значимой для него общности, ориентацией на ту или иную референтную группу, личность.
Овладевая широким спектром компетенций, отношений, ценностных ориентаций, студенты получают большой жизненный опыт, позволяющий в будущем рационально и эффективно организовывать свою жизнедеятельность. Проектно-инновационная деятельность призвана формировать у них мотивы достижений, работы над собой, интеграции со сверстниками в общественно полезной, творческой деятельности, лидерства и сотрудничества. Опыт политехнического колледжа № 13, других колледжей города Москвы, с которыми взаимодействует лаборатория психологии и воспитания НИИРПО, убеждает в продуктивности включения педагогов и студентов в проектно-инновационную работу как многоплановый процесс, сочетающий в себе кроме проектной, учебную, исследовательскую, конструктивную, культуротворческую, познавательную, организационно-коммуникативную, оценочную деятельность.
Работа педагогов-организаторов проектно-инновационной деятельности идет как в направлении обеспечения личностного роста студентов, так и в направлении формирования
творческого коллектива. Первое подразумевает закрепление потребности в творчестве, развитие новаторской позиции, побуждающей к интеграции со сверстниками. Второе ведет к переходу от спонтанных объединений по интересам к стабильным коллективам, сплоченным значимой творческой деятельностью. Творческие объединения могут формироваться только «естественным» путем, когда студенты свободны в выборе деятельности. В то же время они должны участвовать в реализации социально значимых проектов. Важно добиться осознания студентами общественной значимости творчества, необходимости работы над собой, сотрудничества со сверстниками. Сумма полезных знаний о творчестве должна дополняться практикой творческого объединения, экскурсиями, встречами, презентациями.
В условиях творческих объединений, особенно разновозрастных, обеспечивающих отношения сотрудничества и взаимной мотивации студентов и педагогов, имеет место особая восприимчивость студентов к педагогическим воздействиям, они быстро переходят от репродукционных, подражательных практик к сотворчеству и самостоятельному творчеству в избранном виде деятельности.
УДК / UDC 377 В. В. Петренко,
аспирант Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования, доцент кафедры государственного и муниципального управления Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры, Россия, Мурманск, [email protected]
Viktoria Petrenko,
graduate student at Academy of Advanced Training and Vocational Training for Education Specialists, Associate Professor at Department of State and Municipal Administration, Murmansk Regional Institute of Advanced Training for Education and Culture Specialists, Russia, Murmansk, [email protected]
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
INTEGRATION PROCESSES AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF
VOCATIONAL EDUCATION
Мастера производственного обучения, преподаватели специальных дисциплин учреждений начального, среднего профессионального образования Мурманской области часто негативно относятся к инновациям, являясь приверженцами работы «по-старинке», однако «русская система» профессионального
обучения формировалась под влиянием мирового опыта. Статья содержит анализ влияния интеграционных процессов на развитие отечественного профессионального образования в различные исторические периоды и доказывает позитивный, инновационный характер такого влияния.
Instructors of on-the-job training, teachers of special disciplines at institutions of primary and secondary vocational training institutions of Murmansk Region often express negative attitude to innovations being devoted to «the same old way», however, the so-called Russian system of vocational training was formed under the influence of the world experience. The article presents an analysis of integration processes’ influence on the development of vocational training in Russia in different historic periods and proves a positive innovative nature of such influence.
Ключевые слова: профессиональное образование, интеграционные процессы, инновации.
Key words: vocational training, integration processes, innovations.
Интеграция в мировое экономическое сообщество диктует необходимость сближения качества и уровня профессионального образования России и передовых странах мирового сообщества.
В то же время заметна устойчивая тенденция к снижению качества российского школьного образования, преемником которого выступает профессиональное.
Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подвела итоги четвертого глобального рейтинга школьного образования PISA-2009, согласно которому в рейтинге с большим отрывом лидируют новички - школьники Шанхая (КНР). Шанхай, как и традиционные «отличники» рейтинга Финляндия, Южная Корея и Гонконг, лидирует и по равномерности результатов. Канада и Япония показывают одни из лучших результатов в G7, из прочих стран Польша демонстрирует значительные успехи. Россия в 2009 году находилась на 37-43-м местах рейтинга PISA в различных предметных областях.
