Научная статья УДК 338
doi: 10.47576/2782-4578_2022_2_12
ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ КЛИЕНТОВ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Денисова Алена Игоревна
Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, [email protected]
Минайченкова Екатерина Игоревна
Московский университет им. С. Ю. Витте, Москва, Россия, kotenok7771@yandex. т
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос проектирования бизнес-процесса оказания услуги по организации развлекательных мероприятий для клиентов гостиничного предприятия в современных социально-экономических условиях. Отмечается, что в условиях жесткой конкуренции на рынке туристских услуг невозможно представить гостиничный комплекс без организации в ней анимационной деятельности. Определяются критерии для разработки успешной анимационной программы. Ключевые слова: туризм; туристическая отрасль; приоритетные направления; анимационное обслуживание; гостиничное предприятие.
Для цитирования: Денисова А. И., Минайченкова Е. И. Проектирование бизнес-процесса оказания услуги по организации развлекательных мероприятий для клиентов гостиничного предприятия // Региональная и отраслевая экономика. -2022. - № 2. - С. 12-16. Со1: 10.47576/2782-4578 2022 2 12.
Original article
DESIGNING A BUSINESS PROCESS FOR PROVIDING SERVICES FOR ORGANIZING ENTERTAINMENT EVENTS FOR CLIENTS
OF A HOTEL ENTERPRISE
Denisova Alena I.
Russian State University named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia,
Minaychenkova Ekaterina I.
Moscow University. Named after S. Y. Witte, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers the issue of designing a business process for providing services for organizing entertainment events for clients of a hotel enterprise in modern socioeconomic conditions. It is noted that in the conditions of fierce competition in the market of tourist services it is impossible to imagine a hotel complex without organizing animation activities in it. The criteria for developing a successful animation program are defined.
Keywords: tourism; tourism industry; priority directions; animation service; hotel business.
For citation: Denisova A. I., Minaychenkova E. I. Designing a business process for providing services for organizing entertainment events for clients of a hotel enterprise. Regional and branch economy, 2022, no. 2, pp. 12-16. doi: 10.47576/2782-4578_2022_2_12.
В последнее время в России бурно развивается индустрия гостеприимства. Появляются новые гостиничные предприятия: туристические комплексы, гостиницы, хостелы. Сегодня устойчивое развитие гостиничной деятельности возможно только в контексте постоянного улучшения качества предоставляемых услуг, способных удовлетворить потребности современных туристов в организации своего досуга [4].
Сфера развлечений, досуга и спорта играет важную роль в общей инфраструктуре гостиничной индустрии и решает различные задачи, в первую очередь образование, формирование оптимистического настроения, отдых и развитие массовой культуры. Наполняя досуг развлечениями и спортом, человек отдыхает и восстанавливает силы [9].
Особое место в гостиничных предприятиях на современном этапе развития занимает развлекательная служба, обеспечивающая организацию туристско-развлекательной деятельности. Развлекательные мероприятия - это источник дополнительной прибыли для отеля и привлекательности туристического продукта, поэтому все современные гостиничные предприятия заинтересованы в развитии этого профиля.
Современный отель - это не просто место временного проживания, а культурный центр, где у людей есть возможность переключиться с работы на отдых и развлечения. Некоторые отели, которые действительно заботятся о свободном времени своих гостей, включают такую услугу, как бронирование экскурсии прямо в отеле и выезд на нее прямо оттуда. Многим посетителям нравится эта услуга. Ведь, не выходя из номера, у гостей есть возможность выбрать хорошую экскурсию или подходящее меню [8]. И многие гости очень ценят такое внимание. Все больше туристов, отправляющихся в путешествие, интересуют не только условия проживания и экскурсионные программы, но и наличие и уровень анимационной команды в отеле, пансионате или заведении, курортном комплексе [10].
Чтобы создавать действительно интересные и актуальные анимационные программы, нужно их правильно организовать. Организационная деятельность такого рода предполагает владение специалистами средствами социокультурного действия, которые по сути являются «инструментарием» идеологического и эмоционального воздействия. Средства и методы одновременно являются структурной основой формы мероприятия. Для того чтобы удачно составить развлекательную программу для отеля, необходимо определиться с рядом критериев, а именно: предварительное исследование; креативная идея; детальная проработка; разработка плана действий; определение целей и формата [6].
