3. Bogachev A. L., Dobrzhinsky Y. The development of the electronic textbook for the course "Informatics" - Vologdinskie reading. - 2005. - 295 p.
4. Baichenko E. V. and etc. Local area networks. - M.: Radio and Communications, 1985. -304 p.
5. Grigoriev S. G., Lobov I. B. Integrative approaches to the formation of electronic textbooks computer science course - Herald of the Russian University of Peoples' Friendship. Series: Informatization of Education. - 2007. - 46 p.
Tutorial accompaniment of project activity at Technology lessons Babushkina N. (Russian Federation) Тьюторское сопровождение проектной деятельности на уроках технологии Бабушкина Н. Н. (Российская Федерация)
Бабушкина Наталья Николаевна / Babushkina Natal 'ya - учитель технологии, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Уйская средняя общеобразовательная школа им. А. И. Тихонова, с. Уйское, Челябинская область
Аннотация: одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Использование технологии тьюторского сопровождения учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности и создании открытого образовательного пространства для учащихся на уроке технологии позволяет решить проблемы ученика, не ограничивая его самостоятельность, а расширяя его возможности.
Abstract: one of the problem that the teacher faces in a modern secondary school, is a low level of students interest and a lack of motivation to improve knowledge. Teacher's task is to awake in students the personal actions to get knowledge which will be useful in future life. Using the technology of tutorial accompaniment of pupils in order to organize the project activity and creating the open educational sphere for students at technology lessons. Let solve their problems without limiting their personality but enlarge their abilities.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, проектная деятельность, преподаватель, ученик, урок технологии.
Keywords: tutor, tutorial support, project activity, teacher, student, the lesson of technology.
Мы переходим к информационному обществу, становление которого на сегодняшнем рубеже его развития реализуется за счет высокого значения информационных технологий, в первую очередь коммуникативных. В огромной степени наращивается размер информации, в котором следует уметь ориентироваться интеллигентному человеку XXI столетия.
Главное, что находится в зависимости от нас как от преподавателей - это то, что не просто дать воспитаннику определенные познания, а отправить его в путь саморазвития.
Саморазвитие, самообучение, совершенствование, реализация: цель обучения учащихся. Однако достигнуть данных качеств не просто. Применяя в работе с учениками проектную деятельность, мы удостоверились, что дети с огромным пристрастием и энтузиазмом разрабатывают уникальные планы на жизненные
189
проблемы. При этом очень принципиально, чтоб данная работа исполнялась непременно в совместной работе педагога и ученика по его запросу, интересу, а никак не навязывалась преподавателем. Функции педагога в проектной деятельности -координационная: преподаватель выступает в роли консультанта, обладающего тьюторскими компетентностями. Тьютор - это эксперт-наставник, исполняющий методичную и координационную поддержку обучающимся в рамках реализации проектной деятельности.
Тьютор - не тот, кто дает знание, пусть даже добытое в процессе самообразования, а тот, кто сопровождает опыт учения, получение знаний, результат проекта. Вот и выходит, что быть тьютором в рамках предмета технологии возможно лишь в том случае, если вы сами продолжаете пребывать в позиции исследователя. Не напрасно китайский мудрец Конфуций произнес: «Учитель и воспитанник вырастают совместно...». Далее мы представим наш опыт тьюторского сопровождения проектной деятельности, который может помочь запустить персональную линию движения саморазвития учащегося. Мы предоставляем самостоятельность учащимся в исполнении дел, оставляя за собой лишь управление. Сущность тьюторского сопровождения содержится в организации работы на материале реалистичной жизни учащихся, расширении его личных способностей, включении дела к построению личного продвижения к личностному росту.
Внедрение проектно-исследовательского метода дает ответ существенным потребностям к образованию нынешнего дня. Персональная экспериментальная активность учеников обогащает практику личностно-ориентированных технологий. В том числе и отстающий ученик проявляет энтузиазм к теме, если у него получается что-то раскрыть лично. Задача педагога - вызвать энтузиазм к последовательному движению исследовательской деятельности, завлечь содержанием и методом исполнения работы. Поиск решения поставленной задачи приводит к созданию устойчивых познавательных интересов. В процессе проектно-исследовательской работы проявляется и формируется самостоятельная мыслительная деятельность: ученикам требуется сопоставлять, разбирать, делать выводы, при этом мы используем технологии критического мышления, открытого образования. Активность педагога сообразно организации проектно-исследовательской деятельности может быть многогранна, однако в первую очередь, педагогу необходимо создавать условия для открытого образовательного пространства учеников.
