ПРИНЦИПЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Е.В. Карнаухова
(научный сотрудник Тюменского юридического института МВД России;
8 (3452) 59-84-84)
Статья посвящена рассмотрению правил, которым необходимо следовать при систематизации внутриорганизационного нормативно-правового материала. В ней дано определение и выделены три группы принципов систематизации локальных нормативных правовых актов. Сделан вывод о том, что тема требует дополнительного исследования.
Ключевые слова: принципы, система, систематизация, локальный нормативный правовой акт.
Осуществление любого вида человеческой деятельности подчинено определенным принципам, или правилам, в которых сконцентрирован накопленный теоретический и практический опыт. Это позволяет оптимизировать выполнение тех или иных повторяющихся действий.
Одним из важных направлений юридической деятельности является систематизация нормативных правовых актов (далее
- НПА), то есть приведение НПА и правовых норм, в них содержащихся, в определенную систему с целью обеспечения возможности более полной реализации права, улучшения качества правотворчества.
Особое место среди объектов систематизации занимают локальные НПА, или внутриорганизационные подзаконные нормативные акты. К таковым относятся письменные документы, исходящие от компетентных субъектов правотворчества организации (учреждения, предприятия), отличающиеся оперативностью принятия, представляющие собой подзаконные акты, содержащие правовые нормы, предназначенные для регулирования внутриоргани-зационных отношений.
Главной особенностью систематизации локальных НПА является то, что в ней заинтересованы и ее осуществляют собственными силами (если исключить возможность привлечения специалистов на коммерческой основе) лишь те организации, учреждения, предприятия, в которых данные акты приняты и действуют.
Систематизируя НПА, в том числе локальные, необходимо следовать соответствующим принципам. Однако в теории
права вопрос о принципах систематизации НПА в целом и локальных, в частности, остается недостаточно разработанным, несмотря на то, что многие авторы посвящали свои труды различным аспектам данного вопроса. Так, А.С. Пиголкиным выделены основные принципы организации учета законодательства [1, с. 440]. Значительно раньше им же в соавторстве с Г.Т. Чер-нобелем были рассмотрены основные принципы формирования Свода законов СССР [2, с. 27-39; 3, с. 70-84]. Не обошли вниманием ученые и практики принципы формирования Свода законов РФ [4, с. 1416; 5, с. 15].
В.Э. Краснянский предложил считать правила деления объема понятия (деление должно быть соразмерным, непрерывным, производиться по одному основанию, а его члены должны исключать друг друга) формально-логическими принципами классификации, так как они содержат требования к процедуре и касаются формы мыслительного процесса [6, с. 389]. Впоследствии данные принципы воспроизвел в диссертационном исследовании, посвященном систематизации российского законодательства, В.В. Ксенофонтов, назвав их принципами систематизации законодательства [7, с. 31-32].
В.А. Сивицким выделены две группы требований (принципов) систематизации: требования к результату систематизации и требования к процессу систематизации. «Требованиями к результату систематизации - пишет он, - являются полнота, подробность и понятность регулирования, удобство пользования системой НПА и
правовых норм, единство массива НПА, отсутствие в нем противоречий; требованиями к процессу систематизации - плановость, единовременность, нормативное регулирование процесса, организационная и финансовая обеспеченность, политическое согласие, наличие идеологической составляющей» [8, с. 52]. При этом автор подчеркивает, что все принципы систематизации тесно связаны между собой и их невозможно реализовывать отдельно друг от друга [8, с. 53].
Ю.С. Васильев, М.П. Евтеев, а также
В.К. Грищук предложили перечни основных принципов, присущих советскому кодификационному процессу [9, с. 12; 10, с. 14]. В.М. Баранов и В.Н. Карташов дали определение понятия и характеристику принципов правокодифицирующей практики [11, с. 68-69]. В.П. Рябцевым и А.Ю. Блиновой на примере органов прокуратуры рассмотрены общетеоретические принципы систематизации ведомственных НПА [12. с. 38]. М.В. Костенников и А.В. Куракин посвятили свое исследование принципам кодификации административного права [13, 41-45], Н.А. Лопашенко и Т.В. Кленова
- уголовного права [14; 15; 16].