Предварительное исследование дает очень четкое представление и формулировку всех целей предстоящего мероприятия, определение целевой аудитории. Далее следует креативная идея, которая сделает его интересным, запоминающимся, необычным, с оригинальным сюжетом и даже интригой. Все это для того, чтобы программа произвела максимально сильное впечатление и эмоциональное воздействие на участников анимационного мероприятия и непременно вызвала положительные отзывы. Создание подробного пошагового плана мероприятия подразумевает ответы на следующие важные вопросы: кого и как мы приглашаем, куда и что делаем. Стоит составить конкретный план действий по его созданию и реализации, четко ему следовать. План, в свою очередь, состоит из нескольких шагов по организации мероприятия, определению целей и формата мероприятия.
Кроме того, существует ряд критериев, которые необходимо определить для разработки успешной анимационной программы. Правила организации успешной программы: команда; оптимизация; выйти за пределы мышления; четкая идея и смысл; проработка деталей; PR; имидж; порядочность; улыбка.
Технология создания и реализации до-суговых мероприятий представляет собой сложный и многогранный процесс, так как решает следующие задачи: создание анимационных программ, экономическая погрешность расчета стоимости программы, реклама программ, ее реализация и, наконец, творческое включение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом. Этот технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты [1].
Организация и реализация анимационной программы - это, конечно, решающие этапы работы, от которых зависит ее успех. Но не стоит забывать о такой важной вещи, как продвижение анимационного продукта, его реклама. В частности, реклама анимационных программ - это инструмент, с помощью которого потребитель получает информацию о содержании, особенностях и привлекательности программы, чтобы привлечь туриста, побудить его приобрести рекламируемую услугу и стать непосредственным участником анимационной программы [3].
Как правило, в начале нового сезона руководитель аниматоров при поддержке команды разрабатывает и утверждает анимационную программу на весь сезон. Для каждого дня недели (по часам) создается точное расписание мероприятий и каждому члену команды назначаются определенные обязанности по его выполнению. Общая анимационная программа составлена таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразными, интересными с туристической точки зрения, а в мероприятиях было задействовано как можно больше участников [2].
Возвращаясь к заключительной части программы, а именно к анализу и оценке, подведению итогов анимационной программы, следует начать с основных показателей. Соответствие финансовым показателям: утвержденная смета в целом, основные статьи расходов. Соблюдение утвержденного графика подготовки мероприятия. Соответствие программы утвержденному сценарию.
Вечерние шоу - важная часть развлекательной программы отеля. Они должны быть самыми разнообразными по содержанию, постановке, костюмам и быть интересными
для всех отдыхающих. Как правило, в них принимают участие все аниматоры. Организаторы стремятся сделать каждое выступление ярким, красочным, запоминающимся, каждое из них должно иметь свой колорит [7]. Уже более двух с половиной лет отель «Кор-стон-Москва» проводит «Бал невест» для молодоженов и их гостей, анимация сделана в греческом стиле «Сам Гименей навек благословил». Кульминацией становится розыгрыш номера в отеле и других ценных призов и подарков. И все это для молодоженов бесплатно. По мнению экспертов, для того чтобы превратить развлекательное мероприятие в уникальное, не надо бояться фантазировать, экспериментировать, а гости всегда оценят душевный подход и стремление сделать им приятное.
Постоянные гости отелей Maxima Hotels знают, что каждое мероприятие в этой сети превращается в яркое шоу, где можно узнать что-то новое. Минувшей осенью управляющая компания «Максима Хотелс» организовала праздник в честь своего восьмого дня рождения для клиентов и партнеров. В этот день для гостей был устроен мастер-класс по карвингу, древнему искусству художественной резьбы по разнообразным материалам. Все гости разделились на команды и не только освоили азы этого искусства, но и посоревновались.
В курортных отелях детям нужно уделять большое внимание, ведь счастливый ребенок приносит счастье своим родителям, а значит, эффект от оказываемой услуги. Для организации детских развлекательных мероприятий используется как основной материал для анимации взрослых, так и специальные конструкции, комнаты и оборудование для детей.