В целях установления тенденций, следует проследить результаты российских школьников за весь период исследований PISA, т. е.
за девять лет (с 2000 по 2009 годы). Рейтинг России представлен на основании данных Центра оценки качества образования (таблица 1).
В предыдущем цикле тестирования, PISA-2006, Россия находилась на 32-40 местах. Ранее результаты были лучше: в 2003 году -20-34, в 2000 году -21-29 место.
Анализ тенденций, проявившихся за девять лет (с 2000 по 2009 годы), показывает сложную картину: изменения читательской грамотности российских учащихся 15-летнего возраста: значимое снижение в период с 2000 по 2003 годы (с 462 баллов до 442 баллов), сохранение результатов с 2003 по 2006 годы (440 баллов) и повышение результатов практически до значений 2000 года за период с 2006 по 2009 годы.
В состоянии математической грамотности российских 15-летних учащихся за годы участия в программе PISA не произошло никаких существенных изменений: 2003 год - 468 баллов, 2006 год - 476 баллов, 2009 год -468 баллов.
По естественнонаучной грамотности в результатах российских учащихся не выявлено изменений по сравнению с предыдущим этапом исследования PISA-2006 ни в средних результатах, ни в распределении учащихся по уровням естественнонаучной грамотности: 2006 год -479 баллов, 2009 год - 478 баллов.
За девять лет процент российских учащихся, чьи достижения в международном тесте были ниже порогового уровня, не изменился [1].
Действительно, мастера производственного обучения, преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин учреждений начального, среднего профессионального образования подчеркивают низкий уровень базовых знаний первокурсников, необходимых для овладения производственными технологиями, техникой, профессией, профессиональным развитием. Это значительно усложняет учебный процесс, ограничивает выбор педагогического инструментария, затрудняет формирова-
Таблица 1
№ п/п Направления исследования Рейтинг России по результатам исследования 2000 года (из 32 стран) Рейтинг России по результатам исследования 2003 года (из 40 стран) Рейтинг России по результатам исследования 200б года (из 57 стран) Рейтинг России по результатам исследования 2009 года (из 65 стран)
1 Читательская грамотность 27-29 место 32-34 место 37-40 место 41-43 место
2 Математическая грамотность 21-25 место 29-31 место 32-38 место 38-40 место
3 Естественнонаучная грамотность 26-29 место 20-30 место 33-38 место 37-40 место
ние компетентностей.
Очевидно, что в условиях инновационного развития экономики обращение к опыту эффективных решений в профессиональном образовании передовых стран мирового сообщества оказалось необходимым, так же как и интеграция лучшего в российское образование.
Анализ исторических фактов показал, что в прошлом мировой опыт оказывал большое влияние на российскую систему. Многие исследователи (Ф. Е. Довжко, И. П. Смирнов, С. Я. Батышев и др.) указывают на факты изучения и внедрения мирового опыта и подчеркивают позитивный характер подобных преобразований. Следует отметить некоторые исторические события.
На Руси профессиональное обучение, «учение ремеслу» (ученичество), восходило к «седой древности» и оставалось основной формой подготовки рабочих вплоть до XVIII века. Затем при Петре I были разработаны первые документы по организации и методике «обучения искусствам и ремеслам» («регламенты») и воспитания будущих рабочих, их общего и ремесленного образования.
В совместной работе профессора Московского университета А. А. Барсова и последователя Д. Локка и Ж. Ж. Руссо, И. И. Бецкой была предложена система сословных учреждений, где воспитывалась «новая порода людей». Сформулировал основы профессиональной педагогики великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он показал пагубность существующей системы ремесленного ученичества и выделил функции ремесленного образования нового типа, отвечающего потребностям «индустриального направления века»[2, с. 30].
60-е годы XIX века - начало развития дидактики профессионального обучения в России. Её колыбелью стало Московское техническое училище, где была создана первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремеслу, усовершенствована система производственного обучения. Эта система получила призвание за границей, где была названа русским методом, или русской системой. В 1872 году Московское техническое училище за учебные экспонаты на политехнической выставке в Москве получило четыре большие золотые медали. В следующем году на Всемирной выставке в Вене - медаль «За преуспевание», на Всемирной промышленной выставке в Филадельфии
- две медали, затем на Всемирной выставке в Париже - высшая награда «За обучение». Од-
нако в канун революционных событий возникла необходимость реформы профессионального образования.
