разования.
В Мурманской области сложился опыт использования блочно-модульной системы обучения, складывается опыт применения кейс-технологии, «учебной формы». Можно предположить, что в ходе внедрения в практику указанные технологии обучения будут скорректированы с учетом особенностей каждого образовательного учреждения и, конечно, преподавателями, мастерами. Очевидно, что процесс внедрения новых технологий обучения, нетрадиционных для профессиональной школы, это процесс инновационного развития.
Интеграционные процессы в профессиональном образовании обогащают образовательный процесс инновационными технологиями обучения и организации образовательного процесса, которые востребованы сегодня всем профессиональным сообществом.
1. Международные исследования. PISA. Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии. - URL: http://centeroko.ru/: http://centeroko.ru/pisa/pisa_res.htm; http://centeroko. ru/pisa03/pisa3_res.htm; http://centeroko.ru/pisa06/ pisa06_res.htm; http://centeroko.ru/pisaO9/pisa09.htm.
2. Профессиональная педагогика / под. ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. - 456 с.
3. Довжко Ф. Е. Исторический опыт реформирования профессионально-технического образования России. - М.: Издательский центр «Академии профессионального образования», 1999. - 6l с.
4. Новикова Т. Г. Традиции и инновации в развитии современного образования // Методист. - 2008. - № 3.-С. 2-9.
5. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
6. Петренко В. В. Повышение квалификации и инновации в начальном профессиональном образовании. // Методическая работа в структуре образования взрослых: сборник статей / под ред. И.В.Крупиной. -М.: АПКиППРО.
- 2008. - С. 115-122.
7. Курилович Е. Н. Интеграция малых учебных фирм и социального партнерства с работодателями в процесс подготовки рабочих кадров и специалистов по металлообработке, техническому обслуживанию и ремонту оборудования [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики: материалы Всероссийской конференции. - Режим доступа: http://www.ntf.ru/.
8. Гончаров С. А. Модульно-компетентностная модель внедрения гуманитарных технологий в современном профессиональном образовании» [Электронный ресурс]// Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики: материалы Всероссийской конференции. - Режим доступа: http://www.ntf.ru/.
9. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
10. Менеджмент в профессиональном образовании / под общ. ред. Е. И. Казаковой. - М.: Логос, 2006.
11. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: Издательство «Новь», 1999.- 535 с.
12. Боголюбов В. М. Введение в педагогическую технологию.- Пятигорск, 1996.
13. Общая и профессиональная педагогика / под ред. В. Д. Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2006. - 368 с.
14. Педагогика: теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова - Изд. центр «Академия», 2006. - 512 с.
УДК / UDC 378 В. И. Сахарова,
доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Кузбасского регионального института развития профессионального образования, Россия, Кемерово, vis@krirpo.ru
Valentina Sakharova,
doctor of Pedagogics, associate professor, head of the Chair of Pedagogics and Vocational Psychology at the Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, Russia, Kemerovo, vis@krirpo.ru
ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ TUTORIAL POSITION OF A TEACHER IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
В статье рассматриваются пути решения проблемы тьюторского сопровождения педагогов в процессе повышения квалификации, предлагаются инновационные формы развития тьюторской позиции педагога, раскрывается сущность тьюторской позиции через освоение
новых профессиональных ролей.
The paper provides ways of solving the problem of tutorial maintenance for teachers while improving skills; it offers innovational forms of developing tutorial position of a teacher, reveals the nature of tutorial position via achieving new professional roles.
Ключевые слова: тьютор, инновации, профессиональная роль, индивидуализация образования, самоопределение и самореализация человека в профессии.
Keywords: tutor, innovations, professional role, individualization in education, self-defining and self-realization of a person.
Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров выполняет важнейшую задачу современной и качественной поддержки профессиональной, мобильной, конкурентоспособной личности педагога, обеспечения ее стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию в условиях высокой инновационной динамики собственной деятельности. Смена целевых приоритетов, переход к непрерывному образованию в течение всей жизни, продиктованный темпами развития современной экономики, науки, информационных технологий, выдвигают задачу развития системы дополнительного профессионального образования педагогических работников учреждений профессионального образования Кемеровской области в число приоритетных.
Расширяя или уменьшая функционал педагога в связи с изменениями социокультурных тенденций, необходимо помнить, что они не должны вступать в противоречие с базовым способом деятельности педагога. В тех случаях, когда это все же происходит, возникает реальная потребность в проектировании новой образовательной профессии, которая отвечала бы современным требованиям.
Тьютор - одна из таких новых образовательных профессий в России, деятельностью которого является сопровождение процесса построения индивидуальной образовательной программы обучающегося [1]. В переводе с английского tutor - домашний учитель, репетитор, наставник, опекун. В словаре «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» тьютор - лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль - быть знающим партнером своих слушателей [2].
