Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/165PVN515.pdf DOI: 10.15862/165PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/165PVN515)
УДК 372+378.147
Положенцева Ирина Вениаминовна
ФГБОУ ВО «Московский Государственный Университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)»
Российская Федерация, Москва Профессор кафедры «Гуманитарные и социально-политические науки»
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Педагогические аспекты реализации дистанционного
ия в условиях высшей школы современной России
Аннотация. В статье рассматривается дистанционное образование как динамично развивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет специфические технологии в педагогике, дидактике и методике, а также современные программные средства и информационные среды. Автор акцентирует внимание на дистанционном образовании как совокупности взаимодействий граждан, государственных и межгосударственных структур, которые опосредуют сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации при помощи современных средств обработки информации и коммуникации. Подчеркивается, что в современных условиях изменяется не только представление о значимости образовательных процессов в обществе, но и смысл студенчества: обучение становится элементом адаптации к новым социальным условиям, формирует навыки быстрого изменения ролей, статусов и практик, особенно с учетом вовлеченности индивида в виртуальные сообщества.
Ключевые слова: дистанционное образование; технологии дистанционного обучения; средства коммуникации; информационные среды; общество знания; образовательная парадигма; индивидуальная траектория обучения; педагогическая инновация; интерактивные обучающие компьютерные системы.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Положенцева И.В. Педагогические аспекты реализации дистанционного образования в условиях высшей школы современной России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/165PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/165PVN515
Современные тенденции мирового развития - интенсификация темпов развития цивилизационных процессов, обострение экологических проблем, экспоненциальный рост объема информации, поступательное движение в направлении интеграции и создания единой мировой системы, масштабное внедрение наукоемких и информационных технологий - всё это, безусловно, влияет на состояние и развитие системы образования [1]. Масштабные трансформации, которые происходят практически во всех странах мира, в частности, изменения в области образования, когерируют со стратегической задачей обеспечения интеграции человека в социальный мир, стимулируют его продуктивную адаптацию к условиям окружающего мира [2].
Нельзя не согласиться с мнением С. Костючкова, который утверждает: «Чем глубже и содержательнее социальные трансформации, тем более важным представляется потенциал фундаментальных знаний, необходимых человеку, поскольку в процессе глубинных трансформаций общественной жизни крайне важным является одновременное реагирование на разных уровнях социальной жизни. Выбор и реализация не популистского, но четко определенного и научно обоснованного стратегического курса общественной жизни в масштабах всей страны, представляется реальным только при наличии подготовленных для этого людей - образованных, культурных, ответственных, социально активных и высокоморальных» [3].
Нам представляется, что в условиях ХХ1 века, с прогрессирующим расширением возможностей информационных технологий и бурным развитием средств коммуникации, именно дистанционное образование наиболее адекватно реализует принцип непрерывного образования, безусловно, актуального для постиндустриальной эпохи [4].
В современных исследованиях, концептуально ориентированных на нормативные рамки, определённые понятиями «общество знания», «обучение через всю жизнь», «сообщество практики/обучения» дистанционное образование представляется как о сложная система взаимосвязанных институтов, процессов и процедур, взаимодействующих на разных уровнях [5]. Не подлежит сомнению актуальность рассмотрения дистанционного обучения в системе высшего образования как развивающейся, многоуровневой и многофункциональной подсистемы, которую характеризуют использование специфических образовательных технологий, а также широкого спектра информационных ресурсов и современных программных средств обучения и коммуникации [6]. Не менее актуально рассматривать дистанционное обучение через призму взаимодействия потребителей образовательных услуг с государственными и межгосударственными структурами и организациями, которые опосредуют все этапы движения информации: сбор, обработка, хранение, распространение, поиск и передача [7].
Дистанционное обучение, как указывают отечественные ученые Э. Пронин и И. Положенцева - это «целенаправленная и строго контролируемая интенсивная самостоятельная образовательная деятельность обучающегося в любое удобное для него время в любом удобном для него месте. При этом принципиально, что образовательная организация высшего образования гарантирует качество дистанционного обучения в соответствии с государственным образовательным стандартом». [8].
Ситуация, в которой информация становится все более доступной на индивидуальном уровне, требует новых педагогических форм. Кроме того, для сохранения профессионального статуса в современных условиях активному индивиду приходится непрерывно обновлять свои знания, в результате возникает необходимость обучаться на протяжении всей жизни [9].
