Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИЙ «КАЧЕСТВО», «ЦЕННОСТИ» И «КУЛЬТУРА» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОЛОГИИ, АКСИОЛОГИИ И ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИЙ «КАЧЕСТВО», «ЦЕННОСТИ» И «КУЛЬТУРА» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОЛОГИИ, АКСИОЛОГИИ И ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ДИАГРАММЫ ЭЙЛЕРА / ТЕОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЯ / ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Минайченкова Екатерина Игоревна, Положенцева Ирина Вениаминовна, Аралова Елена Викторовна

В статье проводится социально-экономический анализ категорий «качество», «ценности» и «культура» с точки зрения теологии, аксиологии и христианской философии. Установлено, что целесообразно применить диаграммы Эйлера при анализе принятых категорий и понять логику их принятия и построения, в том числе при анализе категорийного триплекса «качество: ценности: культура». Отмечается, что, занимаясь проектированием социально-культурной деятельности, нельзя пренебрегать теми традициями и основами нравственности, которые исторически закладывались в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Минайченкова Екатерина Игоревна, Положенцева Ирина Вениаминовна, Аралова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC ANALYSIS OF THE CATEGORIES “QUALITY”, “VALUES” AND “CULTURE” FROM THE POINT OF VIEW OF THEOLOGY, AXIOLOGY AND CHRISTIAN PHILOSOPHY

The article provides a socio-economic analysis of the categories “quality”, “values” and “culture” from the point of view of theology, axiology and Christian philosophy. It was found that it is advisable to apply Euler diagrams in the analysis of accepted categories and to understand the logic of their acceptance and construction, including in the analysis of the categorical triplex “quality: values: culture”. It is noted that, while designing social and cultural activities, one cannot neglect the traditions and foundations of morality that were historically laid down in society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИЙ «КАЧЕСТВО», «ЦЕННОСТИ» И «КУЛЬТУРА» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОЛОГИИ, АКСИОЛОГИИ И ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_3_1_12 УДК 316.35

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИЙ «КАЧЕСТВО», «ЦЕННОСТИ» И «КУЛЬТУРА» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОЛОГИИ, АКСИОЛОГИИ И ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Минайченкова Екатерина Игоревна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Московский университет им. С. Ю. Витте, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Положенцева Ирина Вениаминовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Аралова Елена Викторовна,

кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

В статье проводится социально-экономический анализ категорий «качество», «ценности» и «культура» с точки зрения теологии, аксиологии и христианской философии. Установлено, что целесообразно применить диаграммы Эйлера при анализе принятых категорий и понять логику их принятия и построения, в том числе при анализе категорийного триплекса «качество: ценности: культура». Отмечается, что, занимаясь проектированием социально-культурной деятельности, нельзя пренебрегать теми традициями и основами нравственности, которые исторически закладывались в обществе.

Ключевые слова: социально-экономический анализ; диаграммы Эйлера; теология; аксиология; христианская философия; социальная экономика.

UDC 316.35

SOCIO-ECONOMIC ANALYSIS OF THE CATEGORIES "QUALITY", "VALUES" AND "CULTURE" FROM THE POINT OF VIEW OF THEOLOGY, AXIOLOGY AND CHRISTIAN PHILOSOPHY

Minaichenkova Ekaterina Igorevna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Moscow University named after S. Y. Witte, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

Polozhentseva Irina Veniaminovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Moscow State University of Technology and Management named after M.V. K. G. Razumovsky, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

Aralova Elena Viktorovna,

PhD in Philosophy, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Moscow State University of Technology and Management named after M.V. K. G. Razumovsky, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

The article provides a socio-economic analysis of the categories "quality", "values" and "culture" from the point of view of theology, axiology and Christian philosophy. It was found that it is advisable to apply Euler diagrams in the analysis of accepted categories and to understand the logic of their acceptance and construction, including in the analysis of the categorical triplex "quality: values: culture". It is noted that, while designing social and cultural activities, one cannot neglect the traditions and foundations of morality that were historically laid down in society.

Keywords: socio-economic analysis; Euler diagrams; theology; axiology; Christian philosophy; social economy.

Сочетание культуры, ценностей и качества вызывает сегодня большое количество вопросов относительно возможности их восприятия как единого целого в отдельно взятой общественной единице. Благодаря использованию кругов Эйлера, которые представляют собой особую геометрическую схему, возможно более наглядно отобразить логические связи между данными понятиями, а также отношения между всеми данными и отдельно взятыми понятиями [54].

Ценности

Качество \ } Культура

Рисунок 1 - Модель «Круги Эйлера» для социально-экономического анализа категорий-ного триплекса «качество: ценности: культура» с точки зрения теологии, аксиологии и христианской философии

Раскрывая тему категорийного триплекса (качество, ценности, культура) в первую очередь необходимо сказать о том, что же такое культура, ценности и качество.

В данной статье ставится непростая задача: разобраться, как менялись ценности, как на это влияла культура, как это все связано с качеством? Как сюда относится человек как

вид и относится ли вообще? Связана ли культура с религией?

Обозначим три аспекта, относящихся к этой работе:

1) статья несет исключительно теоретико-методологический характер и основывается на субъективно-предполагаемом применении и отношении к существующей реальности;

2) фокус делается на культуре, ценностях, а также качестве только в свете религии (конкретно - христианстве), с точки зрения теологии, аксиологии и христианской философии;

3) данная работа рассматривается через модель кругов Эйлера для социально-экономического анализа категорийного триплекса «качество: ценности: культура».

Обратимся к определению понятия культуры.

