могут появиться при транспортировке, отгрузке, производстве и др.

Для рассмотрения взаимосвязи качества и цены возьмем в пример некую компанию Z. Ценовая политика фирмы Z обычно предусматривает установление цен на высоком уровне, которое соответствует высокому качеству продукции и образу, формируемому фирмой у покупателей в отношении ее товаров. Если производственно-торговое предприятие создало себе репутацию производителя дорогих высококачественных товаров, то при разработке новой серии товаров оно вряд ли пойдет по пути выпуска дешевых, но недостаточно качественных товаров [13].

Это приведет не только к снижению доходов, но и уменьшению доверия потребителей, а вследствие интерес потребителей уменьшится, потока новых клиентов не будет, репутация сильно пострадает, и производственно-торговое предприятие может прекратить свое существование.

"Сигнализирование" ценами уровня качества чаще всего используется в ситуациях, когда о качестве можно судить только по цене: покупатели предполагают, что качество разных марок и моделей существенно различается; потребители не обладают достаточным опытом или уверенностью в определении качества товара.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что качество является важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность производимого товара или услуги, поэтому вопросы управления качеством в фирме требуют более подробного освещения и тщательного контроля. Что же касается ценовой и организационно-коммерческой составляющих конкурентоспособности, то они в той или иной мере будут рассмотрены ниже.

Как мы говорили ранее, качество является сложным понятием, на которое влияет большое количество разных факторов. И именно оно характеризует эффективность всех сторон деятельности компании.

Качество - важнейшая сторона товара, другая - это совокупные затраты на его жизненный цикл (в политической экономии вместо совокупных затрат была принята категория стоимости товара, которая не включает

в себя эксплуатационные затраты). Неправомерно в состав показателей качества товара включать только его экономические показатели [15].

Система качества - совокупность организационных и технических мер, необходимых для обеспечения потребителю гарантий стабильно высокого качества продукции и ее соответствия требованиям стандартов и контрактов [8].

Главная целевая установка системы качества, построенной на основе стандартов МС ИСО 9000, - это обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности производственно-торгового предприятия сделать это [10].

Внешним признаком того, имеется ли на производственно-торговом предприятии система качества в соответствии с МС ИСО 9000, является сертификат на систему качества. Отсутствие такого сертификата в большей степени становится главным препятствием выхода предприятия на внешний рынок. Транснациональные компании требуют от субподрядчиков обязательного внедрения МС ИСО 9000 [16].

Международные стандарты ИСО серии 9000 - своего рода методическая инструкция о том, какой должна быть система качества, а как это делать, должно решать руководство производственно-торгового предприятия. Система качества должна стать средством не только повышения качества продукции, но и эффективности всего предприятия. Система качества служит инструментом реализации основных направлений целей и задач предприятия [4].

Формирование политики в области качества является первым шагом. Функционирование системы качества предполагает вовлечение в деятельность по качеству всего персонала производственно-торгового предприятия, включая рабочих. Реализация целей системы качества обеспечивается техническими, административными и человеческими факторами, влияющими на качество производимой продукции. Координацию работ, как правило, осуществляет специально созданное подразделение или один из отделов производственно-торгового предприятия [12].

Качество зависит от многочисленных и

разнообразных факторов технического, экономического, социально-психологического характера. Фирмы, ведущие целенаправленную, продуманную политику повышения качества своей продукции и услуг, используют для достижения поставленных целей большой арсенал методов, инструментов и средств. На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке [1].

Создание эффективной системы управления качеством является основным способом создания конкурентоспособной продукции. Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества от рядового потребителя до руководителя любого уровня. Такие страны, как Япония, США и страны Европы, уделяют особое внимание созданию и поддержанию на высоком уровне систем

управления качеством, что обеспечивает создание наиболее конкурентоспособной продукции с характеристиками, которые могут удовлетворить потребности покупателей [3].

Для заключительного аргумента можно рассмотреть кейс магазина продуктов, который закупал некачественные товары, из-за чего покупателей в магазине почти не было и магазин приносил убыток. Изучив проблему и выявив, почему в магазине мало покупателей, руководители провели закупку новых товаров, которые проходили по мировым стандартам качества. Сменив товары на более качественные, покупатели стали появляться в магазине и покупать продукты питания. Спрос на эти товары увеличился, и убыток превратился в прибыль. Можно сделать вывод, что благодаря мировым стандартам качества продуктовый магазин превратил свой убыток в прибыль.

В заключение необходимо сказать, что качество выпускаемой продукции на производственно-торговом предприятии - важный фактор деятельности в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли.