Таким образом, в обществе знания не существует понятия «законченное образование»: получив специальность, профессионалы продолжают обучаться на различных курсах, многие
из которых встроены в структуры организаций. Обладатель высшего образования, не получивший дополнительных навыков, уже не может уверенно предлагать свои услуги на рынке труда [10]. Постоянно обновляющаяся экономика, появление новых требований к профессиональной деятельности и быстрое развитие новых профессий, основанных на росте научного знания, приводят к тому, что переподготовка специалистов в рамках многолетних единых программ обучения становится весьма затратной и малоэффективной [11].
Следует подчеркнуть, что в современных условиях изменяется не только представление о значимости образовательных процессов в обществе, но и смысл студенчества: обучение становится элементом адаптации к новым социальным условиям, формирует навыки быстрого изменения ролей, статусов и практик, особенно с учетом вовлеченности индивида в виртуальные сообщества [12]. Новой задачей высшего образования является необходимое, распределенное на удлиняющемся отрезке времени обучение, которое сосредоточено на приобретении навыков, востребованных для трудоустройства в неопределенном будущем [13]. Все большую значимость приобретает индивидуальная образовательная траектория, которую обучающиеся определяют в соответствии со своими меняющимися жизненными и профессиональными ситуациями. В этом контексте дистанционное образование фактически становится тем «ответом», который система высшего образования даёт на развитие массовой потребности в обучении на протяжении всей жизни [14].
В данном аспекте дистанционное образование представляет собой не столько расширение возможностей традиционной организации преподавания, сколько новый способ трансляции знаний, при котором обучение организуется по индивидуальному учебному плану, а студенты и преподаватели «осуществляют коммуникацию в рамках дистанционной образовательной системы» [15]. Дистанционное образование сокращает возрастной барьер, открывает возможности для лиц, которые пространственно находятся далеко от университета или ограничены в мобильности, тем самым расширяя круг профессионально активного населения [16].
Следуя избранному подходу, укажем на то, что дистанционное образование становится существенной составляющей современной образовательной парадигмы, определяемой представлениями о миссии и об уровнях образования, об учебных задачах и о средствах решения этих задач в обществе знания [17]. Важной является «локализация» дистанционного образования в этой парадигме, как с концептуальной, так и с организационной точки зрения. Это предполагает анализ теоретических и функциональных моделей дистанционного образования, выявление соотношения дистанционного, очного и заочного высшего образования, описание институциональных характеристик «виртуальной образовательной среды» как специфического пространства дистанционного обучения [18].
По нашему мнению, в поле конструктивистского подхода информационные структуры и субструктуры, а также средства, обеспечивающие трансляцию информационных потоков, следует рассматривать как репрезентативные коллекторы, а предоставление студентам возможности обучения с практическим применением подходов, идей, принципов, которые они усвоили, является значимым фактором, способствующим более полному накоплению, пониманию и усвоению полученной информации. В этом контексте К. Дид замечает: «...сам по себе доступ к информации не означает, что обучающиеся могут автоматически приобретать новые знания; как и доступность информации еще не создает систему концепций, которую обучающиеся могли бы использовать для лучшего понимания реальности» [19].
Американский исследователь доказывает, что именно в рамках конструктивистского подхода наиболее четко формулируется проблема разработки специфических дидактических
аспектов дистанционного обучения. Поскольку «использование информационных инфраструктур для подачи еще большего объема информации в образовательную среду только ухудшит сложившуюся ситуацию», а «без квалифицированной помощи многие учащиеся, имеющие доступ к сегодняшним образовательным сетям, будут барахтаться в трясине несистематизированной информации», возникает необходимость «интеграции ориентированного на учащегося применения онлайн-материалов в рамках конструктивистского подхода и к учебной программе, и к среде традиционного образовательного учреждения» [20].
В данном контексте актуальным является различение собственно концепции дистанционного образования и «электронной доставки учебных материалов», (в отечественной терминологии - дистанционные образовательные технологии). Итальянские исследователи С. и Л. Мари и С. Генон предложили простые критерии, чтобы различать эти концептуальные подходы. По их мнению, если суть инновации заключается только в способе предоставления учебного материала, а не в методах обучения, и если учебный материал может быть представлен в печатной форме без потери эффективности и качества, то речь идет исключительно об «электронной доставке учебного материала» [21].
В связи с этим К. Дид выделяет направления в онлайновой педагогике.