В конце XIX - начале XX веков под влиянием социально-экономических и социокультурных преобразований в западно-европейской педагогике возникло реформаторское движение за трудовую школу. Сложившаяся система получила известность как германская система профессионального обучения. Видным деятелем был Георг Кершеншейнер - реформатор профессионального образования в Германии. Им были созданы дополнительные школы для молодых рабочих на производстве, которые давали общеобразовательную подготовку, связанную с профессией. Так была заложена новая система фабрично-заводского ученичества, сочетавшая практическую работу на производстве с теоретическим обучением. В России школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) под руководством Главпро-фобра существовали с 30-х годов XX века до 1948 года как определенный тип учебного заведения, школа рабочей молодежи нового типа [3,с. 20-35].
Кроме того, реформирование российского профессионального образования осуществлялось под воздействием теории американского инженера Ф. У. Тейлора (1856-1915гг.). Это было связано с зарождением научного подхода к организации труда и производства, вызванного внедрением новых технологий, необходимостью повышения производительности и конкурентоспособности продукции. Само применение новых методов организации труда и обучения получило название «тейлоризм». Тейлор предложил идеи воспитания производственной культуры, рационализации труда и отдыха, заложил основы письменного инструктажа, сделал инструкционную карту не только производственным, но и педагогическим инструментом. [2, с. 32].
Современный мастер производственного обучения, преподаватель специальных дисциплин практически на каждом уроке использует метод письменного инструктирования, инструкционную карту. Идея формирования производственной культуры является основополагающей в воспитательной функции педагогов. Идея рационализации труда и отдыха отражается в требованиях нормативно-правовых документов об охране труда.
Реформатором организации и методики проявил себя один из основателей автомобилестроения - Генри Форд (1863-1947гг.). Внедрив массовое конвейерное производство,
он разработал операционно-поточную систему обучения рабочих на основе пооперационного разделения труда. Данный принцип лежит в основе каждого современного технологического процесса.
В конце XIX века на Западе зарождается практическая педагогика, когда на предприятиях стали создаваться учебные мастерские, имеющие педагогические функции. Педагогический подход заключался в отборе усложняющегося комплекса работ, показа приемов, отобранных мастерами. Данный педагогический подход отражается в дидактическом принципе «от простого - к сложному», лежит в основе принятой типологии уроков производственного обучения.
Общемировые тенденции развития трудовой и профессиональной школы и ученичества изучила Н. К. Крупская (1869-1939 гг.), видный теоретик профессиональной педагогики и организатор профессиональной школы. Были сформулированы основные положения социалистической теории профессионального образования, которые являлись основополагающими до 70-80-х годов. Это единство экономических, социальных и образовательновоспитательных функций профессионального образования, его ориентация на потребности «завтрашнего дня»; единство и преемственность общего и профессионального образования и др. [2, с. 34]. Значительное место в эти годы заняли проблемы методики производственного обучения, совершенствование обучающих технологий. Примечательно, что указанные Н. К. Крупской проблемы актуальны в настоящее время в новых социально-экономических и политических условиях.
Таким образом, современная система профессионального образования, сформированная по влиянием западно-европейской, американской и др. систем, немыслима без результатов указанных интеграционных процессов и в настоящее время воспринимается педагогами как традиционный подход в теории и практике профессиональной школы.
Изучение традиций, по мнению Новиковой Т. Г., является необходимым условием целенаправленного изменения действительности. Отмечается, что традиция - это тот фундамент, на котором «формуется» новое в педагогике [4, с. 2].
В условиях открытости новым интеграционным процессам традиции отечественного профессионального образования, являясь фундаментом, вновь надстраивается «инновационными элементами». Анализ исторического развития и становления отечественного про-
фессионального образования показал значительное влияние процессов интеграции мирового опыта.
В то же время А. В. Хуторской отмечает на основе анализа различных инноваций, что одним из источников создания новшеств в образовании являются «глобальные образовательные и иные процессы в стране, мире, во Вселенной» [5, с. 45].
