Научная статья на тему 'Принципы систематизации локальных нормативных правовых актов'

Принципы систематизации локальных нормативных правовых актов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2898
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / СИСТЕМА / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / PRINCIPLES / SYSTEM / SYSTEMATIZATION / THE LOCAL REGULATORY ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карнаухова Е. В.

Статья посвящена рассмотрению правил, которым необходимо следовать при систематизации внутриорганизационного нормативно-правового материала. В ней дано определение и выделены три группы принципов систематизации локальных нормативных правовых актов. Сделан вывод о том, что тема требует дополнительного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of systematization of the local regulatory acts

The article is devoted to consideration of rules which is necessary for following at ordering of the local regulatory acts. In it definition is made and three groups of principles of systematization are allocated. The conclusion that the theme demands additional research is drawn.

Текст научной работы на тему «Принципы систематизации локальных нормативных правовых актов»

ПРИНЦИПЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Е.В. Карнаухова

(научный сотрудник Тюменского юридического института МВД России;

8 (3452) 59-84-84)

Статья посвящена рассмотрению правил, которым необходимо следовать при систематизации внутриорганизационного нормативно-правового материала. В ней дано определение и выделены три группы принципов систематизации локальных нормативных правовых актов. Сделан вывод о том, что тема требует дополнительного исследования.

Ключевые слова: принципы, система, систематизация, локальный нормативный правовой акт.

Осуществление любого вида человеческой деятельности подчинено определенным принципам, или правилам, в которых сконцентрирован накопленный теоретический и практический опыт. Это позволяет оптимизировать выполнение тех или иных повторяющихся действий.

Одним из важных направлений юридической деятельности является систематизация нормативных правовых актов (далее

- НПА), то есть приведение НПА и правовых норм, в них содержащихся, в определенную систему с целью обеспечения возможности более полной реализации права, улучшения качества правотворчества.

Особое место среди объектов систематизации занимают локальные НПА, или внутриорганизационные подзаконные нормативные акты. К таковым относятся письменные документы, исходящие от компетентных субъектов правотворчества организации (учреждения, предприятия), отличающиеся оперативностью принятия, представляющие собой подзаконные акты, содержащие правовые нормы, предназначенные для регулирования внутриоргани-зационных отношений.

Главной особенностью систематизации локальных НПА является то, что в ней заинтересованы и ее осуществляют собственными силами (если исключить возможность привлечения специалистов на коммерческой основе) лишь те организации, учреждения, предприятия, в которых данные акты приняты и действуют.

Систематизируя НПА, в том числе локальные, необходимо следовать соответствующим принципам. Однако в теории

права вопрос о принципах систематизации НПА в целом и локальных, в частности, остается недостаточно разработанным, несмотря на то, что многие авторы посвящали свои труды различным аспектам данного вопроса. Так, А.С. Пиголкиным выделены основные принципы организации учета законодательства [1, с. 440]. Значительно раньше им же в соавторстве с Г.Т. Чер-нобелем были рассмотрены основные принципы формирования Свода законов СССР [2, с. 27-39; 3, с. 70-84]. Не обошли вниманием ученые и практики принципы формирования Свода законов РФ [4, с. 1416; 5, с. 15].

В.Э. Краснянский предложил считать правила деления объема понятия (деление должно быть соразмерным, непрерывным, производиться по одному основанию, а его члены должны исключать друг друга) формально-логическими принципами классификации, так как они содержат требования к процедуре и касаются формы мыслительного процесса [6, с. 389]. Впоследствии данные принципы воспроизвел в диссертационном исследовании, посвященном систематизации российского законодательства, В.В. Ксенофонтов, назвав их принципами систематизации законодательства [7, с. 31-32].

В.А. Сивицким выделены две группы требований (принципов) систематизации: требования к результату систематизации и требования к процессу систематизации. «Требованиями к результату систематизации - пишет он, - являются полнота, подробность и понятность регулирования, удобство пользования системой НПА и

правовых норм, единство массива НПА, отсутствие в нем противоречий; требованиями к процессу систематизации - плановость, единовременность, нормативное регулирование процесса, организационная и финансовая обеспеченность, политическое согласие, наличие идеологической составляющей» [8, с. 52]. При этом автор подчеркивает, что все принципы систематизации тесно связаны между собой и их невозможно реализовывать отдельно друг от друга [8, с. 53].

