Научная статья на тему 'Понятие и значение систематизациилокальных нормативных правовых актов'

Понятие и значение систематизациилокальных нормативных правовых актов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3587
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и значение систематизациилокальных нормативных правовых актов»

Раздел 7. Проблемы юридической науки и практики в исследованиях молодых ученых

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Е.В. Карнаухова

(адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Тюменского юридического института МВД России)

Нормативные правовые акты (далее

- НПА) создаются для регулирования общественных отношений. Однако большое количество и разная юридическая сила НПА, появление одних норм права, изменение других, отмена третьих затрудняют процесс правового регулирования и само правотворчество. Поэтому периодически возникает необходимость упорядочения НПА, которое получило название систематизации.

Процесс систематизации непрерывен, но особое значение он приобретает в период реформ и коренного изменения законодательства. Сферу локального правового регулирования также затронули изменения. Они носят как качественный, так и количественный характер (например, необходимость приведения локальных НПА в соответствие с актами большей юридической силы, расширение полномочий субъектов локального правотворчества и, как следствие, увеличение количества НПА). Внутриорганизационные подзаконные акты, как и другие виды НПА, подлежат систематизации.

Наряду с индивидуальными чертами, систематизации локальных НПА присущи и черты, характеризующие систематизацию в целом. Поэтому предлагается рассмотреть сначала понятие систематизации НПА в целом, а затем - систематизации локальных НПА.

Начнем с этимологии. Согласно Словарю иностранных слов систематизировать - значит приводить в систему, располагать в определенном порядке, устанавливать определенную последовательность. В свою очередь, система [гр. systema (це-

лое), составленное из частей, соединение]

- это «...множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство»1.

Изучение определений систематизации нормативных правовых актов показало, что по данному вопросу нет значительных расхождений в точках зрения ученых. Большинство авторов определяют систематизацию как упорядочение НПА (Ю.А. Тихомиров, С.А. Комаров, А.А. Зелепукин, И.Н. Сенякин, Т.В. Кухарук), упорядочение действующей правовой системы (А.С. Пиголкин), упорядочение и совершенствование действующих правовых норм (С.Л. Зивс) или деятельность (работу) по их упорядочению, приведению в единую, согласованную систему (С.С. Алексеев, А.В. Демин, В.К. Бабаев, Р.А. Ромашов, В.М. Баранов, В.Н. Хропанюк, О.А. Пучков).

Кроме того, приводится такая характеристика рассматриваемой деятельности, как совершенствование действующих правовых норм (Ю.А. Тихомиров), устранение возможных противоречий, неточностей, пробелов в действующем законодательстве (Р.А. Ромашов). Некоторые авторы указывают в определении цели систематизации: удобство пользования на практике (А.А. Зелепукин, И.Н. Сенякин), доступность, лучшая обозримость и эффективность применения (О.А. Пучков).

На наш взгляд, наиболее точное и лаконичное определение систематизации НПА дал С.С. Алексеев: «.это деятель-

1 Словарь иностранных слов. - 13-е изд., стереотип.

- М.: Рус. яз., 1986. - С. 459.

Юридическая наука и правоохранительная практика ность по обеспечению системности права, по приведению действующих нормативных актов в единую, согласованную, цельную систему»1.

Систематизация нормативных правовых актов - деятельность сложная и многогранная, поэтому осуществляется различными методами, способами, приемами, что привело к выделению ее разновидностей. Однако в теории права до сих пор не сняты разногласия по поводу количества видов систематизации НПА. Ниже приведены имеющиеся точки зрения, наиболее распространенные из которых можно условно разделить на группы. О сложности рассматриваемого вопроса свидетельствует изменение подходов отдельных авторов к его разрешению.

Итак, ряд авторов2 выделяют следующие виды систематизации НПА:

- учет, заключающийся в сборе, хранении и поддержании НПА в контрольном состоянии, а также в создании и ведении информационно-поисковой системы с целью их оперативного поиска;

- инкорпорацию, то есть объединение НПА в сборники по какому-либо критерию, допускающее лишь внешнюю, не затрагивающую содержание, обработку (акты объединяются в действующей редакции, исключаются части, не содержащие нормативных предписаний, напри-

1 Алексеев С.С. Общая теория права: Курс лекций:

В 2 т. - Т. 2. - М., 1982. -С. 251.

