Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ЯПОНСКОГО ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ЯПОНСКОГО ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНСКИЙ ОПЫТ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / КРУЖКИ КАЧЕСТВА / ПРОГРАММА "ПЯТИ НУЛЕЙ" / СИСТЕМА JIT (JUST-IN-TIME) / КАЙДЗЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вашков Никита Сергеевич, Минайченкова Екатерина Игоревна

В статье рассмотрена возможность применения японского опыта управления качеством в российских социально-экономических условиях. Научно-исследовательский потенциал данной темы крайне актуален в современном мире глобализации. Установлено, что на данный момент социально-культурные условия в отечественном национальном хозяйстве менее приспособлены к восприятию японских методов и подходов, нежели западных (в частности, американских). Организация групповой работы, коллективизм, более внимательное отношение к работникам не менее важны, чем нацеленность на личную карьеру, индивидуализм, присущий западным методам управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вашков Никита Сергеевич, Минайченкова Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF APPLYING THE JAPANESE EXPERIENCE OF QUALITY MANAGEMENT IN THE SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the possibility of applying the Japanese experience of quality management in Russian socio-economic conditions. The research potential of this topic is extremely relevant in the modern world of globalization. It has been established that at the moment the socio-cultural conditions in the domestic national economy are less adapted to the perception of Japanese methods and approaches than Western (in particular, American). The organization of group work, collectivism, a more attentive attitude towards employees are no less important than the focus on a personal career, the individualism inherent in Western management methods.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ЯПОНСКОГО ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья

УДК 338.487

doi: 10.47576/2313-2086_2022_2_37

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ЯПОНСКОГО ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вашков Никита Сергеевич

Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, 211193@stud.rguk.ru

Минайченкова Екатерина Игоревна

Московский университет им. С. Ю. Витте, Москва, Россия, kotenok7771@yandex. ru

Аннотация. В статье рассмотрена возможность применения японского опыта управления качеством в российских социально-экономических условиях. Научно-исследовательский потенциал данной темы крайне актуален в современном мире глобализации. Установлено, что на данный момент социально-культурные условия в отечественном национальном хозяйстве менее приспособлены к восприятию японских методов и подходов, нежели западных (в частности, американских). Организация групповой работы, коллективизм, более внимательное отношение к работникам не менее важны, чем нацеленность на личную карьеру, индивидуализм, присущий западным методам управления.

Ключевые слова: японский опыт; управление качеством; кружки качества; программа «пяти нулей»; система JIT (just-in-time); кайдзен.

Для цитирования: Вашков Н. С., Минайченкова Е. И. К вопросу применения японского опыта управления качеством в социально-экономических условиях Российской Федерации // Прикладные экономические исследования. 2022. № 2. С. 37-42. https://doi.org/10.47576/2313-2086_2022_2_37.

Original article

ON THE ISSUE OF APPLYING THE JAPANESE EXPERIENCE OF QUALITY MANAGEMENT IN THE SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vashkov Nikita S.

Russian State University named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, 211193@stud.rguk.ru

Minaychenkova Ekaterina I.

Moscow University. Named after S. Y. Witte, Moscow, Russia, kotenok7771@ yandex.ru

Abstract. The article considers the possibility of applying the Japanese experience of quality management in Russian socio-economic conditions. The research potential of this topic is extremely relevant in the modern world of globalization. It has been established that at the moment the socio-cultural conditions in the domestic national economy are less adapted to the perception of Japanese methods and approaches than Western (in particular, American). The organization of group work, collectivism, a more attentive attitude towards employees are no less important than the focus on a personal career, the individualism inherent in Western management methods.

Keywords: Japanese experience; quality control; quality circles; program "Ave zeros"; JIT (just-in-time) system; kaizen.

For citation: Vashkov N. S., Minaychenkova E. I. On the issue of applying the Japanese experience of quality management in the socio-economic conditions of the Russian Federation. Applied economic research, 2022, no. 2, pp. 37-42. https://doi.org/10.47576/2313-2086_2022_2_37.