Важность приведенных выше исследований не вызывает сомнений. Однако представляется необходимым, говоря о принципах систематизации НПА, в том числе локальных, использовать системный подход.
Прежде всего обратимся к этимологии понятия «принцип». Оно происходит от латинского слова «рппаршт» - основа, начало и используется в нескольких значениях: 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д., руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения; 3) основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки [17, с. 400]. В Словаре русского языка дается аналогичное толкование данного понятия [18, с. 428]. Применительно к систематизации НПА понятие «принцип» используется в значении руководящего положения, основного правила, установки для данной
деятельности. Как заметила Е.Г. Комиссарова, «...трудно найти в русском языке столь многозначный и столь же часто употребимый термин. Многозначность или универсальность, сопутствующие термину “принцип” за пределами юридического быта, в правовой сфере становятся не благом, а проблемой. Точность понятий, используемых в праве, - это то, к чему необходимо стремиться» [19, с. 15-16].
Определяя принципы систематизации локальных НПА, необходимо, на наш взгляд, исходить из следующего.
1. Систематизация НПА - деятельность сложная и многогранная, вследствие чего она подразделяется на виды. Вопрос о видах до сих пор остается дискуссионным. Однако он не составляет предмет рассмотрения данной статьи, поэтому ограничимся указанием на то, что разделяем точку зрения авторов, выделяющих четыре вида систематизации НПА - учет, инкорпорацию, консолидацию и кодификацию [20, с. 123; 21, с. 123, 124; 22, с. 13, 22; 23, с. 447, 448; 1, с. 439]. Представляется, что необходимо различать принципы систематизации в целом, отдельных ее видов, а также особенные принципы, которыми следует руководствоваться наряду с общими и частными принципами для решения определенной задачи (например, при организации систематизированного учета, подготовке сборника НПА, укрупненного акта).
2. Поскольку систематизация локальных НПА - одна из составляющих систематизации в праве, то она должна осуществляться в соответствии с общими и частными принципами данной деятельности. А особенные принципы определяются поставленной задачей, условиями и возможностями организации, учреждения, предприятия. Можно сказать, что принципы систематизации локальных НПА - это система, то есть множество правил, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство [24, с. 99]. Гибкость системы обеспечивает систематизаторам возможность избирательного подхода к частным и особенным принципам.
3. Трудно переоценить роль, которую играет в систематизации классификация - особый вид деления - логической операции, раскрывающей объем понятия. По справедливому замечанию Е.В. Чума-нова, классификация закладывает основы кодификационной деятельности, служит базой для разработки схем систематических собраний (сводов) законодательства, играет существенную роль в работе по учету НПА, помогает осуществлять полный и достоверный поиск правовой информации [25, с. 103]. Поэтому принципы классификации представляется необходимым отнести к общим принципам систематизации.
4. Консолидация является не только видом систематизации, но и правотворческим приемом, а кодификация - высший вид систематизации и правотворчества.
С.И. Архипов предложил использовать логическое расчленение кодификации на две составные части, а критерием отграничения систематизации от правотворчества при этом считать конкретную цель деятельности органа: либо приведение в систему, упорядочение действующих, а также разрабатываемых нормативных предписаний; либо осуществление нормативной регламентации отношений, их правовое урегулирование [26, с. 59, 61]. Соглашаясь с обоснованностью выделения двух составляющих кодификационной деятельности, следует отметить, что цель у правотворческого органа в данном случае одна, но она может быть достигнута только сочетанием методов и приемов названных видов юридической деятельности. Поэтому осуществление «систематизации» при кодификации и консолидации не может быть автономным, безотносительным к принципам правотворчества. Можно ли, например, говорить о достижении цели систематизации, если в нарушение правотворческого принципа законности кодификационный или консолидированный акт принят неправомочным органом, или с нарушением процедур, или противоречит действующему законодательству?