2 См., например: Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2002. - С. 123; Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2002. - С. 123, 124; Кудешкина О.Б. Систематизация отечественного законодательства: Дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2002. - С. 13, 22; Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. - М.: Издат. группа «Норма-Ин-фра-М», 1999. - С. 447, 448; Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - С. 439; Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. - СПб.: Изд-во «Юрид. центр Пресс», 2001. - С. 530, 531; Ромашов Р.А. Теория государства и права: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - С. 103; Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 4-е изд., стереотип. -М.: ЗАО «Юстицин-форм», 2005. - С. 221.

мер, подпись субъекта правотворчества; исправляются опечатки, грамматические и синтаксические ошибки);

- консолидацию, являющуюся также правотворческим приемом. В результате консолидации происходит объединение нескольких НПА, регулирующих общественные отношения по одному и тому же вопросу, в один. При этом производится лишь внешняя обработка документов (удаление повторов, несогласованностей, появление новых, общих реквизитов);

- кодификацию - самый сложный и совершенный вид не только систематизации, но и правотворчества, результатом которых является создание и принятие «. единого, логически и юридически цельного, внутренне согласованного нормативного акта»3. Кодификация направлена на упорядочение юридических норм, а не только на внешнюю обработку НПА.

По мнению ученых, входящих во вторую группу4, следует выделять три вида систематизации НПА: инкорпорацию, консолидацию, кодификацию. При этом Д.А. Керимов и С.А. Комаров по поводу консолидации пишут следующее: «Этот вид систематизации законодательства не имеет самостоятельного значения, поскольку является этапом в переходе от инкорпора-

3 Ксенофонтов В.В. Систематизация российского законодательства: Принципы и процедуры: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003. - С. 102.

4 Баранов В.М., Поленина С.В. Система права, система и систематизация законодательства в правовой системе России: Учеб. пособие. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2002. - С. 189; Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: Учеб. пособие. - 2-е изд. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2005. - С. 167, 169; Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - Саранск: Изд-во Мордовского унта, 1994. - С. 166-168; Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Маль-ко. - Саратов, 1995. - С. 321; Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для высш. учеб. завед. / Под ред. В.Г. Стрекозова. - М., 1995. - С. 247; Кашанина Т.В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ): Учебник для вузов. - М.: Издат. группа «Норма-Инфра-М, 1999. - С. 251.

110

ции к кодификации»1. М.Н. Козюк, характеризуя основные виды систематизации -инкорпорацию и кодификацию, отмечает: «.иногда выделяют консолидацию»2. Т.В. Кашанина при рассмотрении инкорпорации, консолидации, кодификации пишет и

0 справочно-информационной работе, подчеркивая, что она не является видом систематизации.

К третьей группе относятся авторы, такие как Е.Н. Трубецкой, Г.Ф. Шершене-вич, С.С. Алексеев, О.А. Пучков, ограничившие систематизацию НПА двумя видами, - инкорпорацией и кодификацией3. Кроме видов, С.С. Алексеев выделил приемы, «.направленные на придание праву большей системности, на поддержание законодательства в упорядоченном состоянии, в частности, издание укрупненных актов, справочно-информационная работа»4.

По мнению В.В. Ксенофонтова, следует различать инкорпорацию, кодификацию, консолидацию и комплексно-смешанную систематизацию (Свод законов РФ)5. Мнения отдельных авторов по поводу видов систематизации изменялись (см. выше). Так, В.К. Бабаев в одной из работ выделил две формы систематизации НПА

- инкорпорацию и консолидацию, отметив, что кодификация в ее рамки не укладывается и представляет собой самостоятельную, основную форму совершенствования законодательства6. В.М. Баранов, назвав три вида систематизации - учет, инкорпорацию, консолидацию, кодификацию рас-

1 Керимов Д.А. Указ. соч. - С. 169; Комаров С.А. Указ. соч. - С. 168.