1. Педагогический дизайн:
а) будущие образовательные потребности для исследования новых видов грамотности и риторики, реализующихся в педагогической практике параллельно с используемыми технологиями [22];
б) виды педагогического дизайна, которые демонстрируют свою эффективность независимо от того, где находится обучаемый, и отвечают своевременным потребностям пользователей образовательных услуг [23];
в) поиск баланса и достижение эффективного взаимодействия презентационной и конструктивистской стратегий преподавания, чтобы решать различные проблемы образования [24];
г) сравнение мотивации обучающихся, педагогической эффективности и затрат на реализацию образовательной деятельности на основе репрезентативного преподавания и деятельностного подхода, когда критерием освоения образовательных программ служит оценка работы обучающихся с аутентичными профессиональными задачами по истечении нескольких месяцев со времени изучения учебного курса [25].
2. Сети обмена знаниями:
а) анализ применения опытными преподавателями педагогической стратегии на основе ситуационного анализа и аналогического метода [26];
б) разработка методов, стимулирующих закрепление знаний посредством построения информационных связей, а не путём массированного накачивания более или менее связанной информации [27];
в) создание поддерживающей среды усвоения знаний, которая ориентирует обучающихся не на пассивное запоминание некоторого объёма информации, а на овладение методами активного построения своих собственных знаний [28];
г) определение степени влияния визуальных, слуховых, символических и других форм представления информации и нелинейного управления на образовательную деятельность [29];
д) достижение баланса между структурным (внутренним) и ручным (внешним) управлением образовательной деятельностью для решения сложных и многообразных задач по организации учебного процесса и оказанию поддержки (координационной, организационной, материальной) различным категориям обучающихся [30].
3. Виртуальные сообщества:
а) установление активности дистанционного присутствия для различных уровней телекоммуникационной пропускной способности [31];
б) анализ влияния каждого уровня эффективного социального взаимодействия на совершенствование различных форм обучение [32];
в) определение эффективности дистанционного преподавания и обучения для мотивации обучающегося к образовательной деятельности и овладению профессиональными навыками [33];
г) сравнение педагогической эффективности экспериментальных «аудиторий с электронными стенами» и технологических средств насыщения аудиторного пространства элементами реального мира [34];
д) установление достоверности личности обучающихся, которые предпочитают технологически опосредованное общение в процессе обучения [35].
4. Совместная синтетическая среда:
а) влияния, которое оказывают психологические явления, характерные для синтетической среды (растормаживание, непостоянство сетевой личности), на образовательную деятельность [36];
б) оптимальный уровень преобразования символической информации в сенсорную форму (визуальное и звуковое представление) или погружения обучающегося в синтетическую среду для эффективного усвоения материалов учебных курсов [37];
в) сравнительные характеристики эффективности однопользовательской синтетической оболочки и среды распределенного имитационного моделирования, в которой участники образовательной деятельности общаются посредством аватаров (в данном контексте они рассматриваются в качестве сетевой идентичности, элемента самопрезентации в социальной сети) [38-42].
На основании вышеизложенного допустимо утверждать, что система дистанционного образования - это не механическая сумма дидактических технологий, программного обеспечения, информационных и прочих ресурсов, а совокупность «образовательных актов», которые стимулируют образовательную деятельность, конструктивно объединяя содержание образовательных программ и знания студентов.
ЛИТЕРАТУРА
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Артемьева С.И., Бакурадзе А.Б., Бычков М.А., Кальней В.А., Положенцева И.В., Рабаданова Р.С., Чернавский М.Ю., Шишов С.Е., Юлина Г.Н. Перспективные механизмы государственно-общественного управления образованием в процессе синхронизации стратегии и стандартов образования в субъектах российской федерации. Библиотека института социально-гуманитарных технологий МГУТУ им. К.Г. Разумовского. Калуга, 2015.
Артемьева С.И., Афанасьев В.В., Кальней В.А., Кузьмина М.А., Кутеева В.П., Миляева М.В., Пискунова Т.Н., Положенцева И.В., Пронин Э.А., Рабаданова Р.С., Ромашина С.Я., Чернавский М.Ю., Шишов С.Е., Юлина Г.Н. Стипендиальное обеспечение студентов как фактор мотивации повышения качества профессиональной подготовки: психолого-педагогические аспекты. Москва, 2013.
Бычков М.А., Положенцева И.В. Механизмы реализации модели государственно-общественного управления системой подготовки и повышения квалификации педагогических работников. Стандарты и мониторинг в образовании. 2015. Т. 3. №3. С. 61-64.
Долгова В.Н., Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Медведева Т.Ю., Паластина И.П., Положенцева И.В., Филатов В.В., Женжебир В.Н.: Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО. Издательство: Москва, Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, 2010.
