Научная статья на тему 'К вопросу о патриотическом воспитании молодежи в казачьем образовании'

К вопросу о патриотическом воспитании молодежи в казачьем образовании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЕДИНСТВО / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГАРМОНИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЙ И ЦЕННОСТНЫЙ КРИЗИС / КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / YOUNG GENERATION / VALUES UNITY / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / HARMONIOUS PERSONALITY / CULTURAL AND VALUE CRISIS / QUALITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аралова Е. В., Положенцева И. В.

Высокая мобильность и адаптивная способность молодежи позволяет ей реализовывать свои как профессиональные, так и личные интересы в динамичном социуме. Однако в условиях культурного и ценностного кризиса, характеризующего современное общество, происходит разъединение человека и его реального мира, и это особенно остро отражается на молодом поколении, которое оказывается дезориентированным в ценностной системе национального сообщества, вследствие чего возникает угроза утраты молодежью индивидуальности, идентичности и духовной связи со своей родиной и своим народом. Духовная связь индивидов со своим отечеством, выраженная в патриотических ценностях, увеличивает потенциал жизнеспособности отечества и расширяет потенциал реализации индивидов. Идею патриотического воспитания молодого поколения поддержала значительная часть российского гражданского общества. Этнические нормы, традиции и обязанности являются неотъемлемой составляющей патриотизма и воспринимаются в современных политических условиях как ключевые. Опора только на расчет, индивидуализм, конкуренцию, приобретательство приводит к замене категории истинных ценностей на ценности временные: сиюминутную выгоду, вещизм, удовлетворение прихотей. В этом вопросе проходит водораздел между западными ценностями, которые проповедуются предельно рациональной и функциональной дискретной западной культурой, и ценностями восточной культуры, ориентированной на континуальность, представляющей личность как неразрывно связанное единство части и целого. Раскрыть понятия истинных и ложных ценностей можно только посредством качественного образования, в рамках которого, вне всякого сомнения, должны решаться и задачи патриотического воспитания. Казачество как мощный этнос выходит сегодня на передний план в деле отстаивания своей идентичности, самобытности с одной стороны, но и желания вписаться в общечеловеческие ценности с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN COSSACK EDUCATION

The high mobility and adaptive ability of young people allows them to realize their own professional, personal interests in a dynamic society. However, in the context of the cultural and value crisis that characterizes modern society, there is a separation of man and his real world, and this is especially acute for the younger generation, which is disoriented in the value system of the national community, as a result of which there is a threat of youth losing their individuality, identity and spiritual ties with his homeland and his people. The spiritual connection of individuals with their own country, expressed in patriotic values, increases the potential for viability of the fatherland and expands the potential for the realization of individuals. The idea of patriotic education of the young generation was supported by a significant part of Russian civil society. Ethnic norms, traditions and duties are an integral part of patriotism and are perceived as key in modern political conditions. Reliance only on calculation, individualism, competition, and acquisition leads to the replacement of the category of true values with temporary values: momentary profit, materialism, satisfaction of whims. On this issue, there is a divide between Western values, which are preached by an extremely rational and functional discrete Western culture, and the values of Eastern culture, focused on continuity, representing the person as an inextricably linked unity of the part and the whole. The concepts of true and false values can be revealed only through quality education, within the framework of which, without a doubt, the tasks of patriotic education should be solved. The Cossacks, as a powerful ethnos, are now coming to the forefront in upholding their identity and originality, on the one hand, but also the desire to fit into universal human values, on the other.

Текст научной работы на тему «К вопросу о патриотическом воспитании молодежи в казачьем образовании»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

Е. В. Аралова

Кандидат философских наук, доцент Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет) E-mail: artenk@yandex.ru

Elena V. Aralova

PhD (Philosophy), Associate Professor, K. G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University), Russia

И. В. Положенцева

Кандидат экономических наук, доиент Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет) E-mail: vipperh@yandex.ru

Irina V. Polozhentseva

PhD (Economics), Associate Professor, K. G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University), Russia