5. Содержание, сущность и назначение права в обществе характеризуют принципы права. Их принято подразделять на
нормы-принципы, содержащиеся в НПА, и идеи-принципы, которые выводятся из смысла законов. Объектом систематизации являются НПА, заключающие в себе правовые нормы. Поэтому систематизация в праве не может осуществляться безотносительно к принципам права.
Особое значение имеет соотношение принципов права и принципов кодификации. Применительно к уголовному праву Т.В. Кленова сделала вывод, который может быть распространен и на другие отрасли права: «...если принципы права определяют общую направленность уголовно-правового регулирования, систему и содержание уголовно-правовых норм, то принципы кодификации предопределяют, как следует выражать их в законодательстве, чтобы добиться наилучших правовых результатов» [16, с. 57].
Таким образом, принципы систематизации локальных НПА - это единство общих, частных и особенных правил приведения в определенную систему внутри-организационных подзаконных нормативных правовых актов и правовых норм. Это общие правила систематизации; правила, распространяющиеся на ее отдельные виды; особенные правила, определяемые в каждом конкретном случае осуществления систематизационной деятельности с учетом условий и возможностей организации, учреждения, предприятия.
Рассмотрим общие принципы, действующие независимо от вида систематизации, которые можно подразделить на две подгруппы: 1) принципы, относящиеся к организации и сущности деятельности; 2) формально-логические принципы классификации.
Итак, к первой подгруппе общих принципов относятся следующие:
- законность. Применительно к систематизации данный принцип включает прежде всего следующее: а) требование к консолидации и кодификации локальных НПА - соответствие Конституции РФ (в литературе иногда называют отдельно принцип конституционности) и другим законам и подзаконным НПА; б) принятие консолидированных и кодификационных
актов компетентными субъектами в соответствии с установленными процедурами. Кроме того, НПА различной юридической силы регламентируют порядок осуществления систематизированного учета [27], а на изданный правотворческим органом сборник НПА можно ссылаться при разрешении споров и иных юридических вопросов как на источник официального опубликования НПА;
- научность. Данный принцип предполагает использование достижений различных наук, прежде всего юридических
- теории государства и права, трудового, административного, гражданского, финансового права, а также неюридических
- логики, информатики. Он подразумевает и привлечение ученых к систематизации (особенно к такому ее виду, как кодификация), однако на локальном уровне это используется редко;
- плановость. Говоря о систематизации российского законодательства, В. Си-вицкий отметил следующее: «Сначала нужно решить, какие направления и способы систематизации являются приоритетными. Необходимо, чтобы план систематизации был официально утвержден. Он должен устанавливать конкретные сроки, органы, ответственные за систематизацию, и т.д.» [28, с. 39]. Полагаем, что данному принципу можно и нужно следовать в организации, учреждении, на предприятии. Невозможно упорядочить НПА, действуя хаотично, несогласованно, от случая к случаю;
- демократизм. Он проявляется, во-первых, в том, что одна из целей систематизации - обеспечить для всего трудового коллектива доступность и удобство в использовании локальных НПА, а во-вторых, в участии членов коллектива в осуществлении систематизации. Например, к подготовке сборников и проектов консолидированных и кодификационных локальных НПА привлекаются сотрудники соответствующих подразделений;
- объективность. Потребность в учете, инкорпорации возникает естественным образом с увеличением количества локальных НПА, что обусловлено приведением внутриорганизационных подзаконных ак-
тов в соответствие с законодательством, развитием новых направлений деятельности организации, учреждения, предприятия, созданием новых подразделений и т.д. Необходимость консолидации также определяется увеличением количества локальных НПА, но регулирующих отношения в какой-либо одной сфере, дублирующих друг друга. Необходимость комплексного регулирования определенной группы общественных отношений, внесения существенных изменений в его содержание, а также принятия сводного документа приводит к началу кодификационных работ. Таким образом, вид систематизации, объем, критерии обусловливаются реальными итогами локального правотворчества, потребностями его дальнейшего развития и реализации права;
- профессионализм. Данный принцип важен в систематизации локальных НПА, как и в любой другой деятельности. Систематизация локальных НПА - один из видов юридической деятельности. Однако, как отмечалось выше, к ее осуществлению привлекаются сотрудники и неюридических подразделений. А наличие юридического образования не является гарантией достаточных знаний и навыков в области систематизации. Выход видится, с одной стороны, в улучшении качества подготовки специалистов с юридическим образованием (например, посредством увеличения количества часов, отведенных на изучение данной темы в рамках дисциплины «Теория государства и права», и введения соответствующего спецкурса), а с другой - в соблюдении принципа преемственности, с которым корреспондирует принцип профессионализма;
- преемственность. Представляется необходимым выделение двух аспектов данного принципа. Во-первых, он способствует реализации принципа профессионализма, когда сотрудники со стажем обучают «новичков» технике и методике ведения систематизации, делятся опытом, накопленным в конкретной организации. Во-вторых, можно говорить о взаимосвязи видов систематизации. Использование этого свойства обеспечивает преемственность.
