СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Бошно Светлана Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой государстведения и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected].
DOI: http://dx.d0i.0rg/10.14420/ru.2013.5.3
Аннотация. Данная работа является продолжением публикации учебника «Юриспруденция» Светланы Владимировны Бошно. Система права является важнейшим элементом общей теории права. Основными основаниями построения системы права выступают предмет и метод правового регулирования. Большое значение имеет деление методов правового регулирования на императивные и диспозитивные. В работе раскрываются понятия института и отрасли права, продемонстрированные на различных примерах. Важной классификаций отраслей права является выделение процессуальных и материальных, публичных и частных отраслей права. Система права и система законодательства рассмотрены как взаимосвязанные категории, которые соотносятся как содержание и форма. Для пользования объемным законодательством необходимыми инструментами является систематизация в следующих формах: кодификация, консолидация, инкорпорация. Кодификация рассмотрена не только как вид систематизации, но и как вид правотворчества. Это обусловлено тем, что в процессе кодификации правотворческий орган подвергается законодательство изменениям, в результате которых принимается новый документ - кодекс.
Ключевые слова. Система права, систематизация законодательства, кодификация, консолидация, инкорпорация, метод правового регулирования, предмет правового регулирования, частное право, публичное право, институт права, отрасли права, процессуальное право, материальное право, диспозитивный метод правового регулирования, императивный метод правового регулирования, законодательство.
Понятие системы права. Предмет и метод правового регулирования Система права - это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала в определенной последовательности.
Построение системы права является реакцией на развитие и усложнение права. На заре правового механизма, когда все законодательство сводилось к одному или нескольким актам, потребность в системе права отсутствовала. Такой потребности нет в современных религиозно-обычных системах, понятие системы права не востребовано также и в англосаксонских государствах. Однако для государств романо-германской правовой семьи система права имеет исключительно большое значение. Оно отражает потребность государств такого рода упорядочить при помощи нормативных правовых актов все социальнозначимые отношения.
Система права представляет собой целостное образование. Она охватывает все нормы и образует сложный многоуровневый комплекс, включающий отрасли, институты и нормы права. Система права отвечает требованиям, предъявляемым к системам вообще, что подтверждается наличием сложных взаимосвязей между: элементами нормы права; нормами, объединенными в институты; институтами определенной отрасли права; отдельными отраслями права.
Выделение самостоятельных элементов системы права - отраслей и институтов - не случайно. Оно обусловлено спецификой отношений в различных сферах общественной жизни. Правильно построенная система права должна соответствовать реальному, фактически существующему разделению общественных отношений на те или иные обособленные группы.
Для построения системы права особое значение имеют такие категории, как предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования - это разнообразные общественные отношения, которые объективно по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в данных социальнополитических условиях требуют такого воздействия, осуществляемого при помощи юридических норм и всех иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования.
Предметом правового регулирования служат различные по своему содержанию общественные отношения. Однако не все общественные отношения могут становиться предметом правового регулирования. Отношения между людьми могут регулироваться нормами морали, этики, религии и другими видами социальных норм. Правом должны регулироваться только те отношения, которые без правового воздействия не могут устойчиво функционировать и правовое регулирование которых в данное время необходимо.
Поскольку в основе разделения права на отрасли лежат именно особенности регулируемых правом отношений, то предметом регулирования каждой отрасли права является строго определенная область общественных отношений, качественно отличающихся от других общественных отношений, представляющих предмет правового регулирования других отраслей права.
Например, предмет правового регулирования гражданского права составляют имущественные отношения, а также связанные с ними неимущественные отношения.
Метод правового регулирования представляет собой специфический способ или совокупность способов, посредством которых осуществляется воздействие на поведение участников правовых отношений.
Метод правового регулирования зависит от:
- целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы;
- характера субъектов правового отношения;
- характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов правоотношения;
- различных средств обеспечения и охраны правовых норм.
Общественные отношения могут регулироваться методом властных распоряжений, например, управление государственной собственностью, уплата налогов. Данные отношения являются неравными: одна сторона обладает правомочиями оказывать воздействие на другую сторону, т.е. отношения построены на началах субординации. Отношения могут строиться
также на началах равенства и автономии. В их основании чаще всего лежит договор. Так строятся, например, гражданские правоотношения.