Культура - это система, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях и исторически развивающихся над-биологических программ всех аспектов человеческой жизнедеятельности: поведения и общения, коммуникаций [15].

Из данного определения мы наблюдаем, что культура развивается неотделимо от исторического процесса. Уверенно можно сказать, что, несмотря на относительно недавно появившийся термин, определяющий данное понятие, культура существует с момента зарождения цивилизации [7].

Также культура - это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности [29].

Следует отметить, что это одно из древнейших понятий, первоначально оно было

употреблено в философском контексте Цицероном. Культура понималась как воспитание из человека идеального гражданина. Идеальный гражданин, по мнению Марка Туллия Цицерона, - это человек, полностью разделяющий все этические, моральные, социально-нравственные нормы общества [31].

Сегодня понятие «культура» - одно из самых всеобъемлющих определений, включающих в себя всю духовную составляющую жизни общества. Искусство, литература, спорт, творчество, семья, театры, музеи, отдых, досуг - это лишь малая часть составляющих жизни общества [30].

На государственном уровне к понятию «культура» относится то, что находится в ведомстве министерства культуры. В обыденной жизни к культуре относится результат интеллектуальной деятельности, то, что вызывает одобрение (или же неодобрение) людей [28].

В настоящий момент не существует целостного понятия культуры. Ежедневно цивилизация развивается, увеличивая свое культурное наследие [34].

Таким образом, культура - это крайне динамичное явление и понятие, существующее по своим законам и правилам, неподвластным человеку [36].

Сфера культуры весьма многообразна, она состоит из большого количества элементов, которые образуют культурное пространство общества, где особое место занимают ценности, которые образуют духовное ядро. И этот комплекс ценностей создает тот идейный фундамент, на котором держится вся система культуры [45].

Возникает вопрос: ценность - предопределенное или приобретенное? Ценность существовала всегда или может быть приобретена только со временем? Все они пытаются указать суть, но объединяет их лишь одно, это их бытие.

Далее, рассмотрим определение ценности, чтобы проложить неотделимую нить между развитием культуры и формированием ценностей. Сущность ценности состоит в приоритетности для человека или общества, в ее социально-культурной значимости. Если явление, понятие, принцип, смысл имеют социально-культурную значимость, следовательно, эти категории чаще всего могут называться ценностью [8].

Ценности в данном случае являются одними из регуляторов социально-культурной жизни людей и относятся к социальным элементам культуры. Но также существуют ценности, относящиеся к экономическим факторам. Данное понятие в экономике используется как синоним понятия «потребительная стоимость», то есть значимость, полезность предмета для потребителя [18].

Падение ценностей, согласно теологическому учению, произошло в самом начале исторической прямой. Нам потребуется рассмотреть такие понятия, как «качество», «культура», «ценности», «христианская религия». А также затронуть следующие направления науки: теология, аксиология, культурология, социология, социальная экономика [32].

В современном мире уже и не отличишь, что для людей является по настоящему важной ценностью, но с большой уверенностью можно сказать, что так не было раньше. Несмотря на то, что люди алчны по сути своей и желали всегда больше ресурсов и территорий, духовные ценности имели значимость и важность, никогда не стояли в одной горизонтали с чем-либо материальным [41].

Во времена Генриха Риккерта люди думали, что познают истину, ранее никому не доступную, что их умы достигли глубокого осмысления бытия, но это был самообман. Человечество, цикличное и деградирующее, поверхностно-глупое, вдруг нашло пищу для размышления и, даже не успев оцарапать поверхность глубокой истины и бездны познаний, сразу же прибегло к тщеславию и самолюбованию [40].

Объединяют два вышеперечисленных термина третий - качество. Качество существует в нескольких категориях. В философском контексте понятие качества напрямую связано с бытием предмета [26].

Наряду с культурой и ценностью термин «качество» также имеет большое количество значений. Наиболее оптимальным является определение качества как совокупности характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям [47].

Определение религии также дискуссионно. Существует более 250 толкований. Одно из них: религия - определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъе-

стественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации [14]. Также под религией понимается исповедание веры посредством внешних знаков; организованное поклонение высшим силам [10].

На наш взгляд, религия - это явленная в достоверном историческом выражении передача знаний и опыта поклонения Богу, порождающая собой развитие культурных и моральных ценностей, закладывающая и со -вмещающая в себе само начало и формирование общества как социума [11].

Вопрос о ценностях впервые был поставлен Сократом, сделавшим его центральным аспектом своей философии и сформулировавшим его в виде основного философского вопроса о том, что есть благо [55]. Благо есть реализованная ценность - полезность. То есть ценность и польза - это практически две стороны одной медали. Так ли это? Неужели до Сократа люди даже и не задумывались об этом? Обратимся к более ранней истории.

Исходя из того, что в христианстве людей создал Бог, соответственно он и заложил культуру в людей, как и где он это сделал очень повлияло на то, какими люди являются сейчас [2]. Например, согласно одной из теорий, Адам был создан Богом в месте, тре -бующем исследования, он был первооткрывателем, изобретателем, так был заложен характер мужчины [3]. Отрывок из Священного Писания: «и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лицо земли. И создал Господь Бог человека» (Бытие 2:5-7) [4].

Само понятие добра и зла (морали) было заложено в Эдемском саду. «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Бытие 3:5) [5].

Стоить также отметить, что Библия условно делится на два больших культурных пласта и закладывает ценности Ветхозаветного и Новозаветного времени, кардинально отличающиеся друг от друга и справедливо объясняющие возникновение культур разного времени, а также жестокости времен до нашей эры и образование новых, склонных к мирному существованию устоев современного общества [6].