Список источников

1. Горожанкина П.А., Логунова Н.Ю. Методы оценки экономической эффективности повышения качества пищевых продуктов. В сборнике: Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2021). Сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. Москва, 2021. С. 77-84.

2. Журавлев М.Е., Логунова Н.Ю. Цена и качество пищевой продукции; принципы формирования и проблемы реализации. В сборнике: Актуальные проблемы экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции текстильной и легкой промышленности. Сборник научных трудов по материалам 2-го Круглого стола с международным участием. Москва, 2022. С. 163-168.

3. Крылов А.С., Логунова Н.Ю. Комплексные методы управления качеством на производственных предприятиях. В сборнике: Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2021). Сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. Москва, 2021. С. 104-109.

4. Мезенцева Е.В., Мишаков В.Ю. Актуальность вопроса дополнительной верификации показателей качества при внедрении новых стандартов. В сборнике: Теория и практика экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции. Сборник научных трудов по материалам Круглого стола с международным участием. Мо -сква, 2021. С. 138-143.

5. Мезенцева Е.В., Мишаков В.Ю. Выбор определяющих показателей качества теплоизоляционных нетканых материалов с использованием причинно-следственных схем Иси-кавы. Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2019. № 4 (382). С. 108-115.

6. Мезенцева Е.В., Мишаков В.Ю. Выбор определяющих показателей качества... теплоизоляционных нетканых материалов эвристическим методом. Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. 2019. Т. 43. № 1. С. 39-45.

7. Мосякин Т.Д., Положенцева И.В., Минайченкова Е.И. Анализ категорий "качество" и "ценности" с точки зрения психологии социологии и экономики. Индустриальная экономика. 2021. № 1. С. 41-44.

8. Минайченкова Е.И., Положенцева И.В., Аралова Е.В. Социально-экономический анализ категорий "качество", "ценности" и "культура" с точки зрения теологии, аксиологии и христианской философии. Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 1. № 3. С. 12-21.

9. Мосякин Т.Д., Минайченкова Е.И., Положенцева И.В. Анализ категорий качество и ценности с точки зрения психологии, социологии и экономики. Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 2. № 1.

10. Овсянкина Е.А., Минайченкова Е.И. Ценность, культура и качество в социально-экономической сфере. В сборнике: Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса. Сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. Москва, 2021. С. 133-140.

11. Ормоцадзе Л.Г., Логунова Н.Ю. К вопросу управления качеством продукции пищевой и перерабатывающей промышленности. В сборнике: Актуальные проблемы экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции текстильной и легкой промышленности. Сборник научных трудов по материалам 2-го Круглого стола с международным участием. Москва, 2022. С. 149-153.

12. Рамазанов И.А., Безпалов В.В., Жариков Р.В., Тютькова И.А., Минайченкова Е.И. К вопросу применения философии управления качеством Эдвардса Деминга в российских условиях экономики труда. Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 1. № 4. С. 6-14.

13. Стасюк К.Д., Логунова Н.Ю. Стандартизация, сертификация, регламентация, бренды и товарные знаки как инструменты управления качеством. В сборнике: Актуальные проблемы экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции текстильной и легкой промышленности. Сборник научных трудов по материалам 2-го Круглого стола с международным участием. Москва, 2022. С. 158-163.

14. Филатов В.В., Дорофеев А.Ю. Методика оценки качества работы менеджмента на основе ретроспективных данных. Вестник университета. 2012. № 15. С. 152-158.

15. Филатов В.В., Хомутинникова Т.В, Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Долгова В.Н., Медведева Т.Ю., Паластина И.П. Управление качеством. Учебное пособие. Издательство: Москва, Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, 2009

16. Филатов В.В., Мишаков В.Ю., Кудрявцев В.В., Панов С.А. Стратегии развития международных оптово-розничных транснациональных корпораций в России. Дизайн и технологии. 2020. № 79 (121). С. 89-95.

17. Филатов В.В., Моисеева О.А., Положенцева И.В., Меньщиков А.Р. Конвергенция ценностей, культуры и качества в экономической философии постмодерна. Вестник Академии. 2021. № 1. С. 173-184.

References

1. Gorozhankina P.A., Logunova N.Yu. Methods of assessing the economic efficiency of improving the quality of food products. In the collection: Socio-humanitarian problems of education and professional self-realization (Social Engineer-2021). Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of young researchers with international participation. Moscow, 2021. pp. 77-84.

2. Zhuravlev M.E., Logunova N.Yu. Price and quality of food products; principles of formation and problems of implementation. In the collection: Actual problems of expertise, technical regulation and conformity assessment of textile and light industry products. Collection of scientific papers based on the materials of the 2nd Round Table with international participation. Moscow, 2022. pp. 163-168.