Юридическая наука и правоохранительная практика Так, учет лежит в основе инкорпорации, консолидации, кодификации. Инкорпорация - в основе консолидации и кодификации. Консолидация и кодификация могут предварять инкорпорацию (последнее, на наш взгляд, не играет существенной роли при систематизации на локальном уровне). В свою очередь, результаты инкорпорации, консолидации и кодификации отражаются при осуществлении учета;
- системность - принцип, относящийся к результатам систематизации,
- сформированному фонду, подготовленному сборнику локальных НПА, сводному консолидированному или кодификационному акту. Обеспечивается внутренней согласованностью и непротиворечивостью как систематизированных локальных правовых норм, так и НПА.
Ко второй подгруппе общих принципов относятся следующие [29, с. 56-57; 30, с. 389]:
- объем членов деления (подмножеств) должен равняться объему всего классифицируемого множества (правило соразмерности деления). Общее количество взятых на учет локальных НПА должно соответствовать количеству документов, объединенных по определенному критерию в различные разделы;
- при одном и том же делении необходимо применять одно и то же основание. Например, при составлении хронологического сборника действующих локальных НПА документы располагаются в соответствии с датами их принятия, вне зависимости от субъекта правотворчества, области регулируемых общественных отношений и т.д.;
- члены деления (подмножества) должны взаимно исключать друг друга. Данный принцип связан с предыдущим. Он нарушается, если при делении используется не одно основание. Так, в сборнике локальных НПА, составленном в соответствии с предметным принципом, недопустимо выделение, например, раздела «Нормативные правовые акты руководителя организации»;
- подразделение на подмножества должно быть непрерывным. «В процессе
деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Каждый из этих видов в свою очередь может быть разделен на виды» [29, с. 57]. Здесь показателен пример с рубрикатором, составляемым при создании справочного аппарата к фонду локальных НПА; с разработкой структуры предметно-тематического сборника НПА; сложноструктурированных консолидированных и кодификационных актов.
Говоря о частных принципах систематизации, следует отметить, что они распространяются на отдельные виды систематизации локальных НПА. Их можно также подразделить на подгруппы: 1) принципы учета и инкорпорации; 2) принципы кодификации и консолидации. Кроме того, предлагается выделить принцип, общий для учета, инкорпорации и консолидации, и принцип кодификации.
К первой подгруппе частных принципов относятся следующие:
- полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве (в отношении инкорпорации данный принцип действует в рамках избранных критериев отбора НПА);
- достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений включенных в информационный фонд актов;
- удобство пользования, необходимое для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве. Указанные принципы А.С. Пиголкин выделял применительно к учету. Однако они в полной мере относятся и к инкорпорации [1, с. 440].