Проанализировав значения каждого элемента категорийного триплекса (качество, ценности, культура), перейдем к его анализу с помощью построения геометрической схемы, необходимой для поиска и наглядного отображения логических связей между анализируемыми объектами, а также отношений между определенным множеством и его частью, а именно диаграммы Л. Эйлера [18].

Пересечение «культура и ценности»

Важнейшим элементом культуры и общества являются ценности, их можно назвать духовными путеводителями социальной жизни [25]. Они регламентируют все стороны социальной жизни и окружают людей практически повсюду. Возникновение первых сообществ людей так или иначе связывается с появлением ценностей и смысложизненных ориентиров бытия [9].

Формирование у отдельного человека ценностного познания и отношения к явлениям окружающей действительности вырабатывает общекультурные ценности. В связи с этим оценочные суждения у людей складываются на основе ценностей. Также на основе ценностей у людей появляются факторы патриотического самоопределения и чувство долга перед близкими людьми, семьей, страной и обществом [13]. Поэтому ценностное отношение является воплощением ценностей со стороны общества и человека с помощью действий, убеждений, идей, событий, поступков и пр. [12].

Важно отметить, что те объекты, которые являются носителями ценностей, могут много значить для тех, кто их ценит, но в то же время не иметь никакого значения для других людей. В связи с этим можно сделать вывод, что культурные ценности выражаются в искусстве, законах, обрядах, языке, но для каждого они свои [38].

Пересечение «ценности и качество»

При анализе данного пересечения термин «ценность» рассматривается как синоним понятия «потребительная стоимость» [22]. Товар, услуга или информация должны иметь определенные потребительские свойства, для того чтобы удовлетворять потребности человека, а качество товара определяет степень соответствия между свойствами товара, услуги или информации и удовлетворяемыми с их помощью потребностями [49]. В настоящее время степень удовлетворенно-

сти потребителя служит мерой качества товара, услуги или информации, социального значения брендов, определяемой соотношением их стоимости и ценности (потребительной стоимости) [33].

Ожидаемая стоимость для потребителя - это стоимость ценного, бездефектного товара, услуги или информации. Люди будут пользоваться продуктом производителя, если они удовлетворены его ценностью (необходимостью его приобретения и совокупностью предлагаемых параметров качества) и стоимостью. Из этого можно сделать вывод, что наивысший уровень удовлетворенности потребителя дает совокупность ценности и качества и их высокое соотношение. А возможности развития бизнеса тем сильнее, чем выше уровень удовлетворенности потребителя и чем сильнее выстроены бизнес-коммуникации [27].

Пересечение «качество и культура»

Система качества Ф. У. Тейлора, первого представителя научной школы управления, заложила фундаментальные понятия в развитие культуры качества в индустриальной стадии развития экономики и промышленного комплекса США. В каждой из последующих школ индустриальной стадии, в том числе А. Файоля, А. Маслоу, М. П. Фоллет, Э. Мэйо, Г Форда, Г Ганта. Г Гилберта, Э. Деминга и многих других, существовали свои представления о качестве и культуре качества, в том числе производственного типа [1, с. 178].

В школе "научного управления" методология управления качеством основана на использовании образцов, шаблонов, карт, а также таких инструментальных и организационно-экономических методов контроля, как штрафы и различные инспекции [17].

В школе "человеческих отношений" методология управления качеством развивает понятие культуры качества и переносит его на уровень бизнес-процессов: контроль качества (контрольные карты), предупреждение дефектов, повышение мотивации к бездефектному производству, введение позиции ответственного по качеству и т. д. [48].

В школе "социальных систем" методология управления качеством рассматривает культуру качества с позиций всеобщего управления качеством с помощью стандартов, сертификации, более сложной мотива-

ции управленческого и производственного персонала и т. д. [50].

В рамках постиндустриальной стадии развития экономики можно выделить два серьезных аспекта, связанных с культурой качества: качество жизни и культура качества деловых операций [51].

Трансформация философского подхода к качеству рынка, бизнеса, труда и их совокупной социальной ответственности перед обществом обусловила развитие методологий заинтересованных сторон и корпоративной социальной ответственности и культуры качества деловых операций (выпускаемой продукции, оказываемых услуг) [21].

Требования, предполагаемые постиндустриальным обществом, накладывают ограничения на достижение основной цели бизнеса как извлечение прибыли и все более усиливаются такие аспекты, как учет общественного мнения, корпоративная социальная ответственность, запросы потребителей, маркетинг с «человеческим лицом» Ф. Котлера и т. д. Учет этих социально-экономических факторов оказывает влияние на эффективность функционирования корпораций, рыночных механизмов, концепцию конкурентоспособности. Экономика все более становится социальной [23].

Качество жизни людей в социуме обычно оценивается через степень удовлетворения людьми своих материальных, культурных и духовных потребностей [39].

Качество жизни - это показатель социально-культурного и инновационного уровней развития общества, который оценивается, в том числе, на основе социально- экономических параметров качества одежды, продуктов питания, питьевой воды, условий проживания, бытовых принадлежностей, окружающей среды, услуг, общения, лидерства, креативности и т. д. [37].

Формирование корпоративной культуры качества корпорации или отдельного предприятия предполагает предварительное решение вопроса об успешности их функционирования, что ориентирует менеджмент [35]:

- на принципы ответственного руководства [19];

- управление качеством бизнес-процессов [42];

- отраслевой управленческий анализ [44];

- решение социально-экономических проблем развития предприятий малого и среднего бизнеса [46];

- моделирование взаимосвязи сфер влияния производственного инжиниринга, производственного менеджмента, риск-инжиниринга и риск-менеджмента [52];

- развитие методологии корпоративной социальной ответственности [43].

