Научная статья на тему 'Значение и роль принципов законодательства в его систематизации'

Значение и роль принципов законодательства в его систематизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1436
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / SYSTEMATIZATION OF LEGISLATION / КОДИФИКАЦИЯ / CODIFICATION / КРИТЕРИЙ / CRITERION / КОНСОЛИДАЦИЯ / CONSOLIDATION / ИНКОРПОРАЦИЯ / INCORPORATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинин Петр Андреевич

В статье на основе анализа российского законодательства и мнений отдельных ученых раскрывается понятие такого правового явления, как систематизация законодательства. Детально проанализирован процесс приведения источников права в единую, упорядоченную систему; дается характеристика основных видов систематизации и их функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Importance and Role of Principles of the Legislation in its Systematization

In article on the basis of the analysis of the Russian legislation and opinion of various scientific figures the concept is given to such legal phenomenon as legislation systematization. Details analyses process of result of sources of the right in the common, ordered system. In work the characteristic of main types of ordering and their functions is given.

Текст научной работы на тему «Значение и роль принципов законодательства в его систематизации»

чину частичного вытеснения иностранных капиталов русскими В.С. Зив видел в обилии денежных средств в России и в усилении емкости денежного рынка страны за время войны. Представляется, что к вышеназванным причинам можно отнести и особенности законодательного регулирования деятельности таких компаний в военное время, отражающие прямую зависимость их от политической конъюнктуры и не гарантирующие безопасность помещения капитала.

Результатом вышеперечисленных действий российского правительства стало также то, что доля иностранных акционерных компаний по отношению ко всем действовавшим в России неуклонно снижалась. Увеличение доли капиталов русских компаний привело к значительному сокращению в них иностранного участия, поскольку иностранные акционеры не имели возможности в полной мере использовать свое право на приобретение новых акций. Политическое и экономическое положение также не стимулировало участия иностранных предпринимателей в русском акционерном учредительстве. Также сократилось влияние иностранных держателей акций русских компаний, не имевших возможности в годы войны принимать участие в собраниях акционеров. Вследствие этого число компаний и предпринимателей воюющих с Россией держав абсолютно сократилось вследствие предпринятых против них правительственных мер7.

Таким образом, в конце XIX - начале XX в. наблюдался значительный прилив иностранного капитала в экономику России, что послужило одной из причин промышленного подъема. В числе факторов, способствовавших данному процессу, можно назвать политику протекционизма, стабилизацию финансовой системы и введение в России золотого обращения. Однако особое внимание следует обратить на внешнеполитическое взаимодействие государств и мирное существование. Это стало регулятором снижения или повышения доли иностранных инвестиций в экономике нашей страны.

1 См.: Российский государственный исторический архив. Ф. 1149. Оп. 5. 1860 г. Д. 34. Л. 61, 77(об)-78; Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое / под ред. М.М. Сперанского. СПб., 1890. Т. XXIX, № 22418.

2 См.: Вольтке Г. Право торговли и промышленности в России в историческом развитии (XIX век). СПб., 1905. С. 17.

3 См.: Собрание узаконений Российской империи. Т. Х, ч. 1, ст. 2139.

4 См.: Свод законов гражданских (св. зак. т. 10 ч. 1, изд. 1900 г. по Прод. 1906 и 1908 гг.). С предметным указателем и с позднейшими узаконениями по день выхода в свет / сост. А.Л. Саатчиан. Изд. неофиц. СПб., 1911.

5 См.: Зив В.С. Иностранные капиталы в русских акционерных предприятиях. Вып. 1: Германские капиталы. Пг., 1915. С. 11.

6 См.: Там же. С. 322.

7 См.: Шепелев Л.Е. Акционерные компании в России. Л., 1973.

П.А. Калинин

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ПРИНЦИПОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЕГО СИСТЕМАТИЗАЦИИ

В статье на основе анализа российского законодательства и мнений отдельных ученых раскрывается понятие такого правового явления, как систематизация законодательства. Детально проанализирован процесс приведения источников права в единую, упорядоченную систему; дается характеристика основных видов систематизации и их функций.

Ключевые слова: законодательство, систематизация законодательства, кодификация, критерий, консолидация, инкорпорация.