Капица Г.П., Паластина И.П., Положенцева И.В. Мотивация учебной деятельности студентов в образовательном процессе. В сборнике: Образовательная среда сегодня и завтра Материалы VIII Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов. Ответственный редактор Г.Г. Бубнов. 2013. С. 115-121.
Козлов О.А., Паластина И.П. Информационные технологии как инструмент обучения студентов принятию управленческих решений. Дистанционное и виртуальное обучение. 2007. №3t. С. 93-95.
Козлов О.А., Паластина И.П. Возможности применения информационных технологий как инструмента обучения студентов принятию управленческих решений. Ученые записки ИИО РАО. 2006. №21. С. 50-53.
Кобиашвили Н.А., Филатов В.В. Современные образовательные технологии как средство эффективного обучения управленческих кадров. Мат-лы VII Всероссийской научно-практической конференции: «Образовательная среда сегодня и завтра», М.: ВВЦ, 2010 - с. 93-95, 0.18/0.09 п.л.
Кобиашвили Н.А., Паластина И.П., Положенцев В.И. Управление инновационной стратегией целостного педагогического процесса в высшем профессиональном образовании // Мат-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования», секция: «Концептуальные особенности современного менеджмента», М.:МВЦ «Крокус-Экспо», РУДН, 2011, с. 287-299, 0.94/0.32 п.л.
10. Кобиашвили Н.А., Филатов В.В. Использование новых информационных технологий для эффективного обучения управленческих кадров. Научные труды. Международной научно-технической конференции «Информационные средства и технологии» в 3-х томах. Том 1. - Москва: Янус-К, 2006.
11. Кобиашвили Н.А., Филатов В.В. Использование активных методов обучения для эффективной подготовки управленческих кадров. Научные труды 13 Международной научной конференции «Инновационные технологии обучения в условиях глобализации рынка образовательных услуг». Выпуск 11, Том 3, Издательский комплекс МГУТУ, Москва 2007.
12. Кобулов Б.А., Колосова Г.М., Ашалян Л.Н., Дадугин М.В., Деева В.А., Денисова Н.А., Кобулова А.Б., Кобиашвили Н.А., Паластина И.П., Положенцева И.В., Филатов В.В., Сафронов Б.И. //: Инновационный менеджмент - Учебное пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011 - 479 с.
13. Лочан С.А., Петросян Д.С. Государственное регулирование и стимулирование развития инновационной инфраструктуры регионального образовательного комплекса / В сборнике: Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозамещения Материалы международной научно-практической конференции, сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов. под ред. Малышкова В.И. Москва, 2015. С. 79-81.
14. Лочан С.А., Романенко Е.Ю., Петросян Д.С. Развитие методов инвестирования инновационных программ в сфере высшего профессионального образования / Аудит и финансовый анализ. 2014. №3. С. 258-266.
15. Петросян Д.С., Лочан С.А. Развитие инновационной инфраструктуры регионального образовательного комплекса / Аудит и финансовый анализ. 2014. №4. С. 367-375.
16. Лочан С.А., Петросян Д.С. Методический подход к выбору направлений инвестирования инновационных программ в сфере высшего профессионального образования по экономике промышленности / Экономика образования. 2014. №6 (85). С. 5-15.
17. Лочан С.А., Семенова В.В., Петросян Д.С. Инвестирование инновационных программ в сфере высшего профессионального образования по экономике промышленности / Человеческий капитал. 2014. №6 (66). С. 46-50.
18. Манюшис А.Ю., Рукина И.М., Петросян Д.С., Лочан С.А. Инновационное развитие высшего профессионального образования в России / Монография.: Издательство: Издательский дом Международного университета в Москве, Москва, ISBN 978-5-9248-0185-8; 2014 г.
19. Малахова С.С., Паластина И.П. Проведение занятий по курсу «управленческие решения» с применением средств информационных и коммуникационных технологий. Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2008. №1. С. 349-354.
20. Музафарова Н.И. Историческая роль философско-педагогической мысли в формировании личности гражданина / Н.И. Музафарова, В.И. Голованов; Моск. гос. ун-т инженер. экологии. Москва, 2005.
21. Осипенко С.В., Положенцева И.В. Бюджетный контроль и бюджетно-правовая ответственность в сфере профессионального образования. Власть. 2014. №1. С. 61-64.
22. Особенности преподавания социально-гуманитарных дисциплин в XXI веке / Сборник / Моск. гос. ун-т инженер. экологии; под ред. Голованова В.И. Москва, 2004.
23. Пронин Э.А., Положенцева И.В., Ананишнев В.В. Современное политическое онлайн-образование в средних общеобразовательных школах. Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2014. Т. 3. №4. С. 32-34.