В современном мире, где производство стремится к глобализации, качество играет одну из важнейших ролей в управлении производством продукции и ее последующем продвижении. В современных развитых и развивающихся странах управление качеством - одно из важнейших направлений. Для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством и способы сохранения средств от затрат на издержки [12].

В 1949 г. началась новая эпоха в области мирового промышленного производства, которая связана с внедрением контроля качества выпускаемой продукции. В Японии это привело к появлению различных исследовательских групп, занимающихся вопросами контроля качества. Слоган "Качество и только качество!" давно формирует политику японского делового мира. Высокое качество японских товаров не только обеспечивает им стабильное доминирование на внутреннем рынке, но и является средством продвижения японских товаров на зарубежные рынки [2].

Комплекс мер поспособствовал успеху Японии в этой области, а именно: интенсивное изучение теории и практики обеспечения качества; создание, развитие и эффективное использование государственных систем стандартизации и контроля экспортной продукции; реструктуризация внутрифирменного управления и особая организация производства и мотивация персонала, позволяющая добиться более вы-

сокой производительности и качества труда [1].

Во всех странах мира уже много лет изучается японский управленческий опыт, и, пожалуй, наиболее активно он изучается в промышленно развитых странах Запада. Предприниматели этих стран столкнулись с повышением конкурентоспособности японских товаров и необходимостью прилагать все большие усилия для сохранения своих позиций.

Цель данной статьи - изучить японский опыт бенчмаркинговых проектов [4] в сфере управления качеством продукции, рассмотреть три вида моделей управления качеством в Японии, для последующего потенциального рассмотрения и приложения их в российской промышленности и т.д.

Для достижения поставленной цели детально проанализированы основные системы управления качеством продукции в Японии, а также концепция «кайдзен», объединяющая в себе все принципы японского менеджмента качества, как возможный путь решения проблем менеджмента качества в России на современном этапе [7].

На данный момент Россия медленно, но верно стремится к улучшению качества продукции. Отметим отличительные элементы японского подхода к управлению качеством, а именно: нацеленность на постоянное улучшение процессов и результатов труда во всех подразделениях; предпочтение контроля качества процесса над качеством продукции; сосредоточение на предотвращении возможности дефектов; тщательное иссле-

дование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, то есть от следующей операции к предыдущей; возложение полной ответственности за качество результатов труда на непосредственного исполнителя; активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих, нравственный принцип: «нормальному человеку стыдно плохо работать» [3].

Японские компании и корпорации придают очень большое значение обеспечению высокого качества производимых ими товаров и услуг. В первую очередь это связано с условиями жесткой конкуренции, сложившейся как на внутреннем, так и на внешнем рынках, качественная продукция более конкурентоспособна. Также обеспечение качества товаров длительного пользования снижает затраты компании на послепродажное обслуживание. Однако одной из наиболее важных причин, по которой японские фирмы стремятся обеспечить высокое качество своей продукции, является поддержание хорошей репутации фирмы. Все сотрудники почти каждой японской корпорации и предприятия осознают, что именно «качество определяет судьбу предприятия» [8].

В Японии были разработаны и применены свои инструменты управления качеством. Сегодня всем хорошо известны эти «семь ин -струментов», которые при должном анализе и грамотном применении менеджеров и управленцев будут отлично работать и в России: вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника компании; использование статистических методов контроля качества; создание системы мотивации; поощрение обучения, повышения квалификации; организация кружков качества, поддерживающих низший иерархический уровень управления; создание команд (временных бригад) специалистов, заинтересованных в решении конкретной задачи; превращение проблемы обеспечения качества в государственную задачу [13].

Самые известные модели управления качеством в Японии - это кружки качества (quality drcle), программа «пяти нулей» и система JIT (just-in-time). Сегодняшние кружки качества в Японии - это добровольные объединения сотрудников и организаций разного уровня и разных сфер деятельности, со-

бирающиеся в свободное время для поиска мероприятий по повышению качества [10].