Большое значение приобретает разделение частных и публичных отношений, дозволительных и обязательных, императивных и диспозитивных. Наиболее четко эта грань просматривается при сравнении гражданских и административных отношений. В гражданских отношениях стороны выступают в качестве юридических и физических лиц. Органы государственной власти выступают как юридические лица и лишены возможности использовать свою власть. Однако в правовых отношениях, в которых государственный орган обладает властными полномочиями, их регулятором будут нормы административного права либо другого публичного права. В Гражданском кодексе РФ (п. 3 ст. 2) этот вопрос разрешается следующим образом: «К имущественным отношениям,
основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».
Выделяют императивный и диспозитивный методы.
Императивный метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, построенных на началах субординации участников правоотношений. При императивном воздействии у субъекта нет выбора, он должен подчиниться либо обязывающему, либо запрещающему предписанию.
Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений. У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами.
Диспозитивный метод правового регулирования может иметь несколько проявлений, которые выявляют отдельные его нормы. Метод поощрения предполагает свободу поведения субъектов права, на которое
оказывается стимулирующее воздействие. За желаемый вариант поведения устанавливается стимул (награда, льгота, вознаграждение и т.п.). Такого рода воздействие имеет целью направлять активное поведение субъектов на достижение определенной цели.
Метод рекомендаций используется аналогично поощрительному, но не предусматривает конкретной награды. В правовых нормах, осуществляющих этот метод, содержатся слова: «вправе», «желательно», «рекомендовать», «предложить» и т.п. Реальное воздействие рекомендательного метода зависит от авторитета их источника, автора.
Предмет и метод правового регулирования позволяют дифференцировать большинство правовых норм по отраслям и институтам права.
В юриспруденции используются два родственных, но не однозначных понятия: «система права» и «система законодательства».
Система законодательства отображается в составе, соотношении и внутренней структуре источников права - законов, указов и других нормативных правовых актов. Система права показывает «деление» самого права, юридических норм, а система законодательства - его внешней формы
- источников права.
Соотношение системы права и системы законодательства может быть охарактеризовано как связь внешней и внутренней форм. В силу единства этих форм в праве основные подразделения структуры законодательства его отрасли - это в то же время и отрасли права.
Система права и система законодательства находятся во взаимодействии, они проникают друг в друга: система права содержится в системе законодательства, а законодательство закрепляет право. Вместе с тем между этими понятиями есть существенные различия. Система права и система законодательства отличаются составными элементами. Самым начальным элементом системы права является норма права, а системы законодательства — статья нормативного правового акта.
Существенным отличием является также то, что нормативный правовой акт является элементом системы законодательства, но может включать в себя нормы различных отраслей права, например избирательные законы, акты о защите прав потребителей носят межотраслевой характер.
Система законодательства имеет свое внутреннее строение. Она включает в себя отраслевое, внутриотраслевое и комплексное законодательство.
Система права - понятие абстрактное, т.е. отражает сложившиеся закономерности общественной жизни и их правового регулирования. Каждая вновь созданная норма права органически входит в соответствующую отрасль права. В формировании системы законодательства преобладает субъективный фактор - воля законодателя. Правотворческий орган вправе по своему усмотрению определить предмет закона, его название, особенности содержания.
Законодательство - это совокупность нормативных правовых актов. Согласно широкому подходу законодательство включает все виды нормативных правовых актов, согласно узкому смыслу - законодательство -это совокупность актов высшей юридической силы - законов. Квалифицирующим признаком законодательства в узком смысле является его принятие представительным органом государственной власти в законодательной процедуре. Понятие законодательства имеет не только специальный, но и общеупотребимый, обыденный смысл - совокупность всех источников и форм права.
Термин «законодательство» можно рассматривать также с точки зрения формального и материального подхода. Так, законодательством в формальном смысле называются акты, которые по общему правилу принимает законодатель. В материальном смысле законодательство составляют все правовые акты государственной власти.