Пересечение «культура, ценности, качество»

В современном мире на первое месте находятся требования потребителя. Глобализация породила международную конкуренцию между корпорациями. Рост технологических возможностей, цифровизация и резкий скачок в развитии информационно-коммуникационных технологий спровоцировали мощный рост потребностей потребителей и привели к такой рыночной ситуации, когда выбор и возможности потребителей значительно увеличились [20].

На данный момент рынок потребителя -это объективная социально-экономическая реальность, с которой следует считаться каждому производителю, каждой корпорации, предлагающей потребителю товары, в том числе и инновационные, а также услуги и информацию. Фирма существует и развивается только до тех пор, пока существуют потребители ее товаров, услуг в том числе и инновационных [16].

Поскольку выбор у потребителей, как правило, есть, они долго не задержатся там, где их не будет устраивать качество продукта или услуги, и поэтому акционеры «голосуют ногами», мгновенно сбрасывая активы не устраивающих их, по любой причине, корпораций.

Даже в ситуации относительной монополии рано или поздно обязательно появится конкурент, отечественный или иностранный. Следовательно, чтобы потребитель остался, ему нужно предоставить продукт или услугу, удовлетворяющую его потребностям. Это возможно, только если в нем будут присутствовать ценность, качество и культура.

Еще в 1928 г. И. А. Ильин отмечал: «...народу есть только один исход и одно спасение - возвращение к качеству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и коли-

чественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца» [24].

Таким образом, проанализировав большой объем терминологий и взаимосвязей, мы можем отметить, что культура определяет ценности, а качество указывает на содержание данных ценностей и отсылает нас к культуре и социальной экономике. Но все это имеет смысл, только если рассматривать конвергенцию и исторический контекст этих понятий [53]. Для этого и используется диаграмма Эйлера. На наш взгляд, довольно сложно говорить о том, что данные понятия равны, мы считаем, что субъективно они соотносятся следующим образом.

Культура в понятийном определении - это самый большой круг в диаграмме Эйлера, имеет самое широкое смысловое содержание. Внутри него расположена ценность, так как мы имеем понятие субкультур и перенятых ценностей, то в любой культуре будет ценность меньше, чем сама культура. Третий же и самый маленький круг - это качество, ведь далеко не любая существующая ценность поддается качественному определению, так как это весьма сложный нематериальный актив.

С другой стороны, можно проследить параллельную взаимосвязь и сказать о том, что ни одна из этих категорий не меньше другой. Все взаимосвязано и образует друг друга соразмерно и единовременно.

В сложившихся условиях, занимаясь проектированием социально-культурной деятельности, нельзя пренебрегать теми традициями и основами нравственности, которые исторически закладывались в обществе, что и необходимо продолжать нести в массы, а не так, чтобы удовлетворение потребностей закрывалось для галочки без той же информативной нагрузки.

Таким образом, нельзя сказать, какой из элементов триплекса «ценность, качество, культура» наиболее важен, но очевидно, что необходимо больше уделять внимания качеству, нежели распространять массово не самый лучший продукт, в результате чего люди сначала будут смиряться из-за отсутствия альтернативы, но в дальнейшем это может привести к регрессу не только деятельности какой-либо корпорации, но и социально-культурной сферы в целом.

Список литературы_

1. Айвазян Н. Л. и др. Концепции Э. Деминга в управлении качеством : монография. - Белгород : Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2020.

2. Аралова, Е. В. Духовные поиски в эпоху средневековья / Е. В. Аралова // Власть. - 2015. - № 1. - С. 82-86.

3. Аралова, Е. В. Духовность и гуманизм эпохи возрождения / Е. В. Аралова // Власть. - 2015. - № 3. -С. 48-52.

4. Аралова, Е. В. К истокам духовной культуры / Е. В. Аралова // Власть. - 2013. - № 8. - С. 083-086.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Аралова, Е. В. Смысложизненные ориентиры бытия / Е. В. Аралова // Человеческий капитал. - 2013. -№ 1 (49). - С. 83-89.

6. Аралова, Е. В. Динамика формирования духовности как потребности общественного развития / Е. В. Аралова // Человеческий капитал. - 2013. - № 5-6 (53-54). - С. 18-22.

7. Аралова, Е. В. Философия глобальных категорий: цивилизация, культура, духовность / Е. В. Аралова // Власть. - 2012. - № 6. - С. 58-61.

8. Аралова, Е. В. Диалектика понятия ценностей / Е. В. Аралова // Человеческий капитал. - 2012. - № 10-11. -С. 27.

9. Аралова, Е. В. Смысложизненные ориентиры бытия / Е. В. Аралова // Человеческий капитал. - 2012. -№ 3 (39). - С. 30-35.

10. Аралова, Е. В. Духовность как фактор постижения смысла жизни / Е. В. Аралова // Человеческий капитал. - 2012. - № 4 (40). - С. 4-8.

11. Аралова, Е. В. Религия как духовно образующий феномен / Е. В. Аралова // Человеческий капитал. -2012. - № 5 (41). - С. 206-208.

12. Аралова, Е. В. Надситуативная активность в социальной психологии / Е. В. Аралова // Вестник университета. - 2011. - № 4. - С. 7-9.