В настоящее время кружки качества являются методом обучения и поощрения персонала. Используя простые инструменты статистики, люди работают в группах для обсуждения, анализа и решения множества проблем, чаще всего связанных с затратами, безопасностью и производительностью, также они постоянно работают над предложениями по улучшению продукции или качества данных услуг [5].

Вице-президент фирмы «Тойота» по производству Таичи Охно, создавший концепцию Just-In-Time (JIT) - «делать все вовремя», которая обеспечивает «пять нулей»(ноль запасов, ноль отказов, ноль дефектов) в организации производства и позволяет сократить время от момента получения заказа до момента поставки готового продукта потребителю, первым доказал, что программу «пяти нулей» невозможно было бы реализовать на практике без максимального использования человеческих ресурсов. Как раз совместная оптимизация качества, пунктуальность, снижение издержек производства и тщательность выполнения работ позволяют увеличить производительность и прибыльность производства, а также долю рынка [6].

Принцип «Тойоты» такой, что складирование запасов впрок - это потерянные деньги, временные издержки и нерациональное использование складской площади. Система JIT приводит к эффективным действиям по доставке только требуемых товаров или услуг в нужном количестве, в правильное время и место. При этом под правильными понимаются характеристики, которые ожидают как внешние, так и внутренние потребители корпорации. В системе JIT каждая фаза производства заканчивается изготовлением нужной детали как раз в тот момент, когда она требуется для следующей технологической операции. Если изготавливаемая деталь будет нужна через час, то она и должна быть изготовлена не раньше, чем через час. Все неиспользуемые запасы какое-то время являются непроизводительными расходами и составляют издержки производителя [15].

В России тоже часто используется такая система экономии времени, ресурсов и площадей, которая называется Drop Shipping, которую Россия переняла у Америки. По дан -

ной системе работают различные магазины. Такие системы называют системами «кан-бан», системами нулевых запасов или системами без склада.

Кайдзен - это структурно-логическая методология, объединяющая японские методы производственного менеджмента [9].

Начиная с 1970-х гг. опыт Японии в области управления качеством постоянно изучается во всем мире. Однако необходимо принимать во внимание то, что специфика японской системы управления качеством обусловлена национальными традициями и социально-экономическими особенностями развития японской промышленности в послевоенный период [11].

В России о японской модели ведения менеджмента стали говорить сравнительно недавно. Повышающийся интерес объясняется той сложной экономической ситуацией, которая сложилась в России к настоящему времени. Стратегия японского менеджмента открывает возможности российскому бизнесу построить процесс производства с акцентом на человека как главный актив и ценность

предприятия. России сейчас жизненно необходим прорыв в экономике, требуется буквально создать «российское экономическое чудо», чтобы вернуть статус по-настоящему великой державы. Чтобы быть способным конкурировать и уверенно побеждать на мировом рынке. Чтобы стать не только сильной, но и богатой страной. Изучения лишь западного опыта для этого недостаточно [14].

В заключение можно с уверенностью утверждать, что научно-исследовательский потенциал данной темы крайне важен и актуален в современном мире глобализации. К сожалению, на данный момент социально-культурные условия в отечественном национальном хозяйстве не слишком приспособлены к восприятию японских методов и подходов. Чаще заимствуются западные (в частности, американские) подходы. Организация групповой работы, коллективизм, более внимательное отношение к работникам не менее важны, чем нацеленность на личную карьеру, индивидуализм, присущий западным методам управления.

Список источников

1. Бойков С. Р., Филатов В. В., Мишаков В. Ю. Обзор зарубежных моделей менеджмента // Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса, посвященный Юбилейному году РГУ им. А. Н. Косыгина / под редакцией В. Ю. Мишакова, Л. Е. Зерновой. Москва, 2020. С. 6-12.

2. Букша А., Филатов В. В. Принципы и цели современного руководителя азиатского стиля менеджмента // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020) : сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, посвященной Юбилейному году в ФГБОУ ВО "РГУ им. А.Н. Косыгина". 2020. С. 86-90.