2 См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. П.В. Анисимова, И.В. Ростовщикова. - М., 2002. - С. 111, 112.

3 См.: Трубецкой Е.Н. Труды по философии права.

- СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. - С. 360. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт.-сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юристъ, 2001. - Т. 2. - С. 233, 237; Алексеев С.С. Указ. соч. Т. 2. - М., 1982.

- С. 253-254; Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Пере-валова. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во «Норма», 2002. - С. 202.

4 Алексеев С.С. Указ. соч. Т. 2. - М., 1982. - С. 253.

5 Ксенофонтов В.В. Указ. соч. - С. 85.

6 Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред.

В.К. Бабаева. - Н. Новгород, 1993. - С. 335.

смотрел отдельно, как особую содержательную форму упорядочения НПА7.

Таковы основные подходы к выделению видов систематизации НПА. Интересно отметить, что в характеристике сущности и содержания учета, инкорпорации, консолидации, кодификации значительных расхождений у авторов, придерживающихся различных точек зрения, нет.

Из изложенного выше следует, что лишь инкорпорация как вид систематизации названа представителями всех подходов. Действительно, в ходе инкорпорации НПА располагаются в определенном порядке (хронологическом, предметном, в зависимости от органа, издавшего акты), обеспечивается удобство пользования ими. Однако то же самое можно сказать и об учете НПА. Верно то, что без него немыслимо осуществление инкорпорации, консолидации, кодификации.

Вместе с тем нельзя отводить учету лишь роль начального этапа систематизации. В качестве доказательства того, что он не только выполняет вспомогательную роль, но и является самостоятельным видом систематизации, приведем следующие примеры: а) учет НПА может вести любой гражданин в личных целях (так, пенсионер на протяжении нескольких лет создает и обновляет подшивку из законов, указов, постановлений и т.д., касающихся пенсионного и социального обеспечения); б) для выполнения профессиональных обязанностей должностное лицо предприятия, организации, учреждения (юрисконсульт, сотрудник отдела кадров и др.) ведет учет НПА по определенным вопросам; в) сбор НПА, поддержание их в контрольном состоянии, обеспечение работы справочного аппарата осуществляют в коммерческих целях создатели справочно-поисковых систем «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс» и других.

Полагаем также правомерным считать консолидацию и кодификацию видами систематизации НПА. Систематизация происходит в процессе их осуществления, в

7 Баранов В.М. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов: Лекция. - Н. Новгород, 1998. - С. 4, 27.

Юридическая наука и правоохранительная практика результате этого получается не просто упорядоченное множество НПА и отдельных правовых норм, а акт правотворчества.

Трудно согласиться с мнением о том, что консолидация не является самостоятельным видом систематизации НПА. Даже в случае хрестоматийного примера консолидации, проведенной во время работы над Сводом законов СССР, когда «.45 актов о праздничных и памятных днях, которые намечалось поместить в раздел I, заменены объединенным актом о праздничных и памятных днях и связанными с ним некоторыми другими актами»1, она имела и самостоятельное значение, существенно облегчив применение и использование соответствующего права. Однако необходимо учитывать и ограниченные возможности консолидации, связанные прежде всего с оставлением содержания объединяемых НПА без изменения. Так, А.С. Пиголкин, анализируя опыт подготовки консолидированных актов, отмечал: «Создать единый логически выдержанный акт без определенных корректив действующего регулирования было достаточно трудно... процесс укрупнения нормативных актов не совмещался с отражающим интересы времени обновлением действующего регулирования, его модернизацией»2.

Если недостаточно внешней обработки нормативных правовых актов при создании единого, укрупненного, требуется коренная переработка имеющихся правовых норм, принятие новых, то применяется кодификация. При этом достигаются цели систематизации: упорядочение и согласованность правовых норм, устранение противоречий, пробелов, кодификационный акт доступен и удобен в использовании. Правотворчество и систематизация не исключают друг друга. В результате кодификации как высшего вида и той, и другой деятельности появляются укрупненные за-

1 Свод законов Советского государства: Теоретические проблемы. - М.: Юрид. лит., 1981. - С. 15.

