исследования и проекты слушателей, тьютор-ский дневник, словарь, эссе и т. д.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что тьюторское сопровождение в учреждениях дополнительного профессионального образования способствует освоению каждым педагогом, пришедшим на курсы повышения квалификации, таких профессиональных компетенций, которые позволят ему совершенствовать качество подготовки будущих рабочих и специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования. На наш взгляд, инновационные формы развития тьюторской позиции педагога формируют одно очень важное качество - образовательную мобильность, которое чрезвычайно актуально сегодня, но, к сожалению, практически не представлено в отечественной системе образования. Образовательная мобильность - это не только возможность перемещаться по миру в поисках образовательных ресурсов, быстро устанавливать связи с другими людьми и обмениваться с ними найденными ресурсами, но и умение учиться в разных культурных средах, по различным источникам, а не только по определенным учебникам и с конкретным педагогом.
1. Ковалева Т. М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: материалы Всероссийского научнометодического семинара (Москва,18-19 мая 2009 г.).
- М.: АПКиППРО, 2009. - 188 с.
2. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: словарь. - М.: ИПК госслужбы.
- 2001. - 107 с.
3. Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов // Сибирский учитель.
- 2006. - № 1(41). - С. 17.
4. Гуртовенко Г. А. Социокультурные контексты и стратегии наращивания профессионализма педагогических и управленческих кадров в сфере общего образования // Профессиональное становление педагога в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и регионального комплексного проекта модернизации образования: сборник материалов региональной научно-практической конференции / под ред. Г. А. Гурто-венко, Н. Ф. Ильиной. - Красноярск: ККИПКиППРО, 2008.
- 116 с.
5. Суханова Е. А. Тьюторское сопровождение формирования образовательного заказа // Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства: сборник научных трудов. - Томск: Томский ЦНТИ, 2004. - 154 с.
6. Чернявская А. Г. Методические основы деятельности тьютора. - URL: http:/edu.of.nu/attach/17/18185.pdf.
УДК / UDC 378 А. И. Тимошенко,
доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии, предпринимательства и методик их преподавания, ВосточноСибирская государственная академия образования, Россия, Иркутск, timosh@isttu.ru
Alexander Timoshenko,
doctor of Pedagogics, professor at the Department of Technology, Entrepreneurship and Techniques of Teaching them, East-Siberian State Academy of Education, Russia, Irkutsk, timosh@isttu.ru
ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
NOTION OF THE RESEARCHER'S COMPETENCE IN VOCATIONAL EDUCATION
Статья посвящена исследовательской компетентности учащихся профессионального образования, которая рассматривается как самостоятельная составляющая подготовки рабочего, являющаяся продуктом исследовательской деятельности учащихся.
The paper is devoted to the research competence of vocational students, which is regarded as an independent component of worker's training and a product of his / her research activities.
Ключевые слова: исследовательская компетентность, профессиональное образование.
Keywords: research competence, vocational education.
Исследовательская компетентность учащихся профессионального образования рассматривается как необходимая самостоятельная составляющая подготовки рабочего. Но исследовательская компетентность не может возникнуть из ничего, она является продуктом
исследовательской деятельности учащихся.
А. В. Леонтович под исследовательской деятельностью понимает деятельность учащихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее известным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы, представление (презентация), выполненной работы [1].
Обобщая имеющиеся на данный период времени разные точки зрения на исследовательскую деятельность, мы можем выделить несколько пониманий ее функционирования:
1. Исследовательская деятельность как средство развития творческой личности предполагает стимулирование активности, самостоятельности и личной ответственности, работы с наукой и над наукой, творческое применение знаний и умений, овладение методологией научного и технического творчества.
2. Исследовательская деятельность как самостоятельная учебная деятельность развивает способности анализировать проблемы, отличать существенное от несущественного, выдвигать разнообразные гипотезы и строить модели их решения, а также критически мыслить, анализировать причины и условия разрешения проблемы.
Исследовательская деятельность обучаемых всегда осознается как факт положительный и необходимый. Она влияет на мировоззрение обучаемых, формирует их ответственность к делу, создает условия для развития и личного роста, формирует механизм профессионального становления.
Исследовательская деятельность в профессиональном лицее способствует совершенствованию таких личностных качеств будущего специалиста, как:
• критически мыслить;
• способность анализировать проблемы;
• анализировать причины и условия разрешения проблемы.
