DOI 10.475776/2712-7559_2021_1 УДК 316.35
Мосякин Томас Даниэлевич,
магистрант, Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю. М. Лужкова, Россия, г. Москва, e-mail: [email protected]
Положенцева Ирина Вениаминовна,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского, Россия, г. Москва, e-mail: [email protected]
Минайченкова Екатерина Игоревна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Московский университет им. С. Ю. Витте, Россия, г. Москва, e-mail: [email protected]
АНАЛИЗ КАТЕГОРИЙ «КАЧЕСТВО» И «ЦЕННОСТИ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ
В статье анализируются категории качества и ценности с точки зрения психологии, социологии и экономики. Установлено, что в современных условиях расцвета взгляда на мир со стороны экономической философии постмодерна важным становится определение качеств и ценностей людей. Использование субъективных оценок для попыток преобразования объективной реальности в субъективную привело к деградации современных общественных отношений. В России сейчас не существует никакой материальной силы, которая могла бы изменить само общественное бытие и сформулировать ценности. Отмечается, что необходимо восстановить роль институтов социализации в новых формах, приемлемых для современных общественных отношений.
Ключевые слова: качество; ценности; психология; социология; экономика.
UDC 316.35
Mosyakin Thomas Danielevich,
undergraduate student, Moscow City University of Management of the Moscow Government named after Y. M. Luzhkova, Russia, Moscow, e-mail: [email protected]
Polozhentseva Irina Veniaminovna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Moscow State University of Technology and Management named after K. G. Razumovsky, Russia, Moscow, e-mail: [email protected]
Minaichenkova Ekaterina Igorevna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Moscow University. S. Y. Witte, Russia, Moscow, e-mail: [email protected]
ANALYSIS oF THE QuALITY AND VALUES CATEGORIES FROM THE POINT OF VIEW OF PSYCHOLOGY, SOCIOLOGY
and economy
индустриальная экономика • № 1, 2021 41
The article analyzes the categories of quality and value from the point of view of psychology, sociology and economics. It has been established that in the current conditions of the flourishing of the view of the world from the economic philosophy of postmodernity, it becomes important to determine the qualities and values of people. The use of subjective assessments for attempts to transform objective reality into subjective has led to the degradation of modern social relations. In Russia now there is no material force that could change social life itself and formulate values. It is noted that it is necessary to restore the role of socialization institutions in new forms that are acceptable for modern social relations.
Keywords: quality; values; psychology; sociology; economy.
В современных условиях популярности взгляда на мир со стороны экономической философии постмодерна важным становится определение качеств и ценностей людей. Использование субъективных оценок для попыток преобразования объективной реальности в субъективную привело к деградации современных общественных отношений. Именно поэтому рассмотрение качеств и ценностей людей позволит определить направления дальнейшего развития общества [4].
В связи с этим, на наш взгляд, правильно будет определить качества и ценности сточки зрения психологии, социологии и экономики. Под качеством в настоящей работе понимается внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть. Под ценностью понимается то, что чувства людей диктуют поставить над всем и заставить стремиться к этому [2].
В современных условиях качества личности воспитываются вне рамок семейных и общечеловеческих ценностей. Использование ценностей как ориентира формирования качеств личности на данный момент не отвечает современной картине мира молодежи. «Победивший» субъективный идеализм не позволяет большому количеству представителей поколения Y (согласно теории поколений) принять сам факт существования ценностей как феномена. Экзистенция ценностей, которые можно отождествить с другими людьми, в рамках социализации представляется молодежи имморальной, хотя они и утверждают обратное [2].
Если рассматривать ценности как феномен, то есть без отнесения их к конкретным людям или группам людей (или поколениям), все же нельзя говорить об их обесценивании, как стараются утверждать некоторые специалисты в сфере психологии, социологии и экономики. Скорее, речь может идти об их трансформации, и в данном аспекте существует важный ответ на вопрос о ценностях [5; 7].
Дело в том, что ценности задаются прежде всего идеологически. Семья, школа, высшее учебное заведение, армия, работа и другие институты социализации являются всего лишь проводниками идеологических посылов. В современной России, согласно Конституции, не может быть официальной идеологии, что неверно теоретически, поскольку у каждого человека формируется пласт идей, которыми он руководствуется. Именно официальная идеология должна задавать ценности современного государства, и если в стране не наблюдается таковой, то каждый человек вынужден самостоятельно выбирать для себя ценности [9].
Все это - результат воздействия праволибе-ральной концепции общественных отношений (что в теории и представляет собой субъективный идеализм), где каждый сам волен выбирать свои ценности. Однако, исходя из данного подхода, теряется сама суть объективной реальности и возможностей человека воздействовать на нее. Каждый, таким образом, создает свою собственную реальность, являющуюся экстатической формой объективной реальности, искажая реальное положение дел [13].
Это можно видеть в трактовке художественных произведений. Поиск скрытых смыслов там, где их просто нет. Попытки отыскать что-то свое в произведении, смысл которого, на самом деле, создан в единичном числе. Эти аспекты напрямую связаны и с ценностями - существуют и попытки отыскать ценности там, где их нет, а также ценности, которых не существует [8].
В качестве еще одного примера возьмем ценности так называемого гражданского общества. Стоит отметить, что эти ценности существовали и находили прямое проявление в нашей стране и в прошлом. Однако многие «эксперты» до сих пор верят в то, что гражданского общества в России не было. Это не так. Доказательство этому - крестьянские общины, которые и были своеобразным проявлением гражданского общества [14].
С распадом Советского Союза феномен ценностей в стране начал трансформироваться в сторону праволиберальной концепции и субъективного идеализма. А с появлением феномена атомизации общества семья как важнейший институт социализации перестала быть весомым проводником хоть каких-либо ценностей [11].
Вершиной трансформации ценностей является «видимая индивидуализация» продукции, услуг, жизни. И факты говорят о том, что такая индивидуализация действительно «видимая». Можно покрасить волосы в какой-нибудь яркий цвет, но все остальные тоже могут это сделать. Можно купить новый смартфон, но все остальные тоже могут его купить. И в этом нет никакой реальной индивидуальности. Однако при этом утверждается, что индивидуализация и раскрытие собственного потенциала есть величайшая общечеловеческая ценность.
Но это снова не так. Раскрытие потенциала каждого человека не может являться общечеловеческой ценностью хотя бы потому, что большинство не воспринимает это как ценность. Как уже было сказано ранее, в современном мире каждый сам вправе выбирать себе ценности, тем самым вырабатывая собственную идеологию и реальность, которая кажется ему объективной, но на самом деле являющуюся субъективной.
Необходимо отметить, что качества человека, прежде всего моральные, формируются под воздействием ценностей. И в случае современного мира молодое поколение вынуждено самостоятельно воспринимать ценности и вырабатывать качества. Качества конкретного человека - в этом должна состоять суть индивидуализации. Потому что набор качеств для каждого человека является уникальным и формируется в результате социализации личности. И хотя, как говорили классики, общественное сознание определяется общественным бытием, стоит отметить, что и индивидуальное сознание в значительной степени определяется общественным бытием. Второй частью формирования человеческих качеств является реакция конкретного человека на акцию бытия [12].
Поскольку человеческая реакция есть не что иное как продукт мыследеятельности, во многом создаваемый в пространстве случайности мышления, она определяет поведение
человека. Реакция, которая была повторена несколько раз одним и тем же человеком, становится его качеством - набором свойств, характеризующих конкретного человека [15].
При этом никто не отрицает возможность изменения качеств человека во времени. Об этом говорил еще Георг Гегель, описывая диалектическую логику бытия. Поскольку в рамках диалектики человек в каждый момент времени одновременно равен и не равен самому себе, говорить о статичности его качеств не приходится. Однако если ценности (адекватные и правильные) должны вырабатываться обществом, то качества вырабатываются человеком самостоятельно, что и является важнейшим аспектом общественных отношений [6].