УДК 172 Б01: 10.24411/2071-6427-2019-10084

К вопросу о патриотическом воспитании молодежи в казачьем образовании

Высокая мобильность и адаптивная способность молодежи позволяет ей реализовывать свои как профессиональные, так и личные интересы в динамичном социуме. Однако в условиях культурного и ценностного кризиса, характеризующего современное общество, происходит разъединение человека и его реального мира, и это особенно остро отражается на молодом поколении, которое оказывается дезориентированным в ценностной системе национального сообщества, вследствие чего возникает угроза утраты молодежью индивидуальности, идентичности и духовной связи со своей родиной и своим народом. Духовная связь индивидов со своим отечеством, выраженная в патриотических ценностях, увеличивает потенциал жизнеспособности отечества и расширяет потенциал реализации индивидов. Идею патриотического воспитания молодого поколения поддержала значительная часть российского гражданского общества. Этнические нормы, традиции и обязанности являются неотъемлемой составляющей патриотизма и воспринимаются в современных политических условиях как ключевые. Опора только на расчет, индивидуализм, конкуренцию, приобретательство приводит к замене категории истинных ценностей на ценности временные: сиюминутную выгоду, вещизм, удовлетворение прихотей. В этом вопросе проходит водораздел между западными ценностями, которые проповедуются предельно рациональной и функциональной дискретной западной

Как цитировать статью: Аралова Е. В., Положенцева И.В. К вопросу о патриотическом воспитании молодежи в казачьем образовании // Ценности и смыслы. 2019. № 4 (62). С.136-144.

культурой, и ценностями восточной культуры, ориентированной на континуальность, представляющей личность как неразрывно связанное единство части и целого. Раскрыть понятия истинных и ложных ценностей можно только посредством качественного образования, в рамках которого, вне всякого сомнения, должны решаться и задачи патриотического воспитания. Казачество как мощный этнос выходит сегодня на передний план в деле отстаивания своей идентичности, самобытности — с одной стороны, но и желания вписаться в общечеловеческие ценности — с другой.

Ключевые слова: молодое поколение, ценности, единство, патриотизм, патриотическое воспитание, гармоничная личность, культурный и ценностный кризис, качественное образование.

Введение

Во все времена познавательно-созидательная деятельность человека являлась доминантой исторического процесса развития любого общества. Философия дает возможность проанализировать уровень стремления человека к прогрессу, что создает условия для изучения настоящего российской молодежи и прогнозирования ее будущего. Молодой человек сегодня — это целостная, гармоничная личность. Он разбирается в экономике, знает иностранные языки, обладает хорошими когнитивными способностями. Он быстро приспосабливается к меняющимся требованиям времени, демонстрирует конкурентоспособность на рынке труда, успешно реализует себя и в профессиональном, и личном планах. Общественные процессы, происходящие в современном мире, характеризуются многомерностью, многогранностью и многоракурсностью. В этих условиях для молодежи, накапливающей баллы на международной ярмарке тщеславия, становится реальной перспектива потерять свою идентичность, позиционировать себя как человека мира, утратившего духовную связь со своей родиной, народом. А это в свою очередь подрывает не только духовную основу личности молодого человека, но и основу целостности всего общества.

Методология исследования

Культурный и ценностный кризис, с философской точки зрения, всегда выражается в разъединении человека и реального мира. Правда, молодежь пытается найти утешение в мире виртуальном, но эти ценности не в состоянии заменить разрушенную подобным обра-

зом духовную основу личности. Питирим Сорокин писал, что современность — век чрезвычайной релятивации разрушения ценностей. Игнорирование духовных ценностей и традиций своей страны, своего народа, своей семьи является показателем умственной и моральной анархии и как следствие приводит к утрате или нивелировке смысло-жизненных ориентиров и понятий. Возможно и возникновение псевдоценностей, которые, по мнению Сорокина, являются «игрушкой фантазий и желаний» [8, с. 494]. Суть ценности П. Сорокин определил как абсолют, а ее прояснение возможно, по его мнению, лишь в идеале или идее [8].

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения и стали той абсолютной идеей, которую поддержало российское гражданское общество. Именно в этом важном для России пункте мы отступили от западных ценностей, проповедуемых дискретной западной культурой, предельно рациональной и функциональной. Западная культура, насколько удивительным это бы нам ни казалось, вполне согласуется со сталинской теорией «винтика» и преподносит нам человека как малую часть единого целостного общества, которое трудится и живет в едином порыве, синхронно выполняя единые требования, реализуемые в единой экономической концепции. Восточная же культура, характеристикой которой является континуальность, представляет личность молодого человека как неразрывно связанное единство с целостным обществом, не противопоставляя часть и целое. Насколько губителен рационализм, регламентирующий в числе прочего и духовную жизнь личности (вспомним стремление к бесконечному потреблению, приобретению, которое зачастую и заменяет живое и даже виртуальное общение), разрушающий разум, поглощающий непосредственное восприятие человеком окружающего мира, сосредоточив все возможности человека на вопросах потребления и заработка как основной абсолютной и непререкаемой ценности.