© Калинин Петр Андреевич, 2012

Соискатель кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия).

P.A. Kalinin

IMPORTANCE AND ROLE OF PRINCIPLES OF THE LEGISLATION IN ITS SYSTEMATIZATION

In article on the basis of the analysis of the Russian legislation and opinion of various scientific figures the concept is given to such legal phenomenon as legislation systematization. Details analyses process of result of sources of the right in the common, ordered system. In work the characteristic of main types of ordering and their functions is given.

Keywords: legislation, systematization of legislation, codification, criterion, consolidation, incorporation.

Создать стройную, внутренне согласованную систему российского законодательства сегодня невозможно без приемов и способов наиболее оптимального комплектования отраслевых, институциональных законодательных массивов, т. е. систематизации — целенаправленной деятельности государственных органов и иных субъектов права по упорядочению и приведению нормативных правовых актов в единую согласованную систему. Систематизация нормативных актов в современных условиях превратилась в насущную практическую необходимость, своеобразное средство внутреннего очищения структуры законодательства. В результате законодательство в определенной мере восстанавливает свою системность, гармоничность, утраченные в ходе развития и изменения, восстанавливает свои регулятивные возможности. Поэтому вполне закономерно, что субъекты систематизации как официального, так и неофициального характера, «приводя законодательство в порядок», ориентируются на принципы строения системы ш нормативно-правового массива. н

Объект у процесса систематизации законодательства фактически шире, чем С законодательство. Это вполне объяснимо, т. к. систематизация, кроме цели соз- | дания единой системы нормативно-правовых актов, преследует цель обеспечения к возможности оперативно ориентироваться в законодательстве, точно толковать г

о

необходимые нормы и является предпосылкой эффективного правового просвеще- Д

а

ния и воспитания граждан. Демонстрация, наряду с нормативно-правовым актом в связей с другими актами, а также сопутствующих комментариев официального и нн научного характера, судебной практики, способствуют достижению этих целей. ю Систематизация законодательства усиливает системность нормативно- право- д

и

вого массива за счет явного формального отображения межсистемных связей о

к

различного характера между нормативно-правовыми актами посредством поме- й

а

щения их в различные сборники тематического или хронологического характера Д (инкорпорация); путем учета в виде журналов, картотек, с использованием ин- | формационных технологий (гиперссылка); с помощью объединения нормативных • актов в единый консолидированный или кодифицированный акт. В результате 8 систематизации мы получаем систематизированные акты (сборники) или справочные правовые системы, которые имеют различную юридическую природу. 2

Рассмотрим, как принципы законодательства проявляют себя в ходе различных форм упорядочения законодательства.

Процесс систематизации законодательства проходит как в правотворческой деятельности, так и вне ее. В связи с этим можно выделить приемы и способы достижения систематизации законодательства в правотворческом и в информационно-правовом аспектах. 55

В результате систематизации в ходе правотворчества отменяются устаревшие нормативные акты или их части; устраняются противоречия в содержании действующих правовых норм; восполняются пробелы в праве; вносятся изменения и дополнения в нормативные положения; принимаются новые нормативные акты. Формами правотворческой систематизации являются кодификация и консолидация.

Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридического и логически цельного нормативного акта1.

Кодификация является самым эффективным способом систематизации нормативных правовых актов. Она «разгружает» действующее законодательство, тем самым избавляя его от огромного массива разрозненных нормативных правовых актов, путем объединения актуальных нормативных предписаний в одном новом едином сводном нормативно-правовом акте. В результате кодификации нормативные правовые предписания выражаются в концентрированном виде, объем законодательства, подлежащий изучению субъектами правоотношений, уменьшается, а у людей возникает возможность усвоить требования норм права более полно и системно, не исследуя в поисках отдельных положений всю систему законодательства. Главная цель кодификации состоит в системности законодательства, его стройности, структурном совершенстве, а стало быть, целостном характере, всеобъемлемости, отсутствии пробелов, которые по сути являются нарушением системности. Кодификационный акт изменяет систему 12 законодательства, устраняя из него одни элементы и вводя новые. ? Кодификация законодательства обусловлена характеристикой самой системы

8 российского законодательства. На основе таких принципов строения законода-| тельства, как отраслевая и функциональная дифференциация нормативных I предписаний, иерархичность законодательства, федерализм, можно выделить

1 следующие виды кодификации: отраслевая и комплексная, кодификация за-

го

| конов и подзаконных актов, федерального и регионального законодательства.