Однако на данный момент этот баланс нарушен. Сейчас ценности формируются самим человеком, а качества - обществом, что порождает проблему «ярлыков». Люди, вместо того чтобы воспринимать ценности, подстраиваются под необходимые качества - в рамках общения, при приеме на работу, в быту. Это и формирует одну из главных проблем поколения Z - неразвитость качеств личности, позднее взросление или отрицание взросления как такового [1].
Качества могут характеризовать как конкретного человека, так и группу людей. Можно выделить следующие качества поколения Z, относящиеся к большинству его представителей: случайность мышления и деятельности; вера в высокий уровень неопределенности мира; отсутствие критического мышления; стремление к раскрытию эфемерного «потенциала личности» без формирования личности; «игра в жизнь» вместо жизни [10].
Таким образом, для развития общественных отношений в современной России совершенно необходимо формирование идеологии. Классики говорили о том, что идея, овладевшая массами, становится материальной силой. Необходимо признать, что в России сейчас не существует никакой материальной силы, которая могла бы изменить само общественное бытие и сформулировать ценности. Необходимо восстановить роль институтов социализации в новых формах, приемлемых для современных общественных отношений. Кроме того, необходимо обеспечить все возможности для самостоятельного формирования качеств каждым человеком в современных условиях.
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 1, 2021 43
Список литературы:
1. Андреев, А. Н. Пространство свободы для молодежи в эпоху глобализации / А. Н. Андреев, И. В. Поло -женцева // Научный вестник Гуманитарно-социального института. - 2020. - № 10. - С. 15.
2. Безумова, Л. Г Изменение ценностей в смысловой сфере личности студентов в процессе их обучения в вузе / Л. Г Безумова, Н. Н. Ярушкин // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2008. - № 1. - С. 70-81.
3. Бекбаева, Ж. С. Формирование информационной культуры в условиях цифровой экономики / Ж. С. Бекбаева, И. В. Положенцева // Главный механик. - 2019. -№ 8. - С. 62-66.
4. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. - Москва : Академический проект, 2007.
5. Будинайте, Г Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / Г Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. - 1993. - Т. 24. - № 5. -С. 99-105.
6. Гегель, Г Феноменология духа / Г Гегель; вступ. статья и комментарий Ю. Р. Селиванова. - Москва : Академический проект, 2008. - 767 с.
7. Гусев, Д. А. Вторая сторона «основного вопроса философии» в контексте содержания современного образования / Д. А. Гусев, Е. И. Минайченкова // Образовательные ресурсы и технологии. - 2019. - № 3 (28). - С. 89-99.
8. Дорофеев, А. Ю. Переход от стоимости к ценности и от ценности к фундаментальной стоимости / А. Ю. Дорофеев, И. В. Положенцева, В. В. Филатов // Вопросы экономических наук. - 2011. - № 2 (47). -С. 7-11.
9. Любина, О. Н. Семейная политика правительства Москвы: состояние и приоритеты : учебно-методический комплекс для государственных гражданских служащих г. Москвы, обучающихся по образовательным программам повышения квалификации / О. Н. Любина, Т. А. Рафалюк, И. Н. Ивакина. - Москва, 2011.
10. Положенцева, И. В. Молодежь в эпоху глобализации/ И. В. Положенцева // Власть. - 2019. - Т. 27. -№ 4. - С. 83-86.
11. Положенцева, И. В. Нормативно-правовые основы деятельности молодежных (детских) организаций как составляющей части гражданского общества / И. В. Положенцева // Власть. - 2020. - Т. 28. - № 1. -С. 145-151.
12. Положенцева, И. В. Философские основы духовности / И. В. Положенцева, Е. В. Аралова, Т. Л. Кащенко, Г Н. Юлина. - Москва, 2021. - Сер. Научная мысль .
13. Рукина, И. М. Роль фундаментальных ценностей в общественном развитии / И. М. Рукина, В. В. Филатов // Микроэкономика. - 2017. - № 4. - С. 107-116.
14. Соколов, А. П. Экономическая сущность сельского развития в условиях формирования экономической безопасности страны / А. П. Соколов, Т. В. Гарбар, Л. Я. Климюк // Проблемы развития современного обще -ства : сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 105-107.