24. Пронин Э.А., Положенцева И.В. Современное онлайн-образование в россии: проблемы и перспективы. Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. Т. 4. №2. С. 18-20.
25. Положенцева И.В., Кащенко Т.Л. Феномен исторической памяти и актуализация личной исторической памяти студентов. Власть. 2014. №12. С. 42-46.
26. Паластина И.П. Разработка и использование программно-методического комплекса поддержки принятия управленческих решений (на примере обучения менеджеров гостиничного бизнеса) Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Институт информатизации образования Российской академии образования. Москва, 2008.
27. Паластина И.П. Методика обучения будущих экономистов принятию управленческих решений с использованием информационных технологий. Информатика и образование. 2008. №6. С. 106-107.
28. Рукина И.М. Новая фаза мирового развития - интеллектуальный фронт. / Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. №1. С. 206-212.
29. Рукина И.М. Инновационные технологии формирования социального капитала общества / В сборнике: Актуальные вопросы развития современного общества сборник статей 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. Юго-Западный государственный университет; председатель редколлегии Вертакова Ю.В. 2014. С. 378-382.
30. Рукина И.М., Филатов В.В. Инновационное образование - инновационная экономика - инновационное общество // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. №3. С. 488-504.
31. Социально-инновационное преподавание гуманитарных дисциплин сборник научных работ / Федеральное агентство по образованию, Московский гос. ун-т инженерной экологии; под ред. В.И. Голованова. Москва, 2009.
32. Филатов В.В., Елисеева Т.В., Князев В.В. Роль компьютерных деловых игр в информационной подготовке менеджеров / «Образовательная среда сегодня и завтра». Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. -М., 2010. - С. 52-54.
33. Хомутинникова Т.В, Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Долгова В.Н., Медведева Т.Ю., Филатов В.В., Паластина И.П.: Управление качеством. Учебное пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО. Издательство: Москва, Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, 2009.
34. Костючков С.К. Парадигмальные характеристики системы образования в контексте плюралистичности современного мира / С.К. Костючков // Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2015. - Т. 4. - №2 (11). - С. 42-48.
35. Пронин Э.А., Положенцева И.В. Современное онлайн-образование в России: проблемы и перспективы / Э.А. Пронин, И.В. Положенцева // Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2015. - Т. 4. - №2 (11). - С. 18-20.
36. Миненков Г. Высшее образование в дистанционном формате: перспективы развития / Г. Миненков // Высшее образование в Беларуси: вызовы интернационализации / сост. В.А. Дунаев. - Вильнюс: ЕГУ, 2007. - С. 63-65.
37. Басов Н.В. Основные подходы к изучению общества знания / Н.В. Басов // Общество знания: от идеи к практике. В 3 ч. Ч. 1: Основные контуры концепции общества знания / под ред. В.В. Васильковой, Л.А. Вербицкой. - СПб.: Скифия-принт, 2008. - С. 25-31.
38. Дистанционное образование в высшей школе Беларуси в контексте общества знания: проблемы и перспективы / М.В. Соколова, А.Е. Пупцев, М.Л. Солодовникова. - Вильнюс: ЕГУ, 2013. - 330 с.
39. Пруель Н.А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании / Н.А. Пруель // Общество знания: от идеи к практике. Коллективная монография: В 3 -х частях. Часть 2. Социальные коммуникации в обществе знания / Под ред. В.В. Васильковой, Л.А. Вербицкой. - СПб.: Скифия-принт, 2009. Глава 9. - С. 193-215.
40. Ильинский И.М. Образовательная революция. - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии, 2002. - 592 с.
41. Dede C. The Evolution of Distance Education: Emerging Technologies and Distributed Learning // The American Journal of Distance Education. - 1996. - №10 (2). - Р. 4-36.
42. Mari C., Genone S., Mari L. E-learning and New Teaching Scenarios: The Mediation of Technology. Between Methodologies and Teaching Objectives // Web-Based Education and Pedagogical Technologies: Solutions for Learning Applications. London: IGI Publishing, 2007. - P. 21.
Рецензент: Рукина И.М., академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедры «Государственного и муниципального управления», АНОВО «Международный университет в Москве».