Ю.С. Васильев, М.П. Евтеев, а также

В.К. Грищук предложили перечни основных принципов, присущих советскому кодификационному процессу [9, с. 12; 10, с. 14]. В.М. Баранов и В.Н. Карташов дали определение понятия и характеристику принципов правокодифицирующей практики [11, с. 68-69]. В.П. Рябцевым и А.Ю. Блиновой на примере органов прокуратуры рассмотрены общетеоретические принципы систематизации ведомственных НПА [12. с. 38]. М.В. Костенников и А.В. Куракин посвятили свое исследование принципам кодификации административного права [13, 41-45], Н.А. Лопашенко и Т.В. Кленова

- уголовного права [14; 15; 16].

Важность приведенных выше исследований не вызывает сомнений. Однако представляется необходимым, говоря о принципах систематизации НПА, в том числе локальных, использовать системный подход.

Прежде всего обратимся к этимологии понятия «принцип». Оно происходит от латинского слова «рппаршт» - основа, начало и используется в нескольких значениях: 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д., руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения; 3) основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки [17, с. 400]. В Словаре русского языка дается аналогичное толкование данного понятия [18, с. 428]. Применительно к систематизации НПА понятие «принцип» используется в значении руководящего положения, основного правила, установки для данной

деятельности. Как заметила Е.Г. Комиссарова, «...трудно найти в русском языке столь многозначный и столь же часто употребимый термин. Многозначность или универсальность, сопутствующие термину “принцип” за пределами юридического быта, в правовой сфере становятся не благом, а проблемой. Точность понятий, используемых в праве, - это то, к чему необходимо стремиться» [19, с. 15-16].

Определяя принципы систематизации локальных НПА, необходимо, на наш взгляд, исходить из следующего.

1. Систематизация НПА - деятельность сложная и многогранная, вследствие чего она подразделяется на виды. Вопрос о видах до сих пор остается дискуссионным. Однако он не составляет предмет рассмотрения данной статьи, поэтому ограничимся указанием на то, что разделяем точку зрения авторов, выделяющих четыре вида систематизации НПА - учет, инкорпорацию, консолидацию и кодификацию [20, с. 123; 21, с. 123, 124; 22, с. 13, 22; 23, с. 447, 448; 1, с. 439]. Представляется, что необходимо различать принципы систематизации в целом, отдельных ее видов, а также особенные принципы, которыми следует руководствоваться наряду с общими и частными принципами для решения определенной задачи (например, при организации систематизированного учета, подготовке сборника НПА, укрупненного акта).

2. Поскольку систематизация локальных НПА - одна из составляющих систематизации в праве, то она должна осуществляться в соответствии с общими и частными принципами данной деятельности. А особенные принципы определяются поставленной задачей, условиями и возможностями организации, учреждения, предприятия. Можно сказать, что принципы систематизации локальных НПА - это система, то есть множество правил, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство [24, с. 99]. Гибкость системы обеспечивает систематизаторам возможность избирательного подхода к частным и особенным принципам.

3. Трудно переоценить роль, которую играет в систематизации классификация - особый вид деления - логической операции, раскрывающей объем понятия. По справедливому замечанию Е.В. Чума-нова, классификация закладывает основы кодификационной деятельности, служит базой для разработки схем систематических собраний (сводов) законодательства, играет существенную роль в работе по учету НПА, помогает осуществлять полный и достоверный поиск правовой информации [25, с. 103]. Поэтому принципы классификации представляется необходимым отнести к общим принципам систематизации.

4. Консолидация является не только видом систематизации, но и правотворческим приемом, а кодификация - высший вид систематизации и правотворчества.