Своеобразие деятельности тьютора заключается в том, что он должен обладать определенным творческим потенциалом, включающим не только природные ресурсы и резервы личности, но и те качества, которые формируются в процессе новой деятельности и непрерывного образования, результатом чего становится непрерывное накопление дополнительных знаний, умений, способов ориентации в мире. Вместе с тем необходимо учитывать, что деятельность сопровождения является новой
для педагога, готовящегося стать тьютором. Везде, где идет становление новой деятельности, тьюторство возникает как необходимость, как педагогическое сопровождение освоения нового. Именно поэтому тьюторство актуально для всех инновационных сфер. Если мы хотим формировать инновационное мышление, то базовой становится тьюторская, а не учительская работа. Вопрос в том, как можно эту новую деятельность осваивать.
В условиях реформирования современной системы образования необходима опережающая подготовка педагогических работников через освоение новых профессиональных ролей, связанных с реализацией системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовательном процессе: тьютора (осуществление сопровождения индивидуальных образовательных программ, организация обратной связи, поддержка образовательной инициативы); организатора образовательной среды (посредством привлечения информационных, человеческих ресурсов, включая специалистов из образовательных учреждений, базовых центров; посредством организации деятельности обучающихся, полностью или частично протекающей во внешней среде, например, в форме практико-ориентированных проектов, социальных акций и др.); консультанта (консультирование в процессе выполнения проектов, ведения портфолио и других форм самостоятельной работы); эксперта (независимая качественная оценка учебного или реального продукта на промежуточных этапах, оказание помощи в корректировке полученных результатов). Серьезную поддержку в плане подготовки таких специалистов могут оказать учреждения дополнительного профессионального образования.
При разработке образовательных программ курсов повышения квалификации важно уделять внимание педагогической составляющей деятельности слушателей, в частности развитию тьюторской позиции взрослого обучающегося. Сущность тьюторской позиции заключается в обеспечении совместной со слушателем рефлексии образовательной деятельности. Предметом совместного осмысления выступает как само образовательное действие, так и готовность (способность) слушателя к его осуществлению, значение и смысл этого действия, место в целостном образовательном процессе, влияние на дальнейшее непрерывное образование. Такое осмысление не является одномоментным актом, а представляет собой взаимодействие тьютора и взрослого
обучающегося от постановки цели образовательного действия до определения его результатов.
Тьюторская работа состоит в построении образовательного пространства, где выбор реализации своих возможностей человеком - главное содержание деятельности. Тьютор планирует свои действия так, чтобы подготовка и реализация замысла были связаны по смыслу и разделены во времени, чтобы педагог был инициативен в выборе средств: в новой ситуации мог их изменять, а не просто заменить на другие или отказаться от выполнения действия, что в результате обеспечит понимание критериев оценивания его работы другими.
Позиция тьютора закрепилась в культуре как позиция педагога, который помогает взрослому обучающемуся создавать собственную образовательную программу, при необходимости консультируя его по разным вопросам. В условиях учреждения дополнительного профессионального образования тьютор углубляет интерес обучающегося, обращаясь за помощью к различным информационным ресурсам. Он изучает стиль образовательного действия каждого и, вместе с тем, организует общую командную работу. Тьютор работает в ситуации «здесь и сейчас».
Концепты «учить всех» и «учить каждого» совсем разные. А. Керр, комментируя роль тьютора в образовательном процессе, отмечает: «Иметь хорошего наставника для обучающегося гораздо важнее, чем посещать хорошего лектора. Почти все, что изучает студент, можно получить из книг, но ничто не может заменить постоянного общения с человеком, который учит его мыслить и постоянно организовывать работу» (цит. по: Ковалева Т. М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении. М., 2009).
В системе повышения квалификации тью-торская позиция задается индивидуализацией образования, которая предполагает создание реальных условий для включения каждого субъекта «в процесс образования как в процесс управления своей собственной образовательной траекторией» [3].
Согласно определению Г. А. Гуртовенко, «тьютор - это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования» [4]. Это означает, что он, с одной стороны, является организатором сетей профессионального развития, с другой - инициирует и поддерживает образовательный процесс. Как организатор сетей профессионального развития субъектов, тьютор рабо-
тает с образовательными ресурсами, систематизируя и управляя их движением. В ходе сопровождения профессионального развития тьютор организует ситуации самоопределения, самореализации человека в профессии, помогая ему разрабатывать индивидуальные образовательные программы, создавая места для профессионального позиционирования. По мнению Е. А. Сухановой, А. Г. Чернявской, тью-торское сопровождение - это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода от одного этапа развития к другому, в процессе которых обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для их выполнения и осмысления [5, 6].