Polozhentseva Irina Veniaminovna
Moscow State University of technologies and management by K.G. Razumovsky
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Pedagogical aspects of implementation of distance education in higher education of modern Russia
Abstract. The article examines distance education in higher education as a dynamic, multilevel and multifunctional system, which integrates specific pedagogical, didactic and methodological technologies, information resources and modern software tools. The author focuses on distance education as a set of interactions of citizens, governmental and inter-governmental structures and organizations that enable the collection, processing, storage, dissemination, search and transmitting information using modern means of information and communication. It is emphasized that in modern conditions not only changes the view on the importance of educational processes in society, but also the sense of students: learning becomes an element of adaptation to new social conditions, forms skills the rapid changes of roles, statuses and practices, especially given the involvement of the individual in a virtual community.
Keywords: distance education; distance learning technologies; communication tools; information environment; knowledge society; educational paradigm; individual trajectory of learning; pedagogical innovation; interactive learning computer system.
REFERENCES
1. Artem'eva S.I., Bakuradze A.B., Bychkov M.A., Kal'ney V.A., Polozhentseva I.V., Rabadanova R.S., Chernavskiy M.Yu., Shishov S.E., Yulina G.N. Perspektivnye mekhanizmy gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya obrazovaniem v protsesse sinkhronizatsii strategii i standartov obrazovaniya v sub"ektakh rossiyskoy federatsii. Biblioteka instituta sotsial'no-gumanitarnykh tekhnologiy MGUTU im. K.G. Razumovskogo. Kaluga, 2015.
2. Artem'eva S.I., Afanas'ev V.V., Kal'ney V.A., Kuz'mina M.A., Kuteeva V.P., Milyaeva M.V., Piskunova T.N., Polozhentseva I.V., Pronin E.A., Rabadanova R.S., Romashina S.Ya., Chernavskiy M.Yu., Shishov S.E., Yulina G.N. Stipendial'noe obespechenie studentov kak faktor motivatsii povysheniya kachestva professional'noy podgotovki: psikhologo-pedagogicheskie aspekty. Moskva, 2013.
3. Bychkov M.A., Polozhentseva I.V. Mekhanizmy realizatsii modeli gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya sistemoy podgotovki i povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2015. T. 3. №3. S. 61-64.
4. Dolgova V.N., Deeva V.A., Knyazev V.V., Bachurin A.P., Medvedeva T.Yu., Palastina I.P., Polozhentseva I.V., Filatov V.V., Zhenzhebir V.N.: Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami, s grifom UMO. Izdatel'stvo: Moskva, Izdatel'stvo TsNTB pishchevoy promyshlennosti, 2010.
5. Kapitsa G.P., Palastina I.P., Polozhentseva I.V. Motivatsiya uchebnoy deyatel'nosti studentov v obrazovatel'nom protsesse. V sbornike: Obrazovatel'naya sreda segodnya i zavtra Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: sbornik nauchnykh trudov. Otvetstvennyy redaktor G.G. Bubnov. 2013. S. 115-121.
6. Kozlov O.A., Palastina I.P. Informatsionnye tekhnologii kak instrument obucheniya studentov prinyatiyu upravlencheskikh resheniy. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie. 2007. №3t. S. 93-95.
7. Kozlov O.A., Palastina I.P. Vozmozhnosti primeneniya informatsionnykh tekhnologiy kak instrumenta obucheniya studentov prinyatiyu upravlencheskikh resheniy. Uchenye zapiski IIO RAO. 2006. №21. S. 50-53.
8. Kobiashvili N.A., Filatov V.V. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii kak sredstvo effektivnogo obucheniya upravlencheskikh kadrov. Mat-ly VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: «Obrazovatel'naya sreda segodnya i zavtra», M.: VVTs, 2010 - s. 93-95, 0.18/0.09 p.l.
9. Kobiashvili N.A., Palastina I.P., Polozhentsev V.I. Upravlenie innovatsionnoy strategiey tselostnogo pedagogicheskogo protsessa v vysshem professional'nom obrazovanii // Mat-ly Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Innovatsionnaya politika khozyaystvuyushchego sub"ekta: tseli, problemy, puti sovershenstvovaniya», sektsiya: «Kontseptual'nye osobennosti sovremennogo menedzhmenta», M.:MVTs «Krokus-Ekspo», RUDN, 2011, s. 287-299, 0.94/0.32 p.l.
10. Kobiashvili N.A., Filatov V.V. Ispol'zovanie novykh informatsionnykh tekhnologiy dlya effektivnogo obucheniya upravlencheskikh kadrov. Nauchnye trudy. Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii «Informatsionnye sredstva i tekhnologii» v 3-kh tomakh. Tom 1. - Moskva: Yanus-K, 2006.