3. Krylov A.S., Logunova N.Yu. Complex methods of quality management at industrial enterprises. In the collection: Socio-humanitarian problems of education and professional self-realization (Social Engineer-2021). Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of young researchers with international participation. Moscow, 2021. pp. 104-109.

4. Mezentseva E.V., Mishakov V.Yu. The relevance of the issue of additional verification of quality indicators during the introduction of new standards. In the collection: Theory and practice of expertise, technical regulation and conformity assessment of products. Collection of scientific papers based on the materials of the Round Table with international participation. Moscow, 2021. pp. 138-143.

5. Mezentseva E.V., Mishakov V.Yu. The choice of determining indicators of the quality of heat-insulating nonwovens using Ishikawa causal schemes. News of higher educational institutions. Technology of the textile industry. 2019. No. 4 (382). pp. 108-115.

6. Mezentseva E.V., Mishakov V.Yu. The choice of defining quality indicators... thermal insulation nonwovens by heuristic method. News of higher educational institutions. Light industry technology.

2019. Vol. 43. No. 1. pp. 39-45.

7. Mosyakin T.D., Polozhentseva I.V., Minaichenkova E.I. Analysis of the categories "quality" and "values" from the point of view of psychology, sociology and economics. Industrial economy. 2021. No. 1. pp. 41-44.

8. Minaichenkova E.I., Poshentseva I.V., Aralova E.V. Socio-economic analysis of the categories "quality", "values" and "culture" from the point of view of theology, axiology and Christian philosophy. Journal of Applied Research. 2021. Vol. 1. No. 3. pp. 12-21.

9. Mosyakin T.D., Minaichenkova E.I., Poshentseva I.V. Analysis of the categories quality and values from the point of view of psychology, sociology and economics. Journal of Applied Research. 2021. Vol. 2. No. 1.

10. Ovsyankina E.A., Minaichenkova E.I. Value, culture and quality in the socio-economic sphere. In the collection: Topical issues of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2021. pp. 133-140.

11. Ormotsadze L.G., Logunova N.Yu. On the issue of quality management of food and processing industry products. In the collection: Actual problems of expertise, technical regulation and conformity assessment of textile and light industry products. Collection of scientific papers based on the materials of the 2nd Round Table with international participation. Moscow, 2022. pp. 149-153.

12. Ramazanov I.A., Bezpalov V.V., Zharikov R.V., Tyutkova I.A., Minaichenkova E.I. On the application of Edwards Deming's philosophy of quality management in the Russian labor economy. Journal of Applied Research. 2021. Vol. 1. No. 4. pp. 6-14.

13. Stasyuk K.D., Logunova N.Yu. Standardization, certification, regulation, brands and trademarks as quality management tools. In the collection: Actual problems of expertise, technical regulation and conformity assessment of textile and light industry products. Collection of scientific papers based on the materials of the 2nd Round Table with international participation. Moscow, 2022. pp. 158-163.

14. Filatov V.V., Dorofeev A.Yu. Methodology for assessing the quality of management work based on retrospective data. Bulletin of the University. 2012. No. 15. pp. 152-158.

15. Filatov V.V., Khomutinnikova T.V., Deeva V.A., Knyazev V.V., Bachurin A.P., Dolgova V.N., Medvedeva T.Yu., Palastina I.P. Quality management. Study guide. Publishing house: Moscow, Publishing House TSNTB of the food industry, 2009

16. Filatov V.V., Mishakov V.Yu., Kudryavtsev V.V., Panov S.A. Development strategies of international wholesale and retail transnational corporations in Russia. Design and technology.

2020. No. 79 (121). pp. 89-95.

17. Filatov V.V., Moiseeva O.A., Polozhentseva I.V., Menshchikov A.R. Convergence of values, culture and quality in postmodern economic philosophy. Bulletin of the Academy. 2021. No. 1. pp. 173-184.

Информация об авторах

Логунова Нина Юрьевна - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники пищевых производств, Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, logunina@yandex.ru Смакуев Азамат Джамалович - аспирант, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, smakuev91@mail.ru Арзамасцева Елизавета Андреевна - Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, 190083@stud.rguk.ru

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Logunova Nina Yu. - Ph.D., Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, logunina@yandex.ru

Smakuev Azamat J. - post-graduate student, Russian State University Named after A.N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, smakuev91@mail.ru Arzamastseva Elizaveta A. - Russian State University. Named after A.N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, 190083@stud.rguk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.