3. Воробей А. Ю., Филатов В. В., Мишаков В. Ю. Современные проблемы российского менеджмента // Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса : Сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса, посвященный Юбилейному году РГУ им. А.Н. Косыгина / под редакцией В. Ю. Мишакова, Л. Е. Зерновой. Москва, 2020. С. 23-30.

4. Галай Е. О., Логунова Н. Ю. Бенчмаркинг как инструмент управления качеством на предприятиях пищевого машиностроения // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2021) : сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. М., 2021. С. 69-77.

5. Журавлев М. Е., Логунова Н. Ю. Цена и качество пищевой продукции; принципы формирования и проблемы реализации // Актуальные проблемы экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции текстильной и легкой промышленности : сборник научных трудов по материалам 2-го Круглого стола с международным участием. М., 2022. С. 163-168.

6. Крылов А. С., Логунова Н. Ю. Комплексные методы управления качеством на производ -ственных предприятиях // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2021) : сборник материалов всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. М., 2021. С. 104-109.

7. Лукашевич А. И., Логунова Н. Ю. Оценка степени вовлеченности персонала в использовании системы кайдзен на предприятиях пищевой промышленности // Теория и практика экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции : сборник научных трудов по материалам круглого стола с международным участием. Москва, 2021. С. 67-73.

8. Мвуама М. Р., Филатов В. В., Логунова Н. Ю. Бенчмаркинг как продукт перманентного развития концепций качества на предприятиях пищевой промышленности // Теория и практика экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции : сборник научных трудов по материалам круглого стола с международным участием. М., 2021. С. 78-83.

9. Мосякин Т. Д., Минайченкова Е. И., Положенцева И. В. Анализ категорий качество и ценности с точки зрения психологии, социологии и экономики // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 2. № 1.

10. Ормоцадзе Л. Г., Логунова Н. Ю. К вопросу управления качеством продукции пищевой и перерабатывающей промышленности // Актуальные проблемы экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции текстильной и легкой промышленности : сборник научных трудов по материалам 2-го круглого стола с международным участием. М., 2022. С. 149-153.

11. Стасюк К. Д., Логунова Н. Ю. Стандартизация, сертификация, регламентация, бренды и товарные знаки как инструменты управления качеством // Актуальные проблемы экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции текстильной и легкой промышленности : сборник научных трудов по материалам 2-го кругло -го стола с международным участием. М., 2022. С. 158-163.

12. Управление качеством : учеб. пособие / В. В. Филатов и др. М.: ЦНТБ пищевой промышленности, 2009.

13. Филатов В. В., Дорофеев А. Ю. Методика оценки качества работы менеджмента на основе ретроспективных данных // Вестник университета. 2012. № 15. С. 152-158.

14. Филатов В. В., Моисеева О. А., Положенцева И. В., Меньщиков А. Р. Конвергенция ценностей, культуры и качества в экономической философии постмодерна // Вестник Академии. 2021. № 1. С. 173-184.

15. Филатов В. В., Мишаков В. Ю. Задачи реорганизации и оптимизация управления производством // Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса, посвященный Юбилейному году РГУ им. А.Н. Косыгина / под редакцией В. Ю. Мишакова, Л. Е. Зерновой. М., 2020. С. 190-194.

References

1. Boikov S.R., Filatov V.V., Mishakov V.Yu. Review of foreign management models. In the collection: Actual problems of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service, dedicated to the Anniversary year of the Kosygin Russian State University. Edited by V.Y. Mishakov, L.E. Zernova. Moscow, 2020. pp. 6-12.

2. Buksha A., Filatov V.V. Principles and goals of the modern head of the Asian management style. In the collection: Economy today: current state and prospects of development (Vector 2020). Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of Young Researchers with International participation dedicated to the Anniversary Year at the Kosygin Russian State University. 2020. pp. 86-90.

3. Vorobey A.Yu., Filatov V.V., Mishakov V.Yu. Modern problems of Russian management. In the collection: Actual problems of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service, dedicated to the Anniversary year of the Kosygin Russian State University. Edited by V.Y. Mishakov, L.E. Zernova. Moscow, 2020. pp. 23-30.