В современном законотворчестве используют в равной степени как узкий, так и широкий подход к определению данного термина. В широком
смысле система законодательства понимается как совокупность всех нормативных правовых актов, а в узком - только как законы. Статьей 1.1 КоАП РФ установлен широкий подход, в соответствии с которым законодательство об административных правонарушениях состоит из кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Лесной кодекс Российской Федерации понимает под законодательством кодекс, другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Градостроительный кодекс Российской Федерации в статье 3 дает очень широкое понимание термина «законодательство» - кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные акты субъектов РФ.
В статье 3 Гражданского кодекса РФ установлено узкое понимание гражданского законодательства. Употребление узкого подхода к определению термина «законодательство» более точно соответствует природе и сущности правовой государственности, так как оно существенно усложняет ведомственное правотворчество и ставит его под контроль представительной власти. Конституция РФ установила, что подзаконные акты должны приниматься на основании и в соответствии с законами. Именно такой подход нашел отражение в Гражданском кодексе РФ: «На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы гражданского права». Наиболее точно сформулированы в Гражданском кодексе РФ пределы ведомственного правотворчества: «органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами» (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, в соответствии с узким пониманием термина «законодательство» ведомственное
правотворчество разрешается законом, который, естественно, принимается раньше.
Система права делится на две сферы: частную и публичную. Деление права на публичное и частное восходит еще к античной древности. Одним из авторов данного учения справедливо считают Ульпиана. Так, например, он считал, что публичное право относится к положению Римского государства. Он полагал, что для частного права наибольший интерес представляют потребности отдельных лиц, их правовое положение и имущественные отношения. Для публичного права приоритет имеют государственные интересы, правовое положение государства, его органов и должностных лиц, регулирование отношений, обладающих ярко выраженным общественным значением.
Для отечественного права в целом не было характерно четкое деление на частное и публичное право, кроме того, в начале XX века марксистско-ленинская доктрина отказала частному праву в существовании вообще. Это предопределялось решающей ролью государства во всех без исключения отношениях.
Реформа правовой системы в 90-х годах ХХ века, ориентированная на рыночные экономические отношения, обусловила новый виток в проблеме соотношения частного и публичного в отраслях права. Современная юридическая доктрина строится на разделении права на частное и публичное.
Разделение публичного и частного права в современной теории осуществляется по нескольким критериям. Один из них - :сфера интересов правовой защиты. Публичное право имеет в виду интересы государства как целого, а частное - интересы индивида. В качестве критерия может использоваться также способ судебной защиты. Публичное право охраняется в порядке уголовного или административного производства по инициативе государственного органа. Частное право защищается по инициативе лица в порядке гражданского производства. В сфере публичного права государство своими нормами определяет роль каждого субъекта, его права и обязанности
по отношению к государству как к целостному образованию. В сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством лиц, действующих самостоятельно.
Публичное право обладает следующими специфическими признаками:
- иерархические отношения субъектов, основанные на властном и, соответственно, подчиняемом их положении друг по отношению к другу;
- императивное правовое регулирование при помощи обязывающих либо запрещающих правовых норм;
- значительные санкции за правонарушения в государственной сфере;
- нормативно-ориентированное воздействие.
Публичное право регулирует: устройство и функционирование
государства, его институтов; институты гражданского общества; механизм и уровни самоуправления; основы правовой системы, правотворчества и правоприменения; принципы, нормы и институты межгосударственных отношений и международных организаций.
К отраслям публичного права относятся: конституционное,
финансовое, административно-процессуальное, уголовное, уголовнопроцессуальное, уголовно-исполнительное, международное гуманитарное право.
Частное право строится на иных идеях. Ему свойственны
дозволительная направленность, равенство и автономность субъектов частноправовых отношений. Государство не должно произвольно
вмешиваться в частную сферу. Принципами частного права являются свобода договора, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. К отраслям частного права относятся гражданское, семейное, жилищное право, гражданский процесс и др.
Частное право отличается преобладанием диспозитивных правовых норм. Субъекты права в частные правоотношения вступают по собственной воле, принуждение запрещено законом. Преобладающей формой оформления отношений в частной сфере является договор. Частное право
преимущественно ориентировано на удовлетворение личных или корпоративных интересов.
На сегодня основополагающей является тенденция тесного сотрудничества и взаимодействия частного публичного права.