2 Цит. по: Игнатьева И.А. Консолидация в экологическом законодательстве России: теоретические проблемы и перспективы применения // Журнал российского права. - 2007. - № 2. - С. 106.

конодательные акты, регулирующие значительную область общественных отношений.

Близкие идеи, способствующие синтезу различных подходов, высказаны

B.Э. Краснянским и Н.Н. Литягиным. Первая из них заключается в следующем. Если деятельность направлена на достижение внутреннего единства юридических норм, т.е. на устранение коллизий и пробелов, то это внутренняя систематизация. Если происходит упорядочение правового материала с целью облегчить поиск необходимых нормативных актов, - это внешняя систе-матизация3.

Н.Н. Литягин предложил рассматривать систематизацию законодательства в двух аспектах - правотворческом и информационно-правовом. «Систематизация законодательства в подлинном, буквальном смысле является составной частью правотворческой деятельности, способом совершенствования законодательства, тогда как систематизация законодательства в обыденном ее понимании, связанная с учетом и рубрицированием, ведением их контрольного экземпляра, выдачей справок по законодательству, относится к сфере правовой информатизации...»4. Таким образом, представляется обоснованным выделение учета, инкорпорации, консолидации и кодификации как видов систематизации НПА, в том числе и локальных.

Особенностью систематизации локальных НПА является то, что каждая организация, учреждение, предприятие осуществляет данную деятельность самостоятельно, в собственных интересах (если исключить возможность оказания такой услуги на коммерческой основе). Консолидация и кодификация, по общим правилам систематизации НПА, осуществляется субъектами правотворчества. В организации, учреждении, на предприятии локальные нормы права создаются и принимают-

3 Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. А.И. Королев, Л.С. Явич. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. -

C. 387.

4 Литягин Н.Н. Организационные предпосылки систематизации законодательства // Журнал российского права. - 2002. - № 4. - С. 29.

112

ся администрацией, представительными органами работников, трудовым коллективом. Учетом и инкорпорацией локальных НПА занимаются, как правило, юридические службы либо юрисконсульты. Однако, например, подразделения органов внутренних дел, систематизируя НПА, в том числе локальные, могут руководствоваться положением Инструкции о порядке ведения систематизированного учета правовых актов в системе МВД России1. Согласно ч.3 Инструкции «в органах внутренних дел и их подразделениях (в части актов, регулирующих соответствующие направления деятельности) систематизированный учет правовых актов осуществляется подразделениями правового обеспечения, старшими юрисконсультами, юрисконсультами или специально назначенными сотрудниками».

От лиц, осуществляющих систематизацию НПА, требуется не только точность, внимательность, но и наличие знаний и навыков в области правотворчества. Однако юридическое образование есть не у всех руководителей. Его может не быть ни у кого из представительного органа работников. Поэтому представляется необходимым привлечение юристов к разработке проектов консолидированных и кодификационных актов. Вместе с тем наличие юридического образования также не является гарантией должного уровня систематизации НПА организации, учреждения, предприятия. Основываясь на данных проведенного исследования, В.М. Баранов пришел к выводу, что значительное число получающих высшее юридическое образование «.из года в год весьма поверхностно усваивает этот вид правовой деятельности, плохо понимает его истинную профессиональную значимость»2.

Кроме того, на федеральном, региональном, ведомственном, местном уровнях деятельность по систематизации специализирована, к ней привлекают ученых. В организации, учреждении, на предприятии

1 Утверждена Приказом МВД РФ от 28 августа 2003 г. № 675 (в ред. Приказа МВД РФ от 29.12.2004 № 870) // СПС «Консультант Плюс» [Электрон. ресурс].

2 Баранов В.М. Указ. соч. - С. 20.

систематизация локальных НПА - одна из составляющих юридической деятельности, осуществляя которую, обходятся «своими силами».