Значение гостиничной анимации для отеля заключается в повышении степени удовлетворенности туриста обслуживанием, комплексности и качества гостиничной услуги и как следствие - в повышении имиджа отеля, расширении активного туристского сезона, в подъеме престижности профессий сферы гостеприимства, что достигается профессиональной, интеллектуальной, эффективной работой тураниматоров. Ю. М. Чеботарь утверждает, что в индустрии гостеприимства существует такая вещь, как туристическая анимация, и, в свою очередь, определяет ее
как удовлетворение особых потребностей туристов в общении, движении, культуре, творчестве, развлечениях. Спектр этих потребностей очень широк, потому что люди, отправляющиеся в отпуск, имеют в этом понятии совершенно разные значения: для кого-то отдых - это путешествие, для кого-то - чтение книг, прогулки по лесу, рыбалка и т. д. [12]
Для организаторов мероприятий и анимационных мероприятий крайне важно создать дружескую атмосферу. Все организаторы развлекательной программы должны принципиально отличаться улыбкой и желанием помочь каждому гостю, это касается даже охранников. Это поможет наладить эффективную коммуникацию с различными потребителями в отрасли, от состоятельных гостей до гостей эконом-класса [11].
По мнению экспертов, в настоящее время внедрение анимационных программ, мероприятий, различных услуг и предложений в работу отелей повышает их престиж и востребованность на рынке туристических услуг. Участвуя в чем-либо, человек или группа лю-
дей удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает свою личность, анализирует свою роль в масштабе различных подсистем [9; 10].
По мнению А. В. Сорокиной, одним из видов досуга является туризм, сочетающий одновременно увлекательную и познавательную деятельность, и считается одним из наиболее активных и интересных. В походах, поездках, путешествиях воспитываются терпение, смелость, выносливость, любознательность; на экскурсиях поощряется познавательная активность; в клубах по интересам развиваются творческие способности [5].
Таким образом, рассматривая программный туризм и анимационное обслуживание в гостиницах, мы можем сделать вывод о том, что в современном мире в условиях жесткой конкуренции на рынке туристских услуг невозможно представить гостиничный комплекс без организации в ней анимационной деятельности. Которая должна быть интересной, понятной, но и по своему индивидуальной.
Список источников
1. Мосякин Т. Д., Положенцева И. В., Минайченкова Е. И. Анализ категорий "качество" и "ценности" с точки зрения психологии социологии и экономики // Индустриальная экономика. 2021. № 1. С. 41-44.
2. Мосякин Т. Д., Минайченкова Е. И., Положенцева И. В. Анализ категорий качество и ценности с точки зрения психологии, социологии и экономики // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 2. № 1.
3. Овсянкина Е. А., Минайченкова Е. И. Ценность, культура и качество в социально-экономической сфере // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. Москва, 2021. С. 133-140.
4. Парахина К. О., Минайченкова Е. И. Социально-культурные особенности сервисной деятельности в современной России // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. М., 2021. С. 146-152.
5. Сорокина А. В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах : учебное пособие. М.: Альфа-М, 2007. - 351 с.
6. Слободянюк А. А., Минайченкова Е. И., Филатов В. В. Проектный подход к внедрению социокультурных инноваций и реорганизации учреждений культуры // Актуальные проблемы и тенденции развития экономики организаций в России : сборник научных трудов. К 20-летию кафедры экономической безопасности, аудита и контроллинга Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). М., 2021. С. 175-180.
7. Солохина Ю. А., Филатов В. В., Положенцева И. В., Горина Т. В. Управленческий анализ социально-культурной деятельности с использованием диаграммы Л.Эйлера // Микроэкономика. 2021. № 3. С. 15-21.
8. Филатов В. В., Логунова Н. Ю., Ломакина Е. В., Сартаков М. В. Внедрение технологии искусствен -ного интеллекта для автоматизации бизнес процессов служб размещения и питания на предприятиях гостиничной индустрии и сервиса // Вестник Академии. 2021. № 4. С. 33-43.