Отрасли права: понятие, виды
Отрасль права - это наиболее крупное, центральное подразделение системы права, формирующееся на основе единства предмета и метода правового регулирования. Под отраслью права понимается совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область - сферу общественных отношений.
Отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право - отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье.
Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.
Каждая отрасль права отличается своеобразным отраслевым юридическим режимом, который характеризует правовое положение субъектов права, формы реализации норм права, в том числе правоприменения. Отраслевой режим включает в себя набор правовых институтов, предназначенных для эффективного правового регулирования. Так, равенство, автономия, свобода характеризуют отрасль гражданского
права. Угроза наказания, обязанность, наступление нежелательных последствий присущи уголовному праву.
Внешним выражением наличия или отсутствия отрасли права является кодекс. Именно в нем находит закрепление содержание специфики отрасли права. Конечно, кодексом не исчерпывается все законодательство, составляющее отрасль, однако все остальные законы и иные нормативные правовые акты не должны ему противоречить, а должны приниматься для развития, уложения норм кодифицированного акта. Именно так выстроены отношения Г ражданского кодекса РФ и иных гражданско-правовых актов. В настоящее время действует 24 кодекса. Из них три кодекса носят исключительно процессуальный характер. Правило о «кодексе» - «отрасли» действует не абсолютно. Есть отрасли, не имеющие кодекса - например, конституционное право. Также есть и кодекс без отрасли, например, Градостроительный кодекс РФ.
Система российского права делится на следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, социального обеспечения, природоресурсное, уголовное, уголовнопроцессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовно-исполнительное и др. Международное право не входит в национальную систему права, оно образует собственную систему, состоящую из частного и публичного.
Конституционное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих наиболее важные общественно значимые отношения, основы общественной жизни. Конституционное право закрепляет основы экономической, политической, духовной сфер жизни общества, правового статуса личности. В каждую из сфер общественной жизни конституционное право закладывает юридические основы. В социально-экономической сфере оно определяет правовые основы отношений собственности, социальную роль государства в политической сфере - создание и роль политических партий, порядок выборов представительных органов и важнейших
должностных лиц, организацию государств и т.д., в духовной сфере современное государство провозглашает идеологический плюрализм.
Предметом правового регулирования конституционного права выступают общественные отношения, определяющие основы конституционного строя и политико-территориального устройства страны. Конституционные нормы регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления народом государственной власти, порядок создания и функционирования органов государственной власти.
Важная составляющая предмета этой отрасли - основы правового статуса человека и гражданина, а также содержание процесса реализации политических прав и свобод граждан.
Основу метода конституционно-правового регулирования составляет правовое гарантирование, сущность которого состоит в том, что в основном законе государства закреплены и гарантированы основы конституционного строя, правового положения человека и гражданина, политикотерриториального устройства, система органов государственной власти и местного самоуправления.
В отечественном конституционном праве преобладает императивный метод правового регулирования, т.е. его нормы представляют единственный вариант правомерного поведения. Одновременно имеют место дозволения, управомочивания, поощрения, стимулирование.
Конституционное право как отрасль права - это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и реализующих основы правового статуса личности, общественных объединений и некоторых других социальных коллективов, социально-экономической структуры, политической системы и духовной жизни общества, обеспечивающих законные условия для осуществления государственной власти.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются:
- социальные, национальные и иные общности (народ, этнические группы и т.п.);
- государство и государственные образования (Российская Федерация, ее субъекты);
- структурированные объединения граждан (партии, группы избирателей и т.п.);
- органы государственной власти, местного самоуправления, а также должностные лица, обладающие конституционными полномочиями;
- депутаты представительных органов;
- физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица без гражданства.
Гражданское право представляет собой отрасль российского права, которая регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, складывающиеся между физическими лицами, юридическими лицами, публичными субъектами на началах равенства, автономии воли, имущественной самостоятельности и инициативы участников этих отношений.
Предмет правового регулирования гражданского права составляют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Имущественные отношения представляют собой отношения по пользованию, владению и распоряжению вещами. Большинство отношений, регулируемых гражданским правом, являются товарно-денежными.
Гражданское право регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Предпринимательской является деятельность, которая осуществляется самостоятельно, на свой риск, направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют собой отношения, которые могут приобретать стоимостное
выражение. Объектом такого рода отношений являются произведения искусства, литературы и т.п.