Следует обозначить еще одну проблему систематизации, касающуюся не только ее локального уровня, - слабую нормативную и методическую базу. В России до сих пор нет закона о нормативных правовых актах. При этом интересно отметить, что в проекте такого закона, который был принят в первом чтении Государственной Думой РФ в 1996 г., в иерархии НПА отсутствуют локальные акты, а упоминание о систематизации содержится в трех статьях. Между тем необходимость регламентации государством деятельности по систематизации сомнения не вызывает. В. Сивицкий предлагает принять закон или положение, устанавливающие «.принципы систематизации, порядок ее проведения, права и обязанности государственных органов и должностных лиц. Кроме того, на основании этого нормативного правового акта могут быть приняты инструкции по отдельным способам систематизации»3.

В настоящее время при систематизации НПА, в том числе локальных, используется Классификатор правовых ак-тов4. Имеются также ведомственные акты, регламентирующие данное направление юридической деятельности5. Однако этого недостаточно.

3 Сивицкий В. Как систематизировать российское законодательство // Российская юстиция. - 1999. -№ 8. - С. 39.

4 Классификатор правовых актов: Утв. Указом Президента РФ 15.03.2000 г. № 511: в ред. Указа Президента РФ от 05.10. 2002 г. № 1129 [Электрон. ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

5 См., например: Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре РФ: Приказ Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 47 [Электрон. ресурс] // СПС «Консультант Плюс»; Об утверждении инструкции о порядке ведения систематизированного учета.: Приказ МВД РФ от 28.08.2003 г. № 675 [Электрон. ресурс] // СПС «Консультант Плюс»; Классификатор ведомственных правовых актов судебного департамента: Утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 9 октября 2000 г. № 137 [Электрон. ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

Перейдем к характеристике значения систематизации локальных НПА. Полагаем, что степень значимости систематизации НПА в конкретных организации, учреждении, на предприятии зависит от того, все ли ее виды используются и насколько полно. В идеале, когда систематизация осуществляется регулярно, планово, профессионально, включает учет, инкорпорацию, консолидацию, кодификацию, ее значение определяется несколькими составляющими.

Во-первых, благодаря систематизации происходит совершенствование системы внутриорганизационных подзаконных актов посредством отмены устаревших НПА, устранения неточностей, дублирования, пробелов, противоречий.

Во-вторых, систематизация делает более простым и удобным поиск нужных правовых норм, позволяет эффективнее использовать и применять право во внут-риорганизационных отношениях.

В-третьих, она оказывает положительное влияние на все сферы деятельности организации, учреждения, предприятия. Использование упорядоченных локальных норм права позволяет добиться большего успеха, независимо от формы собственности, целей и задач.

Например, и в наши дни актуален опыт производственного объединения «Куйбышевбурмаш». По итогам года было выявлено, что сумма уплаченных штрафных санкций в четыре раза превысила сумму взысканных. Анализ, произведенный на основе учета локальных НПА, позволил выявить причину - слабость правового обеспечения производственно-хозяйственной деятельности объединения. В первый же год после принятия и внедрения комплекса локальных нормативных правовых актов сумма уплаченных штрафных санкций уменьшилась втрое. «Опыт объединения показал: четкое регламентирование производственно-хозяйственной деятельности локальными нормативными актами

- существенный резерв улучшения ее ре-

зультатов»1. И. Соколов написал о положительной роли стандартов предприятия, полученных в результате консолидации локальных НПА, сказавшейся как на качестве выпускаемой продукции, так и на уровне правового регулирования договорной работы2.

По справедливому замечанию Т.В. Кашаниной, исследовавшей корпоративное право, «деятельность по систематизации корпоративных актов является одним из важных показателей работы предприятия, к какой бы организационно-правовой форме оно не относилось»3. И даже если на предприятии осуществляется только справочно-информационная работа (базирующаяся на учете НПА, который Татьяна Васильевна не считает видом систематизации), то она может в определенной мере ослабить отрицательные последствия, связанные с отсутствием систематизированных локальных НПА.