Представляется возможным рассматривать интеграционные процессы и как источники инноваций, и как сами инновации, «инновационные элементы».
Следует особо отметить, что потребность в них сформировалась у педагогов начального профессионального образования Мурманской области.
Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры провел анкетирование по выявлению затруднений и потребностей мастеров производственного обучения, преподавателей специальных дисциплин образовательных учреждений начального профессионального образования. Проанализировано 152 анкеты. На вопрос «по каким направлениям работы вы испытываете затруднения» были получены следующие ответы:
- по использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе - 63 человека (42 %),
- по затруднениям использования современных технологий обучения - 56 человек (37 %),
- имеют опыт для распространения по этим двум позициям - 23 человека (15 %) [6, с.120-121].
Следовательно, у педагогов Мурманской области формируется осознание необходимости в новшествах, инновационной деятельности. Кроме того, устойчивая тенденция в инновационном развитии прослеживается по участию в методических мероприятиях различного уровня. Заметен рост числа желающих обобщить и распространить свой педагогический опыт. Наибольшая инновационная активность наблюдается в области использования современных технологий обучения. Очевидно, что это новый виток инновационного развития.
Рассмотрим источники этих изменений.
Итак, современные интеграционные процессы в профессиональном образовании, как и в прошлых веках, обогащают образовательное пространство новыми технологиями обучения.
В качестве источников информации при проектировании новых образовательных технологий начального профессионального обра-
зования рассмотрим международные образовательные проекты.
Важную роль в этом сыграл Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) - некоммерческая организация, созданная в 1994 году по решению Правительства Российской Федерации для реализации масштабных проектов в сфере образования. Миссией фонда является содействие созданию условий для выхода российского образования на уровень современных требований посредством поддержки инноваций, направленных на развитие системы образования; разработки механизмов, обеспечивающих внедрение инноваций в массовую практику; участия в формировании кадрового потенциала российского образования [7, 8].
Одним из результатов реализации отдельных проектов («Проект подготовки финансовых и управленческих кадров»; «Инновационный проект развития образования», «Реформа системы образования» с подпроектом «Модернизация учебно-методического и кадрового обеспечения начального профессионального образования») было зарождение новых идей, связанных с использованием новых форм и методов обучения, новых технологий обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
Практическое значение для начального, среднего профессионального образования Мурманской области имеют результаты реализации проектов, связанных с использованием новых форм и методов обучения, новых технологий обучения:
1. Использование модульного построения образовательных программ.
Модуль - это завершенный блок информации, в который входят четко обозначенные цели обучения, банк информации и методические руководства по достижению поставленной цели [9].
Модульное построение позволяет, с одной стороны, гибко реагировать на запросы социума, с другой стороны, гибко реагировать на запросы обучающихся и потребности работодателей. Такой подход особенно востребован при реализации программ профессиональной подготовки и переподготовки в образовательном учреждении.
Следует отметить, что наиболее трудоемкой и проблемной частью является разработка учебно-методических комплексов, необходимых для организации аудиторной и самостоятельной работы, содержащих рекомендации преподавателям по проведению занятий и в целом по организации образовательного процесса в новом формате. В материалах для сту-
дентов должна быть серьезно проработана методическая часть, которая предлагает различные теоретические задания, упражнения, задания на отработку умений, через решение «кейсов», а также через организацию исследовательской и проектной деятельности [8].
2. Внедрение в образовательный процесс по подготовке рабочих и специалистов технического профиля педагогической технологии «Учебная фирма».
Учебная фирма имитирует деятельность реальной фирмы какой-либо отрасли со всеми присущими ей организационными формами и рабочими процессами и позволяет на практике отработать теоретические знания учащихся, полученные в рамках основных и специальных дисциплин в соответствии с профилем учебного заведения. Рабочие места в такой фирме соответствуют рабочим местам и функциональным обязанностям сотрудников реальных предприятий [7].
Данная технология прошла апробацию и может быть использована при реализации основных и дополнительных программ начального, среднего профессионального образования.
3. Использование в образовательном процессе учебных конкретных ситуаций (кейсов).
Кейс-метод - это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных, а также производственных (примечание автора - В. В. Петренко) ситуаций (от англ. сase - «случай»).