Неимущественные отношения, не связанные с имущественными,
не регулируются, но охраняются гражданским правом. К числу таких объектов относятся жизнь и здоровье гражданина, достоинство личности и некоторые другие блага. Особенность этих отношений в том, что они не измеримы в денежном выражении, не имеют стоимости и не могут передаваться от одного субъекта к другому.
Гражданское право выделяется в системе права как предметом, так и методом правового регулирования, который выражается в признании юридического равенства сторон. Реализация равенства осуществляется через независимость и самостоятельность сторон. Субъекты гражданского права действуют по своему желанию, руководствуются своим интересом, могут проявлять предприимчивость, совершать любые действия, не противоречащие закону.
Выделяют следующие виды отраслей права: профилирующие,
специальные и комплексные. Профилирующими (основными) являются такие отрасли, как конституционное, административное, уголовное, гражданское, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное и уголовно-процессуальное право. Специальными являются такие отрасли, как трудовое право, семейное и другие. Комплексные отрасли образуются как объединение норм профилирующих и специальных отраслей права. Примером такого рода отрасли является предпринимательское право.
Процесс развития системы права идет непрерывно: образуются новые отрасли права, прекращаются старые. Например, в советской системе права имело место колхозное право, которое в современной системе отсутствует. В то же время предпринимательское право - результат развития рыночных отношений - сформировалось в российской системе права начиная с 90-х годов ХХ века.
Институт права: понятие, виды
В правовом институте отражается своеобразие отрасли права, ее основа. Так, например, системообразующим институтом трудового права является трудовой договор, гражданского права - институт собственности, уголовного права - наказание.
Выделяют следующие признаки института права: юридическое
единство; полнота регулирования; законодательная обособленность.
Юридическое единство правовых норм, составляющих правовой институт, проявляется в единстве содержания его норм. В институте имеются общие положения, правовые принципы, понятия, единство правового режима регулирования отношений.
Полнота регулирования в институте базируется на разнообразии норм института. В его состав входят как запрещающие и обязывающие, так и дозволяющие нормы, что позволяет институту осуществлять все аспекты правового регулирования соответствующей группы общественных отношений. Каждый институт выполняет присущие ему функции и при этом не пересекается с другими институтами системы права.
Правовой институт, как правило, в тексте нормативного акта определенным образом выделяется, обособляется посредством образования глав, разделов, частей и других элементов нормативных правовых актов. Логическая последовательность и совершенство закона предполагают такую дифференциацию его содержания, которая определяется качественной обособленностью той или иной совокупности норм.
Так, например, трудовой договор - ядро отрасли трудового права -объединяет однородные правовые нормы, имеющие одинаковый предмет и метод правового регулирования. Если в отрасли права предметом выступает сфера общественных отношений, то в институте - вид или род отношений. В институте трудового договора содержатся нормы относительно одного юридического понятия.
Полнота регулирования в институте трудового договора выражается в том, что в него входят нормы, дающие определение этого явления (ст. 56 ТК
РФ), его содержание (ст. 57 ТК РФ), срок, стороны, порядок заключения (ст. 59, 61 ТК РФ), порядок изменения (ст. 72-76 ТК РФ), прекращение трудового договора (ст. 77-84 ТК РФ).
Законодательная обособленность института трудового договора состоит в его выделении в тексте Трудового кодекса РФ в специальный раздел III «Трудовой договор», разделенный на главы: общие положения, заключение трудового договора, изменение трудового договора, прекращение трудового договора и защита персональных данных работников.
Выделяют следующие виды институтов: отраслевые (например,
институт трудового договора) и межотраслевые (институт собственности).
Отраслевыми являются институты, нормы которых находятся в одной отрасли права. В них находит отражение своеобразие отраслей права. Примером отраслевого института может быть материальная ответственность рабочих и служащих в рамках трудового права. Четкая отраслевая принадлежность данного института проявляется в том, что сторонами этого отношения могут быть только работник и работодатель. В основе данного института лежат властные полномочия администрации предприятия, ее право налагать дисциплинарные взыскания на работников.