Ко второй подгруппе частных принципов систематизации локальных НПА относятся:
- техническое совершенство принимаемых актов - принцип, предусматривающий широкое использование «...выработанных юридической наукой и апробированных практикой способов и приемов подготовки нормативных текстов, правил
законодательной техники, которые должны быть обязательны для законодателя» [30, с. 31]. Представляется, что техническое совершенство - идеал, к которому следует стремиться всем субъектам правотворчества, и не только локального уровня;
- прогнозирование. Данный принцип, на наш взгляд, в большей степени относится к кодификации, чем к консолидации. До принятия решения о создании консолидированного акта необходимо оценить, достаточно ли будет объединения действующих норм в сводный акт для полноценного регулирования внутриорганизационных отношений, или требуется содержательное обновление правового материала. Разработка кодификационных актов более сложна ввиду их значительного объема, многоуровневой структуры, подготовительных работ (приводятся в систему не только имеющиеся нормы права, но и разрабатываемые), временных и материальных затрат, как правило, более сложной по сравнению с другими локальными НПА процедурой принятия. Кроме того, такой кодификационный акт, как устав, а также изменения и дополнения к нему в обязательном порядке подлежат государственной регистрации. Прогнозирование позволяет рациональнее использовать время и силы специалистов, соединить в локальных нормах динамичность и стабильность.
В группу частных принципов необходимо включить еще два, касающиеся содержания НПА. Во-первых, это сохранение неизменным нормативного содержания систематизируемых актов при учете, инкорпорации и консолидации, а во-вторых - внесение изменений в правовое регулирование в процессе кодификации. Оно достигается посредством упорядочения не только наличного правового материала, но и потенциального, который станет таковым после принятия кодификационного акта.
Затрагивая особенные принципы систематизации локальных НПА, необходимо отметить, что систематизаторы в той или иной организации, учреждении, на предприятии самостоятельно определяют их при решении конкретной задачи. Приступая к систематизации локальных НПА,
необходимо принимать во внимание следующее: качественные и количественные характеристики внутриорганизационного подзаконного массива документов; количество и подготовленность сотрудников, которые будут заниматься систематизацией; материальные ресурсы (возможность тиражирования сборников, создания или приобретения программы для организации компьютерного учета НПА и т.д.); виды и формы систематизации, необходимые и достаточные на данный момент в организации, учреждении, на предприятии. Особенные принципы систематизации локальных НПА дополняют, конкретизируют общие и частные принципы систематизации. Например, определяя принципы отбора материала при подготовке сборника локальных НПА, систематизаторы решают, следует ли включать в него общие и ведомственные НПА или извлечения из них.
Подведем итоги рассмотрения вопроса о принципах систематизации локальных НПА. Проанализировав имеющиеся подходы, а также учитывая разнообразие видов систематизации, неодинаковые условия и возможности организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих данный вид юридической деятельности, необходимо выделить принципы систематизации локальных НПА различной степени обобщенности, а именно:
- общие принципы систематизации локальных НПА, среди которых различаются принципы, относящиеся к организации и сущности рассматриваемой деятельности (законность, научность, плановость, демократизм, объективность, профессионализм, преемственность, системность), и формально-логические принципы деления (деление должно быть соразмерным, непрерывным, производиться по одному основанию, члены деления должны исключать друг друга);
- частные принципы систематизации локальных НПА, присущие ее отдельным видам. Для учета и инкорпорации - это полнота информационного массива, достоверность информации, удобство пользования; для консолидации и кодификации
- техническое совершенство принимаемых
актов, прогнозирование. Кроме того, сюда относится принцип сохранения неизменным нормативного содержания систематизируемых НПА (при учете, инкорпорации и консолидации) и принцип внесения изменений в правовое регулирование (при кодификации);
- особенные принципы систематизации локальных НПА, дополняющие общие и частные, позволяющие учитывать особенности конкретной организации, учреждения, предприятия.
Думается, что вопрос о принципах систематизации НПА должен стать объектом полноценного, посвященного только этой проблеме исследования.
1. Теория государства и права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрайт Издат, 2005. 613 с.
2. Пиголкин А.С., Чернобель Г.Т. Основные принципы формирования Свода законов СССР // Проблемы совершенствования советского законодательства: труды. М., 1978. Вып. 12. С. 27-39.