13. Аралова, Е. В. Философские вопросы самопознания и факторы патриотического самоопределения моло -дежи: педагогический аспект / Е. В. Аралова, И. В. Положенцева // Власть. - 2017. - Т. 25. - № 10. - С. 100-104.

14. Андреев, А. Н. Пространство свободы для молодежи в эпоху глобализации / А. Н. Андреев, И. В. Положенцева // Научный вестник Гуманитарно-социального института. - 2020. - № 10. - С. 15.

15. Бекбаева, Ж. С. Формирование информационной культуры в условиях цифровой экономики / Ж. С. Бек-баева, И. В. Положенцева // Главный механик. - 2019. - № 8. - С. 62-66.

16. Бобрышев, А. Д. Экономика и инновации: диалектика взаимозависимости / А. Д. Бобрышев, О. В. Крас-нянская, Н. Л. Пирогов // Микроэкономика. Институт экономических стратегий (Москва). - 2020. - № 6. - С. 62-77.

17. Бойков, С. Р. Обзор зарубежных моделей менеджмента / С. Р. Бойков, В. В. Филатов, В. Ю. Мишаков // Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса, посвященный Юбилейному году РГУ им. А. Н. Косыгина / под редакцией В. Ю. Мишакова, Л. Е. Зерновой. - Москва, 2020. - С. 6-12.

18. Брешина, А. В. Основные типы взаимодействия понятий при построении диаграммы Эйлера-Венна для разработки стратегии брендов / А. В. Брешина, Е. И. Минайченкова, В. В. Филатов // Актуальные вопросы эконо -мики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. - Москва, 2021. - С. 8-13.

19. Букша, А. Принципы ответственного руководства японской школы менеджмента / А. Букша, В. В. Филатов // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020) : сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, посвященной Юбилейному году в ФГБОУ ВО "РГУ им. А. Н. Косыгина". - 2020. - С. 90-94.

20. Венедиктова, О. С. Современные проблемы коммуникации на примере национального проекта «Цифровая экономика» / О. С. Венедиктова, В. В. Филатов, Е. И. Минайченкова, И. В. Положенцева // Вестник Академии. - 2021. - № 1. - С. 127-131.

21. Гусев, Д. А. Вторая сторона "основного вопроса философии" в контексте содержания современного образования / Д. А. Гусев, Е. И. Минайченкова // Образовательные ресурсы и технологии. - 2019. - № 3 (28). -С. 89-99.

22. Дорофеев, А. Ю. Переход от стоимости к ценности и от ценности к фундаментальной стоимости / А. Ю. Дорофеев, И. В. Положенцева, В. В. Филатов // Вопросы экономических наук. - 2011. - № 2 (47). - С. 7-11.

23. Есина, О. Н. Экономическая диагностика факторов, определяющих качество услуг / О. Н. Есина, Н. Н. Терещенко, С. В. Трусова // Микроэкономика. Институт экономических стратегий (Москва). - 2016. - № 3. - С. 67-71.

24. Ильин, И. А. Спасение в качестве / И. А. Ильин // Русский колокол. - 1928. - № 4. - С. 3-7. - URL: http:// quality9.blogspot.com/2013/12/blog-post_8022.html (дата обращения: 02.06.2021).

25. Кирилов, В. А. Эволюция - процесс технологический. возникновение субъекта. Субъективное и душа / В. А. Кирилов // Микроэкономика. Институт экономических стратегий (Москва). - 2017. - № 6. - С. 107-126.

26. Кобиашвили, Н. А. Повышение эффективности системы менеджмента качества предприятия на основе оптимизации функциональной подсистемы / Н. А. Кобиашвили, В. Н. Женжебир, Т. В. Осинская, А. С. Фадеев, В. М. Медведев, А. В. Шестов, М. И. Кретов // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 3 (28). - С. 42.

27. Кузнецова, А. Г Современные проблемы коммуникации в бизнес- проектах консалтинговых компаний / А. Г Кузнецова, С. А. Першукова, Н. Е. Федорова, В. В. Филатов // Индустриальная экономика. - 2021. - Т. 2. -№ 2. - С. 41-46.

28. Любина, О. Н. Культура государственной гражданской службы: проблемы сопротивления инновациям / О. Н. Любина // Вестник университета. - 2015. - № 6. - С. 280-283.

29. Любина, О. Н. Инновационная культура как объект философского анализа / О. Н. Любина // Управление мегаполисом. - 2012. - № 6 (30). - С. 139-145.

30. Любина, О. Н. Современные подходы к определению инновационной культуры общества / О. Н. Любина // Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 6. - С. 11.

31. Марк Туллий Цицерон. Речи. - Москва : Наука, 1993. - Т. 1. - 448 с.

32. Мосякин, Т. Д. Анализ категорий "качество" и "ценности" с точки зрения психологии социологии и экономики / Т. Д. Мосякин, И. В. Положенцева, Е. И. Минайченкова // Индустриальная экономика. - 2021. - № 1. -С. 41-44.

33. Мухидов, Р. Х. Социальное значение брендов и корпоративной ответственности / Р. Х. Мухидов, В. В. Фи -латов, О. Н. Любина // Коммерция и сервис: проблемы и перспективы развития : сборник материалов по итогам всероссийского конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов. - 2021. - С. 35-41.

34. Овсянкина, Е. А. Ценность, культура и качество в социально-экономической сфере / Е. А. Овсянкина, Е. И. Минайченкова // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. - Москва, 2021. - С. 133-140.