Межотраслевые институты включают нормы нескольких отраслей права. Они регулируют отношения, имеющие не только большое значение в жизни общества, но и многосторонний режим правовой защиты. Так, например, общие положения о праве собственности, основные формы собственности, возникновение и прекращение этого права регулируются нормами гражданского права, тогда как защита права собственности осуществляется множеством отраслей права, в числе которых и уголовное, и административное, и другие. Особенности права собственности отражаются в семейном, земельном и других отраслях права.
Систематизация законодательства
Систематизация - это обработка, приведение нормативных правовых актов в единую, согласованную систему.
Эта деятельность необходима для оперативного поиска нужных норм. Систематизация используется в качестве способа обеспечения субъектов права необходимой и достоверной нормативно-правовой информацией. Кроме того, с течением времени в массиве законодательства образуются повторы и противоречия. Преодолеть эти недостатки помогают меры систематизации.
Виды систематизации различаются в зависимости от:
- глубины преобразований исходного нормативного материала. В одних видах систематизации осуществляется объединение нормативных актов без изменений содержания (инкорпорация), в других (например, кодификации) - принципиальное обновление законодательства, его глубокая переработка;
- субъектов, осуществляющих систематизацию. Одними видами систематизации могут заниматься любые лица (инкорпорация), другими -только официально уполномоченные лица, в первую очередь -государственные органы (кодификация);
- юридической силы результата систематизации. Например, результаты инкорпорации не имеют юридической силы, а результаты кодификации -обязательны для применения, поскольку они являются законами и иными нормативными актами (уставами и т.п.).
Выделяют следующие виды систематизации: инкорпорация,
кодификация и консолидация.
Инкорпорация - форма систематизации, в процессе которой нормативные правовые акты подвергаются внешней отработке и объединяются полностью или частично в различные сборники и собрания актов.
Содержание актов при инкорпорации не изменяется. Инкорпорация преследует цель внешнего объединения нормативного материала, не ставит
задачу устранения противоречий в содержании нормативных актов. Эта задача выполняется в ходе кодификации.
Инкорпорация - не простое механическое перепечатывание текстов, а упорядочение. В данном случае осуществляется внешняя обработка актов. Она может выражаться во внесении в текст первоначального акта дополнений, удалении из документа отмененных норм. В сборник может входить только фрагмент нормативного акта, тематически подходящий для данного издания. Известны хронологические инкорпорации, объединяющие акты, изданные в определенный период времени. Разновидность хронологической инкорпорации - свод законов. Известны своды законов России 1832 года, законов СССР, РСФСР. Историческими примерами являются своды законов Юстиниана, Сперанского.
В современной России предпринята попытка создания такого рода акта. Еще в 1994 году Президент Российской Федерации издал Указ от 28 января 1994 года № 223, согласно которому была создана Федеральная комиссия по правовой информатизации при Президенте Российской Федерации. В числе иных перед Комиссией ставилась задача подготовки Свода законов Российской Федерации и Свода актов Президента и Правительства Российской Федерации. В 1998 году был издан Указ Президента РФ № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации». С изменениями 1995 года из 12 пунктов указа действуют два. Все полномочия по работе над Сводом переданы Г осударственно-правовому управлению Президента Российской Федерации, которое осуществляет, в частности, подготовку контрольных текстов нормативных актов на машиночитаемых носителях и поддержание их в контрольном состоянии.
В зависимости от субъекта, ее осуществляющего, инкорпорация подразделяется на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.
По способу охватываемого нормативного материала инкорпорация бывает генеральной и частичной. Генеральная инкорпорация включает все законодательство, а частичная объединяет группы актов по отдельным признакам.
Инкорпорированные документы могут быть статичными или развивающимися.
Примером развивающейся инкорпорации являются справочные правовые системы. Так, например, компьютерная справочная правовая система «КонсультантПлюс» содержит правовые акты, которые предварительно подвергаются профессиональной юридической обработке.
Юридическая обработка - это выявление взаимосвязей между документами и фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакций документов при их изменении. Инкорпорация справочной системы может быть произведена по запросу пользователя с использованием таких оснований, как: тематика, вид документа, дата принятия, ключевые слова и другие.
Кодификация - это вид систематизации, осуществляемый законодательными органами с целью упорядочения правовых норм.