4. Galai E.O., Logunova N.Yu. Benchmarking as a quality management tool at food engineering enterprises. In the collection: Socio-humanitarian problems of education and professional self-realization (Social Engineer-2021). Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of young researchers with international participation. Moscow, 2021. pp. 69-77.

5. Zhuravlev M.E., Logunova N.Yu. Price and quality of food products; principles of formation and problems of implementation. In the collection: Actual problems of expertise, technical regulation and conformity assessment of textile and light industry products. Collection of scientific papers based on the materials of the 2nd Round Table with international participation. Moscow, 2022. pp. 163-168.

6. Krylov A.S., Logunova N.Yu. Complex methods of quality management at industrial enterprises. In the collection: Socio-humanitarian problems of education and professional self-realization (Social Engineer-2021). Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of young researchers with international participation. Moscow, 2021. pp. 104-109.

7. Lukashevich A.I., Logunova N.Yu. Assessment of the degree of personnel involvement in the use of the Kaizen system at food industry enterprises. In the collection: Theory and practice of expertise, technical regulation and conformity assessment of products. Collection of scientific papers based on the materials of the Round Table with international participation. Moscow, 2021. pp. 67-73.

8. Mvuama M.R., Filatov V.V., Logunova N.Yu. Benchmarking as a product of permanent development of quality concepts at food industry enterprises. In the collection: Theory and practice of expertise, technical regulation and conformity assessment of products. Collection of scientific papers based on the materials of the Round Table with international participation. Moscow, 2021. pp. 78-83.

9. Mosyakin T.D., Minaichenkova E.I., Poshentseva I.V. Analysis of the categories quality and values from the point of view of psychology, sociology and economics. Journal of Applied Research. 2021. Vol. 2. No. 1.

10. Ormotsadze L.G., Logunova N.Yu. On the issue of quality management of food and processing industry products. In the collection: Actual problems of expertise, technical regulation and conformity assessment of textile and light industry products. Collection of scientific papers based on the materials of the 2nd Round Table with international participation. Moscow, 2022. pp. 149-153.

11. Stasyuk K.D., Logunova N.Yu. Standardization, certification, regulation, brands and trademarks as quality management tools. In the collection: Actual problems of expertise, technical regulation and conformity assessment of textile and light industry products. Collection of scientific papers based on the materials of the 2nd Round Table with international participation. Moscow, 2022. pp. 158-163.

12. Filatov V.V., Khomutinnikova T.V., Deeva V.A., Knyazev V.V., Bachurin A.P., Dolgova V.N., Medvedeva T.Yu., Palastina I.P. Quality management. Study guide. Publishing house: Moscow, Publishing House TSNTB of the food industry, 2009.

13. Filatov V.V., Dorofeev A.Yu. Methodology for assessing the quality of management work based on retrospective data. Bulletin of the University. 2012. No. 15. pp. 152-158.

14. Filatov V.V., Moiseeva O.A., Polozhentseva I.V., Menshchikov A.R. Convergence of values, culture and quality in postmodern economic philosophy. Bulletin of the Academy. 2021. No. 1. pp. 173-184.

15. Filatov V.V., Mishakov V.Yu. Tasks of reorganization and optimization of production management. In the collection: Actual problems of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service, dedicated to the Anniversary year of the Kosygin Russian State University. Edited by V.Y. Mishakov, L.E. Zernova. Moscow, 2020. pp. 190-194.

Информация об авторах

Вашков Никита Сергеевич - Российский государственный университет им. А. Н. Косыги-на (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, 211193@stud.rguk.ru Минайченкова Екатерина Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Московский университет им. С. Ю. Витте, Москва, Россия, kotenok7771@yandex.ru

Information about the authors

Vashkov Nikita S. - Russian State University. Named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, 211193@stud.rguk.ru

Minaichenkova Ekaterina I. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Lomonosov Moscow University. Named after S. Y. Witte, Moscow, Russia, kotenok7771@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.