С.И. Архипов предложил использовать логическое расчленение кодификации на две составные части, а критерием отграничения систематизации от правотворчества при этом считать конкретную цель деятельности органа: либо приведение в систему, упорядочение действующих, а также разрабатываемых нормативных предписаний; либо осуществление нормативной регламентации отношений, их правовое урегулирование [26, с. 59, 61]. Соглашаясь с обоснованностью выделения двух составляющих кодификационной деятельности, следует отметить, что цель у правотворческого органа в данном случае одна, но она может быть достигнута только сочетанием методов и приемов названных видов юридической деятельности. Поэтому осуществление «систематизации» при кодификации и консолидации не может быть автономным, безотносительным к принципам правотворчества. Можно ли, например, говорить о достижении цели систематизации, если в нарушение правотворческого принципа законности кодификационный или консолидированный акт принят неправомочным органом, или с нарушением процедур, или противоречит действующему законодательству?

5. Содержание, сущность и назначение права в обществе характеризуют принципы права. Их принято подразделять на

нормы-принципы, содержащиеся в НПА, и идеи-принципы, которые выводятся из смысла законов. Объектом систематизации являются НПА, заключающие в себе правовые нормы. Поэтому систематизация в праве не может осуществляться безотносительно к принципам права.

Особое значение имеет соотношение принципов права и принципов кодификации. Применительно к уголовному праву Т.В. Кленова сделала вывод, который может быть распространен и на другие отрасли права: «...если принципы права определяют общую направленность уголовно-правового регулирования, систему и содержание уголовно-правовых норм, то принципы кодификации предопределяют, как следует выражать их в законодательстве, чтобы добиться наилучших правовых результатов» [16, с. 57].

Таким образом, принципы систематизации локальных НПА - это единство общих, частных и особенных правил приведения в определенную систему внутри-организационных подзаконных нормативных правовых актов и правовых норм. Это общие правила систематизации; правила, распространяющиеся на ее отдельные виды; особенные правила, определяемые в каждом конкретном случае осуществления систематизационной деятельности с учетом условий и возможностей организации, учреждения, предприятия.

Рассмотрим общие принципы, действующие независимо от вида систематизации, которые можно подразделить на две подгруппы: 1) принципы, относящиеся к организации и сущности деятельности; 2) формально-логические принципы классификации.

Итак, к первой подгруппе общих принципов относятся следующие:

- законность. Применительно к систематизации данный принцип включает прежде всего следующее: а) требование к консолидации и кодификации локальных НПА - соответствие Конституции РФ (в литературе иногда называют отдельно принцип конституционности) и другим законам и подзаконным НПА; б) принятие консолидированных и кодификационных

актов компетентными субъектами в соответствии с установленными процедурами. Кроме того, НПА различной юридической силы регламентируют порядок осуществления систематизированного учета [27], а на изданный правотворческим органом сборник НПА можно ссылаться при разрешении споров и иных юридических вопросов как на источник официального опубликования НПА;

- научность. Данный принцип предполагает использование достижений различных наук, прежде всего юридических

- теории государства и права, трудового, административного, гражданского, финансового права, а также неюридических

- логики, информатики. Он подразумевает и привлечение ученых к систематизации (особенно к такому ее виду, как кодификация), однако на локальном уровне это используется редко;

- плановость. Говоря о систематизации российского законодательства, В. Си-вицкий отметил следующее: «Сначала нужно решить, какие направления и способы систематизации являются приоритетными. Необходимо, чтобы план систематизации был официально утвержден. Он должен устанавливать конкретные сроки, органы, ответственные за систематизацию, и т.д.» [28, с. 39]. Полагаем, что данному принципу можно и нужно следовать в организации, учреждении, на предприятии. Невозможно упорядочить НПА, действуя хаотично, несогласованно, от случая к случаю;

- демократизм. Он проявляется, во-первых, в том, что одна из целей систематизации - обеспечить для всего трудового коллектива доступность и удобство в использовании локальных НПА, а во-вторых, в участии членов коллектива в осуществлении систематизации. Например, к подготовке сборников и проектов консолидированных и кодификационных локальных НПА привлекаются сотрудники соответствующих подразделений;

- объективность. Потребность в учете, инкорпорации возникает естественным образом с увеличением количества локальных НПА, что обусловлено приведением внутриорганизационных подзаконных ак-