3. Свод законов Советского государства: Теоретические проблемы: монография. М.: Юрид. лит., 1981. С. 70-84.
4. Юткин В. Некоторые проблемы формирования Свода законов Российской Федерации // Российская юстиция. 1997. № 8. С. 14-16.
5. Поленина С., Колдаева Н. Свод законов РФ как форма систематизации нормативных актов // Российская юстиция.
1996. № 12. С. 13-15.
6. Теория государства и права: учебник / отв. ред. А.И. Королев, Л.С. Явич. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 550 [2] с.
7. Ксенофонтов В.В. Систематизация российского законодательства: Принципы и процедуры: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 167 с.
8. Сивицкий В.А. Систематизация конституционно-правовых актов РФ: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. 196 с.
9. Васильев Ю.С., Евтеев М.П. Кодификация и систематизация законодательства // Советское государство и право. 1971. № 9. С. 11-20.
10. Грищук В.К. История кодификации законодательства развитого социализма (на материалах Украинской ССР): авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1985. 19 с.
11. Баранов В.М., Карташов В.Н. Юридические принципы технологии правовой кодификации // Кодификация законодательства: Теория, практика, техника: материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 25-26 сентября 2008 г.) / под ред. В.М. Баранова, Д.Г. Краснова. Н. Новгород, 2009.
С. 60-73.
12. Рябцев В.П., Блинова А.Ю. Ведомственные нормативные правовые акты: проблемы систематизации (на примере прокуратуры РФ) // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 34-40.
13. Костенников М.В., Куракин А.В. Принципы кодификации норм административного права // Государство и право. 2006. № 8. С. 38-45.
14. Лопашенко Н.А. Принципы кодификации уголовно-правовых норм: монография / под ред. Н.С. Шостака. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. 95 [2] с.
15. Кленова Т.В. Принципы кодификации уголовно-правовых норм // Кодификация законодательства: Теория, практика, техника: материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 25-26 сентября 2008 г.) / под ред. В.М. Баранова, Д.Г. Краснова. Н. Новгород, 2009. С. 834-856.
16. Кленова Т.В. Принципы уголовного права и принципы кодификации в уголовном праве // Государство и право.
1997. № 1. С. 54-59.
17. Словарь иностранных слов. 13-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. 608 с.
18. Словарь русского языка: В 4 т. Т. 3. П-Р. 3-е изд., стереотип. М.: Рус. яз.,
1987. 750 с.
19. Комиссарова Е.Г. Об основных началах гражданского законодательства // Журнал российского права. 2001. № 5.
С. 13-21.
20. Бабаев В.К., Баранов В.М., Тол-стик В.А. Теория права и государства в
схемах и определениях: учеб. пособие. М.: Юристъ, 2002. 256 с.
21. Демин А.В. Теория государства и права: курс лекций. М.: Инфра-М, 2002. 184 с.
22. Кудешкина О.Б. Систематизация отечественного законодательства: дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2002. 147 с.
23. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник. М.: Издат. группа «Норма-Инфра-М», 1999. 552 с.
24. Словарь русского языка: в 4 т. Т. 4. С-Я. 3-е изд., стереотип. М.: Рус. яз.,
1988. 795 [1] с.
25. Чуманов Е.В. Классификация в российском законодательстве: дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. 199 с.
26. Архипов С.И. Систематизация локальных норм советского права: дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1987. 176 с.
27. Об утверждении Инструкции о юридическом учете нормативных и иных правовых актов в ФТС России: приказ Федеральной таможенной службы РФ от 28 апреля 2005 г. № 382. URL: http: // www/ tks.ru//news/law/2005/05/11/0006 (дата обращения: 20.11.2007).
28. Сивицкий В. Как систематизировать российское законодательство // Российская юстиция. 1999. № 8. С. 39-40.
29. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юрид. вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. 256 с.
30. Соловьев А.А. Правотворческая деятельность органов внутренних дел субъектов РФ: На материалах ГУВД Московской области: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 236 с.