35. Паластина, И. П. Формирование корпоративной культуры как важнейшего элемента обеспечения профессиональной компетенции бакалавров / И. П. Паластина, И. В. Положенцева, В. В. Филатов // Методологические основы формирования компетентностного подхода в условиях реализации требований ФГОС ВПО : сборник материалов международной научно-методической конференции. - 2013. - С. 208-211.

36. Парахина, К. О. Социально-культурные особенности сервисной деятельности в современной России / К. О. Парахина, Е. И. Минайченкова // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. - Москва, 2021. - С. 146-152.

37. Пирогов, Н. Л. К вопросу философии инноваций / Н. Л. Пирогов // Микроэкономика. Институт экономических стратегий (Москва). - 2016. - № 4. - С. 69-76.

38. Положенцева, И. В. Философские основы духовности / И. В. Положенцева, Е. В. Аралова, Т. Л. Кащенко, Г Н. Юлина. - Москва, 2021.

39. Положенцева, И. В. Молодежь в эпоху глобализации / И. В. Положенцева // Власть. - 2019. - Т. 27. -№ 4. - С. 83-86.

40. Риккерт / И. А. Михайлов // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Сте-пин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Мысль, 2010. - 2816 с.

41. Рукина, И. М. Роль фундаментальных ценностей в общественном развитии / И. М. Рукина, В. В. Филатов // Микроэкономика. - 2017. - № 4. - С. 107-116.

42. Рябова, Т. Ф. Управление качеством бизнес-процессов в условиях глобализации / Т. Ф. Рябова, В. В. Филатов, З. Б. Проскурина // Вестник университета. - 2013. - № 16. - С. 158-168.

43. Савина, Т. Н. Оценка экономической эффективности современной социальной политики Российской Федерации / Т. Н. Савина, В. В. Филатов, В. Ю. Мишаков, Б. П. Нечаев, Т. В. Осинская, Л. А. Козловских // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. - 2020. - № 5 (389). - С. 15-25.

44. Сафронов, А. С. Управленческий анализ автомобильной отрасли сборочного машиностроения при помощи кругов Эйлера через категорийный триплекс: качество: ценности: культура / А. С. Сафронов, А. О. Кущенко, В. В. Филатов, Е. В. Ломакина, Д. С. Горин // Вестник Академии. - 2021. - № 1. С. 81-91.

45. Солохина, Ю. А. Управленческий анализ социально-культурной деятельности с использованием диаграммы Л. Эйлера / Ю. А. Солохина, В. В. Филатов, И. В. Положенцева, Т. В. Горина // Микроэкономика. - 2021. -№ 3. - С. 15-21.

46. Филатов, В. В. Социально-экономические проблемы развития предприятий малого и среднего бизнеса / В. В. Филатов, Л. А. Козловских // Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования и экономической безопасности : сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. - 2019. - С. 184-192.

47. Филатов, В. В. Методика оценки качества работы менеджмента на основе ретроспективных данных / В. В. Филатов, А. Ю. Дорофеев // Вестник университета. - 2012. - № 15. - С. 152-158.

48. Филатов, В. В. Менеджмент традиционные и современные модели : справочник / В. В. Филатов и др. -Москва, 2017.

49. Филатов, В. В. Управление качеством : учебное пособие / В. В. Филатов, Т. В. Хомутинникова, В. А. Деева, В. . Князев, А. П. Бачурин, В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева, И. П. Паластина. - Москва, 2009.

50. Филатов, В. В. Управленческое консультирование: менеджмент-консалтинг / В. В. Филатов и др. - Курск, 2017.

51. Филатов, В. В. Теоретические аспекты развития международного менеджмента на современном этапе /

B. В. Филатов, В. Ю. Мишаков // Дизайн и технологии. - 2019. - № 74 (116). - С. 99-103.

52. Филатов, В. В. Модель взаимосвязи сфер влияния производственного инжиниринга, производственного менеджмента, риск-инжиниринга и риск-менеджмента на рынках инноваций отраслевых экономических систем / В. В. Филатов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2016. - № 4 (14). -

C. 156-161.

53. Филатов, В. В. Конвергенция ценностей, культуры и качества в экономической философии постмодерна / В. В. Филатов, И. В. Положенцева, О. А. Моисеева, А. Р. Меньщиков // Вестник Академии. - 2021. - № 1. -С. 173-184.

54. Эйлер, Л. Метод нахождения кривых линий, обладающих свойствами максимума, либо минимума или решение изопериметрической задачи, взятой в самом широком смысле / Л. Эйлер. - Москва; Ленинград : Госте -хиздат, 1934. - 600 с.

55. Mcpherran M. L. Socratic Religion // The Cambridge Companion to Socrates (англ.). - Cambridge University Press, 2010. - P. 111-137.

References_

1. Ayvazyan N. L., Bezpalov V. V., Bespalova E. S., Gaivoronskaya S. A., Zharikov R. V., Zima E. A., Kalinina O. V., Krug E. A., Kucheryavenko S. A., Lipka V. M., Loginova I. V., Nazarova A. N., Pryadko S. N., Pucha O. V., Razinkina E. M., Rapatsky Yu. L., Sinelnikova N. A., Sergeev S. V., Stenyushkina S. G., Thorikov B. A., etc. E. Deming's concepts in quality management. Monography. Publishing house: Belgorod State National Research University, Belgorod, 2020, p. 178

2. Aralova E. V. Spiritual searches in the Middle Ages. Power. 2015. No. 1. pp. 82-86.

3. Aralova E. V. Spirituality and humanism of the Renaissance. Power. 2015. No. 3. pp. 48-52.

4. Aralova E. V. To the origins of spiritual culture. Power. 2013. No. 8. p. 083-086

. 5. Aralova E. V. The meaning of life guidelines of being. Human capital. 2013. No. 1 (49). pp. 83-89.