15. Шафажинская, Н. Е. Практическая психология : учебно-методическое пособие к дополнительной про-
фессиональной программе повышения квалификации / Н. Е. Шафажинская, И. В. Положенцева, Г Н. Юлина; Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г Разумовского (ПКУ). - Москва, 2020.
References:
1. Andreev A.N., Polozhenceva I.V. Prostranstvo svobody' dlya molodezhi v e'poxu globalizacii, Nauchnyj vestnik Gumanitarno-social'nogo instituta, 2020, no. 10, p. 15.
2. Bezumova L.G., Yarushkin N.N. Izmenenie cennostej v smy'slovoj sfere lichnosti studentov v processe ix obucheniya v vuze, Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya «Psixologiya», 2008, no. 1, p. 70-81.
3. Bekbaeva Zh.S., Polozhenceva I.V. Formirovanie informacionnoj kul'tury' v usloviyax cifrovoj e'konomiki, Glavnyj mexanik, 2019, no. 8, p. 62-66.
4. Bodrijyar Zh. K kritike politicheskoj e'konomii znaka. Moskva: Akademicheskij proekt, 2007.
5. Budinajte G. L., Kornilova T.V. Lichnostny'e cennosti i lichnostny'e predposy'lki sub''ekta, Voprosy' psixologii, 1993, vol. 24, no. 5, p. 99-105.
6. Gegel' G. Fenomenologiya duxa. Moskva: Akademicheskij proekt, 2008, 767 p.
7. Gusev D.A., Minajchenkova E.I. Vtoraya storona "osnovnogo voprosa filosofii" v kontekste soderzhaniya sovremennogo obrazovaniya, Obrazovatel'ny'e resursy i texnologii, 2019, no. 3 (28), p. 89-99.
8. Dorofeev A.Yu., Polozhenceva I.V., Filatov V.V. Perexod ot stoimosti k cennosti i ot cennosti k fundamental'noj stoimosti, Voprosy' e'konomicheskixnauk, 2011, no. 2 (47), p. 7-11.
9. Lyubina O.N., Rafalyuk T.A., Ivakina I.N. Semejnaya politika pravitel'stva Moskvy': sostoyanie i prioritety : uchebno-metodicheskij kompleks dlya gosudarstvennyx grazhdanskix sluzhashhix g. Moskvy', obuchayushhixsya po obrazovatel'ny'm programmam povy'sheniya kvalifikacii. Moskva, 2011.
10. Polozhenceva I.V. Molodezh' v e'poxu globalizacii, Vlast', 2019, vol. 27, no. 4, p. 83-86.
11. Polozhenceva I.V. Normativno-pravovy'e osnovy' deyatel'nosti molodezhny'x (detskix) organizacij kak sostavlyayushhej chasti grazhdanskogo obshhestva, Vlast', 2020, vol. 28, no. 1, p. 145-151.
12. Polozhenceva I.V., Aralova E.V., Kashhenko T.L., Yulina G.N. Filosofskie osnovy' duxovnosti. Moskva, 2021. Ser. Nauchnaya my'sl'.
13. Rukina I.M., Filatov V.V. Rol' fundamental'ny'x cennostej v obshhestvennom razvitii, Mikroe'konomika, 2017, no. 4, p. 107-116.
14. Sokolov A.P., Garbar T.V., Klimyuk L.Ya. E'konomicheskaya sushhnost' sel'skogo razvitiya v usloviyax formirovaniya e'konomicheskoj bezopasnosti strany', Problemy razvitiya sovremennogo obshhestva : sbornik nauchnyx trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2015, p. 105-107.
15. Shafazhinskaya N.E., Polozhenceva I.V., Yulina G.N. Prakticheskaya psixologiya. Uchebno-metodicheskoe posobie k dopolnitel'noj professional'noj programme povy'sheniya kvalifikacii / Moskovskij gosudarstvenny'j universitet texnologij i upravleniya imeni K. G. Razumovskogo (PKU). Moskva, 2020.