§ Отраслевая кодификация связана с созданием кодифицированного акта,

| объединяющего нормы преимущественно одноотраслевой принадлежности. В

2 отраслевых кодификационных актах отражается своеобразие, юридическая ° специфика определенной отрасли в целом либо отдельного отраслевого института та. В системе нормативных правовых актов отдельной отрасли законодательства | базовые кодифицированные акты занимают главенствующее место. Закрепляя е главные, принципиальные положения отрасли права, они тем самым уста-1 навливают основные ориентиры для текущей правотворческой деятельности,

0

° обеспечивают системное развитие права. Базовые кодификационные акты

(Го

¿5 становятся основой для создания внутриотраслевой системы2. Внутренняя

1 структура кодекса дает возможность учесть взаимосвязи между нормами пра-| ва определенной правовой отрасли. Для группировки нормативного материала

могут быть использованы различные критерии. Так, Т.В. Кашанина выделяет три критерия структуризации кодекса на части3:

а) функциональный критерий, который подходит для отраслей права, имеющих длительную историю существования. Данный критерий предполагает объединение нормативных предписаний по роли, которую они играют в правовом

56

регулировании отрасли права (регулирование субъектов, объектов и других эле-

ментов правоотношений). Как правило, в таком случае выделяется общая часть, позволяющая сконцентрировать в одном месте текста нормативного акта общие нормативные предписания, избежать повторений, сформулировать принципы отрасли права и др. В особенной части находится весь остальной нормативный материал. Например, в Уголовном кодексе РФ Общая часть выполняет системообразующую функцию и ее институты содержат наиболее общие предписания, имеющие отношения ко всем положениям Особенной части, в которой отражены специфические моменты отдельных преступлений, относящиеся к их объективной стороне, а также санкции, которые могут быть за них назначены;

б) предметный критерий, в соответствии с которым нормативный материал располагается по кругу вопросов, которым посвящается та или иная часть кодекса. Как правило, они разные, но связаны друг с другом. Такая схема деления на части используется в Трудовом кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ;

в) смешанный критерий, предполагающий выделение в нормативном акте одних частей по функциональному критерию, а других — по предметному.

Возможность создания комплексных кодифицированных актов связана с существованием в системе законодательства особых комплексных образований, объединяющих нормы различной отраслевой принадлежности. Для комплексной кодификации критерием отбора правовых норм, объединяемых в сводном акте, служит деление норм по отраслям хозяйства или сферам государственной деятельности.

Следующая форма систематизации, которая осуществляется в ходе правотворчества, — это консолидация. Сущность ее состоит в создании единого нормативного правового акта на основе нескольких действующих, которые после ш

е

его принятия признаются утратившими силу. Множество объединяемых нор- н мативных правовых актов должны регулировать одну группу общественных С

а

отношений, формировать один правовой институт. Основная характерная черта т

о

консолидации — неизменность содержания правового регулирования соответ- к

о

ствующих общественных отношений4. о'

Отношение к этой форме систематизации со стороны науки неоднозначное. Уче- | ные придерживаются двух позиций по этому вопросу: 1) консолидация является в

самостоятельной формой систематизации; 2) это лишь прием правотворчества, 1

о

тождественный понятию «унификация». Консолидация представляет собой «не Ю более как особый вид, способ внешней обработки законодательных материалов»5. и Последняя позиция аргументируется тем, что развитие общественных отно- с

к

шений, требующих постоянного совершенствования законодательства, объек- а

тивно снижает возможность использования консолидации. Так, А.С. Пиголкин, д

е

анализируя опыт создания консолидированных актов в нашей стране, отмечал: ии «Создать единый логически выдержанный акт без определенных корректив • действующего регулирования было достаточно трудно. Соответствующая работа 68 не получила широкого развития и затем полностью прекратилась. Связано это ^ было в первую очередь с тем, что процесс укрупнения нормативных актов не 2 совмещался с отражающим интересы времени обновлением действующего регулирования, его модернизацией»6. Кроме того, причина низкой популярности консолидации состоит в отсутствии современных методических рекомендаций по ее осуществлению. По поводу требований к консолидации также не существует единого мнения. Так, высказывалась точка зрения, согласно которой «подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы»7. Однако 57

в российском законодательстве имели место случаи консолидирования некоторыми органами государственной власти нормативных актов вышестоящих органов. Таким образом, теория консолидация носит дискуссионный характер, соответственно исследование принципов законодательства применительно к консолидации также будет отличаться разрозненностью.