тов в соответствие с законодательством, развитием новых направлений деятельности организации, учреждения, предприятия, созданием новых подразделений и т.д. Необходимость консолидации также определяется увеличением количества локальных НПА, но регулирующих отношения в какой-либо одной сфере, дублирующих друг друга. Необходимость комплексного регулирования определенной группы общественных отношений, внесения существенных изменений в его содержание, а также принятия сводного документа приводит к началу кодификационных работ. Таким образом, вид систематизации, объем, критерии обусловливаются реальными итогами локального правотворчества, потребностями его дальнейшего развития и реализации права;

- профессионализм. Данный принцип важен в систематизации локальных НПА, как и в любой другой деятельности. Систематизация локальных НПА - один из видов юридической деятельности. Однако, как отмечалось выше, к ее осуществлению привлекаются сотрудники и неюридических подразделений. А наличие юридического образования не является гарантией достаточных знаний и навыков в области систематизации. Выход видится, с одной стороны, в улучшении качества подготовки специалистов с юридическим образованием (например, посредством увеличения количества часов, отведенных на изучение данной темы в рамках дисциплины «Теория государства и права», и введения соответствующего спецкурса), а с другой - в соблюдении принципа преемственности, с которым корреспондирует принцип профессионализма;

- преемственность. Представляется необходимым выделение двух аспектов данного принципа. Во-первых, он способствует реализации принципа профессионализма, когда сотрудники со стажем обучают «новичков» технике и методике ведения систематизации, делятся опытом, накопленным в конкретной организации. Во-вторых, можно говорить о взаимосвязи видов систематизации. Использование этого свойства обеспечивает преемственность.

Юридическая наука и правоохранительная практика Так, учет лежит в основе инкорпорации, консолидации, кодификации. Инкорпорация - в основе консолидации и кодификации. Консолидация и кодификация могут предварять инкорпорацию (последнее, на наш взгляд, не играет существенной роли при систематизации на локальном уровне). В свою очередь, результаты инкорпорации, консолидации и кодификации отражаются при осуществлении учета;

- системность - принцип, относящийся к результатам систематизации,

- сформированному фонду, подготовленному сборнику локальных НПА, сводному консолидированному или кодификационному акту. Обеспечивается внутренней согласованностью и непротиворечивостью как систематизированных локальных правовых норм, так и НПА.

Ко второй подгруппе общих принципов относятся следующие [29, с. 56-57; 30, с. 389]:

- объем членов деления (подмножеств) должен равняться объему всего классифицируемого множества (правило соразмерности деления). Общее количество взятых на учет локальных НПА должно соответствовать количеству документов, объединенных по определенному критерию в различные разделы;

- при одном и том же делении необходимо применять одно и то же основание. Например, при составлении хронологического сборника действующих локальных НПА документы располагаются в соответствии с датами их принятия, вне зависимости от субъекта правотворчества, области регулируемых общественных отношений и т.д.;

- члены деления (подмножества) должны взаимно исключать друг друга. Данный принцип связан с предыдущим. Он нарушается, если при делении используется не одно основание. Так, в сборнике локальных НПА, составленном в соответствии с предметным принципом, недопустимо выделение, например, раздела «Нормативные правовые акты руководителя организации»;

- подразделение на подмножества должно быть непрерывным. «В процессе

деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Каждый из этих видов в свою очередь может быть разделен на виды» [29, с. 57]. Здесь показателен пример с рубрикатором, составляемым при создании справочного аппарата к фонду локальных НПА; с разработкой структуры предметно-тематического сборника НПА; сложноструктурированных консолидированных и кодификационных актов.

Говоря о частных принципах систематизации, следует отметить, что они распространяются на отдельные виды систематизации локальных НПА. Их можно также подразделить на подгруппы: 1) принципы учета и инкорпорации; 2) принципы кодификации и консолидации. Кроме того, предлагается выделить принцип, общий для учета, инкорпорации и консолидации, и принцип кодификации.

К первой подгруппе частных принципов относятся следующие:

- полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве (в отношении инкорпорации данный принцип действует в рамках избранных критериев отбора НПА);

- достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений включенных в информационный фонд актов;

- удобство пользования, необходимое для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве. Указанные принципы А.С. Пиголкин выделял применительно к учету. Однако они в полной мере относятся и к инкорпорации [1, с. 440].