Кодификация используется для целостной регламентации отрасли права, комплексного законодательного регулирования общественных отношений в отдельной области. Кодификация отражает более высокую степень концентрации нормативного материала в той или иной сфере общественных отношений.
Особую важность в выделении кодифицированных актов в особый вид играет устойчивость, сформированность общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования кодекса. Можно выделить следующие признаки кодифицированных актов:
- высокая юридическая цельность и внутренняя согласованность кодифицированных актов;
- стабильность и устойчивость;
- широкий круг регулируемых отношений.
Важным условием кодификации является также подготовленность законодательства для кодификации, степень его разработанности. Это означает, что акты, подлежащие кодификации, должны представлять собой определенную, сложившуюся группу.
Основным условием кодификации является требование к ее предмету, которым может быть группа нормативных правовых актов, представляющая собой систему, обладающую свойствами отрасли права.
Таким образом, кодификация не является разновидностью текущего правотворчества. Исходя из этого кодекс и текущий закон существенно различаются по своей структуре, роли в системе права, порядку формирования норм. Важными условиями для принятия акта в форме кодекса являются:
- устойчивость, стабильность общественных отношений, составляющих его предмет правового регулирования;
- сложившееся правовое закрепление данных отношений;
- отраслевая принадлежность положений нормативных правовых актов, которые предполагается положить в основу кодификации.
Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее изданные нормативные правовые акты по тому или иному вопросу сводятся (объединяются) в единый акт.
Эта форма систематизации носит производный комплексный характер. Она может производиться несколькими способами, в частности, консолидация может быть осуществлена законодателем в виде принятия новой редакции какого-либо закона.
Целью консолидации является устранение повторов. Количество актов при этом уменьшается, содержание не изменяется за исключением редакторских исправлений. В процессе консолидации допускается унификация терминов, выравнивание стиля. Новый акт, консолидировавший
прежние документы, полностью прекращает действие вошедших в него документов.
Занимая промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией, консолидация все же отличается от них. С инкорпорацией ее разнят субъекты, осуществляющие систематизацию. Инкорпорация может осуществляться любыми субъектами, консолидация - правотворческим органом. Отличает их и результат систематизации. Инкорпорация завершается составлением сборников, собраний, а консолидация - принятием нормативного акта. От кодификации консолидация отличается глубиной переработки нормативного материала. Кодификация предусматривает существенное обновление, консолидация - только редакторское совершенствование.
Систематизация осуществляется также при издании одноименных законов, сменяющих друг друга. Так, например, в 1995 году был принят Федеральный закон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в который до 6 октября 2003 года вносились изменения. Новый Федеральный закон № 154-ФЗ был принят 6 сентября. Статьей 84 этого закона предыдущий Федеральный закон № 154-ФЗ был отменен.
Выделяют такой вид систематизации, как учет, признаваемый также как метод хранения нормативной информации. В любом случае учет является самостоятельным видом юридической деятельности. Он включает в себя сбор нормативных актов, их обработку, хранение.
Библиографический список
1. Бошно С.В. Теория права и государства. - М., 2011.
2. Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды: учеб. пособие. - Саратов: Гос. акад. права, 2000.
3. Концепция развития Российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. - М., 2004.
4. Лукьяненко В.Е. Об однородных и комплексных отраслях права // Государство и право: проблемы, поиски решений, предложения: Учен. зап. -Ульяновск, 1997. - Вып. 1 (3). - С. 24-29.
5. Пиголкин А.С. Проблемы систематизации законодательства Российской Федерации // Закон: создание и толкование / под ред. А.С. Пиголкина. - М., 1998.
6. Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. - 1999. - № 9.
7. Рахматина Т.Н. Актуальные вопросы кодификации российского законодательства // Журнал российского права. - 2008. - № 2. - С. 30.
8. Рыбаков В.А. Преемственность в праве и кодификации права // Журнал российского права. - 2007. - № 4.
9. Система и структура права, система законодательства. - М., 1999.
10.Суханов Е.А. Система частного права // Вестник Моск. ун-та. Серия 11: Право. - 1994. - № 4. - С. 26-33.
11. Черенкова Е.С. Соотношение системы права и системы законодательства в современной России // Вопросы государства и права. - М., 2001. - С. 98-107.
12. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. - М., 1994.