6. Aralova E. V. Dynamics of the formation of spirituality as a need for social development. Human capital. 2013. No. 5-6 (53-54). pp. 18-22.

7. Aralova E. V. Philosophy of global categories: civilization, culture, spirituality. Power. 2012. No. 6. pp. 58-61.

8. Aralova E. V. Dialectics of the concept of values. The human kafed. 2012. No. 10-11. p. 27.

9. Aralova E. V. The meaning of life guidelines of being. Human capital. 2012. No. 3 (39). pp. 30-35.

10. Aralova E. V. Spirituality as a factor of comprehending the meaning of life. Human capital. 2012. No. 4 (40). pp. 4-8.

11. Aralova E. V. Religion as a spiritually forming phenomenon. Human capital. 2012. No. 5 (41). pp. 206-208.

12. Aralova E. V. Suprasituative activity in social psychology. Bulletin of the University. 2011. No. 4. pp. 7-9.

13. Aralova E. V., Polozhentseva I. V. Philosophical issues of self-knowledge and factors of patriotic self-determination of youth: pedagogical aspect. Power. 2017. Vol. 25. No. 10. pp. 100-104.

14. Andreev A. N., Polozhentseva I. V. The space of freedom for youth in the era of globalization. Scientific Bulletin of the Humanitarian and Social Institute. 2020. No. 10. p. 15.

15. Bekbaeva Zh. S., Polozhentseva I. V. Formation of information culture in the digital economy. Chief mechanic. 2019. No. 8. pp. 62-66.

16. Bobryshev A.D., Krasnianskaya O. V., Pirogov N. L. Economics and innovations: the dialectic of interdependence. Microeconomics. Institute of Economic Strategies (Moscow) No. 6, 2020, pp. 62-77

17. Boikov S. R., Filatov V. V., Mishakov V. Yu. Review of foreign management models. In the collection: Actual problems of the economy, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service, dedicated to the anniversary year of the Kosygin Russian State University. Edited by V. Y. Mishakov, L. E. Zernova. Moscow, 2020. pp. 6-12.

18. Breshina A.V., Minaichenkova E. I., Filatov V. V. The main types of interaction of concepts in the construction of the Euler-Venn diagram for the development of brand strategies. In the collection: Current issues of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2021. pp. 8-13.

19. Buksha A., Filatov V. V. Principles of responsible management of the Japanese school of management. In the collection: Economy today: the current state and prospects of development (Vector-2020). Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of Young Researchers with International participation, dedicated to the Anniversary Year at the Kosygin Russian State University. 2020. pp. 90-94.

20. Venediktova O. S., Filatov V. V., Minaichenkova E. I. Posen-tseva I. V., Modern problems of communication on the example of the national project "Digital Economy". Bulletin of the Academy No. 1, 2021, pp. 127-131

21. Gusev D. A., Minaichenkova E. I. The second side of the "basic question of philosophy" in the context of the content of modern education. Educational resources and technologies. 2019. No. 3 (28). pp. 89-99.

22. Dorofeev A. Yu., Polozhentseva I. V., Filatov V. V. Transition from value to value and from value to fundamental value. Questions of economic sciences. 2011. No. 2 (47). pp. 7-11.

23. Esina O. N., Tereshchenko N. N., Trusova S. V. Economic diagnostics of factors determining the quality of services. Microeconomics. Institute of Economic Strategies (Moscow) No. 3, 2016, pp. 67-71

24. Ilyin I. A. Salvation in quality. The magazine "Russian Bell", 1928, No. 4, pp. 3-7-source - http://quality9.blogspot. com/2013/12/blog-post_8022.html

25. Kirilov V. A. Evolution is a technological process. the emergence of the subject. The subjective and the soul. Microeconomics. Institute of Economic Strategies (Moscow) No. 6, 2017, pp. 107-126

26. Kobiashvili N. A., Zhenzhebir V. N., Osinskaya T. V., Fadeev A. S., Medvedev V. M., Shestov A.V., Kretov M. I. Improving the efficiency of the enterprise quality management system based on the optimization of the functional subsystem. Online journal of Science Studies. 2015. Vol. 7. No. 3 (28). p. 42.

27. Kuznetsova A. G., Pershukova S. A., Fedorova N. E., Filatov V. V. Modern problems of communication in business projects of consulting companies. Industrial economy. 2021. Vol. 2. No. 2. pp. 41-46

28. Lyubina O. N. Culture of the state civil service: problems of resistance to innovations. Bulletin of the University. 2015. No. 6. pp. 280-283.

29. Lyubina O. N. Innovative culture as an object of philosophical analysis. Managing a megapolis. 2012. No. 6 (30). pp. 139-145.

30. Lyubina O. N. Modern approaches to the definition of the innovative culture of society. Information humanitarian portal Znanie. Understanding. Skill. 2012. No. 6. p. 11.

31. Marcus Tullius Cicero. Speeches. - Moscow: Nauka, 1993. - Vol. 1 — 448 p.

32. Mosyakin T. D., Polozhentseva I. V., Minaichenkova E. I. Analysis of the categories "quality" and "values" from the point of view of psychology, sociology and economics. Industrial economy. 2021. No. 1. pp. 41-44.

33. Mukhidov R. H., Filatov V. V., Lyubina O. N. The social significance of brands and corporate responsibility. In the collection: Commerce and service: problems and prospects of development. Collection of materials based on the results of the All-Russian competition for the best research work of students. 2021. pp. 35-41.