Ко второй подгруппе частных принципов систематизации локальных НПА относятся:

- техническое совершенство принимаемых актов - принцип, предусматривающий широкое использование «...выработанных юридической наукой и апробированных практикой способов и приемов подготовки нормативных текстов, правил

законодательной техники, которые должны быть обязательны для законодателя» [30, с. 31]. Представляется, что техническое совершенство - идеал, к которому следует стремиться всем субъектам правотворчества, и не только локального уровня;

- прогнозирование. Данный принцип, на наш взгляд, в большей степени относится к кодификации, чем к консолидации. До принятия решения о создании консолидированного акта необходимо оценить, достаточно ли будет объединения действующих норм в сводный акт для полноценного регулирования внутриорганизационных отношений, или требуется содержательное обновление правового материала. Разработка кодификационных актов более сложна ввиду их значительного объема, многоуровневой структуры, подготовительных работ (приводятся в систему не только имеющиеся нормы права, но и разрабатываемые), временных и материальных затрат, как правило, более сложной по сравнению с другими локальными НПА процедурой принятия. Кроме того, такой кодификационный акт, как устав, а также изменения и дополнения к нему в обязательном порядке подлежат государственной регистрации. Прогнозирование позволяет рациональнее использовать время и силы специалистов, соединить в локальных нормах динамичность и стабильность.

В группу частных принципов необходимо включить еще два, касающиеся содержания НПА. Во-первых, это сохранение неизменным нормативного содержания систематизируемых актов при учете, инкорпорации и консолидации, а во-вторых - внесение изменений в правовое регулирование в процессе кодификации. Оно достигается посредством упорядочения не только наличного правового материала, но и потенциального, который станет таковым после принятия кодификационного акта.

Затрагивая особенные принципы систематизации локальных НПА, необходимо отметить, что систематизаторы в той или иной организации, учреждении, на предприятии самостоятельно определяют их при решении конкретной задачи. Приступая к систематизации локальных НПА,

необходимо принимать во внимание следующее: качественные и количественные характеристики внутриорганизационного подзаконного массива документов; количество и подготовленность сотрудников, которые будут заниматься систематизацией; материальные ресурсы (возможность тиражирования сборников, создания или приобретения программы для организации компьютерного учета НПА и т.д.); виды и формы систематизации, необходимые и достаточные на данный момент в организации, учреждении, на предприятии. Особенные принципы систематизации локальных НПА дополняют, конкретизируют общие и частные принципы систематизации. Например, определяя принципы отбора материала при подготовке сборника локальных НПА, систематизаторы решают, следует ли включать в него общие и ведомственные НПА или извлечения из них.

Подведем итоги рассмотрения вопроса о принципах систематизации локальных НПА. Проанализировав имеющиеся подходы, а также учитывая разнообразие видов систематизации, неодинаковые условия и возможности организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих данный вид юридической деятельности, необходимо выделить принципы систематизации локальных НПА различной степени обобщенности, а именно:

- общие принципы систематизации локальных НПА, среди которых различаются принципы, относящиеся к организации и сущности рассматриваемой деятельности (законность, научность, плановость, демократизм, объективность, профессионализм, преемственность, системность), и формально-логические принципы деления (деление должно быть соразмерным, непрерывным, производиться по одному основанию, члены деления должны исключать друг друга);

- частные принципы систематизации локальных НПА, присущие ее отдельным видам. Для учета и инкорпорации - это полнота информационного массива, достоверность информации, удобство пользования; для консолидации и кодификации

- техническое совершенство принимаемых

актов, прогнозирование. Кроме того, сюда относится принцип сохранения неизменным нормативного содержания систематизируемых НПА (при учете, инкорпорации и консолидации) и принцип внесения изменений в правовое регулирование (при кодификации);

- особенные принципы систематизации локальных НПА, дополняющие общие и частные, позволяющие учитывать особенности конкретной организации, учреждения, предприятия.

Думается, что вопрос о принципах систематизации НПА должен стать объектом полноценного, посвященного только этой проблеме исследования.

1. Теория государства и права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрайт Издат, 2005. 613 с.