Следующие две формы систематизации — инкорпорация и учет, относящиеся к информационно-правовым формам упорядочения законодательства. Для систематизации в информационно-правовом аспекте характерно проведение инвентаризации нормативных актов, их рубрицирование; поддержание нормативных правовых актов в контрольном состоянии; обеспечение функционирования поисковой системы; выдача содержания нормативных правовых актов и справок по законодательству на основании запроса пользователя; формирование в упорядоченные группы разновидностей нормативных актов на основе различных критериев.

Инкорпорация нормативно-правовых актов — это осуществляемое вне правотворческого процесса, связанное только с внешней обработкой упорядочение законодательства, в рамках которого контрольные тексты нормативно-правовых актов определенного уровня объединяются полностью (или частично) в разного рода сборники в хронологическом и (или) системно-предметном порядке без изменения их содержания8.

Если проанализировать этапы работы над инкорпоративными сборниками, то можно выделить принципы законодательства, которыми руководствуется разработчик сборника актов.

Первой задачей любого вида инкорпорации является подготовка перечня 2 актов, из которых должен состоять сборник. Отбор актов можно наблюдать при ? простой хронологической инкорпорации, которая осуществляется на последней 8 стадии правотворчества, когда соответствующие органы государства по мере при-| нятия (и регистрации) новых правовых актов публикуют их в специальных изда-

1 ниях. К таковым, например, относятся «Собрание законодательства Российской | Федерации», «Бюллетень международных договоров», «Бюллетень нормативных

го

| актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестник Банка России»

| и др. При хронологической инкорпорации принцип иерархичности задействован

| при издании официального сборника «Собрание законодательства Российской

2 Федерации», которое носит комплексный характер и включает в себя разные ноо виды правовых актов. Поэтому они нуждаются в систематизации не только по « дате принятия, но и в зависимости от их юридической силы. При предметной | (систематической) инкорпорации одной из важных и первоочередных задач при I подготовке сборника является разработка его модельной схемы, выделение основ-1 ных разделов, глав, параграфов. Схема должна строиться на основе объективных

0

° критериев, отражать существующую структуру российского права, его отрасли,

го

¿5 институты, быть максимально ориентированной на потребности правоприме-

1 нительной практики. Система расположения материалов в сборнике призвана | обеспечить удобство практического использования, возможность быстрого поиска нужного акта, комплексное обозрение нормативного регулирования тех или иных общественных отношений. При предметной систематизации необходимо учитывать как сложившиеся отрасли законодательства, так и предусмотреть сравнительно недавно сформировавшиеся отрасли, институты законодательства.

Систематическая (предметная) инкорпорация дает возможность глубже проа-

58

нализировать и систематизировать законодательство. Регулярными собраниями

легче пользоваться, чем хронологическими. Таким образом, принцип отраслевой и функциональной дифференциации нормативных предписаний и принцип иерархичности оказались ведущими при построении инкорпоративных сборников.

Инкорпорацию можно классифицировать в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную и частичную (отраслевую) инкорпорации. Генеральная инкорпорация имеет место, когда в собрание включается все законодательство или большая его часть. Высшей формой систематической инкорпорации считается создание Свода законов государства. Важно отметить, что отнесение Свода законов к типу инкорпоративного собрания законодательства — весьма противоречивый вопрос. В связи с этим считаем целесообразным выделять учет правовых актов в качестве самостоятельного вида систематизации вследствие того, что он обладает всеми ее обязательными признаками: 1) характеризуется определенным способом осуществления, основанным на классификации нормативных правовых актов; 2) упорядочивает совокупность принятых правовых актов, объединяя их в группы по определенным критериям, упрощая тем самым поиск необходимой информации; 3) в результате учета формируются базы данных правовых актов.