Кейс-технология позволяет более успешно по сравнению с традиционной методикой обучения развивать творческие способности обучающихся, формировать навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, развивать аналитические способности, разрабатывать алгоритмы принятия решения. Помимо формирования общих компетенций, метод также способствует развитию профессиональных: технического мышления, умения свободно ориентироваться в современном производстве, готовности к плодотворной профессиональной деятельности, самостоятельности и инициативности [10].
Данная технология легла в основу обучения по программе повышения квалификации руководителей профессионального образования, которая состоит из пяти модулей, рабочей тетради для слушателей, включающей пять конкретных ситуаций (кейсов), и методического пособия для тьюторов, и была успешно апробирована. Может быть использована при реализации основных и дополнительных программ начального, среднего профессионального об-
разования.
В Мурманской области сложился опыт использования блочно-модульной системы обучения, складывается опыт применения кейс-технологии, «учебной формы». Можно предположить, что в ходе внедрения в практику указанные технологии обучения будут скорректированы с учетом особенностей каждого образовательного учреждения и, конечно, преподавателями, мастерами. Очевидно, что процесс внедрения новых технологий обучения, нетрадиционных для профессиональной школы, это процесс инновационного развития.
Интеграционные процессы в профессиональном образовании обогащают образовательный процесс инновационными технологиями обучения и организации образовательного процесса, которые востребованы сегодня всем профессиональным сообществом.
1. Международные исследования. PISA. Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии. - URL: http://centeroko.ru/: http://centeroko.ru/pisa/pisa_res.htm; http://centeroko. ru/pisa03/pisa3_res.htm; http://centeroko.ru/pisa06/ pisa06_res.htm; http://centeroko.ru/pisa09/pisa09.htm.
2. Профессиональная педагогика / под. ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. - 456 с.
3. Довжко Ф. Е. Исторический опыт реформирования профессионально-технического образования России. - М.: Издательский центр «Академии профессионального образования», 1999. - 61 с.
4. Новикова Т. Г. Традиции и инновации в развитии современного образования // Методист. - 2008. - № 3.-С. 2-9.
5. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
6. Петренко В. В. Повышение квалификации и инновации в начальном профессиональном образовании. // Методическая работа в структуре образования взрослых: сборник статей / под ред. И.В.Крупиной. -М.: АПКиППРО. - 2008. - С. 115-122.
7. Курилович Е. Н. Интеграция малых учебных фирм и социального партнерства с работодателями в процесс подготовки рабочих кадров и специалистов по металлообработке, техническому обслуживанию и ремонту оборудования [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики: материалы Всероссийской конференции. - Режим доступа: http://www.ntf.ru/.
8. Гончаров С. А. Модульно-компетентностная модель внедрения гуманитарных технологий в современном профессиональном образовании» [Электронный ресурс]// Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики: материалы Всероссийской конференции. - Режим доступа: http://www.ntf.ru/.
9. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
10. Менеджмент в профессиональном образовании / под общ. ред. Е. И. Казаковой. - М.: Логос, 2006.
11. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: Издательство «Новь», 1999.- 535 с.
12. Боголюбов В. М. Введение в педагогическую технологию.- Пятигорск, 1996.
13. Общая и профессиональная педагогика / под ред. В. Д. Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2006. - 368 с.
14. Педагогика: теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова - Изд. центр «Академия», 2006. - 512 с.
УДК / UDC 378 В. И. Сахарова,
доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Кузбасского регионального института развития профессионального образования, Россия, Кемерово, [email protected]
Valentina Sakharova,
doctor of Pedagogics, associate professor, head of the Chair of Pedagogics and Vocational Psychology at the Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, Russia, Kemerovo, [email protected]
ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
TUTORIAL POSITION OF A TEACHER IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
В статье рассматриваются пути решения проблемы тьюторского сопровождения педагогов в процессе повышения квалификации, предлагаются инновационные формы развития тьюторской позиции педагога, раскрывается сущность тьюторской позиции через освоение
новых профессиональных ролей.
The paper provides ways of solving the problem of tutorial maintenance for teachers while improving skills; it offers innovational forms of developing tutorial position of a teacher, reveals the nature of tutorial position via achieving new professional roles.