Вовлекая педагогов в проектную, исследовательскую деятельность, тьютор создает ситуацию, при которой им удается обнаружить проблемы собственной практики, найти пути их решения, создать проекты преобразований, связанных с повышением качества образования. При этом тьютор помогает педагогам осознать необходимость изменения своей профессиональной деятельности, организации ее поэтапного построения, анализа и рефлексии целью понимания своих достижений, формулировки задач и корректировки действий. Задача тьютора заключается также в том, чтобы помочь педагогу осознать свою управленческую роль в образовательном процессе, самореализоваться в профессии через собственное дело, демонстрируя свой ресурс.
Деятельность тьютора включает важные составляющие, на которые ему необходимо опираться, чтобы при организации образовательного процесса учитывать стили образовательного поиска (наблюдение, коммуникация, игра); знаки культуры (символ, слово, образ действия); культурные практики (миро-обустройство, общежитие и самостроительство).
Тьютор как консультант помогает понять обучающемуся, что из выполненной работы может стать продуктом, фиксирует внимание на других точках зрения. Он видит, осознает проблему и показывает пути ее решения. Отразить результат тьюторской работы в отметке невозможно. Это могут быть такие новые «культурные» формы поведения, как новый выбор, изменение точки зрения, проблемати-зация принятого решения, обсуждение новых возможностей, отказ от стереотипов коммуникации и оценки, принятие решения. Продуктами тьюторской работы могут стать портфолио, индивидуальные учебные планы и программы, индивидуальные образовательные маршруты,
исследования и проекты слушателей, тьютор-ский дневник, словарь, эссе и т. д.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что тьюторское сопровождение в учреждениях дополнительного профессионального образования способствует освоению каждым педагогом, пришедшим на курсы повышения квалификации, таких профессиональных компетенций, которые позволят ему совершенствовать качество подготовки будущих рабочих и специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования. На наш взгляд, инновационные формы развития тьюторской позиции педагога формируют одно очень важное качество - образовательную мобильность, которое чрезвычайно актуально сегодня, но, к сожалению, практически не представлено в отечественной системе образования. Образовательная мобильность - это не только возможность перемещаться по миру в поисках образовательных ресурсов, быстро устанавливать связи с другими людьми и обмениваться с ними найденными ресурсами, но и умение учиться в разных культурных средах, по различным источникам, а не только по определенным учебникам и с конкретным педагогом.
1. Ковалева Т. М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: материалы Всероссийского научнометодического семинара (Москва,18-19 мая 2009 г.).
- М.: АПКиППРО, 2009. - 188 с.
2. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: словарь. - М.: ИПК госслужбы.
- 2001. - 107 с.
3. Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов // Сибирский учитель.
- 2006. - № 1(41). - С. 17.
4. Гуртовенко Г. А. Социокультурные контексты и стратегии наращивания профессионализма педагогических и управленческих кадров в сфере общего образования // Профессиональное становление педагога в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и регионального комплексного проекта модернизации образования: сборник материалов региональной научно-практической конференции / под ред. Г. А. Гурто-венко, Н. Ф. Ильиной. - Красноярск: ККИПКиППРО, 2008.
- 116 с.
5. Суханова Е. А. Тьюторское сопровождение формирования образовательного заказа // Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства: сборник научных трудов. - Томск: Томский ЦНТИ, 2004. - 154 с.
6. Чернявская А. Г. Методические основы деятельности тьютора. - URL: http:/edu.of.ru/attach/17/18185.pdf.
УДК / UDC 378 А. И. Тимошенко,
доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии, предпринимательства и методик их преподавания, ВосточноСибирская государственная академия образования, Россия, Иркутск, timosh@isttu.ru
Alexander Timoshenko,
doctor of Pedagogics, professor at the Department of Technology, Entrepreneurship and Techniques of Teaching them, East-Siberian State Academy of Education, Russia, Irkutsk, timosh@isttu.ru
ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
NOTION OF THE RESEARCHER'S COMPETENCE IN VOCATIONAL EDUCATION
Статья посвящена исследовательской компетентности учащихся профессионального образования, которая рассматривается как самостоятельная составляющая подготовки рабочего, являющаяся продуктом исследовательской деятельности учащихся.
The paper is devoted to the research competence of vocational students, which is regarded as an independent component of worker's training and a product of his / her research activities.
Ключевые слова: исследовательская компетентность, профессиональное образование.
Keywords: research competence, vocational education.
Исследовательская компетентность учащихся профессионального образования рассматривается как необходимая самостоятельная составляющая подготовки рабочего. Но исследовательская компетентность не может возникнуть из ничего, она является продуктом