Четко налаженный учет в современных условиях — весьма перспективное направление, поскольку он необходим для квалифицированного применения правовых норм в повседневной практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм, объединений и т. д.

Учет законодательства применяется также в целях квалифицированной подготовки проектов законов, составления перечней актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу, подготовки заключений по проектам нормативных актов, осуществления справочно-информационной работы (выдачи справок по законодательству РФ, составления тематических обзоров)9.

Задачи по учету нормативных правовых актов вытекают из направлений деятельности тех государственных органов, учреждений, общественных и иных организаций, в которых организованы специализированные структурные подразделения, осуществляющие учет и систематизацию законодательства РФ, а также справочно-информационное обслуживание по действующему законодательству. Эти подразделения (отделы, службы) выполняют свою работу на основе сформированных фондов и картотек правовых актов, которые в настоящее время повсеместно заменяются правовыми компьютерными базами данных. Обычно на учет принимаются документы, полученные из официальных источников опубликования нормативных правовых актов. Официальное опубликование правового акта означает помещение его текста в установленном официальном печатном издании, которое воспроизводит полный аутентичный текст закона.

Весьма актуальна разработка проблем систематизации российского законодательства в контексте развития международного права. Новые формы международного сотрудничества, усиление экономической, политической взаимозависимости стран многократно увеличили потребность в гармонизации национальных законодательств различных государств, усилили стремление к унификации в правовом регулировании. В этой связи все большее значение приобретает модельное законодательство. Модельный закон — это законодательный акт типового характера, содержащий нормативные рекомендации, а также варианты возможных правовых решений тех или иных вопросов определенной

сферы общественных отношений10. Признаки модельных актов заключаются в следующем: а) носят рекомендательный характер; б) выполняют нормативно-консолидирующую роль в законодательстве; в) возможность законодательных органов самостоятельно определять степень восприятия модельных законов в законотворческой деятельности; г) разрабатываются для более строгого увязывания с соответствующим законом; д) служат правовым стандартом11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, на основе обзора основных форм систематизации можно сделать вывод, что принципы законодательства играют ведущую роль в упорядочении постоянно меняющегося нормативно-правового массива. Они служат для субъектов систематизации опорными точками при конструировании сводных актов как в ходе правотворчества, так и при структурировании сборников информационно-правового характера. При проведении упорядочения нормативных актов эффективность проделанной работы прямо пропорциональна следованию основным идеям формирования системы законодательства. Это позволяет расчищать законодательный массив, не ломая структуры системы, тем самым поддерживая качество правового регулирования на том же уровне или улучшая его.

1 См.: Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. СПб., 2003. С. 44.

2 См.: Рахманина Т.Н. Кодификация законодательства. М., 2005. С. 62.

3 См.: Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник М., 2011. С. 235-237.

4 См.: Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. С. 41.

5 См.: Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / под ред. С.Н. Братуся, И.С. Самощенко. М., 1962. С. 27.

6 Проблемы систематизации законодательства Российской Федерации // Закон: создание и толкование / под ред. А.С. Пиголкина. М., 1998. С. 63.

7 См.: Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. С. 41.

8 См.: Анахасян Р.Л. Проблемы инкорпорации нормативно-правовых актов России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 7.

9 См.: Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. С. 32.

10 См.: Шестакова Е.В. Модельное законодательство: теоретико-правовые аспекты и практика применения: автореф. дис. ... канд.юрид. наук. М., 2006. С. 9.

11 См.: Шестакова Е.В Теоретические и практические аспекты применения модельного законодательства в странах СНГ // Право и политика. 2005. № 4.

В.С. Конкин

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье раскрывается государственно-правовая природа национальной безопасности Российской Федерации, излагаются принципы и критерии национальной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, государство, стратегия национальной безопасности, угроза национальной безопасности, обеспечение национальной безопасности.

V.S. Konkin

NATIONAL SECURITY IN MODERN RUSSIA

The article deals with the state-legal nature of the national security of the Russian Federation, the principles and criteria for national security.

Keywords: national security, state, national security strategy, a threat to national security, national security.

© Конкин Владимир Сергеевич, 2012

Аспирант кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.