В русской философии особое предпочтение отдавалось таким категориям, как «душа», «переживание», «сердце», то есть иррациональным, эмотивным областям жизни, дополняющим разум и ум. Не стремясь отрицать другую культуру, русская философия тем не менее делает основательную попытку синтезировать иррационализм и рационализм, дискретность и континуальность, запад и восток. С. Л. Франк иначе определяет смысл характеристик единства, цельности каждого

«метафизического существа» [10]. В отличие от представителей классического рационализма он отказался рассматривать сознание в качестве единственного источника познания окружающей человека реальности и называет главными характеристиками личности человека такие его качества, как деятельность и творчество [4].

Общение человека с природой и обществом, а также отождествление уровней сознания с иерархией уровней общения дает возможность говорить о нейросоциологии знания, то есть знания, получаемого на стыке гуманитарных и естественных наук. Профессор В. Б. Слезин, заведующий лабораторией нейро- и психофизиологии Психоневрологического НИИ имени В. М. Бехтерева, на основе своих исследований пришел к выводу о существовании в мозгу человека трех форм сознания, которые отвечают за разные сферы мировосприятия: невербальная форма — осмысление и отражение духовных ценностей, семейная форма — ценности семьи, племени, нации, и социальная — общечеловеческие ценности [7]. В. Б. Слезин считает, что любое национальное общение происходит на социальном уровне сознания, который является общечеловеческим, то есть транснациональным, межгосударственным, или политическим, и в свою очередь связан с напряженным размышлением [7]. Отметим, что в данном определении семья выступает на первый план как ячейка нации.

Историк Л. Н. Гумилев показывает на примере «невымирающих» патриархальных народов организацию крепких внутрисемейных, читай внутриплеменных, связей, для которых очевидна граница с внешним миром, но граница между семьями внутри племени сильно размыта [3]. Территория дружбы — это территория проживания племени, а само племя может дружить с другими племенами или же враждовать с ними. Это уж как кому выгодно. Очевидно, что выгодна дружба — в социальном плане, конечно. Дружба снижает уровень агрессии, уменьшает стресс, а отсюда повышается иммунитет соплеменников, укрепляется их здоровье, а это и полезно, и экономно. Но это еще не физиология Патриотизма, это физиология Дружбы. Связи, которые закрепляются в сознании дружелюбных людей, скорее всего еще не семейные в полном смысле этого слова, а общинные или этнические. Однако уже довольно четко прорисовывается понимание «нормального» человека, который должен верить в богов, иметь семью (вариант «своих», или близких, людей), куда часто входят не только родственни-

ки, но и друзья. Такие люди, кроме обладания вышеперечисленными признаками, должны уметь эффективно общаться и на внешнем социальном уровне, чуть позже — уровне политического сознания. Эти люди учились думать в масштабах территории, связывая это понятие с категориями «своих» и «чужих», но дружеских племен [3].

Позже, в процессе формирования национальной культуры, начинают складываться более сложные иррациональные доминанты: любовь к своему краю, который есть Родина, то есть вырастившая, выкормившая твой род и другие, конечно, дружественные племена. Станет естественным защищать свою территорию и объединяться в этой защите, а излишняя агрессивность будет приводить людей к снижению адаптивности, то есть к гибели семей, а возможно, и родов. Размывание таких структур, как семья и нация, приводит к росту незащищенности каждого человека в отдельности, а также к снижению информативности общества в целом. На этой почве возникает и быстро развивается чувство патриотизма как всеобщее желание восстановить прежний эмоциональный баланс, вновь ощутить, как складываются базовые слои сознания на основе благоприятного общения. При этом разнообразие культур (читай национальностей) является необходимым условием существования этого понятия.

Результаты исследования

«Сбережение народа» — так озвучил основную национальную идею писатель А. И. Солженицын [9]. Спасение народа от вымирания — первейший долг патриота, выполнять который гражданин-патриот нацелен во все исторические периоды. Этнические нормы, традиции и обязанности как неотъемлемая составляющая патриотизма воспринимаются в современных политических условиях как ключевые. Вот почему казачество как мощный этнос Юга России, выдержавший многочисленные перипетии своей и российской истории, выходит сегодня на передний план в деле отстаивания своей идентичности, самобытности, с одной стороны, но и желания вписаться в общечеловеческие ценности — с другой. Однако общечеловеческие ценности — все же довольно абстрактное понятие, в то время как любовь к родине, к родной природе, к ближнему, говорящему с тобой на одном языке и способному понять «смысл» твоих поступков и действий, безусловно, сближает целые нации и дает ключ к пониманию иных культур.

Подобное единение, безусловно, имело место в СССР, где идея строительства социализма и коммунизма захватывала умы лучших представителей различных национальностей. Ценности, способствующие воспитанию патриотов, следует искать в истории своей родины и, конечно, в истории тысячелетней православной и многоконфессиональной России. Опора только на расчет, индивидуализм, конкуренцию, приобретательство приводит к замене категории истинных ценностей на ценности временные: сиюминутную выгоду, вещизм, удовлетворение прихотей в индустрии развлечений. Все это разобщает людей, заставляет их заниматься только своими проблемами и желаниями. Патриот и гражданин всегда выступают за единство и целостность своей страны, за становление и развитие национального духа России и ее духовную культуру, без сомнения, способствующую воссозданию этой целостности.

Раскрыть понятия истинных и ложных ценностей можно только посредством образования. И не просто образования, а образования качественного, которое способно обеспечить полноценную реализацию функций института образования и сформировать прогрессивное гуманистическое мировоззрение молодежи. По мнению Е. Р. Борисовой, «качество образования является интегративной характеристикой результатов образования, свойств образовательного процесса и условий, которые способствуют формированию определенной системы ценностей высшей школы и обеспечивают возможность достижения планируемых вузом целей и образовательных потребностей личности» [2, с. 26]. Следовательно, качество образования — это, с одной стороны степень удовлетворения запросов потребителя, а с другой стороны — степень пригодности выпускника образовательной организации к эффективной работе. Трудность состоит в том, что будущий специалист должен удовлетворять ожидания множества групп потребителей, у каждого из которых есть индивидуальные запросы.

Образовательная деятельность в современных условиях представляет сложный технологический процесс, все компоненты которого должны работать на формирование компетенций, определенных федеральными государственными образовательными стандартами. Очевидно, что вопросы патриотического воспитания «ложатся на плечи» гуманитарных институтов, а в системе образования — на общекультурный модуль, основное наполнение которого составляют гу-

манитарные дисциплины. И. А. Ильин писал, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно вооружает противодуховные силы: оно развязывает и поощряет в человеке волка» [5, с. 309].

Процесс воспитания — это процесс формирования ценностей. Попытка сосредоточиться лишь на абстрактных общечеловеческих ценностях не решает даже незначительной части духовных проблем. В Конвенции о правах ребенка (статья 29) сказано, что «образование ребенка должно быть направлено на... воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» [6]. Эту статью Конвенции наглядно иллюстрирует история российского казачества, которое в самые трудные периоды своего существования не отказалось от традиций соборности, поддержки православия и культурной самобытности своего народа.

Выводы

Помогать казакам актуализировать систему национальных ценностей и приоритетов, разделяемых большинством российского общества, взял на себя Московский государственный университет технологий и управления (Первый казачий университет) под контролем российского правительства. Педагогическая задача, которая стоит перед нашим университетом, заключается в поддержании и развитии мотивации студенческой молодежи к позитивному позиционированию себя как россиян с высокой профессиональной и гражданской активностью, воспитании осознанной ассоциации своей жизни и своих достижений с жизнью и достижениями своей страны и соотечественников, а также формировании осмысленного отношения к таким понятиям, как духовность, солидарность, служение России, гражданская ответственность и многое другое, что соответствует высоким задачам воспитания патриотизма и патриотов нашей Родины [1].

Литература

1. Аралова Е. В., Положенцева И. В. Истоки патриотизма и патриотическое воспитание современной казачьей молодежи // Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды: сб. тр. IX Междунар. науч.-метод. конф. 2018. С. 323-329.

2. Борисова Е. Р. Качество образования как объект социально-философского исследования // Россия в XXI в. и глобальные проблемы современности: Ломоносовские чтения / под общ. ред. проф. Л. Н. Панковой. М.: ТЕИС, 2006. С. 21-29.

3. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. М.: АСТ, Neoclassic. 2008. 381 с.

4. Иванова О. В. Формирование целостной личности: концептуальные подходы русской философии // Россия в XXI в. и глобальные проблемы современности. Ломоносовские чтения: сб. докл. / под общ. ред. проф. Л. Н. Панковой. М.: ТЕИС, 2006. С. 43-48.

5. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 432 с.

6. Конвенция о правах ребенка // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_9959 (дата обращения: 05.08.2019).

7. Слезин В. Б. Патриотизм и духовность как два уровня сознания [Электронный ресурс]. URL: http://krasvremya.ru/professor-valerij-slezin-patriotizm-i-duxovnost-dva-urovnya-soznaniya/ (дата обращения: 05.08.2019).

8. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов; пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

9. Третьяков В. «Сбережение народа — высшая изо всех наших государственных задач» [Электронный ресурс]. URL: https://www.ippnou.ru/article. php?idarticle=002594 (дата обращения: 05.08.2019).

10. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика. 1992. 512 с.

TO THE QUESTION OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN COSSACK EDUCATION

The high mobility and adaptive ability of young people allows them to realize their own professional, personal interests in a dynamic society.

However, in the context of the cultural and value crisis that characterizes

modern society, there is a separation of man and his real world, and this is especially acute for the younger generation, which is disoriented in the value system of the national community, as a result of which there is a threat of youth losing their individuality, identity and spiritual ties with his homeland and his people. The spiritual connection of individuals with their own country, expressed in patriotic values, increases the potential for viability of the fatherland and expands the potential for the realization of individuals. The idea of patriotic education of the young generation was supported by a significant part of Russian civil society. Ethnic norms, traditions and duties

are an integral part of patriotism and are perceived as key in modern political conditions. Reliance only on calculation, individualism, competition, and acquisition leads to the replacement of the category of true values with temporary values: momentary profit, materialism, satisfaction of whims. On this issue, there is a divide between Western values, which are preached by an extremely rational and functional discrete Western culture, and the values of Eastern culture, focused on continuity, representing the person as an inextricably linked unity of the part and the whole. The concepts of true and false values can be revealed only through quality education, within the framework of which, without a doubt, the tasks of patriotic education should be solved. The Cossacks, as a powerful ethnos, are now coming to the forefront in upholding their identity and originality, on the one hand, but also the desire to fit into universal human values, on the other.

Keywords: young generation; values unity; patriotism; patriotic education; harmonious personality; cultural and value crisis; quality education.

References

• Aralova E. V., Polozhenceva I. V. Istoki patriotizma i patrioticheskoe vospitanie sovre-mennoj kazach'ej molodezhi // Metodologo-teoreticheskij i tekhnologicheskij resurs raz-vitiya informacionno-obrazovatel'noj sredy: sb. tr. IX Mezhdunar. nauch.— metod. konf. 2018. S. 323-329. [In Rus].

• Borisova E. R. Kachestvo obrazovaniya kak ob"ekt social'no-filosofskogo issledovaniya // Rossiya v XXI v. i global'nye problemy sovremennosti: Lomonosovskie chteniya / pod obshch. red. prof. L. N. Pankovoj. M.: TEIS, 2006. S. 21-29. [In Rus].

• Frank S.L. Duhovnye osnovy obshchestva. M.: Respublika. 1992. 512 s. [In Rus].

• GumilevL.N. Konec i vnov' nachalo. M.: AST, Neoclassic. 2008. 381 s. [In Rus].

• Il'in V.A. Put' k ochevidnosti. M.: Respublika, 1993. 432 s. [In Rus].

• Ivanova O. V. Formirovanie celostnoj lichnosti: konceptual'nye podhodyrusskoj filosofii // Rossiya v XXI v. i global'nye problemy sovremennosti. Lomonosovskie chteniya: sb. dokl. / pod obshch. red. prof. L. N. Pankovoj. M.: TEIS, 2006. S. 43-48. [In Rus].

• Konvenciya o pravah rebenka // Konsul'tantPlyus: oficial'nyj sajt kompanii «Konsul'-tantPlyus» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_9959 (data obrashcheniya: 05.08.2019). [In Rus].

• Slezin V.B. Patriotizm i duhovnost' kak dva urovnya soznaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://krasvremya.ru/professor-valerij-slezin-patriotizm-i-duxovnost-dva-urovnya-s oznaniya/ (дата обращения: 05.08.2019). [In Rus].

• Sorokin P. Chelovek. Civilizaciya. Obshchestvo / obshch. red., sost. i predisl. A. Yu. Sogo-monov; per. s angl. M.: Politizdat, 1992. 543 s. [In Rus].

• Tret'yakov V. «Sberezhenie naroda—vysshaya izo vsekh nashih gosudarstvennyh za-dach» [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002594 (data obrashcheniya: 05.08.2019). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.