11. Kobiashvili N.A., Filatov V.V. Ispol'zovanie aktivnykh metodov obucheniya dlya effektivnoy podgotovki upravlencheskikh kadrov. Nauchnye trudy 13 Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Innovatsionnye tekhnologii obucheniya v usloviyakh globalizatsii rynka obrazovatel'nykh uslug». Vypusk 11, Tom 3, Izdatel'skiy kompleks MGUTU, Moskva 2007.
12. Kobulov B.A., Kolosova G.M., Ashalyan L.N., Dadugin M.V., Deeva V.A., Denisova N.A., Kobulova A.B., Kobiashvili N.A., Palastina I.P., Polozhentseva I.V., Filatov V.V., Safronov B.I. //: Innovatsionnyy menedzhment - Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami, s grifom UMO, Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoy promyshlennosti, 2011 -479 s.
13. Lochan S.A., Petrosyan D.S. Gosudarstvennoe regulirovanie i stimulirovanie razvitiya innovatsionnoy infrastruktury regional'nogo obrazovatel'nogo kompleksa / V sbornike: Razvitie ekonomiki i predprinimatel'stva v usloviyakh ekonomicheskikh strategiy importozameshcheniya Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, sbornik nauchnykh statey prepodavateley, aspirantov i studentov. pod red. Malyshkova V.I. Moskva, 2015. S. 79-81.
14. Lochan S.A., Romanenko E.Yu., Petrosyan D.S. Razvitie metodov investirovaniya innovatsionnykh programm v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya / Audit i finansovyy analiz. 2014. №3. S. 258-266.
15. Petrosyan D.S., Lochan S.A. Razvitie innovatsionnoy infrastruktury regional'nogo obrazovatel'nogo kompleksa / Audit i finansovyy analiz. 2014. №4. S. 367-375.
16. Lochan S.A., Petrosyan D.S. Metodicheskiy podkhod k vyboru napravleniy investirovaniya innovatsionnykh programm v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya po ekonomike promyshlennosti / Ekonomika obrazovaniya. 2014. №6 (85). S. 5-15.
17. Lochan S.A., Semenova V.V., Petrosyan D.S. Investirovanie innovatsionnykh programm v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya po ekonomike promyshlennosti / Chelovecheskiy kapital. 2014. №6 (66). S. 46-50.
18. Manyushis A.Yu., Rukina I.M., Petrosyan D.S., Lochan S.A. Innovatsionnoe razvitie vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii / Monografiya.: Izdatel'stvo: Izdatel'skiy dom Mezhdunarodnogo universiteta v Moskve, Moskva, ISBN 978-59248-0185-8; 2014 g.
19. Malakhova S.S., Palastina I.P. Provedenie zanyatiy po kursu «upravlencheskie resheniya» s primeneniem sredstv informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy. Innovatsii na osnove informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy. 2008. №1. S. 349-354.
20. Muzafarova N.I. Istoricheskaya rol' filosofsko-pedagogicheskoy mysli v formirovanii lichnosti grazhdanina / N.I. Muzafarova, V.I. Golovanov; Mosk. gos. un-t inzhener. ekologii. Moskva, 2005.
21. Osipenko S.V., Polozhentseva I.V. Byudzhetnyy kontrol' i byudzhetno-pravovaya otvetstvennost' v sfere professional'nogo obrazovaniya. Vlast'. 2014. №1. S. 61-64.
22. Osobennosti prepodavaniya sotsial'no-gumanitarnykh distsiplin v XXI veke / Sbornik / Mosk. gos. un-t inzhener. ekologii; pod red. Golovanova V.I. Moskva, 2004.
23. Pronin E.A., Polozhentseva I.V., Ananishnev V.V. Sovremennoe politicheskoe onlayn-obrazovanie v srednikh obshcheobrazovatel'nykh shkolakh. Nauchnye
issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. 2014. T. 3. №4. S. 32-34.
24. Pronin E.A., Polozhentseva I.V. Sovremennoe onlayn-obrazovanie v rossii: problemy i perspektivy. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. 2015. T. 4. №2. S. 18-20.
25. Polozhentseva I.V., Kashchenko T.L. Fenomen istoricheskoy pamyati i aktualizatsiya lichnoy istoricheskoy pamyati studentov. Vlast'. 2014. №12. S. 42-46.
26. Palastina I.P. Razrabotka i ispol'zovanie programmno-metodicheskogo kompleksa podderzhki prinyatiya upravlencheskikh resheniy (na primere obucheniya menedzherov gostinichnogo biznesa) Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk / Institut informatizatsii obrazovaniya Rossiyskoy akademii obrazovaniya. Moskva, 2008.