При этом исследовательская деятельность развивает:
• умение самостоятельно приобретать знания из разных источников, самостоятельно исследуя и открывая; использовать уже полученные знания, умения и навыки для последующего самообразования, самосовершенствова-
ния; умения применять приобретенные знания, умения и навыки на практике для решения жизненных проблем;
• способности к системному действию в профессиональной ситуации, анализу и проектированию собственной деятельности; самостоятельным действиям в условиях неопределенности, творческой самореализации, что в конечном итоге способствует формированию у учащихся исследовательской компетенции как составляющей профессиональной компетенции, воспитания самостоятельной конкурентной личности и выполнения социального заказа современного общества [2].
Исследовательская деятельность рассматривается как форма организации образовательного процесса, как мотивированная и са-моорганизованая деятельность, обусловленная логикой научного исследования.
М. С. Коганом выделяется четыре вида деятельности: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентированная, коммуникативная. В названных типах деятельности осуществляются все виды и формы исследовательской деятельности. По его утверждению, исследовательская деятельность стимулирует и обеспечивает познавательную деятельность учащихся. Преобразование личностного характера возникает благодаря ценностно-ориентированной деятельности, что обеспечивает самопознание, саморегуляцию, самоактуализацию. Преобразовательная деятельность учащихся обеспечивает дальнейшее развитие исследовательской направленности, самопознания. Познавательная самостоятельность является необходимым качеством учащихся в исследовательской деятельности. Ученые определяют познавательную самостоятельность как необходимое качество личности, считая уровень ее развития показателем эффективного обучения.
В качестве главного условия формирования исследовательских качеств В. А. Сластёнин назвал развитие творческого мышления как продуктивного процесса, способного приводить к новым знаниям. По его мнению, это требует включения «в образовательный процесс методов проблемно-ситуационного характера, которые ставят учащихся в активную исследовательскую позицию» [3].
И важнейшей задачей профессионального образования является создание педагогических условий для развития креативных способностей и качеств творческой личности учащегося, независимо от будущей конкретной
98
Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (7) 2012
Минимальная компетентность
е- Медиальная компетентность
Полная компетентность действия
профессии. К таким способностям относится критическое осмысление производственной ситуации, анализ и синтез, способность создания образцов объектов и системы действия.
Можно сделать вывод, что исследовательская деятельность является системообразующей в структуре исследовательской компетентности. Учащиеся при выполнении исследований приобретают умения работы с научной литературой, её анализа и отбора, умения аргументировано доказывать правомерность собственного мнения, формулировать проблемы, определять возможные пути ее реализации (т. е. формулировать гипотезу), ставить и решать задачи, способствующие достижению конечной цели.
В структуре исследовательской компетентности можно выделить следующие компетенции:
1. Способность к анализу и синтезу информации.
2. Способность применять знания на практике.
3. Системное понимание переноса знания.
4. Способность к системному действию в профессиональной ситуации.
5. Способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности.
6. Способность к анализу и проектированию собственной деятельности.
Таким образом, изучение сущности и содержания исследовательской компетентности позволяет вывести формулу исследовательской компетентности учащихся профессиональных лицеев, которая является модификацией формулы компетентности М. А. Чошанова.
Исследовательскую компетентность учащихся можно представить как базисную, интегральную характеристику личностных качеств,
Исследова- = Исследователь- + Вариативность + Креатив- + Творческая,
тельская ские знания, деятельности и ность преобразователь-
компетент- умения познавательной мышления ная деятельность
ность са мо стоятельности
включающую исследовательские компетенции; обеспечивающую успешность профессиональной деятельности, предполагающую наличие исследовательских способностей, навыков анализа и прогнозирования собственной деятельности. Технология развития исследовательской компетентности учащихся — это процесс ненасильственного, добровольного перехода учащегося в позицию исследователя, осуществляемый через внутренний источник личностного развития, в рамках которого обеспечивается свобода выбора цели, способов и средств её реализации, ориентация на деятельность, включающую процесс рефлексии. Исследовательская деятельность выступает как форма организации образовательного процесса, как мотивированная, самоорганизован-ная деятельность, обусловленная логикой научного исследования и личностным отношением к рассматриваемой проблеме и направленная на получение нового знания. В то же время целью исследовательской деятельности является не только конечный результат, но и сам процесс, в ходе которого развивается исследовательский потенциал учащихся.
1. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. - № 10. - 1999.
2. Тимошенко А. И., Ишкова А. Э. К вопросу об исследовательской компетентности // Сибирский педагогический журнал. - Вып. 8. - 2010. - С. 265-270.
3. Сластенин В. А., Подымова В. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М. Магистр, 1997-2001.