2. Пиголкин А.С., Чернобель Г.Т. Основные принципы формирования Свода законов СССР // Проблемы совершенствования советского законодательства: труды. М., 1978. Вып. 12. С. 27-39.

3. Свод законов Советского государства: Теоретические проблемы: монография. М.: Юрид. лит., 1981. С. 70-84.

4. Юткин В. Некоторые проблемы формирования Свода законов Российской Федерации // Российская юстиция. 1997. № 8. С. 14-16.

5. Поленина С., Колдаева Н. Свод законов РФ как форма систематизации нормативных актов // Российская юстиция.

1996. № 12. С. 13-15.

6. Теория государства и права: учебник / отв. ред. А.И. Королев, Л.С. Явич. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 550 [2] с.

7. Ксенофонтов В.В. Систематизация российского законодательства: Принципы и процедуры: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 167 с.

8. Сивицкий В.А. Систематизация конституционно-правовых актов РФ: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. 196 с.

9. Васильев Ю.С., Евтеев М.П. Кодификация и систематизация законодательства // Советское государство и право. 1971. № 9. С. 11-20.

10. Грищук В.К. История кодификации законодательства развитого социализма (на материалах Украинской ССР): авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1985. 19 с.

11. Баранов В.М., Карташов В.Н. Юридические принципы технологии правовой кодификации // Кодификация законодательства: Теория, практика, техника: материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 25-26 сентября 2008 г.) / под ред. В.М. Баранова, Д.Г. Краснова. Н. Новгород, 2009.

С. 60-73.

12. Рябцев В.П., Блинова А.Ю. Ведомственные нормативные правовые акты: проблемы систематизации (на примере прокуратуры РФ) // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 34-40.

13. Костенников М.В., Куракин А.В. Принципы кодификации норм административного права // Государство и право. 2006. № 8. С. 38-45.

14. Лопашенко Н.А. Принципы кодификации уголовно-правовых норм: монография / под ред. Н.С. Шостака. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. 95 [2] с.

15. Кленова Т.В. Принципы кодификации уголовно-правовых норм // Кодификация законодательства: Теория, практика, техника: материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 25-26 сентября 2008 г.) / под ред. В.М. Баранова, Д.Г. Краснова. Н. Новгород, 2009. С. 834-856.

16. Кленова Т.В. Принципы уголовного права и принципы кодификации в уголовном праве // Государство и право.

1997. № 1. С. 54-59.

17. Словарь иностранных слов. 13-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. 608 с.

18. Словарь русского языка: В 4 т. Т. 3. П-Р. 3-е изд., стереотип. М.: Рус. яз.,

1987. 750 с.

19. Комиссарова Е.Г. Об основных началах гражданского законодательства // Журнал российского права. 2001. № 5.

С. 13-21.

20. Бабаев В.К., Баранов В.М., Тол-стик В.А. Теория права и государства в

схемах и определениях: учеб. пособие. М.: Юристъ, 2002. 256 с.

21. Демин А.В. Теория государства и права: курс лекций. М.: Инфра-М, 2002. 184 с.

22. Кудешкина О.Б. Систематизация отечественного законодательства: дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2002. 147 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник. М.: Издат. группа «Норма-Инфра-М», 1999. 552 с.

24. Словарь русского языка: в 4 т. Т. 4. С-Я. 3-е изд., стереотип. М.: Рус. яз.,

1988. 795 [1] с.

25. Чуманов Е.В. Классификация в российском законодательстве: дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. 199 с.

26. Архипов С.И. Систематизация локальных норм советского права: дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1987. 176 с.

27. Об утверждении Инструкции о юридическом учете нормативных и иных правовых актов в ФТС России: приказ Федеральной таможенной службы РФ от 28 апреля 2005 г. № 382. URL: http: // www/ tks.ru//news/law/2005/05/11/0006 (дата обращения: 20.11.2007).

28. Сивицкий В. Как систематизировать российское законодательство // Российская юстиция. 1999. № 8. С. 39-40.

29. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юрид. вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. 256 с.

30. Соловьев А.А. Правотворческая деятельность органов внутренних дел субъектов РФ: На материалах ГУВД Московской области: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 236 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.