9. Филатов В. В., Мишаков В. Ю., Макеева О. В., Горбков Д. И. Современные проблемы управления изменениями в государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" // Муниципальная академия. 2021. № 2. С. 28-39.
10. Филатов В. В., Политова Р. В., Першукова С. А., Скляренко Р. П., Корабельникова А. А. Современные подходы управления изменениями в государственной программе города Москвы "Раз-
витие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия" на основе технологии кайдзен // Муниципальная академия. 2021. № 3. С. 23-30.
11. Филатов В. В., Моисеева О. А., Положенцева И. В., Меньщиков А. Р. Конвергенция ценностей, культуры и качества в экономической философии постмодерна // Вестник Академии. 2021. № 1. С. 173-184.
12. Чеботарь Ю. М. Туристический бизнес : учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2003. 472 с.
References
1. Mosyakin T.D., Polozhentseva I.V., Minaichenkova E.I. Analysis of the categories "quality" and "values" from the point of view of psychology, sociology and economics. Industrial economy. 2021. No. 1. pp. 41-44.
2. Mosyakin T.D., Minaichenkova E.I., Poshentseva I.V. Analysis of the categories quality and values from the point of view of psychology, sociology and economics. Journal of Applied Research. 2021. Vol. 2. No. 1.
3. Ovsyankina E.A., Minaichenkova E.I. Value, culture and quality in the socio-economic sphere. In the collection: Topical issues of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2021. pp. 133-140.
4. Parakhina K.O., Minaichenkova E.I. Socio-cultural features of service activity in modern Russia. In the collection: Topical issues of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2021. pp. 146-152.
5. Sorokina A.V. Organization of service in hotels and tourist complexes: textbook. M.: Alfa-M, 2007. 351s.
6. Slobodyanyuk A.A., Minaichenkova E.I., Filatov V.V. Project approach to the introduction of socio-cultural innovations and the reorganization of cultural institutions. In the collection: Current problems and trends in the development of the economy of organizations in Russia. Collection of scientific papers. To the 20th anniversary of the Department of Economic Security, Audit and Controlling of the Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art). Moscow, 2021. pp. 175-180.
7. Solokhina Yu.A., Filatov V.V., Polozhentseva I.V., Gorina T.V. Managerial analysis of socio-cultural activity using L. Euler diagram. Microeconomics. 2021. No. 3. pp. 15-21
8. Filatov V.V., Logunova N.Yu., Lomakina E.V., Sartakov M.V. Introduction of artificial intelligence technology for automation of business processes of accommodation and catering services at the enterprises of the hotel industry and service. Bulletin of the Academy. 2021. No. 4. pp. 33-43.
9. Filatov V.V., Mishakov V.Yu., Makeeva O.V., Gorbkov D.I. Modern problems of change management in the state program of the Russian Federation "Development of culture and tourism". Municipal Academy. 2021. No. 2. pp. 28-39.
10. Filatov V.V., Politova R.V., Pershukova S.A., Sklyarenko R.P., Korabelnikova A.A. Modern approaches to change management in the state program of the city of Moscow "Development of the cultural and tourist environment and preservation of cultural heritage" based on Kaizen technology. Municipal Academy. 2021. No. 3. pp. 23-30.
11. Filatov V.V., Moiseeva O.A., Polozhentseva I.V., Menshchikov A.R. Convergence of values, culture and quality in postmodern economic philosophy. Bulletin of the Academy. 2021. No. 1. pp. 173-184.
12. Chebotar Y.M. Tourist business: textbook. M.: UNITY, 2003. 472 p.
Сведения об авторах
ДЕНИСОВА АЛЕНА ИГОРЕВНА - Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Россия, Москва, [email protected]
МИНАЙЧЕНКОВА ЕКАТЕРИНА ИГОРЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Московский университет им. С. Ю. Витте, Москва, Россия, [email protected]
Information about the authors
DENISOVA ALENA I. - Russian State University. Named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Russia, Moscow, [email protected]
MINAICHENKOVA EKATERINA I. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Lomonosov Moscow University Named after S. Y. Witte, Moscow, Russia, [email protected]