34. Ovsyankina E. A., Minaichenkova E. I. Value, culture and quality in the socio-economic sphere. In the collection: Current issues of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2021. pp. 133-140.

35. Palastina I. P., Polozhentseva I. V., Filatov V. V. Formation of corporate culture as the most important element of ensuring the professional competence of bachelors. In the collection: Methodological foundations of the formation of a competence-based approach in the conditions of implementing the requirements of the Federal State Educational Standard for Higher Education. Collection of materials of the international scientific and methodological conference. 2013. pp. 208-211.

36. Parakhina K. O., Minaichenkova E. I. Socio-cultural features of service activity in modern Russia. In the collection: Current issues of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2021. pp. 146-152.

37. Pirogov N. L. On the question of the philosophy of innovation. Microeconomics. Institute of Economic Strategies (Moscow) No. 4, 2016, pp. 69-76

38. Polozhentseva I. V., Aralova E. V., Kashchenko T. L., Yulina G. N. Philosophical foundations of spirituality. Moscow, 2021.Ser. Scientific thought

39. Polozhentseva I. V. Youth in the era of globalization. Power 2019. Vol. 27. No. 4. pp. 83-86.

40. Rikkert / I. A. Mikhailov / / New philosophical encyclopedia : in 4 volumes / pre-scientific-ed. council V. S. Stepin. -2nd ed., ispr. and add. - M.: Mysl, 2010. - 2816 p.

41. Rukina I. M., Filatov V. V. The role of fundamental values in social development. Microeconomics. 2017. No. 4. pp. 107-116.

42. Ryabova T. F., Filatov V. V., Proskurina Z. B. Quality management of business processes in the context of globalization. Bulletin of the University. 2013. No. 16. pp. 158-168.

43. Savina T. N., Filatov V. V., Mishakov V. Yu., Nechaev B. P., Osinskaya T. V., Kozlovskikh L. A. Assessment of the economic efficiency of the modern social policy of the Russian Federation. News of higher educational institutions. Technology of the textile industry. 2020. No. 5 (389). pp. 15-25.

44. Safronov A. S., Kushchenko A. O., Filatov V. V., Lomakina E. V., Gorin D. S. Managerial analysis of the automotive industry of assembly machinery using Euler circles through a categorical triplex: quality: values: culture. Bulletin of the Academy No. 1, 2021, pp. 81-91

45. Solokhina Yu. A., Filatov V. V., Polozhentseva I. V., Gorina T. V. Managerial analysis of socio-cultural activity using the L. Euler diagram. Microeconomics. 2021. No. 3. pp. 15-21.

46. Filatov V. V., Kozlovskikh L. A. Socio-economic problems of the development of small and medium-sized businesses. In the collection: Current issues of taxation, tax administration and economic security. Collection of scientific articles for the III All-Russian Scientific and Practical Conference. Southwestern State University. 2019. pp. 184-192.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47. Filatov V. V., Dorofeev A. Yu. Methodology for assessing the quality of management work based on retrospective data. Bulletin of the University. 2012. No. 15. P. 152-158.

48. Filatov V. V., Alekseev, A. E., Galician, Y. A., Dolgov, V. N., To-Erofeev A. Yu., Zingiber V. N., Kobiashvili N. A., Knyazev, V. V., Lochan, S. A., Medvedev V. M., Sinichenkova E. I., Mukhina T. N., Petrosyan, D. S., Pshavi T. S., Fadeev A. S., V. A. Shestov Management of traditional and contemporary patterns. Reference book, Publishing house "Scientific and Publishing Center INFRA-M" Moscow, 2017, p. 474

49. Filatov V. V., Khomutinnikova T. V., Deeva V. A., Knyazev V. V., Ba-churin A. P., Dolgova V. N., Medvedeva T. Yu., Palastina I. P. Quality management. Training manual. Publishing house: Moscow, Publishing house CSTL PI-Savoy industry, 2009

50. Filatov V. V., Alekseev, A. E., Dorofeev, A., Dolgov, V. N., Zingiber V. N., Kolosova, G. M., Polozhentseva I. V., Lochan, S. A., PAVA T. S., Fadeev A. S., V. A. Shestov Management consulting: management consulting. Kursk, 2017.

51. Filatov V. V., Mishakov V. Yu. Theoretical aspects of the development of international management at the present stage. Design and technology. 2019. No. 74 (116). pp. 99-103.

52. Filatov, V. V. Model' vzaimosvyazi sfer vliyaniya proizvodstvennogo in-zhiniringa, proizvodstvennogo menedzhmenta, risk-inzhiniringa i risk-menedzhmenta na rynkah innovacij otraslevyh ekonomicheskih sistem / V. V. Filatov // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. - 2016. - № 4 (14). - S. 156-161.

53. Filatov, V. V. Konvergenciya cennostej, kul'tury i kachestva v ekonomicheskoj filosofii postmoderna / V. V. Filatov, I. V. Polozhenceva, O. A. Moiseeva, A. R. Men'shchikov, Vestnik Akademii. - 2021. - № 1. - S. 173-184.

54. Ejler, L. Metod nahozhdeniya krivyh linij, obladayushchih svojstvami maksimuma, libo minimuma ili reshenie izoperimetricheskoj zadachi, vzyatoj v samom shirokom smysle / L. Ejler. - Moskva; Leningrad : Gostekhizdat, 1934. -600 s.

55. Mcpherran M. L. Socratic Religion, The Cambridge Companion to Socrates (angl.). - Cambridge University Press, 2010. - P. 111-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.