27. Palastina I.P. Metodika obucheniya budushchikh ekonomistov prinyatiyu upravlencheskikh resheniy s ispol'zovaniem informatsionnykh tekhnologiy. Informatika i obrazovanie. 2008. №6. S. 106-107.
28. Rukina I.M. Novaya faza mirovogo razvitiya - intellektual'nyy front. / Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment. 2015. №1. S. 206-212.
29. Rukina I.M. Innovatsionnye tekhnologii formirovaniya sotsial'nogo kapitala obshchestva / V sbornike: Aktual'nye voprosy razvitiya sovremennogo obshchestva sbornik statey 4-oy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 4-kh tomakh. Yugo-Zapadnyy gosudarstvennyy universitet; predsedatel' redkollegii Vertakova Yu.V. 2014. S. 378-382.
30. Rukina I.M., Filatov V.V. Innovatsionnoe obrazovanie - innovatsionnaya ekonomika -innovatsionnoe obshchestvo // Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment. 2014. №3. S. 488-504.
31. Sotsial'no-innovatsionnoe prepodavanie gumanitarnykh distsiplin sbornik nauchnykh rabot / Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, Moskovskiy gos. un-t inzhenernoy ekologii; pod red. V.I. Golovanova. Moskva, 2009.
32. Filatov V.V., Eliseeva T.V., Knyazev V.V. Rol' komp'yuternykh delovykh igr v informatsionnoy podgotovke menedzherov / «Obrazovatel'naya sreda segodnya i zavtra». Materialy VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - M., 2010. - S. 52-54.
33. Khomutinnikova T.V, Deeva V.A., Knyazev V.V., Bachurin A.P., Dolgova V.N., Medvedeva T.Yu., Filatov V.V., Palastina I.P.: Upravlenie kachestvom. Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami, s grifom UMO. Izdatel'stvo: Moskva, Izdatel'stvo TsNTB pishchevoy promyshlennosti, 2009.
34. Kostyuchkov S.K. Paradigmal'nye kharakteristiki sistemy obrazovaniya v kontekste plyuralistichnosti sovremennogo mira / S.K. Kostyuchkov // Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. - 2015. - T. 4. - №2 (11). - S. 42-48.
35. Pronin E.A., Polozhentseva I.V. Sovremennoe onlayn-obrazovanie v Rossii: problemy i perspektivy / E.A. Pronin, I.V. Polozhentseva // Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. - 2015. - T. 4. - №2 (11). - S. 18-20.
36. Minenkov G. Vysshee obrazovanie v distantsionnom formate: perspektivy razvitiya / G. Minenkov // Vysshee obrazovanie v Belarusi: vyzovy internatsionalizatsii / sost. V.A. Dunaev. - Vil'nyus: EGU, 2007. - S. 63-65.
37. Basov N.V. Osnovnye podkhody k izucheniyu obshchestva znaniya / N.V. Basov // Obshchestvo znaniya: ot idei k praktike. V 3 ch. Ch. 1: Osnovnye kontury kontseptsii obshchestva znaniya / pod red. V.V. Vasil'kovoy, L.A. Verbitskoy. - SPb.: Skifiya-print, 2008. - S. 25-31.
38. Distantsionnoe obrazovanie v vysshey shkole Belarusi v kontekste obshchestva znaniya: problemy i perspektivy / M.V. Sokolova, A.E. Puptsev, M.L. Solodovnikova. - Vil'nyus: EGU, 2013. - 330 s.
39. Pruel' N.A. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii / N.A. Pruel' // Obshchestvo znaniya: ot idei k praktike. Kollektivnaya monografiya: V 3-kh chastyakh. Chast' 2. Sotsial'nye kommunikatsii v obshchestve znaniya / Pod red. V.V. Vasil'kovoy, L.A. Verbitskoy. - SPb.: Skifiya-print, 2009. Glava 9. - S. 193-215.
40. Il'inskiy I.M. Obrazovatel'naya revolyutsiya. - M.: Izd-vo Mosk. gumanit.-sotsial'n. akademii, 2002. - 592 s.
41. Dede C. The Evolution of Distance Education: Emerging Technologies and Distributed Learning // The American Journal of Distance Education. - 1996. - №10 (2). - R. 4-36.
42. Mari C., Genone S., Mari L. E-learning and New Teaching Scenarios: The Mediation of Technology. Between Methodologies and Teaching Objectives // Web-Based Education and Pedagogical Technologies: Solutions for Learning Applications. London: IGI Publishing, 2007. - P. 21.