В прогрессивной преподавательской науке и практике обширно употребляются особенности закрытого и открытого образовательного пространства обучающегося. Открытые и закрытые образовательные пространства сознательно различны на уровне системы практичного преподавательского воздействия. Закрытое образовательное пространство - это место, в котором есть установленный, известный преподавателю курс, сообразно которому нужно вести учащегося, это определенные способы обучения, подобранные преподавателем. Закрытое образовательное пространство появляется из надобности вырабатывания самодисциплины и власти для изучения неотъемлемой тренировочной программы, так будто тут заблаговременно внешним образом отнесены и простроены все линии движения его изучения и становления. Каждая заранее выстроенная программа изучения закрывает для ученика вероятность дискуссировать и выбирать другие виды его образования, что нередко инициирует непризнание со стороны учеников и их родителей [3].
Цель открытого образовательного пространства - предоставить ученику множественный выбор образовательных траекторий. Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения, позволяет вырабатывать качества ориентации в мире образования и дальнейшей профессиональной деятельности. Помочь учащимся сориентироваться в открытом образовательном пространстве, сделать правильный выбор должен педагог-тьютор. Тьютор реформирует образовательное пространство под задачи
190
индивидуализации образования. Это посредник между различными субъектами образовательного пространства (учащийся, преподаватель, родители и др.) [3].
Под сопровождением преподавателя, обладающего тьюторской компетентностью, принято понимать такое учебно-воспитательское взаимодействие, в ходе которого воспитанник делает, а преподаватель создает условия для эффективного осуществления этого действия. В ситуации тьюторского сопровождения тьюторант (ученик) без помощи других разрабатывает применимые для себя методы изучения, и этапы исполнения работы, которые потом обсуждает с тьютором [2].
Главный инструмент тьюторской работы - вопрос. Уместно и вовремя поставленные вопросы, умение предельно сузить или наоборот расширить тему, применение техники активного слушания характеризуют профессионально организованное тьюторское занятие.
Технологии и методики, которые тьютор имеет возможность применять в собственной работе с учениками, - это многообразные технологические процессы открытого образования:
- «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций, например, демонстрация швейной машинки: бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов.),
- «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов, например, результаты домашних заданий, лабораторных работ),
- «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную, например, на уроках посвященных моделированию моделей одежды, по уровню сложности зависящий от класса ученика) и др.
Для молодых людей, в силу их возрастных особенностей, в особенности значительны конкурсные и коммуникативные особенности взаимодействия с ровесниками, что имеет возможность стать отдельной темой рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Например, разнообразные конкурсы по проектированию наилучшей модели фартука или же по выполнении правильного шва. Формы работы тьютора - консультации, персональные и массовые тьюториалы (семинары), просветительные действия, тренинги должны использоваться с учетом возраста и способностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.
Тьюторство позволяет создать открытое образовательное пространство для учащихся, решить проблемы ученика, не ограничивая его самостоятельность, а расширяя его возможности.
В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.
А отсюда, главная задача системы повышения квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.
Литература
1. Бабушкина Н. Н., Проблемы педагогики №2 (13), 2016.
2. Беспалова Г. М., Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения. Беспалова
Г. М. [Электронный ресурс]: URL: http://festival.1september.ru/articles/211738/
191
3. Кадменская Н. В. Тьюторское сопровождение. [Электронный ресурс]: URL: http:// multiurok.ru/kadmensckaya/files/stat-ia-t-iutorskoie-soprovozhdieniie.html/
4. Ковалева Т. М., Профессия «тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис» 2012. С. 246.
Research and informative activity of pupils 1 2 Komarova T. , Shindeleva L. (Republic of Kazakhstan)
Исследовательская деятельность и познавательная активность учащихся Комарова Т. Б.1, Шенделева Л. В.2 (Республика Казахстан)
1Комарова Татьяна Борисовна / Komarova Tatiana - учитель русского языка и литературы;
2Шенделева Лариса Валерьевна / Shendeleva Larisa - учитель русского языка и литературы,
Средняя общеобразовательная школа № 34, пос. Восход, г. Семей, Республика Казахстан
Аннотация: о проблемах развития исследовательской деятельности и познавательной активности учащихся средней школы.
Abstract: problems of research and informative activity of pupils of secondary school.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, интеллект, логика, творческий потенциал.
Keywords: research activities, intelligence, logic, creativity.
УДК: 4P (07) К 33
Обновление и совершенствование системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении. Задачи развития привычки к умственному труду связаны с научно-исследовательской работой учащихся. Для умственного развития вредно, если знания усваиваются только как сумма фактов, а не как сведения, переработанные собственные мысли учащегося. Это тесно связана с задачами формирования эмоциональной сферы, интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств, культуры умственного труда. В детском исследовательском поиске, также как и в деятельности взрослого учёного, самое главное чаще всего рождается случайно, в процессе поиска чего-то другого. Исследовательское обучение предполагает развитие чувствительности к этому случайно возникающему, побочному продукту.
У многих современных школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. И главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. В связи с этим, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения. Проблема активности личности в обучении - это ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, её профессиональной подготовки. Главным направлением активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Приобщение учащихся к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание