Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 1. С. 219-224.
УДК 342.13
Б01 10.25513/1990-5173.2019.16(1).219-224
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ (ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ КРУГЛОГО СТОЛА)
Т. Ф. Ящук
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Введение. Систематизация законодательства является способом развития права. Её изучение связано со многими теоретическими проблемами юридической науки, необходимостью осмысления и оценки правового опыта, совершенствованием законодательства. Анализ форм систематизации; характеристика советского периода систематизации законодательства; выявление актуальных проблем упорядочения законодательства в современный период находятся в центре внимания учёных. Наиболее эффективным является сравнительно-правовой метод, который позволяет рассматривать систематизацию законодательства как непрерывный процесс, обусловленный объективными условиями и логикой развития самого права. Систематизация законодательства активно изучается в современной теоретико-правой и историко-правовой науке. Наибольший интерес у историков права вызывает период 1920-х гг. Лучше изучена отраслевая кодификация, а не генеральная систематизация. Результаты. Установлены этапы систематизации законодательства в советский период. Впервые доказана непрерывность процесса систематизации законодательства. Показаны преимущества и недостатки использования отдельных видов систематизации законодательства (консолидации, инкорпорации, составления свода законов) в исторические периоды, отличающиеся нестабильностью общественных отношений. Оценены перспективы составления Свода законов Российской Федерации с учётом советского правового опыта по организации аналогичной деятельности. Определена степень изученности проблемы систематизации в современной юридической науке, определены дискуссионные позиции, намечены новые направления исследования.
Ключевые слова: история права; история законодательства; советское право; советское законодательство; систематизация законодательства; кодификация законодательства.
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-01100467.
1. Введение
7 ноября 2018 г. на базе юридического факультета Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского состоялся межвузовский круглый стол на тему «Систематизация законодательства: теоретические, историко-правовые и отраслевые проблемы». Мероприятие проводилось в рамках реализации проекта РФФИ № 18-011-00467 «Систематизация российского законодательства в советский период». Допускалось участие в очной и заочной формах. Свои доклады представили учёные из вузов Омска, Екатеринбурга, Иркутска, Калининграда. С содержанием отдельных докладов можно ознакомиться на страницах данного выпуска журнала «Вестник Омского университета. Серия "Право"».
На обсуждение были вынесены следующие вопросы:
1. Теоретико-правовые подходы к определению систематизации законодательства.
2. Систематизация законодательства и правотворчество.
3. Преемственность в систематизации законодательства.
4. Советский период в систематизации законодательства.
5. Проблемы систематизации отраслевого законодательства.
2. Краткая характеристика содержания докладов
Во вступительном слове ведущая круглого стола доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Т. Ф. Ящук отметила актуальность
© Ящук Т. Ф., 2019
и научную значимость изучения вопросов систематизации законодательства, их тесную связь с такими проблемами теоретико-правовой науки, как способы развития права, правотворчество, юридическая техника. Степень систематизации законодательства отражает уровень правосознания и правовой культуры общества. В то же время действия государства по упорядочению законодательства способны оказывать существенное влияние на формирование отношения к праву, правового менталитета.
В профессиональном юридическом сообществе дискутируется целесообразность создания Свода законов Российской Федерации. Предлагается обратиться к историческим практикам подготовки подобных изданий. Осмысление советского опыта систематизации законодательства, как удачного, так и неудачного, может дать практический инструментарий в случае применения различных форм систематизации законодательства (учёта, консолидации, инкорпорации, кодификации) и в то же время выполнить методологическую и прогностическую функции, а именно предостеречь от проведения систематизации законодательства по тупиковым направлениям, что неоднократно случалось в советский период.
Несмотря на широкое внедрение информационных технологий, современное состояние массива законодательного материала нельзя признать удовлетворительным, о чём постоянно заявляется на научных форумах и конференциях, мероприятиях с участием практических работников. Всё это свидетельствует о необходимости серьёзного изучения проблем систематизации законодательства в различных аспектах.
С докладом «"Страсти по праву", или Павел Крашенинников о систематизации советского права в 1920-е гг.» выступила доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России М. А. Кожевина.
Павел Владимирович Крашенинников, депутат Государственной Думы, председатель комитета по государственному строительству, доктор юридических наук, профессор, автор многих работ по гражданскому праву, обратился к теме систематизации советского права 1920-х гг. не случайно.
Интерес к теме был обусловлен размышлениями о праве как социокультурном феномене. Автор исследует сложный период в истории российского права - время формирования идеи пролетарского (социалистического) права и доктрины советского права, положенной в основу кодификации законодательства 1920-х гг. И несмотря на то, что в основных фактологических вопросах автор не оригинален, научный интерес представляет предложенный подход к изучению права. Прежде всего он предлагает рассматривать право как систему деятельности, представляющей совокупность элементов (сфер), таких как юридическая наука, подготовка кадров, законотворчество, законодательство, правоприменительная, правоохранительная, правозащитная и просветительская деятельность. Позиция не бесспорна и в некоторой части вызывает сомнения, но она в полной мере объясняет ещё одну важную вещь, с которой можно согласиться. Речь идёт о предлагаемом автором комплексном изучении процесса эволюции правовой мысли, законодательства и правоприменительной практики. Данный подход формирует системное представление о праве как культурном явлении. Также автор обосновывает свою периодизацию процесса систематизации права в первое десятилетие советской власти, соотнося её с основными этапами развития государства. Так, первым этапом определён 1917 г. -время революции и возникновения, как пишет П. В. Крашенинников, государства-«мегамашины». Период «военного коммунизма» 1917-1921 гг. характеризуется декретным правом. Затем в 1920-е гг. происходит формирование законодательства «легального насилия». Отдельно рассматриваются российские конституции как «витрина социализма», а также выявляются связи новой экономической политики с кодификацией основных отраслей права: гражданского, земельного, семейного, трудового. Анализируются и отдельные институты права: наследственное, налоговое, жилищное и т. п. В целом можно заключить, что работа П. В. Крашенинникова, несмотря на свой обзорный характер, привлекает внимание современного юриста к вопросам методологии исследования права, истории права как
социокультурного феномена, к особенностям советской правовой доктрины.
В докладе «Изучение систематизации советского законодательства в историко-пра-вовой науке» Т. Ф. Ящук отметила, что данная тема ещё не стала предметом самостоятельных научных исследований. Однако можно выделить несколько направлений, по которым идёт приращение научного знания. Во-первых, вопросы, связанные с состоянием источников права, мероприятиями государства по упорядочению и развитию законодательства затрагиваются в работах, посвящён-ных истории права в целом и истории советского права в частности. Ярким примером является серия книг П. В. Крашенинникова, одна из которых была представлена на данном мероприятии. Во-вторых, хотя бы краткий анализ законодательства присутствует в работах по истории отдельных отраслей права. В итоге к настоящему времени, благодаря публикациям Т. Е. Новицкой, достаточно полным является научное знание о причинах и предпосылках создания Гражданского кодекса РСФСР 1922 г., его структуре, содержании, введении в действие. В ряде статей и диссертации П. Л. Полянского рассмотрены становление и последующее развитие советского семейного права. Монография И. Я. Киселева даёт исторический анализ эволюции трудового права. Серия статей Н. Ф. Кузнецовой последовательно освещает историю советского уголовного права на отдельных этапах его развития.
В итоге наиболее пробельными оказались сюжеты, касающиеся так называемой генеральной, т. е. всеобщей систематизации законодательства, когда обработке подвергался весь накопленный массив правовых норм. Парадоксально, но советский период сохранил несколько ярких примеров такой систематизации, проводившейся по предметно-хронологическому принципу. В самом общем виде описание и анализ результатов этой деятельности представлены в коллективном труде под редакцией А. С. Пиголкина «Систематизация законодательства в Российской Федерации», опубликованном в 2003 г.
Проводимое в рамках гранта исследование впервые в историко-правовой науке позволило выделить этапы историографического изучения систематизации советского пе-
риода. Первый период хронологически совпадает с периодом формирования советского права, проведением первых опытов по его систематизации и охватывает 1918-1920-е гг. Долгое время в истории права считалось, что со становлением тоталитарного политического режима какие-либо действия по систематизации прекратились. Однако вовлечение в научный оборот нового фактического материала и его системный анализ показали, что в 1930-е гг. работы по систематизации законодательства продолжались и сопровождались некоторыми научными интерпретациями. Новый период в изучении проблем систематизации начался в конце 1950-х гг. и продолжался фактически до конца существования Советского государства. Приоритетными темами стали: методологическое обоснование необходимости систематизации; обобщение и актуализация исторического опыта; отбор конкретных жизнеспособных практик с целью их дальнейшего использования. Многие труды, изданные в эти годы, не утратили своего научного и даже практического значения. Кроме того, все они имеют высокую ценность как источники по истории советского права.
Современный историографический период изучения советской систематизации начался в 1990-е гг. Выявление и анализ публикаций показали необходимость расширения научной тематики по данной проблеме и продолжения исследования с использованием современных научных методов.
Доктор юридических наук, профессор В. В. Кожевников выступил с докладом «К проблеме консолидации нормативных правовых актов в Российской Федерации». Показано, что в современных условиях, характеризующихся нестабильностью и быстрой изменчивостью общественных отношений, такая форма систематизации законодательства, как кодификация, является неэффективной. Наиболее рациональным является применение консолидации. Предпочтительна традиционная трактовка консолидации как объединения нескольких нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в одной области в единый сводный нормативно-правовой акт. При этом содержание консолидированных норм не меняется. В консолидации присутствуют черты
кодификации и инкорпорации, в целом она связана с правотворческой деятельностью. Наиболее часто консолидация применяется для упорядочения норм, относящихся к управленческим отношениям, налогообложению, административной деятельности. В этих сферах она активно использовалась и в советский период, что подтверждается рядом удачных примеров.
Интересен зарубежный опыт консолидации законодательства. В странах Европейского Союза консолидированный акт содержит тексты всех включённых в него законов со всеми редакциями, изменениями, полными реквизитами. Такая форма обработки нормативного материала ещё больше сближает консолидацию с инкорпорацией. Необходимо отграничивать консолидацию от кодификации. Зачастую в Российской Федерации акты, называемые кодексами, оказываются консолидированными актами.
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России А. В. Червяковский представил доклад «Свод законов в нормативных правовых актах Российской Федерации и научной литературе». Он подробно изложил непростое отношение к составлению Свода законов России в современных условиях. Начатые в 1995 г. предварительные мероприятия создали необходимую юридическую основу предстоящей работы. В дальнейшем официальных заявлений о прекращении подготовки Свода законов России не последовало, сам термин продолжает упоминаться во многих документах, предписания о его подготовке остаются в законодательстве. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации опубликовал инициативный проект Федерального закона «О нормативных правовых актах», в котором Свод законов Российской Федерации назван официальным изданием. Однако практические действия в данном направлении не предпринимаются. Это объясняется отсутствием необходимых предпосылок юридического содержания: нет продуманной стратегии развития законодательства; низким остаётся уровень юридической техники и др. Кроме того, подготовка Свода законов Российской Федерации требует значительных
кадровых, финансовых и иных ресурсов. В качестве обязательного условия следовало бы изучить практику представления законодательных актов в негосударственных информационно-правовых системах, которые фактически являются неофициальными систематизированными собраниями.
В докладе кандидата юридических наук, доцента Г. Н. Обуховой «Некоторые проблемы систематизации процессуальных норм в трудовом праве», на первый взгляд посвя-щённом частному вопросу, касающемуся исключительно трудового законодательства, были затронуты некоторые концептуальные проблемы целесообразности систематизации норм отдельных отраслей права или правовых институтов.
На настоящий момент в Российской Федерации действует около 20 кодексов, при этом многие сферы общественной жизни, регулируются правовыми нормами, но систематизированный акт в виде кодекса в отношении их отсутствует. Однако это обстоятельство не может рассматриваться как аргумент для экстенсивного развития кодификации. Нерациональным в этой связи представляется разработка Трудового процессуального кодекса РФ. Совершенствование трудового законодательства может быть достигнуто в результате расширения в Трудовом кодексе РФ процедурных и процессуальных норм.
В заключение были обсуждены некоторые проблемы, обозначенные в выступлениях докладчиков. Так, в дискуссии по докладу В. В. Кожевникова было уточнено, что далеко не всегда в нестабильные исторические периоды при систематизации законодательства предпочтение отдаётся консолидации. Как свидетельствует советский правовой опыт, кодификация в начале 1920-х гг. проводилась на новых основаниях, большинство норм, вошедших в эти кодексы, не имели прямых аналогий в декретах советской власти. Кодексы не только заложили основы отдельных отраслей советского законодательства, но и стабилизировали правовую систему в целом и способствовали гармонизации и согласованности интересов различных социальных групп, а в итоге стабилизации общественных отношений.
По проблемам, затронутым в докладе А. В. Червяковского, было замечено, что при
обсуждении необходимости составления современного Свода законов России практически не упоминается советский правовой опыт, который имеет и положительные, и отрицательные примеры. Его изучение показало бы, что в отличие от других форм систематизации законодательства подготовка свода законов и даже судьба готовых собра-
Информация об авторе
Ящук Татьяна Фёдоровна - доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected] SPIN-код: 5320-8909, AuthorlD: 490627
ний остро зависят от политических запросов власти. Поэтому неопределённость с перспективами Свода законов Российской Федерации обусловлена неясностью государственной юридической политики, что подтверждается в том числе авторитетными мнениями о целесообразности изменения Конституции России.
Информация о статье
Дата поступления - 9 ноября 2018 г. Дата принятия в печать - 10 января 2019 г.
Для цитирования
Ящук Т. Ф. Систематизация законодательства: теоретические, историко-правовые и отраслевые проблемы (обзор материалов круглого стола) // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 1. С. 219-224. й01: 10.25513/1990-5173.2019.16(1).219-224.
SYSTEMATIZATION OF LEGISLATION: THEORETICAL, HISTORICAL, LEGAL AND SECTORAL PROBLEMS (ROUND TABLE SUMMARY)
T. F. Yashchuk
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Introduction. Systematization of legislation is a way of developing law. Its study is associated with many theoretical problems of judidal science, the need for reflection and evaluation of legal experience, improvement of legislation. Analysis of forms of systematization; the characteristic of the Soviet period of systematization of legislation; identification of actual problems of streamlining legislation in the modern period. The most effective is the comparative-legal method, which allows us to consider the systematization of legislation as a continuous process, due to objective conditions and the logic of the development of the law itself. Systematization of legislation is actively investigated in modern theoretical-legal and historical-legal science. Historians of law are most interested in the period of the 1920s. The industry codification, not the general systematization, is better studied. Results. The stages of systematization of legislation were established in the Soviet period. For the first time, the continuity of the process of systematization of legislation has been proved. The advantages and disadvantages of using certain types of systematization of legislation (consolidation, incorporation, drawing up a set of laws) in historical periods characterized by the instability of public relations are shown. The prospects for the compilation of the Code of Laws of the Russian Federation are estimated, taking into account Soviet legal experience in organizing similar activities. The degree of knowledge of the problem of systematization in modern legal science has been determined, discussion positions have been determined, new research directions have been outlined.
Keywords: history of law; history of legislation; Soviet law; Soviet legislation; systematization of legislation; codification of legislation.
Acknowledgments. The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research, project no. 18-011-00467.
About the author
Yashchuk Tatyana - Ph.D. (Advanced Doctorate) in Law, Professor of the Department of Theory and History of State and Law
Dostoevsky Omsk State University
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected] SPIN-KO,q: 5320-8909, AuthorlD: 490627
Article info
Received - November 9, 2018 Accepted - January 10, 2019
For citation
Yashchuk T.F. Systematization of Legislation: Theoretical, Historical, Legal and Sectoral Problems (Round Table Summary). Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2019, vol. 16, no. 1, pp. 219-224. DOI: 10.25513/1990-
5173.2019.16(1).219-224. (In Russ.).