Следовательно, систематизация внутриорганизационных подзаконных актов, осуществляемая должным образом, позволяет совершенствовать локальное нормотворчество, полнее реализовывать и применять локальные правовые нормы, что в конечном счете «работает» на максимальное достижение целей и задач, стоящих перед организацией, учреждением, предприятием.

Вместе с тем, как отмечается в литературе, довольно распространенной на практике является следующая ситуация: «.существует огромный массив несистематизированных и неупорядоченных источников права. Организации, имеющие значительное количество локальных актов, посвященных различным аспектам трудовых отношений, принятых в разные годы, и нередко противоречащих друг другу или действующему законодательству, не занимаются обновлением локального матери-

1 Грибанов В., Горбунов М. Юридическая служба и локальные нормативные акты // Советская юстиция. - 1986. - № 6. - С. 24-25.

2 Соколов И. Локальное нормотворчество предприятий // Советская юстиция. - 1989. - № 9. - С. 12.

3 Кашанина Т.В. Указ. соч. - С. 253.

114

ала»1. При этом фактически устаревшие нормы права не используются. Однако в данном случае возможны ошибки при реализации внутриорганизационных правовых норм. Кроме того, принижается роль локального правотворчества, что негативно сказывается на правосознании коллектива, в том числе руководства организации, учреждения, предприятия. Полагаем, что изложенное выше - еще один аргумент в пользу необходимости систематизации локальных НПА.

Таким образом, исходя из характеристики систематизации и внутриорга-низационного подзаконного акта как ее объекта, предлагаем следующее определение понятия «систематизация локальных нормативных правовых актов»: это осуществляемая в организации, учреждении, на предприятии деятельность по упорядочению действующих локальных нормативных правовых актов и правовых норм, приведению их в систему.

Подводя итог рассмотрению понятия и значения систематизации локальных НПА, можно сделать следующие выводы:

1. Необходимость систематизации НПА объективна. Она связана, во-первых, с множественностью субъектов правотворчества, во-вторых, с большим объемом НПА, в-третьих, с динамичностью права и неизбежностью принятия одних правовых норм, отмены других, возникновения противоречий между ними, дублирования и пробелов. Внутриорганизационные подзаконные акты, как и другие НПА, подлежат систематизации, хотя ее масштабы в рамках организации, учреждения, предприятия значительно меньше по сравнению с ведомственным, местным, региональным и особенно федеральным уровнем.

2. Систематизация НПА осуществляется различными способами, приемами, методами, с разными целями. Поэтому оправданно условное разделение на вне-

1 Хныкин Г.В. Особенности локального нормотворчества // Законодательство. - 2005. - № 5. - С. 46, 47.

шнюю (упорядочение НПА, не затрагивающее их содержания, для облегчения поиска, большей доступности необходимых документов) и внутреннюю (коренная переработка содержания действующих НПА и создание новых правовых норм, завершающиеся принятием НПА) систематизацию. В соответствии с этим выделяются следующие виды систематизации, в том числе локальных НПА: учет, инкорпорация, консолидация, кодификация.

3. Систематизацию локальных нормативных правовых актов можно определить как деятельность, осуществляемую в организации, учреждении, на предприятии, по упорядочению действующих локальных нормативных правовых актов и правовых норм, приведению их в систему.

4. Главной особенностью систематизации локальных НПА является ее осуществление внутри организации, учреждения, предприятия в их собственных интересах. При этом до сих пор остается нерешенной проблема нормативного регулирования и методического обеспечения данной деятельности.

5. Несмотря на то, что в системе НПА внутриорганизационные подзаконные акты обладают наименьшей юридической силой, они занимают важное место в правовом регулировании общественных отношений. Их действие распространяется на каждого члена трудового коллектива каждого предприятия, учреждения, организации. Систематизация локальных НПА способствует совершенствованию системы внутриорганизационных подзаконных актов посредством отмены устаревших НПА, устранения неточностей, дублирования, пробелов, противоречий. Она делает более простым и удобным поиск нужных правовых норм. Организованная должным образом, систематизация локальных НПА позволяет не только оптимизировать внут-риорганизационные правоотношения, но и оказывает положительное влияние на результаты деятельности организации, учреждения, предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.